Автор текста и фотографий: Алексей Трубачев, г. Москва

Трубачёв Алексей

Яночкин Владимир

Вид на Казбек из селения Казбеги

Основная вершина Казбека и путь подъёма на неё

Володя Яночкин в кулуаре, ведущем на вершину Казбека

Лошадь - символ удачи

Собака в сванской шапке

Свинья - лучший друг альпиниста

Останки, найденные на леднике Гуль молодыми сванскими альпинистами

Ушба хмурится

Это - Ушба

Ушба с юга

Базовый лагерь на Гульских ночёвках

Первый день подъёма на Ушбу, привал

Штурмовой лагерь на плече Ушбы

Утро. Вид из штурмового лагеря на Сванетию

Подъём по предвершинному гребню Ю. Ушбы

Вперёд и вверх, а там...

Солнце заходит, а мы всё ещё на гребне - перспектива холодной

На вершине Ю. Ушбы

Афи Гигани устанавливает табличку памяти ребят, погибших на Ушбе

Самостраховака PETZL спасла мне жизнь

Спуск с Ушбы, как и подъём был в непогоду

На пресс-конференции в Тбилиси

Торжественный вечер в Местии после восхождения на Ушбу

Лёша, чем ты занимаешся в Москве? - спрашивает меня сван Нугзар Нигуриани - сильный альпинист, начальник Местийского погранотряда. Я пытаюсь объяснить, начинаю что-то рассказывать, но скоро понимаю, как всё это далеко и не имеет сейчас никакого значения. Здесь, перед лицом Великой Ушбы, где на узком снежном гребне ветер рвёт нашу палатку, и на морозе стали деревянными промокшие вчера при подъёме верёвки - здесь всё, что было внизу, воспринимается как давний сон, другая реальность, мучительная своей суетой, нелогичностью. А здесь всё просто. В нашей сборной команде сваны, грузины и русские. Перед нами гора, на которую мы должны подняться. Любой ценой. Потому что в рюкзаке у Володи Яночкина лежит стальная табличка, посвящённая памяти Миши Хергиани, которую мы должны вместе установить на вершине - трудная и благородная задача, ответственная международная миссия, ради успеха которой все мы готовы рисковать жизнью. Забегая вперёд, скажу, что мы преодолели все трудности, и теперь на предвершинном скальном поясе Южной Ушбы, при помощи шлямбурных крючьев, которые можно использовать для страховки (мы на них дюльферяли), укреплена мемориальная доска. Я думаю, что в хорошую погоду, при помощи мощной подзорной трубы, маленькую блестящую точку на вершине Ушбы можно будет разглядеть даже из Местии - она будет сиять там также долго, как долго будет жить в наших сердцах память об этом прекрасном восхождении.

Начало

А теперь, я всё же начну с начала, с Теберды, где в январе этого года и родилась идея подняться на Ушбу не со спортивными целями, а ради восстановления отношений с грузинскими, сванскими альпинистами - и не где-нибудь, а на нашем Кавказе, южная сторона которого почему-то стала сейчас недоступной для нас.

В Теберде мы проводили открытый Чемпионат Москвы по ледолазанию, и в составе судейской бригады были такие известные альпинисты как Э.В. Мысловский, Б.Ф. Содовский, В.Д. Кавуненко, В.И. Яночкин. Много было рассказов и воспомининий о былых альпинистских подвигах, среди которых самые интересные были связаны с покорением Ушбы. У меня особенное отношение к этой горе - странное, острое чувство. Наверно, его можно назвать любовью. Я несколько раз пытался подняться на неё, один раз удачно - (Сев. Ушба, 1998). Гора потрясающей красоты, сложная, суровая, капризная. По характеру, на мой взгляд, Ушба более всего похожа на Маттерхорн (Альпы) - внешне они сходны как брат и сестра, та же пирамидальность, устремлённость в небо, хищность, недоступность…Европейцы называют Ушбу кавказским Маттерхорном.

Вернувшись в Москву, я решил, что идея стоит того, чтобы занятся ей серьёзно. Инициатива была сразу поддержена Ассоциацией альпинизма Грузии, после чего я приступил к решению чисто организационных проблем. Во-первых, оказалось, что такой горы, как Ушба, в России нет. И официально получить разрешение на восхождение с российской стороны практически невозможно, т.к. это связано с пересечением границы РФ. Изначально мы планировали пройти траверс Ушбы со спуском в Сванетию, но, несмотря на всеобщую поддержку (ФАиС Москвы, ФАР, Госкомспорт), разрешения федеральной погранслужбы России получено не было. Равно как и запрещения. Ответ ФПС был прост как три копейки: решение вопроса о пересечении границы РФ группой российских альпинистов вне пункта пропуска находится исключительно в компетенции правительства РФ. Короче, идите ребяты к Путину (или подальше), а мы свою задницу поднимать не собираемся. Это очень кратко описанная ситуация, на самом деле, переговоры с ФПС продолжались несколько месяцев, вплоть до дня отъезда команды. В результате нам пришлось использовать запасной вариант и ехать через Грузию. И, скажу я вам, мы ничего не потеряли. Скорее наоборот.

Поехали

Итак, 25 июля команда московских альпинистов международной программы "Спорт без границ" выехала из Москвы во Владикавказ. До Владика мы добрались без потерь. Даже тяжёлое похмелье не омрачило радости при виде снежных гор на горизонте. В приподнятом настроении на вокзале мы взяли такси и со средней скоростью 50 км/ч направились к КПП "Верхний Ларс" (Казбеги). По мере приближения к границе настроение стало портиться. Машину несколько раз останавливали "люди с полосатыми палками" и автоматами, только официальный статус нашей команды в какой-то степени оберегал нас от поборов. Апофеозом стала будка с окошком, где офицер ГИБДД (!) собирал по 100 рублей с каждого проезжающего за то, что проверял их паспорта. Платить мы не стали, и после небольшой разборки были отпущены восвояси. Дальше был КПП и таможня. Чтобы не стоять в общей очереди (очень длинной) мы скинулись по 50 рублей и встали в "блатную" очередь, где простояли 6 часов. Зато грузинские посты мы пересекли за 10 минут. И без поборов. Любите Родину, вашу Мать!

Казбек

В селении Казбеги нас встретили наши грузинские друзья. Я не стану пересказывать здесь то, что мы отвечали на вопрос о причинах нашей задержки, но торжественный ужин в тёплой дружеской обстановке и последующее размещение в интереснейшем музее альпинизма им. Я. Казаликашвили заглушили все неприятные впечатления этого дня.

Ранним утром следующего дня, багровым отсветом рассвета на своей вершине, нас приветствовал Мкинварцвери (Ледовая вершина) - Казбек, гора на которую через два дня, вместе с грузинской командой, мы совершили акклиматизационно-тренировочное восхождение. Все члены российской команды впервые поднимались на Казбек - и у всех остались очень приятные впечатления благодаря погоде, отличному состоянию маршрута, дружеской атмосфере. Хочу отметить, что грузинские альпинисты поддерживают в хорошем состоянии приют на Казбеке - бывшую ГМС. Там комфортно отделаны под жильё несколько помещений, есть кухня с газом, запас продуктов. Короче, you are welcome! И там всем рады, честно. Успешное восхождение на Казбек позволило нам получить акклиматизацию, достаточную для совершения нашего основного восхождения на Ушбу.

После Казбека мы провели три дня в Тбилиси. Прекрасно отдохнули, выспались, отъелись. Наши грузинские друзья сделали всё, чтобы об этих днях у нас надолго остались самые тёплые воспомининия. Интереснейшие встречи, посещение музеев, памятников, банкеты, застолья - три дня истинно грузинского гостеприимства - об этом надо писать не статью, а книгу. Красивейший город Тбилиси, прекрасные люди - спасибо вам!

Ушба

А теперь пора перейти к самой важной части нашей программы - Сванетия и Ушба.

В пять часов утра 3-го августа, на двух машинах, мы всей командой (теперь российско-грузинской) выехали из Тбилиси в Местию. Дорога заняла около 15 часов, и вот с обзорной площадки на склоне мы любуемся панорамой Местии и царящей над селением хмурой Ушбой.

Странные чувства испытывал я перед этой картиной. С одной стороны, вместе с убыванием луны была заметна явная тенденция к ухудшению погоды - а Ушба вообще славится нестабильными погодными условиями. С другой стороны, я прекрасно понимал, что поставлено на карту - это не просто восхождение. От нас ждут победу - и мы не имеем права на неудачу. Чтож, эта игра будет ва-банк.

Первое и самое сильное впечатление от Сванетии - безлюдность. В маленьких селениях, которые мы проезжали - ни души, в Местии на главной площади города - всего несколько зевак, глазеющих на нас как на обезьян со слоновьим хоботом - давно не было здесь таких диковинок, как мы…

Оказалось, что нам не удастся выйти в путь следующим утром - ещё не все участники сванской команды собрались в Местии, Афи Гигани ехал на ишаке из дальнего селения и немного задерживался - мы решли посвятить следующий день осмотру местных достопримечательностей и культурному отдыху. Это был день сюрпризов. Мы посетили музей Михаила Хергиани - великолепно! Ни пылинки на экспонатах, всё работает - свет, музыка. Музей поддерживают в идеальном состоянии - мы получили истинное удовольствие от его посещения. Потом было застолье в доме Назо Хергиани - сестры Миши. Много тёплых слов сказано было за этим столом о России, об альпинизме, о Мише и о нас. Горы - это жизнь этих людей - тяжёлая, полная лишений, и в то же время гордая, независимая. Здесь свято хранится память о национальном герое Мише Хергиани, он живёт здесь, как будто и не было тех 30 лет…

Ну вот, все собрались, теперь в путь. За день поднимаемся до гульских ночёвок, ставим базовый лагерь. Здесь останется группа поддержки, новички. Через день сюда поднимется Заур Чартолани с большой группой сванской молодёжи - у них будет альпиниада. А мы тем временем отправимся наверх - туда, где время от времени, в разрывах облаков ненадолго показывается грозный бастион Ушбы - величественное зрелище, очень красивое (для тех, кто не собирается туда лезть…).

Проснувшись утром, первый взгляд я бросаю на гору - она на месте, во всей красе, освещённая восходящим солнцем. Небо чистое, только около вершины клубится маленькое облачко. Но видимость хорошей погоды - иллюзия. Все прекрасно понимают, что через несколько часов погода изменится, и лучше бы нам быть к этому времени повыше. Довольно быстро набираем 200 метров, переходим ледник и начинаем подниматься по скалам. Погода явно портится. Стараясь съэкономить время, мы идём со сванской страховкой (иди, Вано, я тебя вижу) - причём, это не шутка, а совершенно нормальный для сванов стиль хождения. Но когда пошёл снег с дождём, в группе начались разговоры о перилах.

В тот день нам удалось подняться до снежного гребня под стеной и поставить там штурмовой лагерь. Из этого лагеря на следующий день была обработана стена, провешены перила. Ещё через день, по провешенным накануне перилам, мы поднялись на "Крышу" Ушбы, и по системе кулуаров, а затем по гребню вышли на вершину. Погода нас не баловала, видимость практически отсуствовала, дул сильный ветер, огромное количество снега очень затрудняло работу. На вершине так дуло, что мы не смогли даже развернуть флаги России и Грузии, которые несли специально для этого. Но основная задача, всё же, была выполнена - группа поднялась на вершину, где установила мемориальную доску. Положительных эмоций от штурма у меня осталось очень мало, похоже, что я могу вспомнить лишь один терпимый момент - это когда после 17 часов непрерывной работы, в три часа ночи, в полной темноте мы спустились в штурмовой лагерь, где я не раздеваясь влез в тёплый, сухой спальник и заснул - вот и вся лирика.

Зато внизу нас встречали как героев. Когда на следующий день, опять в темноте, при свете фонариков мы спускались по выполаживаещемуся леднику к базовому лагерю, внизу раздались выстрелы. Мы даже решили погасить фонари, испугавшись, что стреляют по нам. Но предосторожность оказалась излишней. Это был салют. Потом нам дарили цветы. Потом было торжественное построение всего базового лагеря и троекратное "ура" покорителям Ушбы. Потом праздничный ужин, поздравления, впечатления, рассказы. А затем - крепкий, глубокий сон - так спится только на траве после долгого и трудного восхождения.

Поднялись 8 августа 2002 г. в 18.00 на в. Ушба Ю. по маршруту Г.Хергиани в рамках акции международной программы "Спорт без границ"альпинисты: Гела Отарашвили, Афи Гигани, Идрис Хергиани, Коба Гурчиани, Тенгиз Вездени, Лев Саркисов, Яночкин Владимир Иванович, Трубачев Алексей Вячеславович.

Следующим утром, за несколько часов мы спустились в Мазери. Там снова - поздравления, тосты, пожелания. Только через несколько часов нам всё-таки удалось смыться и уехать в Местию, где нас уже давно ждали и беспокоились. А вечером, в концертном зале Местии был торжественный вечер и концерт. Собралось огромное количество зрителей, зал был не просто полон - мест не хватило, люди стояли (и это в безлюдной на первый взгляд Местии!). Выступали молодёжные танцевальные коллективы, национальный хор. Дети читали стихи. И всё это было настолько тесно связано с альпинизмом, с горами, с именем Миши Хергиани, что становилось ясно - это неотъемлемая часть богатой культуры этого уникального народа, это воздух, которым дышат эти люди, и здесь до сих пор горячо и яростно бьётся сердце национального героя, великого альпиниста Михаила Хергиани. В конце торжественного вечера всех нас наградил памятными медалями и сувенирами глава самоуправления Сванетии Эрекле Джапаридзе. Потом показали старый фильм про Тигра скал, после чего, за столом, ещё долго звенели бокалы и говорились тосты. В Сванетии был праздник.

Вот так закончилось это путешествие. Вы, конечно, понимаете, что главное здесь было не восхождение. Гора - это символ, антураж. Главное - это общёние с людьми, восстановление порванных связей, налаживание дружеских отношений. Сванетия - прекрасная, гостеприимная страна, и я буду счастлив, если наша акция принесёт хоть немного пользы этим людям, так нуждающемся сейчас в дружеской помощи и поддержки.

В самолёте на нас показывали пальцем и размахивали газетами - действительно, наши физиономии красовались на первых страницах. Только почитать не удалось, всё было на грузинском.

От лица всех участников экспедиции, от лица оргкомитета программы "Спорт без границ", я хочу горячо поблагодарить тех, без чьей помощи и участия вряд ли состоялась бы наша экспедиция.

Это Бено Кашакашвили, Гиви Картвелишвили, Э.В. Мысловский, В.Н. Шатаев, Ю.П. Тинин, Б.Ф. Содовский, А. Абрамов, а также все те, кто на разных стадиях развития проекта оказали бесценную помощь и поддержку.

Спонсором экспедиции является компания "Альпайн-трейд", предоставившая нам оборудование и снаряжение таких известных производителей как: TREZETA, LOWE ALPINE, CAMP, EDELWEISS, PETZL, CHARLET MOSER.