Автор: Андрей Бычков, г. Москва

Описания маршрутов на вершины Архыза: Токмак, Чучхур-баши, Пшиш, Магана, Псыш

Токмак (южный гребень, с пер. Токмак) 3415м, 3А

1. Характер маршрута: скальный
  2. Район, хребет: Западный Кавказ, Архыз, Псышское ущелье, короткий северный отрог Главного Кавказского Хребта
  3. Вершина, высота, маршрут: Токмак, 3415м, Южный гребень (с пер. Токмак)
  4. Предполагаемая категория сложности:
  5. Характеристики: перепад высот 365м, протяженность участков четвертой категории трудности 15м, протяженность маршрута 770м, средняя крутизна 30грд.
  7. скальных 9/0, ледовых 0/0, шлямбурных 0/0,

а также закладных элементов 9/0 (из них френдов 5/0 )

8. Ходовых часов: 3ч.

13. Даты маршрута: 08 августа 2002 года

Маршрут:

С перевала Токмак, обходя небольшой жандарм справа, выйти на южный гребень вершины Токмак и по крупноблочной осыпи двигаться по гребню до снежника на Восточном склоне гребня. Далее двигаться по нижнему краю снежника параллельно гребню. Пройдя снежник, выйти на понижение в гребне по несложным скалам небольшого кулуара. Дальше двигаться по гребню до основания вершинной башни. Далее сложная (IV) 15м 75грд стенка (страховка крючьевая). Потом двигаться по гребню влево вверх вдоль расщелины и потом вверх, 50м несложных (II) скал, до 3х метровой стенки. Преодолев 3х метровую стенку (III+), по простым скалам выйти на широкую наклонную полку под нависающие блоки вершины (около 50м). Обходя эти блоки справа по простым сильноразрушенным скалам, выйти на вершинный гребень (50м). Далее, двигаясь налево по простым сильноразрушенным скалам вершинного гребня, выйти на вершину. Время от перевала Токмак около 3х часов.

Подходы:

От поселка Архыз по грунтовой дороге до пограничного поста за рекой Белая (около 20 км). Далее по хорошей тропе вдоль р.Псыш до дельты реки Аманауз. Переправа через р. Аманауз вброд и по бревнам. Далее по тропе, ведущей на пер. Наур, по левому берегу р. Псыш до ручья, вытекающего из Василисиного озера (300-400 м после камня с мемориальной табличкой, посвященной обороне Кавказа), около 6 км от пограничного поста. Перейти р. Псыш вброд или по снежному мосту. Двигаться вдоль ручья ~ 400 м до Василисиного озера. Здесь хорошее место для бивака.

От Василисиного озера слева по морене выйти к левой стороне ледопада ледника Псыш. Далее около 80м вверх по несложному ледопаду, обходя разрывы, к выполаживанию. Движение продолжать по заснеженному леднику в обход трещин в направлении седловины перевала Токмак. Выход на перевал. От Василисиного озера около 3х часов.

Движение до основания вершинной башни осуществлялось одновременно, на гребне со страховкой через рельеф. Движение по вершинной башне с переменной страховкой.

Рекомендуемый спуск – по пути подъема.

Возможные места биваков: урочище Кышлаусу, Псышские ночевки (Псышская поляна), возле Василисиного озера (рекомендуемое место), на перевале Токмак (ночевки на снегу).

8:00 выход от ночевок возле Василисиного озера
8:30 начало обработки ледопада
11:30 выход на перевал Токмак
12:00 выход с перевала Токмак
15:00 вершина Токмак

Чучхур-Баши, 3510м, Северный гребень, 1Б

1. Характер маршрута: комбинированный
  2. Район, хребет: Западный Кавказ, Архыз, Псышское ущелье, Чучхурский хребет
  3. Вершина, высота, маршрут: Чучхур-Баши, 3510м, Северный гребень (с пер. Чучхур)
  4. Предполагаемая категория сложности: , первовосхождение
  5. Характеристики: перепад высот 460м, протяженность участков первой категории трудности 150м, протяженность маршрута 1060м, средняя крутизна 20грд.
  7. Скальных 0/0, ледовых 0/0 , шлямбурных 0/0,

а также закладных элементов 0/0.

8. Ходовых часов: 2

13. Даты маршрута: 03 августа 2002 года

Пшиш, 3789м, Восточный контрфорс

1. Характер маршрута: скальный
  3. Вершина, высота, маршрут: Пшиш, 3789м, Восточный контрфорс
  4. Предполагаемая категория сложности: , первовосхождение
  5. Характеристики: перепад высот 950м, протяженность участков третьей категории трудности 250м, протяженность маршрута 1300м, средняя крутизна 45грд.
  7. скальных 6/0, ледовых 0/0, шлямбурных 0/0,

а также закладных элементов 21/0 (из них френдов 15/0 )

8. Ходовых часов: 8ч.
  9. Ночевок: одна

13. Даты маршрута: 11 августа 2002 года

Маршрут:

Напротив урочища Кышлаусу повернуть с тропы, ведущей к Наурскому перевалу, направо вдоль ручья. Двигаться по каменным осыпям вдоль русла до скальных выходов. Скалы обходятся слева по травянистым полкам. Далее вверх по небольшим контрфорсам до снежника под ледником, около 2.5 часов.

Далее по снежнику до контрфорса между ледниками, это и есть восточный контрфорс. Выйти по осыпям на контрфорс. По контрфорсу вверх несложные крупноблочные скалы (необходима страховка), около 100м. Обходя жандарм слева, выйти на пологий ледник. Возможное место бивака. С ледника выйти на понижение гребня за жандармом и продолжать движение по несложным и средней сложности скалам контрфорса в направлении вершины с небольшими обходами сложных мест справа. Дойти до крупного предвершинного жандарма, он обходится слева по небольшим полочкам. После этого, пройдя около 50м, необходимо спуститься дюльфером около 40м влево в небольшой кулуар. За кулуаром выйти на небольшой контрфорс влево вверх, 15м. Далее по несложным разрушенным скалам контрфорса выйти на вершинный гребень, 200м. По несложным скалам гребня направо выйти на вершину, 35м. Время от снежника под ледником 7.5 часов, от урочища Кышлаусу 10 часов.

Подходы:

От поселка Архыз по грунтовой дороге до пограничного поста за рекой Белая (около 20 км). Далее по хорошей тропе вдоль реки Псыш до дельты реки Аманауз. Переправа через реку Аманауз вброд и по бревнам. Далее по тропе, ведущей на перевал Наур, по левому берегу реки Псыш до урочища Кышлаусу. Около 4км от пограничного поста.

Рекомендуется иметь кошки и ледорубы для выхода на контрфорс по снежнику в нижней части ледника и для выхода на ледник при обходе первого жандарма.

Рекомендуемый спуск – по пути подъема, с ночевкой на леднике (нижняя часть контрфорса, выводящая на ледник, во второй половине дня камнепадоопасна).

Возможные места биваков: урочище Кышлаусу, ледник в 100-200м слева от контрфорса, возле вершины есть место для 1й палатки.

6:00 выход из урочища Кышлаусу
20:00 спуск на ледник, начало организации ночевки

Магана, 3230м, Северо-Западный гребень, 1Б

1. Характер маршрута: комбинированный
  2. Район, хребет: Западный Кавказ, Архыз, Псышское ущелье, Главный Кавказский Хребет
  3. Вершина, высота, маршрут: Магана, 3230м, Северо-Западный гребень
  4. Предполагаемая категория сложности: , первовосхождение
  5. Характеристики: перепад высот 250м, протяженность участков второй категории трудности 50м, протяженность маршрута 700м, средняя крутизна 20грд.
  7. скальных 0/0, ледовых 0/0, шлямбурных 0/0,

а также закладных элементов 0/0.

8. Ходовых часов: 2

13. Даты маршрута: 01 августа 2002 года

Маршрут:

От Наурских озер идти по тропе к перевалу Магана (Псырс). Выйти по тропе на снежник. Не доходе до перевала Магана (Псырс) около 700м повернуть налево в широкий снежный кулуар, заканчивающийся крутым снежным взлетом, выводящем на северо-западный гребень, около 400м. Далее по осыпям и простым разрушенным скалам гребня выйти на вершину, около 400м. Время от Наурских озер 2.5 часа.

Подходы:

От поселка Архыз по грунтовой дороге до пограничного поста за рекой Белая (около 20 км). Далее по хорошей тропе вдоль р.Псыш до дельты реки Аманауз. Переправа через р. Аманауз вброд и по бревнам. Далее по тропе, ведущей на пер. Наур до Наурских озер.

Рекомендуемый спуск – по пути подъема.

Возможные места биваков: урочище Кышлаусу, Псышские ночевки (Псышская поляна)

8:00 выход от ночевок возле Василисиного озера
:30 начало обработки ледопада
11:30 выход на пер. Токмак
12:00 выход с пер. Токмак
15:00 вершина Токмак

Псыш Восточный, 3488м, Северный гребень, 2Б

1. Характер маршрута: ледово-снежный
  3. Вершина, высота, маршрут: Псыш Восточный, 3488м, Северный гребень (с пер. Токмак).
  4. Предполагаемая категория сложности: , первовосхождение
  5. Характеристики: перепад высот 440м, протяженность участков 2й категории трудности 250м, протяженность маршрута 690м, средняя крутизна 40грд
  7. скальных 0/0, ледовых 21/0, шлямбурных 0/0,

а также закладных элементов 0/0

8. Ходовых часов: 3ч.
  11. Снежко Александр Леонидович, II р., рук-ль

Бычков Андрей Викторович, II р.

13. Даты маршрута: 06 августа 2002 года

Маршрут:

От перевала двигаться в сторону вершины Псыш Восточный. Преодолев бергшрундт по снежному мосту (или обойдя его снизу), выйти на гребень. Далее двигаться вверх по снежному северному гребню вершины Псыш Восточный (страховка через ледоруб), пересекая открытые ледовые участки (страховка ледобурами). Далее выйти на простые разрушенные скалы предвершинного гребня и по ним взойти на вершину. Время от перевала Токмак около 3х часов.

Подходы:

При преодолении ледопада по пути на пер. Токмак провешено 80 м перильных веревок с использованием 7 ледобуров. Далее движение до перевала осуществлялось одновременно. Движение по снегу, льду и скалам осуществлялось одновременно. Попеременная страховка использовалась только при заходе со снега на лед и выходе со льда на снег. Протяженность ледовых участков на маршруте около 250 м. Крутизна 40 грд. Использован 21 ледобур.