Автор: Илья Михалев г.Москва

Отчет о горном походе 6 к.с. по Центральному Тянь-Шаню, хр. Западный Кокшаалтау, совершенном с 08 Июля по 06 Августа 2022 г

Справочные сведения о путешествии:

Район: Хребет Кокшаалтау, Центральный Тянь-Шань

Сроки проведения: 08 Июля - 06 Августа 2022 г

Сложность: 6 категория

Продолжительность: 29 ходовых дней

Протяженность: 186 км

Нитка маршрута: Г. Нарын - плато Кагалячап - пер. 4280 + в. 4700 (2А, рад) - лед.

Кызыл-Аскер вост. - пер. Руднева (3А, 5060, п/п) - лед. Руднева - пер. Страж

Кызыл-Аскера (3Б, 5060, п/п) - пер. Ю-З плечо Кызыл-Аскера (3Б, 5100, п/п) - лед. Кечиксу - пер. Кызыл-Аскер западный (3Б+, 5560, п/п) - лед. Кызыл-Аскер зап. - плато Кагалячап - пер. Джурек (1А, 3900) - лед. Григорьева вост. - пер. Плато Космос (3Б+, 5250) - п. Космос южный (3Б, 5930, п/в) - лед. Григорьева зап. - р. Узенгигуш - пер. Джурек (1А, 3900) - плато Кагалячап - г. Нарын.

Организация: Тверская обл. федерация туризма, г. Тверь

Руководитель: Михалев Илья Ильич

Маршрутная книжка: Р 22/3-601

Идея путешествия, подготовка и нитка маршрута

Хребет Кокшаалтау, пики Кызыл-Аскер и Космос. Это место на Земле обладает исключительной энергетикой, по крайней мере, для нашей команды. Здесь мы все ощущаем прилив энергии и ни с чем несравнимое желание путешествовать. Так что, можно сказать, район путешествия сезона 2022 был для команды предопределен. Тем более что ряд красивейших маршрутов ждал своих первопроходцев.

В 2019 г нами была показана возможность соединить в одном маршруте высшей категории два технически сложных и непохожих один на другой региона западного Кокшаалтау, район высших его точек, пиков Шмидта и Данкова, с одной стороны, и район

г. Кызыл-Аскер, с другой. В первом случае это горный массив с глубоко врезанными долинами, с отвесными каньонами, узкими ледопадами. Во втором случае это гранитные исполины, вырастающие прямо из травянистых и заболоченных плато сыртов. Две противоположности на расстоянии 20 км друг от друга. Маршрут команды сезона 2022 также соединял оба этих региона, вкупе с новыми сложными перевалами в районе в. Кызыл-Аскер. Отдельным пунктом программы стояло восхождение на п. Космос (5940), или п. Шмидта (южную, узловую, не покоренную вершину), вторую по высоте вершину района. Однако в 2019 г маршрут составил 5 недель, сейчас у нас столько не было. Был лишь месяц. Ради сохранения интересных спортивных целей пришлось пожертвовать каноническим построением маршрута и отказаться от проходных препятствий, соединяющих оба района. От слова совсем. В противном случае продолжительность маршрута составила бы 5-6 недель (чего у нас не было), да и падала бы вероятность прохождения основных препятствий. Силы ведь тоже не безграничны. Основными препятствиями были новые перевальные пути в районе п. Кызыл-Аскер (5860), с предполагаемым новым маршрутом на саму вершину с юга, а также первовосхождение на

п. Космос (5940), южную, узловую вершину. Последний маршрут планировался еще 2019 г, но лишь нелепая случайность не позволила совершить задуманное. Таким образом, маршрут получался биполярным, с двумя ярко выраженными частями. При этом начинать логичнее было с района п. Кызыл-Аскер, где было сосредоточено большинство планировавшихся препятствий. П. Космос оставался, так сказать, на закуску. Это к вопросу о стратегии всего мероприятия, ибо, с точки зрения акклиматизации, логичнее было бы начинать с востока района, где долины врезаны глубже и имеют меньшую высоту над уровнем моря. Но, увы, в походах высших категорий, начинают работать другие законы. И успешно пройденный нами маршрут лишь подтвердил правоту нашего выбора.

Здесь уместно добавить еще пару слов о стратегии и тактике наших путешествий вообще, и данного в частности. Ибо в последнее время развелось достаточное количество «диванных стратегов», позволяющих себе довольно резкие суждения о маршрутах, аналоги которых и близко ими не ходились в их туристской практике. Любая стратегия (да и тактика) подчинена в первую очередь воплощению в реальность поставленных целей. Это вроде бы очевидно. Поэтому, если цели (полностью или частично) достигнуты, по умолчанию это означает верный выбор стратегии. Поскольку выбор стратегии привел к желаемому результату. Второе, не менее важное. Успешным можно считать путешествие, даже если не все поставленные цели достигнуты. Важен итоговый результат, в частности результат прохождения спортивного маршрута. Маршрут же, содержащий элементы первопрохождений, особенно тот, где эти элементы составляют более половины ключевых препятствий (а у нас этот показатель, как правило, порядка 80 ), пройденный хотя бы наполовину, может уже считаться успешным. Если не пройдено «лишь» 20-25 от заявленного маршрута, это просто мега-успех. А если пройдены все 100 от заявленных «первопроходов», то это вам приснилось. Ибо такого не бывает. Ну, или вы завысили их оценку при подготовке маршрута. Ну и третье, также очень существенное, выбранная вами стратегия не должна заводить вас в тупик, когда прохождение препятствия становится неизбежным («пан или пропал»). Нужно всегда иметь возможность остановиться, дать задний ход, сохранив при этом маршрут в целом. Даже если вы жертвуете некой «изюминкой» путешествия. Отвернуть вовремя, даже поставить точку в путешествии, это не признак слабой или неподготовленной команды, а признак зрелости. Вот такие соображения лежат в основе любого маршрута со значительными элементами новизны. Это не голословные утверждения, это мнение команды, которая имеет в своем активе более двух десятков новых маршрутов высшей пробы и ни одного серьезного ЧП. Пишем эти строки преимущественно для «подрастающего поколения» руководителей походов высоких категорий сложности (5-6), полку которых прибывает в последнее время.

Если говорить более детально об организации маршрута, по уже опробованной и зарекомендовавшей себя с хорошей стороны логистике (правда, не самой дешевой), группа попадала в район. Заезд осуществлялся через г. Нарын и далее по Аксайским сыртам на охотничью базу Профи-Хант на р. Котур. На наш взгляд, этот вариант надежнее и удобнее восточного варианта, через заставы Карасай и Узенгигуш. Более того, правильная логистика во многом определяет успешное прохождение самого маршрута. Маршрут, как уже было указано выше, был разбит на два глобальных участка. Первый включал в себя первопрохождения ряда препятствий высшей категории в районе п. Кызыл-Аскер. Известным, ранее пройденным препятствиям (да и то, пройденным лишь по разу) отводилась роль запасных вариантов. Основная нитка состояла из новых линий, включая восхождение на п. Кызыл-Аскер по южному ребру. Следует оговориться сразу, не все из задуманного обрело свое воплощение в реальность. Увы, это абсолютная неизбежность маршрутов с первопрохождениями. Здесь вероятность не прохождения препятствия многократно выше, и это надо принять, как данность.

Учитывая накопленный опыт (у группы это не первый выезд в район), мы заложили достаточное количество запасных дней на непогоду плюс большое количество запасных вариантов. Группа заведомо включила бОльшее количество препятствий в заявленный маршрут, чтобы иметь возможность выбора в непредвиденных ситуациях и сохранить категорию и сложность маршрута. Все это в полной мере согласуется с нашими соображениями о стратегии, изложенными выше. Район таит в себе по-прежнему массу не пройденных путей и может с полным правым называться новым с туристской точки зрения, а не известным.

Заявленная нитка маршрута:

Г. Нарын - плато Кагалячап - пер. 4280 + в. 4791 (1Б-2А, рад) - лед. Кызыл-Аскер вост. - пер. (2Б-3А, 5000, п/п) - лед. Руднева - пер. Кызыл-Аскер Ю. (3А, 5000) - Ю. ребро в. Кызыл-Аскер (3Б, 5860, п/п) - лед. Кызыл-Аскер вост. - пер. Кызыл-Аскер зап.

(3Б, 5600, п/п) - лед. Кечиксу - пер. 2Б-3А (5000, п/п) - лед. Джинаргакту - плато

Кагалячап - пер. Джурек (1А, 3900) - р. Узенгигуш - лед. Григорьева - пер. Плато Космос(3Б, 5355) - в. Космос (3Б, 5960, рад, п/п) - плато Космос - лед. Григорьева - плато Кагалячап - г. Нарын

Пройденная нитка маршрута:

Г. Нарын - плато Кагалячап - пер. 4280 + в. 4700 (2А, рад) - лед. Кызыл-Аскер вост. - пер. Руднева (3А, 5060, п/п) - лед. Руднева - пер. Страж Кызыл-Аскера (3Б, 5060, п/п) - пер. Юго-западное плечо Кызыл-Аскера (3Б, 5100, п/п) - лед. Кечиксу - пер. Кызыл-Аскер западный (3Б+, 5560, п/п) - лед. Кызыл-Аскер зап. - плато Кагалячап - пер. Джурек (1А, 3900) - лед. Григорьева вост. - пер. Плато Космос (3Б+, 5250) - п. Космос гл. (3Б, 5930, п/в) - лед. Григорьева зап. - р. Узенгигуш - пер.Джурек (1А, 3900) - плато Кагалячап - г. Нарын.

На всем маршруте была организована всего ОДНА заброска продуктов и снаряжения, между двумя частями, на базе охотников. Оба кольца, и первое и второе проходились БЕЗ промежуточных забросок. Вынужден подчеркнуть это обстоятельство, поскольку порой формально линейно-прорисованный на карте маршрут содержит значительное количество забросок, и по факту является аналогом «лепесткового» маршрута. В данном случае, с пресловутыми кольцами, существенным моментом является то, какие доли маршрута проходились автономно. Автономно каждый раз проходилась половина маршрута, и первая, и вторая.

Запасные варианты ключевых препятствий маршрута и причины отклонения от маршрута.

Ниже перечислены заявленные ключевые препятствия и возможные запасные варианты (копия из маршрутной книжки):

Пер. 2Б-3А, 5000, п/п. Ледопад и крутой ледовый склон на подъеме, ледопад на спуске. Кючьевая страховка на ледовых крючьях.

Запасной вариант: пер. 4280, 1Б - пер. Window Col (2A, 4900)

Южное ребро п. Кызыл-Аскер (3Б, 5860, п/п). Скально-ледовый гребень на подъеме, перила на скальных и ледовых крючьях, траверс и спуск по ледовому гребню и склону, ледопад на спуске. Перильная страховка.

Запасные варианты:

Прохождение в обратном направлении

Пер. Кызыл-Аскер южный (3А, 5000) - пер. Кызыл-Аскер западный (3Б, 5600, п/п) - лед. Кызыл-Аскер зап.

Пер. Кызыл-Аскер южный (3А, 5000) - пер. 2Б-3А (п/п) - лед. Джинаргакту (или пер.Кечиксу (2А) - пер. Уйгурский (1Б) - лед. Джинаргакту)

Пер. Кызыл-Аскер зап. (3Б, 5600, п/п). Крутые ледопады, ледовые склоны при подъеме с севера. Крючьевая страховка. Крутой ледовый склон на спуске, ледопад. Крючьевая страховка вдоль скал и по центру ледопада. Ночевка на седле, возможна промежуточная ночевка в ледопаде.

Запасной вариант - пер. Ворон Белый (3А, 5300) - лед. Джинаргакту - пер. Леграфт (2Б) - р. Аксу

Пер. Плато Космос (3Б, 5355). Подъем через сев. гребень в. 5355, крутые скальноледовые склоны, крючьевая страховка. На спуске крутой ледовый склон, перильная страховка на ледовых крючьях. Есть вариант спуска по пути подъема.

П. Шмидта (Космос) Ю. (3Б, 5940, п/в, рад.). Крутой снежно-ледовый склон перепадом 300-400 м, перильная страховка. Спуск по пути подъема. Запасной вариант - лед. Григорьева - разведка вост. плеча п. Данкова (3А-3Б) - пер.Исследователей (3А, 5000) - лед. Чон-Турасу

Группа оставляет за собой право изменять направление прохождения ключевых препятствий в зависимости от снежно-ледовой обстановки в районе, а также проходить запасные варианты маршрута после прохождения основных.

Все конкретные причины отклонения и изменения маршрута детально будут указаны в соответствующих разделах технического описания. Общим для всех изменений являлось то, что практически весь маршрут планировался как полное первопрохождение и многие препятствия являлись слабо прогнозируемыми. Однако следует особо подчеркнуть, что ни в одном месте команда не ушла на запасной вариант. Все пройденные препятствия находились в основной нитке маршрута. Возможность изменения направления прохождения отдельных препятствий отдельно оговаривалась при выпуске на маршрут, была согласована с МКК и прописана в маршрутной книжке.

Команда

Фамилия Имя Отчество

Опыт

Обязанность в группе

Михалев Илья Ильич

5х6ГР (Ц. Тянь-Шань,

Памиро-Алай), 3Б, альп., Р (Кавказ)

Руководитель

Тарасов Александр Николаевич

3х6ГУ (Памиро-Алай, Тянь-Шань), 3Б альп. (Кавказ), 6100

Завхоз

Трофимов Станислав Дмитриевич

2х6ГУ (Памиро-Алай, Тянь-Шань), 6130 (Памир)

Отв. за навигацию

Лобастов Сергей Александрович

3х6ГУ (Тянь-Шань, Памиро-Алай), 6ЛУ (Кодар), 3Б альп.

(Кавказ), 7134 (Памир)

Сергей Лобастов

Лев Магнат

Илья Михалев

Участник Магнат Л. В. планово завершил маршрут 25 Июля после полного прохождения первой части, о чем была уведомлена ЦМКК в процессе выпуска и перед выходом на маршрут.

Все члены команды имели в своем активе опыт первопрохождений препятствий

3Б к. тр., пройденных на горных маршрутах 6 к. с.

Группа была выпущена на маршрут ЦМКК в составе Ярошевский А.Э. (председатель), Джулий А. В., Директор Л. Б., Чхетиани О. Г.

Географическая и туристская характеристика района

Хребет Кокшаалтау наиболее высокий хребет Тянь-Шаня и, одновременно, самый южный, отделяющий всю горную систему от пустыни Такла-Макан. При этом Кокшаалтау не является водораздельным, реки, текущие с его северных ледников, прорываются через хребет в Китай и теряются в песках вышеупомянутой пустыни.

Возможно, вышеперечисленными факторами объясняется неустойчивая погода в районе. Не останавливаясь подробно на чисто географических аспектах (они в достаточной степени изложены в отчетах предыдущих путешественников) [1-3], хотелось бы подчеркнуть некоторые особенности, имеющие значение для организации туристических и альпинистских мероприятий в районе. В данном случае, описание будет касаться именно западной части Кокшаалтау, в зоне ее наибольшего поднятия, от пика Данкова (5982) до пика Кызыл-Аскер (5842).

Район труднодоступный, далекий. Дороги отвратительного качества. Много смытых и не восстановленных мостов. Будьте готовы к тому, что заезд в нужную точку может и не состоятся. Последнее касается, в частности, заезда в район именно с востока, в сезоне 2022 эта дорога (через пер. Барскаун, заставы Карасай и Узенгигуш) отсутствовала. Район холодный и, вместе с тем, достаточно сухой. Сезон 2022 г не стал исключением, зима была малоснежна, однако весной выпало большое количество снега, затруднив передвижение по снежно-ледовым склонам из-за глубокой «тропежки». Лето сезона 2022 пришло поздно, только в 20х числах Июля, до этого стояли морозы с метелями. Следует добавить, что за последние 3 года многие ледники существенно «просели», ледопады стали сложнее, из-под снега обнажились многие скально-ледовые склоны.

Район дикий и безлюдный, в долинах пасутся многочисленные стада козерогов, по хребтам встречаются снежные бараны (Марко Поло), занесенные в Красную книгу. В последние годы отмечается появление медведей. Автономия здесь куда как больше, чем в районе ледников С. и Ю. Иныльчек. При этом, несмотря на более скромные размеры ледников, общий масштаб гор сохраняется. Тропы практически отсутствуют. По долинам рек Узенгигуш (с востока) и Аксай (с запада) сохранились остатки бывших пограничных дорог, по ним возможен заезд в район. Однако конкретную обстановку с дорогами необходимо уточнять каждый год, в сезоне 2022 восточный вариант был не действующим. Район высокий, минимальные высоты, даже в долинах рек превышают 3000 м. Район по-прежнему слабо освоен в туристском отношении. Некоторые описания, сделанные предыдущими группами, давно устарели. Практически во всех отрогах хребта возможны первопрохождения, причем далеко не самых сложных препятствий. В районе по-прежнему сохранились ледники, никогда не посещавшиеся туристами.

Вместе с тем, район чрезвычайно интересен, красив, и совершенно не похож ни на какой другой район Тянь-Шаня. На протяжении 50-70 км, от пика Данкова до пика Кызыл-Аскер, горы совершенно меняют свой характер, от пропиленных глубоких ущелий и каньонов до гранитных исполинов, вырастающих прямо на травянистом плато.

Подъезды и подходы, связь.

Заезд в район, как уже указывалось выше, возможен двумя путями, с запада, через

г. Нарын, заставу Кашкасу и далее на плато Кагалячап, и с востока, через погранзаставы Карасай (к северу от хр. Борколдой) и Узенгигуш, относительно новую заставу, находящуюся чуть выше устья р. Кичи-Узенгигуш [1, 4]. Мы воспользовались первым вариантом, через местных охотников (фирма «Профи Хант»), имеющих 2 базы в районе плато Кагалячап, на р. Котур и на р. Аксай (новая). Через них же заказывали и необходимые для посещения района пограничные пропуска. Второй вариант заезда, с востока, через Узенгигуш более мудреный, однако тоже возможен (в 2022 г не работал).

Путь до г. Нарын проблем не представляет и идет по новой, отстроенной китайцами автостраде идеально качества, за Нарыном переходит в грунтовую дорогу и далее занимает 6-8 часов до базы на р. Котур, в 1 ч езды от пер. Кубюргенты. От этой базы до нижней, Bulat-M, на слиянии р. Котур и Узенгигуш, около 20 км по остаткам старой дороги. Также можно пройти сыртами через пер. Джурек в одноименное урочище, 4-5 часов в одну сторону. Следует отметить, что местные перевалом Джурек (ДжурЁк, правильно) называют обход прижима в теснине р. Котур, а пер. Джурек обозначенный на карте, они именуют перевалом Карамойнок. Также следует учитывать, что сезон охоты открывается в местных краях после 15 Августа. Дорога с запада поддерживается в приемлемом состоянии для машин повышенной проходимости. Также можно подъехать за 4-5 км до лед. Кызыл-Аскер по одноименной долине. Здесь дороги нет, и многое зависит от удачливости водителя. Однако в 2022 г из-за поздней весны все долины на сыртах были подтоплены и являлись труднопроходимыми даже для лошадей.

Мобильная связь в горах отсутствует. Группа пользовалась спутниковым телефоном оператора «Thuraya». Связь с МКК не реже 1 раза в 5 дней.

Страхование на случай НС оформляли в страховой компании «Абсолют страхование, покрытие 2000000 Руб.

График движения на маршруте.

Участок маршрута

км

Г. Бишкек - г. Нарын - плато Кагалячап - р. Кызылунет

р. Кызылунет - р. Кызыл-Аскер (3860)

р. Кызыл-Аскер (3860) - пер. 4280 - в. 4700 (2А, рад) - р. Кызыл-Аскер

9.2

р. Кызыл-Аскер (3860) - лед. Кызыл-Аскер вост., правобережная морена (4140)

6.3

Лед. Кызыл-Аскер вост. - правый приток лед. Кызыл-Аскер вост. (4640)

5.1

Лед. Кызыл-Аскер вост. (4640) - пер. Руднева (3А, 5060, п/п) - лед. Руднева (4525)

5.8

Отсидка, метель (4525)

Разведка подходов к Южному ребру Кызыл-Аскера, обработка маршрута

3.1

Отсидка, метель (4525)

Пер. Страж Кызыл-Аскера, бивак на ребре (5015)

1.3

М. н. (5015) - пер. Страж Кызыл-Аскера (3Б, 5060, п/п) - пер. Ю-З плечо Кызыл-Аскера (3Б, 5100, п/п), бивак на седле (5100)

0.8

М. н. Ю-З плечо Кызыл-Аскера (5100) - разведка Ю. ребра КА (5260) - лед. Кечиксу (4500)

7.8

Лед. Кечиксу (4500) - разведка, обработка нижней части ледопада

1.5

Лед. Кечиксу (4500) - ледопад пер. Кызыл-Аскер западный - верхний цирк (5100)

Разведка, обработка взлета пер. Кызыл-Аскер западный

0.5

М. н. (5100) - пер. Кызыл-Аскер западный (3Б+, 5560, п/п) - лед. Кызыл-Аскер западный (4500)

7.2

Лед. Кызыл-Аскер западный (4500) - р. Кызыл-Аскер (3860)

10.2

р. Кызылунет - р. Котур (3600)

22.3

р. Котур (3600) - пер. Джурек (1А, 3900) - р. Айтали - р. Пальгова (3460)

20.3

р. Пальгова (3460) - лед. Григорьева вост. (4070)

13.6

Лед. Григорьева вост. (4070) - обработка взлета северного ребра в. 5355

Лед. Григорьева вост. (4070) - верхние поля в. 5355 (5200)

3.2

М.н. (5200) - Переход на верхнее плато Космос (5120)

4.5

М.н. (5120) - разведка, обработка западного кулуара п. Космос

М. н. (5120) - п. Космос Ю. (главный, узловой), 3Б, 5930 - плато Космос (5120)

4.6

Отсидка, метель (5120)

Верхнее плато Космос (5120) - седло пер. Плато Космос (4920)

1.2

Пер. Плато Космос (3Б+, 4920) - лед. Григорьева зап. (4040)

4.2

Лед. Григорьева зап. (4040) - р. Пальгова (3460)

14.1

р. Пальгова (3460) - пер. Джурек (1А, 3900) - р. Котур (3600)

20.1

Пер. Кызыл-Аскер западный, 5650

Пер. Плато Космос, 5250

П. Космос, 5930

К высотному графику не лишнее будет добавить несколько комментариев. Район западного Кокшаалтау не позволяет провести канонически грамотную ступенчатую акклиматизацию. Стартовая высота во всех случаях будет около 3500 м. Поэтому все участники должны иметь необходимый высотный опыт предыдущих походов. В данном случае к высотному опыту не стоит относиться формально. Нужно быть готовым к «непростой» акклиматизации и учитывать этот фактор на графике движения, особенно в начале похода. В сезоне 2022 г мы строили маршрут «против логики», начиная с западной, более высокой части и далее на восток. Это объяснялось тем обстоятельством, что основная часть технических препятствий была сосредоточена в районе Кызыл-Аскера, и целесообразнее начинать было с запада в целях экономии времени. Последнего на простые перевалы в районе, к сожалению, не было, иначе не хватило бы времени на главное. Увы, это специфика данного района.

Специальное снаряжение, взятое на маршрут

Выбор специального снаряжения для прохождения маршрута всегда диктуется соображениями безопасности и целесообразности. Учитывая реальные требования рельефа и предполагаемую сложность препятствий, страховочное снаряжение подбиралось с особой тщательностью. Прежде всего, это касалось веревок. Группа всегда имеет в арсенале две динамические веревки, сертифицированные как одинарные. Две, на случай повреждения одной из них (что на сложных маршрутах не редкость), а также для возможности использовать двойную веревку на особо проблемных участках для повышения надежности страховки. Статические веревки, также одинарные, используются нами исключительно для перил и продергивания при спуске. Страховка лидера, движение в связках идет с применением только динамических веревок, таково неукоснительное требование безопасности последних лет.

Веревки. Традиционно берутся из расчета 1 веревка на двоих плюс 1, то есть на 5ых было взято 4 основных веревки (на 4-ых - три). От вспомогательных веревок, как практически бесполезных, мы давно отказались. Из основных было взято 2 динамических, 60 м 8.6 мм Beal Opera (сертифицированная в т.ч. и как одинарная!) и 60 м 9.1 мм Beal Joker, и 2 статических, 2 х 60 м 9.0 мм Petzl и Edelweiss.

Скальное снаряжение. Камалоты - 14 шт. (размеры 0.4-3.0), крючья скальные, якорные - 6 шт. (4 больших и 2 средних), V-образные - 4 шт., швеллерные - 6 шт., лепестковые универсальные - 2 шт., оттяжки - 12 шт., станционные петли (60-240 см) - 6 шт., скальный молоток - 2. Шнур (8 мм) расходный, 2 х 25 м.

Ледово-снежное снаряжение. Ледобуры - 14 шт. + самовывертывающийся ледобур., айсбали - 3 шт. (вместо ледорубов у участников), лавинные лопаты - 2 шт.

Техническое описание маршрута

В тексте термины «правый» и «левый» употребляются в орографическом смысле, если это специально не оговаривается, время движения на маршруте приводится без учета отдыха, т.е. чистое ходовое время. Высоты приведены в метрах над уровнем моря по данным GPS, так же как и километраж.

В данном отчете мы немного изменили стиль описания прохождения препятствий группой. После сухого технического описания конкретного маршрута (рельеф, метры, крутизна, веревки и т. д.), мы добавили раздел стратегия и тактика группы, в котором приводим наши соображения и аргументацию в пользу конкретных тактических решений группы на маршруте.

Фотографии прохождения препятствий приводим в конце каждого раздела. Количество и качество фотографий довольно сильно разнится от участка к участку. Это связано не только с технической сложностью препятствий (некогда фотографировать), но и с тенденцией последних лет брать мобильные телефоны вместо фотоаппаратов. «Мобильники» же очень быстро теряют заряд, сбоят, а своевременно подзарядить их не всегда есть возможность. Обычный цифровой фотоаппарат был только у руководителя.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТРАСТИ ПО КЫЗЫЛ-АСКЕРУ

Заезды, акклиматизация.

Заезд группы осуществлялся на джипе на базе автомобиля типа Ford Explorer, принадлежащем охотникам фирмы «Профи-Хант», г. Бишкек. У фирмы сейчас в наличии 3-4 транспортных средства, часть из которых постоянно в ремонте из-за качества дорог. Из г. Бишкек до г. Нарын и немного далее идет современная автострада, отстроенная недавно китайцами. Далее дорога переходит в щебеночный грейдер, постепенно ухудшающегося качества. До погранзаставы Кашкасу дорого приемлемого качества, однако в дальнейшем могут быть сюрпризы. В целом из Бишкека до охотничьей базы на

р. Котур путь занимает целый день, 10-15 ч, в зависимости от качества последнего участка дороги, причем от г. Нарын до базы (около 200 км) не менее 6 ч.

В сезоне 2022 группа отказалась от забросок «в камнях» из-за обилия появившихся медведей в районе. В 2019 г косолапый разорил нашу заброску, что повлияло на целостное прохождение маршрута. В нынешнем сезоне мы оставляли продукты и снаряжение на базе охотников на р. Котур.

Первый лагерь группа разбила недалеко от дороги, ведущей на базу охотников (куда была сделана заброска). От дороги в сторону лед. Кызыл-Аскер около 18 км по заболоченным сыртам с несложным бродом через р. Кызылунет. Лучше двигаться правым бортом долины, по склону травянистого отрога до ручья, текущего с пер. 4280. Традиционное место у большого камня [5,6] было занято Казахстанскими альпинистами, и мы остановились на самом ручье, на нашем месте 2014 г (Фото 0.1). Июль 2022 был очень холодным, в начале маршрута проблем с чистой водой у группы не было. Традиционно же, во второй половине дня из-за обильного таяния вода во всех ручьях и особенно реках сильно мутнеет. Спасает ручной фильтр от MSR [6].

В качестве активной акклиматизации группа прогулялась налегке в сторону перевала 4280 и далее на гребень в. 4791, исключив лишь лазанье по скальным зубьям вершины (Фото 0.2, 0.3). Весь путь можно оценить, как 2А к. тр. (одновременное движение в связках, кошках). С маршрута хорошо видна седловина нашего следующего препятствия, перевала Руднева. Прогулка заняла целый день, во второй половине дня поднялась настоящая метель. Спуск проходил правее пути подъема, по безымянному леднику. Трек маршрута приводим на Фото 0.4.

Фото 0.1. Бивак на ручье, текущем с перевала 4280

Фото 0.2. Акклиматизационный выход

Фото 0.3. Акклиматизационный выход к в. 4791

Фото 0.4. Трек акклиматизационного выхода в сторону в. 4791

Перевал Руднева (первопрохождение)

Район:

Ц. Тянь-Шань, хр. Кокшаалтау.

41° 2.301'С 77° 21.573'В

Ледово-снежный

Западнее в. 5352

р. Кызыл-Аскер (лед. Кызыл-Аскер) - лед. Руднева, западная ветвь

С/Ю

12/2

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, кошки, ледовые крючья, петли, основные веревки

Особые замечания:

Простейший перевал, соединяющий лед. КызылАскер и Руднева, возможна ночевка на седле

Перевал Руднева находится в хребте Кокшаалтау, западнее в. 5352, соединяет правый приток лед. Кызыл-Аскер восточный и западную ветвь лед. Руднева. До настоящего времени, единственным перевалом, соединяющим вышеуказанные ледники, был пройденный нашей командой в 2019 г, пер. Кызыл-Аскер восточный (3Б). С появлением перевала Руднева появился более простой путь, соединяющий те же ледники. Перевал пройден группой 13 Июля 2022 г в направлении с севера на юг. Описание приводится от ледника Кызыл-Аскер восточный.

От ручья, текущего с перевала 4280, спуститься на галечное дно долины р. КызылАскер и двигаться по правобережному карману лед. Кызыл-Аскер восточный до выхода на конечные морены одноименного ледника, подпруживающие озеро (Фото 1.1). В середине Июля 2022 озеро находилось полностью подо льдом, что в очередной раз свидетельствовало о поздней весне в районе. Обогнув моренный вал через верх (вдоль озера пути по-прежнему нет), следует спуститься в ледниковый карман и выйти на ровную поверхность ледника. Альтернативный путь пролегает по гребню правобережной морены. В конце указанной морены можно найти приемлемые места для ночевок, на камнях, с водой, 4140 м (Фото 1.2).

Правый приток лед. Кызыл-Аскер, в верховьях которого находится перевал Руднева, сползает к основному телу ледника ледопадом (Фото 1.3). Ледопад частично обходится, частично проходится правым бортом (Фото 1.4). Обход ледопада начинается ледовым склоном, длинной 400 м, до 40о, местами возможна крючьевая (ледобурная) страховка (падать далеко, особенно с тяжелыми рюкзаками и слабой акклиматизацией).

Внимательно, возможны камнепады с правого скального борта!!! Выше перегиба склона, в месте безопасном от камней, на ледовых разломах возможен привал, и даже бивак, (Фото 1.5). В дальнейшем путь выполаживается, обходит ледовые разломы под правым бортом и пролегает по пологому закрытому леднику (Фото 1.6). Придерживаясь центра ледника, следует двигаться в сторону седловины, запирающей ущелье. С обоих бортов, особенно с левого, возможны значительные ледовые обвалы. Это следует учитывать при выборе пути движения и, особенно, мест бивака. Последние есть в снежных мульдах у левого борта, под прикрытием скальных бастионов, 4640 м, 41° 2.946' С 77° 21.613' В (Фото 1.7). Под снежно-ледовый взлет следует подходить, придерживаясь правого борта, опять же, из-за возможных ледовых обвалов. Сам взлет представляет собой крутой ледовый склон, перепадом 250 - 300 м, местами до 90о, требующей перильной страховки (группой закреплено 5 веревок по 60 м). В нижней части приходится идти зигзагом, обходя вертикальные ледовые сбросы. Для выхода на седловину следует ориентироваться на скальный выступ справа от нее (Фото 1.8 А, Б, В).

Седловина представляет собой удобную площадку, слева от скал, 5061 м. Здесь же, на скалах, можно закрепить последнюю веревку (Фото 1.9). Возможен бивак. Тур сложили рядом, справа на скалах. Группа вышла на седловину в 14.00 (Фото 1.10).

Спуск на юг следует начинать немного левее седловины, прямо вниз через 2 бергшрунда, возможна перильная страховка, 30 м (Фото 1.11). Дальнейший путь выводит в верхний цирк (возможен бивак). Ниже начинается ледопад, отделяющий южный перевальный цирк от основного тела лед. Руднева. Ледопад обходится и проходится справа по борту, на отдельных участках возможна крючьевая страховка (Фото 1.12). Ниже ледопада следует придерживаться правого края и по ледовому карману выйти к последним камням центральной морены лед. Руднева (Фото 1.13). Здесь, с видом на южную стену Кызыл-Аскера, хорошее место для бивака, во второй половине дня бывает вода, 41° 1.186' С 77° 21.433' В, 4525 м.

Стратегия и тактика группы при прохождении перевала Руднева.

Для группы это был первый перевал на маршруте, мало того - первопрохождение, и в начале длительного технического кольца. Соответственно, темп группа не форсировала. Тем более что в течение всего периода прохождения перевала во второй половине дня начиналась метель, падала видимость. Порой, условия напоминали зимние (на самом деле, конечно же, нет). Прохождение перевала растянулось на 3 дня, первый день - подъем по лед. Кызыл-Аскер с биваком на морене, второй день - прохождение ледопада и бивак в мульде правого притока лед. Кызыл-Аскер, спровоцированный в большей части внезапно начавшейся метелью. Третий день, собственно прохождение перевала и спуск на лед. Руднева. При выборе пути группа преимущественно ориентировалась на безопасность прохождения, чем на техническую простоту. Поэтому команда поднялась прямолинейным и безопасным вариантом. Возможно, путь правее был бы немного проще, однако менее безопасным в текущих условиях (лавины, камнепады).

Продолжительность

М.н. на ручье (3860) - м.н. на правобережной морене лед. Кызыл-Аскер вост. (4140)

3.5 ч

М. н. на правобережной морене - верх ледопада

2.5 ч

Верх ледопада - м. н. в мульде на леднике

1.5 ч

М.н. в мульде на леднике - бергшрунд

Бергшрунд - перевал

Перевал - м.н. на лед. Руднева

14.5 ч

Выводы и рекомендации:

Перевал Руднева соответствует перевалу 3А к. тр. Удивителен тот факт, что перевал не был пройден до нынешнего времени. Перевал получил свое название по одноименному леднику в Китае, на который он и выводит. Ледник, в свою очередь (скорее всего), назван в честь известного топографа Руднева, работавшего в Памирских и Тянь-Шанских экспедициях Северцова и Федченко во второй половине XIX века.

Определяющая сторона перевала северная, ледовый взлет довольно очевидный. Ориентировка не затруднена. Возможно прохождение альтернативной седловины, к западу от пройденной (Фото 1.14). Она также выводит на лед. Руднева, восточнее узловой вершины. В процессе нашего подъема последнее было не очевидно, был риск выскочить на седловину северного бокового отрога, ведущую обратно на лед. Кызыл-Аскер со спуском по стене. Пройденный нами пер. Руднева, является простейшим путем, соединяющий ледник Кызыл-Аскер (восточный) и ледник Руднева (западная ветвь) и вполне может быть рекомендован группам, совершающим походы 5 к. сл. в районе. Треки маршрута через перевал от лед. Кызыл-Аскер до лед. Руднева приводим (Фото 1.15 А, Б, В)

Фото 1.1. Ледниковое озеро под языком лед. Кызыл-Аскер восточный еще подо льдом

Фото 1.2. Бивак на правобережной морене лед. Кызыл-Аскер восточный

Фото 1.3. Верховья лед. Кызыл-Аскер восточный (архивное фото)

Фото 1.4. Путь обхода ледопада, ведущего к перевалу Руднева с севера

Фото 1.5. Путь выхода в северный цирк перевала Руднева выше ледопада

Фото 1.6. Северный цирк перевала Руднева

Фото 1.7. Бивак в ледовой мульде под перевалом Руднева с севера

Фото 1.8А. Нижняя часть северного снежно-ледового взлета перевала Руднева

Фото 1.8Б. Участок в средней части северного взлета перевала Руднева

Фото 1.8В. Верхняя часть северного взлета перевала Руднева

Фото 1.9. Седловина перевала Руднева с севера

Фото 1.10. Группа на перевале Руднева: Л. Магнат, А. Тарасов, С. Трофимов, С. Лобастов,

И. Михалев

Фото 1.11. Седловина перевала Руднева с юга

Фото 1.12. Выход из южного цирка перевала Руднева в обход ледопада

Фото 1.13. Место бивака у «последних камней» на леднике Руднева

Фото 1.14. Западная, альтернативная седловина перевала Руднева с юга

Фото 1.15 А, Б. Треки маршрута к перевалу Руднева по лед. Кызыл-Аскер

Фото 1.15В. Трек маршрута через перевал Руднева

Перевал Страж Кызыл-Аскера (первопрохождение).

Район:

Ц. Тянь-Шань, хр. Кокшаалтау.

41°01,2489' С 77°20,3015' В

Южный гребень в. Кызыл-Аскер, севернее перевала Кызыл-Аскер южный

Лед. Руднева - лед. Кечиксу

В-ЮВ-В/З

50/10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, основные веревки, кошки, ледовые крючья, скальное снаряжение

Особые замечания:

Перевал может быть лавиноопасен при большом количестве снега. Желательно предварительное наблюдение за склоном

Перевал Страж Кызыл-Аскера находится в южном гребне в. Кызыл-Аскер, севернее пройденного нами в 2019 г перевала Кызыл-Аскер южный (Фото 2.1), соединяет ледники Руднева (западная ветвь) и Кечиксу. Названием для перевала послужил жандарм характерной формы, стоящий в гребне между вышеупомянутыми перевалами и как бы охраняющий выход на южный гребень г. Кызыл-Аскер (Фото 2.2). Перевал является одним из ключей выхода на упомянутый гребень в. Кызыл-Аскер, прямой выход с ледника на ребро отсутствует, или крайне сложен. Перевал пройден группой 18го Июля 2022 в направлении с востока на запад. Описание перевала дается с лед. Руднева.

От последних камней на лед. Руднева следует подойти под ледовый взлет перевала Кызыл-Аскер южный, 1.5 ч (фото 2.3). По правой части ледового взлета, обходя сбросы и далее по центру подойти под бергшрунд, 300-400 м, до 35о, может потребоваться крючьевая страховка при малом снеге. Перейдя бергшрунд, следует подниматься ледовым склоном, 100 м, до 50о под скалы левого борта кулуара, R0-R2 (Фото 2.4, 2.6). Дойдя до скал, повернуть направо на скальную полку (R2). Дальнейшее движение влево-вверх по системе скальных полок и снежных кулуаров, 300 м, до 90о, R3-R8 (Фото 2.5-2.9). Страховка на ледобурах, скальных крючьях, камалотах. Выбор пути не однозначен, возможны варианты. Путь выводит на среднюю часть снежного гребешка, хорошо видимого снизу (Фото 2.10). Здесь же, на гребешке, единственно возможные места для бивака, (41° 1.236'С 77° 20.392' В, 5015 м), причем придется срыть значительную часть снежного покрова с правой, южной стороны гребешка (фото 2.11). Внимание, на

северную сторону гребешка висят карнизы!! От места бивака вверх вдоль упомянутого гребешка, 50 м, 45о R8-R9, и далее траверсом крутого снежно-ледового склона с небольшим набором высоты выход на седловину перевала, 150 м, до 80о, R9-R12 (Фото 2.12 -2.14). Седловина представляет собой узкий ледовый нож с карнизами в обе стороны вплотную к жандармам (5060). Устраивать бивак на ней крайне трудоемко, да и нецелесообразно. Группа выходила на левый по ходу, ближайший край седловины, возможна комбинированная станция на скалах и ледобурах на седле. Собраться группой на перевале не получилось.

Спуск осуществлялся через ледовый карниз с той же части седловины, далее через скальные плиты (до 90о) и через 250 м приводил к раздвоению кулуара (Фото 2.15А). От правого борта спускового кулуара отходил крутопадающий скально-ледовый кулуар, выводящий на ЮЗ плечо Кызыл-Аскера (Фото 3.3А, Б, следующий раздел). Спуск же по основному кулуару, желательно вдоль правого борта (так безопаснее) через 400 м, до 50о приводит на лед. Кечиксу в верхний цирк (Фото 2.15Б, фото 2019 г).

Стратегия и тактика группы при прохождении пер. Страж Кызыл-Аскера.

Изначально, перевал рассматривался как один из путей выхода на южный гребень в. Кызыл-Аскер. Поэтому задачей было не пройти перевал как можно быстрее, а найти приемлемые места для бивака на пути к перевалу, с целью обеспечения дальнейшей работы на ребре. Кроме этого, прохождение перевала сильно осложнилось переменчивой погодой, 14 и 16 Июля была метель и, соответственно, не ходовые дни (лишь 16 Июля 1 час подхода по леднику). День 15 Июля был посвящен разведке, наблюдению за склоном и обработке нижней части перевального взлета во второй половине дня, когда солнце уходит за гребень, и склоны немного очистятся от снега. В этот день было провешено порядка 200 м перил (3 х 60 м). День 17 Июля был посвящен подъему на перевал и устройству бивака на возможном месте. Использовали тактику раннего выхода с фонарями, в 3 часа ночи без завтрака и работали, насколько позволят силы и погода.

Поднявшись по закрепленным за два дня до этого перилам и провесив еще 5 веревок по 60 м, группа вышла к 11 ч дня к вышеуказанному месту бивака на снежном гребешке. В дальнейшем, мы эту тактику применяли часто и успешно - ранний выход (в 2-3 ч ночи) без завтрака. Часть людей готовила площадки, а двойка Лобастов - Трофимов обработала дальнейший путь на седловину (150 м, до 80о). Визуальный осмотр мест выхода на южный гребень с перевальной седловины многообещающих вариантов не дал (Фото 2.16). Крутые скально-ледовые кулуары, упирающиеся в отвесные и нависающие скалы. Возможно, более простой (пологий) путь выхода на южный гребень мог быть найден с соседней седловины, расположенной на ЮЗ контрфорсе г. Кызыл-Аскер, названной нами как пер. ЮЗ плечо Кызыл-Аскера. Так, по крайней мере, нам тогда казалось. Сама седловина следующего предполагаемого перевала (пер. ЮЗ плечо КызылАскера) частично просматривалась с перевала Страж Кызыл-Аскера, но путь перехода на нее виден не был. Был виден характерный скальный зуб, закрывающий седловину с юга (Фото 3.5Б, след. раздел). День 18 Июля был потрачен на сквозное прохождение перевала Страж Кызыл-Аскера и подъему на соседнюю седловину, перевал Юго-западное плечо Кызыл-Аскера (см. далее раздел 9.3).

М.н. на лед. Руднева (4525) - взлет перевала Кызыл-Аскер южный

1 ч

Подход под верхний бергшрунд взлета

Прохождение взлета перевала до снежного гребешка (5015), с учетом разведки и обработки

М. н. на гребешке (5015) - седловина пер. Страж КызылАскера

Седло перевала - лед. Кечиксу

18-20 ч

Выводы и рекомендации:

Перевал Страж Кызыл-Аскера соответствует перевалу 3Б к. тр. и является одним из ключей на пути к выходу на южное ребро в. Кызыл-Аскер. Не смотря на то, что в заявочной книжке фигурирует перевал Кызыл-Аскер южный (3А, 5000), в данном случае нет никакой подмены одного препятствия другим. Изначально, в процессе планирования, было не совсем понятно, каким образом выходить на южное ребро и перевал КызылАскер южный был указан лишь для определенности. В процессе защиты в ЦМКК обсуждались различные варианты выхода именно через новый перевал, а не траверс гребня от перевала Кызыл-Аскер южный в сторону вершины.

Прохождение перевала, как отдельного препятствия потребует от группы 2-3 дней работы. Ночлег на перевале едва ли возможен, единственным пригодным местом для бивака (и то после 2-3 ч работы) является снежный гребешок на подъеме с востока. После снегопадов следует выждать хотя бы день и воздержаться от немедленного подъема с востока. Эта же сторона может оказаться и камнеопасной, следует учитывать восточную и юго-восточную экспозицию подъемного склона. Трек через перевал Страж Кызыл-Аскера не очень информативен из-за нестабильного GPS сигнала на маршруте, вызванного большой крутизной окружающих склонов (Фото 2.17)

Фото 2.1. Юго-западный цирк западной ветви ледника Руднева

Фото 2.2. Характерный жандарм в южном гребне Кызыл-Аскера, вид с запада

Фото 2.3. Общий вид южного ребра в. Кызыл-Аскер с лед. Руднева

Фото 2.4. Путь подъема на перевал Страж Кызыл-Аскера с лед. Руднева

Фото 2.5. Участки R0 - R8 подъема на перевал Страж Кызыл-Аскера с лед. Руднева

Фото 2.6. Нижний участок подъема на перевал Страж Кызыл-Аскера с лед. Руднева

Фото 2.7, 2.8. Ключевой участок выхода на гребешок под перевалом Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.9. Ключевой участок выхода на гребешок под перевалом Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.10. Выход на гребешок под перевалом Страж Кызыл-Аскера, место бивака

Фото 2.11. Бивак на гребешке под перевалом Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.12. Траверс с гребешка на седловину перевала Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.13, 2.14. Выход на седловину перевала Страж Кызыл-Аскера с востока

Фото 2.15А. Верхний участок спуска с перевала Страж Кызыл-Аскера на запад

Фото 2.15Б. Общий вид западной стороны перевала Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.16. Ключевой участок выхода на южное ребро с перевала Страж Кызыл-Аскера

Фото 2.17А. Трек подъема под перевал Страж Кызыл-Аскера, к месту ночевки на снежном гребешке

Фото 1.17Б. Трек маршрута через перевал Страж Кызыл-Аскера и выхода на ЮЗ плечо Кызыл-Аскера

Перевал Юго-Западное плечо Кызыл-Аскера (первопрохождение)

41°01,2294' С 77°20,2467' В

Находится на ЮЗ контрфорсе в. Кызыл-Аскер

Лед. Кечиксу - лед. Кечиксу

ЮЗ-Ю/З

40/12

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, кошки, основные веревки, ледовое и скальное снаряжение

Возможна ночевка на седловине

Перевал Юго-западное плечо Кызыл-Аскера, как и предыдущий перевал, Страж Кызыл-Аскера, рассматривался нами в качестве возможной стартовой площадки для выхода на южный гребень г. Кызыл-Аскер. При этом перевал получился весьма условным, поскольку соединяет два кулуара по обе стороны ЮЗ контрфорса. Оба кулуара ведут на один и тот же ледник, Кечиксу. Тем не менее, это вполне законченное препятствие само по себе, а также дающее возможность дальнейшего выхода на южный гребень г. Кызыл-Аскер (Фото 3.1). Описание перевала ЮЗ плечо Кызыл-Аскера дается от места спуска с перевала Страж Кызыл-Аскера.

Спусковой кулуар с перевала Страж Кызыл-Аскера на лед. Кечиксу имеет развилку в средней части (Фото 3.2А, Б), использованы фотографии 2019 г. Для захода в кулуар, ведущий на ЮЗ плечо, необходимо спуститься порядка 250 м с седловины пер. Страж Кызыл-Аскера по скально-ледовому склону, до 90о (Фото 3.3А) и затем уйти в соседний правый кулуар на подъем (Фото 3.3Б). Или же подняться от лед. Кечиксу (если группа идет снизу) через бергшрунд по снежно-ледовому склону, 300 м, до 50о и затем повернуть в левый по ходу кулуар. Нужный кулуар не просматривается ни снизу, с лед. Кечиксу, ни с перевала Страж Кызыл-Аскера, можно только догадываться о его существовании. Выше развилки кулуар становится узким и крутым (до 90о), со скальными пробками (Фото 3.4А, Б), и через 250 м выводит на узкую, снежно-ледовую седловину ЮЗ плеча (Фото 3.5А). Седловина зажата между стеной южного ребра Кызыл-Аскера с севера и характерным скальным зубом с юга, видимым с перевала Страж Кызыл-Аскера (Фото3.5 Б). Однако, в отличие от предыдущего перевала, на узкой седловине была возможность разровнять площадки под 2 палатки и установить бивак, 5090 м (Фото 3.6А,Б). Далее была предпринята разведка и попытка выхода на южный гребень в. КызылАскер. Скалы, расположенные рядом, на первый взгляд, были проходимы. Но после нескольких попыток, выяснилось, что они крайне бедны рельефом, который ограничивается глухими вертикальными щелями с покатыми не ухватистыми краями, сложность лазания 6b/c F оценочно (Фото 3.7, 3.8). Оставив в скале якорный крюк, пришлось благополучно вернуться на седловину.

Путь выше был найден по соседнему скально-ледовому кулуару, отходящему чуть ниже седла с северо-западной стороны (Фото3.9А, Б), однако через 150 м упирался в нависающие скалы гребня. Выход на манящее снежно-ледовое поле южного гребня явно проходил не здесь, возможно левее по ходу, или северо-западнее.

Спуск на лед. Кечиксу проходит по широкому снежно-ледовому склону, наискосок слева-направо под нависающими скальными бастионами ЮЗ стены г. Кызыл-Аскер, около 350 м, до 60о и далее прямо вниз через бергшрунд, около 150 м, лед до 60о на ледовую полку лед. Кечиксу (4700) (Фото 3.10А, Б, фотографии сделаны 21 Июля). Далее спуск вдоль левого борта лед. Кечиксу в обход ледовых сбросов, а затем переход на правый борт ледника. На ровной поверхности лед. Кечиксу, у первых камней по правому борту целесообразно организовать бивак (4500) (Фото 3.11).

Стратегия и тактика группы при прохождении пер. ЮЗ плеча Кызыл-Аскера.

После успешного выхода на седловину перевала Страж Кызыл-Аскера, было решено максимально быстро переместиться на соседнюю седловину, перевал ЮЗ плечо Кызыл-Аскера. Поскольку простых и очевидных путей выхода на южный гребень в. Кызыл-Аскер непосредственно с перевала Страж Кызыл-Аскера найдено не было, надо было искать варианты на соседней седловине. На седловине был установлен бивак и предпринята разведка и попытка выхода на южный гребень в. Кызыл-Аскер. Как было отмечено выше, удалось пройти по гребню до нависающих скал взлета. Выше приемлемого пути найдено не было. Во второй половине дня погода начала портится, и, взвесив все за и против, а также учитывая сильное отставания от графика и отсутствие ясных перспектив на прохождение южного ребра Кызыл-Аскера, решено было спускаться на лед. Кечиксу и приступать к прохождению следующего препятствия на маршруте, пер. Кызыл-Аскер западный. Спуск проходил под защитой нависающих скал, в период непогоды (снег, туман, метель), с повышенными мерами безопасности.

Южный кулуар - перевал ЮЗ седло Кызыл-Аскера

8 ч

Перевал ЮЗ седло Кызыл-Аскера - Западный кулуар - лед. Кечиксу

Лед. Кечиксу - правобережная морена лед. Кечиксу

13.5 ч

Выводы и рекомендации:

Перевал ЮЗ плечо Кызыл-Аскера соответствует перевалу 3Б к. тр., на его прохождение потребуется два полных дня технической работы. Не смотря на то, что ЮЗ плечо Кызыл-Аскера находится в непосредственной близости от перевала Страж КызылАскера, не следует рассматривать их совместное прохождение связкой двух перевалов. Прохождение всех технических участков, определяющих категорию перевалов, сохраняется вне зависимости от того, проходятся перевалы один за другим или по отдельности. При совместном прохождении исключается только нижняя, не определяющая часть общего для перевалов юго-западного кулуара, ведущего на лед. Кечиксу. На седловине ЮЗ плеча Кызыл-Аскера возможен бивак. Перевал можно рассматривать в качестве стартовой площадки для выхода на южный гребень в. КызылАскер, однако дальнейший конкретный маршрут еще требует разведки. Оба кулуара могут оказаться лавиноопасными после свежих снегопадов из-за южной и западной экспозиции. GPS-треки из-за большой крутизны склонов и неустойчивого сигнала в районе южного ребра в. Кызыл-Аскер получились крайне неинформативными.

Выводы и рекомендации по путям выхода на южное ребро г. Кызыл-Аскер.

Предполагаемый маршрут по южному гребню/ребру г. Кызыл-Аскер оказался, как и ожидалось, весьма и весьма непростой задачей. По сути, это ребро ограниченное южной стеной в. Кызыл-Аскер (альп. маршруты 6Б к. тр.) с востока и не пройденной югозападной стеной, оценочно, аналогичной сложности, с запада. Сейчас можно с уверенностью сказать, что весь маршрут заслуживает организации отдельного мероприятия и едва ли реализуем в рамках горного похода, пусть и 6 к. сл.. Маршрут по южному гребню г. Кызыл-Аскер можно условно разбить на несколько частей:

Выход на южный гребень с ледника Руднева (заход с востока) или с лед. Кечиксу (заход с запада) с организацией промежуточного бивака.

Прохождение скального взлета южного гребня до наклонного снежно-ледового поля на гребне, хорошо видимого с ледников Руднева и Кечиксу. Возможно комфортное место бивака на поле.

Подъем по снежно-ледовому полю до верхнего скального пояса южного гребня. Возможное место бивака под скальным поясом

Прохождение верхнего скального пояса до предвершинного снежно-ледового карнизного южного гребня.

Выход по южному гребню на вершину. Возможное место бивака на гребне.

По факту, группа полностью выполнила только п. 1 и приступила к выполнению п. 2. Были найдены 2 варианта выхода на южный гребень, условно назовем их восточный и западный.

Восточный вариант выхода предполагает подъем на перевал Страж Кызыл-Аскера с организацией бивака на восточных склонах перевального взлета. Дальнейший выход на южное ребро следует искать на восточной стороне южного гребня по скально-ледовым кулуарам и полкам. Это тот вариант, который нам с ходу не понравился. Возможно, имеет смысл вернуться к нему и рассмотреть его детально. При этом заход на ледник Руднева целесообразно осуществлять простейшим путем через перевал Window Col с лед.

Комарова западный.

Западный вариант предполагает заход через перевал ЮЗ плечо Кызыл-Аскера, с подъемом на него с лед. Кечиксу, предпочтительнее по западному кулуару, нашему спусковому. На седле возможен бивак. Дальнейший выход на южное ребро следует искать на западной стороне гребня, по скально-ледовым кулуарам и полкам. При выборе западного варианта заходить на лед. Кечиксу лучше через перевалы Уйгурский (1Б) и Кечиксу (2А).

Оба пути, и восточный, и западный, должны выводить на снежно-ледовое поле на южном гребне, с организацией бивака на нем.

Фото 3.1. Перевал Юго-западное плечо Кызыл-Аскера, вид с запада

Фото 3.2А. Заход в южный кулуар ЮЗ плеча Кызыл-Аскера со стороны лед. Кечиксу

Фото 3.2Б. Заход в южный кулуар ЮЗ плеча Кызыл-Аскера со стороны лед. Кечиксу

(другой ракурс)

Фото 3.3А. Заход в южный кулуар ЮЗ плеча Кызыл-Аскера со спуска с перевала Страж Кызыл-Аскера

Фото 3.3Б. Нижняя часть южного кулуара ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото3.4А. Средняя часть южного кулуара ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото 3.4Б. Верхняя часть южного кулуара ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото 3.5А. Группа на перевале ЮЗ плечо Кызыл-Аскера: А. Тарасов, С. Лобастов, И.Михалев, Л. Магнат (фотографирует С. Трофимов)

Фото 3.5Б. Характерный скальный зуб с южной стороны ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото 3.6А. Участники С. Трофимов и С. Лобастов на перевале ЮЗ плечо Кызыл-Аскера

Фото 3.6Б. Бивак на ЮЗ плече Кызыл-Аскера

Фото 3.7. Скальный участок выше ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото 3.8. Характер скал выше ЮЗ плеча Кызыл-Аскера

Фото 3.9А. Выход на южный гребень Кызыл-Аскера с ЮЗ плеча

Фото 3.9Б. Выход на южный гребень Кызыл-Аскера с ЮЗ плеча

Фото 10А. Перевал ЮЗ плечо Кызыл-Аскера с запада, западный кулуар

Фото 10Б. Западный кулуар перевала ЮЗ плечо Кызыл-Аскера

Фото 3.11. Бивак на правом борту лед. Кечиксу

Перевал Кызыл-Аскер западный (первопрохождение)

41° 1.111'С 77° 18.835'В

3Б+

Ледово-скальный

Восточнее в 5632

Лед. Кечиксу - лед. Кызыл-Аскер западный

В - ЮВ - Ю/С

>60/2

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледоруб, каски, основные веревки, скальное снаряжение, ледовое снаряжение

Особые замечания:

На прохождение технической части следует закладывать не менее 4х дней, путь может быть лавиноопасным и камнеопасным. На седловине возможен бивак.

Если посмотреть на массив Кызыл-Аскер с севера, с плато Кагалячап, то к западу от вершины виден крутой скально-ледовый хребет с гребневой линией около 5600 м (Фото 4.1). В правой, западной его части расположена, манящая своей доступностью, правильная и высокая седловина, ведущая через главный хребет Кокшаалтау. Полагаю, что немногочисленные туристы, добравшиеся до этих краев, обращали на нее внимание. Увы, доступность эта кажущаяся. Ледники, стекающие с хребта, не такие уж и пологие и, как правило, покрыты глубоким слоем снега. На юг же, в Китай, хребет обрывается скальными стенами (Фото 4.2). Гипотетический перевал, который предстояло пройти группе, получил название Кызыл-Аскер западный. Это был последний перевал, как бы замыкающий кольцо вокруг главной вершины района. Перевалы Кызыл-Аскер восточный и южный, соответственно в восточном и южном гребнях одноименной вершины, были пройдены нашей группой в 2019 г. Оставалась лишь одна не закрытая брешь. Перевал Кызыл-Аскер западный был пройден группой 23 Июля в направлении с юга на север, с подъемом по определяющей стороне.

Итак, пер. Кызыл-Аскер западный расположен в главном хр. Кокшаалтау, между вершинами Кызыл-Аскер, 5842 и 5632, ближе к последней. Перевал ведет с ледника Кызыл-Аскер западный на ледник Кечиксу (Китай). Северная сторона перевала представляет собой снежно-ледовый склон с несколькими локальными ледовыми сбросами (Фото 4.3). Основной сложностью при подъеме с севера может быть глубокий снег, и как следствие, повышенная лавиноопасность. Южная сторона перевального хребта представляет собой непрерывную цепь скальных стен с немногочисленными ледовыми кулуарами и сбросами перепадом более чем в 1 км (Фото 4.4). Справедливости ради надо отметить, что стены западного гребня г. Кызыл-Аскер прорезаются еще двумя ледовыми кулуарами, позволяющими выйти на хребет. Один кулуар ведет с севера, другой с юга, обозначенные нами как А и Б (Фото 4.3, 4.4). Но они, как говорится, не соосны, выводят на разные седловины хребта. С противоположной стороны каждого кулуара будет скальная стена значительной крутизны и перепада.

Южная сторона перевала Кызыл-Аскер западный является определяющей. Лишь в одном месте со скальных стен хребта Кокшаалтау вываливается (практически в прямом смысле) крутой ледопад, ведущий в не менее крутой скально-ледовый юго-восточный цирк (Фото 4.5). При этом сам перевальный юго-восточный цирк не просматривается, он скрыт за поворотом, и снизу ледника Кечиксу не виден тоже. Можно только получить скудную информацию из космоснимков, но картина там смазанная из-за значительной крутизны склонов (Фото 4.6А, Б)

Подход под перевал Кызыл-Аскер западный с юга идет правым бортом лед. Кечиксу от мест бивака на правобережных моренах (4500 м) по ровной части последнего до очевидного поворота к ледопаду, стекающему с перевального цирка (4580 м). От этого места следует подойти под центр ледопада, немного левее по ходу (Фото 4.7). Отсюда и доверху начинается практически непрерывная техническая работа.

Подъем на перевал Кызыл-Аскер западный с юга представляет собой нетривиальную задачу и может быть разбит на два больших этапа. Первый - прохождение сложного ледопада, закрывающего выход в цирк перевала. Второй - подъем по перевальному взлету из цирка на гребень. Нижняя часть ледопада представляет собой череду отвесных ледовых сбросов, ограниченную с обеих сторон двумя отвесными рантклюфтами. В последние летит все, что откалывается выше с завидной регулярностью. Поэтому нижняя часть ледопада проходится преимущественно по центру, с выбором конкретного пути уже по месту. Такой путь и безопасен от ледовых обвалов, и визуально однозначен. Подъем осуществлялся по льду крутизной до 90о и общей протяженностью около 400 м (6-7 веревок по 60 м), участки R0 - R7 (Фото 4.8, 4.9). Выше путь приводил на среднюю часть ледопада, перерезанную от края до края несколькими ледовыми сбросами с нависающими стенами. Первый сброс проходился по центру в месте наименьшего перепада, R7 - R8 (Фото 4.10). Далее следовал подъем по снежно-ледовому склону, приводящему под следующую стену отрыва «от уха до уха» с удобным балконом перед ней, R8 - R9. Перед стеной, на балконе, возможен привал и даже бивак, места безопасные. Вторая, верхняя часть ледопада обходилась по правому борту, по протяженному ледовому склону, R11 - R17 (Фото 4.11). Для выхода на склон необходимо по упомянутому балкону (разлому) пройти к правому, южному борту ледника, даже немного приспустившись с разлома, R9-R11, (Фото 4.12). Проходить верхний ледовый склон желательно во второй половине дня, когда солнце уйдет за хребет (возможно падение камней с правых скал). Ледовый склон крутизной до 60о и протяженностью 300350 м (R11 - R17) (Фото 4.13, 4.14) выводил на дно наклонного юго-восточного цирка перевала (Фото 4.15). Цирк может быть весьма лавиноопасным после значительных снегопадов или во время них. Подниматься сюда в указанных условиях не следует. Сравнительно безопасные места находятся под южными стенами главного хребта, здесь же оптимальное место для бивака, 41° 0.909' С 77° 18.981' В, 5100 м (Фото 4.16).

Перевальный взлет представляет собой крутой ледовый желоб-склон с выходами скал, идущий вдоль правых (по ходу) скал южной стены хребта (Фото 4.17). Надо сказать, что монолитная гранитная порода хребта сменяется какими-то гнилыми сланцами ближе к гребневой линии. Поэтому, учитывая южную экспозицию взлета, подниматься следует под прикрытием правых по ходу нижних скал и строго ночью или рано утром. Удобное и безопасное место старта находится в правом по ходу бергшрунде, R18 (5200 м). Далее следовал протяженный ледовый склон с надежным льдом вдоль правых по ходу скал, крутизной до 80о, 600-700 м, R18 - R30, страховка на ледобурах или камалотах (Фото 4.18 - 4.20). Склон постепенно поворачивал направо по ходу, поэтому в процессе подъема группа долгое время оставалась в тени (что хорошо с точки зрения возможных камнепадов, однако холодно, учитывая высоту). В верхней части взлета, возможен переход под левые по ходу, уже разрушенные скалы с дальнейшим выходом на западную часть седловины (путь группы) (Фото 4.21 - 4.22). Однако, с учетом пройденного, мы рекомендуем продолжить путь вдоль правых по ходу скал с выходом прямо к сложенному нами туру.

Седловина перевала широкая, снежная, с выходами скал около гребня (Фото 4.23). Тур сложили на разрушенных скалах на восточном краю низшей точки. Путь подъема с седловины смотрится впечатляюще. На перевале возможен бивак, и даже вода (5550). Фото группы на перевале (Фото 4.24).

Для спуска на лед. Кызыл-Аскер западный мы рекомендуем пройти вдоль гребня на запад с небольшим подъемом в сторону соседней вершинки, и далее спускаться прямо вниз вдоль скально-снежного гребешка в направлении перевала Ворон Белый до выполаживания склона (Фото 4.25, 4.27). На крутом участке гребешка целесообразно закрепить веревку. Спуск же прямо вниз с седловины преграждали широкие ледовые разломы, требующие спуска по веревке (Фото 4.26). На пологом участке ледника следует повернуть направо с спускаться по центру широкого снежного склона справа от снежного гребешка, разделяющего истоки ледника Кызыл-Аскер западный (Фото 4.28). На спуске в верхней части возможны ледовые разломы, в одном месте целесообразно закрепить веревку (Фото 4.29). Дальнейший спуск проходил по пологому закрытому лед. КызылАскер до видимого ледопада. Ледопад обходили справа, здесь же, на ровной части ледника хорошее место для бивака, во второй половине дня может быть вода из ледниковых ручьев, 41° 2.842' С 77° 19.839' В, 4500 (Фото 4.30). От места бивака дальнейшее движение по центру ледника с обходом нижней части ледопада справа и сбросов слева, путь очевиден. По открытой ровной части ледника Кызыл-Аскер западный и далее по его правобережной морене, группа выходила к галечной перемычке, разделяющей озера под языками лед. Кызыл-Аскер, 3 ч. Протока между озерами переходится без труда по камням. Дальнейший путь в долину Кызыл-Аскер лежит через вал конечной морены, 1 ч от озера (3860). Треки через перевал приводим (Фото 4.31А, Б, В)

Стратегия и тактика группы при прохождении перевала Кызыл-Аскер западный. Когда стало понятно, что достаточного времени на прохождение маршрута по южному гребню в. Кызыл-Аскер у группы не остается (равно как и продуктов с газом), было принято решение сосредоточится на прохождении следующего ключевого препятствия, перевала Кызыл-Аскер западный. Изначально перевал был заявлен в основной нитке после прохождения южного гребня г. Кызыл-Аскер и выхода к заброске в направлении с севера на юг, на спуск по ключевой стороне. Однако по итогам был пройден в противоположном направлении, поскольку группа по-прежнему находилась к югу от основного хребта. Такая возможность была предварительно согласована с ЦМКК при выпуске группы, равно как и при прохождении маршрута. Кроме этого, в случае не прохождения перевала, у группы всегда оставался запасной вариант возврата через перевалы Кечиксу и Уйгурский. Итак, для начала необходимо было разведать и найти варианты прохождения ледопада, закрывающего выход в перевальный цирк. После визуального осмотра, в том числе и со склонов перевала ЮЗ плечо Кызыл-Аскера, было принято решение обработать нижнюю часть ледопада во второй половине дня 20 Июля, и, используя отлично зарекомендовавший себя ранее ночной выход, 21 Июля пройти весь ледопад и выйти в цирк перевала. Благо, прогноз благоприятствовал. В цирке группой был использован аналогичный подход. В течение дня 22 Июля был разведан и обработан нижний участок перевального взлета, тогда как ночной выход 23 Июля позволил всей группе к 12ти часам дня выйти на перевал. Такая тактика минимизировала риск камнепадов и ледовых обвалов для группы, а также создала психологически комфортные условия прохождения маршрута с достаточным запасом светлого времени. Спуск с перевала на север во второй половине дня, даже по раскисшему снегу, больших проблем не вызвал. Отличная погода и видимость позволила выбирать комфортный и безопасный путь. На бивак группа могла остановиться практически в любой момент, начиная с седловины перевала.

Продолжительность

М. н. на лед. Кечиксу (4500) - подход под ледопад (4580)

1 ч

Прохождение нижней части ледопада по центру (с учетом разведки, обработки)

8-10 ч

Обход верхней части ледопада - м. н. в ЮВ цирке (5100)

5 ч

М. н. - бергшрунд (5200)

30 мин

Бергшрунд - седло перевала, 5560 (с учетом разведки, обработки)

8-10 ч

Перевал - м. н. на лед. Кызыл-Аскер западный (4500)

4 ч

М. н. - лед. Кызыл-Аскер западный - м.н. на ручье (3860)

30-35 ч

Выводы и рекомендации:

Пер. Кызыл-Аскер западный, по единодушному мнению группы, является препятствием 3Б+ к. тр. По сути это две 3Б, поставленные вертикально друг на друга. Обе части, и ледопад, и взлет, по крутизне и протяженности могли бы быть ключевыми для препятствия 3Б к. тр. по отдельности. Для прохождения перевала по пути группы необходимо 4 дня, без учета времени на непогоду и т. д. Хотя попадать в непогоду при его прохождении мы бы не рекомендовали, идти перевал лучше под прогноз. Благо, современные средства коммуникации позволяют. Тактика, использованная группой, близка к оптимальной, даже с учетом того, что это было первопрохождение. Однако, ледовая обстановка из года в год может меняться, и ледопад может претерпеть существенные изменения. Поэтому мы бы не рекомендовали идти его с ходу. Взлет, с учетом уже имеющейся информации, можно идти с ходу, разумеется, при благоприятном прогнозе и ночном выходе. Однако в верхней части при этом все равно надо остерегаться падающих камней. Прохождение в обратном направлении технически, возможно, и проще, но потребует тактически взвешенных решений. Главное, не спуститься в ловушку, когда дать задний ход будет уже тяжело. С этой точки зрения, путь на подъем, хоть и тяжелее, но оставляет больше пространства для маневра. Да и путь просматривается лучше. С учетом всего вышесказанного, мы считаем перевал очень красивым и интересным для прохождения сильной группой. Маршрут требует разнообразной и гибкой тактики. Маршрут не рекомендуется для групп, идущих в свою первую шестерку, равно как и для руководителей первых шестерок.

В настоящее время перевал является единственным, соединяющим ледники Кызыл-Аскер на севере и Кечиксу на юге.

Фото 4.1. Массив Кызыл-Аскер и перевал Кызыл-Аскер западный с севера

Фото 4.2. Хребет Кокшаалтау и в. 5632 западнее в. Кызыл-Аскер, вид с юга, с лед.Кечиксу

Фото 4.3. Хребет Кокшаалтау к западу от в. Кызыл-Аскер, вид с севера, с лед. Кызыл-Аскер западный

Фото 4.4. Хребет Кокшаалтау к западу от в. Кызыл-Аскер, вид с юга, с лед. Кечиксу

Фото 4.5. Ледопад, ведущий к перевалу Кызыл-Аскер западный с лед. Кечиксу. Фото сделано с перевала ЮЗ плечо Кызыл-Аскера

Фото 4.6А. Перевал Кызыл-Аскер западный на спутниковом изображении Bing

Фото 4.6Б. Перевал Кызыл-Аскер западный на спутниковом изображении Google

Фото 4.7. Нижняя часть ледопада, ведущего к пер. Кызыл-Аскер западный с лед. Кечиксу

Фото 4.8. Нижняя часть ледопада, участки R0 - R11 с лед. Кечиксу

Фото 4.9. Характерный рельеф нижней части ледопада, участки R4 - R6

Фото 4.10. Прохождение ледового разлома по центру в середине ледопада

Фото 4.11. Верхняя и нижняя части ледопада. Фото сделано с перевала ЮЗ плечо Кызыл-Аскера

Фото 4.12. Участок перехода по ледовому балкону под правый борт ледопада

Фото 4.13. Обход верхней части ледопада по правому борту

Фото 4.14. Обход верхней части ледопада по правому борту

Фото 4.15. Юго-восточный цирк пер. Кызыл-Аскер западный

Фото 4.16. Бивак в юго-восточном цирке пер. Кызыл-Аскер западный

Фото 4.17. Перевальный взлет пер. Кызыл-Аскер западный из ЮВ цирка

Фото 4.18, 4.19. Прохождение южного перевального взлета пер. Кызыл-Аскер западный

Фото 4.20, 4.21. Прохождение южного перевального взлета пер. Кызыл-Аскер западный

Фото 4.22. Выход на хр. Кокшаалтау в районе перевала Кызыл-Аскер западный

Фото 4.23. Верхняя часть южного взлета перевала Кызыл-Аскер западный с перевальной седловины, от места тура

Фото 4.24. Группа на перевале Кызыл-Аскер западный: А. Тарасов, С. Трофимов, Л. Магнат, С. Лобастов. Фотографирует И. Михалев.

Фото 4.25. Место начала спуска с перевала Кызыл-Аскер западный на север

Фото 4.26. Плато Кагалячап и ледник Кызыл-Аскер с перевала Кызыл-Аскер западный

Фото 4.27. Обход верхних ледовых сбросов при спуске с перевала Кызыл-Аскер западный на север

Фото 4.28, 4.29. Верховья лед. Кызыл-Аскер западный на спуске с одноименного перевала

Фото 4.30. Путь спуска с перевала Кызыл-Аскер западный на север

Фото 4.31А. Трек захода в Юго-восточный цирк перевала Кызыл-Аскер западный

Фото 4.31 Б, В. Треки маршрута через перевал Кызыл-Аскер западный ЧАСТЬ ВТОРАЯ.

КОСМОС В ТУМАНЕ

Вторая часть нашего маршрута была посвящена восхождению на знаковую вершину Космос. Не стоит рассматривать его просто как радиальный выход на отдельно взятую гору. Это было отдельное путешествие продолжительностью почти 2 недели, составившее существенную часть нашего маршрута, как со спортивной точки зрения, так и эмоциональной.

Забрав заброску на вторую часть маршрута, оставленную на базе охотников, группа знакомым путем через перевал Джурек вышла в долину р. Узенгигуш. От предварительной заброски в камнях мы в этом сезоне отказались из-за появления медведей в районе, о чем уже писали выше.

Перевал Джурек.

6.2.2.6

41.17420 N 077.59129 E

осыпной

Между в. Джурек (4381) и в.4062

Соединяемые долины:

Р. Узенгигуш - р. Котур (ПП р. Сарытор)

В-З

Горные ботинки

Особые замечания:

Перевал Джурек находится в отроге, разделяющем реки Узенгигуш и Котур, позволяет существенно сократить путь между верховьями этих рек, чем при движении по долинам. Очевидно, перевал исторически использовался чабанами и охотниками, однако в настоящее время набитой тропы через него нет. Перевал был пройден группой 26 Июля 2022 г. Однако, местные перевалом Джурек называют обход прижимов на р. Котур, в каньонной его части. Перевал же Джурек у них именуется перевалом Карамойнок.

После перевала Джурек группа вышла к разливам р. Узенгигуш, которую дважды пересекла с помощью чабана с лошадьми. Вода в это время года была достаточно высокой. Группа остановилась на бивак, не доходя 500 м до ручья Пальгова, под травянистым склоном на левом берегу долины. Здесь с левого борта долины стекал чистый ручей.

Подробное описание перевала есть в нашем предыдущем отчете 2016 г [5]. Ссылка на отчет http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8065. В 2022 г никаких существенных изменений при прохождении пер. Джурек не произошло. Трек маршрута 2022 через перевал Джурек приводим (Фото 5.1).

Фото 5.1. Трек маршрута через перевал Джурек

>60/12

Июль - Август

Особые замечания:

Перевал Плато Космос представляет собой выход на одноименное плато с подъемом и спуском различными путями. Перевал впервые пройден нашей группой (под руководством Михалева И.) в 2019 г с подъемом по северному ребру в. 5355 со стороны восточной ветви лед. Григорьева и спуском по снежно-ледовому гребню-склону на западную ветвь ледника Григорьева. Перевал позволяет посетить одно из уникальных поднятий района, плато Космос, кроме этого маршрут может служить стартовой точкой для восхождения на п. Космос. В нынешнем маршруте совершено второе прохождение перевала, в том же направлении, что и при первопрохождении. Направление прохождения напрямую связано с безопасностью. Подъем по скально-ледовому контрфорсу в. 5355 представляется более безопасным, чем путь по снежно-ледовым сбросам на плато с западной ветви (получивший название «лапа»). Здесь возможны и лавины, и ледовые обвалы. Проходить «лапу» желательно в первой половине дня и максимально быстро. Поэтому этот путь мы оставляли для спуска, предварительно просмотрев его во время подъема по северному ребру в. 5355, откуда «лапа» видна в профиль. Перевал пройден группой 4 Августа в направлении лед. Григорьева, западная ветвь. Описание маршрута дается от ручья Пальгова.

От лагеря на левом берегу ручья Пальгова перейти одноименный ручей, не представляющий трудностей в первой половине дня, и далее левым берегом р. Узенгигуш подойти к конечным моренам лед. Григорьева, 1 ч (Фото 6.1). Левобережным карманом ледника и галечной поймой, стараясь не забирать высоко на левый борт, минуя озеро, подойти к зачехленному леднику в том месте, где он наползает на левый борт, 1.5 ч. По зачехленному ледовому перешейку выйти на зачехленный ледник Григорьева и двигаться вверх, придерживаясь высокой срединной морены (Фото 6.2). Описанный выход на ледник не меняется, по крайней мере, с 2016 г. Вдоль срединной морены подойти к слиянию ветвей лед. Григорьева, западной и восточной, 2.5 ч. Где-то в этом месте надо свернуть налево по ходу и найти вариант перехода на восточную ветвь (Фото 6.3). Далее по срединной морене уже восточной ветви лед. Григорьева двигаться до впадения первого левого притока. Немного не доходя до слияния, следует выйти на левобережную морену лед. Григорьева, 2 ч от слияния ветвей ледника. Здесь есть хорошие места для бивака, камни (площадки, приготовленные нами), вода (Фото 6.4). От места бивака хорошо просматривается путь вдоль северного гребня в. 5355, ключевого участка подъема на перевал Плато Космос. От лагеря левобережной мореной и левым бортом притока лед.

Григорьева подняться под седло, расположенное в отроге, разделяющем ветви лед. Григорьева, 2 ч (Фото 6.5). На седле возможен бивак. С седла следует подойти под бергшрунд ледового взлета, ведущего на скальный северный гребень в. 5355. От бергшрунда (рано утром, остерегаясь камней) подняться по ледовому склону, 120 м, до 60о, под скальное ребро, R0 - R2. Для полноты информации, здесь и далее приводим фотографии 2019 г и 2022 г (Фото 6.6А, Б). Далее, направо по ходу уходит косая скальноледовая полка, не видимая снизу (участок R3 - R4 на фото 6.6). По полке направо по ходу, лед, скальные плиты до явного ледового взлета за нависающим скальным бастионом, R2 - R4. По крутому ледовому склону с выходами скал, до 80о подняться на северный гребень

в. 5355, R4-R5 (Фото 6.7). По ледовому склону, до 60о, вдоль гребня подойти под скальный взлет, R5-R6-R7 (Фото 6.8А). Взлет гребня представляет собой скальную стенку, до 90о, 20 м и далее скально-ледовый внутренний угол, 70о, 20 м, выводящий под нависающие скалы жандарма, ключевой участок маршрута, R7-R8 (Фото 6.9А, Б). Нависающие скалы можно пройти насквозь (в буквальном смысле) через ледяную пещеру под жандармом, короткий участок R8-R9 (Фото 6.10А). Далее вдоль гребня выход на вершину жандарма, удобнее разбить на 2 участка, R9-R11 (Фото 6.10Б). На вершине жандарма можно собраться группой, однако, место для бивака не удобное, разве что полулежачего (Фото 6.11). От жандарма, через узкий скальный гребешок, и далее через ледовый сброс следует выйти на ледовые поля в. 5355 (R11-R12) (Фото 6.12А, Б). В 100150 м выше есть удобные снежно-ледовые полки для безопасного бивака, одновременное движение в связках (Фото 6.13).

Следующий участок пути представляет собой обход снежно-ледовых сбросов северно-западного склона в. 5355 с последующим спуском на плато (Фото 6.14). Общее направление движения вверх-направо, лавируя между сбросами и трещинами. Местами требуется крючьевая страховка, 2 ч от места ночевки. Дойдя до западного скального гребня в. 5355 следует искать спуск на плато. (Фото 6.15). Спуск представляет собой снежно-ледовый склон, 300 м, лед до 50о, ограниченный ледовыми сбросами. Была закреплена веревка перил на наиболее крутом участке, 60 м. Далее, некрутой снежный склон выводит на нижнее плато Космос. Здесь возможен безопасный бивак.

Путь на верхнее плато Космос, а также к месту спуска на западную ветвь лед. Григорьева, преграждает ледопад. Ледопад в 2022 г проходился преимущественно по центру с дальнейшим смещение к северному краю плато (Фото 6.16А). Напомним, что в 2019 г мы обходили ледопад южным краем (Фото 6.16Б). В результате группа вышла на северо-восточную оконечность плато Космос, где есть удобные и логичные места для бивака, 5120, 41° 0.707'С 77° 37.842'В. Бивак, в данном случае, рассматривался как штурмовой для восхождения на п. Космос. При движении вниз, на западную ветвь лед. Григорьева, бивак лучше организовывать непосредственно у места начала спуска на ледник (Фото 6.17). От места верхнего бивака на северо-восточном краю верхнего плато (5120) до начала спуска необходимо двигаться левым краем ледопада, находя проходы в ледовых разломах, или же найти альтернативный путь прохода поперек ледопада (Фото 6.17, 6.18). Здесь есть удобные места для бивака, 4920 м, 41° 0.890'С 77° 38.019'В, начинать спуск рекомендуется именно отсюда (Фото 6.19, 6.20)

Спуск на ледник Григорьева осуществлялся по так называемой «лапе» (Фото 6.21А, Б). От точки на краю плато (41° 0.895'С 77° 37.989'В), практически отвесным участком между льдом и скалами и далее по крутому ледовому склону, 60о группа спускалась до бергшрунда, 300 м (5 веревок по 60 м) (Фото 6.22). Ниже, придерживаясь центра лапы, спускались через чередующиеся ледовые сбросы и полки между ними (Фото 6.23). На пути спуска было 6 «дюльферов», по 60 м, до 90о. Не следует раньше времени смещаться вправо по ходу, возможны ледовые обвалы и лавины после снегопада. Желательно заранее наметить путь и по возможности придерживаться его. Выйдя на нижнее ледовое поле, группа прошла направо, к его восточному краю. Здесь надо было найти простейший и кратчайший путь спуска («дюльфер» 60 м, до 90о) на край лавинного конуса, по которому (быстро!!) спустились на ровную поверхность лед. Григорьева. Ниже, на лед. Григорьева, на достаточном расстоянии от ледовых сбросов, возможен безопасный бивак, 4040 м, 41° 1.889'С 77° 37.753'В (Фото 6.24). Треки маршрута через перевал Плато космос приводим (Фото 6.25 А, Б, В, Г, Е)

Стратегия и тактика группы при прохождении перевала Плато Космос.

Перевал Плато Космос был единственным знакомым группе участком всего маршрута. Тем не менее, и он проходился группой с предварительной разведкой и обработкой нижней части ледово-скального северного ребра в. 5355, ключевого участка при подъеме на плато. Это было весьма не лишним, учитывая изменившуюся ледовую обстановку по сравнению с 2019 г. Нижняя часть ребра претерпела существенные изменения, вытаяло много скал, повысилась камнепадоопасность нижней части ребра. Разведав и обработав нижний ледовый взлет под прикрытием сераков 28 Июля, группа на следующий день, 29 Июля, прошла все ребро до ледовых полей в. 5355. Не смотря на осложнившиеся условия на ребре и довольно напряженные погодные условия

(периодические снежные заряды, сильный ветер), группа смогла засветло и с запасом (в отличие от 2019 г) выйти к месту бивака на склонах в. 5355. Вот он, психологический фактор известного пути, про который мы много раз упоминали. При этом в нынешнем году, группа проходила ребро, стартовав непосредственно с ледника Григорьева, без промежуточного бивака на седле, как в 2019 г. Следующий участок, выход на верхнее плато под п. Космос, также претерпел существенные изменения. Для начала, сильно изменился траверс ледовых полей в. 5355, он стал более походить на несложный ледопад, проходимый в связках. На спуске на плато пришлось закрепить перила на ледовом склоне, чего в 2019 г делать не приходилось. Путь через верхний ледопад на плато Космос также изменился. Сейчас нам показалось проще выйти на верхнее плато не южным краем (как в 2019 г), а северным. Благо, путь просматривался, погода в этот день благоприятствовала. Это было сделано 30 Июля, и был разбит штурмовой лагерь на северо-восточной оконечности верхнего плато. При этом место лагеря было значительно ближе к начальной точке спуска с плато на ледник Григорьева, чем в 2019 г, а от п. Космос примерно на равном удалении.

Спуск с плато на ледник также был начат ранним утром, для чего группа переместилась накануне, 3 Августа, от штурмового лагеря ниже, к месту бивака на краю плато. Быстро спустившись на середину «лапы» группа маневрировала от сброса к сбросу и далее к выходу на ледник, выбирая максимально безопасный путь, и к середине дня была уже на лед. Григорьева. Частично путь спуска был просмотрен заранее, во время подъема группы по северному ребру в. 5355. Нам показалось, что ледовая обстановка на «лапе» стала спокойнее по сравнению с 2019 г. Но вероятнее всего опять сработал психологический фактор известного пути. Сравнивая фотографии 2022 г и 2019 г, большой разницы в ледовом рельефе именно на «лапе» мы не увидели, общая конфигурация сохранилась прежней. И даже вариант с подъемом по «лапе» теперь не кажется таким уже диким.

Левобережная морена лед. Григорьева - подход под северное ребро в. 5355

2 ч

Спуск по «лапе» - лед. Григорьева

5-6 ч

Спуск до безопасного места на лед. Григорьева

22-27 ч

Выводы и рекомендации:

Перевал Плато Космос, как и отмечалось ранее, соответствует перевалу 3Б+ к. тр., включает в себя разнообразные формы горного рельефа и требует от группы, помимо технической, тактической грамотности и гибкости при прохождении. На прохождение перевала следует закладывать 4 дня, без учета запасных дней на непогоду, которая на плато частый гость. Возможно прохождение сильной и компактной группой северного ребра в. 5355 одним днем, без предварительной обработки. С учетом изменившихся снежно-ледовых условий, возросла камнепадоопасность нижней части северного ребра в. 5355. Также следует воздержаться от немедленного спуска с плато после сильных снегопадов. Перевал очень красив, позволяет посетить одно из труднодоступных мест района, плато Космос, а также дает возможность совершить восхождение на вторую по высоте вершину района, п. Космос (Шмидта), 5940.

Нашей группой совершено первое и второе прохождение перевала, оба раза группа затратила фактически по 4 дня на его полное прохождение. Маршрут не рекомендуется для групп, идущих в свою первую «шестерку», равно как и для руководства в качестве первой «шестерки».

Фото 6.1. Язык ледника Григорьева из верховьев долины Узенгигуш

Фото 6.2. Выход на зачехленный лед. Григорьева с левобережной морены

Фото 6.3. Место перехода на восточную ветвь лед. Григорьева от слияния ветвей

Фото 6.4. Северный гребень в. 5355 с левобережной морены восточной ветви лед.

Григорьева

Фото 6.5. Подход под северный гребень в. 5355 по левому притоку лед. Григорьева вост.

Фото 6.6 А. Северный гребень в. 5355. Фото 2022 г.

Фото 6.6Б. Северный гребень в. 5355. Фото 2019 г.

Фото 6.7. Выход на северный гребень в. 5355 выше полки

Фото 6.8. Подход под жандарм северного гребня в. 5355

Фото 6.9А. Прохождение ключевого участка северного гребня в. 5355. Фото 2019 г

Фото 6.9Б. Ключевой участок из-под «пещеры», фото 2019 г.

Фото 6.10А. Выход сквозь «пещеру» к пункту R9, фото 2022 г.

Фото 6.10Б. Выход на жандарм выше «ключа». Фото 2019 г.

Фото 6.11. Выход на верхушку жандарма. Фото 2019 г.

Фото 6.12А. Выход с северного гребня в. 5355 на ледовые поля. Фото 2022 г.

Фото 6.12Б. Выход с северного гребня в. 5355 на ледовые поля. Фото 2019 г. Знаком Х обозначена одна и та же скала

Фото 6.13. Ледовые поля в. 5355 выше северного гребня

Фото 6.14. Траверс ледовых разломов в. 5355 по пути на плато Космос

Фото 6.15. Траверс ледовых полей в. 5355 от северного гребня до спуска на плато

Фото 6.16А. Переход с нижнего на верхнее плато Космос, вариант 2022 г.

Фото 6.16Б. Выход на верхнее плато Космос. Вариант и фото 2019 г.

Фото 6.17. Путь через ледопад между нижним и верхним плато Космос. Зеленый трек - подъемные следы

Фото 6.18. Спуск с верхнего плато Космос к точке начала спуска с плато на лед.

Григорьева

Фото 6.19. Группа у точки начала спуска с плато Космос на лед. Григорьева: С. Лобастов, С. Трофимов, А. Тарасов. Фотографирует И. Михалев.

Фото 6.20. Бивак на краю плато, у точки спуска на лед. Григорьева

>50/13

Август

Особые замечания:

Пик Космос (другое название п. Шмидта) расположен в хребте Кокшаалтау в верховьях лед. Григорьева. Это вторая по высоте вершина района, 5940 (Фото 7.1) (высшая точка п. Данкова, 5982). Примечательно, что первое документально подтвержденное восхождение на гору было совершено А. Гуковым и В. Ковалем в сентябре 2021 г по северной стене. Других достоверных успешных восхождений на вершину отмечено не было. Однако пик Космос имеет две практически равнозначные по высоте вершины (Фото 7.2), северную и южную, при этом южная является узловой вершиной (Фото 7.3). Двойка А. Гуков и В. Коваль совершили первовосхождение на северную вершину в 2021 г, южная же оставалась непокоренной. Нашей командой совершено первовосхождение на южную вершину п. Космос 1 Августа 2022 около 15.00 по местному времени. Подъем осуществлен с востока, с плато Космос и далее по восточному кулуару и восточному гребню (Фото 7.4).

Прежде чем приступить к подъему на п. Космос, необходимо выйти на одноименное плато, расположенное к востоку от вершины (Фото 7.5). На само плато есть всего два приемлемых пути, это северное ребро в. 5355, разделяющее западную и восточную ветви лед. Григорьева, и так называемая «лапа», неявно выраженный ледовоснежный гребень-склон, круто падающий с северного края плато Космос на западную ветвь лед. Григорьева. Комбинация обоих путей является перевалом Плато Космос (3Б+), пройденным нами в 2019 г. Причем целесообразно, по вопросам безопасности, подниматься первым путем, а спускаться вторым. Подробно маршрут через перевал Плато Космос описан в предыдущем разделе 9.6.

Непосредственный подъем на п. Космос начинался с верхнего, западного плато Космос. Как уже отмечалось, само плато трехуровневое, и ступени плато разделены ледопадом (Фото 7.5). В сезоне 2022 ледовая обстановка в районе сильно изменилась, многие разломы сильно увеличились в размерах. На верхнее плато логичнее было проходить по центру ледопада, постепенно смещаясь на северную сторону. Здесь же, на северо-восточной оконечности верхнего плато был разбит бивак, 5120, 41° 0.707'С 77°

37.842'В (Фото 7.6). В 2019 г, напротив, мы шли по южному краю плато, под склонами вершины, отделяющей верхнее плато от среднего (Фото 6.16А, Б, раздел 9.6). От места бивака до бергшрунда, подрезающего весь восточный цирк вершины около 1.5 ч хода.

Опять же, в сезоне 2022 г бергшрунд имел куда как более сильный отрыв по сравнению в 2019 г (Фото 7.7А, Б) и уже представлял небольшую проблему для преодоления. И вторая проблема восхождения (по факту, основная), заключалась в том, что восточный скальный контрфорс, отходящий от южной вершины, весьма разрушен, и как следствие камнепадоопасен в утренние и дневные часы, особенно под лучами солнца. Последнее приходит сюда рано, экспозиция-то восточная. Все обломки с контрфорса летят по косой как раз в восточный подъемный кулуар, перекрывая около половины его ширины, в том числе наиболее логичный, на первый взгляд, путь подъема (Фото 7.8). Из этих соображения, наряду с ранним, ночным выходом, был выбран путь наискосок, слева направо по ходу, под прикрытием верхних нависающих скал. Они защищали путь от падения камней с восточного контрфорса, сами же из-за экспозиции «сыпали» мало. Там же, на южной стороне кулуара, находилось одно из немногих приемлемых мест прохождения бергшрунда.

Итак, с верхнего плато Космос группа подошла под бергшрунд, в левой (южной части) широкого восточного кулуара в. Космос, 50 м, снежно-ледовый склон до 50о R0-R1 (Фото 7.9, 7.10А, Б). Бергшрунд преодолели в месте его минимального отрыва, лед 4-5 м, 90о и далее поднялись по снежно-ледовому склону, 300 м, 40-50о наискосок вправо-вверх в направлении единственного скального острова, под верхним поясом скал, перила на ледовых крючьях (4 веревки по 60 м), R1-R5 (Фото 7.11А, Б., 7.12). Фотографии 7.11А, Б, сделанные 31 Июля из верховьев лед. Григорьева вост., любезно предоставлены Г. Сальниковым. Выше скального острова поднимались к ближнему, левому по ходу краю горловины кулуара, 200 м, лед до 50о, R5-R8, 3 веревки по 60 м, (Фото 7.13А, Б). Пройдя горловину кулуара, постепенно заворачивали налево по ходу, как бы за угол. Здесь крутизна увеличивалась, появлялись выходы разрушенных скал. Однако уже из-за северной экспозиции склона было безопасно. Движение затруднял свежий, переметенный из-за хребта снег. После поворота кулуара вылезали на восточный гребень п. Космос (Фото 7.14), выход на него составил еще порядка 150-200 м, лед до 60о, R8-R11, 3 веревки по 60 м. Сам восточный гребень узкий, карнизный, однако противоположная, китайская сторона была пригодна для движения, и был лед для организации надежной страховки. Протяженность пройденного гребневого участка около 100 м, R11-R13, 1.5 веревки (Фото

7.15А, Б). Гребень выводил в небольшую наклонную мульду на краю южной стены п. Космос (Фото 7.16), где можно было собраться, однако место для аварийного бивака здесь малопригодное. До вершины оставалось не более 50 м по ледовому склону средней крутизны, 35-40о, R13-R14 (Фото 7.17). Вершина представляла собой узкий снежноледовый гребень со скальными обрывами в противоположную, западную сторону. Приводим фотографию 2022 г с востока (Фото 7.18А) и фотографию 2018 г с западного гребня п. Космос (Фото 7.18Б), где знаком Х обозначен характерный жандарм на гребне, соединяющим северную и южную вершины Космос. Группа выходила на вершину в грозу и метель, пришлось даже пережидать наиболее активную фазу непогоды в мульде около 1

ч. Видимость с вершины была весьма ограничена, нахождение на гребне было опасно. Эффектных панорам и видов мы были лишены. Итого, на подъем по восточному кулуару и гребню было затрачено около 10 ч, провешено 14 веревок по 60 м (800-850 м). Тур на вершине группа не складывала (не из чего было), камни были в 50 м под вершиной, но в стороне от выбранного пути спуска.

Спуск с вершины был начал около 16.00 от вышеупомянутой мульды, от точки R13

(Фото 7.19). В общем и целом, спуск проходил вертикально вниз, вдоль левых орографически скал. Во второй половине дня солнце на восточной стороне горы уходит за хребет, все замерзает, к тому же у нас поднялась метель и сильно похолодало. Спуск вдоль левых скал стал безопасным, да и прямо вниз спускаться было проще и быстрее. Первый участок проходил через карнизный восточный гребень 60 м в направлении противоположного, орографически левого края кулуара. Далее, спуск проходил по зеркальному льду вдоль левых скал, около 700-750 м, до 60о (Фото 7.20). Лед в этой части кулуара практически не был засыпан снегом, организация станций происходила намного быстрее, чем на подъеме. Всего на спуске было закреплено 11 веревок по 60 м, еще одна веревка потребовалась через заключительный бергшрунд (Фото 7.21). За исключением вершинной веревки, спуск проходил другим путем, не по пути подъема. Таким образом, всего на восхождении на п. Космос Южный с плато и обратно было закреплено 26веревок по 60 м (порядка 1.5 км), путь спуска отличался от пути подъема. Общее время восхождения около 18-20 ч.

Стратегия и тактика группы при восхождении на п. Космос.

При восхождении были использованы следующие тактические приемы. За день до восхождения, 31 Июля, группой была совершена разведка и провеска 3 веревок перил при подходе к бергшрунду, через сам бергшрунд и выше. Заодно была оценена вероятность камнепадов в зависимости от времени. В день восхождения 1 Августа был совершен ранний выход, в 3 ночи и быстрый подъем по нижней части ледового склона. Как и предполагалось накануне, нами был выбран безопасный с точки зрения падения камней вариант. Учитывая внезапный грозовой фронт со стороны Китая, группе пришлось провести около 1 ч в мульде под вершиной, после чего совершить кратковременный выход на вершину. Спуск был начат в 16.00 не по пути подъема, а прямо вниз по левой части кулуара, становившейся безопасной к этому времени. На спуске использовалась техника «самовывертывающегося ледобура» для последнего.

Все предварительные оценки состояния маршрута группой оказались верными, даже с учетом непогоды на вершине, группе хватило светлого времени, чтобы спустится с крутых участков маршрута. Аварийный бивак группа с собой не брала, но газовая горелка, баллон и кастрюля с собой были.

Верхнее плато Космос - бергшрунд

Бергшрунд - верхнее плато

18-20 ч

Выводы и рекомендации:

Пик Космос южный, безусловно, заслуживает оценки 3Б к. тр. по туристской классификации (ну и 5Б по альпинистской, если оценивать весь маршрут от ледника Григорьева). Нашей командой совершено первовосхождение на южную вершину

(узловую) п. Космос. Таким образом, на обеих вершинах горы за всю историю побывало лишь 6 человек. Признаться, маловато для горы такого масштаба и красоты. Справедливости ради надо добавить, что в 2018 г нашей командой была предпринята попытка (неудачная) выхода на северную вершину с запада, через пик Рототаева и далее по западному гребню. Этот весьма амбициозный маршрут еще ждет своих восходителей.

Восхождение на п. Космос через одноименное плато станет украшением любого туристского маршрута 6 к. сл., место по-своему уникально. Пик Космос является одновременно и красивейшим объектом района, и знаковой вершиной. При планировании маршрута на гору необходимо учитывать, помимо описанного выше, крайне неустойчивую погоду в районе объекта. Первым делом непогода цепляется за наиболее высокий хребет, а плато Космос является своеобразным аккумулятором холода на высоте

5000 м. Тучи могут висеть только в районе п. Космос, тогда как над остальной территорией будет сиять солнце. Второе, снежно-ледовая обстановка существенным образом меняется на протяжении последних трех лет, надо быть готовым к любым неожиданностям на маршруте. Впрочем, на данный момент это касается всего района в целом. С ледника Григорьева и обратно необходимо закладывать не менее недели, и это без учета затяжной непогоды.

Восхождение на п. Космос явилось для нашей группы заключительным аккордом замечательного маршрута в целом, завершенным (спуск на ледник Григорьева) в день рождения нашего бессменного участника Александра Тарасова, 4 Августа.

Фото 7.1. Пик Космос с ледника Григорьева

Фото 7.8. Общая линия подъема на п. Космос южный с плато Космос

Фото 7.9. Линия подъема на п. Космос южный, участки R0 - R14

Фото 7.10А, Б. Подход под бергшрунд с плато Космос

Фото 7.11А, Б. Следы группы при подъеме на п. Космос. Фото от 31 Июля с верховьев лед. Григорьева, предоставленное Г. Сальниковым

Фото 7.12. Подъем по восточному кулуару на п. Космос южный

Фото 7.13А. Подъем по восточному кулуару под горловину кулуара

Фото 7.13Б. Подъем по восточному кулуару под горловину кулуара

Фото 7.14. Выход из восточного кулуара на восточный гребень п. Космос

Фото 7.15А, Б. Восточный гребень п. Космос южный

Фото 7.16. Группа в одной веревке от вершины п. Космос южный, гроза

Фото 7.17. Группа на вершине п. Космос южный: И. Михалев, С. Трофимов, А. Тарасов. Фотографирует С. Лобастов

Фото 7.18А, Б. Вершина п. Космос южный, фото с востока 2022 г (вверху) и с запада 2018 г (внизу). Знаком Х обозначен характерный жандарм на гребне

Фото 7.19. Начало спуска с п. Космос южный по восточному кулуару

Фото 7.20. Спуск по восточному кулуару с п. Космос южный на плато Космос

Фото 7.21. Линия спуска с п. Космос южный по восточному кулуару

Фото 7.22. Трек восхождения на п. Космос южный с плато Космос

Отходы, отъезды

Обратный путь до базы охотников на р. Котур мы проделали по пути захода на вторую часть маршрута через перевал Джурек, за исключением переправы. На обратном пути группа переправлялась через р. Айтали, соответственно от ручья Пальгова движение было левым берегом р. Узенгигуш (на заходе двигались правым). Приводим трек маршрута (Фото 8.1)

Фото 8.1. Трек выхода с маршрута на базу через перевал Джурек

Выводы и рекомендации.

Пройден продолжительный (29 дней, около 190 км) и технически насыщенный маршрут 6 к. сл. по хр. Кокшаалтау. Возможно, общее количество пройденных препятствий не зашкаливало, однако это с лихвой компенсировалось их качеством, шесть препятствий, определяющих категорию. Единственное препятствие 3А к. тр. было пройдено в самом начале маршрута, остальные же препятствия были 3Б к. тр. или выше, 3Б+ к. тр., всего 5 шт. Разумеется, мы не считаем перевалы н/к и 1А к. тр. для захода на маршрут. Стараясь ходить на личной технике, где это возможно, группе, тем не менее, пришлось на всем маршруте закрепить порядка 7 км перил. Повторно, после 2019 г, показана возможность связать в одном маршруте 6 к. сл. два соседних технически сложных района хр. Кокшаалтау, район пика Данкова-Шмидта и район г. Кызыл-Аскер, причем с прохождением ключевых препятствий в обоих регионах. Все определяющие препятствия, за исключением вторично пройденного пер. Плато Космос, пройдены впервые. Пройдено три новых перевальных пути 3Б к. тр., в районе г. Кызыл-Аскер, а также совершено первовосхождение на пик Космос южный (узловой, главный), 5Б альп.

Помимо этого впервые пройден перевал 3А к. тр., с лед. Кызыл-Аскер восточный на лед.

Руднева, простейший на сегодняшний день перевал, соединяющий эти ледники. Напомним, что в 2019 г нами был пройден перевал Кызыл-Аскер вост., 3Б к. тр., связывающий те же ледники. Группа повторно посетила неизвестный ранее юго-западный цирк г. Кызыл-Аскер. Рельеф новых мест приходилось читать «с листа», имея в распоряжении лишь данные космоснимков.

Новизна и автономность (порой зашкаливающая), две отличительные черты наших маршрутов последних лет. Хождение описанными маршрутами, промеренными метрами веревок и с маркированными станциями, не имеет ничего общего с первопрохождениями. Однако эти особенности накладывают и определенные ограничения на маршрут. Все должно быть надежно на 120 . Мы не можем допустить ЧП на сопредельной территории, на новом маршруте, не имеющем описания. Мы не можем позволить себе рискнуть и проскочить. Наша команда никогда не играет ва-банк и не ходит «на авось» на маршрутах, в этом ее отличие от многих других команд. В горах все подчиняется здравому расчету и опирается на солидный опыт. Место здоровому авантюризму отводится лишь на стадии планирования, в горах все встает на свои места. Здесь главенствует примат безопасности. Отказаться от прохождения препятствия для нас не означает сойти с дистанции (как считают некоторые). Отступить ради сохранения жизни и здоровья, чтобы потом иметь возможность вернуться и доделать не пройденное ранее. Таков один из главных принципов команды. Так произошло с южным ребром КызылАскера на данном маршруте, так было ранее (в 2019 г) с п. Космос. Сейчас мы вернулись и сделали.

Район с «тяжелой» акклиматизацией по определению. Заезд осуществляется на высоту около 3500 м, а то и выше, и далее группа в течение 1-2 недель может не спускаться ниже отметки 4000 м. Необходимо обращать внимание на предыдущий высотный опыт. Особенно это актуально на китайской территории, там вниз отступать некуда. Несмотря на то, что на ледниках, относящихся к китайской территории, не отмечено встреч с пограничными службами, спускаться далеко в долины все же не стоит.

Район по-прежнему таит в себе большие возможности в плане первопрохождений, как технически сложных, так и довольно умеренных. Много перспективных препятствий сложностью 3Б+ к. тр. Техническая сложность усугубляется автономностью района и его масштабами. Для соединения в одном походе технических препятствий в районе п. Данкова и п. Кызыл-Аскер, на наш взгляд, нужна подготовленная и, одновременно, мотивированная группа. Для «рядового» похода 5-6 к. сл. лучше ограничится каким-то одним массивом.

Район необычайно красив, как уже отмечалось выше, не похож ни на один другой район Тянь-Шаня. Прохождение технических препятствий на гранитных массивах района могут составить изюминку любого горного путешествия. Это эдакий Каравшин или Ляйляк, только льда намного больше. Для любителей последнего. В районе есть ледники, по-видимому, никогда не посещавшиеся.

Для заезда в район, на данный момент, лучше воспользоваться западным путем, со стороны г. Нарын, особенно для маршрутов в районе п. Кызыл-Аскер. На западном пути меньше неожиданностей, в виде смытых дорог, мостов, осыпавшихся берегов. Кроме этого, от новой охотничьей базы на р. Котур, при желании можно нанять караван в район р. Айтали и урочища Джурек.

Для посещения района необходимо оформление пограничных пропусков. При этом следует учитывать, что район Кызыл-Аскера и плато Кагалячап относятся к Нарынскому району, а верховья р. Узенгигуш и ее притоков к Иссык-кульскому, и обслуживаются различными погранотрядами.

Дополнительные справочные материалы

Снаряжение групповое

Топливное и кухонное оборудование. На маршрут были взяты 2 газовые горелки

MSR Wind Pro, газ, 20 баллона Ковея по 230 г и 16 баллонов по 450 г, купленных в

Бишкеке через Юрия Траченко (г. Москва). Газ заказывали заранее из расчета на 6 человек. Излишки оставили охотникам на базе. На маршруте газ не экономили, готовили на 1.5, 2 и 3-х литровых кастрюлях Jet Boil, автоклавами не пользовались. Группа так ходит с 2013 г, бытом довольна. В этом сезоне группа в большей части шла на сублимированных продуктах, что также приводило к экономии газа и времени на готовку

(подробнее см. раздел Питание)

Палатки. В группе было 2 палатки в начале маршрута. Двухместная NEMO Chogori 2P (по факту на троих) и двухместная БАСК. На второй части маршрута модель Chogori 2P была заменена на бОльшую, модель Chogori 3P (по факту четырехместную). Все палатки вполне удовлетворяли своим качеством, особенно обе модели NEMO.

Устойчивые и надежные модели, при этом, одни из самых легких для своих габаритов, вес 3.2/3.8 кг (2Р/3Р).

Питание

В сезоне 2022 г группа решила опробовать сублимированные готовые блюда от различных производителей, практически отказавшись от традиционных пропаренных круп.

Из доступных в России продуктов мы, с лучшей стороны по вкусовым качествам, отметили питание от Adventure Food (Голланлия) и отечественные от Sublim Food. У первых особо отметим пасту (карбонара, болоньез), однако не рекомендуем омлет, у вторых особо отметили супы (борщ, рассольник, картофельный), а также блюда с мясом. Также опробовали блюда от Mountain House, Backpackers Pantry, Продукты хорошие, но труднодоступные в настоящее время.

Продукты от ЗОЖ (Равновесие) не рекомендуем, блюда от компании Здоровая Еда ничего особенного собой не представляют, альтернатива обычным крупам, разве что уже с добавками.

Литература

Отчеты О. Г. Чхетиани по Западному Кокшаалтау:

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4096 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4092 http://www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/chetiani/perevaly_osn.shtml6

Д. Попов. Отчет о горном походе 5 к. сл. по внутреннему и южному Тянь-Шаню. Москва, 2004. Библиотека МГЦТК, отчет № 6009

Д. Супонников. Отчет о горном походе 4 к. сл. по Тянь-Шаню в августе 2009 г.

И. Михалев. Отчет о горном походе 4 к. сл. по Тянь-Шаню в июле-августе 2014 г.

И. Михалев. Отчет о горном походе 6 к. сл. по Тянь-Шаню в июле-августе 2016 г.

И. Михалев. Отчет о горном походе 6 к. сл. по Тянь-Шаню в июле-августе 2019 г.

href="http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9322">http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9322

И. Михалев. Космос это маленькая Победа.