Горы мира > Крым > Кильсе-Бурун

Автор: Анатолий Брынза, г. Днепропетровск

Кильсе-Бурун

Описание трех альпинистских маршрутов

Маршрут №8. ПО ЛЕВОМУ КРАЮ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ СТЕНЫ, 5Б, VI, A2, 400м (м-т П. Денисенко, 1977г.)

Этот маршрут "тянет" на 6А, и я надеюсь его сложность пересмотрят.

Подход под маршрут начинается в 100м западнее домиков под Кильсе-Бурун. От дороги по небольшой осыпи подняться на террасу у большого рыжего внутреннего угла.

Маршрут начинается в 20м правее от него, под небольшим рыжим карнизом (R0-R1: 200м, 20°, б/к).

На участке R1-R2 - вверх 40м по нависающей, разрушенной стене на небольшую полку под карнизом
(R1-R2: 40м , 95°, V+, A2).

На участке R2-R3 - вверх по нависающей разрушенной стене, обходя карниз справа
(R2-R3: 40м, 95°, VI, A2).

На участке R3-R4 - вверх по небольшой нависающей щели к 10-метровому камину. В нижней части он довольно широкий, с гладкими стенками, что затрудняет вход в него. Выше камина двигаться по нависающей стенке до небольшого уступа в начале большого и длинного внутреннего угла, похожего на раскрытую книгу. За это он и получил соответствующее название
(R4-R5: 40м, 95°, VI).

На участках R4-R5, R5-R6,R6-R7, R7-R8 вверх 160м по внутреннему углу Книга до выхода на большую террасу. Здесь заканчивается основная часть маршрута
(R4-R5, R5-R6, R6-R7, R7-R8: 160м, 75° - 80°, V).

По террасе (уч-к R8-R9) немного влево и далее 120м вверх по простым скалам на вершинное плато
(R8-R9: 120м, 50°, I).

Протяженность основной части маршрута составляет 400м. Восхождение занимает 6 - 8 часов.

P.S. Маршрут ходится очень редко.
Я с В. Головеем сделали второе прохождение этого маршрута примерно через месяц после его первопрохождения группой П. Денисенко, участвуя в чемпионате Днепропетровской области по Малым горам. Это было время расцвета альпинизма в СССР. Сейчас трудно представить, что в рамках областного чемпионата было пройдено 5 шестерок.

Маршрут №11. ПО ЦЕНТРУ РЫЖЕЙ СТЕНЫ, 6А, F6c+, A1, 210м (м-т подготовлен П.Швецом и А.Романовским, 2000г.)

Эта первая проба прокладывать маршруты в Крыму индустриальным способом. Выбрав маршрут, ребята обрабатывали каждый его участок спускаясь сверху. Для забивки шлямбуров использовался перфоратор. После обработки участка маршрута, он проходился снизу с использованием забитых крючьев.

Маршрут проложен по центру рыжей нависающей стены центральной части массива. Для ориентации маршрут промаркирован зеленой краской. Пункт R3 - два зеленых треугольника на желтой стене виден с дороги. На высоте примерно 50м от начала стену пересекает большая полка с деревьями. Если провести вертикальную линию от второго справа большого дерева - это и будет начало маршрута. Слева и справа на скалах плющ. Первый шлямбур, промаркированный зеленой краской, расположен на высоте 15м и хорошо виден от начала маршрута. Павел и Анатолий дали название маршруту "Желтая подводная лодка".

От домиков под вершиной вверх и влево 200м по некрутой осыпи под рыжую нависающую стену
(R0: 200 м, 20°, б/к).

На участке R0-R1 вначале 15 м по несложным, засыпанным землей скалам до первого шлямбура. Страховки нет. Далее влево вверх в нишу с травой. С ниши прямо вверх через простой карниз, затем чуть вправо вверх под серую монолитную стенку. От шлямбура под стенкой траверс 5 м влево к началу глухой щели, идущей вертикально вверх к второй справа большой сосне. По глухой щели вверх 15 м. Лазанье трудное. Пункт страховки R1 на сосне
(R0-R1: 15м, 75°, 5.6 (F 4c); 16м, 75°, 5.8 (F 5b); 15м, 90°, 5.11a (F 6c), A1).

На участке R1-R2 пешком 15м на верх 10-метрового откола. Пункт R2 на шлямбуре
(R1-R2: 15м, 45°, б/к).

На участке R2-R3 маршрут обходит справа сыпучие карнизы. Сначала двигаться по рыжей стенке вверх, затем вправо на серые монолитные скалы. 20м сложного лазанья приводят к небольшому внутреннему углу. После него скалы выполаживаются, но становятся более разрушенными. По ним влево вверх 12м до явной щели. По щели трудное лазанье 8м до висячего пункта R3 на 2 шлямбурах
(R2-R3: 20м, 80°, 5.10a (F 6a); 12м, 75°, 5.8 (F 5b); 12м, 85°, 5.10b (F 6a)).

На участке R3-R4 маршрут идет вертикально вверх слева от пункта страховки. Сначала 4м по нависающей щели. Затем по пологой сыпучей стенке 5м вверх в основание широкого нависающего внутреннего угла. По углу 20м вверх, двигаясь то по правой, то по левой его стороне. Выход из угла влево на шлямбур. Затем опять влево вверх 8м за перегиб (зеленая стрелка влево). За перегибом хорошо видна серповидная сосна. До нее от перегиба 8-10м. От сосны вправо вверх 8м под нависаниями до пункта R4 на двух шлямбурах
(R3-R4: 25м, 90°, 5.11a (F 6c); 6м, 80°, 5.10a (F 6а); 8м, 75°, 5.9 (F 5c); 8м, 70°, 5.6 (F 4c)).

На участке R4-R5 (возможен уход вправо по полкам и кулуару на террасу) От пункта прямо вверх в неявный внутренний угол. Первые 6м лазанье несложное, а затем очень сложно. Однако, есть возможность достать на лесенках со шлямбура следующий шлямбур. Затем резко влево на нависающую стенку. Нитка маршрута напоминает букву S - сначала влево, потом вверх, потом немного вправо. После выполаживания, двигаться влево-вверх (закладки!!!) под основание 10-метрового откола с маленькой сосной на верхушке. По левой щели откола 10м вверх до маленькой сосны. От сосны прямо вверх через небольшое нависание выйти за перегиб. За перегибом по наклонным плитам 8 м на террасу к сосне, растущей вниз. Пункт R5 под сосной на шлямбуре и швеллере
(R4-R5: 6м, 80°, 5.9 (F 5c); 20м, 95°, 5.11c (F 6c+); 10м, 75°, 5.8 (F 5b); 10м, 100°, 5.10b (F 6a); 8м, 70°, 5.6 (F 4c)).

На участке R5-R6 по террасе пешком 200 м в западном направлении, затем 100 м вверх и влево по простым скалам на яйлу (R5-R6: 200м, 30°, б/к; 100м, 60°, 5.2 (F I)).

Протяженность основной части маршрута 210 м.
Время прохождения маршрута 5 - 6 ч.

Маршрут №12. ПО ЦЕНТРУ РЫЖЕЙ СТЕНЫ ЧЕРЕЗ ОТКОЛ КРОКОДИЛ (КРОКОДИЛ), 6А, VI, A3, 360м (м-т М.Туркевича, 1976г.)

Это наиболее сложный маршрут на вершину. Он был впервые пройден группой Михаила Туркевича, ставшего позднее одним из наиболее известных альпинистов СССР. В 1976 г. Миша впервые принимал участие в чемпионате Украины по Малым горам и пройдя этот маршрут сразу стал чемпионом. Ниже приводится немного переработанное описание маршрута данное первопроходителями.

От дороги левее домиков вверх 200 м по некрутой осыпи под рыжую стену (уч-к R0: 200 м, 20°, б/к).

На участке R0-R1 от дерева под маршрутом прямо вверх по сыпучей плите к кусту. (R0-R1: 30 м, 70°, III+)

На участке R1-R2 сначала вправо и вверх к полочке правее следующего куста под небольшой карниз. Дальше по полочке 5 м вправо к кусту (R1-R2: 15 м, 85°, V+, А1).

На участке R2-R3 от куста 5 м вправо по полке к внутреннему углу. Дальше вправо и вверх, а затем влево и вверх 5 м к нависающему внутреннему углу, над которым сходятся два больших карниза.. Скалы желтого цвета, разрушенные (R2-R3: 10 м, 75°, V).

На участке R3-R4 по внутреннему углу вверх к небольшому карнизу. Выше карниза вертикальная стенка. По ней вправо и вверх на небольшую наклонную плиту (R3-R4: 15 м, 95°, VI, А3).

На участке R4-R5 с плиты 10 м влево и вверх по плите в основание нависающего желтого внутреннего угла (R4-R5: 10 м, 80°, V+).

На участке R5-R6 движение по нависающему внутреннему углу. Сначала прямо вверх, затем влево и вверх. После прохождения отрицаловки выход к щели уходящей вверх, а затем немного влево к отколу Крокодил. Он хорошо виден с дороги (R5-R6: 25 м, 100°, VI, А3).

На участке R6-R7 сначала по щели к основанию Крокодила. Затем вверх по внутреннему углу, образованному правым боком Крокодила и желтой стенкой. Примерно по середине внутренний угол закрыт большой "пробкой". Она обходится справа по стене. Затем переход на правый бок Крокодила и по нему вверх до небольшой полочки (R6-R7: 35 м, 90°, VI, А1).

На участке R7-R8 от Крокодила по желтой нависающей стенке вверх и чуть вправо 25 м к щели, ведущей на верх бастиона (R7-R8: 20 м, 95°, VI, А2).

На участке R8-R9 вверх сначала по щели 25 м, а затем по стенке (R8-R9: 25 м, 80°, V+, А1; 12 м, 75°, V).

На участке R9-R10 вверх по гребню до выхода на террасу (R9-R10: 40 м, 55°, III).

На участке R10-R11 от площадки 15 м вверх к деревьям одновременно (R10-R11: 15 м, 40°, II).

На участке R11-R12 вверх 30 м по крутой плите до маленькой полки (R11-R12: 30 м, 75°, V).

На участке R12-R13 по плите вправо и вверх к отвесной щели (R12-R13: 20 м, 80°, V).

На участке R13-R14 по щели к дереву (R13-R14: 15 м, 85°, V+).

На участке R14-R15 от дерева по полке 8 м вправо и дальше вверх 25 м по нависающему внутреннему углу (R14-R15: 8 м, 70°, IV; 25 м, 95°, VI, А1).

На участке R15-R16 от внутреннего угла по крутой 10-метровой узкой полочке вправо-вверх к другой щели. Далее вверх по нависающей щели (R15-R16: 10 м, 80°, V; 20 м, 95°, VI, А2).

На участке R16-R17 двигаться 20 м вправо и вверх по стене до небольшой пологой вертикальной плиты (R16-R17: 20 м, 75°, V+).

На участке R17-R18 траверс по полке, а затем по горизонтальной щели к правой части стены. Далее вверх 10 м по вертикальному внутреннему углу (R17-R18: 10 м, 70°, IV; 10 м, 90°, VI, А1).

На участке R18-R19 вверх по нависающей плите (R18-R19: 20 м, 95°, VI, А2).

На участке R19 - вершина по внутреннему углу до вершины (R19 - вершина: 20 м, 85°, VI, А1).

Протяженность основной части маршрута 360 м.

Время прохождения маршрута 6 - 8 ч.

P.S. Маршрут ходится очень редко.