Горы мира > Кавказ > Безенги >

Автор: Ратмир Мухаметзянов, Тюмень

Не восхождение, а целое приключение

Когда твои ученики приезжают на программу «Восхождение на Дыхтау», первая мысль - мы просто сходим на гору и вернёмся. Ничего сверхъестественного, ничего необычного. Мы это делали уже сотни раз!

Но все же этот раз был совсем непохож на предыдущие…

Это не было классическим восхождением, походом или вскарабкиванием на вершину. Мы пережили настоящее приключение с испытаниями, неожиданными поворотами, внутренней борьбой, принятием себя и друзей…

Все началось с непредвиденного опоздания Тани на самолёт. И это не такое опоздание, когда проспал дома или застрял в пробке. А тот случай, когда у тебя на руках посадочный и ты решаешь успеть в туалет…

В итоге наша программа началась на 1 день позже, когда мы втроём: я, Таня и Тема встретились в Нальчике и поехали в Безенги, где сняли шикарнейшие апартаменты - каркасные палатки.

По дороге в альплагерь решали, где будем акклиматизироваться. Участники - спортивные, подготовленные и амбиционные, простой и лёгкий маршрут не подходил, нужно было сходить что-то интересное. Поэтому выбирали по двум критериям: высота горы и категория маршрута, на которой команда не устанет и сохранит силы для основного восхождения.

В самом альплагере мы встретили много друзей и знакомых, все советовали сходить на пик Думала ЗБ (4700), с промежуточной ночёвкой на 4200. Предложение нам понравилось, удовлетворяло всем нашим запросам.

Опыта в fast and light у учеников было не много, поэтому мы впихивали невпихуемое в наши рюкзаки. У Тани это не получилось, она пошла с большим туристическим, литров под 80, так что всю дорогу мы над этим жутко смеялись.

Вполне удачно и комфортно переночевали на 4200, сходили на вершину по одновременке и спустились в лагерь к 10 вечера. Все люди, встречающиеся на пути вниз, любезно предлагали нам ночлег, но мы крайне настойчиво топали вниз, к нашим шикарным апартаментам и бару :)

Следующий день отдыха потратили на то, чтобы выложить из рюкзака Тани тушь, запасную туалетную бумагу, пауэрбанк, шорты и прочие вещи, без которых можно было прожить на горе.

Наше приключение началось в первый день подхода, когда мы попытались уйти не в тот цирк. Заночевали на леднике. На следующий день мы стали подниматься по весьма непростому склону (как оказалось после, вовсе не по тропе), набрали метров 200 и сели отдохнуть. Таня сказала, что увидела в стороне пару туриков и тропу, мы ей наивно поверили и пошли в ту сторону. Спустя метров 300 тропа стала превращаться в склон четверошного лазания. Опасности в этом я никакой не видел, поэтому молча продолжал следовать за ребятами. Каждые 100 метров мы останавливались оценить масштабы наших подвигов, но, на самом деле, мы просто очень уставали и хотели отдохнуть.

Когда мне надоело одновременное лазание без страховки с огромными рюкзаками, я сказал: «Хватит», и мы траверснули влево метров 200 и увидели нормальный склон с тропой. Выйдя на него, нас захлестнула истерика. Мы подшучивали над существованием невидимой тропы и случайно сложившимися туриками.

Дошли до Русских ночёвок, выдохнули с фразой, что подход, похоже, самая сложная часть маршрута, и легли спать.

На следующий день мы планировали добраться до ночёвок на ВЦСПС. Я сразу сказал, что для скорости, безопасности и общего комфорта я буду лезть первым, а ребята - за мной. Еле-еле, впритык к началу темного времени добрались до ночёвки, жутко уставшие поставили палатку и легли спать.

Следующим утром нас ждал огромный сюрприз в виде опустевшего баллона газа и порванных от ветра растяжек палатки. Хотя, последнее нас не так сильно расстроило, как отсутствие кипятка и горячей пищи перед восхождением. С количеством еды мы почему-то тоже «пролетели» - у нас остался 1 кусочек сыра и конфеты. Однако, мы очень сильно хотели на вершину, поэтому пошли с чем было. Знаете эти радостные улыбки на видео с вершины и лучезарные лица на фото? Так вот, у нас этого не было!

Голодные, уставшие, заё*анные мы вылезли на вершину (а перед этим трижды думали, что на ней…), посидели 3 минуты и быстрее пошли вниз, чтобы успеть засветло к палатке. Конечно, не успели.

Мы настолько сильно устали, что помогали друг другу снимать ботинки, чтобы заползти в палатку. Одно из преимуществ отсутствия газа и еды - не нужно тратить время на приготовление и приём пиши - пришли, разделись и сразу спать! Утром почти также: встали, собрались и потопали вниз.

Впервые в жизни на спуске я собирал станцию на четырёх ледовых инструментах, потому что льда не было в этом месте от слова совсем.

Спускались с фразой: «Вот дойдём до «русских» и выдохнем». Вообще каждый день сопровождался такой фразой: «Вот туда дойдём и выдохнем», «Вот до ВЦСПС долезем и выдохнем», «Вот до ледника спустимся и выдохнем». Каждый этап восхождения оказывался крайне сложным и ключевым. Даже после спуска по бараньим лбам нам казалось, что можно выдохнуть. Но, как только мы оказались на травяном склоне, пошёл дождь и выдохнуть снова не получилось. Я повесил ребятам связанные 2 веревки, они спустились на 120 метров. После надел кошки, отвязал, скинул верёвку и спустился пешком. И вот, когда мы оказались на леднике, тогда действительно выдохнули.

Глазами Тани эта картина выглядела следующим образом: вот она смотрит на 2х стоящих вертикально и, вроде бы, нормальных парней, отвлекается на мгновение, чтобы надеть кошки, а повернувшись обратно, видит, как мы с Темой стоим на коленях, не снимая рюкзаков, и пьём воду из лужи на леднике.

Пара часов, и мы оказались в лагере! Скинув рюкзак и сняв двухслойки, я бескомпромиссно сказал ребятам, что это было не просто восхождение, а настоящее приключение!

Следующие полчаса мы втроём переговаривались лишь междометиями и короткими нецензурными словами. Они отражали всю суть нашего состояния и усталости.

Такие впечатления запоминаются на всю жизнь. Удивительно, что в памяти остаются лишь приятные моменты, шутки и осознание того, что совершил действительно что-то сложное и в то же время - интересное. И как благодаря разным состояниям, на контрасте, ты начинаешь ценить обычные вещи, такие как наличие воды или конфета в кармане.

Артём и Таня, спасибо вам за это приключение!

Немного технических подробностей
По сути, маршрут на Дыхтау не сильно сложный, но и не пешеходный, что вполне свойственно для данной категории - 4б.
Но, как оказалось, он крайне трудозатратный. До «Русских ночёвок» мы шли 2 дня, хотя обычно ходят один, что тоже весьма странно. Перепад 1,5 км совсем не просто пройти за 1 день. К тому же на подъёме с ледника вверх идёт не просто тропа, а сыпуха с бараньими лбами.

От бивака на «Русских ночёвках» до ВЦСПС по разным описаниям от 4х до 10 часов! И это тоже очень странно. Скорее всего, такая разница во времени выходит из-за разного состояния маршрутов у разных групп. У нас получилось 10 часов.
Подход по интересному леднику, преодолевая трещины, через снежные мосты. Много одновременного лазания: несложный лёд, скалы, сыпуха, немного натёчного льда во внутренних углах, а после 5,5 полноценных шестидесяток попеременного лазания по льду до перемычки. Отсюда уже хорошо видно ночёвку, но до неё ещё далеко. То одновременно, то попеременно двигаясь по гребню с ледовыми стенками и скальными выступами, часов через 5 мы добрались до штурмового лагеря. Дальше почти все можно пройти одновременно по снегу и льду, иногда обходя скальные выступы, и каждый новый жандарм кажется вершиной.

На вершине мы были в 13.30, этого хватило впритык, чтобы спуститься в сумерках к палатке.
На следующий день ехали в основном на ледовых проушинах, но где-то двигались одновременно в связках. Спуск до лагеря у нас занял 12 часов. Из снаряжения я бы рекомендовал брать 7-9 буров, 5 закладных элементов - лучше камалоты мелких и средних размеров, 2 тонкие шестидесятки и обязательно! расходник для 10-15 проушин.

Западный Кокшаал-Тоо и первопроход на пик Королёва

Королёва

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)