Горы мира > Западная Европа >

Маршрут No Siesta. Северная стена Гранд Жорасс. 4208м

Северная стена Гранд Жорасс 4208 м
Маршрут - No Siesta

Протяженность: 1100 м (18 участков с 70-метровой веревкой)
Сложность: VI+; 90°; 6a A1/2
Первое восхождение: 21-23.07.86 Jan Porvaznik и Stan Glejdura
Первое прохождение свободным лазанием: 17-19.03.03 Robert Jasper и Markus Stofer
Сложность свободным лазанием: VI+; M8; E5

“No Siesta” – потрясающий маршрут на северную стену Гранд Жорасс – был пройден в середине марта Робертом Яспером из Германии и Маркусом Штофером из Швейцарии. Впервые пройденный Яном Порвазником и Станом Глейдурой в июле 1986, No Siesta уже давно считается одним из самых сложных микстовых маршрутов в Альпах.

На сегодняшний день этот маршрут был повторен не более пяти раз, и прохождение Яспера и Штофера несомненно заслуживает внимания: за три дня они прошли весь маршрут on-sight, таким образом сведя его сложность к VI+; M8; E5 и совершив первое прохождение этого маршрута свободным лазанием.

По словам Яспера, “линия подъема очень интересна и психологически трудна. Маршрут представляет собой прекрасное современное микстовое лазание сложностью до М8, да еще по тонкому льду и микстовому рельефу. Отдельные участки очень красивы, и весь маршрут в целом очень протяженный и серьезный. То, что Порвазник и Глейдура смогли пройти его с тем снаряжением и техникой, которые использовались 17 лет назад, просто потрясающе.”

Протяженный и серьезный – вот почему эти двое решили пройти маршрут, используя темляки. Как заявил сам Яспер: “я считаю, что на длинных альпинистских маршрутах просто слишком опасно лезть без темляков. Если вы вдруг случайно роняете свой инструмент, ситуация моментально становится опасной. В прошлом году я очень долго обсуждал этот момент с Виллом Гаддом и другими канадскими клаймберами, и мы пришли к выводу, что темляки абсолютно необходимы на длинных альпинистских маршрутах в горах из-за дополнительной подстраховки, которую они дают. На современных драйтулинговых маршрутах они исключены.”

Роберт Яспер на маршруте No Siesta, Гранд Жорасс, массив Моблан
(фото Маркуса Штофера)

Восхождение. Со слов Роберта Яспера.

День 1. 17 марта.

“Мы направились к Северной стене 17 марта, поднявшись в 2:00 ночи, чтобы пересечь ледник и пройти начало маршрута – 55-градусный склон. Пройдя приблизительно 350м, нам встретились первые скалы, мы связались, чтобы начать непосредственно прохождение маршрута – сложности начались сразу же. Мы пролезли участки сложностью до М7+ на двух 70-метровых веревках, идя по языкам льда и гранита. У нас оставалось еще три часа светлого времени, когда мы достигли Чешской ночевки, но решили пойти дальше. Это закончилось тем, что заночевать нам пришлось на ужасно неудобной полке, которой хватало только на одного человека.”

День 2. 18 марта.

“Снег! В это трудно было поверить, но с первыми лучами солнца пошел снег. Мы знаем, что швейцарские метеорологи не могут ошибаться, и действительно к 10 утра облака разошлись. Почти весь день у нас ушел на прохождение сложной центральной части маршрута с ключом, первоначально классифицированным как 7- A1/2, но мы прошли его on-sight. После него мы обнаружили второе место стоянки чехов и решили провести здесь ночь в более комфортабельных условиях, по сравнению с предыдущей ночевкой.

День 3. 19 марта.

“Третий день прошел очень активно: мы пролезли участки лазания М5/М6 почти на 4000м. В 15:00 пройдя финальный внутренний угол, мы вышли на вершинный гребень, откуда открылся фантастический вид на Gran Paradiso и Valle d’Aosta.

Дополнительная информация о восхождении:

Использованное снаряжение: скальное и ледовое снаряжение: 1 набор френдов, 1 набор закладок, 10 скальных крючьев, ледобуры: 2 длинных, 2 коротких, 5 петель, 12 оттяжек, большое кол-во карабинов, 70 м двойной веревки. Бивуачное снаряжение.

Оставленное снаряжение: 17 скальных крючьев, пара петель и пара спусковых петель.

Подход: Мы решили идти от Aig. du Midi. Мы доехали на лыжах до приюта Leschaux (около 2 часов, для ночевки в приюте необходимо захватить с собой горелку и топливо). От приюта мы поднимались по маршруту восхождения на Croz Pillar (около 2 часов).

Спуск: спуск на юг, два дюльфера по первому склону, затем по обычному маршруту на Rif. Boccalate (около 3 часов) и затем к La Palud (около 3 часов).

Общие замечания:

• мы использовали 70-метровые веревки, это облегчает организацию страховок на тонком льду
  • участки были очень длинными (18 веревок на 1100м) и точки страховок по большей части были хорошими
  • за исключением нескольких веревок, баулы вытягивать на веревках невозможно
  • места ночевок очень неудобные
  • мы оставили наши лыжи, камуса, палки и рюкзак под маршрутом; все это мы забрали позже, используя вторую пару лыж
  • газ: мы использовали около 170мл ежедневно.