Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU:
Авторские страницы Андрея Лебедева

Автор: Лебедев Андрей, г. Москва, Турклуб МАИ

 


В СКАЛЬНОЕ ЦАРСТВО АЛАДАГА

Дневник горного путешествия в район Аладаг (Турция) в мае 2002 г.


Демирказык(3726),восточная стена, перепад 700 м

Введение

Нас двое: Саша Зажигин и автор этих строк. Мы списались по Интернету ещё в феврале и задумали обязательно встретить лето в горах Турции. Изначально мы планировали провести путешествие во второй половине Апреля и прихватить с собой трёх студентов из Турклуба МАИ. Но из этого ничего не вышло. Во-первых, блок авиабилетов на чартер в апреле выдавали лишь со сроком на одну неделю. Во-вторых, Сашу не отпускали с работы. Наконец, я попал в глазную больницу с воспалением нижнего века.

На майские праздники самолёт очень дорог (300-320 $). Поэтому дату отъезда мы назначили на 11 мая – день минимума цен, см. www.deeptur.ru . Авиабилет Москва – Анталия - Москва на 11 мая с периодом между рейсами в две недели стоил всего 160$. К сожалению, наши попутчики – студенты не были готовы пропустить занятия перед сессией, и мы остались с Сашей вдвоём.

Он прилетел из Швеции 31 апреля и всю последнюю неделю подбирал личное снаряжение в известных московских точках. Я помогал ему. Особенно удачным советом оказалась покупка бахил.


Схема района Аладаг

Чтобы организовать путешествие, я обратился в одно из московских турагенств. Не все соглашаются бронировать гостиницу с неполным сроком пребывания в Турции. Только с третьей попытки я наткнулся на турагенство Biz Travel, в котором приобрёл авиабилеты Москва – Анталия – Москва с рейсами на 11.05 и 25.05, забронировал три дня в трёх-звёздочном отеле в местечке Beldebi и купил страховку. За всё это каждый из нас заплатил по 220$.

Почему Турция, почему Аладаг? Последние годы меня очень напрягает отсутствие приличного района для проведения весенних горных походов. На Кавказе в мае очень сурово, что называется, межсезонье. И снега много и погода шалит. Да и обстановка там год от года всё хуже и хуже. Ещё есть Западный Тянь-Шань – Угамский, Пскемский и Чаткальский хребты. Принято считать, что летний сезон там начинается с 1-го мая. Горячие западные ветры из пустыни Каракум первым согревают этот район. Там красота, там море тюльпанов… Вот только самолёт очень дорог, а на поезде ехать 3-4 дня. Это не для короткой вылазки в горы.


Турецкая схема

Турция тоже не совсем удобна. Во-первых, необходимо заблаговременно оформить заграничный паспорт. А что-нибудь сделать заблаговременно для студентов практически не выполнимо, так уж они устроены. Да и по ценам получается дороже, чем на поезде в Тянь-Шань. А вот в остальном всё прекрасно! Погода отличная, снега в Аладаге не больше, чем на Западном Тянь-Шане, а район красив и очень не прост. То, что мы там увидели свидетельствует о возможности проведения горных походов вплоть до 5 к.с. Правда ледовой технике там не научишься, зато снежной и скальной – хоть отбавляй!

Аладаг мы выбрали ещё и потому, что у нас имелись материалы Юрия Браткова, который, насколько мне известно, первым из московских туристов посетил этот район. Мы сердечно благодарны Юре за его консультацию и предоставленные им фотографии.


Район вершины Демирказык

Подъезды в район Аладага быстрые. Мы вылетели из Москвы утром 11 мая и встали на тропу 12 мая в 13 часов. На автобусы от Анталии до гор каждый из нас потратил не более 17$. Ночной рейс за 13$ в комфортабельном Мерседесе и вы в Адане. Тут же на автовокзале можно пересесть на местный микроавтобус, который доставит вас к обеду в горы за 3 - 4 $.

В дальнейшем все цены мы будем указывать в миллионах турецких лир, сокращённо ml . За 100 $ США в мае 2002 г. давали 137 ml. Стандартные точки обмена – почтовые офисы (Post office). Мы этого сначала не знали и тщетно пытались найти знакомую по Москве вывеску “Exchange”. Меняют деньги без паспорта. Вообще-то в Турции очень легко принимают и доллары. Но так выходит дороже, поскольку каждый продавец товаров или услуг “корректирует курс” в свою пользу.


Шура

11.05. Аэробус ИЛ-86 Москва – Анталия стартовал в 9ч. 10 мин. Через три часа мы уже проходили паспортный контроль в аэропорте Анталии. Виза-автомат стоит 10$. Городские автобусы в аэропорт не ходят, только такси. За 22 км. От аэропорта до автовокзала таксист попросил 20 ml. По пути на автозаправке запаслись бензином для примуса. 3 литра бензина стоит 4 ml.

Центральные автовокзалы в Анталии и Адане, как, наверное и в других больших городах, организованы по принципу рынка из множества независимых мелких автокомпаний. Мы сразу и не сообразили, что можно ходить и выбирать, где подешевле. В толпе пассажиров активно работают зазывалы. Первый попавшийся зазывала привёл нас в свой офис. Услужливые ребята из автокомпании скинули наши рюкзаки прямо под прилавок.

Дальние пассажирские автоперевозки в Турции осуществляются ночью. Мы приобрели билеты до Аданы с отправлением в 21 час. Прибытие в 8 часов утра. Кстати, время в Турции отстаёт от московского на 1 час. Каждый билет нам обошёлся в 18 ml. За багаж денег не берут.


На пустыре в Анталии

Мы перекусили и отправились пешком к морю. Анталия занимает огромную площадь и состоит из микрорайонов, разделённых обширными пустырями. Многие из пустырей пересекаются автострадами. Было не знойно, ветрено, по московским понятиям слегка жарко. Мы немного подъехали на автобусе и пошли пешком напрямик через автотрассы, пустыри и дырки в заборах.

Пустыри пахли Азией. Пряные запахи цветущих трав и кустарников смешивались с запахом овечьей тропы. Часто попадались мелкие красные маки. Неожиданно Шура наткнулся на огромную 20-сантиметровую черепаху. Панцирь её наполовину освещало солнце, а голову она спрятала от зноя в тени низкорослого кустика. При подходе к микрорайону за пустырём мы наткнулись на забор с колючей проволокой. “Ничего, овцы выведут”, - подумал я. И действительно, очень скоро мы наткнулись на дырку в заборе.


Набережная Анталии

Микрорайон поразил нас своею безлюдностью. Отели стояли пустыми. Лишь на набережной наблюдалось некоторое оживление. Между сидящими на пляже парочками или компаниями из 3-4 человек было по 20-25 метров. Купались вообще единицы. И это в субботу на городском пляже! А вода совсем тёплая: 20-21 град. После купания и бутылочки Efes Pilsen за 1.5 ml мы отправились обратно на автовокзал. Вечером стартовали на великолепном Мерседес-Бенц-2002. На сон грядущий нам показали какой-то боевик, впрочем, я сразу заснул.

12.05. В Адану приехали в 8 ч. 35 мин., а в 9 ч. 00 мин. мы уже стартовали на местном автобусе Адана – Позанты – Чамарды. Билеты стоили по 6 ml, удивительно, что на обратной дороге они обошлись нам всего по 3.5 ml. Сначала мы мчались назад на запад, потом повернули на север по комфортабельной платной автотрассе Адана – Анкара. Въезд на автотрассу осуществляется через специальные ворота, где водитель отрывает талон с указанием места въезда. При съезде (через аналогичные ворота) водитель показывает талон и платит деньги.


Верховья ущелья Ялик

Дорога постепенно поднималась в горы. Вдали сверкали снегами “трёхтысячники” хребта Балкар. “Наверное, очень снежный год”, - подумал я, вспоминая фотографии Юры Браткова, - “Получится ли наш поход?”. Зима, как нам потом объяснили, была действительно на редкость снежной. Однако в середине мая это обстоятельство уже не препятствовало путешествию.

Но вот предгорья с полями и огородами остались позади. Автобус мчался среди скал в шикарном сосновом лесу. После теснины мы съехали с платной автотрассы на местное шоссе и поднялись в городок Позанты. Автотрасса за городом уходит на северо-запад, а нам на север в высокую долину, окаймляющую с запада хребет Аладаг. Наше маленькое шоссе серпантином поднимается на перевал и незаметно спускается в широкую пойму реки.


Демирказык (3726), вид из ущелья Ялик

Впереди и справа над долиной возвышался отдельно стоящий двуглавый скальный массив Каранфиль (3095). Все его расщелины между скал были заснежены. Лавинные выносы спускались, наверное, до 2200. Южнее этой горы река из долины резко поворачивает на восток и уходит в каньон. Он настолько узок, что не заметен в скальной стене. Если бы не карта, то мы бы его и не приметили.

Но вот и Каранфиль позади, а впереди вздымается к небу огромный заснеженный хребет. Это южная гряда Аладаг. “Господи, неужели нам туда?”, - с трепетом подумал я. Автобус мчался на высоте 1200м. Вершина Лудут (3535) возвышалась над автострадой на 2300 метров. Такие перепады всегда впечатляют. Здесь следует объяснить, что Саша является новичком на горном рельефе. У него “в активе” лишь пешая единичка.


В долине Ялик, высота 1970

Отсюда и трепет. Мои ощущения о возможном и невозможном в горах всегда проистекают из силы команды. Вот если бы я был с нашей памирской командой, то эти горы воспринимались бы как череда пупков с досадными скальными сбросами. А нас только двое, я и новичок Саша. Поэтому горы эти для нас весьма и весьма внушительны.

Миновав скальную стену вершины Хышар (3220), автобус свернул из основной долины налево и поднялся в селение Чамарды. Я заранее предупредил водителя, что наша цель – Чакурбак – селение, которое находится в главной долине в нескольких километрах выше поворота на Чамарды. Нас обещали туда отвезти. И действительно, за Чамарды автобус поехал по грунтовой дороге через горы в Чакурбаг, по пути ссаживая пассажиров. Он даже поднялся специально для нас за кишлак и высадил нас в 12 ч. 30 мин. около устья р. Ялик. Высота 1500.


На лавине

Я помню некоторое ощущение потерянности. Автобус ушёл, мы двое в глубине другой страны, впереди неизвестные горы. Что будет? Немного перекусив, мы достали из рюкзаков, обнажили их острия и в 13ч. 15 мин. вышли на тропу. Вот и конец потерянности. Всё как всегда.

Прямо перед нами на востоке над долиной громоздились скалы Демирказыка (3726) - одной из высочайших вершин района. Вспоминаю фотографию Юры и его объяснения, как он начинал свой маршрут. С севера массив Демирказык ограничен дугообразным ущельем. Для определённости назовём его тоже Демирказык. Оно начинается непривлекательным (в смысле прогноза о проходимости) каньоном. Братков заходил в ущелье через перевал. Вот он, угадывается. К нему ведёт орографически левый приток Демирказыка.


Автобус уехал, впереди Демирказык (3726)

Однако в своём нижнем течении этот приток тоже зажат в каньоне. Наверное, следует подниматься по травянистым склонам подножия Демирказыка справа (по ходу) от притока на широкую полку и уже по ней траверсом над каньоном спуститься в долину притока под перевал. Видно, что по полке откуда-то слева идёт тракторная дорога. Наверное, по ней к ущелью подвозят французов и англичан. Около дороги видны снежники, значит, будет вода. Итак, план на сегодня: подняться на полку и заночевать.

Сначала мы шли по орографически правому берегу р. Ялик. Затем, когда он свернул направо, мы оторвались от его долины и начали подъём по каменистым склонам холмов подножия Демирказыка. Между камнями скудная травка и многочисленные “ежи” – сообщества колючих растений. Многие из них цвели сиреневыми цветами. В распадках травка посочнее. А чуть выше – альпийские цветы.


Цветы на перевале 2560

Иногда накрапывал дождь. Однажды он заметно усилился, и мы пересидели его под клеёнками. После дождя выглянуло солнце и уже не пряталось до заката. За три перехода мы поднялись на полку 2225. У первого попавшегося снежника встали на ночлег. В 20 метрах от лагеря проходила тракторная дорога. Смеркалось. Кишлаки Чакурбак, Чамарды и множество других поменьше зажглись сотнями огоньков. Пока видны эти кишлаки, есть сотовая связь. Мы позвонили домой. Поход начался!

13.05. В нашем путешествии по городам и дорогам Турции мы использовали местное время. А вот в походе мы перевели стрелки снова на Москву. Московское время, как нам кажется, лучше сочетается с привычной походной жизнью, с подъёмом на рассвете и переходом ко сну на закате. Подъём в 5ч. 45 мин. Солнце ещё не взошло, но уже можно дежурить без фонаря. Нас двое и мы встаём сразу. Дежурим вместе, один идёт за водой (сегодня за снегом), а другой разводит наш единственный примус “Шмель”. Вышли в 7ч. 45 мин.


Поилка

Оказывается, что для отличной стоянки с водой мы не дошли всего 15 мин. Это в конце дороги на краю лощины с притоком Демирказыка. Кстати, воды в лощине нет, она протекает под камнями. А здесь на её краю замечательный лужок и бетонная поилка для коров. Наполняется она из урчащей трубы. Вода вкусная, железом не отдаёт. Рядом палатка французов. Они ещё спят.

Дорога кончается, и к саю в лощину спускается уже тропа. Слева внизу неприветливый каньон. Впереди наш маленький перевал. До освещённого солнышком склона мы шли около часа. Справа на скалах интенсивно кричали Улары. Ну, как же, медовый месяц!

На перевал поднимались ещё полчаса. Тропа идёт по дну долинки, постоянно пропадая на снежниках. Наконец, мы на перевале. Вся седловина в голубых цветах. Высота 2560 (1А).


Ущелье Демирказык

Короткий спуск с перевала в основную долину Демирказыка идёт по расщелине в скалах. Сначала крутой плотный снег (10 м, 35 град.), затем траверс снежного склона (50 м, 25 град.) с поворотом направо в верховья ущелья Демирказык. Дно ущелья заснежено. По бокам свободные от снега скалы, но они круты и не удобны для передвижения по ущелью. Придётся топтать снег. Сначала он не очень проваливался, но ближе к обеду началась тяжёлая тропёжка. За три перехода поднялись в цирк. В 13ч. 30 мин. встали лагерем на снегу. Обед. Высота 2880.


За полкой скрывается цирк перевалов №2 и №3

После обеда мы решили сходить на разведку перевала в ущелье р. Ялик. На схеме в турецком проспекте по альпинизму обозначено седло (перевал №1), с которого начинается классический и простейший маршрут на Демирказык (~3А). Однако на нашей карте значительно восточнее угадывается более низкая седловина. Она не видна из цирка из-за проецирующихся друг на друга внушительных скальных стен. С запада цирк замыкается отвесными 500-700 метровыми стенами Демирказыка, а с юга – рядом из 4-х скальных вершин. Вторая от Демирказыка самая значительная – этакая мрачная столовая гора. Эта вершина - узловая, она находится в водоразделе хребта Аладаг. Третья вершина – самая маленькая. Между нею и четвёртой (самой восточной) горой на плато Едигёль поднимается крутой 300-метровый кулуар. Это перевал №4 (~2Б), см. схему 3. Интересующая нас седловина в ущелье р. Ялик должна скрываться между первой и второй (узловой) вершинами. На север от первой вершины идёт короткий, но высокий скальный отрог. С востока к ней примыкает полка. Может быть там, за полкой находится цирк перевала?


Узловая вершина (2) и её соседи к востоку

На полку мы поднимались целый час. Сначала по протяжённому снежному склону (25 град.), затем снежный взлёт (50 м., 35 град.). Снег на взлёте был особенно глубок. Поэтому я с радостью воспользовался подвернувшимся скальным выходом (15м., 45 град.). Скалы здесь простые и разрушенные. Наконец, после короткой тропёжки (20м., 20-15 град.) мы вылезли на край полки. Высота 3020. Отсюда на юг ведёт гребень короткого отрога. Этот отрог окаймляет с востока маленький перевальный цирк и одновременно закрывает вид на перевал. Снизу видна лишь мешанина скал. К ярко выраженной седловине перевала из цирка поднимается очень крутой (50-55 град., 200 м.) снежный кулуар. Очевидно, он не для нас. Этот перевал на схеме 3 обозначен номером 2. Тогда мы ещё не знали, что будем стоять на его седловине через 3 дня.


Справа на фоне далёкой вершины седло перевала №2

Для спуска с полки мы выбрали иной путь – максимально, насколько это возможно, прошли по полке на север. Затем, когда полка перешла в склон, и дальнейшее продвижение на север грозит его подрезать, мы повернули направо и спустились почти к самой палатке. Этот путь положе, но значительно длиннее и поэтому утомительнее для подъёма по глубокому снегу.

На обратном пути мы внимательно разглядели отрог, окаймляющий с востока перевальный цирк. Склоны отрога отвесные, скальные. Но он траверсируется. И от достигнутой нами точки 3020 можно пройти по гребню отрога на снежную полку среди скал столовой горы, с которой имеется выход на седловину ещё одного (более восточного) перевала. На схеме 3 он обозначен номером 3. Оба перевала №№ 2 и 3 имеют сложность 2А-2Б. Разведка продолжалась с 16 до 18 часов.


Гребень к перевалу №3, сзади - столовая узловая вершина

14.05. Утром собрались за 1 ч. 45 мин. и вышли в 7 ч. 30 мин. Мы собрались пройти седловину в восточной части цирка, на схеме 3 это перевал №5. После этого перевалом №6 мы надеялись выйти на плато Едигёль. Однако этому не суждено было сбыться. Наст был крепким, и мы быстро завернули в восточную часть цирка. Однако погода портилась, небо затянули паруса. Ощущение было такое, что мы лезем туда… Ну, в то самое место. И не потому, что перевал может потянуть на 2А по своей видимой нами западной стороне. Особую тревогу вызывала даже не восточная, возможно, скальная сторона, но перспектива оказаться по другую сторону хребта в плохую погоду и с малым ресурсом топлива.

А с топливом я промахнулся. Я взял по привычке по 150 мл на человека в день и не учёл, что мы в походе идём малой группой и без автоклава. А ведь расход бензина не линейно зависит от числа участников. Чем больше их, тем расход экономнее.


Перевал №5

Были и другие соображения. Путь на плато Едигёль это день ото дня усугубляющаяся жёсткость похода. А ведь он только начался. И что, сразу экстрим? Если Саша и выдержит, то захочет ли он ходить в будущие походы?

Итак, я, как водится, тормознул: - “Всё, пошли вниз, используем непогоду для спуска и пополнения ресурса топлива”. К обеду мы миновали нашу первую ночёвку и, продолжая по тракторной дороге путь на юг, спустились в долину р. Ялик. Её орографически правый исток турки заковали в трубу и пустили в кишлак Чукурбак на водопровод. Встали лагерем. Высота 1970. Чуть ниже лагеря правый исток р. Ялик сливается с левым. В русле левого течёт ручей. Рядом с палаткой поилка для коров с неизменно урчащей трубой. Пообедали, отдохнули и в 14 ч. 50 мин. налегке вышли вниз к кишлаку Чукурбак.


Перевал №4

От центра кишлака на легковухе смотались на автозаправку, до неё 2-3 км. Затем нас высадили в устье р. Ялик. Неторопливо мы начали подъё1м к лагерю. По пути позвонили по мобильнику в Москву. Вернулись только в 18 ч. 30 мин. Рядом с палаткой паслось стадо коров. Пастухи встретили чаем. К вечеру погода как будто улучшилась, и я сделал несколько фотоснимков. Однако весь запад был в “грязи”. В 23 ч. пошёл дождь.

15.05. Всю ночь и всё утро шёл непрерывный дождь. Только после обеда он прекратился. Но низкий туман закрывал вход в ущелье. Как раз на высоте входа в каньон по всему небу простирался слой низких серых облаков. Мы надеялись, что это испарения, которые ночью осядут. И до и после обеда занимались теорией “Узлы и верёвочные системы”. В 18 ч. 30 мин. снова пошёл дождь. Что это, вторая серия или очистка неба от влаги? Верю в последнее. Перед ужином Шура проснулся, и мы решили позаниматься методом Ньютона.


Вечером на днёвке

Началось с того, что Шура поинтересовался, как в калькуляторах программируется вычисление квадратного корня. “Наверное, методом Ньютона”, - ответил я, - “И вот его суть”. Пусть требуется решить уравнение

F(X) = 0,

X(n) – приближение к решению уравнения на шаге n. Линеаризуем функцию F(X) в точке X(n). Получим:

Y – F(X(n)) = F’(X(n))(X – X(n)).

Следующее приближение X(n+1) вычислим как решение линеаризованного уравнения:

0 – F(X(n)) = F’(X(n))(X(n+1) – X(n)).

Тогда

X(n+1) = X(n) – F(X(n))/F’(X(n)).

Предположим, к примеру, что нам необходимо вычислить корень m-ной степени из числа B, иначе говоря, решить уравнение

  m      
X   - B = 0

Где

  m
X  

– X в степени m. Подставляя это выражение вместо F(X), получим рекуррентную формулу

X(n+1) = [ (m-1)X(n) + B/(X(n)|(m-1)) ] / m.

Она особенно замечательна для квадратного корня, когда m = 2.

X(n+1) = [X(n) + B/X(n)] / 2.


Южный склон перевала №1

Например, если X(n) < sqrt(B), то B/X(n) > sqrt(B), и обе ошибки взаимно компенсируются путём усреднения. Образуется новое более точное приближение X(n+1). Какая красота!

16.05. Встали в 5 ч. 45 мин., вышли в 7 ч. 20 мин. День обещает быть солнечным. Мы устремились в верховья орографически правого истока р. Ялик, чтобы посмотреть на южные склоны перевалов №№ 1-3. За первый 50-минутный переход мы прошли каньон и поднялись в долину. Справа по ходу из-за скалы в неё выруливала тракторная дорога и тут же кончалась, переходя в тропу. Каньоном мы здорово сократили путь.

К концу 2-го 50-минутного перехода мы поднялись ко входу во 2-й каньон. Солнце слепило глаза, скалы сливались, казалось, что пути дальше нет. И только в тени перед скалами мы увидели узкий извилистый проход. 9 ч. 30 мин., высота 2450.


В каньоне Ялик

Дно каньона в снегу. Ширина прохода не превосходит местами 3-х метров. Снег жёсткий. Уклон на взлётах до 25 градусов. Приходится жёстко фиксировать рантом тоненькие ступени. Каньон прошли за полчаса и к концу 45-минутного перехода взгромоздились на скальный увал в центре “зала”. Вокруг мрачные отвесные скалы, в кулуарах сосульки замерзших водопадов. И только впереди просвет – выход в верхние цирки ущелья. 10 ч. 30 мин., высота 2670.

Далее шли по оттаявшим осыпным островкам северного борта долины. Между островами снег, следы глубиной 20-25 см. В одном месте пересекли лавинный вынос. Мы даже не заметили, что пересекли кулуар, отмеченного на турецкой схеме седла (перевал №1), с которого начинается классический маршрут на Демирказык. В этом месте открывается вид на перевал №7, ведущий на плато Едигёль. Этот перевал также указан на турецкой схеме. Перепад высот на взлёте около 400 метров не вдохновлял на его прохождение. Что это 2А или 2Б? Трудно сказать, крутизна склона при фронтальном просмотре издали всегда кажется большей, чем на самом деле.


Перевал №7

В 13 ч. 30 мин. после 6 утренних переходов мы поднялись в заключительный цирк правого истока р. Ялик. Обед. Высота 3065. После обеда выйти не удалось. Всё затянуло туманом, и пошёл мокрый снег. Поставили палатку и залегли.

17.05. Встали как обычно в 5 ч. 45 мин., позавтракали, надели страховочные системы и вышли на учебное восхождение на перевал №2. Заключительный цирк правого истока р. Ялик обрамлён высокой скальной дугой, которая лишь в своей северо-западной оконечности деградирует до невысокой перемычки, в которой имеются два перевала №2 и №3. Правее – отвесные стены столовой горы. Ещё правее имеется понижение, к которому угадывается маршрут ~ 3А. Это перевал №8 на плато Едигёль. Наша последняя надежда выйти на плато рухнула. Придётся ограничиться радиальным выходом на перевал №2, что бы убедиться, что это действительно его седловина.


Ю. стена узловой вершины, правее - пер. №8

По насту мы быстро подошли к перевалу и начали подъём. Первый вешал перила на снежном склоне, второй жумарил. Сначала это была игра, склон не был крут. Но последние две верёвки вполне уместны. Крутизна перевального взлёта около 35-40 градусов. С южной стороны это 1Б. Высота перевала №2 оказалась равной 3260.

После занятий собрали палатку и рюкзаки и в 11 ч. 10 мин. начали спуск. Через полтора часа привалили на травке ниже входа в заснеженный каньон. Ещё через 40 мин. мы спустились по дороге до места нашей днёвки (1970 м.). По пути встретили двух чехов из Праги.


Южные склоны перевалов №2 и №3

Наше исследование района Демирказык можно считать законченным. Место это порядком надоело. Теперь для гармонии к маршруту следовало прицепить линейную часть, чтобы за оставшееся время осмотреть как можно большее пространство.

После обеда мы собрались и в 15 ч. 10 мин. стартовали на юг в долину Мур. Мы планировали осмотреть эту самую большую долину западных склонов Аладага, посетить обозначенный на карте лесок и, перевалив через южную гряду Аладаг, закончить путешествие на шоссе где-нибудь в районе пика Каранфиль.

Мы приспустились чуть ниже слияния истоков р. Ялик, взобрались на левый борт долины и по травянистым склонам предгорий Аладага направились к его южной гряде. После 17 ч. погода начала портиться, и мы встали лагерем из-за сильного дождя. 18 ч. 00 мин., высота 2180.


Вид сбоку на гребень к перевалу №3, видна его седловина

Вечером я рассказал Шуре про диаграмму личностей, о которой написал Акофф в своей книге “Целеустремлённые системы”. Пространство личностей на этой диаграмме – это квадрат, разделённый прямыми на четыре равные части. К левой половине квадрата относятся интерналисты, а к правой – экстерналисты. В верхней половине находятся объективисты, а в нижней – субъективисты. Экстерналисты склонны решать проблемы путём изменения своего окружения. Интерналисты предпочитают адаптироваться. Так, например, если в офисе холодно, то экстерналист встанет и закроет форточку, а интерналист наденет пиджак. Объективисты смотрят на мир открытыми глазами, всё замечают и умеют посмотреть на себя со стороны. Субъективисты больше прислушиваются к изменениям в собственном мире. В центр квадрата помещается начало координат.


Южная гряда Аладаг

Два человека образуют устойчивую пару, если их векторная сумма равна нулю. Например, объективный интерналист и субъективный экстерналист. Первый – это датчики пары. Второй – приводы. Первый замечает, что необходимо сделать для их союза. Но ему лень или не хватает энергии что-то предпринять. Ему достаточно внушить необходимость действий своему другу экстерналисту, и тот, засучив рукава, начнёт свою работу. Другая яркая пара объективный экстерналист и субъективный интерналист работает по схеме мамочки и сынка. Мамочка всё видит и делает, а сыночек пользуется этим и только пишет стихи…


Ёжик зацвёл…

Неуравновешенная векторная пара нестабильна. Два субъективных экстерналиста образуют взрывчатую смесь. Каждый исходит из своих внутренних ощущений и пытается изменить другого. Это ведёт только к скандалам. Два объективных экстерналиста терпят друг друга, пока их союз необходим для достижения цели. Но психологически они друг другу не нужны. Союз распадается, как только один из них найдёт свою паству. Два объективных интерналиста в сумме недееспособны, наконец, нет ничего печальнее пары из субъективных интерналистов.


Просто сосна

Коллектив устойчив и гармоничен, если векторная сумма его членов близка к нулю. Центристу, личность которого расположена около начала координат, легче руководить коллективом. Дело в том, что при общении, две личности поляризуются. Они временно отклоняются от своих истинных положений, пытаясь, насколько это возможно, уравновесить друг друга. Чем больше отклоняется личность, тем больше она напрягается. Продолжительное напряжение ведёт к срыву. Центрист, танцуя вокруг центра, может в общении подыграть любому.


Последний вечер

Место положения личности на диаграмме не постоянно. В течение жизни человек может медленно дрейфовать по квадрату. Однако мало кому суждено пройти даже и половинку малого квадрата – четвертушки большого. Так, субъективный экстерналист, пребывавший в юности в центре правого нижнего квадрата, может на склоне лет превратиться в центриста.

Шура надолго задумался. Я знаю, сейчас он классифицирует себя, своих родителей, своих подруг и друзей.

18.05. Вышли в 7 ч. 40 мин. Хмурое утро, кажется, вот-вот пойдёт дождь. К 9 ч. 30 мин. мы спустились в долину Мур на поляну к кошу. Высота 1770. Здесь проходит нижняя граница леса. Спускались по распадку перед характерной ниспадающей в долину скальной грядой. До этого мы шли всё время траверсом травянистых склонов на высоте от 1900 дол 2200, и никаких скальных препятствий не попадалось.


Левый борт долины Мур

На поляне у коша стандартная поилка для коров с водопроводной трубой. Реки в долине нет, и это, несмотря на её внушительный размер и огромное количество снега на её бортах. Сразу за поляной начинается хвойный лес, в котором преобладают арча и ели. Сосны встречаются реже.

По дну долины идёт наезженная грунтовая дорога. Как выяснилось, лесок этот – пикниковое место для турок из города Нигде. Два перехода мы шли по роскошному лесу. Первый час по грунтовой дороге, затем по тропе. В 11 ч. 45 мин. встали перекусить у верхней границы леса. Впереди скальный заснеженный цирк, каких либо очевидных простых перевалов там не наблюдается.


Верховья долины Мур

Через 5-7 минут мы подошли к повороту в боковое ущелье на перевал Авцибель (1Б). Он обозначен на турецкой схеме. Его мы и выбрали для преодоления южной гряды Аладаг. Напротив поворота имеется обширная лужайка для большого палаточного лагеря. Высота 2100.

В боковое ущелье ведёт натоптанная тропа. Наверное, это тропа к популярному маршруту на Калды - высочайшую вершину южной гряды Аладаг. Этот маршрут пройден Юрой Братковым, так же как и классический маршрут на Демирказык.


Вот такой пальчик…

Сначала мы преодолели крутой взлёт – вход в ущелье. Затем поднимались по круто ниспадающей заснеженной долине с осыпными островами. К 14 ч.00 мин. мы поднялись на высоту 2395. Рядом чуть правее и выше основание несколько сот метровой скалы – пальца. Удивительный объект. К 15 ч. 00 мин. мы достигли перегиба долины. Теперь она становится положе, и уже не видно дна материнской долины Мур. Впереди пологий заснеженный проход. Высота 2470. Ещё через час мы поднялись на каменную гряду напротив бокового ущелья, ведущего к пику Калды. Высота 2690. Дальше осыпных островов нет, только снег в коридоре, за поворотом которого угадывается цирк перевала. Наша каменная гряда очевидно последнее место, где ещё можно переночевать на тёплых камнях. Мы сегодня прилично поработали, набрали около километра по высоте, полра вставать на ночлег.


Путь к перевалу Авцибель

Перед ужином развели спирт и выпили за благосклонную к нам погоду. Весь день был пасмурным и прохладным, но без дождя. Вечером появились обширные просветы голубого неба. Завтра будет солнечно.

19.05. Вышли в 7 ч. 35 мин. Насколько же мобильна группа из 2-х человек. От подъёма до выхода полтора – два часа, и это, нисколько не напрягаясь. Погода обещает быть отличной. Наст проваливался, но только подо мной. Саша постоянно убегал вперёд и подолгу ожидал, пока я пробью до него тропу. Я же шёл без перерывов. Через три часа мы взгромоздились на седловину перевала Авцибель. 10 ч. 35 мин. Высота 3193.


Перевал Авцибель, сев. склон

Перевальный взлёт состоит из двух участков. Сначала утомительный подъём по снежному склону крутизной около 25 градусов. Снег здесь проваливался по колено. Затем небольшая полка, за которой начинается крутой подъём к одному из разрывов в снежном карнизе. Крутизна на этом 50-метровом участке достигает 35-40 градусов.

С перевала открывается великолепная панорама на юг. Справа суровый скальный массив Каранфиль (3095), впереди и слева – бесконечная страна поросших лесом гор, протянувшаяся до самого Средиземного моря.

В 11 ч. 00 мин. мы начали спуск. Сначала съехали на 5-й точке по широкому заснеженному корыту. Затем, когда стало положе, пошли по колено в снегу. Корыто суживалось и уже каньоном заворачивало налево. За поворотом каньон принимает правый приток с вершины Лудут. По этому притоку в основной коридор когда-то сошла мощнейшая лавина. Спуск по лавине привёл нас к сбросу (50 м., 40 град.). Этот сброс преодолели в три такта. Затем снова шли по лавине, пока не спустились на тракторную дорогу. Вокруг луга, цветы. У одного из многочисленных ручьёв встали на обед. 12 ч. 15 мин. Высота 2170.


Сброс в каньоне

Грозная лавина подпортила впечатления о перевале. Она выглядела не такой уж старой. А что, если бы мы попали на этот перевал в конце апреля? К востоку от перевала за небольшой снежной вершинкой имеется ещё одно более высокое и менее выраженное понижение в хребте. Похоже, что спуск с неё на юг безопаснее.

В 13 ч. 30 мин. снова в путь. Мы шли по дороге на перевал к северу от снежного купола вершины 2770. Сначала немного приспустились, затем повернули направо и вошли в еловый лесок. Дорога перешла в тропу, которая вывела нас краем леса на заброшенное кошевое место с живописной деревянной поилкой для коров (35 мин. от места обеда). Ещё 45 мин. мы поднимались на перевал. 15 ч. 00 мин. Высота 2270.


Деревянная поилка

С перевала снова пошла дорога. Целый час мы послушно следовали её серпантину, пока не остановились на ночлег на великолепной лужайке с чистым ручьём. По берегам его росли крокусы, первоцветы и незабудки. Чуть подальше бодро шагали, успевая при этом тренироваться к будущей половой жизни, семеро молодых бычков. Пора отдохнуть. Высота лагеря 2050.


Крокусы

Вечером я фотографировал цветы. А потом, когда стало прохладно, и мы забились в палатку, чтобы приготовить ужин, я рассказал Шуре о причёсывании разных фигур. Всё началось с того, что я вспомнил Славу Львова и его фразу: попа с n ручками гомеоморфна сфере с n+1 ручкой. Можно ли причесать волосистый тор, иначе говоря, меховой бублик без макушек? Очевидно да. И это легко сделать двумя способами, либо причесать его поперёк по виткам намотанной на него как на сердечник проволоки, либо причесать его вдоль. А вот сферу без макушек причесать нельзя. Если её причёсывать по параллелям или по меридианам, то образуются две макушки – северный и южный полюса. А можно ли обойтись одной макушкой? Оказывается - да, и Шура погружается в долгие размышления по поиску способа такого причёсывания. Математически задача ставится так: как на поверхности сферы определить векторное поле с минимальным числом точек разрыва. А вот можно ли причесать “восьмёрку” с одною макушкой, я и сам не знаю.


Каранфиль (3095)

20.05. Изумительное, ласковое солнечное утро. Вышли в 7 ч. 20 мин. и к 12 ч. 30 мин. спустились в кишлак Dagdebi. В чайхане пообщались с местными, попили чайку (угощение) и вышли на асфальтовую дорогу. Она быстро вывела нас на основное шоссе. Здесь повернули налево, пересекли по мосту речку Dagdebi и остановились в палатке у строителей (ещё одно угощение). Вскоре подошёл микроавтобус до Аданы. Водитель взял с нас всего по 3.5 ml.

В Адане купили билеты на ночной автобусный рейс до Анталии. Каждый билет стоил 16 ml. Что бы скоротать время придумали идеал – найти и купить шалвары. Для этого пришлось съездить в центр города. Адана, в отличие от Анталии, застроена компактно. Иностранцев не видели, кругом только турки. В центре города – огромная величественная мечеть с шестью минаретами. Шалвары купили на рынке в районе стоящей посреди улицы башни с часами.


Прощание

Затем запаслись пивом и вернулись на автовокзал. Увидев, что мы с пивом, несколько дилеров из автокомпаний образовали кружок болельщиков. Один из них даже принёс бумаги и завернул наши банки: “Пить будете так!”. Оказывается в Турции запрещено пить пиво в общественных местах и, тем более, в транспорте. В курортах на это закрывают глаза, но в глубине Турции этот закон действует. Пиво можно пить только в специальных точках, где его продают. На вынос нам всегда его отпускали, спрятав в непрозрачный полиэтиленовый пакет.

21.05. Билет от Анталии до Beldebi стоит 1.5 ml. Дополнительные сутки проживания в трёхзвёздочном отеле Adress обошлись нам по 15 $. Успели к завтраку

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100