Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Гималаи >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Караванов Александр, г. Москва
http://www.avanturisty.ru/

 

Восхождение на Island Peak (Imjatse, 6189)

I. Общие сведения

Нитка маршрута: Katmandu - Lukla - Phakding - Namche Bazaar - Tengboche - Dingboche - Lobuche - Kalapattar (5550) - Kongma La (5535) - Chukhung - Island Peak (6189) - Duglha - Cho La Pass (5368) - Dragnak - Gokyo - Gokyo Ri (5357) - Khumjung - Namche Bazaar - Lukla - Katmandu

Сроки проведения: январь 2004 года


Island Peak, Makalu, Baruntse. Фотография сделана недалеко от деревни Chhukhung. Если идти не по тропе, а по правой (орографической) стороне ледника Lhotse, то придете туда, откуда сделан этот снимок

II. Бюрократия


На вершине

Island Peak является одним из трекинговых пиков Непала, за восхождение на который вы обязаны заплатить пермит. Минимальная стоимость 350$. Эта стоимость рассчитана на 4-х восходителей. За каждого последующего придется заплатить по 60$. Также вы обязаны внести депозит за мусор в размере 250 $, который будет вам возвращен при предоставлении бумаги об утилизации мусора, то есть вы должны будете получить в местном офисе (в Намче Базаре) соответствующую бумагу, что весь мусор спущен с горы в Намче Базар. За получение этого документа вам надлежит уплатить 300 Rs (Rs - рупия, курс на январь 2004 был 70 Rs за 1$). Также вам предстоит уплатить по 1000 Rs с человека за пребывание в национальном парке Sagarmatha в контрольном пункте, который расположен сразу за деревней Monjo (Check point - маленькая будка в самом узком месте ущелья). Больше обязательных плат не предвидится.

Пермит

Сам пермит, бумагу с разрешением на восхождение, надо предъявить у базового лагеря Island Peak, там тоже есть Check point. Однако зимой контрольный пункт не работает, и, теоретически, можно зайти и большему числу людей, но не стоит об этом упоминать ни в одной из деревень и ни в каких-либо разговорах ни с местными, ни с иностранцами - заложат сразу. В пермит вписывается также сидар (управляющий портерами)/гид и портеры. Как дело обстоит в сезон, я не знаю (нужны они или нет), но в нашу бумагу они были вписаны, при том как фактически отсутствовали. Ни один из жителей и служащих нас не спросил об их наличии.

Также надо сказать, что самолет от Katmandu до Lukla и обратно стоит 186$. Билет с открытой датой. Вес багажа 15 кг + 5 кг ручная кладь. Изымают зажигалки и батарейки из ручной клади, так что стоит все это убрать в багаж. Газ можно провозить в багаже свободно. Есть еще аэропортовый сбор в Катманду и в Лукле (~ по 170 Rs с человека). За перевес придется уплатить 0,6 $ за каждый килограмм. Перед отлетом назад из Луклы желательно за день подтвердить билеты, для этого мы оставляли их в лоджии в Лукле и звонили в эту лоджию из Намче Базара.

III. Подходы и акклиматизация

Успех восхождения существенно зависит от того, как хорошо вы акклиматизировались. Есть достаточно стандартный маршрут для акклиматизации.

1 день. Лукла - Пхакдинг.

2 день. Пхакдинг - Намче Базар. В этот же день можно немного прогуляться наверх.

3 день. Намче Базар. Утром оформляете мусор (заполняете документ: сколько у вас газа, консервов и т.п.). Следует помнить, что можно указать немного меньше, чем у вас есть, на случай, если что-то "потеряется" по пути. Но надо говорить вполне разумные количества. Мы останавливались в Намче Базаре у Пембы (после рынка на ступеньках повернуть направо, первая лоджия). В этот день следует прогуляться наверх до Японского ресторана. Если останутся силы, то залезть на хребтик, уходящий в левую долину. Для этого надо (если идти от японского ресторана) подойти почти к зданиям на плоскогорье, от них идет тропинка под самым хребтом, с которой можно будет свернуть на сам хребет. Мы поднялись до первых флажков. Здесь первый раз нас прихватила "горняшка" - "дятлы в голове словно взбесились", но вечером отпустило. Ночью спали беспокойно, пришлось пользоваться цитрамоном.

4 день. Намче Базар - Тенгбоче. Остановиться можно либо у монастыря, либо спуститься дальше вниз по тропе. Там хорошая лоджия слева от дороги, она расположена на красивом и солнечном месте. Однако зимой эта лоджия оказалась закрытой. Сон опять беспокойный, хотя днем прекрасное самочувствие.

5 день. Тенгбоче - Дингбоче. Остановиться лучше в Дингбоче, это более крупная деревня по сравнению с Фериче. Опять же, расположена она выше. Тут тоже есть куда подняться перед сном. Мы доходили до белых ступ на холме. От них начинается верхняя дорога в Туглу и Лобуче.

6 день. Дингбоче - Лобуче. В Лобуче самая дальняя лоджия дорогая, следует пойти в лоджию, которая находится слева от нее. В ней живут 2 брата-марафонца. Цена приемлемая (100 Rs за койку) и очень хорошее обслуживание. Здесь также следует подняться на хребет до 5000 - 5100 метров. Сон перешел в забытье. Ночью я выпивал уже 2-3 таблетки цитрамона, чтобы хоть как-то заснуть. Но на утро самочувствие нормальное.

7 день. Лобуче - восхождение на Калапаттар (5550) - Лобуче. От Лобуче тропа идет сначала вдоль морены, а потом начинает пересекать прилегающие моренные валы. В Горак Шепе можно попить чай, пообедать. Все лоджии там работают. Подъем по тропе, но очень нудный - сказывается высота.

8 день. Если самочувствие не очень хорошее, то лучше пройти до Чухунга через Дингбоче (ночь провести в Дингбоче, на следующий день подняться в Чухунг), чтобы восстановить силы. Если вы чувствуете себя хорошо, то лучше пройти через перевал Kongma La, заночевать на другой стороне в палатках (на высоте 5200 -5100) и на следующий день спуститься в Чухунг. Мы шли через перевал. Описание тропы смотрите ниже.

9 день. Переход в Чухунг. Мы остановились в лоджии Sunrise. У меня сложилось очень хорошее впечатление об этой лоджии и ее хозяевах, рекомендую. Там же, кстати, останавливались Бабанов с Кошеленко, когда поднимались на Нуптзе. Переход занимает 2 часа от Дингбоче или 4 часа от озер под перевалом Kongma La. Оставшееся время лучше отдохнуть.

10 день. День отдыха. В это время можно занести часть снаряжения в Attack camp или в Base camp, если есть здоровье. Остальной группе лучше отдохнуть. Можно прогуляться на Chukhung Ri.

11 день. Подход в Attack camp.

12 день. Восхождение на Island Peak.

13 день. Запасной.

14 день. Спуск в Дингбоче. Можно дойти до Пангбоче.

15 день. Спуск в Намче Базар.

16 день. Оформление бумаг (сдача мусора). Спуск в Луклу (не забудьте позвонить отсюда, подтвердить билеты).

17 день. Запасной, если местного служащего не будет на месте.

18-20 день. Лукла. Ожидание самолета. Бывает, что самолет приходится ждать 2-3 дня из-за непогоды или в связи с местными обычаями, когда или не хватит места, или что-то у них еще не склеится.

В случае сокращения маршрута вы можете недоакклиматизироваться или организм не восстановится после нагрузок. Это может плохо сказаться на результате восхождения.

IV. Восхождение на Island Peak

Теперь пара слов о тактике восхождения. Погода зимой стоит устойчивая. Как правило, небо голубое , часто даже без единого облачка. По ночам температура падает до -10 -15 градусов Цельсия, днем на солнце может быть +5 +10 (для высоты 5000). Однако, бывают очень сильные ветра, но не дольше чем на 1 день. Из-за такого ветра у нас сорвалась первая попытка восхождения, и мы поднялись только со второго раза. Поэтому следует обязательно оставить запасной день на восхождение, несмотря на кажущуюся устойчивость погоды. Также может накрыть циклон, тогда непогода затянется больше чем на 4-5 дней. Но в начале января таких вещей не наблюдается. Мы попали в циклон уже на спуске в последних числах января, где-то после 20-ого.

Техническое описание. От Чухунга сразу следует перейти по мостику речку, за которой начинается тропа до подножия Айланд пика. У самой горы тропа переходит в пересохшее озеро, идти можно по любой стороне. До этого места от деревни 2 часа под рюкзаком (20-30 кг). Далее тропа начинает петлять между камней, справа все время идет моренный вал, слева, собственно, - сам Айланд пик. Еще через час хода появляется небольшой домик - это Check point. Как я говорил, зимой он закрыт. Через 5 минут пути появляется базовый лагерь: 2 туалета и упорядоченная груда камней, якобы под площадки для палаток. Следует пройти еще дальше: там хорошо натоптанная тропа уходит вверх, не промахнуться. Есть пара туров на гребень чуть раньше, но они совсем невзрачные. Таким образом, от Чухунга до BC (Base camp) 3 часа ходу с рюкзаком. В BC воды нет (я пишу про зиму, может, летом там есть лужи какие). На моренном гребне достаточно снега, чтобы его топить. Но, видимо, от года к году все по-разному. Мы не останавливались в BC, а пошли сразу в AC (Attack camp). Это еще минут 40-50 подъема серпантином. AC представляет из себя зеленые площадки под скалами; здесь много мест под палатки, но они сильно разбросаны. Мы поставили лагерь ближе к скалам, здесь меньше ветра. По высоте здесь получается примерно 5300. С водой есть проблемы: маленькие плешки снега, где есть тень, и те с песком и ячьей шерстью, но топить его можно. По крайней мере мы делали именно так. Не в сезон этого количества снега вполне хватает, чтобы выбирать почище и не отказывать себе в питье.


Atack camp. Слева красным помечено начало восхождения, справа - серпантин на сыпухе. Синие точки - маршрут по снежному гребню, а где флажек - это вершина

Выше на скалах тоже есть места под палатки: мелкие площадочки, но с водой там совсем плохо, даже грязного снега не встретишь. Я бы рекомендовал подходить в AC и здесь останавливаться: не очень высоко для нормального сна, и нет больших проблем с водой. Лучше вставать с левой, по ходу, стороны под скалами - какая-никакая защита от ветра.


Перемычка между скалами и ледником. Сразу за скалами снежно-ледовый участок, где надо надевать кошки

Подъем. Выходить лучше всего ночью, но с первого раза в темноте легко заблудиться (мы в первый раз выходили в 5 утра, во второй в 2.30). Подъем начинается прямо “в лоб”: в скальный проем, где висят флажки и сложено множество туров. Тропа постоянно теряется в камнях, и следует ориентироваться по турам.

Поднимаемся сначала по левой части расщелины ближе к скалам, примерно метров на 50-70; потом тропа перескакивает на правый гребень. Там туры и площадки под палатки.


Гребень. Вид сверху. Красным помечен путь в связках без перил, синим - с перилами

Какое-то время поднимаемся вверх по этому гребню от площадки к площадке. Затем тропа уходит в следующую расщелину (вправо) и скачет от этого гребня к следующему (правому). Между гребнями - сыпуха, тропа там часто теряется. По этой сыпухе надо подниматься почти до самого верха, а не доходя метров 50 до конца, тропа вернется на левый гребень (центральный). По гребню придется пролезть несколько метров свободным лазанием, после чего выходите на скальничек, который соединяется снежной перемычкой с ледником. Здесь надо надеть кошки и связаться. До этого места подъем от AC занял 1,5 - 2 часа.


Гребень. Вид снизу. Красным помечен путь в связках без перил, синим - с перилами

Далее надо, забирая немного левее, траверсом обогнуть небольшой снежный холмик (через 200 -300 метров от перемычки). После холма - трещина, узкая и ступенчатая, в рост человека, наверное. Пролезается легко на ледорубах. Сверху намертво вбит снежный якорь: если кому-то надо, можно провесить перила. Потом начинается снежное поле, ведущее под гребень. Можно влезть “в лоб” наверх - так ходят японцы, но проще взять левее вершины метров на 150-200: сюда ведет основная тропа, примерно на границе между гребнем и ледопадом. По тропе подходите под бергшрунд, он совсем маленький.


Подъем на гребень

С этого места начинаем вешать перила. Склон крутизной градусов 60, последние 5-10 метров до 70. Подъем длиной 150 метров - 3 веревки по 50 м. Мы лезли с попеременной страховкой. На точках перестежки вбиты снежные якоря. Ровно под 50-метровую бухту. Надо смотреть внимательнее, чтобы найти петельки от якорей. Если не находите петлю, то станция делается на ледорубе (можно на одном сделать - очень жесткий фирн). Буры тут крутить не во что, они, собственно, не нужны.

Как вышли на гребень, двигаемся вверх по нему в связках, почти сразу же с левой стороны траверсируем холм (если не очень уверены в себе, лучше идти “в лоб” или провесить горизонтальные перила). Затем будет крутой участок. Здесь надо провесить метров 20 перил. Снизу и сверху вбиты снежные якоря. Как вылезли, до вершины остается еще метров 20. Этот участок проходим в связках. Но это еще не вершина, высшая точка находится дальше. Не развязываясь, еще 3-4 минуты ходу по пологому хребту, и вы на вершине.

Спуск по пути подъема. Мы опять же спускались с попеременной страховкой. Все очень просто, но следует быть внимательным в мелочах. Я бы дал категорийность подъема не выше, чем 2А.

На весь путь, с фотографированием, кормлением птиц и прочими отвлекающими факторами, нашей связке (2 человека) понадобилось 10 часов (6 часов вверх и 4 вниз). Но если не отвлекаться, часов в 8 легко можно уложиться.

V. Перевалы

Kongma La (направление движения от Лобуче к Чухунгу)

От Лобуче надо вернуться немного назад в сторону Туглы (метров 400 - 500). От лоджии, в принципе, виден нужный проем в моренном валу, откуда начинается тропа. По тропе, в основном ориентируясь по турам, поскольку она часто теряется, за 1 - 1,5 часа пересекается морена. Сразу за моренным валом хорошие зеленые площадки. Через них проходит отчетливая тропа. По ней начинаем движение вверх. Сначала по зеленому холму вдоль ручья, потом забираем в левую сторону по камням. Повсюду множество туров и достаточно просто ориентироваться, когда тропа теряется. Местами приходится переходить замерзший ручей, но кошки тут не нужны. Надо осторожно выбирать путь, чтобы он проходил или по камням, или по травяным кочкам, где ноги не скользят.


Вид с перевала Kongma La на ледник. Красный маршрут через ледник и начало подъема. Зеленый - маршрут для акклиматизационного выхода в Лобуче

Почти под самым перевальным взлетом надо взять правее. Перевальный взлет представляет собой сыпуху с серпантином тропы посередине. От зеленых площадок до седла мы поднимались 4 часа с рюкзаками. Перевал ярко выражен: на нем висят флажки, вокруг множество туров.


Подходы со стороны Чухунга. Красная маркировка - примерный путь спуска по сыпухе мимо бараньих лбов

Спуск достаточно крутой. Встречаются участки, где присутствует свободное лазание, но не более 2-х метров. За 30 минут спустились ко 2-му озеру, где и поставили лагерь. Воду брали, топя лед из озера. Ночью сильно болела голова, но спать можно.

От озера следует спускаться сначала по правому берегу ручья, траверсируя зеленый склон. В итоге выскакиваем на "бараньи лбы". Забирая немного правее, выходим на сыпуху, по которой и идет тропа. Спустившись до уровня озерца, сначала надо идти вдоль реки, но потом надо забрать левее - там начинается тропа на Чухунг. Вправо идет тропа на Дингбоче.

Специального снаряжения для перехода через этот перевал не надо. За день можно пройти от Лобуче до Чухунга, но тогда надо идти налегке и выйти пораньше. Мы специально устраивали ночевку на высоте для лучшей акклиматизации.

Cho La Pass (направление движения от Туглы к Гокио)


Подходы под перевал Cho La Pass


Путь следования через ледник

Вид с перевала Cho La Pass на ледник

От Туглы к перевалу ведет 2 тропы: верхняя - короче, но покруче, и нижняя, более пологая и длинная. Мы шли верхней, но, наверное, лучше, все-таки, двигаться по нижней: более плавный набор высоты, без резких скачков в оврагах. Верхняя тропа идет по правой стороне долины, потом переходит в центр. В этом месте расположена лоджия Dzonglha, но зимой она закрыта. Сразу за лоджией - вал, который обходится слева. За ним начинается озеро. Тропа тут непонятно как идет, но, видимо, удобнее двигаться вдоль правого берега. Дойдя до впадения реки в озеро (зимой и река и озеро замерзшие), надо оказаться с правой стороны (левый орографический берег реки). Там тропа поднимается вверх вдоль реки и вместе с ней поворачивает направо. Здесь есть три варианта движения:

  1. Перед вами будет большая черно-рыжая стена с "бараньими лбами". Река уходит вправо, если смотреть на стену. Можно при надлежащей технике попытаться влезть наверх у левого края хребта, чтобы оказаться правее осыпных скал, расположенных над хребтом. Однако мы этого не знали, и сейчас я не уверен, что есть такой маршрут. Но если он есть, то он сильно сократит путь подъема.
  2. Пересечь реку, пока есть пологие места, и подниматься левее водопада по сыпухе с элементами свободного лазания.
  3. Двигаться, собственно, по тропе, которая идет правее реки, через черные камни наверх водопада, и уже там пересечь озеро и уйти на левую сторону реки (правый орографический берег). Мы выбрали именно этот путь, поскольку пологий участок уже перешли, а спускаться вниз и заново набирать высоту было лень. Перейдя реку, выходите на пологие зализанные скалы (собственно, это начало того рыже-черного хребта). По ним поднимаетесь до самого конца, пока не упретесь в скалы. Обходя скалы справа, практически под ними самими, выходите на ледник. На леднике надо выйти на центр и двигаться по нему до перевала. Ледник пологий и открытый, но временами попадаются мелкие трещины, поэтому надо быть очень внимательными. После снегопада, если трещины не видны, следует двигаться в связке и с ледорубами. Ледник стыкуется со скальным перевалом. Спуск крутой, серпантином по сыпухе. Подъем на перевал от Туглы занял шесть с половиной часов.

Выйдя на черные камни внизу, двигаемся по турам. Как только вышли к реке, надо искать тропу, уходящую вправо через зеленый хребтик. Мы промахнулись и шли туда без тропы. Сначала поднялись на один хребтик, за ним - пологая площадка, за которой еще один хребет, на котором видны туры. Выйдя на дальний хребет, увидели хорошо натоптанную тропу. По ней спустились вниз до лоджий Dragnak. Тропа идет вдоль реки, не отходя от нее более 5 метров. Зимой эти лоджии не работают. На их территории мы поставили палатку, потому что было уже темно. От Туглы до Драгнака у нас ушло 12 часов пути (это на 2-й день после восхождения, под двадцатипятикилограммовыми рюкзаками).

Сразу за Драгнаком тропа выходит к моренному валу (ледник Ngozumba). Здесь висят флажки и начинается тропа через морену. Туров много, ориентируемся по ним. Тропа в какой-то момент теряется, потом находится, снова теряется и т.д. Морену перешли за час. Со стороны Gokyo есть указатель на начало тропы в обратную сторону.

VI. Замечания

Из снаряжения я бы рекомендовал: кожаные ботинки (пластик не нужен), кошки, бухта 50 м, ледоруб (мы ходили с ледовым молотком - лезть удобнее), 1-2 снежных якоря или ледоруба с плоской ручкой (на всякий случай, если не найдете якоря или их кто-то умыкнет), карабины. Палатка, 2 горелки, газ (в надлежащем количестве). Оставляя лагерь, лучше укрепить его на случай сильного ветра.

Перед восхождением не мешает проглотить по таблетке никотиновой кислоты (или взять с собой) - убережет от обморожений. Да, у вас не должно быть противопоказаний к ее применению!!!

Координаты некоторых лоджий:

  • Лукла, Himalaya Lodge. E-mail: sat@wlink.com.np. Tel.: 038 540141, 521146, расположена сразу над аэродромом;
  • Khumjung, THAMSERKU LODGE AND RESTAURENT, Tel.: 00977-38-40155, расположена на нижней тропе от Намче Базара к Тенбоче, очень гостеприимный хозяин;
  • Дингбоче, Snow Lion Lodge, Tel.: 038 40346, 40154. Самая первая лоджия в Дингбоче со стороны Пангбоче. Вполне приличная;
  • Чухунг, Sunrise Lodge. Самая дальняя лоджия в Чухунге, но очень гостеприимные хозяева. Там же останавливались Бабанов и Кошеленко.

Ну, вроде, что знал - рассказал. Не забывайте, что горы от вас никуда не убегут, если что-то не идет, лучше вернуться и сходить во второй раз. Удачи!

(http://www.avanturisty.ru/article/5/articleDesc.htm)


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100