Горы мира > Памир >

Автор: Сергей Лавров, г.Алматы

пик Ленина
Памир

Пик Ленина - c восхождения на эту вершину начинается высотный альпинизм.

Но для двух алматинских горовосходителей(Сорокатый С. и Лавров С.) "высота" началась с Хан-Тенгри и Победы. Летним сезоном 1999 года мы решили это несоответствие если не исправить, то хотя бы скомпенсировать. К нам примкнули ещё двое: "перворазница" Ненашева Лиля и Горлачёв Валера, единственный имевший опыт восхождения на п. Ленина в 1990г.

В начале июня мы подали наши паспортные для получения пропуска в пограничную зону. В этом нам помогли наши друзья в Бишкеке (Греков Д. и Калашникова Е.). Примерно по 10USD с человека. 11 июля мы выдвинулись на двух а/машинах "Нива" и "Исузу Трупер" с полными баками и запасными канистрами бензина. Наш путь пролегал по маршруту: Алматы-Бишкек-Ош-Алайская долина-Б.Л. в Ачик-Таше. В Оше докупили овощи, фрукты и забытые мелочи.

По дороге с нас взимали вполне терпимые деньги за экологию и за проезд тоннелей, гаишники останавилинас только два раза для проверки документов, на таможенном посту-спросили куда едем, узбекские "вставки" объезжали по грунтовке, на пограничном посту заставы "Сары-Таш" российский пограничник-контрактник проверил наши паспорта и пропуск. Возможно сыграло роль то, что мы "азиаты" из Алматы.

13-го прибыли в Ачик-Таш и разбили свой лагерь возле наших земляков из компании "Тур-Азия". К этому времени возле МАЛ "Памир" и на "Луковой поляне" уже находилось более пятнадцати команд и компаний. А на вершину поднялись ! только Урубко Д., Молотов А. и Симоне Морро.

Погода не баловала, снега выпало много, но мы не торопились и брали подробные консультации. Валера Горлачёв, ко всему прочему, собирался съехать с вершины на сноуборде. Два дня мы акклиматизировались, разбирали снаряжение и продукты, знакомились с соседями. Затем вышли в первый лагерь, занесли туда грузы. Три дня сидели и ждали погоды, чтобы идти дальше.

По морозцу сумели дойти до самой "сковородки". К сожалению, там мы увидели, что на месте трагедии 1990 года опять стоят палатки. Буквально на 100м выше есть неплохие площадки на осыпи к тому же и с водой. Там мы и разбили свой лагерь 2. И снова туман и снег тормозил наше движение. Но мы были тверды в своём намерении переночевать на вершине Раздельной. Через день нам это удалось. Пришлось вырыть снежную яму и построить полутораметровую стенку. Головы поболели, но всё в пределах нормы. После этой ночёвки на 6150 м, оставив маленькую заброску, главной частью которой был сноуборд, мы с! удовольствием начали спуск в Базовый Лагерь.

Вечером этого же дня баня, пиво, компания земляков радовали души и тела. Следующие пять дней мы отдыхали и готовились. Готовились к "большому усилию", есть такой новомодный слоган. И вновь ждём погоды, три дня-в первом, два-во втором лагере. Штурмовать вершину решили с высоты 6400м. Куда и вышла наша команда, минуя Раздельную. Снова строим стенку, Валера оставил доску в районе 6200м, так как с ней его сдувало. Сильный ветер, сечёт каменной и ледяной крошкой. Ночью вставали по очереди, отрывали наветренную сторону палатки. Одевались как на выход в открытый космос, включая горнолыжные очки (ночью!), минут по 40. 20 минут работы, и столько же, чтобы снова залесть в спальник.

Ещё день ждём, гадаем, отрываемся. Вечером-тенденция к улучшению погоды. Сквозь сон прислушиваемся к ветру. Утром-синее небо и солнце, мы выходим на восхождение. Двигаемся неспеша, но Лиля отстаёт. Только одно достаточно крутое место, но там есть старая верёвка. После наклонных снежных полей идём вдоль крутого обрыва с карнизами. Затем забираем в право, ищем "верхнюю точку". Долго ходим, ищем. Нашли что-то похожее со старыми вешками. Сделали из консервной банки контейнер, поместили в него записку, а всё это-в мешочек со шнурком. Закрепили возле вешек. Тут хорошая погода кончилась.

На спуске в районе 7050м не без труда завернули Лилю. Видимость - 50м, снег, ветер. Связались верёвкой. Раза три останавливались, стояли, раза два - возвращались метров на 150-200. Внезапно оказываемся возле своей палатки. О, счастье! Нас встречает Валера, он ходил за своим сноубордом. Пьём чай из Валериного термоса. Через тридцать минут погода снова "звенит", на небе сияют огромные звёзды. Рано утром Валера уходит с доской вверх, а мы втроём собрав всё имущество начинаем спуск. Нагрузили даже Лилю, так как Валера взял только штурмовой минимум. Идём медленно, нога за ногу. На Раздельную - еле выгребли.

Смотрим на вершину, хотим заснять экстремальный спуск на видео. Ждём, волнуемся, гадаем. И только в 19.40, находясь в районе 4900м, случайно видим, что Валера уже подъезжает к нам, съехав вдоль скал Липкина. Отчётливо видим его след-серпантин. Радостный момент встречи. Идём вниз по гигантской лавине, сошедшей недавно. Трещины разошлись, но прыгать сверху вниз можно. Узбеки повесили перила, большое им спасибо.

На 4200 нас встречают вопросами: а кто это там съехал? На следующий день спускаемся на лукувую поляну, где нас ждёт "Трупер", любезно подогнанный Андреем Сердюк к самой тропе. Далее следует обычный альпинистский "отходняк", ошские рестораны и прочее. Ещё два дня дороги и мы были дома. Все довольны, можно сделать достойную запись в книжке альпиниста.

На горе познакомились с командой из Иркутска, они взошли на следующий день. Двое из них падало в вертолёте возле нашего лагеря на Южном Иныльчеке в 1992 году. Мир, как всегда, оказался тесен. Достаточно большое количество альпинистов из стран бывших союзников абсолютно без гидов самостоятельно приехали и восходили.