Горы мира > Тянь-Шань >

Зима. Ала-Арча. Свободная Корея

пик Свободная Корея
Фото Сергея Третьякова

Пока мы пили чай, Коля вышел погреть машину. Старенький Гольф завелся с пол-оборота, как будто мы оставили его здесь вчера, а не две недели назад.

Ну вот мы уже и спускаемся. Машина забита под завязку - шесть человек плюс барахло. Теперь можно расслабиться. Уже не нужно никуда лезть, таскать чувалы, жумарить, продергивать веревки и постоянно мерзнуть. Все. Все это позади. Подмороженные пальцы начинают потихоньку отходить - больно. Из кучи барахла Миха вытаскивает кассету Рамштайна. Настроение улучшается. Такое впечатление, что мы заехали сюда пару дней назад, что не было двух недель тяжелой работы.

4 - Маршут Кустовского, 6А к.т.

Мы поднялись в Ала-Арчу две недели назад. Нас пятеро: мы с Михой из Москвы, Женя с Серегой из Екатеринбурга и Коля из Бишкека. В планах - пройти маршрут Кустовского на Свободную Корею. Информации по маршруту практически не было. Отчета о первопрохождении в Федерации нет. По нашим сведениям маршрут не повторялся ни летом, ни зимой. Ребята из Бишкека, которые пару лет назад прошли новый вариант Семилеткина, говорили что от "морковки" налево уходят какие-то шлямбура - вероятно маршрут Кустовского, но точной информации не было. Нам предстояло это выяснить. А пока тяжелая работа по заброске снаряжения.

На третий день добрались до Коронской хижины. Одна хижина сгорела еще весной, а вторая сильно покосилась - придется поднимать. К вечеру с помощью домкрата, камней и остатков сгоревшей хижины приводим ее в более или менее пригодное для жилья состояние, утепляем как можем. Ну вот, теперь можно жить.

Решили долго не раскачиваться, а сразу начать обработку. Будем работать через день: день мы с Михой, день Женя с Колей. Нам с Михой выпало быть первыми, так что мы готовимся завтра выйти пораньше. Ничего особенно трудного не предвидится - наша задача обработать нижний ледовый кулуар и провесить перила как можно выше, желательно до начала скал. У Сереги свои планы. Он завтра с двумя ребятами из Бишкека, которые поднялись на хижину вместе с нами, пойдет на Изыскатель. А женя с Колей вниз, на Рацека за оставшейся заброской.

Следующий день прошел в работе. Кулуар оказался сложнее чем мы думали. Поиск проходов между скальными островками отнял много времени, но до начала скал мы с Михой все же добрались и закрепили метров 250 перил. Дальше дело за Женей и Колей. Их задача на завтра сложнее - провесить веревки до "морковки". А это очень сложное лазание по залитым льдом полкам с проблематичной страховкой и сложное ИТО.

Так проходят дни, за работой. Жене с Колей достались основные трудности. Погода не балует. Только пара солнечных дней была за все это время. Миха приболел. Холод и накапливающаяся усталость дают о себе знать.
В верхней части стены мы столкнулись с проблемой. Непонятно где здесь прошла команда Кустовского. Изредка попадавшиеся шлямбура закончились. Вероятно, Кустовский прошел левее, уйдя маятником в левую часть "серого пятна". Мы решаем лезть прямо вверх, этот путь кажется нам логичнее и, возможно, короче. Наши надежды оправдываются. Нам потребовался еще один день чтобы пролезть две веревки отделяющие нас от верхнего ледового кулуара. Основная работа сделана. Самая сложная часть стены обработана, верхний ледовый кулуар и гребень не представляют проблем. Мы спускаемся вниз и решаем отдохнуть денек перед заключительным штурмом.

Выходим рано в 2 часа ночи. С собой берем маленькую палаточку и горелку - на случай непредвиденной ночевки. Из личных вещей только пуховки да запасные рукавицы. У каждого налобный фонарик. Все железо и веревки уже на стене. Смотрим на небо и понимаем, что погода портится. Пару дней назад обещали приход теплого фронта, вот он и пришел. Остается надеяться, что погода будет терпимая. Через сорок минут мы у берга. Одеваемся, вщелкиваем жумары и по очереди начинаем подниматься.

Верхний ледовый кулуар, как и ожидалось, пролезли без проблем, хотя подъем по перилам сильно нас вымотал. Около 11 часов вылезаем на гребень. Холодно, очень сильный ветер, постоянно идет снег, но видимость удовлетворительная. Утепляемся и связываемся. Здесь можно идти одновременно. Путь по гребню занимает у нас минут сорок. Сказывается высота и усталость - мы работаем уже более 10 часов. Ну вот, наконец, и вершина - большой снежный надув. Особых эмоций нет, только чувствуется сильная усталость и холод. Чуть ниже, на скальной гряде находим и тур. В туре купюра 1000 белорусских рублей, больше ничего. Забираем ее с собой в качестве записки с вершины и оставляем в туре свою. Миха снимает нас троих на вершине. Все, теперь вниз. Нам еще нужно вернуться к тому месту, где мы вылезли на гребень, а дальше дюльфера, и продергивание веревок. Много дюльферов. Но это уже неважно. Приходит уверенность что все получится. Главное собраться и не делать ошибок, и все будет в порядке.

И все было в порядке. Были дюльфера, были веревки, а потом была набитая тропа по леднику и хижина. А на следующий день был спуск в лагерь по уже ставшему родным ущелью. Под снегопадом. И голубые тянь-шаньские ели покрытые снегом, и чай с вареньем на метеостанции, и дорога домой в доверху набитом стареньком Гольфе. И Бишкек, и баня и друзья. И прощанья и новые встречи, которых будет еще много.