Горы мира > Крым > Мшатка-Кая

Автор: Анатолий Брынза, г. Днепропетровск

Мшатка-Кая

Описание альпинистских маршрутов

Мшатка-Кая расположена в юго-западной части крымского побережья, северо-западнее поселка Санаторное и хорошо видна с шоссе Севастополь-Ялта.

Эта вершина имеет высоту 650 м н.у.м. и протянулась с запада на восток почти на километр . На ее стены высотой до 400 м проложено 11 маршрутов от 2Б до 5Б к.с.

Фантик

Наиболее популярными являются маршруты западной части массива "Вилка", "Филатовская" и "Ухо".

Наиболее сложные маршруты проложены на центральный бастион Ю. Лишаевым ("Фантиком") в одиночку.

Подходы к маршрутам №1-№5 начинаются от старого шоссе у альпинистских стоянок под Форосским Кантом, а к маршрутам №6-№11 примерно в 100 м восточнее развилки старого шоссе на главную дорогу и Форос.

Спуститься с вершины можно примерно за час, двигаясь на запад по маркированной тропе, спускающейся на старую шоссейную дорогу выше Форосской церкви.

Ниже приводятся описания нескольких самых популярных маршрутов на Мшатка-Каю с запада на восток. В скобках даны названия, данные некоторым из этих маршрутов первопроходцами и сведения о них.

1. По левому внутреннему углу западной части массива (“Вилка”), 2Б (200 м, III) (м-т К. Рыбалко и В. Хитрикова, 1973 г.)

2. По первому контрфорсу Западной части массива (“Филатовой”), 3Б (20 м, V) (м-т В. и А. Волкодавов и Е. Филатовой, 1972 г.)

3. По второму контрфорсу Западной части массива (“УХО”), 4Б

4. По левому краю Центрального бастиона (“ТРИАНГУЛЯЦИЯ”), 4Б (35 м, V)

8. По левой стороне “ТРЕУГОЛЬНИКА” восточной части массива (“ТРЕУГОЛЬНИК СЛЕВА”), 3А

9. По центру “ТРЕУГОЛЬНИКА” восточной части массива (“ТРЕУГОЛЬНИК ПО ЦЕНТРУ”), 4А (м-т А. Волкодава и М. Быстрицкого, 1973 г.)

10. По правой стороне“ТРЕУГОЛЬНИКА” восточной части массива (“ТРЕУГОЛЬНИК СПРАВА”), 3Б

11. По центру восточного бастиона, 5А

1. По левому внутреннему углу западной части массива (“Вилка”), 2Б (200 м, III)
(м-т К. Рыбалко и В. Хитрикова, 1973 г.)

Подходы под маршрут начинаются с верхнего шоссе в 50 м ниже альпинистской стоянки, расположенной под центральной частью Форосского Канта. Вверх и немного влево сначала по тропе, а затем по простым скалам к широкому неяному внутреннему углу, “прорезавшему” всю стену массива (R0: 300 м, 450, б/к).

На участке R1-R2 – вверх сначала слева по 20-метровому внутреннему углу на большой трапециевидный уступ стены, а затем по отвесной стенке к дереву (R1-R2: 40 м, 650, III+).

На участках R2-R4 – сначала вверх по гладким плитам широкого внутреннего угла в основание вымытого водой небольшого желоба. От него влево и вверх по стенкам к небольшому дереву под предвершинной башней. Здесь маршрут раздваивается и проходит по левому или правому наклонным внутренним углам, отделяющим предвершинную башню от стены (R2-R4: 100 м, 60-700, -III).

Левый вариант: Верх и влево по длинному наклонному левому внутреннему углу в обход башни. Затем по полкам и некрутым плитам влево и вверх на яйлу (R4-R5’: 40 м, 750, III+; R5’-R6’: 40 м, 650, -III; R6’- вершина: 40 м, 650, II).

Правый вариант: На участке R4-R5” – по крутым плитам вправо и вверх к группе деревьев (R4-R5”: 40 м, 750, +III).

На участке R5”-R6” – вверх и вправо в кулуар, переходящий в наклонный внутренний угол (R5”-R6”: 80 м, 650, -III).

На последнем участке – вверх и вправо по плитам до выхода на яйлу (R6”-вершина: 40 м, 600, II).

Время прохождения маршрута 2-3 часа.

Протяженность основной части маршрута около 300 м.

2. ПО ПЕРВОМУ КОНТРФОРСУ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ МАССИВА ( “Филатовой”), 3Б (20 м, V)
(м-т В. и А. Волкодавов и Е. Филатовой, 1972 г.)

Это один из наиболее популярных маршрутов среди альпинистов средней квалификации.

От верхнего шоссе в 50 м восточнее альпинистских стоянок под Форосским Кантом вверх и вправо сначала по тропе, а затем по простым скалам в направлении первого контрфорса западной части массива. Основная часть маршрута начинается с горизонтальной полки расположенной у основания левой стороны контрфорса (уч-к R0: 300 м, 450, б/к).

На участке R1-R2 – по внутреннему углу вверх 15 м на полку с деревом. Далее сначала по стене, а затем влево и вверх к дереву ( R1-R2: 15 м, 700, II; 25 м, 750, III).

На участке R2-R3 – по кулуару 35 м вверх к дереву, растущему в основании камина (R2-R3: 35 м, 50-600, II).

На участке R3-R4 – вверх сначала по камину 8 м и и далее по простым скалам к полке с деревом. Камин можно обойти справа по крутым стенкам (R3-R4: 8 м, 900, IV; 32 м, 650, II).

На участке R4-R5 вверх 40 м по контрфорсу к крутой стене с деревом посередине. Участок R5-R6 ключевой. Сначала вверх по крутой стенке к большой сосне От нее вверх по отвесной 10-метровой щели и далее к полке с деревьями ( R4-R5: 40 м, 60-700, II; R5-R6: 20 м, 750, IV; 10 м, 800, V; 10 м, 500, I ).

На последнем участке вверх по контрфорсу по простым скалам ( R6-яйла: 100 м, 50-600, I-II ).

Восхождение занимает 2 – 3 часа.

Протяженность основной части маршрута около 300 м.

Елена Филатова была студенткой Днепропетровского горного института. Вместе с друзьями совершила много восхождений в Крыму. Погибла в 1973 г. попав в лавину при восхождении на Западном Кавказе.

Братья Александр и Василий Волкодавы, активные альпинисты днепропетровского “Буревестника” 60-70-х г. В годы учебы в Днепропетровском горном институте много занимались альпинизмом и скалолазанием. В числе первых начали осваивать маршруты Крыма и совершили ряд интересных первопрохождений.

3. ПО ВТОРОМУ КОНТРФОРСУ ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ МАССИВА (“УХО”), 4Б

От верхнего шоссе в 50 м восточнее альпинистских стоянок под Форосским Кантом вверх и вправо сначала по тропе и простым скалам к основанию второго контрфорса западной части массива (R0: 300 м, 30-450, б/к).

На участке R1-R2 – вверх по системе стенок и полок, затем внутреннему углу до дерева (R1-R2: 40 м, 700, III).

На участке R2-R4 – сначала вверх и влево во внутренний угол. Затем по нему 70 м. Далее перейти на правую стенку угла и по плитам выйти на террасу (R2-R4: 80 м, 60-700, III+).

На участке R4-R5 – по террасе пешком вверх и влево 30 м в “ржавую” мульду.

На участке R5-R6 - сначала вверх и вправо 15 м, а затем траверс вправо 5 м по отвесной стене к основанию неявного внуреннего угла (R4-R5: 30 м, 40-500, б/к; R5-R6: 40 м, 750, IV).

На последнем участке - сначала вверх и влево 15 м к основанию камина и затем вверх по камину 25 м до выхода на яйлу (R6- яйла: 15 м, 750, III+; .25 м, 850, IV+ ).

Восхождение занимает 3 – 4 часа.

Протяженность основной части маршрута около 220 м.

4. ПО ЛЕВОМУ КРАЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАСТИОНА (“ТРИАНГУЛЯЦИЯ”), 4Б (35 м, V)

От верхнего шоссе в 50 м восточнее альпинистских стоянок под Форосским Кантом вверх и вправо сначала по тропе, а затем по простым скалам к левому краю Центрального бастиона (R0: 350 м, 30-450, б/к ).

Участки маршрута R1-R5 проходят по широкому внутреннему углу, расположенному между вторым контрфорсом и центральным бастионом.

Вначале вверх по правой стороне внутреннего угла, а далее по крутым плитам его средней части (R1- R3: 70 м, 700, III+).

На участке R3 - R4 - вверх сначала по 15-метровой крутой стенке, затем по гладкой плите во внутренний угол. Далее по нему, преодолев небольшой карниз (R3- R4: 35 м, 800)

На участке R4 - R5 – сначала вверх 20 м, а далее вверх и вправо по неявному контрфорсу (R4-R5: 40 м, 700, IV+).

Дальнейшая часть маршрута проходит по левому краю центрального бастиона. Двигаться вверх и вправо по скалам средней трудности. Заканчивается он у триангуляционного знака на вершине, хорошо видного снизу (R5- вершина: 120 м, 50-600, II-III).

Восхождение занимает 3 – 4 часа.

Протяженность основной части маршрута составляет 265 м.

8. ПО ЛЕВОЙ СТОРОНЕ “ТРЕУГОЛЬНИКА” ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ МАССИВА (“ТРЕУГОЛЬНИК СЛЕВА”), 3А

Между Центральным и Восточным бастионами, в верхней части стены две длинные косые прерывистые полки с деревьями образуют большой косой угол, хорошо просматриваемый с дороги, и названный Треугольником. Средняя часть маршрута проходит по левой полке, образующей Треугольник.

От верхней дороги, в 30 м восточнее развилки на нижнюю (главную) дорогу и пос. Форос, подняться сначала по тропе, а затем вверх и вправо по осыпи и простым скалам на заросшую кустарником и деревьями наклонную террасу, расположенную под “Треугольником”. По ней влево и вверх к большому рыжему внутреннему углу (уч-к R0: 100 м, 30-450, б/к;.50 м, 500, I; 50 м, 30-400, б/к)

На участке R1-R2 – сначала 20 м вверх по отвесному углу или по его левой стене. Затем 20 м вверх по стенке левее внутреннего угла и 10 м вверх и влево в следующий внутренний угол (30 м, 800, IV+; 20 м, 700, III).

На участке R2-R3 – сначала вверх и вправо по внутреннему углу и далее по стенке до выхода на длинную наклонную полку – левую сторону Треугольника ( R2-R3: 50 м, 750, III).

На участке R3-R4 – длинный траверс вверх и вправо 100 м по наклонной полке к началу широкого внутреннего угла ( R3-R4: 100 м, 60-700, II - III).

На участке R4-R5 – вверх 40 м по широкому внутреннему углу и его левой строне к основанию отвесного внутреннего угла ( R4 - R5: 40 м, 750, IV).

На последнем участке маршрута – вверх по отвесному внутреннему углу до выхода на вершинное плато (R5 - вершина: 30 м, 800, IV+)

Восхождение занимает 3 - 4 ч.

Протяженность основной части маршрута 270 м.

9. ПО ЦЕНТРУ “ТРЕУГОЛЬНИКА” ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ МАССИВА (“ТРЕУГОЛЬНИК ПО ЦЕНТРУ”), 4А
(м-т А. Волкодава и М. Быстрицкого, 1973 г.)

Между Центральным и Восточным бастионами, в верхней части стены две длинные косые прерывистые полки с деревьями образуют большой косой угол, хорошо просматриваемый с дороги и названный Треугольником Под этими полками крутая стена. В ее центре хорошо видна группа деревьев на террасе. Маршрут проходит по центру стены на эту группу деревьев, а далее вверх и влево на длинную полку, образующую левую сторону Треугольника..

От верхней дороги, в 30 м восточнее от развилки на основную дорогу и пос. Форос, подняться сначала по тропе, а затем по осыпи и простым скалам на заросшую кустарником и деревьями наклонную террасу и по ней пройти под центральную часть стены (R0: 200 м, 30-500, б/к - I).

На участке R1-R2 - вверх 100 м по щелям и внутренним углам стены на правую часть террасы с деревьями, расположенной в средней части стены.. Нависающие скалы на второй веревке обойти справа (R1-R2: 100 м, 65-700, III+).

На участке R2-R3 – сначала по террасе 30 м влево к ее левому краю. Затем вверх и влево 50 м по крутой разрушенной щели к дереву на длинной полке – левой стороне Треугольника. ( R2-R3: 30 м, 500, I; 50 м, 75-600, IV - III).

Далее маршрут совпадает с маршрутом №8. На участке R3-R4 – вверх и вправо по косой полке к широкому внутреннему углу (R3-R4: 50 м, 60-700, II-III).

На участке R4-R5 – вверх и вправо по простым скалам к основанию отвесного внутреннего угла ( R4 - R5: 40 м, 600, II).

На последнем участке маршрута – вверх по отвесному внутреннему углу до выхода на вершину (R5 - вершина: 40 м, 850, IV+).

Протяженность основной части маршрута 310 м.

Восхождение занимает 4 - 5 часов.

10. ПО ПРАВОЙ СТОРОНЕ ТРЕУГОЛЬНИКА ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ МАССИВА (“ТРЕУГОЛЬНИК СПРАВА”), 3Б

Между Центральным и Восточным бастионами, в верхней части стены две длинные косые прерывистые полки с деревьями образуют большой косой угол, хорошо просматриваемый с дороги, и названный Треугольником. Основная часть маршрута проходит по правой прерывистой полке, образующей Треугольник.

От верхней дороги, в 30 м восточнее развилки на нижнюю (главную) дорогу и пос. Форос, подняться сначала по тропе, а затем вверх и вправо по осыпи и простым скалам на заросшую кустарником и деревьями наклонную террасу, расположенную под “Треугольником”. По ней в верхний правый ее угол (уч-к R0: 250 м, 30-500, б/к –I)

На участке R1-R2 – от правого верхнего угла террасы по 10-метровой стенке подняться на длинную прерывистую щель – правую боковую сторону Треугольника. По щели влево-вверх к большому дереву (R1-R2: 40 м, 700, III).

На участке R2-R3 – сначала вверх в небольшую мульду, а далее вверх и влево на полку в основании небольшого внутреннего угла. По нему влево к внешнему углу (гребешку) и далее к небольшой, сужающейся полке (R2-R3: 40 м, 700, III).

На участке R3-R4 – по сложным скалам влево-вверх (R3-R4: 40 м, 800, IV+).

На участке R4-R5 – по крутым и гладким плитам подняться в основание заросшего кулуара – “вершину” Треугольника (R4-R5: 50 м, 70 - 600, III - II ).

На участке R5-R6 – по кулуару вверх и влево в основание отвесного внутреннего угла (R5 – R6: 40 м, 600, II).

На последнем участке маршрута – вверх по отвесному внутреннему углу до выхода на вершину (R6 - вершина: 30 м, 850, IV+)

Протяженность основной части маршрута 240 м.

Восхождение занимает 3 - 4 ч.

11. ПО ЦЕНТРУ ВОСТОЧНОГО БАСТИОНА, 5А

От верхней дороги подняться по простым скалам в правую часть заросшей кустарником наклонной террасы, расположенной под восточной частью стены. Маршрут начинается в 20 м восточнее начала правой “стороны” Треугольника (R0: 300 м, 30-500, б/к - I).

На участке R1-R2 – с узкой наклонной полки по левой стороне небольшого неявно выраженного контрфорса к сосенке и далее вверх по крутым стенкам к дереву (R1-R2: 40 м, 700, III).

Далее вверх по центру бастиона. Ориентиром служит 20-метровый внутренний угол с деревом в его верхней части. На участке R2-R3 – сначала по короткой плите вправо, а далее вверх по трудным плитам, стенкам и углам. Внутренний угол в верхней части нависает. Пункт страховки в небольшом гроте (R2-R3: 40 м, 750, IV).

На участке R3-R4 – вверх по крутым плитам и через 20 м перейти вправо к полке (R3-R4: 20 м, 800, V; 15 м, 700, IV).

На участке R4-R5 – сначала траверс влево по наклонной полке к дереву, а затем вверх по сложным скалам. В верхней их части нависающий 10-метровый камин (R4-R5: 40 м, 70 0, III; 10 м, 90 0, V).

На последнем участке маршрута – сначала вверх влево по левой части широкого внутреннего угла и затем прямо вверх выйти на вершину (R5 - вершина: 60 м, 60-700, III)

Восхождение занимает 4-5 часов.

Протяженность основной части маршрута около 230 м.

P.S. Маршрут ходится очень редко.