Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Автор Борис Егоров, Москва
Фото и видео Борис Егоров, Владимир Мурзаев, Константин Яэмурд

Первый прыжок с Фиц Роя

От редактора: Очень давно, в прошлой жизни или в другом фильме, мы с ними вместе тренировались в знаменитом московском болдеринговом зале «Черепаха», ездили лазить в Арко. Потом они стали альпинистами и бэйсерами, и ещё хайлайнерами.
Когда Костя купил телегу с парапланом, чтобы пролететь на ней больше 70 километров для заброски грузов под нехоженные стены Острога в Икатском хребте, я подумала, какие же они классные, и что лучше бы к ним не привыкать, долго не протянут.

Но по порядку
В 2016 году эта могучая кучка отправилась в Забайкалье, в пешее путешествие по дикой бурятской тайге, поводом которому послужили девственные 500-метровые гранитные стены Икатского хребта.

«От точки, где после 100 с лишним километров тряски по ухабам знаменитого у джипперов "110 зимника" мы покинули принадлежащий заповеднику ГАЗ, до нашей цели было примерно 50 км. Первая половина - по маркированной тропе через два зимовья. Работники и гости заповедника периодически посещают зимовья, в том числе и на вездеходе. У второго зимовья на озере Балан-Тамур вездеходные следы, видные на спутниковых снимках, обрываются. Дальше егеря не ходят. Следующая половина пути - по песчаным пляжам Баргузина, истоптанным чьими-то огромными лапами, по звериным тропам и сухим руслам ручьев.

В общем мы дошли за три дня. Весь путь практически под стены смогли бы пройти кони с грузом. Но нам заповедник коней не выделил, так как они на тот момент были "заняты на покосе". Если не нести на себе кроме продуктов и снаряги еще и трусики и семь пар носков Яны, и парашюты, и вингсьюты, то реально дойти за два дня. Все эти три дня мы непрерывно вопили, свистели и колотили в кастрюльку, поэтому медведи в страхе жались друг к другу по краям долины. Мы съели просто тонну голубики. Наши черствые столичные сердца треснули от окружающей нас красоты. И когда наконец очередная лосиная тропа (видимо, зверье летом наверху отдыхает от насекомых) привела нас в долину-чашу под стену пика Штык-нож (единственную хоженую в районе стену - иркутянами весной 2014), нам альпинизм уже был в принципе не нужен, так как он отвлекал нас от выслеживания стада мамонтов, которое мы вот-вот бы настигли.

Как и следовало ожидать, на Икатский хребет приходила зима…

Нехоженая пятисотметровая северная стена Острога, действительно впечатляет. Когда в тяжелых раздумьях мы прогуливались под стеной, ее прекрасные щели и камины сказали нам: "Пролезьте нас свободным лазаньем!" В тени долбил минус, кое-где на стене натек лед. "Ну уж нет!" - сказали нам наши пальцы. И на следующий день мы отправились домой, а стену окончатель, но засыпало снегом».

Чтобы преодолеть это недоразумение в 2018 году Костя Яэмурд купил Paratrike.

«Раскрасить наши туристические будни была призвана трехколесная двухместная летающая по небу телега с мотором и парапланом сверху - паратрайк. Она доставила в горы храбрых пилотов и экспедиционный груз (хотя и сама норовила несколько раз превратиться в груз, - в конце концов ей это удалось, но уже вплотную к цивилизации).

Почти 10 дней мы добирались от родных квартир до гранитных стен - и в итоге залезли.

Нам помогали - читинские байкеры, свободные золотоискатели, буддистские монахи, таежные рыбаки и охотники, а также живущие вдвоем вдалеке от людей семидесятилетний китаец и его подруга - Боевая Машина Пехоты.

Нам мешали - дождь, бэйсджампинг и хайлайн (слэклайн между вершинами).

К сожалению, наши планы, как красиво и экологично возвратиться из Тайги, были разрушены - медведем, который сожрал наш катамаран».

А 7 января 2026 года Боря написал: «Мы залезли на Фиц Рой по маршруту Royal Flush и потом прыгнули».

Вингсьют с Фиц Роя

Борис Егоров:
Интересно бывает понаблюдать за своими ощущениями, связанными с таким восхождением. Пока сидишь дома или где-то далеко, кажется, что всё просто: всё умеешь и уже сто раз так делал. Но чем ближе гора, тем больше одолевают сомнения, и постепенно становится совсем непонятно, как вообще можно заниматься альпинизмом.

Когда мы в этом сезоне добрались до Патагонии, я сначала даже обрадовался отсутствию погоды. Не нужно сразу куда-то бежать — можно немного расслабиться, спокойно подготовиться и полазить болдеринг в удовольствие.

Но у этого есть и другая сторона. Мы начали ждать слишком долго. День за днём, неделя за неделей — а просвета в горах всё не было. Это утомляло. Все планы на большое путешествие по Южной Америке пошли прахом.

Ребята, которые приехали с нами — прыгать и лезть ледовый маршрут на Серро-Торре, — уехали в тёплую Бразилию. Мы с Костей и Вовой остались ждать.

Такое напряжение не проходит бесследно. Мы потратили много денег и времени, чтобы снова собраться в Чальтене. Нам часто сложно понять друг друга «на берегу», и это часть нашего внутреннего командного альпинизма — не самая лучшая.

Зато удивительное начинается в процессе. Наверху мы действительно команда: действуем слаженно, помогаем и взаимозаменяем друг друга. Это и обеспечивает наш успех. Ну и, конечно, удача.

Мы хотели прыгнуть с вершины Торре и в основном готовились именно к этому. Но по актуальным условиям, когда погода всё-таки пришла, пошли на Фицрой. Экзит был присмотрен давно, плюс Роло Гариботти рекомендовал ту же точку. Относительно всей горы это почти вершина — конец стены, вертикальной части.

Туда выходят два сильных бигвольных маршрута: El Corazon и Royal Flush, по восточной километровой стороне.

В прошлый раз мы даже не попытались по-настоящему залезть — скорее сделали потуги. Из-за погоды и неудачного планирования дошли только до начала маршрута.

В этом году времени на подготовку было больше, и мы рассматривали сразу два маршрута — совершенно разных. Выбор стоял между Californiana и Royal Flush.

Главная проблема для нас — вес. Абсолютно налегке идти невозможно: у каждого около шести килограммов — парашют и костюм. Это в дополнение к лазательной экипировке. Значит, мы не можем быть такими же быстрыми, как обычные альпинисты.

Если мы тяжелее — значит, медленнее. Значит, нужно больше еды и газа, больше времени. И при этом всегда остаётся риск вообще не прыгнуть — с нами это уже не раз случалось в этом регионе.

Californiana мы планировали лезть с рюкзаками, максимально облегчаясь. Тягать там баул — плохая идея. Маршрут несложный, но гора огромная. Нужно дополнительное ледовое снаряжение на подход и уверенность в прыжке, иначе легко оказаться наверху в холоде и голоде.

К тому же пришлось бы спускаться с вершины к экзиту, а ориентирование там, в таких масштабах, — отдельное приключение.

Альтернатива — прямой Royal Flush. Чисто лазательный маршрут, много семёрок. Зато он прямой и сразу выводит на экзит. Баулы мы тягать умеем.

Прогноз был далёк от идеального. Он постоянно двигался, по-настоящему тихих, безветренных дней было немного. Зато маршрут на восточной стороне был закрыт от западного ветра.

И в конце концов, мы скалолазы. Прыжок прыжком, но полазить тоже хочется. Окончательное решение приняли уже на первой ночёвке.

В первый день нового года, с тяжёлыми рюкзаками, мы не дошли до Paso Superior — перевала совсем рядом с началом маршрута. И эта неторопливость в этот раз сыграла нам на руку. Окно якобы открылось за пару дней до этого, и все изголодавшиеся по горам альпинисты рванули наверх. В том числе наш друг Илья.

Его план был залезть на Poincenot. Он простоял кучу времени в очередях, его сдуло, и он спустился на перевал — как раз тогда, когда мы подошли к нижним ночёвкам на озере перед стартом ледника.

Мы остались ночевать. Вечером всё было спокойно, но на рассвете включился такой ветер, что сломало стойку палатки. Идти наверх сразу расхотелось. Все альпинисты побежали вниз: у кого сдуло спальник, у кого порвались палатки.

Мы перебрались в более защищённое место и, сверившись с прогнозом, решили переждать.

Илья должен был спускаться с нами и, как планировалось заранее, присоединиться к восхождению. Но если бы мы прыгнули, ему пришлось бы спускаться одному, и это был для него непростой выбор.

План сдвигался. Разбирая разные сценарии, мы поняли, что кое-что не взяли с собой из деревни. Я особо не думал — просто понял, что нужно за день сходить обратно и вернуться. Ребята остались строить стену вокруг палатки и делать заброску, а я сбегал вниз и принёс дополнительную еду, снаряжение, дрон и всякую необходимую мелочь. Устал, конечно, и на следующий день работал меньше, зато мы были сыты и спокойнее.

Третьего января мы подошли под стену, поставили палатку вплотную под стартом. Ребята пролезли снег и бергшрунд и начали обрабатывать скальную часть. Продвинулись не сильно, но позже выяснилось, что начало маршрута недавно сильно изменилось: произошёл обвал, и там, где раньше была щель, теперь оказался огромный, некомфортный камин.

Пока я накануне перебирал снарягу в лагере, выяснилось, что связки американцев, ковырявшихся рядом с железом, тоже выбрали этот маршрут. Узнав о нас, они сказали, что постараются пройти его за день.

Проблема была в ночёвке. Одна неудобная полка посередине, примерно на четырнадцатой верёвке. Разместиться там толпой было бы сложно.

Когда мы ещё досматривали сны, по темноте нас разбудили голоса Уилла и Зака — они пробирались к стене через снег. Выспаться не удалось, зато встали рано. Началось то, что мы умеем хорошо: лазание по вертикали с баулом.

Быстро не получалось. Стенка сразу меня осадила. Щели вроде бы хорошие, но лазание сложное: шелуха, мелкие нашлёпки. Мы втроём приноравливались к баулу. Получалось медленнее, чем хотелось, и мелькнула лёгкая паника — успеем ли до ночи к полке.

Но день был длинный. Разогнавшись в середине маршрута, мы долезли до ночёвки с запасом светлого времени. Американцы уже несколько часов околачивались там.

Когда мы подлезали к полке, сначала злились: место и так тесное, а они наверняка его заняли. Плюс было ощущение, что если они такие быстрые, значит полезли налегке — без еды и тепла. И вдруг нам придётся их спасать и делиться запасами.

Они действительно встряли. Уилл отлично лез лидером и быстро, но признался, что не ожидал такой сложности.

На полке мы успокоились, и решение объединиться пришло само собой. Это оказался великолепный match. Во-первых, Илье не пришлось бы спускаться одному — он уже подумывал об этом. Во-вторых, втроём нам было бы неудобно тянуть баул, а вчетвером — нормально.

Кроме того, Уилл, в отличие от нас, постоянно думавших о Серро-Торре, был максимально подготовлен к быстрому прохождению стен: с ИТОшным снаряжением и налегке.

У них почти не было еды, зато у нас был запас, и мы поделились.

Кое-как вырубив во льду и снегу немного пространства, мы вчетвером поставили палатку и набились в неё. Ночёвка получилась неудобной, сидячей. Плюс над нами так и не замёрз водопад и всю ночь капал на палатку.

Пятого числа прогноз снова был так себе. Мы решили обработать максимум возможных верёвок, но остаться на полке. Я, Илья и американцы провесили шесть питчей. После полудня, стоя на страховке, я начал мёрзнуть — и дальше было холодно постоянно.

Когда вернулись к ночёвке, там уже был почти отель. Костя и Вова вырубили две площадки под палатки, навели порядок и грели нам еду. Мы смогли переночевать по трое. Лежать было можно, но холодно — даже втроём в одном специальном спальнике.

До рассвета начали двигаться дальше. Впереди шли Уилл и Зак, а мы вчетвером занимались грузами и бесконечно распутывали верёвки. И мёрзли. Это было страдание — тупое и неприятное. Ты знаешь, что не умрёшь, что всего хватает, но деваться некуда: ползёшь вверх.

Стоя на полке, мечтаешь начать жумарить или вытягивать баул, лишь бы согреться.

Маршрут хоть и прямой, но весь висит. За тридцать с лишним верёвок мы всего несколько раз опирались на ноги — всё остальное время висели в обвязках. Костя вообще был в почти скитурной тонкой системе. Ботинками мы тоже пренебрегли, решив, что сойдут кроссовки. Хорошо, что я не выложил пуховку.

Солнце село, с ним ушли почти все силы, но мы продолжали. Конец маршрута был близко, но не вершина — туда вёл лабиринт простого лазания. Когда закончилась вертикальная часть, мы рухнули на ночёвку.

Илья с Костей поработали ледорубом, чтобы поставить палатку. Мы с Вовой и американцы улеглись на краю, в полусидячем положении. Была середина ночи, уже занималась заря, спать оставалось совсем немного.

Я мечтал, что с солнцем станет тепло, но была дымка, и тепло не приходило. Мёрзнуть надоело.

Зато при свете дня мы обнаружили, что находимся в пятнадцати метрах от той самой полки, которую рассматривали как экзит. Все постепенно приходили в себя после дикого напряжения.

Мы с Вовой сходили разведать полку — и да, это оказалось отличное место для прыжка. Нужно было лишь немного снаряжения и страховка, чтобы выйти на край.

Уилл, Зак и Илья начали собираться дальше, на вершину. Было седьмое января — по прогнозу единственный идеальный день без ветра. Костя уже бывал на вершине Фицроя, для него это не было принципиально. Мы с Вовой тоже решили пожертвовать вершиной, успокоив себя тем, что стену мы прошли, маршрут по описанию закончился, а саму гору ещё залезем в будущем — без парашютов.

Ребята забрали часть снаряжения, но унести всё не смогли. Зато это сэкономило нам кучу нервов на экзите и риск потерять дорогое железо.

Мы надели под костюмы минимум снаряжения — не как обычно, когда еле шевелишься. Остальное сложили в баул и сбросили вниз. И это был первый раз, когда нам не повезло. Я пытался снимать падение нашей белой «ракеты» из тайвека, но расстояние было гигантским, и понять, что произошло внизу, невозможно. Пусть это будет наша жертва горе. Не хочется думать, что мы оставили мусор.

Прыжок был очень крутой. Сначала ребята улетели в вингах туда, где я их уже не видел. Потом прыгнул я. Как обычно после сложного лазания, страха не было вообще — только уверенность, что всё правильно и идёт по плану. Долгий полёт, ровное открытие и приземление прямо к нашему рюкзаку с заначкой под стеной.

Один на леднике, меня накрыли эмоции. Такого напряжения и сложности в целом у меня ещё не было.

Костя с Вовой пролетели огромное расстояние и приземлились внизу, в зоне леса.

Когда я спустился к озеру, от Ильи пришло сообщение: они достигли вершины. Им предстоял ещё долгий спуск до глубокой ночи, а мы уже отмечали своё спасение в баре.

Константин Яэмурд:
О Боре:

«Я в третий раз (еще в Тайге и на отроге Эльбруса, Кокюртлю) в смертельном восторге наблюдал, как Боря улетает от меня вниз вдоль огромной стены, набитый под завязку камалотами, веревками, с приклеенными к ногам ледорубами.

То, что делает Боря сейчас, в 2020, - это абсолютный хардкор, олдскул, протест, нонконформизм.

Трусливые бэйсджамперы современности идут на ухищрения (вингсьюты, трексьюты), чтобы оказаться подальше от убийственной скалы во время открытия парашюта.

Боря не носит на себе этих надувных мужских платьев и до последнего чует затылком холодное дыхание гранита. Он прыгает slick».

Фиц Рой. Хронология
• 1 декабря приехали в чальтен
• 1 января вышли на трек, дошли до лагуны де дос трес под ледник
• 2 января остались там пережидали ветер
• 3 января подошли под стену и провесили бергшрунт и первую веревку
• 4 января долезли до ночевки на полке на 14 веревке, встретили американцев
• 5 января пережидали ветер там же на полке, провесили 6 веревок
• 6 января пролезли 20 веревок до конца вертикальной части маршрута до середины ночи
• 7 января прыжок около 11:30, Илья и американцы долезли до вершины и ночью спустились на ледник
От редакции: Мы продолжаем работу благодаря вашим донатам, друзья.
Спасибо!

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ДОНАТОВ

Qr-код для быстрого доната

Реквизиты счета
Полное наименование организации
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ВИДОВ СПОРТА И КУЛЬТУРНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ, СВЯЗАННЫХ С ГОРАМИ "ГОРЫ И ЛЮДИ"
ИНН 9726106148
Расчетный счет 40703810600000749342
Банк АО "ТБанк"
Юридический адрес банка Москва, 127287, ул. 2-я Хуторская, д. 38А, стр. 26
Корр. счет банка 30101810145250000974
ИНН банка 7710140679
БИК банка 044525974

Boosty
ЮMoney
Спасибо за поддержку!


Читайте на Mountain.RU:

ПАТАГОНИЯ 2025, версия 4.0

Cerro-Тоrre let us fly

Тайга 2018

Big Wall на Икатском хребте

Пингвины и чипосы Патагонии

Свободу Птице

Гренландия. Лосось. Бигвол

Каравшин. Перестройка крэк. Сны о Линн Хилл

"Нос". 7с трэд в Карелии

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2026 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru