Автор: Плотников Александр, г. Ставрополь

"Стальные парни ходят Сталь..."

Напарнику по связке отпуск не дали, так вот – работать в министерстве.

Придётся ехать вдвоём с любимой девушкой. Благо дорогу в кабардино-балкарское ущелье ущелье Адыр Су дальней не назовешь. А в Адыр Су – друзья. Работают спасателями. Думаю, будет, с кем сходить на гору. Планы на этот раз серьёзные – восхождение пятой категории сложности, ну, и какую-нибудь горку для души.

И вот позади изматывающая жара Ставрополя, раскалённые автобусы, и 12 километров по ущелью, где передвигаются, в основном, на джипах типа УАЗ 469 или ГАЗ 66.

Вечером долгожданная прохлада. Родные хари друзей, по которым соскучился за год и, как водится, небольшая несанкционированная пьянка. На следующий день мы ещё не в состоянии куда-то ходить, но уже присматриваемся: что же это вокруг нас? А вокруг горы, знакомые и манящие. И люди, не очень знакомые, но желающие куда-нибудь взгромоздиться. Это уже хорошо, это радует.

Назначаем разминочную гору первой категории – пик ВМФ. Выходим с утра втроём: Витька Рыбьяков (Москва), Серёга Назаров (Москва) и, конечно же, я. Описание маршрута брать не стали, надеясь на консультацию Серёги Никитина. С его слов всё просто, не заблукаешь.

Плотников на ВМФ

Идётся хорошо. Погода способствует. Через четыре часа мы на перевале. А вот и наша горка открылась. Осталось чуть приспуститься и выйти на перемычку. Полчаса до перемычки, пятнадцать минут до вершины. Верёвку доставать не стали, хотя лазанье для единички вполне приличное. На вершине обнаруживаем, что ручки нет, и я царапаю записку на крышке от консервов, которые мы съели. Фотографируем, любуемся панорамой и - галопом вниз. Для начала неплохо. Серёга работает хорошо, Витёк слегка неуверен - много лет не был в горах, но это пройдёт.

Пик Сталь

Следующая гора – Сталь. Категория – 4Б. Витьке нельзя, у него только третий разряд. Но мы берём его наблюдателем. Общаемся с пятигорчанами: они сходили Сталь из лагеря в лагерь. Маршрут короткий – всего 5 верёвок. Но очень корявый подход. Нам подвиги ни к чему и мы решаем идти с ночёвкой.

Пять с половиной часов до верхнего цирка. Одна из первых фраз описания: “Далее будет осыпь типа завала”. Это идеальная характеристика всего подхода. Становимся на ночёвку как раз вовремя: начинается дождь. Прячемся в палатку. Но примерно через час тучи растягивает, и в лучах заходящего солнца мы любуемся своей вершиной.

Встаём в 7 утра. Завтракаем и уже к 9 выходим под маршрут. Витьку ещё Вчера взяли с собой, о чём после появится стишок:

Стальные парни ходят Сталь,
Стальные пальцы крошат камень,
Витёк сегодня рано встал,
Чтобы идти на гору с нами.

И в старых байках Адыр Су
Открыта новая страница,
И я опять рюкзак несу
На пик, что ночью мне приснился.

Первая верёвка на Сталь

Витёк сегодня рано встал,
Чтобы идти на гору с нами
И мы, пожалуй, сходим Сталь
Такой, прикольный с виду, камень!

Скала крутая, недаром такой короткий маршрут оценен как 4Б. Первые две верёвки Серёга лезет в скальных туфлях. Я иду за ним свободным лазаньем в своих чешских кроссовках и мне несколько неуютно.

Рыбьяков под нависанием

Зацепки под руки есть, ногами же приходится идти на трении. Третью верёвку первым работаю я. Меня разгрузили и без рюкзака лезется нормально.

Выхожу под нависание, закрепляю верёвку и принимаю мужиков. Ещё несколько метров - и начинаются лёгкие скалы, выводящие на вершину. На вершине, как обычно, пишем записку, фотографируемся и уходим вниз.

Следующая вершина – Джайлык, 5А, через жандарм Монах. На этот раз третьим будет Серёга Никитин, спасатель и мой старый друг. И хоть у него побаливает нога, (на предыдущем восхождении его сбило сосулькой со стены), он настроен по-боевому. Мы это чувствуем сразу, как только выходим из лагеря. Серёга задаёт такой темп, что приходится за ним гнаться. Но это - к лучшему. И до ночёвок под маршрутом мы доходим за 7,5 часов. Вечером наблюдаем закат. Солнце садится за Эльбрус, над горами кроваво-красные облака, справа чёрная стена со сложнейшим маршрутом Французова.

На стене. Назаров и Никитин

Встаём в шесть. Завтракаем. Солнце с другой стороны горы, и у нас холодно. Выходим в семь. В девять за спиной троечные скалы. Упираемся в стену. Это ключ маршрута. Всего две верёвки, но зато каких! Я на этот раз работаю грузовиком. Две пары ботинок, три пары кошек, два с половиной литра воды и что-то ещё, включая обед, который мы так до вечера и не съедим.

Ключ маршрута

Серёга Назаров работает первым. Верёвку проходит свободным лазаньем. Выходит на наклонную полочку, где мы еле-еле помещаемся втроём. С тяжёлым рюкзаком я не решаюсь идти лазаньем и поднимаюсь на жумарах, собирая по дороге железо.

Вторую верёвку Серёга идёт на ИТО. Когда он выходит наверх, у него остаётся 4 френда из 15, кроме того он использовал две “морковки” и пару шлямбуров, найденных по пути. В 12 часов мы наверху. Отсюда относительно лёгкий гребень до самой вершины. Мы проходим его за два часа.

Темп нормальный, но вокруг кучкуются облака, и слышны недалёкие раскаты грома. Джайлык – прекрасный громоотвод и, после нескольких минут на вершине, мы торопимся вниз.

Плотников и Назаров на в. Джайлык

Гроза заходит стремительно, как это часто бывает в горах. Но к тому моменту, когда гору накрывает, мы уже над стеной, а это ниже основного гребня. Немного пощипывает лицо. Воздух насыщен электричеством. Сыпет крупа, и над головой бабахает, как из гаубицы. Спускаемся по верёвкам, всё мокрое. Стена уходит в туман. Где-то внизу маячит Серёга. 9-ти миллиметровые верёвочки подозрительно тонкие и скользкие, но всё обходится. Пока мы добираемся до палатки, скалы засыпает снегом. Нам уже не страшно. Всё позади. Теперь обед, мягко переходящий ужин, и спать.

В палатке тепло. Мокрые вещи под тентом. Китайская лапша и “липтон” становятся нашими лучшими друзьями. А завтра – спуск вниз, где меня ждёт любимая, а всех остальных – отдых.

Осталось подвести итоги. Мы с Серегой Назаровым закрыли 1 разряд.

Закончен ещё один сезон в горах и, будем надеяться, не последний.

А пока – прощайте, горы! До следующего лета!