Автор: Елена Кузнецова, ЦСКА им.Демченко, г. Москва

Тютю-баши по Северной стене, м-т Хергиани, 6А

Весь июнь наша группа РГУФК-ЦСКА работала с военными альпинистами. Мы выполнили всю намеченную программу и слегка тяготились учебно-методическим процессом. И, конечно, потянуло на спортивные достижения. Не хотелось уезжать из Приэльбрусья, ограничившись плановыми двойками-тройками.

Команда образовалась почти мгновенно; все так или иначе имеют отношение к Российскому Государственному Университету физической культуры: кто учится, кто работает. Так же все мы являемся членами Центрального спортивного клуба альпинистов имени А.С. Демченко. Мы это: Елена Наговицина, Давид Гиндия, Евгений Король и я. Наблюдать уговорили Пашу Федорова.

В тренеры пригласили Тимме Егора, руководителя специализации альпинизма на кафедре экстремальных видов спорта РГУФК. Решили заявить предполагаемый маршрут на Чемпионат Москвы в техническом классе.

Сначала хотели идти на Шхельду по маршруту 6А. И гора знаковая, и маршрутов там шестерочных целых два. Но, пообщавшись с Главным Спасателем ущелья Адылсу Игорем Череску, мы поняли, что маршруты на Шхельду шестой категории сложности на сегодняшний день выглядят, по меньшей мере, виртуально. Во всяком случае, КСС имеет о них весьма смутное представление, не говоря уже об отсутствии описаний.

Следующим отрицательным фактором, сыгравшим против восхождения на Шхельду, был арест нашей мирной женской группы (я, Елена и Наташа Петрушина), пытавшейся совершить прогулку-заброску куда-нибудь поближе под маршрут.

Арестовали нас бравые пограничники с заставы “Улыбка Шхельды”. Причем туда (на ледник) они нас пропустили, а потом засомневались, плохо зная географию, не пойдем ли мы вдруг направо, через перевал Ахсу в Грузию. Не дали дойти даже до поворота на Немецкие ночевки. Прибежал целый наряд с собакой по кличке Эльбрус (симпатичный замечательный овчар) и героически развернул нас вниз. Надо бы руки за голову заложить для красоты, да палки мешали. Наше раздраженно-злое настроение (пришлось тащить вниз заброску) не отбило у погранцов охоту полюбезничать и пофлиртовать. Видимо, совсем им там скучно жить.

Так совсем расхотелось идти на Шхельду.

И постепенно созрела идея выдвинуться на Тютю-баши по маршруту Хергиани 6А по Северной стене со стороны ущелья Тютюсу. Все-таки маршрут классический, известный, принесший в свое время золото команде Михаила Хергиани на Чемпионате СССР. Свежего описания на него, правда, тоже найти не удалось, ну уж как-нибудь, по Наумову залезем.

22 июня мужская часть нашей группы – Евгений Король и Давид Гиндия спустилась с Эльбруса, отработав с последней партией военных. Ребята настаивали на законном дне отдыха. Тем более что упаковка и переупаковка грузов, остающихся на хранение в УМЦ “Эльбрус”, проводы основной части группы инструкторов вниз, в Анапу на море, беготня в магазины за недостающими продуктами и т.д. – заполнили собой весь день.

Лидер у нас определился довольно быстро – Елена Наговицина. У нее большой опыт прохождения маршрутов шестой категории в Фанах. В этом году в мае она прошла несколько пятерок в Крыму. Остальные могли похвастаться только учебно-методической деятельностью. Разлаживаться нам было некогда, поэтому лидерство на маршруте безоговорочно было отдано Елене. Форма есть форма.

В намечающемся мероприятии было две особенности: затянувшаяся в этом году зима и удаленность объекта. Спускаться с вершин Тютю надо в ущелье Адырсу, т.е. придется все тащить через гору. Было принято решение брать с собой лопату и двойной запас еды и газа. Как в последствии оказалось, решение было очень правильным.

24 июня мы выдвинулись. Хозяин кафе “Сакля” Осман с утра пораньше довез нас до ущелья Тютюсу.

И сразу мы попали в ливень. Натянули тент и решили, раз природа бастует, – надо плотно подкрепиться. “Плотно подкрепиться” продолжалось часа два. Потом было утомительное блуждание в огородах славных жителей города Тырныауза в поисках дороги на правой стороне реки, т.к. мост в привычном месте давно разрушен. После дождя наступила изнурительная жара и влажность. А может, это рюкзаки непривычно давили на отвыкшие от груза инструкторские плечи.

Пот льет градом, но это не мешает отмечать потрясающую красоту совершенно безлюдного ущелья Тютюсу – водопады, альпийские луга, изгибы дороги и замыкающие перспективу величественные массивы Джайлыка и Тютю-баши.

По отзывам тех, кто ходил по Тютюсу, сложно за один день подойти под маршруты. И мы не торопились. Мы шли до каменного плато, откуда до нашего маршрута подход минут 40, два дня. Зато какая была ночевка на границе леса! Костер, тишина, запах соснового дыма, чистая вода из ручья. Прямо туризм в своем лучшем варианте.

Когда на следующий день вышли на каменное плато, погода решила испортиться – началась гроза, хорошо хоть успели поставить палатки и приготовить пожевать. Полоскало всю ночь.

26 июня. Напрасно будильники забренчали в 4.30. Льет как из ведра. Часов в 10 дождь устроил передышку. Сразу появились мысли подойти сегодня и попробовать обработать низ. Уходят все, кроме меня. Я – завхоз, остаюсь по хозяйству. Довольно быстро, часа через два с половиной возвращаются. Диагноз: начало маршрута понятное. Снег – кислый, лавиноопасно, с ледопадов, каждые пять минут, с грохотом валятся глыбы льда. Подтащили под начало маршрута веревки, железо. Может завтра удастся выйти. Но надо пораньше, может, будет пожестче фирн. Очень много всяких “может” набирается.

Решив еще раз перестраховаться, продолжаю обделять нашего наблюдателя Пашу Федорова, уменьшив его и без того скудный паек. Но он стоически соглашается терпеть, голодать, лишь бы мы ушли, наконец, наверх.

27 июля вышли с ночевок в 6.30. погода - ни то, ни се. Но все-таки не льет. Тепло, снег кислый. До бергшрунда идем по снегу. Страховаться начинаем от снежного моста через бергшрунд. Быстрого движения не получается: слой кислого мокрого снега лежит на льду. Лена копает ямы, чтобы закрутить очередной ледобур. Так работаем до середины дня.

Погода портится окончательно. Давид обследует небольшое снежное плечо и находит на нем контрольный тур. Быстро принимаем решение здесь и заночевать. Ведь если поработать лопатой, то откапывается весьма неплохая площадка. Как же мы потом благодарили Бога, что приняли верное решение!

Пока я и Давид копались на площадке, ставили палатку, готовили еду и т.д., Елена с Женей провесили три веревки уже на скальном “треугольнике” – Северной стене.

И после этого – двое суток пережидания непогоды на полке. Снег с дождем залепил все скалы над нами, покрыл все травянистые и нетравянистые склоны ниже нас. Началась жесткая экономия еды – кашка-размазня на завтрак и “вкусная китайская баланда” на ужин. Жидко, зато горячо и целая “автоклава”. Была правда и колбаска и тушеночка, халва и шоколадки. Но это все богатство я, как завхоз, выдавала очень скупо. Из-за этого наш Евгений часто погружался в мрачные раздумья.

К концу вторых суток начал неумолимо вставать извечный вопрос: “что делать?”. Еще Паша снизу добавлял масла в огонь своими сообщениями о том, что на него нападают дикие кавказские галки, палатку с плато сдувает вместе с ним, нас на стене он совсем не видит, но чувствует, и даже готов развлекать нас музыкой из плеера по радиосвязи.

Что удивительно, с нашей полочки можно позвонить в Москву. Парадоксы прогресса! Это позволяет дозвониться до Саши Копылова и перенести контрольный срок с 1 на 3 июля.

Потом пришло послание в стихах:

Хоть шлямбур дятлом по стене – для черта работенка,
Но лезут гномы по стене на паутинках тонких.
Не век же лезть – вершина есть, присядем, свесив ноги,
Пройти такую круговерть дано не так уж многим.

Кусочек старой альпинистской песни прислал Костя Гормашев. Она была зашифрована латинскими буквами. Но торопиться нам было некуда – расшифровали. Спасибо, Костя! Потом поступила просьба посоветовать, какую брать на Кавказ пуховку – маленькую тонкую или большую и толстую. Ха-ха, ясно, что надо брать обе!

“Ну, ребята, вы попали, даже не знаю, что вам такое умное и посоветовать!” - под конец второго дня выдал Паша.

Давид со свойственной ему методичностью начал продумывать варианты спуска, но чтобы с наименьшими потерями – лавины валили круглые сутки, ну просто “одна за одной”. Елена, наоборот, заставляла себя и нас думать, что погода обязательно улучшится – “ ведь мысли материализуются!”.

Я тихо молчала, зная, что на Кавказе дождь может продолжаться дней двадцать.

Но, видимо, нам всем четверым очень хотелось пройти этот маршрут. Похолодало, и 30 июля утром нас встретило синее небо, залитые льдом и засыпанные снегом скалы.

Одели на себя все, что было, и в кошках погребли по фирну, миксту, скалам и льду. Почти везде 4-5 категории сложности лазание, и скалы даже не собираются оттаивать. Сверху текут пылевые лавинки, отваливаются куски льда. Мелкие, но часто. Зато камни не падают.

Пашу, сжалившись, Давид по связи отпускает вниз с заданием попробовать сообщить в КСС ущелья Адырсу, куда мы будем спускаться, наши частоту и время выхода в эфир.

Целый день работы, практически пройдена стена. Мы вышли к полочке, на которой можно обнаружить явно рукотворные следы выкладывания площадки камнями. Час-полтора на раскапывание наддува – и наступает темнота. Палатка поставлена. Чай, ровно по две кружки каждому, выпит. И хотя все равно мучает жажда и сухость во рту, зато можно разогнуть спину и вытянуть ноги. Шикарная ночевка!

1 июля. Просыпаюсь, так как мне кажется, что я задыхаюсь. Батюшки, а нас ведь засыпало снегом! И снегопад продолжает “тихо шуршать”. И это шуршание продолжается целый день. Опять сидим. Но на этой полочке Москва не ловится, телефоны молчат. Теперь мы по-настоящему оторваны от мира.

Да, ходить маршрут “по Наумову” - все равно, что летать на самолете по пачке “Беломора”. У нас не было возможности изучить описание поновее. Мы думали, что таковое имеется на КСС в Адырсу, а потом оказалось, что там его тоже не было. Просто беда с описаниями - растащили и растеряли практически все. Поэтому из двух книжек Наумова – “Чегем-Адырсу” и “Баксанская долина”, - мы состряпали некое среднее описание нашего маршрута, т.к. и там много расхождений. Ну и полагались на собственный опыт и опыт нашего лидера.

Иногда происходили краткие дискуссии. И нам, слава Богу, удавалось быстро и безболезненно приходить к общему мнению. ( Может, долго рассуждать не давал холод?).

2 июля. Снова ясно и очень холодно. Мы выходим на гребень над стеной. Уже видна 2-я Западная вершина. Но как же она еще от нас далека! Стена закончилась.

Теперь стеночки 5-7 метров чередуются с крутыми ледово-фирновыми склонами. Проходим острый снежный горизонтальный гребень. Я уже устаю считать веревки. Так хочется до темноты выйти на основной гребень!

Но видно – не судьба. Приходится снова копать площадку под палатку. Как потом оказалось, в двух веревках от вершины. Но, зато, какой тут ветер! Выдул остатки тепла и сил.

Всю ночь треплет тент. Правда “отойти ко сну” удалось только в четыре часа утра, а в пять мы уже начали шевелиться – вдруг погода начнет портиться в двух шагах от вершины?!

С утра был объявлен продуктовый коммунизм. Можно есть все и сколько хочешь. Правда, почти ничего не осталось.

Не скажу, что мы лихо проскочили две с половиной веревки до вершины. Скорее прогребли их под ледяным ветром.

И нам с Давидом одновременно стали чудиться голоса, как будто где-то рядом на гребне ходят люди.

А потом с трудом откопали руками контрольный тур на 2-й Западной вершине Тютю-баши. И сняли записку 2003 года.

Потом была эйфория: ну, что уж тут спускаться по простому гребню – сейчас сбежим бегом, сегодня спустимся в УМЦ “Эльбрус”!

Сняли кошки, чуть ли не развязались. Потом одели кошки (лед), обратно связались (можно улететь с карнизом) и полезли на знаменитую стеночку траверса Тютю, ключевое место маршрута 3А Восток - Запад. Сразу рюкзаки стали тяжелее, шаг медленнее.

Ледник с перевала весь по-зимнему забит снегом. Проглядываются старые подъемные следы – туристы прошли. Это первые человеческие следы на нашем пути, если не считать записок.

Уже совсем без сил сидим на ночевках “плеча Шогенцукова” и слышим: “Король, чай будешь пить?!” - это нас пришли встречать Володя Куликов и Паша.

Нас ждут, волнуются, потеряли. Связи между КСС двух ущелий (Адылсу и Адырсу) нет. В “Уллутау” телефон не работает, мобильной связи там тоже нет. А сегодня 3-е, надо как-то снимать контрольный срок.

Но это уже - суета “после горы”. Главное, мы все живы и нам хватило сил пройти этот красивый классический маршрут. Первыми в этом сезоне.

Да, кстати. Тем, кто планирует повторить подобный поход с многочисленными отсидками и отлежками на маршруте советуем: берите с собой семечки!!! Они цементируют коллектив, помогают убить время и, все-таки, чистый белок!