Читайте на Mountain.RU
Новый год на Эльбрусе, Кирилл Корабельников, г. Санкт-Петербург
Зимой на Эльбрус с профессиональной фотоаппаратурой, Евгений Седельников, г. Москва

Автор: Костя Сергин, г. Климовск

НОВЫЙ ГОД НА ЭЛЬБРУСЕ

Турклуб МГУ, руководитель - Зеленцов Д. Ю., маршрутная книжка
№ 11\3-101

Фото: Евгения Седельникова

Идея отметить Новый, 2001 год на вершине Эльбруса родилась осенью, в сентябре. Благодаря Диме Зеленцову который сказал: "если бардак неизбежен, то его надо возглавить", началась реализация идеи в жизнь.

Подготовка была достаточно серьезной, и все отнеслись к ней ответственно. Из рассказов и литературы мы знали, что некоторые зимние (впрочем, и летние тоже) восхождения на Эльбрус оканчивались плачевно, вплоть до того, что и людей потом не находили.

Одежда, снаряжение, продукты, газ и другое - тщательно проверялись на тренировочных выходах. Но главное, что 22 декабря свело вместе 9 человек (один летел самолетом) в вагоне поезда Москва-Нальчик, это несгибаемое намерение попытаться взойти на вершину.

После курса лечения народными средствами от гриппа и простуд мы выгрузились в Нальчике. За 1,5 тыс. рублей арендовали ПАЗик, который довез нас до базы МГУ в Азау. Мы пренебрегли холодным домиком без удобств, и поселились через дорогу в хижине "Логово", где было тепло и приятно, но за 120 руб. с человека без кормежки. Там же обитала группа поддержки команды В. Копылова. Нам рассказали про жуткую погоду наверху, и что выше скал Пастухова пока не поднимался никто.

Для акклиматизации мы гуляли по разным местам, типа "Поляны нарзанов", верховий Баксана, баров, шашлычных, вершины Азау-Гитче-Чегет-Карабаши (в просторечии - Чегет), а когда почувствовали, что несгибаемое намерение зовет, отправились наверх. Правда вышла заминка в полдня - утром 26 декабря вновь отключили электричество по всей Баксанской долине и канатка встала. Хорошо, что мы не успели сесть. Кто-то, ехавший сверху - завис.

Группа МАИ под руководством Божукова отправилась пешком с рюкзаками наверх. Мы обсудили - не последовать ли по их стопам, но решили не выматываться - после такого подъема с нашим грузом, нам потребуется 2 дня на восстановление. Для разминки, часть народу налегке поднялась до половины пути к станции "Кругозор", заодно сделав маевцам тропу.

Снега очень мало, чтобы кататься на лыжах или досках, но много - чтобы идти пешком.

Сходили на водопад Азау, где Сергей Доронин, вчера спустившийся с в. Терсколак, учил нас лазить по льду.

В пятом часу появился ток и большая группа из Тольятти с веселыми девушками. Но наше несгибаемое намерение тянуло нас вверх, и мы уехали, хотя и с некоторым сожалением.

На станции Мир встретили маевцев в состоянии нестояния. Они ждали своего руководителя, и собирались здесь же заночевать. Креселка не работала, и мы добрели до бочек Гарабаши и вселились в две из них, предварительно откопав двери от сугробов. Ключи взяли внизу у хозяина бочек (80 руб. в день с чел.)

На следующее утро 27 декабря, мы сходили на скалы Пастухова и врыли 3 палатки - наш промежуточный лагерь. Ветер здесь дул вовсю, но с ног почти не сбивал. Чтобы отрыть пещеру, снега было мало, и мы построили высокие стенки из фирновых блоков (здесь очень пригодились обычные ножовки по дереву, потом на седловине их у нас просили Зеленоградцы и ребята Демченко).

Выше "Приюта 11" было много открытого льда. Выше скал Пастухова - тоже.

Вечером в столовой "бочек" была встреча спасателей (27.12 - день спасателей) и адептов альпинизма. Слушать было очень интересно и забавно временами. В "бочках" сейчас живет много народа, в основном из Питера и Москвы.

28.12.2000 мы освободили бочки, и перебрались в лагерь на 4700 м. на скалах Пастухова. Один наш товарищ почувствовал себя плохо и с сопровождением вернулся на бочки, а затем и совсем вниз, но уже один. Так нас осталось девять.

На Скалах, чуть выше нас появилась чья-то палатка, а потом, кажется еще одна.

29 декабря дошли до седловины, провесив 2 или 3 веревки выше скал Пастухова. Для подъема они не нужны, а могли пригодиться на спуске при плохой погоде. Еще 2 веревки провесили, забыл уж кто. На склоне не сказать, чтобы оживленно, но кто-то периодически проходит вверх или вниз. Начали строить лагерь на седловине на 5300 м и к вечеру спустились на 4700 м, где поужинали слегка, и спокойно переночевали под завывание ветра.

30 декабря поднялись на седло, оставив на 4700 м две палатки. Нарастили ветровые стенки, и готовили лагерь к непогоде.

Подошли ребята из Зеленограда, под руководством Славы Скрипко, и начали ставить палатки рядом с нами, но потом перешли к обломкам приюта. Ветер на седловине не сильнее, чем на скалах Пастухова, а в отдельных местах - слабее. Вечером с аппетитом поужинали (правда не все с аппетитом), некоторое поели даже сала.

31 декабря 2000 года. Погода портится, но довольно тепло - не ниже 15-17 мороза. Подошли ребята альпклуба МВО (Московского Военного Округа) им. Демченко и поставили палатки рядом с нами, а Зеленоградцы кроме двоих свалили вниз. Подходили снизу Питерцы и еще кто-то, с надписями "Чо-Ойю-99", кто-то уходил вниз. Были одна-две девушки. Самочувствие на этой высоте у всех было не на высоте, но несгибаемое намерение и работа по обустройству лагеря не позволяли нам расслабляться. Аппетит пропал, только много пили. Газ горел нормально, готовили в тамбуре палатки.

К вечеру погода испортилась совсем - мела беспросветная метель. Около десяти вечера сделали попытку взойти на вершину, но ориентироваться мешала плохая видимость. Подчиняясь зову несгибаемого намерения, еще рыпались вверх, но потом решили, что в такую погоду вершина ничем не лучше седловины. К полуночи мы все вернулись в лагерь, успели выпить подогретого вина и полузамерзшего шампанского (хотя оно было залито в термос с герметичной пробкой и "жило" в спальнике, а потом под пуховкой). А потом запускали салют, петарды, бенгальские огни на пару с ребятами Демченко. К часу ночи утомились и легли спать.

Утро нового тысячелетия на седловине Эльбруса.
Фото: Кирилла Корабельникова

1 января 2001 года. Под утро прояснилось и было около 30 градусов мороза. Зажечь горелки удалось только с газом Coleman высотный 30\70 и GoSystem с изобутаном. Заправленная бытовым газом потребовала подогрева.

Западная вершина начала окрашиваться восходящим солнцем, когда мы начали подъем на Восточную вершину. Когда добрались до верха, солнце сияло вовсю, и ничего не напоминало о вчерашней пурге.

Запечатлевшись в разных видах и позах, мы свалили вниз и свернули лагерь. Двое из, если я не ошибаюсь, Копыловской команды (их палатка стояла на седловине ближе к северу) поднимался в это время на Западную вершину.

По дороге сняли наши веревки и лагерь на скалах Пастухова. Затем сели на канатку и в обществе горнолыжников и горнодосочников спустились в Азау. К тому времени стемнело и мы хотели кушать. В "Логове" заказали ужин (а на следующий день и завтрак), поскольку хотелось домашней еды, а кормят в "Логове" вкусно.

2 января 2001 года. Погода стояла весенняя: тепло, можно загорать. Под соснами возле "Логова" снег стаял местами и мы разложили вещи на просушку. На этом в общем-то можно закончить сие краткое описание. Все благополучно вернулись в Москву.