Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о о горном спортивном маршруте 6 к.с.по Центр. Кавказу, совершенного в период с 15 июля по 7 августа 2022 года. Часть 2

27.07.2022

День 13

утро - пасмурно, дождь день - ливень, град вечер - облачно с прояснениями

М.н. - д.р. Караугом - д.р. Харес - т/б Панорама

26 км

-1050м +400м

8 ч 20 мин

Подъем в 5.00. Ночью был дождь. С утра пасмурно, опять дождь и туман. Выходим в 7.15. По тропе в 8.15 дошли до Райской поляны. Переходим по мосту р. Фастаг и проходим по поросшему лесом карману левобережной морены (Фото 135,136). Слева красивые отвесные скалы. Заметили на склоне землянику и, не смотря на дождь, сделали «вкусный» привал. Далее тропа спускается к притоку, стекающего из-под перевала Иська. Переходим его по мостику. Дождь перешел в ливень, сплошные потоки воды. Проходим по лесу вдоль реки, переходим по мосту р. Караугомдон на правый берег. Вскоре встретили наряд пограничников. Они не стали проверять у нас документы. В такой ливень это невозможно. Только сказали нам показать документы на заставе. Идем дальше в лесной зоне. От ливня все тропы заполнены водой, текут ручьи (Фото 137). От ливня не спасает мембрана. Вода затекает в рюкзаки, течет по спине, затекает в ботинки. Промокли насквозь. Идем почти без остановок. Стоять в дождь никакого удовольствия. В добавок к ливню прибавился град. Хорошо, что у нас на головах каски. В 11.00 пришли к погранзаставе. Здесь нет никакого навеса, чтобы укрыться от дождя. После проверки документов прошли по дороге пос. Дзинага и к 12.00 дошли до турбазы «Дзинага» ниже поселка. Хотели там устроиться, чтобы обсохнуть и согреться, но все номера там оказались заняты сборной борцов. К тому же теплых помещений там нет. Напротив турбазы тоже есть гостевые домики, но и там все оказалось занято и теплых помещений там нет. Зато у них была крытая беседка со столом и лавками. Мы устроились здесь на обед. Кое-что из еды дополнительно купили в магазине. Сушим ботинки туалетной бумагой, купленной в магазине. Есть связь. Созвонились со своими родными. В связи с семейными обстоятельствами Оксана сойдет с маршрута в т/б «Панорама». Нас останется шестеро.

После обеда дождь закончился. Переоделись в сухое у кого что осталось, почти все подмокло, в том числе спальники и пуховки. Один смартфон вышел из строя от воды, а там ценные кадры. В 14.00 пошли дальше. Дорога плавно спускается к мосту через р. Урух и затем поднимается вдоль левого берега. Проходим поселки Стурдигора и Мадзаска, и в 19.55 пришли в т/б «Панорама», где наша вторая заброска. Здесь сняли шикарный теплый семиместный номер со всеми удобствами за 10 тыс. рублей. Посушили часть своих мелких вещей, согрелись сами. К сожалению турбаза находится на склоне реки в лесу и нет места, чтобы вывесить на улице вещи для просушки. И солнца здесь в лесу практически не бывает.

Здесь есть столовая, но надо заказывать еду заранее.

Выводы и рекомендации

Перевал Ворошилова на наш взгляд соответствует не сильной 3Б. Провешено 20 веревок. По количеству веревок и по крутизне склонов перевал примерно эквивалентен траверсу в. Уилпата. А по крутизне склонов местами круче будет. Нижнюю часть перевала в ложбине для большей безопасности следует проходить или рано утром, или поздно вечером, когда подморозит.

Фото 135. Вид от Райской поляны на мост через р. Фастаг.

Фото 136. Переходим по мосту р. Фастаг.

Фото 137. Идем под многочасовым сильным дождем.

Фото 138. На т/б «Панорама».

Перевал Доппах Зап.

Категория сложности - 3Б, снежно-ледовый

Высота - 4269м, GPS - 4229м,

Координаты: N 42о 57,634 E 43o 28,210

Соединяет л. Нахашбита (р.Псыгансу) - л. Эмескуничете (Доппах Южн.),(р.Орсдон) Прохождение перевала описано от т/б Панорама (д.р. Харес) до юго-западной ветви л. Нахашбита.

28.07.2022

День 14

утро - ясно, день - легкая облачность вечер - облачно

М.н. - а/л Комы-Арт - д.р. Харес

11 км

+500м

4 ч 40 мин

Подъем в 5.00. С утра ясно. В 7.00 выходим из турбазы. По дороге в 7.40 пришли к а/л Комы-Арт. Здесь перед мостом есть большая каменистая площадка с лавочками вокруг. Вот здесь мы и разложили все свои вещи на просушку (Фото 139). Завесили все лавочки и заняли большую часть площадки. Хорошо, что погода солнечная. Пока вещи сохли мы урезали и перераспределили продукты, т.к. нас остается шестеро. Пересмотрели и заново распределили снаряжение. Затем пообедали в беседке со столом и лавками рядом с площадкой. После обеда собрали вещи, попрощались с Оксаной и в 12.40 выходим вверх по грунтовой дороге. Сначала дорога идет серпантинами, быстро набирая высоту, затем идет вдоль реки высоко над ней (Фото 140). Погода солнечная и жаркая, рюкзаки тяжелые, поэтому идем медленно. В 15.15 привал у красивого водопада Галдоридон (Фото 141). Это местная достопримечательность, поэтому здесь всегда много отдыхающих. Некоторые приезжают на машинах. Немного выше начинается пограничная зона. Поднимаемся на пологую часть склона с кошем. Здесь дорога кончается, дальше идем по тропе. В 15.55 у пограничного поста у нас проверили документы. Идем дальше по тропе и в 16.55 встаем на ночлег в травянистой ложбине рядом с тропой недалеко от чистого ручья (Фото142). Рядом есть еще слабый нарзанный ручей. Воду кипятим, т.к. вокруг пасутся коровы. Координаты ночевки Н=2240м N 42о 54,968 E 43o 31,836.

Фото 139. Сушим вещи на площадке у а/л Комы-Арт.

Фото 140. В начале подъем идет по грунтовой дороге.

Фото 141. Водопад Галдоридон.

Фото 142. Ночевка у тропы.

29.07.2022

День 15

утро - ясно, день - ясно вечер - легкая облачность

М.н. - д.р. Харес - поляна Нахашбита

7 км

+550м

3ч 55 мин

Подъем в 4.00. С утра туман. После завтрака туман рассеялся. Ясно. Выходим в 5.50. Проходим небольшой подъем и выходим в пологую болотистую часть долины - урочище Чефандзар (Фото 143). Бродим приток из-под перевалов Галдор Вост. и Зап. и далее идем вдоль реки. Пытаемся срезать путь к притоку из-под пер. Нахашбита в конце урочища, но каждый раз натыкаемся на болотистые участки с прорезающими их ручьями. Оптимальный путь идет вдоль реки или справа по ходу по коровьим тропам на склоне. С урочища становятся видны перевалы в конце долины, в том числе и пер. Доппах Зап. (Фото 144, 145). Кулуар перевала Доппах Зап. заснежен. Это хорошо, т.к. снижает риск камнепадов. В 8.22 подходим к ручью из-под пер. Нахашбита и поднимаемся по 30-35о травянистому склону слева по ходу от ручья. Погода солнечная, жарко, идем медленно. С подъема хорошо виден пер. Бауманцев рядом с в. Лабода (Фото 146). В 11.00 вышли на пологий край поляны Нахашбита (Фото 147) и остановились рядом с ручьем. Рядом пасется большой табун лошадей. Смотрим можно ли подойти ближе к пер. Доппах Зап. и встать на ночевку. Провели разведку, но ручьев в этой части поляны не нашли (Фото 148). Можно было бы подняться на морены, но неизвестно, есть ли там вода. Обедаем. Немного ближе к нашему перевалу в пологой ложбине есть небольшой ручей из-под пер. Санкт-Петербург. После обеда перемещаемся к ручью и 16.00 встаем неподалеку на ровных площадках. Координаты Н=2800м N 42о 56,107 E 43o 29,292.

Вечером два участника заболели: тошнота, рвота, диарея, температура. Видимо от сырой воды, которую пили из ручья при подъеме к поляне. И только поднявшись на поляну, мы увидели лошадей. Лечимся.

Фото 143. Вышли к болотистому урочищу Чефандзар.

Фото 144. Отсюда видны перевалы в верховьях долины: 1 - пер. Солдат, 2 - пер. Безымянный, 3 - пер. Гюльчи, 4 - пер. Доппах Зап. Показан путь подъема на поляну Нахашбита.

Фото 145. Перевалы в верховьях долины.

Фото 146. Перевал Бауманцев с подъема к поляне Нахашбита.

Фото 147. Вышли к каменистой части поляны Нахашбита. Показано расположение перевалов.

Фото 148. Вид поляны Нахашбита ближе к пер. Доппах Зап. За травянисто-осыпным валом старой морены есть хорошие площадки с водой (как выяснилось на следующий день). Ниже воды нет.

30.07.2022

День 16

утро - ясно , день - ясно вечер - легкая облачность

Дневка

0 км

0 ч 00мин

С утра ясно. Заболевшим легче не стало. К тому же заболел еще один участник. Остаемся на месте. Лечимся. Весь день хорошая погода, хорошо видны перевалы от места ночевки (Фото 149, 150). Заметили, что кулуар перевала Доппах Зап. начинает освещаться в 8.00. До этого времени надо пройти как можно выше по кулуару. Здоровые участники сходили на разведку на морены под перевалом и обнаружили место для лагеря с ручьем за валом ближайшей морены. Это место отмечено на картах Голубева как вероятное место стоянки. Наметили оптимальный путь подъема по моренам (Фото 151). К вечеру заболевшим стало легче. Решаем завтра подниматься к перевалу.

Фото 149. От места ночевки на поляне Нахашбита хорошо видны перевалы.

Фото 150. Перевал Доппах Зап. от места ночевки.

Фото 151. По результатам разведки оптимальный путь подъема на морены проходит мимо большого камня на склоне. За мореной площадки с водой.

31.07.2022

День 17

утро - ясно , день - пасмурно, временами дождь, вечер - пасмурно

М.н. - ледник под пер. Доппах Зап.

3,5 км

+850м

6 ч 30мин

Подъем в 4.00. С утра ясно. В 6.15 выходим в сторону перевала. Поднимаемся на старый моренный вал по разведанному пути (Фото 152). За валом в ложбине хорошее место для лагеря с ручьем (Фото 153,154). Становится виден ледник под пер. Доппах. Поднимаемся на следующий моренный взлет и выходим на пологий участок морен. Обходим следующий моренный вал справа в направлении пер. Доппах и, повернув налево, поднимаемся к пер. Доппах Зап., придерживаясь скал справа (Фото 155). С подъема виден пер. Доппах (Фото 156,157). Огибая скалы, поворачиваем направо. Становится виден ледник под перевалом Доппах Зап. Обнаружили воду между камней и в 12.20 останавливаемся на обед на камнях под скалами. Погода портится, временами идет дождь. В 14.20 выходим. Поднимаемся к леднику по живому осыпному склону у правого борта под скалами (Фото 158). Язык ледника крутизной от 30 до 45о в разных местах. Более полого у правого борта. Там вдоль скал тянется узкая полоска снежника, по которой можно взойти на ледник. С ледника постоянно в разных местах сходят камни. Мы находимся у левого борта и, чтобы перейти на правый борт, надо пройти под ледником, где простреливается камнями, сходящими с языка ледника. Или спускаться ниже, где безопасно. Левого борта ледника не видно, он за поворотом. В 14.40 подходим к повороту и видим, что за ним есть достаточно пологий 30-35о и короткий ледовый склон у самого края ледника, который выше выполаживается. Иногда с ледника сходят камни, простреливая нижнюю часть склона. Некоторое время наблюдаем за камнями. Время идет к вечеру. Начинает подмораживать и сход камней прекратился. Наблюдая за склоном, по одному как можно быстрее на 3 такта проходим этот участок и в 16.30 выходим на пологую часть ледника в цирке пер. Доппах Зап. В 17.00 сделали площадки на безопасном расстоянии от склонов и ставим палатки (Фото 159). Координаты места ночевки Н=3648м N 42о 57,429 E 43o 28,210.

Отсюда хорошо виден подъемный кулуар перевала (Фото 160).

Ночью где-то рядом гремит гроза, сверкают молнии, но нас не задело.

Фото 152. Начало подъема к пер. Доппах Зап.

Фото 153. Площадки с водой в ложбине за валом морены.

Фото 154. Площадки с водой в ложбине за валом морены.

Фото 155. Обход следующего моренного вала.

Фото 156. Становится виден пер. Доппах.

Фото 157. Перевал Доппах с поворота к пер. Доппах Зап.

Фото 158. После поворота становится виден пер. Доппах Зап. и язык ледника.

Фото 159. Лагерь на леднике Эмескуничете (Доппах Южн.) под пер. ДоппахЗап.

Фото 160. Кулуар пер. Доппах Зап. и наш путь завтрашнего подъема.

01.08.2022

День 18

утро - ясно , день - ясно вечер - облачно

М.н. - пер. Доппах Зап. (3Б, 4250м)

1,5 км

+600м

8 ч 40мин

Подъем в 3.00. С утра ясно и морозно. Заболел еще один участник. Медик принимает меры. Выходим в 5.00. Поднимаемся по снежному склону 30о. Снег жесткий и плотный. Идем на передних зубьях. Поднимаемся по снежному склону у левого борта кулуара под прикрытием скал. Выше склон становится круче 40-45о. Поднялись сколько можно на 3 такта и начинаем вешать перила. Первая веревка выводит под скалы у левого борта (Фото 161). Станция на ледобурах. Выше кулуар сужается. Вторая веревка подходит к скальной вертикальной ступени 3 метра высотой. Она же служит защитой от камней. Промежуток на ледобуре, станция на ледорубах. У правого борта ступень ниже, и там течет ручей. Как только солнце осветило скалы правого борта, оттуда начали сходить камни. Кулуар в профиле имеет понижение у правого борта, поэтому камни пролетают в основном там. Мы идем у более высокого края левого борта. Следующая веревка идет через скальную ступень и далее по снежному склону 45о. Здесь снег мягкий, делаются хорошие ступени. Скальная ступень сильно разрушена, и каждый участник при прохождении сбрасывает камни. Эту веревку надо проходить как можно быстрее. Наблюдаем за склоном. Приходится выжидать паузы между камнями и все равно иногда приходится уворачиваться от них. Выше кулуар немного расширяется. Четвертая и пятая веревки идут у левого борта, прижимаясь к скалам. Станции 3-5-й веревок на ледорубах. Солнце к этому времени начинает освещать скалы левого борта и оттуда тоже иногда сходят камни, но гораздо реже. Приходиться смотреть во все стороны. Пятая веревка подводит к следующей скальной ступени. Здесь кулуар расширяется у правого борта и там со скал падает водопадом ручей. Шестую веревку провешиваем косым траверсом к правому борту в сторону ручья. Промежуток на ледобуре, станция на ледорубах. Здесь скальная ступень понижается и превращается в отдельные выступы скал. При пересечении кулуара приходится опять выжидать паузы между камнями и быстро проходить эту веревку. В этой части слой снега становится тонким и в основном склон ледовый 45о. Здесь уже правый край кулуара становится выше левого. Седьмая веревка проходит вдоль скал правого борта по ледовому склону, используя скальные выступы. Сделали промежуток на скальном крюке. Выше веревка выходит на снежноледовый склон. Станция на ледобурах. Кулуар здесь сужается и становится круче. Выше участок крутых скал, за которыми седловина перевала. Восьмая веревка проходит по сужающемуся снежно-ледово-скальному кулуару и далее по крутым 60-70о сильно разрушенным скалам выводит на снежную седловину. Станция на ледорубах. Скалы очень рыхлые, за что не возьмешься рукой - начинает сыпаться. Первый участник при прохождении насыпал очень много камней. Хорошо, что наши станции расположены в наиболее безопасных местах. Но все равно приходилось укрываться рюкзаками от разлетающихся осколков. Каждый следующий участник при прохождении невольно сбрасывал камни. Из-за этого всем приходилось ждать пока участник пройдет восьмую веревку. В 15.00 лидер вышел на седловину. В 16.30 поднялась вся группа. Седловина - большой снежный наддув с наклоном 25о. У скал справа крутизна увеличивается до 45о. слева склон расширяется и поднимается к в. Зап. Доппах. Седловина узкая, но достаточная, чтобы поставить палатку, не сильно приближаясь к краю наддува. Погода портится, туман. Выравниваем площадку под одну большую палатку и устраиваемся на ночевку все в одной палатке. Расслабляемся и делимся впечатлениями от подъема. Потратили много нервов, т.к. подъем был очень опасный. Веревки побило камнями. Одна веревка повреждена очень сильно в 2-х местах. В итоге осталось 2 рабочих веревки. Ночью опять гремело где-то недалеко, но нас не задело.

Фото 161. Первая веревка подходит под скалы, вторая огибает их и выводит в сужающийся кулуар.

Фото 162. 4-я веревка и провешивание 5-й веревки

Фото 163. Вид сверху на 4-ю и 5-ю веревки.

Фото 164. Шестая веревка идет под скальной ступенью к расширению у правого борта кулуара.

Фото 165. Выход на седловину пер. Доппах Зап.

02.08.2022

День 19

утро - легкая облачность , день - облачно, после 12.00 туман, дождь, ветер, гроза , вечер - облачно с прояснениями

М.н. - северо-восточный гребень в. Зап. Доппах

-250м

6 ч 20мин

Подъем в 3.30. Завтракаем в палатке и собираем лагерь (Фото 166). Тур не нашли, сделали свой на выходе скал у южного края седловины. С седловины виден снежный гребень северо-восточного отрога, через который надо продолжить спуск. Выбираем варианты спуска. По старому описанию группа поднималась по снежно-ледовому склону вдоль скал под в. Зап. Доппах и спускалась на перевал, набрав лишнюю высоту. Теперь все изменилось. Склон в. Зап. Доппах стал ледовым с небольшим слоем жесткого старого снега (Фото 168). Ровного снежно-ледового склона вдоль скал нет. Там теперь разрывы. Ниже под седловиной виден большой пологий участок ледника - балкон. Решаем спускаться на него и далее разведывать путь спуска. Спускаемся косым траверсом по 55о снежноледовому склону к месту удобного прохождения бергшрунда и далее прямо вниз через четырехметровый бергшрунд на пологую часть ледника (Фото 169-171). Хватило одной веревки. Станция на ледорубах, промежуток на ледобуре. В 10.30 спустилась вся группа.

Провели разведку (Фото 172). Прямо под нами склон увеличивает крутизну и выводит на вертикальный ледовый скол в несколько веревок. Есть вероятность ледовых обвалов, т.к. внизу видны следы таких обвалов. Правее край балкона уходит вниз положе и ниже, но и там дальше ледовые сбросы. Если спускаться там, то потом надо траверсом уходить налево к север-западному отрогу под участком с ледовыми обвалами. Поэтому уходим к левому краю балкона. Здесь спуск проходит близко от северо-западного отрога. Правда здесь ледовый склон выше сильно разорван и нависает над спуском. Оценив обстановку, решаем спускаться здесь (Фото 173). В 11.30 начали спуск. Делаем станцию на ледорубах. Первая веревка в начале проходит по 60о ледовому кулуару, который в конце веревки выводит на 45о ледовый склон. Вторая станция на ледобурах. Вторая веревка идет по 70о ледовому склону и выводит в конце на заснеженный 45-50о склон (Фото 174). Третья станция на ледорубах. Третья веревка выводит через присыпанный снегом бергшрунд на 30о снежный склон (Фото 175). Далее спускаемся ногами по выполаживающемуся склону до уровня снежного гребня северо-восточного отрога (Фото 176). Выходим на гребень и останавливаемся на обед. Во время обеда погода портится. Идет дождь со снегом, туман, ветер. Начинается гроза. Не дождавшись улучшения, в 16.30 делаем площадки на гребне и ставим палатки. К вечеру прояснилось (Фото 177) и даже увидели кусочек радуги. Хорошо виден ледовый сброс под перевалом и наш путь спуска (Фото 178). Мы прошли наиболее оптимальным путем. Координаты места ночевки Н=4000м N 42о 57,849 E 43o 28,224.

Фото 166. Лагерь на седловине пер. Доппах Зап.

Фото 167. Группа на пер. Доппах Зап.

Фото 168. Склон в. Зап. Доппах

Фото 169. Спуск на большой снежно-ледовый балкон под перевалом.

Фото 170. Седловина пер. Доппах Зап. со снежно-ледового балкона под перевалом.

Фото 171. Прохождение бергшрунда.

Фото172. Разведка дальнейшего спуска.

Фото 173. Пришли к точке спуска в левой части балкона.

Фото 174. Вторая веревка спуска с балкона.

Фото 175. Путь спуска с балкона у левого края. Верх не виден.

Фото 176. Выход на снежный гребень северо-восточного отрога в. Зап. Доппах.

Фото 177. Лагерь на северо-восточном отроге.

Фото 178. Пер. Доппах Зап. с северо-восточного отрога.

03.08.2022

День 20

утро - облачно , день - облачно, после 14.00 дождь, туман, ветер , вечер - облачно с прояснениями

М.н. - плато на Ю-З ветви л. Нахашбита под пер. Суган.

-300м

5 ч 10мин

Подъем в 3.30. После завтрака смотрим место спуска с отрога. Прямо под нами рыхлый скальный склон. Дальше по отрогу снежный гребень становится узким. Под ним гладкий и крутой 55о ледовый склон. Еще дальше по гребню опять скальный склон. Безопаснее всего спускаться по ледовому склону между скалами. Идем к сужению снежного гребня (Фото 179). Отсюда хорошо видна юго-восточная ветвь ледника Нахашбита с плато выше зоны трещин (Фото 180). В 6.00 начинаем вешать перила (Фото 181). Провешиваем 5 веревок. Первая веревка на ледорубах. Она проходит косым траверсом к середине ледового склона между скал (Фото 182). При сбросе ледоруб зацепился клювом за фирн. Пришлось подниматься и заново делать ледорубный крест. Остальные веревки идут прямо вниз. 2 и 3-я веревки на ледобурах. Третья веревка выводит на снежно-ледовый склон с небольшими трещинами (Фото 183). 4-я на ледорубах. Четвертая веревка идет через зону небольших трешин и ледовый перегиб. 5-я на ледобурах. Пятая веревка идет по 45о склону через полузасыпанный бергшрунд на 30о снежный склон (Фото 184). Дальше спускаемся по пологому закрытому леднику в связках. Обходим ниже по склону большую трещину. В 11.40 выходим на пологое плато на юго-восточной ветви л. Нахашбита под взлетом на пер. Суган. Останавливаемся на обед. В это время погода портится. Туман, дождь, ветер. Сидим под тентом, дожидаясь улучшения погоды (Фото 187). Не дождавшись, ставим палатки (Фото 188). Координаты места ночевки Н=3724м N 42о 58,013 E 43o 27,985. После 18 часов небо прояснилось, и мы снова увидели радугу. Сходили натоптали следы до первого бергшрунда на взлете пер. Суган.

Выводы и рекомендации

Перевал Доппах Зап. соответствует категории сложности 3Б. Перевал очень камнеопасен. Проходить его возможно, если кулуар на южной стороне заснежен. Проходить кулуар на подъем надо как можно раньше, чтобы пройти самую опасную нижнюю часть кулуара. Но и проходить его в темноте тоже опасно, т.к. сами участники могут сыпать камни на рыхлых скальных участках. На спуск проходить кулуар не рекомендуем, т.к. спуститься к нижней части кулуара рано не получится. Если кулуар осыпной, то лучше перевал не проходить. Спуск с северо-восточного отрога в. Зап. Доппах тоже камнеопасен. Со скальных склонов справа и слева сыпет.

Фото 179. Идем к месту спуска по сужающемуся гребню.

Фото 180. Вид на юго=западную ветвь ледника Нахашбита с северо-восточного отрога.

Фото 181. Начало спуска с северо-восточного отрога. Первая веревка.

Фото 182.Первая и вторая веревки спуска.

Фото 183. Третья веревка выводит на снежно-ледовый склон с трещинами.

Фото 184. Пятая веревка через бергшрунд выводит на 30о снежный склон.

Фото 185. Вид на северо-восточный гребень в. Зап. Доппах с плато юго-западной ветви л. Нахашбита.

Фото 186. Вид на дальнейший подъем к пер. Суган с плато.

Фото 187. Отсиживаемся под тентом и заодно перекусываем.

Фото 188. Лагерь на плато выше зоны трещин.

Перевал Суган

Категория трудности - 3А, снежно-ледовый и скальный

Высота - 3817м, GPS - 4023м,

Координаты: N 42о57,895 E 43o27,651

Соединяет юго-западную ветвь л. Нахашбита (р. Псыгансу) и л. Доппах (р.Орсдон).

Прохождение перевала описано от юго-западной ветви л. Нахашбита до л. Доппах.

04.08.2022

День 21

утро - ясно, день - переменная облачность, вечер - облачно

М.н. - пер. Суган (3А, 4000) - л. Доппах

+300м -500м

9 ч 40мин

Подъем в 3.00. В 5.30 начинаем подниматься по снежному склону 25-30о по натоптанным с вечера следам (Фото 189). Поднялись до бергшрунда (Фото 190). Переходим его по снежному мосту в месте сужения и в 7.00 поднимаемся с следующему бергшрунду под перевальным взлетом (Фото 191). Под бергшрундом достаточно большая пологая снежная полка, чтобы поставить палатки. Бергшрунд большой, с нависающим верхним краем, выше ледовый склон (Фото 192). Но есть один небольшой снежный мост. Лидер проходит бергшрунд по мосту без рюкзака (Фото 193), проходит ледовый участок 40о до снега и провешивает перила. Станция на ледорубах. Рюкзаки вытягиваем отдельно (Фото 194). Провешиваем еще пол веревки до седловины по снежному склону 35о. Станция на скальном выступе. В 8.30 вся группа поднялась на перевал. Седловина скально-осыпная, узкая. Немного выше по гребню в сторону в. Суган-баши есть пологий снежник, на котором можно поставить палатки (Фото 196). Сняли записку группы туристов турклуба «Вестра» под руководством Митюшиной от 3.08.2021г.

Фотографируемся (Фото 195), перекусываем и в 9.40 начали спуск. Станция на скальном выступе, где уже много старых петель (Фото 196). Вешаем свою. Первые три веревки идут по скально-осыпному кулуару 45о с участками льда (Фото 197, 198). Кулуар камнеопасен, каждый проходящий участник сбрасывает камни. Первая станция на спуске находится за скалой по правому борту, собрана на 3-х крючьях (Фото 199). До нее немного более, чем пол веревки. Проверяем и подбиваем крючья и вешаем свою петлю. Ниже кулуар начинает расширяться. Вторая веревка проходит к левому борту кулуара (Фото 200, 201)). Снова используем старую станцию, перебив крючья и повесив свою петлю (Фото 202). Станция в безопасной зоне, достаточно далеко от траектории падения камней. То же самое и с третьей веревкой. Третья веревка также идет вдоль левого борта. Проходить все веревки приходится по одному, т.к. каждый участник сбрасывает камни. Поэтому первые три веревки шли долго - 4,5 часа. Далее кулуар кончается и 4-8 веревки идут траверсом с понижением вдоль скального склона в. Зап. Доппах (Фото 203-205). На траверсе есть эффект маятника, так что надо быть аккуратнее. Зацепки на скалах хорошие. Встречаются крутые скальные участки до 70о. Идем по старым станциям. Часть из них проверяем и перебиваем. Станции бывают в неудобных местах, где могут стоять максимум 2 человека. У нас только 2 веревки и приходится скапливаться большим количеством участников. Поэтому находим удобные места и делаем свои станции. По мере спуска крутизна склона возрастает. 9-я веревка (30 метров) идет до узкой полки со старой петлей на скальном выступе. Дальше возможности траверса нет. Вешаем свою петлю и спускаемся вниз. 10-я веревка идет по скалам крутизной до 80о в нижней части и выводит на 40-45о снежник (Фото 206). Снег очень плотный, ступени не делаются. Одеваем кошки. Дальше можно было бы спускаться на 3 такта до пологой части. Но немного ниже проходит узкая полоса крутых сильно разрушенных скал и при прохождении их сбрасываются камни. Поэтому провешиваем 11-ю веревку через скалы на 35-40о снежник ниже. Станция на ледорубах. Далее спускаемся на 3 такта, а затем просто ногами до пологой части ледника, прижимаясь к левому борту, т.к. справа могут сыпать камни (Фото 207). С ледника справа могут быть ледовые обвалы. Проходим по пологой части ледника до перегиба со скоплением камней. Дальше спускаться с ледника опасно, т.к. перегиб достаточно крутой и велика вероятность падения камней, которыми усыпан склон. Надо искать путь спуска. Но время уже позднее, темнеет. Первые участники спустились в 19.15. В 20.00 спустились все. Уже в темноте делаем площадку под палатку на границе снега и камней. Камни крупные и на них палатку не поставить. Снег крутоват и очень жесткий, местами лед. Площадку буквально вырубаем. Сил и времени хватило сделать площадку только под одну большую палатку. Устраиваемся все в одной палатке. Нам это уже привычно. Воду нашли в ручейке среди камней. Ужинаем и в 22.30 отбой.

Координаты места ночевки Н=3547м N 42о 57,608 E 43o 27,467.

Фото 189. Начало подъема на пер. Суган от места ночевки.

Фото 190. Первый бергшрунд на подъеме.

Фото 191. Подходим ко второму бергшрунду под седловиной.

Фото 192. Второй бергшрунд, разведка места прохождения.

Фото 193. Прохождение бергшрунда по снежному мосту и провешивание перил.

Фото 194. Вытягивание рюкзаков.

Фото . 195. Группа на пер.Суган.

Фото 196. Первая станция на скальном выступе (много старых петель). Немного выше есть места для палаток на снежнике.

Фото 197. Начало спуска по узкому осыпному кулуару.

Фото 198. Первая веревка на подходе ко второй станции.

Фото 199. Вторая станция.

Фото 200. Вторая веревка ведет к левому борту кулуара.

Фото 201. Вид от третьей станции.

Фото 202. Третья станция.

Фото 203. Спуск по скальному склону.

Фото 204. Короткая осыпная полка, за ней крутые скалы.

Фото 205. Очередная веревка на скалах.

Фото 206. Спуск со скал на снежник (десятая веревка).Фото не передает крутизны склона.

Фото 207. Путь спуска с пер. Суган на л. Доппах.

05.08.2022

День 22

утро - ясно , день - переменная облачность вечер - туман, дождь

М.н. - пер. Солдат (1Б, 3700) - д.р. Ахсу

6,5 км

-150м +350м -800м

5 ч 35мин

Подъем в 4.30. С утра дождь из висящего над массивом Доппах облака. Немного дальше от вершины ясно. Собираемся и в 5.40 выходим без завтрака, т.к. все-таки есть вероятность ледовых обвалов с ледника выше, о чем свидетельствуют редкие, но большие куски льда неподалеку. Идем в кошках по 30-35о снежнику вдоль скал левого борта под массивом Доппах, обходя опасный для спуска перегиб ледника. Затем по снежнику и осыпи спускаемся на пологую часть ледника Доппах, пересеченную местами полосами морен (Фото 208). Ледник, хотя и пологий, но скользкий. Поэтому по льду идем в кошках. Пересекаем пологую часть ледника поперек к правому борту (Фото 209) и через валы морен выходим в 7.30 на большие ровные площадки с ручьями. Есть даже редкая травка. Останавливаемся здесь на завтрак. Небо окончательно прояснилось, светит солнце.

Раскладываем вещи на просушку (Фото 212).

Выводы и рекомендации

Перевал Суган соответствует категории сложности 3А. Определяющая сторона скальная. Перевал камнеопасен, особенно первые 3 веревки на спуске. Но при соответствующих мерах предосторожности проходить его можно. На наш взгляд проходить его в обратном направлении легче, т.к. скалы достаточно легкие для лазания, хотя и крутые, и имеют много зацепок и полочек. Подниматься по таким скалам, видя все перед глазами, приятнее, чем спускаться траверсом, имея эффект маятника и не видя хорошо зацепок под ногами. Всего провешено 12,5 веревок: 1,5 веревки на подъем и 11 веревок на спуск. По скалам до снежника провешено 10 веревок, хотя в описаниях говорится максимум о 9 веревках. Мы шли, придерживаясь старых станций. Если только считать первую и девятую неполные веревки за одну, тогда все сходится.

Фото 208. Спуск от места ночевки на пологую часть л. Доппах.

Фото 209. Пересекаем л. Доппах к правому борту.

Фото 210. Пер. Суган с середины л.Доппах.

Фото 211. Подъем к пер. 50 лет ВЛКСМ с середины л. Доппах.

Фото 212. Остановились на завтрак и просушку вещей у правого борта ледника Доппах.

Пер. Солдат

Категория сложности - 1Б, осыпной

Высота - 3709м, GPS - 3693м,

Координаты: N 42о57,149 E 43o25,777

Соединяет ледн. Безымянный (р. Ахсу) и д.р.Орсдон (р.Урух).

Описание дается от л.Доппах до пос. Верхняя Балкария.

Пока готовился завтрак, обсудили дальнейший маршрут. Запасные дни истрачены. Осталось 3 дня. Мы не успеваем пройти траверс в. Суган. В запасных вариантах у нас пер. Гюльчи (2Б) и пер. Солдат (1Б). У нас осталось 2 целых веревки, но немного побитые камнями. Проходить технические участки с двумя веревками получается медленно, что и показал спуск с пер. Суган. Поэтому приняли решение проходить самым простым путем - через пер. Солдат.

После завтрака в 9.20 выходим по морене в сторону пер. Солдат. С морен хорошо виден пер. Гюльчи (Фото 213). В конце холмистого моренного плато крутой спуск на склон из слежавшейся осыпи с участками травы. Траверсируем склон к пер. Солдат. С траверса виден пер. Безымянный (Фото 213, 215). По пути обходим по верху ложбину ручья с крутыми стенками, и проходим ровные травянистые площадки, где можно поставить палатки. Выходим к мелкоосыпной заснеженной ложбине, поднимающейся к пер. Солдат (Фото 216). Поднимаемся по снежникам и участкам осыпей крутизной 25о, местами покруче (Фото 217). В 11.45 поднялись на седловину пер. Солдат (Фото 218). Сняли записку группы туристов турклуба «Планета» г.Ростов-на-Дону под руководством Захарова Алексея от 2 августа 2022г. Перекусываем.

В 12.23 начинаем спуск по 30о мелкой живой осыпи. Спускаться по ней приятно и быстро. Ниже начинаются выходы скал. Осторожно плотной группой спускаемся траверсами по осыпным полкам. В 13.10 спустились на морену (фото 221). Идем по морене левее по ходу. Ниже появляется ручей, есть места под палатки. Далее ручей уходит в каньон. Правее ручья пологий спуск по широкой осыпной ложбине до травянистых площадок у ручья (Фото 222). Но хороших мест под палатки здесь нет. Идем дальше вдоль правого берега ручья и в 15.15 встали лагерем на пологой травянистой поляне. Вскоре налетел туман и начался сильный дождь. Ужинали в палатках.

Координаты места ночевки Н=2886м N 42о 57,539 E 43o 24,350.

Фото 213. Перевал Гюдьчи с морен правого борта л. Доппах.

Фото 214. Путь подъема на пер. Солдат. Виден пер. Безымянный.

Фото 215. Перевал Безымянный с траверса склона к пер. Солдат.

Фото 216. Подходим к мелкоосыпной заснеженной ложбине.

Фото 217. Подъем по ложбине.

Фото 218. Группа на пер. Солдат.

Фото 219. Вид с пер. Солдат в д.р. Орсдон и Урух.

Фото 220. Вид с пер. Солдат в д.р. Ахсу.

Фото 221. Спуск с пер. Солдат к л. Безымянный.

Фото 222. Перевал Солдат от травянистых площадок на правом берегу ручья (д.р. Ахсу).

06.08.2022

День 23

утро - ясно , день - легкая облачность вечер - легкая облачность

М.н. - д.р. Карасу - нижний гостевой дом Уштулу

12 км

-1000м

3 ч 50мин

Подъем в 5.00. Выходим в 7.00 и идем вдоль правого берега ручья. С утра накрывает туман. Через 2 перехода вышли в широкую долину р. Ахсу. Здесь попадаются коровьи тропы. Пересекаем долину к правому борту, переходя по камням ручьи. Последний ручей самый мощный. За ним начинается хорошая тропа по правому борту. Спускаемся по ней, проходим старый кош. Дальше тропа идет вдоль склона. Внизу видим р. Карасу и грунтовую дорогу вдоль нее. Спускаемся на дорогу, проходим действующий кош. После коша дорога идет с подъемами и спусками. В 10.30 проходим мимо погранпоста (Фото 223), где у нас проверили документы. Пропуск здесь для нас не нужен. В 11.00 прошли мимо верхнего дома Уштулу (Фото 224, 225). Его построили недавно. На другом берегу реки строятся еще домики. Судя по количеству машин посетителей там много. Дальше на повороте дороги налево находится хороший нарзанный источник. Мы конечно же попробовали вкусной воды (Фото 226, 227). Вскоре дорога начинает серпантинами сбрасывать высоту. Становится виден нижний гостевой дом Уштулу (Фото 228). В 11.40 спустились до гостевого дома, который находится немного в стороне от основной дороги. Сам дом - это двухэтажное бревенчатое здание с комнатами для гостей (Фото 229). К сожалению наш приход совпал с выходными и все номера были заняты. Но нам удалось договориться поселиться в небольшом немного недоделанном доме бесплатно (Фото 230). В ответ мы подарили хозяйке нашу битую веревку. Она за это приготовила нам на обед суп с мясом яка. Вообще здесь нет кафе, посетители привозят еду с собой и готовят на шикарной кухне (Фото231). Посуда, плитка, мойка есть. Поесть можно тут же за длинным столом (Фото 232). Есть тут и сауна с теплым душем в отдельном домике. Как нам сказали, сауна здесь плохая, зато душ оказался отличный и мы с удовольствием помылись. Созвонились с Сорокуевым и договорились о машине из пос. Верх. Балкария. Видимо мы понравились хозяйке, т.к. на ужин она испекла нам нежнейшие булочки.

Координаты нижнего гостевого дома Уштулу Н=1849м N 42о 57,535 E 43o 24,351.

Фото 223. Подходим к погранпосту.

Фото 224. Подходим к верхнему дому Уштулу.

Фото 225. Верхний дом Уштулу.

Фото 226. Нарзанный источник на повороте дороги.

Фото 227. Нарзанный источник на повороте дороги.

Фото 228. Дорога серпантинами спускается к нижнему гостевому дому Уштулу.

Фото 229. Нижний гостевой дом Уштулу.

Фото 230. Мы поселились в немного недоделанном домике бесплатно.

Фото 231. Кухня гостевого дома Уштулу. Плитка левее на открытом воздухе.

Фото 232. Поесть можно рядом с кухней.

07.08.2022

День 24

утро - ясно, день - легкая облачность вечер - легкая облачность

М.н. - д.р. Черек Балкарский - пос. Верхняя Балкария

22 км

-650м

7 ч 05мин

Подъем в 5.00. Собираемся, завтракаем и выходим в 7.05. Идем по хорошей грунтовой дороге (Фото 233). В 10.30 остановились на перекус у красивого ручья (Фото 234). В 15.00 пришли в пос. Верх. Балкария, сели в ожидавшую нас машину и доехали до горячих источников Аушигер. Отсюда часть группы сразу отправилась в аэропорт Минводы и улетели в Москву. А часть группы осталась отдохнуть на источниках (Фото 235), устроившись здесь в 2-х двухместных комнатах. Отдых на горячих источниках после похода настоятельно рекомендуем. На этом поход был закончен.

Фото 233. Идем по дороге в пос. Верх. Балкария.

Фото 234. Остановились на перекус у ручья, падающего со скал.

Фото 235. На горячих источниках Аушигер.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Нашей группой пройден хороший и технически насыщенный поход 6 к.с. по красивому и интересному району Кавказа - Цей, Караугом, Суганский хребет. Почти все участники были в данном районе впервые. Перевалы выбирали интересные с технической точки зрения для отработки индивидуальной техники и схоженности группы и получения нового опыта. Группой пройдены разнообразные перевалы, получена свежая информация и составлено описание по давно не хоженому перевалу Доппах Зап. (3Б).

Побили камнями веревки на пер. Доппах Зап. В результате остались с двумя веревками, которые можно использовать. Из-за этого следующие технические участки проходили медленнее, чем могли бы.

Из-за погоды не удалось точно пройти запланированный маршрут, пришлось использовать запасные варианты.

Погода менялась в течении дня. Утро обычно было ясное, затем начинали собираться облака и к обеду погода портилась. К вечеру как правило погода улучшалась и ночь была ясной. Поэтому, чтобы использовать время ясной погоды мы практиковали ранние подъемы. Это себя оправдало.

Потеряли день из-за болезни в результате питья сырой воды в районе поляны Нахашбита. Никогда раньше здесь такого не наблюдалось. Теперь надо быть осторожнее и там, где может пастись скот, кипятить воду.

Использование спутникового телефона Thuraya оказалось неудачным, т.к. высокие скалы на юге часто лишали нас связи. Так при прохождении сложных пер. Доппах Зап. и Суган мы были без связи 5 дней. Лучше использовать телефоны другой системы.

Участники получили опыт прохождения перевалов 3Б к.с., улучшили и закрепили технические навыки, упрочили свои знания по тактике и отработали командное взаимодействие.

В результате хорошей технической и физической подготовки группы маршрут 6 к.с был пройден в установленные сроки.

Немаловажной задачей пройденного горного похода было его прохождение в дружеской атмосфере. Внимательность по отношению друг к другу, взаимовыручка, полная отдача на сложных этапах маршрута и общий досуг сплотили участников группы, превратив её в настоящую команду. Все остались довольны походом.

Использованные материалы

перевал Сказский (2А*) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9278 Евдокимов 2019 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8775 Роньжин 2018 перевал Хицан (1Б) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9580 Болотин 2020 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9845 Вишняков 2021 перевал Уилпатинский Сев. (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9582 Голубев 2020 перевал Ворошилова (Караугом-Гулар) (3А*)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9582 Голубев 2020 перевал Доппах Зап. (3Б)

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=32233&page=1 Ярмолюк 2006 перевал Суган (3А) http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9582 Голубев 2020 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=42150&page=1 Спирин 2020 перевал Солдат (1Б)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9845 Вишняков 2021 перевал Караугомский ледопад (3А*) http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=42150&page=1 Спирин 2020 траверс в. Уилпата (3Б)

http://www.progressor.ru/otchety/1/htm/m0013.htm Гущина 1994 перевал Доппах (3А)

westra.ru/reports/other-clubs/kavkaz5kslvov2020.pdf Львов 2020 траверс в. Суган (3А)

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9821 Фалиева 2021

А также карты и космоснимки на сайте nakarte.me

Групповое снаряжение

трансфер Беслан - пос. Верх. Зарамаг

трансфер пос. Верх. Балкария - Аушигер

Заброски

Ночевка на т/б «Панорама»

Трансфер Аушигер - Минводы

Минводы - Москва (самолёт, Шереметьево)

Продукты на 24 дня

Газ Kovea (18 баллонов по 450 гр)