Автор: Богдан Жиров, г. Киев

УШБА СЕВЕРНАЯ: Один день и одна ночь.
Восхождение в двойке. Июль 2004 г.

Гребень Ушбы

Зимой 2004 года созрела у нас мысль о восхождении на суровую и красивейшую вершину Кавказа – Ушбу. А если быть точным – Ушбу Северную. Наш тренер и руководитель, опытнейший и бывалый альпинист Михаил Волошановский, вынашивал и пытался осуществить этот замысел уже не первый год, но обстоятельства все время складывались не в его пользу. Не пускала его гора.

Стоит отметить, что познакомились мы (Богдан Жиров и Женя Бруско) с Мишей около года назад. С того момента мы и начали заниматься скалолазанием и альпинизмом, то есть тоже всего около года. И на момент принятия решения о восхождении на Ушбу нас кроме как “чайниками” никак назвать было нельзя. До этого весь наш опыт в альпинизме складывался лишь из тренировок на стенде, небольших скалолазных трассах, а также нескольких, в том числе и зимнего, выездов в Крым.

Ушба. Кавказ 2004. Март, Дмитрий Комаров, г. Москва
В сванской связке. На Ушбу с грузинской стороны, Алексей Трубачев, г. Москва
Ушба 2000. Затеряный мир, Леонид Бутов, г. Черноголовка
Не сдаваться , о первопрохождении в 1961 году маршрута "Крест Ушбы" (6А к.сл.), Павел Самойлович Зак, г.Москва

И вот настал день, когда Миша объявил нам о своих, а следовательно, и о наших планах. Сказать можно просто: с того дня, когда мы услышали слово “Ушба” применительно к нам, наш общий настрой кардинальным образом изменился. Да и жизнь в последующие несколько месяцев, наверное, тоже… Еще недавно мы мечтали полазить по каким нибудь Кавказским пупырям, а тут нам заявляют, что пойдем мы ни куда-нибудь, а именно на Ушбу… На Ушбу Северную, если быть точным. Миша, кроме того, планировал восхождение и на Южную Ушбу по маршруту Кустовского (6А). Но его он должен был сделать со своим давним знакомым из Симферополя, имевшим опыт сложных восхождений, и который должен был присоединиться к нам.

Обилие негативной информации о суровой красавице Ушбе, наше с Женей незнание своих пределов и возможностей, отсутствие опыта в восхождениях такого уровня не могли быть проигнорированы Мишей. Но он все-же дал “добро” на восхождение, зато тренировки еще больше ужесточились и участились. Также началась закупка снаряжения, техническая и теоретическая подготовка. Но самым трудным, конечно, было психологически подготовиться к этой горе.

К сожалению, перед самой датой отъезда у Жени что-то крепко не заладилось на работе и поехать он не смог... Товарищ из Симферополя тоже не смог поехать в силу некоторых обстоятельств… Такой вот облом… Поэтому теперь, восхождение на Ушбу должно было состояться в двойке – Михаил Волошановский и Богдан Жиров. Предварительно изучив информацию, поступившую от уже приехавших с Кавказа людей, выяснили, что этот год очень снежный и вопрос о втором восхождении на Южную Ушбу практически отпал сам собой. Таким образом, все эти факторы внесли определенные коррективы. Был выбран один маршрут четвертой категории сложности - по северо-восточному гребню.

Ушба в облаках

Кавказ встретил нас отличной погодой! Хорошее начало! Поселились мы в УМЦ “Эльбрус”. Акклиматизацию проходили в несколько этапов: на высоком и крутом склоне сразу возле лагеря; зашли на вершину Гитче-Чегет-Карабаши, а также поднялись на Эльбрус до Приюта Одиннадцати.

Вид со склонов Эльбруса

Скоростные и затяжные подъемы с перепадом высот от 500 до 700 метров по вертикали занимали у нас от 40 до 75 минут.

Получив с боями пограничное разрешение на посещение района Пика Щуровского и Шхельды, выступили. Наша первая цель – “Немецкие ночевки”. Дорога туда проходила через Шхельдинский ледник и нам, для того чтобы дойти, потребовалось два дня, хотя до этого планировали добраться за день. Поскольку шли в двойке, рюкзаки были ну очень уж тяжелыми и это, несомненно, повлияло на скорость передвижения и утомляемость.

Друзья

До “ночевок Аристова” с нами пошли наши хорошие друзья Макс и Влада Зайцевы, а также Оля, Мишина жена. Мы все вместе приехали на Кавказ, но цели у нас были разными: у нас с Мишей – восхождение на Ушбу, у них же - культурная программа: погулять по красивейшим уголкам.

Шхельдинский ледник

Удивительно радостным фактом оказалось то, что за все время нашего присутствия на Кавказе, вплоть до момента старта, держалась прекрасная погода без малейшего намека на ухудшение. Это очень радовало, но в то же время и беспокоило нас, так как боялись, как бы погода не испортилась как раз перед восхождением.

Я на подходах

29 июля, достигнув, в конце концов, начальной точки восхождения, поставили палатку и занялись подготовкой снаряжения. Познакомились с ребятами из Москвы – их палатка стояла рядом. Они, по-моему, к тому моменту уже успели сходить маршрут “Сурок” на пике Щуровского, а на “Ромбе” Чатына у них не заладилось – все текло, много натечного льда и пр. Погода стояла изумительная, нам откровенно с ней везло. Если так и дальше пойдет – завтра выход. Поели, напились чаю и легли спать.

30 июля, проснувшись рано утром, выглянули из палатки и поняли, что погода до сих пор благоприятствует нам и нашему восхождению, и потому приняли решение - выходить. Стали собираться. Небо было абсолютно чистым, и видная с “Немцев” часть горы открывалась нам во всех деталях, несмотря на ранний рассвет. Упаковали рюкзаки, спрятали ненужное для восхождения снаряжение и быстро приготовили завтрак. Надо сказать, аппетит был хороший, и поглощение этого самого завтрака доставило нам большое удовольствие. Наши друзья в тот день возвращались в альплагерь, так что нам с Мишей предстояло идти на Ушбу без наблюдения и, соответственно, без связи.

Фрагмент ледника

В этот день нам предстояло набрать 1200 метров высоты и пройти Ушбинский ледопад с последующим выходом на Ушбинское плато. А, может быть, если получится, то и на “Подушку”. И вот последние приготовления завершились, и мы начали спуск с “Немцев” на ледник. Солнце на тот момент стало уже немного активнее как в плане яркости, так и в плане температуры. Ледник в том месте, где лежал наш путь, поражал своей холодной красотой, причудливостью рельефа и сочетанием красок. Достаточно быстро достигли начала ледопада и, пройдя еще метров сто по начинающему крутеть снежному склону, решили все же надеть кошки. Пока шли не связанные.

Трещины на ледопаде

Миновав несколько небольших трещин, в конце концов, достигли места, где трещина была достаточно внушительных размеров. В этом месте мы уже связались 8-ми мм. пятидесяткой, сложенной вдвое. Найдя вскоре мост, успешно преодолели трещину.

Верхняя часть Ушбинского ледопада

Отдельно стоит отметить, что Ушбинский ледопад в этом году хоть и считался очень благоприятным для прохождения, но все же изобиловал трещинами. Просто трещины эти были явными и четко выраженными. По дороге встретили две группы, по-моему по четыре и шесть человек. Они спускались вниз. Узнав о том, что мы идем на Ушбу вдвоем и без наблюдения, коллеги с ужасом в глазах, но искренне желали нам удачи и спешили вниз. Ну а мы продолжали путь. Пройдя, порой, очень неприятные трещины, а особенно их скопление в одном месте и пролезши две ледовые стенки, вышли на склон, ведущий на плато.

Шхельда

Поняли, что уже успели пройти в нужное время ледопад и то самое узкое место между пиком Щуровского и Шхельдой, которое представляет наибольшую опасность в силу того, что именно в этом месте днем наиболее вероятны ледовые обвалы и камнепады с соседствующих склонов.

Пик Щуровского

На душе как-то сразу стало легче, и на радостях решили попить чаю. Да и отдохнуть заодно. Вкрутили бур, организовали станцию и принялись за дело. Даже успели снять немного на фото и видео. Впечатление о ледопаде сложилось как о месте суровом (это и неудивительно для ледопада), но… пустившем нас настолько гостеприимно, насколько он вообще способен. Главное – соблюсти дисциплину раннего подъема и выхода.

А погода в это время продолжала радовать. Яркое солнце, чистое небо, очень легкий, почти ласкающий ветерок... Хотя, именно солнце, нужно признать, начало уже понемногу утомлять своим бескомпромиссным поведением. Чуть позже, оно “достанет” нас гораздо больше.

Шхельда, вид с Ушбинского плато

Благодаря набору высоты вид на открывавшиеся величественную Шхельду и Эльбрус изменился. Очень интересное чувство - горы те же, а впечатления новые, все более захватывающие. Нам открывалась более широкая перспектива. Невозможно было отвести взгляд, все время норовишь обернуться да полюбоваться еще раз. Под нами осталась основная часть ледопада, который, признаюсь, тоже впечатлял причудливостью форм всех этих снежно-ледовых фигур, грозно нависающих со всех сторон.

Отдохнув минут 20-30, продолжили путь. Предстояло взойти на Ушбинское плато. По высоте это 300-400 метров. Но, почему-то, дались они нам не очень легко, особенно мне, новичку. Но, хоть и с частыми остановками перевести дух, буквально по 20-30 секунд, мы таки залезли на плато. Радость ворвалась ко мне в сердце, ибо прохождение ледопада особенно волновало меня, так как я уже успел до этого и наслушаться рассказов бывалых, и насмотреться фото. И тут вдруг понял – всё ! Ледопад пройден! Это уже что-то, это уже часть восхождения! И она – позади! Кроме того, на плато планировался долгий привал, а это еще больше раздувало “пламя” нашей радости. Вот уж, поистине, где-где, а именно в горах, казалось бы маленькие радости приобретают свойство огромных! И от чашки чая и хорошей погоды после длительного перехода получаешь истинное наслаждение. Подъем с очень тяжелыми рюкзаками от “Немцем” до плато занял 4 часа.

Наша палатка на плато

Взобравшись на плато, сразу побросали рюкзаки, снаряжение, отстегнули кошки и уселись отдыхать. С непривычки долго не мог отдышаться. К тому же какая-то эйфория охватила меня – сидишь, смотришь на всю эту красоту и осознаешь, что это именно ты на нее смотришь. Здесь – высоко в горах - именно ты, и эта красота перед тобой - не в кино, не на фотографиях, а прямо тут – перед глазами и под ногами. Ее можно потрогать, вдохнуть, ощутить.

Но солнце продолжало беспощадно парить и жарить нас. А на плато нет ни единого места, где можно укрыться от безжалостных лучей. И раздеться тоже невозможно – сгоришь в момент. Единственное, что оставалось нам с Мишей– усиленно мазать лица кремом от загара, что мы и делали. Вскоре решили поставить палатку и хоть там укрыться от солнца. Развесили вещи для просушки. Перекусили, и оценив наше состояние, больше даже мое, решили устроить дневку на плато. После этого окончательно расслабились и получали удовольствие от красот и от отсутствия тяжелой физической работы. Приготовили вкусный ужин.

Закат и Эльбрус с плато

Естественно, закат на Ушбинском плато с видом на Шхельду и Эльбрус заставил нас уставиться глазами в горизонт и любоваться им до самого отбоя.

Эльбрус над облаками

Облака под нами расстелили пушистый разноцветный ковер с большими “прорехами”, так что был виден и ледопад и долина внизу.. Казалось, облака такие плотные, что можно потрогать. Неописуемо!

По поводу следующего дня решили, что дневку на Подушке, как планировали раньше, делать не будем, и если погода будет благоприятствовать, - стартуем с плато на вершину. Мы просто боялись упустить такую роскошную погоду.

И вот наступил следующий, решающий день 31 июля. Проснулись казалось бы рано, но все равно умудрились как-то проспать и потому размышляли выходить нам или остаться на еще одну дневку. Решающим фактором “за” явилась, естественно, погода. Она вновь была перфектной и послужила убедительным “приглашением” на восхождение. По крайней мере, мы поняли это именно так и в 10 утра решили оперативно выдвигаться. Сборы и подготовка заняли у нас еще час. На восхождение взяли один рюкзак, в который сложили анараки, немного железа, петли, термос с чаем, еду, газ с горелкой и фото и видеокамеру. Бивачного снаряжения решили не брать. Вышли в 11:00. Очень поздно.

На “подушке” были через час. С “подушки” начинался основной маршрут, сначала по так называемой “доске”, минуя вначале скалы Настенко, а затем – по длинному предвершинному гребню. До бергшрунда шли с одновременной страховкой, связавшись двойной пятидесяткой. Сам бергшрунд прошли уже с попеременной страховкой. Довольно быстро дошли до скал Настенко, которые прошли быстро и легко. На “доске” двигались также быстро и слаженно, без задержек, отдыхая только на станциях. На станциях крутили по одному длинному буру. Промежуточных точек не делали. Лидером, естественно, был Миша. Работал исключительно “кошками” и одним ледовым молотком, хотя иногда появлялся соблазн воспользоваться вторым. Я же преданно “бежал” за ним.

Вид с гребня Ушбы

Несмотря на нарастающую усталость, мысль о том, чтобы взять жумар в голову не приходила. У нас появилось огромное желание пройти все исключительно чисто, в спортивном стиле. А уверенность в том, что у нас все получится, настолько возросла, что этот факт перестал нас волновать как таковой. Главное – соблюдать осторожность и “правила”.

А гора нас пускала!.. Пускала любезно, и мы мысленно благодарили ее за это. Погода продолжала стоять идеальная… вот уже который день подряд. И это на Ушбе!..

Карнизы на предвершинном гребне

И вот, наконец, мы вышли на предвершинный гребень, вернее в его начало. Там решили отдохнуть, и сделав станцию, на кем-то оставленной швайке, стали готовить чай.

Миша - чайных дел мастер

К чаю у нас было по одному “Сникерсу”. Просидели там около получаса и перешли к заключительному этапу восхождения.

А отличался он от остальных тем, что на протяжении всего гребня в сторону Сванетии висели огромные, приблизительно трехметровые карнизы. Потому, техника передвижения тоже стала отличаться от обычной. Склоны – довольно крутые и движение приставным шагом на передних зубьях кошек вдоль изогнутого по горизонтали гребня доставляло мало радости. Промежуточных точек страховки на гребне, как и до этого, мы не делали - торопились. И, как следствие, особое “удовольствие” получали от веревки, которая на таких изогнутых участках шла, естественно, не вдоль склона, а просто провисала по кротчайшему пути к точке страховки и потому тянула нас то вбок, то вообще местами назад. И еще один неприятный момент имел место в начале движения по гребню – находясь на станции у меня, не помню уже каким образом, сильно запутались веревки и пришлось развязываться. Сказать по правде – дело не из приятных, особенно когда висишь на буре на гребне Ушбы. Да и в общем-то, впервой. Забив ледоруб покрепче, принялся за дело, тщательно следя за тем, чтобы веревки не ушли. Но Миша, которого в тот момент не было ни видно, ни слышно, принялся активно дергать веревку, давая мне понять, что пора бы уже стартовать. Ему-то было невдомек, что я в это время распутывал веревки и на “том конце” закреплен я был совсем условно. Вот так, периодически подергивая натянутые веревки ему в ответ (в стиле “сейчас, подожди чуточку”), и часто влипая в склон от рывков с его стороны, я распутался, завязался и выкрутил бур. Думал, дойду до Миши – расскажу ему в “красках” о “взаимопонимании”. Но, дойдя до него, я уже и забыл…

На каждой станции, встречаясь с Мишей, я постоянно слышал обнадеживающие высказывания об оставшихся метрах. Этих оставшихся метров было все время как-то подозрительно мало и каждый новый прогноз противоречил предыдущему. После пары таких неувязочек мне стало ясно, что это Мишины “педагогические” методы для поддержания моего духа.

Практически за 2-3 веревки до вершины усталость достигла такой силы, что не хотелось уже буквально ничего. Даже вершины. Мелькнула мысль засесть на станции и дождаться Мишу с вершины. Но мысль именно мелькнула, а пара Мишиных слов вселила еще немного сил. На протяжении всего восхождения, мы с Мишей на горе были одни. Никого на маршруте не мы встретили – все либо спустились до нас, либо поднимались уже после.

И вот, в 19:30 наша двойка в составе Михаила Волошановского и Богдана Жирова взошла на вершину Ушба Северная! Чувства настолько сильные и их так много… Они все переплелись и в итоге в голове сплошной сумбур. Кажется, что сердце хочет вырваться из тела. Но и усталость не давала о себе забыть. Красота нам открылась сказочная. “Сказочная” – именно то слово. Другой мир, раскинувшийся под тобой. Кто видел закат с вершины Ушбы – тот поймет. Эти сине-красно-оранжево-розовые переливы неба останавливают дыхание, как в свободном падении. Весь гребень залит оранжевым солнцем. Красивейшие облака… По одну сторону гребня – заходящее солнце, по другую - уже взошедшая луна… Абсолютно сюрреалистический пейзаж. И тут же – перемычка и огромный взлет Ушбы Южной, тоже в свете закатного солнца. А гребень на вершине такой тонкий и острый, что солнце просвечивало его насквозь. А под нами – множество пиков Кавказского хребта! Эта красота ошеломляет! И понимаешь, что ты сам заслужил ее для себя!..

На вершине пробыли минут 10. Уже начались сумерки, а нам еще предстоял спуск. То, что он будет ночным, мы уже поняли раньше. Мысль остаться на вершине и, как говорится, поймать “холодную” ночевку, мы однозначно отбросили. Записку искать не стали – не было времени, да и зачем,.. главное – зайти, сделать это, прежде всего для себя. Сняв немного на видео, поспешили вниз чтобы хоть гребень успеть пройти в сумерках, а не в полной темноте.

Половину гребня нам таки удалось пройти в сумерках, а потом все вокруг накрыла темнота. Луна, к сожалению, освещала противоположную часть гребня. Нам же оставалось надеть на каски фонари и продолжать спуск. Вот она – плата за прекрасную погоду, удачное восхождение и наш поздний выход. Увидели такую красоту – получите теперь ночной спуск, уважаемые альпинисты. Благо, опыт ночного спуска у нас уже имелся – зимой как-то практиковали подобное на заснеженных склонах Эклизи-Бурун в Крыму.

Итак, надев фонари, продолжили спуск по гребню. Шли, конечно же, с попеременной страховкой. Торопиться было уже некуда, поэтому сбросили темп. Основной акцент в данной ситуации был сделан исключительно на безопасность. Очень сильно почувствовалась усталость. Теперь первым шел я, а Миша спускался с нижней страховкой. Но, несмотря на все, нам удавалось точно выходить на все точки, и станции мы делали там же, где и во время подъема. Ни одного бура на гребне не оставили.

Прошли гребень. Теперь начиналась крутая доска. О спуске “пешком” не могло быть и речи. Пришлось дюльферять. Меня Миша спускал “парашютом”, и я дожидался его на станции. Здесь уже пришлось оставлять буры. Подолгу приходилось ждать пока Миша сдюльферяет. Можно понять – момент ответственный, и требуется максимальная сосредоточенность, принимая во внимание обстоятельства. Снова и снова развязываться, перевязываться. Дюльфер за дюльфером, одно и то же. Долго. Усталость и темнота совсем доканывали. Кроме того, стало холодно, и поднялся ветер. Долгие ожидания Миши, вися на станции, притупляли бдительность, и все время приходилось себя “встряхивать”. В таком режиме по “доске” сделали семь дюльферов по 50 метров. Дошли до скал Настенко. В этом районе мы немного сбились с пути и вышли ниже, на соседние скалы. Ничего не оставалось, как снова подняться и сдюльферять правильно.

Когда до подушки оставалось 50 метров, вдруг поняли что начался рассвет. Решили передохнуть, ибо и тело, и мозг просто молили об этом. И вот, расслабившись, полюбовавшись рассветом и, выдергивая очередную веревку, мы сразу же поплатились за это – наша красная веревка с характерным свистом как змея мелькнула перед нами и, махнув на прощание хвостом, улетела по ледовому склону через сбросы в Грузию. Просто забыли перестраховаться и закрепить конец… Вот и потери, вот и последствия ночного спуска… Сначала шесть буров, потом веревка… На счастье, оставалась еще одна. Хоть и тонкая для одинарной, но сложенная вдвое она решала все проблемы.

Пройдя бергшрунд, пошли на подушку с одновременной страховкой. Нас уже порядком шатало от усталости и хотелось поскорее добраться до плато.

1 августа, в 6 часов утра мы, наконец, вышли на Ушбинского плато. Усталость и напряжение настолько задурманили голову, что особой радости в момент прихода не почувствовали. Было другое – мы молча тупо стояли и, пошатываясь, продолжали вертеть головой по сторонам, и как бы по инерции, на автопилоте анализировали ситуацию. Все никак не могли расслабиться. Подъем с плато и спуск на него занял у нас 20 часов непрерывной работы. Один день и одна ночь. За это время съели по одному “Сникерсу” и выпили по чашке чая.

В это время к нам со стороны ледопада поднялась группа из четырех человек. Это были те самые москвичи, с которыми мы познакомились до выхода, еще на “Немецких ночевках”. Их палатка стояла рядом с нашей. Они и рассказали нам как наблюдали с “Немцев” два огонька на ночном гребне Ушбы. Огоньки спускались все ниже и ниже. “Огоньками”, понятное дело, были мы. Поговорив с ребятами минут пять, мы пожелали друг другу удачи и уже в полудреме поставили палатку. Сразу же провалились в глубокий сон.

В 10 утра проснулись. На плато зашла еще одна группа. Тоже четыре человека, но постарше. И это была та самая группа альпинистов из Питера во главе с Олегом Шмаковым… Кто бы мог подумать в тот момент, что через несколько дней трое из них пропадут почти под вершиной Ушбы… Мы с удовольствием пообщались с ребятами, поделились с ними едой, пополнив их скудные, как выяснилось, запасы провизии. И мы, и они были в отличном настроении, и в тот момент не наблюдалось никаких признаков того, что могут возникнуть проблемы при восхождении. Так просидели около часа, делясь впечатлениями от горы.

Группа Питерцев, уходящих под Малую Ушбу

Вскоре группа ушла под Малую Ушбу, там они собирались разбить лагерь. В их планах было восхождение по маршруту Моногарова – по зеркалу Северо-Восточной стены Северной Ушбы. Вечером Миша еще сходил в гости к ним в лагерь, обменялся телефонами… Что было потом – никто не знает кроме них самих… Сохранилась фотография, сделанная как раз когда вся четверка уходила с плато под Малую Ушбу…возможно, последняя…

Утром, 2 августа, начали спуск по Ушбинскому ледопаду. Он прошел без происшествий. Но отметили, что ледопад изменился – появились новые трещины, а некоторые стали шире, и еще – свежие обвалы.

Придя на “Немцы”, сушили вещи. Неожиданно услыхали грохот в районе ледопада и сразу же заметили огромное облако снежной пыли как раз в том месте, где были полтора часа назад. Неприятное чувство. Просидев так часа два, перекусив и отдохнув, собрали рюкзаки и двинулись домой, в лагерь. Поздно вечером, миновав ночевки “Аристова” и “Улыбку”, добрались до УМЦ “Эльбрус”. На ногах еле держались. Но, все-таки, зашли в кабачек на “Пятаке” и в компании девушек, ждавших нас внизу, отметили наше восхождение! А немного подкрепившись, эмоции хлынули из нас потоком и радости нашей не было предела! Только теперь начали в полной мере осознавать, что нам это удалось! Мише это наконец удалось после многолетних неудачных попыток (то непогода, то спас-работы, то организационные срывы), а мне это просто удалось,.. удалось впервые. Первая гора в жизни – и сразу Ушба! Ее еще называют “Вертепом ведьм”… Выходит, наверное, “ведьмы” были нам рады… Вначале пустили, а потом – выпустили. Гора подарила нам это восхождение, сделала для нас все возможное, создала самые благоприятные условия. И за это мы благодарим ее еще раз!

Хронология восхождения (кратко):

28 июля

• выход из УМЦ “Эльбрус”
  • прибытие на “Улыбку”, отдых
  • прибытие на “ночевки Аристова”

29 июля,

• старт на “Немецкие ночевки”
  • прибытие на “Немецкие ночевки”, начальную точку восхождения

30 июля,

• старт с “Немецких ночевок”
  • переход через Ушбинский ледопад
  • зашли на Ушбинское плато
  • дневка на Ушбинском плато

31 июля,

• старт с Ушбинского плато (11:00)
  • зашли на “подушку” (12:00)
  • преодолели скалы Настенко
  • прошли “доску”, вышли на предвершинный гребень Ушбы
  • взошли на вершину Ушба Северная ! (19:30)
  • начало спуска (19:45)

1 августа,

• спустились на Ушбинское плато (6:00)
  • дневка на плато

2 августа,

• спуск по Ушбинскому ледопаду на “Немецкие ночевки”
  • старт с “Немцев”, путь через “Ночевки Аристова” и “Улыбку”