Горы мира > Крым > Кильсе-Бурун

Автор: Александр Лавриненко, Одесса

Большой Кильсе Бурун
маршрут Михаила Туркевича - "Крокодил" 6А, VI+, A3, 355м

Немного истории: Пройден в ноябре 1977 года на чемпионате по Малым горам. Второе прохождение - ноябрь 1978г, команда Денисенко (Кировоград), их записку в 1997 году (28 июня) сняли А. Лавриненко, Е. Нечаева. Верхнюю часть маршрута мы не нашли, и обошли 2-й бастион по "тройке". Интерес к маршруту у широкой массы восходителей возник после малых гор 2002 года, когда маршруту был присвоен рейтинг 5,2 (13 часов). Правда, интерес чисто теоретический - все смотрели, но не пробовали. В ноябре 2002 года, я и Миша Евчев, подбадриваемые большой компанией, собравшейся в домике под Кильсе, предприняли попытку "разобраться" Крокодилом.
За 2 часа до темноты, мы были под 2-м бастионом, и не рискуя "влезть в ночь", завершили восхождение по м-ту "Классика" 4Б.
В мае 2003 года, на чемпионате по малым горам, одесская связка В.Могила, А.Жилин наконец-то "добили" Крокодил в 2-х дневной борьбе. К сожалению ребята опоздали к контрольному сроку со 2-го восхождения на 20 минут, что помешало занять им призовое место. Тем не менее, прохождение м-та Туркевича, на мой взгляд, самое интересное событие майского чемпионата.

Описание маршрута
(нитка маршрута и сложность участков существенно отличается от книжки А.Брынзы "Кильсе бурун")

Подход: недоходя до "домика лесника" 10м, по неявной тропе подойти под стену. Начало маршрута возле большой сосны, растущей под стеной.

R0-R1: по разрушенным скалам вверх, немного влево, выйти к небольшому дереву. На дереве станция. IV, 35м

R1-R2: От станции вправо вверх, под карниз III, под карнизом траверс вправо до шлямбура 5-7м V+ Дальше вверх, через нависание, 5м А2, затем по небольшому внутреннему углу 15м VI-, выйти на наклонную плиту. Станция. Есть шлямбур.

R2-R3: Ключевая веревка. От станции вверх влево, по нависающему внутреннему углу 10м VI A3, далее лазанием, обходя нависающую развалюху слева, выйти к основанию нашлепки "Крокодил" 15м VI+. По расщелине, образованной нашлепкой и стеной, вверх на вершину нашлепки - 25м VI.

R3-R4: От станции приспуститься на другую сторону нашлепки. Дальше по широкой щели с разрушенными краями вверх 20м VI A2, под сильно разрушенное нависание. От сюда сложный траверс влево 5-7м, затем по щели 15м V+ вверх, к небольшому можжевельнику. Станция.

R4-R5: По внутреннему углу вверх 20м IV-V, затем по простым скалам выйти на наклонную осыпную полку.

R5-R6: По полке пешком подойти под 2-й бастион.

R6-R7: От большой разлапистой сосны по щели вверх 40м VI A2, станция на большом можжевельнике.

R7-R8: От станции вверх 10м VI, к небольшому карнизу. Под карнизом траверс вправо 5м А2. Далее по внутреннему углу вверх 20м V выйти на выполаживание. Станцию удобно сделать в правой части.

R8-R9: От станции двигаться в направлении откола, по левой стороне сильно раскрытого внутреннего угла - 10м V+ A1. Возле откола шлямбур. Далее вверх, оставляя внутренний угол справа - 10м VI А2(есть 3 дырочки под скайхук). Затем по правому внутреннему углу 15м IV, выйти на яйлу.

На маршруте удобно страховаться 2-мя веревками. Необходимо иметь широкий ассортимент крючьев, 2 скайхука, также облегчат жизнь большие френды.