Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о о горном спортивном маршруте 6 к.с.по Центр. Кавказу, совершенного в период с 15 июля по 7 августа 2022 года. Часть 1

В отчёте определение «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно. Указанное время чисто ходовое. Пройденное расстояние даётся с коэффициентом 1,2. Использованы общепринятые туристские сокращения. НаФото графиях красным цветом показан путь движения группы, синим цветом путь движения группы по перилам.

Для определения координат использовался GPS навигатор GARMIN Etrex 30x.

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация «Федерация спортивного туризма Московской области».

Место проведения Республика, край: Россия, РСО-Алания

Район: Центральный Кавказ (Цей, Караугом, Суганский хребет).

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км*

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

6 к.с.

15.07.2022-

07.08.2022

* С учетом коэффициента 1.2.

Подробная нитка маршрута

Заявленная:

Владикавказ - пос.Верхний Зарамаг - д.р. Адайкомдон - пер. Сказский(2А*, 3804) - а/л Цей - л. Цей - пер. Хицан(1Б, 3320) - пер.Уилпатинский С.+в. Уилпата+пер.Уилпатинский Ю.(3Б,4660) - пер. Караугомский ледопад (3А*, 3713) - д.р. Караугом - пос. Дзинага - д.р.Урух - а/л Комы-Арт - д.р.Урух - пер. Доппах Зап. (3Б, 4269) - л. Нахашбита - пер. Суган (3А, 3817) - л. Доппах - пер. 50 лет ВЛКСМ + в. Сугантау + пер. Гюльчи (3А, 4496) - л. Юж. Суган - д.р. Ахсу - д.р. Карасу - д.р. Черек Балкарский - пос. Верхняя Балкария

Пройденная:

Владикавказ - пос.Верхний Зарамаг - д.р. Адайкомдон - пер. Сказский (2Б, 3804) - а/л Цей -л. Цей - пер. Хицан (1Б, 3320) - пер.Уилпатинский С. (3А, 4250) - пер. Ворошилова (3Б, 4272) - д.р. Караугом - пос. Дзинага - д.р.Урух - а/л Комы-Арт - д.р.Урух - пер. Доппах Зап. (3Б, 4269) - л. Нахашбита - пер. Суган (3А, 4023) - л. Доппах - пер. Солдат (1Б, 3709) - л. Юж. Суган - д.р. Ахсу - д.р. Карасу - д.р. Черек Балкарский - пос. Верхняя Балкария

Маршрут пройден с использованием запасных вариантов.

Обзорная карта региона с указанием маршрута и мест ночевок

Красным показан заявленный маршрут, зеленым - запасные варианты.

Высотный график по дням

Пройденные препятствия маршрута

Вид препятствия

к.с.

Название

Характеристика препятствия

Сказский

Высота 3804м (3848м GPS) Подъём снежно-ледовый и осыпной до 30-35°, местами от 45 до 55о. Траверс снежноледовый 45-60о (4 веревки),.Спуск снежно-ледовый 45-50о (4 веревки).

Хицан

Высота 3320м (3306м GPS) Подъём осыпной местами до 40°. Седловина осыпная. Спуск осыпной и снежноледовый 100м от 40° до 30°.

Уилпатинский Сев.

Высота 4250м (4279м GPS) Подъем и спуск снежно-ледовые крутизной до 45-60° (5 веревок на подъем и 5 на спуск).

Ворошилова

Высота 4000м (4272м GPS) Подъём снежно-ледовый крутизной до 35о. Спуск снежно-ледовый от 40 до 70о (20 веревок)

Доппах Зап.

Высота 4269м (4229м GPS) подъем снежно-ледово-скальный крутизной 45-50° со скальными ступеньками (8 веревок). Спуск - снежно-ледовый ступенями крутизной 45-80° (9 веревок). Бергшрунды.

Суган

Высота 3817м (4023м GPS) Подъём- снежно-ледовый крутизной от 30 до 50°, бергшрунды (1,5 веревки). Спуск - скальный со скальными ступеньками и снежно-ледовый 4060°. (10 веревок)

Солдат

Высота 3709м (3693м GPS) Подъём осыпной до 30°. Спуск - конгломератно-осыпной до 40° со скальными выходами.

Данные руководителя и участников, их опыт и обязанности в группе

Ф.И.О.

Ярцев Герман Николаевич

Снаряженец

5ГУ (Алтай)

Адрес хранения отчета, в том числе электронный адрес сайта нахождения отчета

Отчет хранится в библиотеках ФСТ Московской области и ФСТ Дмитровского района МО. Отчет размещен на сайте ФСТ Дмитровского района http://fst-dmitrov.ru/

Поход рассмотрен МКК ЦФО

Маршрут утвержден МКК ЦФО (Деянов Р.З., Нижниковский Е.А., Мартынов В.В., Кодыш

В.Э.). Маршрутная книжка № Ц/3-602. Шифр МКК ЦФО - 077-00-666665533

Планирование и подготовка маршрута

Общая идея похода

Первоначально районом для похода был намечен Заалайский хребет. Но из-за проблем с выездом за границу у одного из наших лидеров пришлось сменить район похода на Кавказ. Основной идеей похода 6 к. с. по Кавказу было прохождение техничного маршрута по Северной Осетии, включающего посещение Цейского ледника и Караугомского ледового плато, а также Суганского хребта, как наиболее зрелищных и технически интересных участков Северной Осетии. Большинство участников в этом районе Кавказа не были.

Целью похода стало также получение нового горного опыта и совершенствование технических навыков на скалах, ледниках и снежных склонах, отработка взаимодействия в группе. При этом маршрут строился так, чтобы максимально, насколько это возможно в пределах похода, показать достопримечательности и красоты района. Также важной задачей стали разведка и прохождение перевала Доппах Западный (3Б). Перевал камнеопасен и последний раз проходился 17 лет назад. Затем, из-за несчастных случаев его перестали ходить. Было интересно оценить его современное состояние.

В результате получился динамичный и насыщенный препятствиями разного рода линейный маршрут с организацией двух забросок для облегчения рюкзаков участников.

Предпоходная подготовка

Большое внимание было уделено подготовке группы к походу 6 к.с. Группа много тренировалась на Подмосковной «сосульке», отрабатывая ледовую технику. Выезжали на скалы в Полушкино для отработки навыков лазания и страховки, а также спасательных работ. Участники группы много тренировались в Икшанском карьере при подготовке к соревнованиям, принимали участие в зимних и весенних соревнованиях по горной технике в Московской области. 3 участника ездили на сборы по скалолазанию в Крым на майские праздники. Кроме того, участники самостоятельно занимались своей физической формой при подготовке к походу, участвовали в соревнованиях по ориентированию и рогейнах.

Выбор и планирование маршрута

Северная Осетия была выбрана районом нашей группы по причине наличия большого числа интересных технических перевалов 3А, 3Б к.с. и одновременно относительно высокой доступности (т. к. заезд в большинство главных долин, включая д. р. Зарамагдон, д. р. Цейдон и д. р. Урух, возможен на микроавтобусе из Владикасказа или из Нальчика). Это позволяет сделать на маршруте несколько забросок, и этим существенно снизить средний вес рюкзаков. Одним из мест хранения забросок мы выбрали а/л Цей, а вторую планировали завезти на турбазу Ростсельмаш.

Так как удобный заезд и выезд осуществляется в долины и из долин р. Зарамагдон,

д. р. Цейдон и д. р. Урух, то мы построили маршрут из следующей последовательности этапов:

Старт из пос. Верх. Зарамаг, прохождение по д.р. Адайкомдон и через перевал Сказский (2А*, 3800) спуститься к заброске в а/л Цей (этап акклиматизации). На первый этап мы заложили 4 дня

После взятия заброски в а/л «Цей» в д. р. Цейдон - переход на лед. Сев. Цей и переход в д. р. Караугом через перевалы в районе Караугомского плато (его формула «1Б + 3Б + 3А*»). На второй этап мы заложили 6 дней + 2 дня запасных

Взятие заброски в дол. р. Урух на т/б Ростсельмаш и заключительная часть маршрута (формула «3Б + 3А + 3А») с выходом в Кабардино-Балкарию по д. р. Черек Балкарский. На этом этапе мы планировали разведать и пройти давно не хоженый пер. Доппах Западный (3Б). На третий этап мы заложили 9 дней + 3 дня запасных.

Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально сложных и/или лавино- и камнеопасных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП.

Запасные варианты включали:

• Прохождение пер. Уилпатинский Северный (3А, 4250) вместо траверса в. Уилпата (3Б, 4660)
  • Прохождение пер. Караугом-Гулар (Ворошилова) (3А*,4000) вместо пер. Караугомский ледопад (3А*, 3713)
  • Прохождение связки пер. Купол Вологаты + Вологата (2Б, 4318) вместо пер. Караугомский ледопад (3А*, 3713)
  • Прохождение пер. Доппах (3А, 3802) вместо пер. Доппах Зап. (3Б, 4269)
  • Прохождение пер. Мориса Тореза (2Б, 3890) вместо пер. Суган (3А, 3817)
  • Прохождение пер. Осыпной (1Б, 3450) + Панорамный (3А,4000) вместо траверса в. Сугантау (3А, 4496)
  • Прохождение пер. Гюльчи (2Б, 4021) вместо траверса в. Сугантау (3А, 4496)
  • Прохождение пер. Солдат (1Б, 3709) вместо траверса в. Сугантау (3А, 4496).

Использованы были 1-й, 2-й и 8-й запасные варианты.

Аварийные варианты, вследствие относительно высокой доступности Северной Осетии, построить было не сложно, и они включали:

• Спуск в пос. Верх. Зарамаг по д. р. Зарамагдон и р. Мамихдон
  • Спуск до а/л «Цей» по д. р. Цейдон
  • Спуск по д. р. Урух и р. Караугом до пос. Ахсау
  • Спуск по д. р. Нахашбита до пос. Верх. Жемтала или до пос. Верх. Балкария.

Изменения маршрута и их причины

От траверса в. Уилпата нам пришлось отказаться по причине начавшегося шторма. Затратили много сил на подъем к вершине и спуск обратно на пер. Уилпатинский Сев. На следующий день необходимо было восстановить силы, но просто сидеть на перевале и тратить день не хотелось. В итоге решили спуститься с пер. Уилпатинский Сев. на плато. Плато оказалось покрыто твердым фирном с небольшим слоем свежего снега, ходилось по которому очень легко. Нас еще на подходе предупреждали о большом количестве старого зимнего снега. При этом нового летнего снега выпадало мало. Сверху было видно, что снегом занесены почти все трещины в начале Караугомского ледопада, что упрощало его прохождение в верхней части. К тому же прохождение ледопада требует хорошей видимости в течении дня, чтобы планировать безопасный путь. Поэтому приняли решение пройти перевалом Ворошилова. Нам показалось, что этот вариант в данных условиях интереснее технически и менее зависим от погоды, что оказалось верным.

Неожиданно получили расстройство ЖКТ на поляне Нахашбита из-за питья сырой воды (на поляне пасся большой табун лошадей, но мы их увидели только когда поднялись). Из-за этого потратили день на лечение и далее несколько дней группа шла в ослабленном состоянии. После пер. Доппах Зап. одну веревку побило камнями, и мы остались с двумя веревками, что замедлило прохождение технических участков. К тому же нестабильная погода заставила потратить оставшиеся запасные дни. Пройти траверс в. Сугантау мы уже не успевали. Поэтому, когда спустились с пер. Суган под пер. 50 лет ВЛКСМ приняли решение выходить самым легким путем через пер. Солдат.

Организация безопасности, страховка, связь

МЧС.

За 10 дней до выхода на маршрут группа встала на учёт в ГУ МЧС по РСО-Алания (г. Владикавказ, ул. Островского, д. 33, тел. +7(8672)25-84-32 или +7(8672)40-54-47). Группа сообщала оперативному дежурному о выходе на маршрут и о его успешном завершении.

На всякий случай, у нас также имелись контакты ГУ МЧС по Кабардино-Балкарии

(г. Нальчик, ул. Чернышевского, д. 19, тел. +7(8662)74-06-05 или +7(8662)74-35-38).

Страховка.

На случай ЧП, все участники похода были застрахованы в компании «Совкомбанк страхование» (assistance Class Assistance) по программе экстремальный отдых с 18.07 по 6.08.22г (20 дней). Сумма страхового покрытия была 35000 USD с возможностью вызова вертолёта в случае ЧП.

Пропуска в погранзону.

Пограпропуск оформляли коллективный на всю группу, направляя заявление по электронной почте в соответствующие подразделения ФСБ России за 40 дней до выхода на маршрут: pu.rsoalania@fsb.ru (Северная Осетия). К заявлению прилагается список группы с адресами и паспортными данными, а также копии паспортов всех участников. При недостатке времени можно указать в заявлении представителя, который может получить пропуска на руки в соответствующем пограничном управлении Владикавказа. К сожалению оформление пропуска почему-то затянулось, получить по почте его мы уже не успевали и, чтобы получить его вовремя, нам пришлось воспользоваться помощью Бориса Саракуева (тел. +7(928)950-38-68, e-mail: bezonec@list.ru), который передал нам пропуск с водителем.

Для Кабардино-Балкарии пропуск не понадобился, т.к. мы не входили в 5километровую зону, а шли только по дороге. Пограничники проверили только наши паспорта.

Пропуска в заповедники.

Часть нашего маршрута проходила по территории заповедника РСО-Алания и Национального парка. За 10 дней до выхода на маршрут мы оформили коллективные пропуска на посещение заповедника и Национального парка. За пропуск в заповедник заплатили по 150р. с человека. Пропуска оформляли по электронной почте: npalaniaturism@mail.ru (Северная Осетия, Национальный парк «Алания») и zapovednik15@bk.ru

(Северо-Осетинский высокогорный заповедник). Эти пропуска у нас ни разу не проверяли.

Связь.

У группы на маршруте был спутниковый телефон Thuraya для связи с координатором. У нашего координатора в Москве, как и у членов МКК, были в наличии график движения группы (вместе с запасными и аварийными вариантами), нитка маршрута на карте, а также данные участников похода и координаты страховой компании и компании-ассистанса. Вся подробная информация, получаемая нашим координатором от группы, выкладывалась в интернет в течение суток.

Для связи между собой был взят комплект из четырех раций. Это существенно упростило координацию действий и экономило время на технических участках, а также при разведке местности при отсутствии прямой видимости между участниками.

Кроме того, имелись 2 GPS навигатора GARMIN Etrex 30x, в которые была загружена векторная карта. Один навигатор писал трек, второй отмечал путевые точки.

Все вышеизложенные меры, принятые в совокупности, были призваны обеспечить высокую и надёжную безопасность нашего мероприятия.

Транспорт, заброски и другие полезные сведения

Из Москвы до Владикавказа группа летела самолётом компании Уральские авиалинии рейс U6 1367 Москва (Домодедово) - Владикавказ (Беслан).

Отправление 15.07 в 11:50, прибытие в 15:20. Стоимость авиабилетов 8200р. или 11984р. (если брать дополнительное место багажа). В компании Уральские авиалинии допустимый вес багажа 23 кг. и ручной клади 10 кг. Но ручная кладь должна влезть в определённые габариты 36х30х27см. Чтобы перевезти весь наш груз купили дополнительно к билетам во Владикавказ еще 2 места багажа по 23 кг.

Обратно добирались по-разному. Часть группы осталась, занятая своими делами.

Часть улетела в Москву из Минеральных вод рейсом Аэрофлота SU 1301 Минеральные Воды - Москва (Шереметьево). Отправление 09.08 в 19.35, прибытие в 23.10. Стоимость авиабилетов 7784р.

Для заезда в пос. Верх. Зарамаг в начале маршрута и для выезда из Верхней Балкарии в конце маршрута мы воспользовались услугами Бориса Саракуева (тел. +7(928)950-38-68, e-mail: bezonec@list.ru), который также организовал завоз наших забросок в а/л «Цей» в долине р. Цейдон и на т/б «Панорама» в долине р. Урух без нашего участия. Первоначально вторую заброску планировали оставить на т/б «Ростсельмаш», но оказалось, что с этого года они заброски не принимают. Заброску оставили на соседней т/б «Панорама», расположенной немного ниже.

Заезд в пос. Верх. Зарамаг из Владикавказа нам обошёлся в 8500 р. За завоз обеих забросок в а/л «Цей» и на т/б «Панорама» Борис с нас взял 7100 р. Выезд из пос. Верх.

Балкария до горячих источников «Аушигер» нам стоил 6000 р.

График движения

Грунтовая дорога

Тропа

Травянистые и осыпные склоны

утро-ясно день- ясно вечер- ясно

М.н. - подход под пер. Сказский. Разведка перевала.

Травянистый, осыпной и снежно-осыпной склон до 35о

утро-облачно день- легкая облачность вечер- легкая облачность

М.н. - пер. Сказский (2Б,3848) - верхние Сказские ночевки

+400

-350

Снежный и осыпной склон от 35 местами до 4560о. Закрытый ледник до 45-50о.

утро- ясно день- облачно вечер- облачно

М.н. - а/л Цей - д.р. Цейдон (р.Белая)

8,5

-1600 +100

Скально-осыпной, травянистый и конгломератный склон до 40о. Тропа, грунтовая дорога.

утро-ясно день- легкая облачность вечерпасмурно, туман

М.н. - д.р. Цейдон - л. Цей (хижина)

+1000

Тропа, осыпи, бараньи лбы, открытый ледник.

утро-ясно день- легкая облачность вечер-облачно, ветер

М.н. - пер. Хицан (1Б, 3320) - пер. Воробьевский

+300

-100

Осыпной и снежно-осыпной склон крутизной до 40о. Ледовый и снежный склон до

40о.

утро-ясно день-пасмурно, временами дождь вечер- туман, снег, ветер

Отсидка

утро- пасмурно, туман, снег, сильный ветер. день-пасмурно с прояснениями, снег, ветер. вечер-облачно.

М.н. - пер. Уилпатинский Сев. - попытка траверса в. Уилпата - пер. Уилпатинский Сев. (3А, 4250)

+500 -250

Снежно-ледовый склон крутизной от 35 до 50о.

утро-ясно день- пасмурно, снег, туман, ветер. вечерштормовой ветер, снег, туман

М.н.- Караугомское плато - подход под пер. Ворошилова

-350

+50

Снежно-ледовый склон крутизной от 35 до 50о. Закрытый пологий ледник.

утро -ясно день - легкая облачность вечер - облачно

М.н. - пер. Ворошилова (3Б, 4272) - правобережная морена

+300

-800

Снежно-ледовый склон с перепадами от 40 до 70о.

утро-ясно день- легкая облачность, временами туман вечер- ясно

М.н. - карман левого борта л. Караугом

-1100

Осыпные и травянистые склоны, открытый ледник.

утро-ясно день- легкая облачность, временами туман вечер- ясно

М.н. - д.р. Караугом - д.р. Харес - т/б Панорама

-1050 +400

Тропа, грунтовая и асфальтовая дорога.

утро - пасмурно, дождь день - ливень, град вечер - облачно с прояснениями

М.н. - а/л Комы-Арт - д.р. Харес

+500

Грунтовая дорога, тропа.

утро-ясно день- легкая облачность вечер- облачно

М.н. - д.р. Харес - поляна Нахашбита

+550

Тропа, Травянистые склоны крутизной до 35о.

утро-ясно день- ясно вечер- легкая облачность

Дневка из-за болезни

утро-ясно день- ясно вечер- легкая облачность

М.н. - ледник под пер. Доппах Зап.

+850

Осыпные склоны, морены, открытый и закрытый ледник

утро-ясно день- пасмурно, временами дождь вечер- пасмурно

М.н. - пер. Доппах Зап. (3Б, 4229м)

1,5

+600

Снежно-ледовый кулуар 45-50о со скальными участками 60-70о.

утро-ясно день - ясно вечер- облачно

М.н. - северо-восточный гребень в. Зап. Доппах

-250

Снежно-ледовый склон от 45до 80о.

утро-легкая облачность день- облачно, после 12ч. туман, дождь, ветер, гроза вечер - облачно с прояснениями

М.н. - плато на Ю-З ветви

л. Нахашбита под пер. Суган.

-300

Снежно-ледовый склон 55о.

утро-облачно день- облачно, после 14ч. дождь, туман, ветер вечер- облачно с прояснениями

М.н. - пер. Суган (3А, 4023) - л. Доппах

+300 -500

Закрытый ледник до 45о, бергшрунды, скальный склон от 30 до 80о на перепадах.

утро-ясно день- переменная облачность вечер- облачно

М.н. - пер. Солдат (1Б, 3709) - д.р. Ахсу

6,5

-150

+350

-800

Осыпные склоны и снежники до 35о, травянистоосыпные склоны

утро-ясно день- переменная облачность вечер- туман, дождь

М.н. - д.р. Карасу - нижний гостевой дом Уштулу

-1000

Травянистоосыпные склоны, тропа, грунтовая дорога

утро-ясно день- легкая облачность вечер- легкая облачность

*С учетом коэффициента 1.2

Техническое описание маршрута

Перевал Сказский

Категория трудности - 2Б , снежно-ледовый и осыпной.

Высота - 3804м, GPS - 3848м,

Координаты: N 42о 44,661 E 43o 52,998

Соединяет л. Скаазский и д.р. Зарамаг (р. Адайкомдон)

Прохождение перевала описано от пос. Верх. Зарамаг до а/л Цей

15.07.20221

День 1

утро-ясно день-ясно вечер - ясно

Владикавказ - пос. Верх. Зарамаг - д.р. Адайкомдон

1,5 км

+100м

0 ч 45 мин

Прилетели во Владикавказ в 15.20. До 17.00 формировали заброски и поехали к началу маршрута на заказанной машине. В 19.30 приехали в Верх. Зарамаг, переправившись по понтонному мосту через Зарамагское водохранилище. Идем по грунтовой дороге вдоль левого берега р. Адайкомдон. Проходим последние дома поселка и за 45мин. доходим до места ночевки на пологой травянистой поляне у дороги за небольшим ручьем (Н = 1828м N 42о42,282° E 43о56,956°). В сумерках ставим палатки и ужинаем. Воду берем в ручье (до него 250м), можно также брать ее из реки.

16.07.20221

День 2

утро-ясно день-ясно вечер - ясно

подъём по д. р. Адайкомдон

10 км

+800м

4ч 15 мин

Подъем в 5.00. Выходим в 6.40. Погода ясная. Идем по грунтовой дороге по левому берегу р. Адайкомдон (Фото 1) . Попадаются ручьи, есть места под палатки немного дальше нашей ночевки. В 7.54 дошли до коша, дорога кончилась. Кош расположен у слияния рек Адайкомдон и Зарамаг. Далее идем вдоль р. Зарамаг Недалеко от коша переходим по мосту на правый берег реки и далее идем по тропе. Открываются верховья долины и наш путь подъема к пер. Сказский по травянисто-осыпному склону справа по ходу от бараньих лбов (Фото 2). Наметили подняться до перегиба осыпного склона на уровне верха бараньих лбов. Идем не спеша. В 10.00 бродим реку на левый берег, дальше идем без тропы. День очень жаркий, больше 30оС. Крутизна склона увеличивается, идти становится труднее. Воду быстро выпили. Надеялись на ручьи, но их из-под пер. Сказский не оказалось, хотя следы от них были. Ручьи, стекающие из-под л. Зарамаг по бараньим лбам, уходят к правому борту долины. У некоторых участников появились признаки обезвоживания. Провели разведку и поняли, что вода есть только в ручьях, стекающих с бараньих лбов. В 13.10 поднялись на пологий травянисто-осыпной склон под бараньими лбами, переправившись через многочисленные рукава ручьев (Фото 3). Место красивое, с бараньих лбов стекает водопад, вокруг поляны цветов. Пообедали и решили, что на сегодня хватит. Набрали 800 метров. Поставили палатки (Фото 4) (Н = 2689м N 42о43,404° E 43о52,698°). Остаток дня отдыхаем.

Фото 1. Подъем по долине р. Адайкомдон сначала идет по дороге.

Фото 2. Путь подъема к месту ночевки (красный) и более оптимальный путь (зеленый), если планируется ночевка под бараньими лбами. Синим показано начало подъема на следующий день.

Фото 3. Переправа через ручьи перед местом ночевки.

Фото 4. Место ночевки под бараньими лбами.

17.07.20221

День 3

утро-облачно день-легкая облачность вечер - легкая облачность

М.н. - подход под пер. Сказский. Разведка перевала.

+800м

3ч 40 мин

Подъем в 3.30. С утра облачно. Выходим в 5.00. Бродим ручьи в обратную сторону и начинаем подниматься по крутому травянисто-осыпному склону вдоль самого правого по ходу ручья, стекающего с бараньих лбов (Фото 5 и 6). В 7.00 вышли на пологий участок под холмами морен пер. Сказский (Фото 7). Место каменистое, мест, где можно поставить палатки мало. Воды нет, только снежники. В конце августа или в менее снежные годы их может не быть. Отсюда открывается вид на л. Зарамаг с перевалами Зарамагский и Зарамаг Южн. (Фото 8). Далее по ложбинам морен, местами заснеженным, поднимаемся к пологому снежному полю (Фото 9 и 10). В этом году очень много снега. НаФото графиях из отчетов прошлых походов эти места были полностью осыпными и бесснежными. Прошли мимо старых площадок под палатки (N 42о42,282° E 43о56,956°). Заснеженное ущелье с подъемом поворачивает влево. Мы, не делая большой крюк, срезаем траекторию через полосы осыпей, прорезающих снег. Здесь круче, но короче. В 10.05 выходим на верхнюю полосу осыпи. Заснеженное ущелье уходит дальше влево к в. Адайхох, а перед нами открылся пер. Сказский (Фото 11). Виден кулуар в скалах, по которому обычно спускаются с перевала, и справа по ходу снежный склон широкого кулуара с пятнами осыпей, ведущий к началу траверса гребня. Здесь спускаются реже. Мы же проходим перевал в обратном направлении. Отчетов с описанием прохождения в обратном направлении мы не нашли. Провели разведку кулуара в скалах. К нему ведет крутой осыпной конус, частично покрытый снегом (Фото 12). На снегу видны многочисленные камни. Нижняя часть кулуара крутая, узкая скальная (Фото 13 и 14). Выше кулуар немного расширяется и выполаживается, и укрыт снегом. Из кулуара течет достаточно мощный ручей и уходит под осыпной конус. Ручей занимает дно узкого скального кулуара. Время от времени по кулуару сходят камни. При нас сошел каменный поток, похожий на сель. Опасно подниматься по такому кулуару, по узкой скальной части, где некуда спрятаться от камней и нельзя быстро пройти из-за мощного ручья. Решили проходить по второму варианту с подъемом правее по ходу по снежно-осыпному склону и траверсом гребня. Возвращаемся к осыпи и делаем площадки. В 12.30 поставили палатки (Фото 15). Координаты места ночевки Н = 3428м N 42о44,317° E 43о53,107°. На сегодня хватит, набрали 800 метров. Воду берем в камнях в ручейках от тающего снежника. Хорошо, что погода солнечная.

Фото 5. Подъем по травянисто-осыпному склону

Фото 6. Вид с подъема на долину р. Зарамаг. Отмечено место ночевки.

Фото 7. Пологий участок перед холмами морен под пер. Сказский. Показан путь дальнейшего подъема

Фото 8. Вид на л. Зарамаг и перевалы.

Фото 9. Выходим к пологому заснеженному полю.

Фото 10. Наш путь подъема по заснеженным моренам.

Фото 11 Перевал Сказский с юга и два варианта подъема.

Фото 12. Подъемный кулуар в скалах.

Фото 13. Нижняя часть кулуара.

Фото 14. Нижняя часть кулуара

Фото 15. Наш лагерь на полосе осыпи под пер. Сказский

18.07.20221

День 4

утро-облачно день-легкая облачность вечер - легкая облачность

М.н. - пер. Сказский (2Б,3848) - верхние Сказские ночевки

+400м -350м

7ч 45 мин

Подъем в 3.30. С утра ясно. Выходим в 5.17. Поднимаемся по снежно-осыпному склону широкого кулуара, как наметили вчера (Фото 16 и 17). Склон крутизной 30о покрыт жестким фирном, идем в кошках. По мере подъема крутизна немного увеличивается до 35о, а кулуар понемногу сужается. Отдыхаем на скально-осыпных выходах. В 7.00 дошли до участка осыпи в верхней части. Недалеко уже осыпная седловина вверху кулуара, но если выходить на нее, то придется обходить скальный жандарм, чтобы траверсировать влево к седловине пер. Сказский. Слева по ходу заметили осыпной кулуар, выводящий на боковой отрожек левее жандарма (Фото 18). Снимаем кошки и поднимаемся по крутой 35-40о живой осыпи в кулуаре на скальные выходы под снежником (Фото 19). Одеваем кошки и по крутому (от 45 до 55о в верхней части) фирну на 3 такта поднимаемся на пологий снежный гребень. По нему выходим в 8.20 на так называемую восточную седловину пер. Сказский (Фото 20 и 21). Седловина осыпная, есть площадки под палатки (Фото 22). Координаты седловины Н=3856м N 42о44,638° E 43о53,201°. С седловины открывается вид в сторону а/л Цей и л. Сказский (Фото 23). Но скоро долину затянуло облаками. Отдыхаем и осматриваем следующий участок пути. Далее идем влево по заснеженному гребню до следующего жандарма (Фото 25). Гребень перед ним сужается. Обходим жандарм справа по крутому 50-55о фирновому склону, провесив перила на ледорубах (Фото 26). Проходим по снежному гребню до скального гребня, за которым находится основная седловина пер. Сказский. Обходим его справа. Первая веревка идет на спуск по 45о снежному склону к выступам скал у основания гребня, здесь пологая снежная полка (Фото 27). Первую веревку крепим на ледорубах, сброс на ледорубном кресте. Следующая веревка (станция на ледорубах, промежуток на ледобуре) идет траверсом по скальным выступам и далее по крутому 55-60о снежно-ледовому склону до скального выступа (Фото 28). Третья веревка проходит по такому же крутому снежно-ледовому склону, который постепенно выполаживается и выводит на снежную седловину перевала (Фото 29). На перевал вышли в 13.05 (Фото 30 и 31). Сняли записку группы туристов турклуба Вестра под руководством Натальи Митюшиной от 13.08.21г.

Обедаем. Готовим в глубокой мульде на седловине. Здесь камни и защищено от ветра. Погода начинает хмуриться, собираются плотные облака. В 14.50 начинаем спуск с седловины. Провешиваем 2 веревки по снежно-ледовому склону крутизной 40-45о до выполаживания (Фото 32, 33, 34). Станции на ледорубах. Бергшрунд забит снегом. Проходим пологий участок и провешиваем еще 2 веревки по снежно-ледовому склону крутизной 45-50о до более пологой 30-35о снежной части (Фото 35). Первая веревка на ледорубах, вторая - на ледобурах. Бергшрунд забит снегом. Далее уже спускаемся ногами на пологий ледник. В связках проходим по леднику, обходя трещины, к верхним Сказским ночевкам (Фото 36). В 17.00 пришли на ночевки (Н=3500м N 42о45,263° E 43о52,855°).

Практически все здесь занесено снегом (Фото 37). Только по краям среди камней есть несколько площадок под маленькие палатки. Выравниваем площадки на снежнике и встаем на ночевку.

Фото 16. Начало подъема на пер. Сказский

Фото 17. Подъем по широкому кулуару

Фото 18. Подъем через боковой кулуар в обход жандарма

Фото 19. Верхняя часть бокового кулуара - крутой снег.

Фото 20. Подъем по пологому снежному гребню

Фото 21. Выход на гребень (восточную седловину пер. Сказский)

Фото .22. Восточная седловина пер. Сказский.

Фото 23. Вид в Цейскую долину с восточной седловины

Фото 24. Траверс гребня до следующего жандарма.

Фото 25. Провешивание перил справа от жандарма.

Фото 26. Выход на гребень за жандармом.

Фото 27. Первая веревка перил при обходе скального гребня.

Фото 28. Вторая веревка перил при обходе скального гребня.

Фото 29. Третья веревка перил выводит на седловину перевала.

Фото 30. Седловина пер. Сказский.

Фото 31. Группа на пер. Сказский.

Фото 32. Первая веревка спуска с перевала.

Фото 33. Вторая веревка выводит на пологий участок склона.

Фото 34. Первые 2 веревки спуска с пер Сказский.

Фото 35. Третья и четвертая веревки спуска с пер. Сказский

Фото 36. Вид на пер. Сказский с ледника Сказский.

Фото 37. Верхние Сказские ночевки закрыты снегом.

Фото 38. Вид на пер Сказский с верхних ночевок. 1 - седловина, на которую выводит основной широкий кулуар, 2 - восточная седловина, 3 - пер Сказский.

19.07.2022

День 5

утро - ясно день - легкая облачность вечер - пасмурно, туман

М.н. - а/л Цей - д.р. Цейдон (р.Белая)

8,5 км

-1600м +100м

7 ч 50 мин

В 4.00 подъем. После завтрака выбираем оптимальное место спуска. Оно не очевидно. Под нами крутой сильно разрушенный скально-осыпной склон. Выбрав место, в 6.20 начинаем спуск (Фото 39, 40). Склон камнеопасный. Идем осторожно, плотной группой, стараясь не сыпать камни. Местами приходится проводить разведку пути, т.к. есть скальные сбросы и спуск не просматривается. Есть участки с элементами лазания. Ниже выходим на крутой 35-40о снежник и на 3 такта спускаемся на пологий участок склона (Фото 41). Это нижние Сказские ночевки. Они тоже почти все закрыты снегом. Ночевать здесь кажется опасным, сверху может сыпать.

Ниже видны 2 слабо выраженных контрфорса. Спускаемся по крутому осыпному склону на левый контрфорс (Фото 42). На нем обнаруживаем тропу. Далее спускаемся по ней. Она облегчает движение, т.к. склон крутой, со скальными выходами и без тропы сложно определить оптимальный путь. Ниже на склоне появляется трава. На высоте 3192м обнаружили площадки на 2 маленькие палатки (Фото 43). Воды здесь нет. В нижней части контрфорса тропа кончается и начинается неприятный крутой конгломератный участок. Осторожно проходим его и выходим на старый лавинный вынос, покрытый камнями и грязью. Здесь надо быть осторожным, т.к. слева и справа из кулуаров могут сыпать камни. По лавинному конусу в 11.00 спускаемся на пологую нижнюю часть ледника (Фото 44). Проходим до окончания языка ледника и спускаемся по моренному чехлу на правый берег реки. Далее идем по тропе вдоль реки. Через некоторое время тропа сворачивает от реки направо и, петляя по ложбине, выводит на дорогу недалеко от канатки. Наплывают низовые облака и все окутывают туманом. В тумане спускаемся по петляющей дороге до жилых построек и останавливаемся у полуразрушенного дома на обед в 12.55 (Фото 46). Сходили в а/л Цей, забрали заброску и распределили продукты.

Выводы и рекомендации.

На наш взгляд категория сложности перевала Сказский соответствует не сильной 2Б. Большое количество снега, многометровые крутые наддувы на гребне усложнили прохождение перевала. На траверсе провешено 4 веревки вместо двух. Всего провешено 8 веревок. Движение по основному кулуару в данных условиях стало опасным из-за мощного ручья и частых камнепадов. Спуск с верхних ночевок камнеопасен. В разных частях склона мы наблюдали падения камней. Незадолго до нас свалился большой камень и остановился на снегу у нижних ночевок (его можно видеть наФото 41). В целом прохождение перевала в обратном направлении до а/л Цей дается труднее, чем от а/л Цей.

Фото 39. Спуск с верхних Сказских ночевок

Фото 40. Спуск с верхних Сказских ночевок. Ниже видны нижние Сказские ночевки, закрытые снегом.

Фото 41. Спуск по снежнику на нижние ночевки. Сложно показать путь спуска, т.к. постоянно приходилось искать варианты проходов на склоне. На спуске уходили левее.

Фото 42. Спуск по осыпи ниже нижних ночевок.

Фото 43. Площадки под 2 маленькие палатки на травянисто-осыпном склоне.

Фото 44. Спуск на пологую часть ледника.

Фото 45. Спуск с языка ледника на правый берег реки.

Фото 46. Остановились на обед у полуразрушенного дома.

Перевал Хицан

Категория трудности - 1Б , снежно-ледовый и осыпной.

Высота - 3320м, GPS - 3271м,

Координаты: N 42о 45,176 E 43o 49,928

Соединяет л. Цей Южн. и л. Цей Сев.

Прохождение перевала описано от а/л Цей до л. Цей Сев.

В 15.00 после обеда пошли дальше. Перешли по мосту на левый берег р. Цейдон. В 17.10 дошли по дороге до кордона заповедника. Егерей нет. Здесь из шланга течет чистая вода. Есть навес со столиком. Можно поставить палатки для ночевки на площадке у дороги. Но мы идем дальше. За кордоном дорога кончается и начинается тропа. В 18.20 дошли до р. Белой (Фото 47), перешли ее и решили здесь остановиться. Справа от дороги в 50 метрах в лесу обнаружили старые площадки и поставили там палатки (Н=2023м N 42о47,152° E 43о52,946°) (Фото 48). Периодически налетает туман, ночью шел дождь.

20.07.2022

День 6

утро - ясно день - легкая облачность вечер - облачно, ветер

М.н. - д.р. Цейдон - л. Цей (хижина)

9км

+1000м

7 ч 10 мин

В 4.00 подъем. Выход в 6.00. Идем по тропе левого берега р. Цейдон. Тропа идет сначала по лесу, затем среди кустов и камней. На камнях тропа помечена краской. В 8.04 прошли мимо стоянок у большого камня недалеко от языка ледника. Далее подходим к языку ледника, пересекаем левый бурный приток по каменной пробке, и поднимаемся по осыпной ложбине у левого борта ледника (Фото 49). Скоро нас накрывает туман от низовых облаков. Выше выходим на пологие моренные отложения и снежники. Туман к этому времени рассеялся и оказалось, что мы дошли до начала подъема к бараньим лбам у нижнего ледопада (Фото 50). Поднимаемся по осыпному склону крутизной 30-35о. Склон камнеопасен, поэтому идем плотной группой. Нас опережает группа альпинистов, идущих на восхождение. В верхней части появляется тропа (Фото 51). По ней подходим к месту подъема на бараньи лбы. Здесь легкое лазание и мы выходим на горизонтальную скальную полку, уходящую влево (Фото 52-54). Пересекаем ручей, текущий через полку и выходим в 13.20 на пологую морену с озером (Фото 55). Здесь возможна стоянка. Есть площадки. Обедаем. Воду берем из другого маленького озерца, расположенного немного дальше. В первом озере проходящие туристы и альпинисты моют ноги и посуду. После обеда поднимаемся у левого борта ледника, затем смещаемся к центру, к зачехленной части (Фото 56). Преодолеваем ледовую ступень с трещинами и выходим на пологую часть ледника под верхним ледопадом недалеко от хижины Николаева (Фото 57, 58) В хижине уже расположились альпинисты. К тому же там нет воды и за ней надо спускаться далеко на ледник. Ледник бесснежный. Поэтому отходим к моренам правого борта и на снежнике в 17.20 ставим палатки (Фото 59). Вода рядом в ледниковых ручьях.

Фото . 47. Мостик через р. Белая.

Фото .48. Ночевка в лесу у р. Белой

Фото 49. Подходим к языку ледника.

Фото 50. Подошли к началу подъема на бараньи лбы у левого борта.

Фото 51. Выше появляется тропа, Виден путь подъема на бараньи лбы.

Фото 52. Крутое начало подъема по бараньим лбам.

Фото 53. Выход на скальную полку с ручьем.

Фото .54. На скальной полке. За поворотом недалеко озеро.

Фото 55. Остановились у небольшого озера на обед.

Фото 56. Смещаемся к центру ледника, к зачехленной части.

Фото 57. По каменному чехлу поднимаемся на ледовую ступень.

Фото 58. Вышли на пологую часть ледника под верхним ледопадом и ушли к правому борту на снежник.

Фото 59. Наш лагерь на снежнике. На заднем плане ледопад южной ветви л. Цей под пер.Ронкетти.

21.07.2021

День 7

утро - ясно день - пасмурно, временами дождь вечер - туман, снег, ветер

М.н. - пер.Хицан (1Б, 3320) - пер. Воробьевский

6 км

+300м -100м +800м

7 ч 55 мин

Подъем в 4.00. В 5.50 выходим по леднику в сторону пер. Хицан. В 6.15 подошли под перевальный взлет (Фото 60). Поднимаемся по осыпному склону крутизной 35о левее хижины. Выше склон немного выполаживается до 25о. Появляется тропа в скальноосыпном склоне вдоль правой по ходу части склона под п. Хицан. В верхней части склона простые участки скал (Фото 61). В 8.10 поднялись на перевал (Фото 62). Сняли записку группы туристов турклуба НИЯУ МИФИ под руководством Федина Михаила от 19.07.2022г.

В 8.30 начали спуск вниз по крутой крупной осыпи с элементами лазания до снежника. Здесь одеваем кошки и траверсами по плотному снегу крутизной 30-35о спустились на ледник (Фото 63).

Выводы и рекомендации

Перевал Хицан соответствует категории 1Б. Сложности ему добавляет подъем по Цейскому леднику и бараньим лбам. Самостоятельного значения не имеет и используется для подходов к сложным перевалам или для акклиматизации в радиальных выходах.

Фото 60. Пер. Хицан с л. Цей Южн.

Фото 61 Верхняя часть взлета пер. Хицан перед выходом на седловину.

Фото 62. Группа на пер. Хицан.

Фото 63. Вид в сторону л. Цей Сев. с перевала. Виден л. Воробьевский.

Фото 64. Ледник Воробьевский и наш путь подъема

Фото 65. Спуск с пер. Хицан на л. Цей Сев.

Перевал Уилпатинский Сев.

Категория трудности - 3А, снежно-ледовый

Высота - 4250м, GPS - 4279м,

Координаты: N 42о 46,772 E 43o 48,398

Соединяет л. Воробьевский и Караугомское плато.

Прохождение перевала описано от л. Цей Сев. до Караугомского плато.

Пересекаем ледник Цей Сев. в направлении л. Воробьевского (Фото 66 и 67). Переходим левую боковую морену (есть трещины) и поднимаемся по 30о осыпному склону у левого борта ледника Воробьевского (Фото 68). Периодически идет мелкий дождь. Проходим пятна снежников и на осыпи в 11.45 останавливаемся на обед. Вода в ручье. После обеда в 13.05 начинаем подниматься в кошках по снежникам у левого борта ледника. Крутизна склона постепенно увеличивается. Впереди скальная ступень. Хотели преодолеть ее по узкому крутому снежнику, но там оказался большой бергшрунд с нависающим верхним краем. Уходим правее и поднимаемся по скалам с хорошими зацепками и крутому осыпному склону на пологую осыпную полку вверху скальной ступени (Фото 69 и 70). Выше еще поднимаемся по крутому до 40о снежнику у левого борта ледника на следующую пологую снежную полку (Фото 71). С нее по короткому ледовому взлету 35-40о с постепенным выполаживанием выходим на пологую верхнюю часть ледника Воробьевского (Фото 72). Проходим зону трещин. Далее ледник закрытый. Идем в связках (Фото 73). Проходим у левого борта еще один небольшой взлет ледника с трещинами и выходим на верхнее плато ледника под пер. Уилпатинский Сев (Фото 74). Здесь ледник открытый. Подходим к пер. Воробьевскому. У перевала ледник в трещинах и разломах. В мульде у начала трещин рядом с пер. Воробьевский в 18.30 ставим лагерь (Фото 75) (Н=4034м N 42о 46,569 E 43o 48,703).

Фото 66. Пересекаем л. Цей Сев.

Фото 67. Пересекаем ледник Цей Сев. в направлении л. Воробьевского.

Фото 68. Вид на л. Воробьевский с левой боковой морены л. Цей Сев.

Фото 69. Подъем по скалам и осыпи в обход крутой скальной ступени.

Фото 70. Осыпная полка наверху скальной ступени.

Фото 71. Подъем по снежнику выше скальной ступени.

Фото 72. Подъем на ледник со снежной полки.

Фото 73. Подъем по пологому леднику. Впереди ледовый лобик с трещинами. Обходим у левого борта.

Фото 74. Выходим на верхнее плато. Виден пер. Уилпатинский Сев.

Фото 75. Пришли к месту ночевки у пер. Воробьевского.

Фото 76. Лагерь у пер. Воробьевского.

22.07.2021

День 8

утро - пасмурно, туман, снег, сильный ветер день - пасмурно с прояснениями, снег, ветер вечер - облачно

Отсидка

0 км

Подъем в 4.00. Погода плохая. Сильный ветер, который начался еще ночью, снег, туман. Ветер погнул стойки у одной палатки. Сделали снежную стенку от ветра (Фото 77). Никуда не идем. Отсидка. После обеда немного прояснилось, ветер стал стихать. Ближе к вечеру сходили на перевал Воробьевский (Фото 78-80). На скальном гребешке есть 2 площадки под палатки. Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Константина Голубева (дата не указана).

Фото 77. Утром сделали снежную стенку от ветра.

Фото 78. Пер. Воробьевский. На скальном хребтике площадки под палатки и тур.

Фото 79. Вид на лагерь от площадок на хребтике.

Фото 80. Вид со скального хребтика (пер. Воробьевский) на пер. Уилпатинский Сев.

23.07.2021

День 9

утро - ясно день - пасмурно, снег, туман, ветер вечер - штормовой ветер, снег, туман

М.н. - попытка траверса в. Уилпата - пер. Уилпатинский Сев. (3А, 4250)

2 км

+500м -250м

12 ч 40 мин

Подъем в 4.00. С утра ясно и морозно. Выходим в 6.10. Подходим под перевал (Фото 81). На гребне висят большие карнизы. В левом по ходу кулуаре есть место, где карниз сходит на нет. Решаем подниматься там. Поднимаемся до бергшрунда по 35-40о снежному склону и начинаем вешать перила по снежному кулуару 45-50о (Фото 82-86). Бергшрунд практически засыпан снегом и проходится легко. Снег очень жесткий. Идем на передних зубьях кошек. Станции на ледорубах. Провесили 5 веревок. Перед выходом на гребень небольшой участок крутизной 70о. В 11.20 вышли на гребень немного выше седловиныФото 87, 88). Во время подъема погода портится. Начинается ветер со снегом и туманом. Видимость 100-150 метров. Вершины не видно. За запиской на седловину решили не идти. Решаем начинать траверс в надежде, что погода начнет как обычно улучшаться после обеда. По старому описанию нижняя часть склона около 200м крутая (вешали перила), а выше выполаживается. Подъем проходит по ледовому склону крутизной 50о, слегка прикрытому жестким снегом (Фото 89). Погода действительно начала немного улучшаться. Посветлели облака, ветер стал немного тише и видимость улучшилась. Провесили 5 веревок до перегиба склона. Высота около 4500м. Выше склон немного положе - 45о, но все равно крутой. Увидели вершину, но до нее еще не менее 5 веревок по такому же ледовому склону.

В это время погода резко начала ухудшаться. Порывы штормового ветра сбивали с ног. Снег сечет лицо. Видимость упала до 25-30 метров. Решили не рисковать и начали спуск обратно на перевал Уилпатинский Сев. Спускаемся медленно, чтобы не совершать в таких условиях ошибок. На спуск провесили 6 веревок (шестая - от точки выхода на гребень до седловины). В 21.00 вышли на седловину. Выкопали площадку под одну большую палатку. Ставили ее всей группой, чтобы она не улетела. На вторую палатку сил уже не осталось. Разместились всей группой в одной палатке. Тесновато, зато тепло. После ужина в 0.30 отбой.

Фото 81. Подошли под пер. Уилпатинский Сев. Поднимаемся левым по ходу кулуаром.

Фото 82. Первая веревка.

Фото 83. Вид с первой станции.

Фото 84.Третья веревка.

Фото 85. Четвертая веревка.

Фото 86. Выход на гребень.

Фото 87. Выход на гребень.

Фото 88. Вид на седловину перевала от точки выхода на гребень.

Фото 89. Подъем на в. Уилпата проходит по крутому ледовому склону.

24.07.2022

День 10

Утро - ясно день - легкая облачность вечер - облачно

М.н. - Караугомское плато - подход под пер. Ворошилова

-350м +50

4ч 35 мин

Подъем в 7.00. Ясно и ветрено. Открылся хороший вид на в. Уилпата (Фото 90). Поискали тур с запиской, но не нашли. Возможно он занесен снегом. Сложили свой у основания скал рядом с седловиной (Фото 91). За вчерашний день потратили много сил. Необходимо было восстановиться. Но сидеть на одном месте и тратить еще один день не хотелось. Решили спускаться на Караугомское плато и идти дальше. С перевала видны начало Караугомского ледопада и пер. Ворошилова (Караугом-Гулар) (Фото 93). Из-за большого количества старого зимнего снега в верховьях ледопада почти все трещины закрыты. Это упрощает прохождение ледопада. Нам же хотелось вариант поинтереснее, т.к. не получилось пройти траверс Уилпаты. К тому же прохождение ледопада требует хорошей видимости, что не гарантировано в течении дня. Поэтому приняли решение идти запасным вариантом - пер. Ворошилова.

В 12.06 начали спуск с перевала на Караугомское плато (Фото 94-98). Первые 2 веревки идут косым траверсом от тура правее под скалы. Крепление первой веревки на петле на скальном зубце, второй на ледобурах. Остальные веревки прямо вниз по снежноледовому склону крутизной 45-500. Крепление 3 и 4 веревок на ледобурах, пятой - на ледорубах. В 14.20 спустились на плато. Отошли немного от перевала и в 15.00 остановились на обед. Здесь нет ветра, солнечно и жарко. Сушим вещи. В 17.15 пошли в связках по плато в сторону перевала Ворошилова (Фото 99). Снег жесткий, идти по нему удобно, как по дороге. Трещин нет. Открываются отличные виды на все плато и перевалы (Фото 100). Плато плавно понижается. При приближении к перевалу Ворошилова идет плавный небольшой подъем (Фото 101). В 19.00 ставим лагерь под перевальным взлетом.

Координаты Н=3988м N 42о 47,550 E 43o 46,933.

Выводы и рекомендации

Перевал Уилпатинский Сев. соответствует категории 3А. Вместе с попыткой траверса Уилпаты провесили в сумме 21 веревку (10 на подъем и 11 на спуск). Для похождения только перевала провесили 10 веревок, по 5 на подъем и на спуск.

Фото 90. Утром открылся хороший вид на Уилпату. Показан наш путь подъема и спуска.

Фото 91. Сложили свой тур у скал недалеко от седловины.

Фото 92. Группа на пер. Уилпатинский Сев.

Фото 93. Вид с пер. Уилпатинского Сев. на Караугомское плато.

Фото 94. Начало спуска с пер. Уилпатинского Сев. (первая веревка)

Фото 95. Первая веревка спуска.

Фото 96. Вторая и третья веревки спуска.

Фото 97. Станция.

Фото 98. Спуск с пер. Уилпатинского Сев.

Фото 99. Идем по плато к пер. Ворошилова. Показан путь спуска с пер. Уилпатинского Сев.

Фото 100. Вид с плато на в. Уилпата и перевалы.

Фото 101. Плавный подъем к пер. Ворошилова.

Перевал Ворошилова (Караугом-Гулар)

Категория сложности - 3Б, снежно-ледовый

Высота - 4000м, GPS - 4272м,

Координаты: N 42о 47,882 E 43о 46,371

Соединяет Караугомское плато и л. Гулар (д.р. Караугом)

Прохождение перевала описано от Караугомского плато до т/б Панорама в д.р. Харес

25.07.2022

День 11

утро - ясно, день - легкая облачность, временами туман, вечер - ясно

М.н.- Караугомское плато - подход под пер. Ворошилова

3 км

+300м -800м

14 ч 35 минут

Подъем в 3.30. С утра ясно, морозно, ветра нет (Фото 102). Выходим в 5.50. Подходим к перевальному взлету и поднимаемся по 30-35о снежно-ледовому склону справа по ходу вдоль скал, обходя ледовый лоб с трещинами (Фото 104, 105). В нижней части бергшрунд прошли по снежному мосту. Выше разломов идем косым траверсом в сторону седловины (Фото 106). В 8.30 вышли на перевал. Седловина снежная, тура нет и ставить его не из чего. С перевала открываются отличные виды на Караугомское плато (Фото 107). В сторону долины Караугома почти все закрывают облака. Торчат только вершины. Высота перевала 4272м, а не 4000м, как указано в перечне перевалов. Это видно наФото 108 - перевал чуть ниже в. Купол Вологаты.Фото графируемся и в 9.00 начинаем спуск рядом с вершиной Купол Вологаты (Фото 110). Первый участок пологий, далее крутизна увеличивается. С перегиба склона открывается вид вниз на л. Караугом (Фото 111). Вешаем перила (Фото 112-119). Верхняя часть склона снежно-ледовая крутизной 35-45о с несколькими более крутыми перепадами 50о. Снег - плотный фирн. Первые 3 веревки на ледорубах. 4-я и 5-я веревки на ледобурах в обход ледовых сбросов. 6-я и 7-я веревки идут по лавинному выносу и крепятся на ледорубах. Ниже почти все веревки - на ледобурах. Только 10-я и 11-я веревки на ледорубах. Стараемся держаться центра, т.к. слева и справа могут быть ледовые обвалы. Часть спуска прошли в тумане от поднимающихся низовых облаков.

Нижняя часть склона ледовая и крутизна увеличивается до 50о с еще более крутыми перепадами до 60-70о (Фото 120). Трещин мало, они небольшие и забиты снегом. По описанию на спуске вешают 16 веревок, но когда мы прошли 12 веревок, появилось сомнение, что их только 16. Низ смотрелся еще далеко и спуск не просматривался из-за крутых перепадов. В это время нас накрыл туман от низовых облаков и часть спуска прошли с плохой видимостью. В нижней части склона формируется желоб, в который все скатывается. Поэтому уходим к правому краю (Фото 121). Там круче, зато безопаснее.

Близко к краю не подходим, т.к. там ледник обрывается на скалы. В конце все-таки приходится спускаться в желоб по крутой 70о стенке (18-я веревка) (Фото 122, 123). Прижимаемся к правому краю и стараемся проходить побыстрее. Мимо проносятся камни. Внимательно следим за склоном. Желоб более пологий 35о. На 19-й веревке подходим к двойному небольшому бергшрунду. Здесь крутизна увеличивается до 45-50о. 20-я веревка идет через бергшрунд на крутой 35о огромный лавинный вынос, покрытый многими камнями, которые падают сверху. На выносе как можно быстрее уходим вниз и вправо, чтобы избежать камней. Справа тоже могут прилететь камни со скал, но там падает реже. Лавинный вынос хорошо помог, иначе пришлось бы вешать еще пару веревок. Первые участники успели спуститься в сумерках в 20.00. Последние спускались уже в темноте с фонарями. Из-за усталости на последней веревке упустили сбросовый шнур в бергшрунд, пришлось за ним лазить. Хорошо, что начало подмораживать и камни перестали сходить.

Спускаемся с выноса на пологий ледник, пересекаем его к моренам под пер. Вологата и на пологом снежнике среди камней в 22.00 поставили палатки. До хороших площадок с водой под пер. Вологата не дошли. В темноте лазить по крупным камням нет желания и сил. Топим воду из снега. После ужина в 23.50 отбой. Координаты ночевки Н=3484м N 42о 48,418 E 43о 45,757.

Фото 102. Утренние сборы под пер. Ворошилова.

Фото 103. Пер. Ворошилова с Караугомского плато от места ночевки.

Фото 104. Путь подъема на пер Ворошилова.

Фото 105. Поднимаемся по склону 30-35о.

Фото 106. Выход на седловину пер. Ворошилова траверсом по пологому склону.

Фото 107. Вид с перевала на Караугомское плато и наш путь.

Фото 108. Группа на пер. Ворошилова (сзади в. Купол Вологаты).

Фото 109. Группа на седловине пер. Ворошилова.

Фото 110. Начало спуска в долину Караугома.

Фото 111. Вид на л. Караугом с перегиба склона пер. Ворошилова

Фото 112. Первая веревка спуска.

Фото 113. Вторая веревка спуска.

Фото 114. На станции.

Фото 115. За перегибом виден более пологий участок склона.

Фото 116. Обход ледовых сбросов.

Фото 117. Обход ледовых сбросов.

Фото 118. Склон ниже ледовых сбросов снежный.

Фото 119. Следующая веревка приводит к очередному перегибу склона.

Фото 120. Станция в нижней части спуска.

Фото 121. На спуске прижимаемся к правому борту.

Фото 122. Спуск в желоб (18-я веревка).

Фото 123. 19-я веревка проходит в желобе.

26.07.2022

День 12

утро - ясно, день - легкая облачность, временами туман, вечер - ясно

М.н. - карман левого борта л. Караугом

7 км

-1100м

5 ч 30 мин

Подъем в 7.00. Облачно, но облака высоко и перевал хорошо виден (Фото 124, 125). Ночью на нашем перевале обвалился огромный кусок льда, обнаживший большой скальный участок в месте ледового сброса.

Завтракаем, не спеша собираемся и в 10.00 выходим. Проходим по крупным камням к моренному плато под пер. Вологата, где есть удобные площадки и вода (Фото 126). Вчера не дошли до них метров 300. Затем спускаемся с моренного плато в травянисто-осыпной карман старой морены. По карману выходим к довольно крутому травянисто-осыпному склону (Фото 127). Виден л. Караугом. Спускаемся правее на пологий верх травянистого контрфорса и встаем здесь в 13.10 на обед. Ручей рядом в кулуаре. Отметили прохождение перевала красной икрой (Фото 128). В 15.20 начали спускаться по крутому скальноосыпному кулуару с ручьем. По склону контрфорса спускаться не удобно, т.к. он крутой и зарос рододендронами. В 15.50 спустились к ровной поляне у правого борта л. Караугом (Фото 129). Здесь хорошие места для лагеря. Вода в чистом ручье. Спускаемся на л. Караугом по крутому конгломератному склону, найдя хорошую ложбину, где участок конгломерата меньше (Фото 130, 131). Для подстраховки повесили перила. Далее пересекаем л. Караугом к левому борту. В это время нас накрыл плотный туман от набежавших низовых облаков. Видимость 15-20 метров. Идем по приборам. Около левого борта туман рассеялся. Стал виден Караугомский ледопад (Фото 132). Выбрав место, где участок конгломерата меньше и сверху больше травянистого склона, поднялись в карман морены (Фото 133). Здесь уже есть тропа (Фото 134). По ней дошли до пологой поляны с ручьем в кармане морены и в 19.30 встали на ней на ночевку. Координаты Н=2400м N 42о 49,267 E 43о 42,718. Встретились с группой туристов из Чувашии под руководством Атачкина, идущих в поход 5 к.с. и поднимающихся к пер. Вологата. Они стояли на поляне немного ниже нас.

Фото 124. Утром хорошо виден перевал Ворошилова.

Фото 125. Путь спуска с пер. Ворошилова на л. Гулар (самый верх не виден).

Фото 126. Спускаемся по моренам под пер. Вологата.

Фото 127. Спуск по травянисто-осыпному склону с выходами скал.

Фото 128. Обед с икрой по поводу прохождения перевала.

Фото 129. Спустились к ровной поляне у правого борта л. Караугом.

Фото 130. Спуск на ледник по конгломератному склону

Фото 131. Место спуска на ледник по конгломерату.