Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Сибирь >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Завьялов Андрей, г. Москва

 

Плато Путорана

Весьма интересно совмещать сплав по рекам и альпинизм, в особенности, если удается делать это одновременно. Совсем разные эмоции и ощущения от каждого из видов сливаются в одно неповторимое чувство: ЭКСПЕДИЦИЯ!

Случилось так, что мои друзья — каякеры задумали осуществить поездку на плато Путорано, намереваясь сплавиться по реке, снять фото и видео материал, и, по возможности, пройти девять её водопадов. Посетить плато Путорана было моей давней мечтой, и я дал согласие, не раздумывая ни минуты. В итоге, не зная точно о судьбе экспедиции, я буквально со следующего же дня начал ею грезить. Иногда появлялись обнадеживающие новости, вроде оформления пропусков в заповедник, но главное - будет ли экспедиция - не было ясно до середины июля. Ясность наступила буквально за 2 недели до вылета, когда были куплены билеты в Норильск и утрясены формальности, хотя состав группы был неясен практически до отлета. В эти две недели удалось посетить Алтай и насладиться этим красивым горным районом и замечательной компанией, и даже сходить на красивую гору – Актуру.

…Вот и настал вечер перед вылетом. В очередной раз перебираю вещи, пытаюсь облегчить рюкзак. Перекладываю “железки” из кучки в кучку: что взять, а что оставить? Веревки две или три? Отбрасываю, а потом снова беру пуховку. Спальник вначале кладу летний, но потом решаю брать зимний. Тепло ли там, за полярным кругом? А ведь еще и гидрокостюм, сплавные вещи, палатка.… Многовато получается, однако все вместе укладывается в 30 кг. В очередной раз думаю, надо ли столько железок, пригодиться ли все это: обвязки, зажимы, восьмерки, крючья, пробойник? Может, проще обнести все препятствия? Ответы на эти вопросы я получу уже на месте…

Выхожу из дома с огромным рюкзаком и еду на встречу с Максом Ануфриковым – организатором нашего выезда, это он сумел придти к согласию с отличными людьми из “Руяна” и ресторана “Экспедиция” по организации этой поездки. Вот и машина с большущей надписью “Экспедиция – северная кухня”, она отвезет нас в аэропорт. В машине расспрашиваю о составе команды, выясняются последние изменения. Итоговый состав следующий: каякеры: Максим Ануфриков, Александр Давыдов, Арсений Болдырев, Олег Головкин, Константин Васин, Василий Мозжухин, Илья Клочков; рафт: Александр Като и я. Мы тащим с собой много-много всяких полезных вещей: репелленты “Guardex ”, решетки для гриля, горелки и котелки “ Forester ”. Регистрация прошла весело: много хлопот, возни, да еще и перевес центнера на четыре. Всё оканчивается существенным, но не катастрофическим уроном для бюджета, и через 30 минут мы уже поглощаем коньяк в автобусе, а чуть позже - в креслах ТУ-154, переносящего нас в Алыкель.

… Аэропорт Алыкель. Пинание заснувших и немного подмерзших работников аэропорта возымело действие, и не прошло трех часов с момента посадки, а мы уже начали грузить наш весьма хитрый скарб в “бусы” гораздо более проворных таксистов. Город Норильск проскочили пулей, затем последовал короткий участок дороги, пробитой сквозь тундру с ее мерзлотой и озерцами, и вот мы уже в аэропорту Валёк. Здесь мы сумели позавтракать, впрочем, время было уже обеденное. Товарищи, подуставшие от полета в бизнес-классе, легли отдыхать, постоянно ежась от холода. Уже не метет, однако вещи из рюкзаков постепенно перемещаются на людей. Ждем тех, кто уехал за продуктами. Оптимизм угасает. Какой каякинг за полярным кругом, да еще в такую погоду? Зима же на носу. Продуктовая команда вернулась достаточно быстро и привезла много вкусненького. Полдник состоял из зелени, бубликов и пива, и только Василий, готовясь к реальному походному образу жизни, приправлял нашу нехитрую снедь чилийским соусом, поэтому потребление спиртного, с трудом приостановленное при посадке самолета, было возобновлено. Причин для этого было множество: и нежелание работников аэропорта отвезти нас на плато задешево, и прохладная погода, и просто желание сбросить накопившуюся в городе усталость. Но все уверены, что в восемнадцать нуль-нуль мы погрузимся в вертолет и полетим на север

И вот уже вертолет несет нас по ущельям Путорана в сторону севера. Висит облачность, изредка проносятся заряды снега, а вокруг из тумана проступают каньоны, таящие в себе множество водопадов, больших и малых, высоких и не очень, затем они снова растворяются в белой мгле. После пива организм просит о внеплановой посадке, но вертушку не так то просто тормознуть: приходиться терпеть до точки назначения и молиться, чтоб она была поскорее, вероятно пятая банка перед взлетом была совсем лишней…

 

“Мы прилетели на Путораны!!!” - кричит Арсен при высадке, радость необыкновенная, скоро начнется настоящий “экспедишн”, однако.

…Взревели турбины, и вертолет, помахав нам на прощание лопастями, растворился в тумане, оставив девятерых путешественников под зарядами снега посреди голой тундры. Дров нет, холодно, река где-то далеко внизу, вода, вероятно, тоже не горячая. Опьянение спиртными парами сменилось чувством оторванности от мира, предчувствием грядущих событий и желанием славно провести эти денёчки. После того как поставили лагерь, было решено избавиться от стеклянной тары по “0,5”.

Пластиковой тары оказалось маловато, и мы вливаем оставшуюся гадость в рот, исполняя различные ритуалы по задабриванию погоды. Сплавляться в снегопад нам не в кайф, какие же комары в метель...

Утром собираем вещички, надуваем рафт, и, в конечном счете, трогаемся в путь. День уже не такой хмурый, как вчера, и даже, вроде, теплее. Может и вправду погода наладиться?

 

Мое ущербное сознание даже и не представляло, что такое путоранские водопады, особенно в контексте их прохождения на каяках и рафтах, так как я не удосужился подробно ознакомиться с отчетами предшественников. Я до сих пор не знал, удачен ли подбор снаряжения.

 

День шел за днем, мы сплавлялись в темном каньоне, солнце лишь озаряло его края, были какие-то пороги, сливы, но настоящих waterfall -ов мы еще не встретили на своем пути, а водка между тем куда-то испарялась …

И вот настал день, когда мы подошли к первой серии водопадов.

 

Это просто сказочно красиво, мое больное сознание пыталось сдвинуть время на четыре-пять месяцев вперед, что бы увидеть, как прекрасны эти водопады в замерзшем состоянии.

Хотя и в жидкой фазе они приводили в восторг не только моих спутников, но и меня: я впервые буду прыгать водопады.

Это здорово!!! Но вот и настал конец маленьким сбросам, наш путь должен был пройти через 16 метровый водопад.

На этом препятствии мне пришлось немного поработать и молоточком, и пробойником, и крючьями. Сделав на большой полочке станцию и привязав к ней веревку от рафта, мы отпустили наш желтый плотик вниз по течению.

Его полет был прекрасен. Затем скоро и весело переправили все барахло по перилам прямо в рафт, и за дело принялись каякеры.

 

Показательные прыжки с водопада прошли без осложнений, если не брать во внимание прыжок Олега, треснувшегося лбом об углепластиковое весло, которое не выдержало столкновения с крепким лбом каякера. После чего Олежек, совершив элегантный эскимосский переворот, радостно тряс двумя маленькими веселками перед объективами камер. Вечер прошел “в теплой и дружеской обстановке”. Отдыхали все, медведи к нашей радости на вечеринку не пришли. Наутро выяснилось, что ужин изрядно истощил наши топливные запасы.

Следующая работенка появилась, когда мы с Саней тихо-тихо (быстро мы никогда и не плавали, если не считать полетов с водопадов на груженом рафте) подплыли к ребятам, которые что-то рассматривали со скал.

Причаливая, мы уже все поняли, тем более что лоцию я все-таки прочитал: перед нами был 32 метровый водопад - исполин. На деле все оказалось еще грандиозней, чем можно было предположить. Дно каньона выглядело единой серповидной ступенью, шириной порядка 200 метров, опускавшейся на 30 с лишним метров вниз. Внизу за многие тысячи лет вода отвоевала у скал чашу диаметром метров 150-200, окружив ее отвесными стенами, вертикально громоздящимися из воды. Река вытекала из противоположного водопаду края этого “бассейна” и только там имелись каменные отвалы около отвесных стен.

Этот водопад не подходил для прыжка, и даже самым отъявленным сорвиголовам из нашей компании пришлось поостыть и оставить на потом побитие мирового рекорда. Предстояла значительная работенка: спустить вниз почти 9 человек, лодки, рафт, все барахло и, конечно же, всеми любимый складной стульчик “Экспедиция”, в котором так приятно наслаждаться теплом костра, держа в одной руке совсем не пустую кружечку, а в другой - луковичку.

В итоге я снова бил крючья, спиты, и навязывал на все это веревки. Потом, собравшись с силами, мы скинули со скалы рафт. В эти моменты кинооператоры сняли несколько потрясающих планов кинохроники. Затем на рафт, в качестве капитана, был откомандирован Саня Давыдов, который должен был закрепить перильную веревку и командовать процессом транспортировки людей и вещей. Пока все стоящие наверху занимались подготовкой вещей к отправке вниз, Илюха пошел куда-то на разведку, и по прошествии весьма значительного времени он обнаружился внизу, где и был назначен Саней главным помощником.

Оказалось, что обойти водопад вполне возможно, но очень трудоемко и долго. Пришлось бы идти по сыпухам, зарослям и прочему, мало пригодному для прогулок с вещами, рельефу.

… вот операторы заняли позиции для съемок, и началась весьма непростая работа по перемещению вещей и лодок вниз. Принимающая сторона весьма умело использовала доступные ей ресурсы и организовала шикарнейшую приемную станцию. Все вещи, проезжая по перилам, оказывались над рафтом, куда, после отстегивания от веревки, и попадали. Затем пришла очередь лодок, а после того, как вся система была оттестирована, наступил черед людей. Все прошло почти успешно, не считая того, что кого-то немного окунули при приземлении.

Да одна гермоупаковка отстегнулась на этапе перехода через перегиб (запала защелка у карабина) и, пару раз ударившись о скалу, упала в воду, где, подхваченная течением, приплыла прямо в руки к ребятам на рафте.

После того как все и всё было успешно спущено вниз, я решил прогуляться пешком, дабы не оставлять наверху следов дюльфера, а также не спускаться в этот сырой и холодный колодец, тем более путь поверху прямехонько выводил к месту очередного лагеря.

В этот вечер сильно покушаться на топливные запасы не стали: усталость.

 

На этом мои обязанности по поддержке закончились, осталось только наслаждаться сплавом, волоком, прыжками с небольших водопадов, да любоваться красотами Путорана.

 

А снаряжения взял в самый раз!

Впереди нас ожидала РЫБА, БАНЯ и четыре дня преферанса, конечно же, на денежки!!! Но это уже совсем другая история…

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100