Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Юрий Круглов, г. Севастополь
Фото: Валерий Кудряшов

 

Путевые заметки об экспедиции “Три памирских семитысячника” ФА Республики Татарстан

Часть 2. Наша цель - Коммунизм (Часть 1 здесь)

29 июля, одолжив у г-на Хайбуллина трехмостовый “Урал”, наша команда в составе 10 единиц покинула Ачик - Таш и отправилась автопробегом по Алайской долине между Алайским и Заалайскими хребтами в сторону селения Карамык – границы Киргизии и Таджикистана. Официально Карамык закрыт для перехода границы, но для граждан СНГ сделано исключение. Границу проехали без проблем. Киргизские погранцы/таможенники посетовали на то, что у нас с собой не оказалось водки, но вполне удовлетворились синей командной футболкой с символикой Татарстана и BeeLine GSM. К ночи мы доехали в Джиргиталь и на ночлег расположились прямо на летном поле местного аэропорта. Наш вертолет MИ8 MTB уже стоял рядом. После 10 дней снега, льда и скал было особенно приятно вновь оказаться в тепле, лечь на траву и вообще видеть, как все вокруг утопает в зелени!


Евгений Рожнов у бивака на 6400. Алайская долина покрыта облаками.

Утром 30 июля мы загрузили в вертолет себя, бочки и рюкзаки и после 25 минут полета разгрузили все это на поляне Москвина на 4200. Вертолет улетел, но шум мотора не исчез. На нас (вернее за нашим грузом) ехал трактор! Оказался он тут лет семь назад. Привезли его почти так же, как и нас, вертолетом, но с одним отличием – по запчастям (чтоб нас так никогда не возили!). Базовый лагерь виднелся неподалеку, метрах в 200 от нас, на морене, в очень удачном месте. По одну сторону лагеря открывается прекрасный вид на пик Коммунизма - “от и до”, по другую сторону лагеря начинаются крутые склоны пика Корженевской.

В лагере нас “прописали” в 2-х армейских палатках с деревянным полом и двойными стенками. Просто шикарные условия для жизни. По нашей просьбе в палатки даже провели свет. Центр культурной и общественной жизни – это столовая, настоящее произведение высокогорной архитектуры: капитальное сооружение из стеклоблоков. Вода в душе подогревается энергией солнца до 80 градусов, хотя поначалу с этим была проблема пока местный персонал не нашел успешную комбинацию состыковки солнечных батарей.

Коммунизм или Корженевская?

На 30 июля в базовом лагере находилось около 80 альпинистов из Тайваня, Чехии, Испании, Франции и других стран. Из “наших” только мы и пермяки. С 15 июля началась работа на маршрутах на пики Коммунизма и Корженевской, но в обоих направлениях путь “пробили” только до высоты 5800. Изначально нашей главной целью был Коммунизм по маршруту Беззубкина, но тут появилась идея сходить перед этим на пик Корженевской. Мнения разделились. Аргументы “за” были такими, что, сходив на пик Коммунизма, никуда больше лезть не захочется. Аргументы “против”: после восхождения на пик Корженевской не найдется достаточно сил и времени для пика Коммунизма, учитывая, что для нас это будет уже второй семитысячник за 2 недели. Большинство было “за”.

31 июля утром мы “пробежались” до отметки 5000 по маршруту на пик Корженевской. К обеду мы спустились в столовую, где за обедом сделали 2 вывода. Первый - работники столовой явно недооценивали наш аппетит. Второй – сил у нас достаточно, чтобы попробовать сразу пойти на вершину без забросок и установок промежуточных лагерей.


Ночевка на 5800 под скалой <Парус> на пути к вершине пика Корженевской

1 августа утром наш отряд вышел с поляны Москвина и, через несколько часов был уже на высоте 5300, где на морене стояли несколько палаток – Лагерь 1, обустроенный другими командами. “Spanish Expedition. If you open you are dead,” - гостеприимно гласила надпись на одной из них. “Заминировано”, - подумали мы и решили идти дальше. К 16.00 поднялись в “Лагерь 2” на 5800 в нише под нависанием огромного скального бастиона “Парус” пика Корженевской. Здесь решили стать на ночлег, хотя наши первоначальные планы были сделать это на 6100. Но усталость взяла свое: почти 2 километра по вертикали за день давали о себе знать.

2 августа мы продолжили наш путь вверх-вправо по снежному, местами крутому, склону и через несколько часов вышли на гребень у отметки 6100, откуда открылся исключительный вид на пик Коммунизма. Наша цель в этот день была дойти до высоты 6400, где по описанию должно быть удобное место для бивака. Погода испортилась, а мы упорно поднимались.


На пути к вершине пика Корженевской. Внизу наш лагерь на высоте 6600. На заднем плане пик Коммунизма и БПФП. Внизу ледник Вальтера

И только повстречавшись с командой спасателей, которые шли за телом погибшего здесь в прошлом году чеха, мы узнали, что находимся уже в районе 6600. Спускаться на 6400 мы не стали...

18-й день. Есть вершина пика Корженевской!

Возможно, 3-е августа могло и не стать для нас днем выхода на вершину, если бы не вчерашний случайно “перевыполненный” план. Покинув наш бивак на 6600 рано утром, мы занялись привычным уже для нас делом – групповым рытьем тропы-траншеи на снежном гребне. В этом сезоне здесь еще не ступала нога человека.


На вершине пика Корженевской


Лагерь 6600

Это чувствовалось. По пояс, а местами по грудь, мы пробивали путь вверх по снегу, затем по заснеженным скалам, затем опять по снегу. Это напомнило о наших прошлогодних приключениях на карнизном гребне маршрута Свириденко на Хан-Тенгри, но тогда все было более “запущенно” – два дня совместных усилий ушли на прохождение 4-х веревок.


На спуске с вершины пика Корженевской. Вдали виден наш бивак на 6600.

Наконец вершина была под нашими ногами! К этому времени облака затянули большую часть неба, так что надежда увидеть пик Ленина отсюда не сбылась. Но мои личные впечатления от посещения этой вершины были на порядок сильнее, чем те, что были на пике Ленина. Поднявшись на пик Ленина, я тогда поймал себя на мысли, что вряд ли захочу повторить этот маршрут в будущем – уж слишком он скучный. Здесь было все наоборот.

Действительно, маршрут, а не “дорога”, разнообразный рельеф. И все это на фоне пика Коммунизма и других красивых вершин.

Вниз по проторенной тропе, потом по узкому снежному гребню, и мы у палаток. Попутно наш авангард во главе с Ниязом Хусаиновым помог местным гидам поднять тело погибшего чешского альпиниста с западной стены на гребень и оттранспортировать его к месту нашего бивуака.

На заслуженный отдых

4 августа. С чувством выполненного долга мы собрали наш лагерь на 6600 и устремились в сторону столовой на 4200, принимая поздравления с вершиной и благодарности за тропу от поднимающихся наверх. К двум часам дня мы были внизу. Было 2 желания: есть и ничего не делать.

Весь следующий день, 5 августа, прошел в состоянии праздности и безмятежного бытия. Немного поплавали на байдарках по озеру (нетипичный вид спорта для высокогорья, согласитесь).


Ребро Беззубкина

6 августа отдыхать “просто так” надоело. Решили совместить приятное с полезным – сходить на разведку на ледник Вальтера и посмотреть состояние маршрута Беззубкина на пик Коммунизма. Разведка не вселила в нас оптимизма. Крутой снежный склон после выхода со скального бастиона в верхней части маршрута показался нам слишком лавиноопасным. Тем более что маршрут в том месте “подрезает” этот склон. Поэтому после обсуждения проблемы было решено не испытывать судьбу, а пойти всем по ребру Бородкина – через “Груди”.

В последний бой. С самим собой


Ребро Бородкина. Начинается с ледника Вальтера и выходит на БПФП. Висячие ледники слева периодически <простреливают> нижнюю часть маршрута.

7 августа был объявлен нами как последний день отдыха перед восхождением на пик Коммунизма. Было решено идти в таком же стиле, как и на пик Корженевской – все свое несем с собой. Без забросок и промежуточных лагерей.

Самый неприятный участок маршрута по ребру Бородкина – это его начало. Нужно пройти под непредсказуемыми висячими ледниками северных стен фирнового плато. Скалы в начале ребра также являются непредсказуемыми, начинают сыпать камнями совсем без расписания. Все, конечно, не так мрачно, как, скажем, в “бутылке” между пиком Чапаева и Хан-Тенгри (наблюдали ее несколько дней подряд пока лезли на Хан-Тенгри по м-ту Свириденко – не для слабонервных), но ... Поэтому решили после ужина подойти на ледник Вальтера, поближе к началу маршрута, и заночевать там, чтобы утром как можно раньше проскочить этот участок. Утром безопасней.

А тем временем в лагере зарезали барана... Их в количестве 2-х штук сюда привезли, как и нас, на вертолете и отпустили свободно пастись. Паслись они преимущественно возле мусорника.

Поужинав свежей бараниной, мы ушли вверх.


Ребро Бородкина. Под сераком наверху - ночевка 5800.

А утром 8 августа, как раз во время прохождения опасного участка, я горько пожалел о вчерашнем ужине. Лучше бы его не было. Ситуация была настолько серьезной, что я уже подумывал о том, чтобы повернуть назад, но наш доктор Тимур Демин в очередной раз спас меня (и не только меня). К вечеру мы поднялись к отметке 5800, где встали на ночлег в мульде под нависающим сераком.

На вершину ребра - “Груди” (6250) - мы вышли к полудню 9 августа, оставляя по пути за собой специально взятые “waypoints”. С “Грудей” открылся вид на все Большое Памирское Фирновое Плато (БПФП). Уникальное место.


Подъем в верхней части ребра Бородкина. На заднем плане пик Корженевской. Внизу между ледниками Вальтера и Москвина видно озеро возле базового лагеря.

Взлетная полоса шириной до 2-х и длиной в 10 километров. И практически ровное! Когда-то давно, еще в советские времена, сюда по частям занесли снегоход “Буран”, собрали, и потом он весь сезон занимался грузоперевозками по БПФП для нужд медико-биологической экспедиции. Кстати, заносили его с поляны Сулоева по ребру Буревестника (классическому маршруту на пик Коммунизма) те самые ветераны татарстанского альпинизма, которые остались штурмовать п. Ленина. Выходит это ребро на БПФП в его самом дальнем конце от пика Коммунизма.

Нам же предстояло всего лишь спуститься на плато (6100), пересечь его, подойти к подножью пика Душанбе и отдыхать там остаток дня.


Пересекаем БПФП после подъема по ребру Бородкина к подножью пика Душанбе.

Пик Душанбе, высотой в 6950 метров, разделен перемычкой от вершинной башни пика Коммунизма. Там обычно ставят последний бивуак перед штурмом вершины.

Ночевка на плато запомнилась огромным количеством звезд на небе. Столько я не видел никогда. А еще запомнилось утро 10 августа, когда наша горелка приказала долго жить. Нам удалось быстро ее починить (после полной разборки), но в процессе этого мы втихаря примеряли различные сценарии развития событий.


Подъем на пик Душанбе. На заднем плане хорошо видна вершинная башня пика Коммунизма.

Подъем на пик Душанбе занял большую часть дня. Потом было рытье площадки и установка бивуака, но довольно быстро все попрятались в палатки. И только Айдар остался снаружи устанавливать очередной личный рекорд по высокогорному употреблению табака.

26-й день. Есть вершина пика Коммунизма!

Утром 11 августа о том, что мы находимся на семикилометровой высоте, напомнил холод. Холодно было даже после того, как солнце осветило бивуак. Мы покинули его в 9 утра и направились к вершине. И опять мы были тут первые в этом сезоне и тропили тропу. Обойдя бергшрунд справа, чуть выше перемычки, маршрут идет по крутому снежно-ледовому склону левее скальной вершинной башни до самого предвершинного гребня. На острый гребень вышли, когда еще было ясно. Оставили рюкзаки в скалах и двинулись к вершине. Передо мной шел Расим Кашапов, впереди Резеда и Нияз, а Айдара не было видно. В это время он уже ждал нас на вершине. Поодиночке, каждый в своем темпе, вышли на вершину. Мы сделали это! Флаг Татарстана оставили надетым на металлический шест. Он остался колыхаться на ветру рядом с табличкой с огромным логотипом “Жигулей”, прикрепленной здесь когда-то тольяттинскими восходителями. Теперь пора спускаться. Погода резко поменялась. Все вокруг затянуло облаками.

К палаткам под пиком Душанбе я пришел на первой передаче. Но теперь торопиться было некуда. Завтра – да, а на сегодня - все.

Вниз, вниз ... домой

12 августа. Насколько нам хотелось побыстрее спуститься вниз говорит тот факт, что, собрав лагерь на 7000 под пиком Душанбе, к 19.30 мы вернулись на поляну Москвина в базовый лагерь – как раз к праздничному банкету.

Утром 13 августа та же вертушка, что забросила нас сюда 13 дней назад, увезла нас обратно в Джиргиталь навстречу пути домой. Перед посадкой мы в последний раз посмотрели в подзорную трубу на пик Коммунизма. На вершине развевался наш флаг ...

P.S. Обеспечивали наш прием, перемещение и питание в базовых лагерях фирмы “Тянь-Шань тревел” (Кыргызтан)- п.Ленина и “Азия тревел” (Узбекистан) совместно с “АльпНавруз” (Таджикистан) – п.п. Коммунизма и Корженевской. Везде замечательное отношение и обслуживание. Со всеми можно найти компромисс в финансовых вопросах.

Динамике нашей экспедиции способствовало и то, что все календарные договоренности по транспорту и вертушкам выдерживались с почти железнодорожной точностью. Огромная благодарность организаторам. Следует отметить и высокий профессионализм гидов фирмы “Азия тревел”.

Спортивные ребята с богатым высотным опытом.

График набора высоты по дням

Хронология экспедиции по дням.

15.07 Перелет Москва-Бишкек. Пропустили рейс на Ош, едем в Ош на машине.

16.07 Приезд в Ош, отъезд в Ачик - Таш.

17.07 Приезд в МАЛ (3700). Переход в Лагерь 1 на 4300.

18.07 День отдыха. Подъем на 4717 (остатки самолета Липкина), спуск в Лагерь 1

19.07 Выход на 5300 через скалы Липкина, установка Лагеря 2. Спуск на 4300.

20.07 День отдыха.

21.07 После обильного ночного снегопада выход в Лагерь 2 на 5300. Обработка маршрута выше 5300. Ночевка на 5300.

22.07 Подъем к основанию “Метлы” на 5800. Попытка установить Лагерь 3. Состояние склона предлавинное. Решаем отказаться от дальнейшего подъема через “Метлу”. Спуск на 5300, ликвидация Лагеря 2. Спуск на 4300.

23.07 День отдыха на 4300. Ночью опять выпало много снега. По нашему вчерашнему пути сошла лавина. Времени остается мало. Решаем идти на вершину через Раздельную.

24.07 Подъем на в. Раздельная (6148) из лагеря на 4300.

25.07 Подъем на 6400 с Раздельной через перемычку 6100. Очень сильный ветер, холодно.

26.07 Есть вершина пика Ленина (7134)! Спуск и ночевка на 6400.

27.07 Спуск в Лагерь 1 на 4300

28.07 Спуск в МАЛ.

29.07Переезд Ачик-Таш – Карамык (граница Киргизстан/Таджикистан) – Джиргиталь.

30.07 Заброска вертолетом на ледник (поляну) Москвина (4200).

31.07Разведывательный выход на склоны пика Коженевской до высоты 5000. Спуск в базовый лагерь на поляну Москвина. Решаем сразу идти на вершину.

1.08 Подъем на 5800 (“Лагерь 3” в нише под скальным бастионом).

2.08 Подъем на 6600.

3.08 Есть вершина пика Корженевской (7105)! Спуск на 6600.

4.08 Спуск в базовый лагерь на ледник Москвина

5.08 День отдыха.

6.08 Разведывательный выход на ледник Вальтера под маршрут Беззубкина на пик Коммунизма. Маршрут лавиноопасен. Пересматриваем планы.

7.08 День отдыха и подготовки к выходу на маршрут по ребру Бородкина.

8.08 Подъем на 5800 по ребру Бородкина.

9.08 Подъем на “Груди” (6250), спуск на Большое Памирское Фирновое Плато (6100), пересекаем Плато, ночевка у начала подъема на пик Душанбе.

10.08 Подъем на пик Душанбе (7000), ночевка под пиком Душанбе возле перемычки с пиком Коммунизма.

11.08 Есть вершина пика Коммунизма (7495)! Спуск в лагерь под пиком Душанбе.

12.08 Спуск с пика Душанбе(7000) на Плато(6100), подъем на “Груди”(6250) и спуск в базовый лагерь на поляну Москвина (4200). Банкет.

13.08 Перелет на вертолете в Джергиталь. Переезд автотранспортом по маршруту Джиргиталь-Карамык-Ош.

14.08 Перелет Ош-Бишкек.

15.08 Бишкек-Москва ...

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100