Автор: Анна Мочкина, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 4 к.с. по Кавказу совершенном с 15.07.22 - 31.07.22

Справочные сведения.

Проводящая организация Петроградский клуб туристов www.carabin.ru/pkt http://vk.com/club96115

Место проведения Центральный Кавказ, Безенги

Общие сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженно сть активной части, км

Продолжительность

Всего ЛП - 6 из них - 2Б=4, 2А=1, 1Б=1

Подробная нитка маршрута

Маршрут заявленный:

Д.р. Черек-Балкарский - д.р. Тютюнсу - пер. Туристов Грузии (2А, 3644м) - пер.Скалистый (2Б, 3900м) - лед.Хрумкол - пер.Песчаный (1Б, 3556м) - лед.Башхаауз - пер.Дыхниауш (2Б,3869м) - лед.Безенги - а/л Безенги (заброска) - траверс [пер.Спортивной дружбы +п.МВТУ+пер.Шаурту В.]=2Б - лед.Тютюргу - д.р.Гара-Аузусу - д.р.Башиль-Аузусу - т/б Башиль - пер.Кичкидар (2Б, 4151м) - лед.Юном Северный - д.р. Адыр-су - п.Верхний Баксан

Маршрут пройденный: Совпадает с заявленным маршрутом.

17 дней, 151км, 5 перевалов и 1 траверс

Хибины

2019

2021

*сошел с маршрута в а/л Безенги по производственным причинам

Отчет хранится

В библиотеке ПКТ г. Санкт-Петербурга,

Электронная версия на сайтах: http://mountain.ru/

Сокращения, понятия, принятые в отчёте

Понятия «левый», «правый» следует понимать как «орографически», если не оговорено особо.

Понятия «слева», «справа» следует понимать как «по ходу движения». «Верёвка» - имеется ввиду 50 метров длиной, если не оговорено особо.

лев. - левый орографически пр. - правый орографически лед..- ледник. пер. - перевал. верш. - вершина.

ЛП - локальное препятствие.

а/л. - альплагерь.

пос. - населённый пункт.

БЛ - № - базовый лагерь № _ (более одной ночёвки на одном месте).

ГЗЛ - граница зоны леса.

р. - река.

д.р., дол., ущ. - долина реки, ущелье.

С, Ю, З, В - соответственно: Север, Юг, Запад, Восток ниж. - нижний. верх. - верхний

Время - местное.

Общая идея похода, стратегия и тактика

Идея сходить на Кавказ в район Безенги появилась у нашей команды после того, как стало понятно, что, запланировав поход по горам Азии, мы летом по различным причинам рискуем вообще никуда не попасть. Поскольку некоторые участники уже бывали на сменах в альплагере Безенги, хотелось проложить нитку маршрута так, чтобы успеть побывать и в соседних горных районах. С учетом имеющихся возможностей по организации забросок и трансферов на Кавказе, было предложено пройти линейный маршрут со стартом в Верхней Балкарии и выходом в д.р.Адыр-су. При планировании похода были учтены следующие аспекты:

• необходимость плавной акклиматизации
  • приоритет в сторону скальных перевалов категории 2Б, где требуется техническая работа (поскольку в 2021 году большая часть участников была на Памиро-Алае и ходила в основном снежно-ледовые перевалы)
  • желание зайти в альплагерь Безенги - центр альпинизма на Кавказе
  • стремление минимизировать вес рюкзаков и сделать по возможности не одну заброску.

Первая его часть похода, до выхода в а/л Безенги, планировалась достаточно насыщенной и включала в себя прохождение несложного «разминочного» перевала Туристов Грузии, технически интересной и к тому же первой 2Б - перевала Скалистый, проходного, не часто посещаемого перевала Песчаный, и логичного скально-ледового перевала Дыхниауш. После этого был запланирован спуск по морене ледника Безенги к заброске в альплагерь, где предполагалось, что удастся немного отдохнуть и восстановиться.

«Изюминкой» второй части должен был стать траверс пер.Спортивная Дружба - пик МВТУ - пер.Шаурту Восточный. После этого, забрав еще одну заброску на турбазе Чегем, предстояло прохождение последнего перевала Кичкидар. Финиш в Баксанском ущелье открывал перед участниками различные возможности для продолжения путешествия по горам или недорого трансфера в город.

Подготовка к походу включала в себя технические тренировки на местности (скалы, снег), тренировки по ОФП в рамках общих тренировок Школы клуба, кроссы самостоятельно, участие в соревнованиях по ТГТ, спортивному ориентированию, маршброскам.

Заезд в район и отъезд, формальности

Заезд в район осуществляли из г. Нальчик, где в аэропорту к назначенному времени ожидал УАЗ СГР («буханка»). Для организации трансферов и забросок пользовались услугами Бориса Сакураева. Связывались с ним по электронной почте bezonec@list.ru. На все вопросы ответы получали без задержек. Обратно договорились с Борисом, что за день до выхода мы с ним свяжемся и нас встретят у горного подъёмника на скалу Докторский перевал (ущелье Адыр-Су).

Пограничные пропуска в КБР каждый участник похода оформлял самостоятельно, но 2 человекам пришли отказы, поэтому мы обратились за помощью к Борису, который предложил оформить тур.договор. Данная услуга платная, на момент нашего обращения она составляла 500 руб. Документ абсолютно правомерен, пограничники вопросов не задают, главное, чтобы паспортные данные были внесены верно и стояла печать а/л.

Также хочется отметить, что Борис по нашему запросу приобрел для нас бензин. Все расчеты производились наличными, по факту осуществления услуги.

Наш маршрут похода проходил по Кабардино-Балкарскому высокогорному государственному природному заповеднику, для нахождения в котором требуется оформить пропуск. Его оформить довольно просто. На сайте заповедника https://zapovednik-kbr.ru/ в разделе Путешествуй есть заявка, реквизиты и правила посещения. Стоимость за все время пребывания 150 рублей с человека.

Следует обратить внимание, что финиш маршрута планировался у фуникулёра в д.р.Адыр-су, входящую в состав национального парка «Приэльбрусье», за посещение которого взымается плата в размере 200 рублей. Об этом мы узнали, спустившись со скалы «Докторский перевал», от мужчины пожилого возраста, предьявившего удостоверение. Нам удалось договориться.

За второй заброской мы спустились в а/л Безенги, где было решено остаться на ночь. За проживание в своих палатка на территории лагеря с человека заплатили 450 руб., можно готовить на горелках у палатки или пойти в одно из кафе, в стоимость также входит душ с горячей водой.

Аварийные выходы с маршрута, запасные варианты

В случае возникновения аварийных ситуаций планировался спуск с перевалов:

• С пер.Туристов Грузии - д.р.Тютюнсу и далее по д.р.Черек-Балкарский
  • С пер. Скалистый, Песчаный, Дыхниауш - лед Дыхсу, д.р.Дыхсу
  • С пер.Спортивная Дружба - лед.Безенги, а/л Безенги
  • С пер. Шаурту Восточный - лед.Тютюргу, д.р.Гара Аузусу , т/б Чегем
  • С пер.Кичкидар - д.р.Башиль Аузусу или д.р.Адыр-су

Запасные варианты:

• Вместо пер.Скалистый (2Б) - Пер. Туристов Грузии + пер.Ашинова = 2А - лед.Хрумкол
  • Вместо пер.Дыхниауш (2Б) - пер.МВТУ(2А)
  • Вместо пер.Спортивная Дружба (2Б) - пер.Столбовой (2А) - пик 50 лет КБАССР - спуск в д.р.Кору - пер.Кору (1А) - лед.Кору
  • Вместо пер.Кичкидар (2Б) - пер.Голубева (2А)

Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден без изменений.

График движения

Определяющее препятствие

Метеоусловия, примечания

15.07.2022

Трансфер Нальчик-мост через р.ЧерекБалкарский,подъем к кошу

0.4

8:42

+914 / -253

Крутая тропа на подъем (до 35), средняя осыпь, густой лес

Утром пасмурно, днём солнечно, вечером туман

17.07.2022

Подъем по д.р.Тютюнсу в цирк под пер.Туристов Грузии

0.4

3:48

+794 / -1

Крутые каменистотравянистые склоны

Утром туман, днём солнечно, вечером туман

18.07.2022

Пер.Туристов Грузии - подъем на пер.Скалисты й - спуск в сторону лед.Хрумкол

4.5

11:33

+776 / -425

Средняя осыпь крутизной до 30 , снежник до 30 на подъеме на пер.Туристов Грузии. Закрытый ледник между перевалами.

Спуск с пер.Скалистый - разрушенные скалы. В верхней части до 60 (10-15м), далее около 50.

Утро, день,вечер переменная облачность

19.07.2022

Пер.Песчаны й - спуск по ручью до морен лед.Дыхсу

7.7

6:16

+368 / -849

Снежноледовый склон до 40. На спуск - живая осыпь, разрушенные скалы.

Ночью/утром гроза, осадки, днём/вечером переменная облачность

20.07.2022

карману лед.Дыхсу - лед.Дыхсу под пер.Дыхниау ш

5.4

5.1

9:02

+306 / -654

Снежноледовый склон до 40, берг на подъеме. Разрушенные скалы, осыпь на бараньих лбах. На спуск - снежно-ледовый склон, берг.

Переменная облачность, дождь, туман,

град

22.07.2022

Лед.Безенги - а/л Безенги

16.0

5:48

+104 / -1193

Тропа до ледника по карману морены.

Переменная облачность, дождь, туман,

Град

23.07.2022

а/л Безеги - подъем на борт морены лед.Безенги (ноч.Ярды)

5.7

6:54

+669 / -96

Крутой конгломератны й склон (до 50)

Переменная Облачность

24.07.2022

Ноч.Ярды - по ручью до языка ледника под пер.Спортивн ой Дружбы

2.6

4:34

+900 / 0

Крутые травянистые склоны (до 50)

Туман, вечером - снег

25.07.2022

Пер.Спортив ная Дружба (ноч.на перевале)

1.4

5:07

+535 / -3

Закрытый ледник под перевальный взлет.

Разрушенные скалы, полки, короткие участки крутизной до 60

Ясно, утром мороз

26.07.2022

Пер.Спортив ная Дружба - пик МВТУ - траверс на пер.Шаурту В. - спуск на лед.Тютюргу - морены в конце языка ледника

5.3

9:53

+175 / -936

Подвижная крупная осыпь до 45 при подъеме на вершину. Острый скальный гребень, плита на спуск 15м70. Берг на спуске на лед.Тютюргу.

Переменная Облачность

7.0

5:16

+870 / -50

Крутые травянистые склоны (до 50)

Днём ясно, вечером туман.

29.07.2022

Морены лед.Чегем - лед.Чегем под пер.Кичкидар

6.0

5:41

+1017 / -14

Тропа по морене, закрытый ледник, обход трещин

30.07.2022

Пер.Кичкида р -лед.ЮномВос точный -лед.Юном Сев. - средние Кичкидарски е ночёвки

4.1

13:09

+323 / -899

Фирновый склон до 40, подрезанный бергом. Снежный карниз перед выходом на перевал. Снежноледовый склон до 50 на спуске.

31.07.2022

Спуск по д.р.Куллумко л-су, Адыр-су до подъемника

20.2

8:19

+27 / -1682

Тропа

Итого протяженность: 126км *1,2 = 151км

Общий набор: 8877 м, Общий сброс: 8798 м

С-Петербург, ПКТ, Мочкина А.Е. Центральный Кавказ, Безенги июль 2022г.

Высотный график

Техническое описание

15.07.2022 День 1. Заезд. Трансфер Нальчик - пос.Верхняя Балкария -д.р.Черек-Балкарский - кош

км: 0,4, набор/сброс высоты: +67 / -1, Координаты мн: N43° 00.315' E43° 18.509', Высота мн: 1738м

15:00 - К началу маршрута добираемся на заранее заказанной машине из аэропорта

18:00 г.Нальчик. Дорога хорошая, к мосту через р.Черек-Балкарский успеваем подъехать засветло (Фото 1. 1). Сразу за мостом начинается тропа, которая ведет к кошу. Сначала решаем поставить палатки подальше, выбрав болееменее ровную полянку. Но из коша к нам приходит, как потом оказалось, главный егерь Кабардино-Балкарского заповедника Борис и предлагает переместиться поближе к домику, на территорию, огороженную забором, поскольку ночью он выпускает собак. Посмотрев на «волкодавов» (как их назвал хозяин), принимаем его приглашение и ставим палатки вплотную к домику. Воду берем из трубы рядом. Пользуемся всеми благами цивилизации - столом, газовой плитой, туалетом.

16.07.2022 День 2. Кош - д.р.Черек-Балкарский - д.р.Тютюнсу

км: 9,6, набор/сброс высоты: +914 / -253, Координаты мн: N43° 01.621' E43° 16.972', Высота мн: 2222м

7:10 -8:20

Утром егерь показывает нам начало тропы. Она идет высоко над рекой практически без сброса высоты (Фото 2. 1). За 2 перехода выходим на большую поляну, откуда начинается подъем по правому берегу р.Тютюнсу (Фото 2. 2).

8:40-11:30

Первые 500м после поворота в д.р.Тютюнсу блуждаем по лесу, наличие GPSтрека не очень помогает. Тропа читается слабо. Через один переход выходим к камню с табличкой. От него уже по явной тропе начинается довольно резкий набор высоты. За три перехода поднимаемся практически на 700м. Тропа заканчивается у большого камня, на котором сложен заметный издалека (для тех, кто идёт вниз) тур (Фото 2. 3).

11:50-14:20

Пройдя еще полперехода, устраиваем обед.

14:20-15:40

После обеда продолжаем двигаться вдоль реки по правому берегу(Фото 2. 4). Доходим до места слияния двух ручьев и переходим на левый берег, оказываясь как бы на острове. Ориентируемся по навигатору на координаты ночёвки, взятые из отчёта [2]. Стараемся не потерять тропу, которая заметна, в основном, благодаря примятой траве. Видимо, не так давно перед нами прошла группа. Ставим лагерь в том месте, где планировали. Площадки ровные, вода рядом из ручья.

17.07.2022 День 3. Д.р.Тютютнсу - подъем под пер.Туристов Грузии (2А, 3644м)

км: 0,4, набор/сброс высоты: +794м, Координаты мн: N43° 01.174' E43° 15.161', Высота мн: 3169м

7:00 -11:30

Утром продолжаем подъем в сторону перевала (Фото 3. 1). Направление движения - на моренные холмы, находящиеся под бараньими лбами. От места ночевки идём по местами читаемой тропе к правому по ходу ручью. Идём по его правому берегу (не переходим на другую сторону). Выше ручей исчезает в камнях. Пересекаем луга (Фото 3. 2) и выходим к большому пологому снежнику. Снег еще держит, не проваливается. Уклон небольшой, идти легко (Фото 3. 3). Поднимаемся до пересохшего ручья, русло которого уходит вверх вправо по ходу. Часть группы поднимается по руслу, сложенному средней и крупной осыпью, часть - выходит на левый (ор.) берег и по невыраженному гребешку, покрытому травой. также поднимается к месту ночёвки. Дальше удобных ровных площадок нет. К тому же не хочется форсировать график акклиматизации, поэтому ставим палатки, любуемся шикарными видами.

18.07.2022 День 4. Пер.Туристов Грузии (2А, 3660м) - пер.Скалистый (2Б, 3902м)- морены л.Хрумкол

км: 4,5, набор/сброс высоты: +776 / -425, Координаты мн: N43° 00.983' E43° 13.340', Высота мн: 3512м

5:30 -7:40

Рано утром начинаем подъем на пер.Туристов Грузии. Сначала двигаемся по снежнику, забирая чуть правее по ходу, затем траверсируем склон в направлении нашего перевала по средней осыпи (Фото 4. 1). Крутизна склона не больше 30. Доходим до бараньих лбов (мы уже над ними), надеваем кошки и по снежнику выходим на седловину перевала (Фото 4. 2, Фото 4. 3). Отсюда виден путь к пер.Скалистый (Фото 4. 4).

8:20-10:20

На перевале организуем связки и, без сброса высоты, минуя живописные трещины, выходим на южную ветвь ледника Тютюн. Ледник пологий, быстро его пересекаем и подходим к перевальному взлету пер.Скалистый (Фото 4. 5). По снежному склону крутизной 30 за один переход поднимаемся на седловину перевала Скалистый (Фото 4. 6). Чуть ниже седловины есть 2-3 места под палатки, воду можно взять из текущих по снегу ручьёв. Оцениваем состояние группы, погоду и временные ресурсы. Решаем начать спуск с перевала. Достаём всё скальное снаряжение.

11:00-16:20

Спуск начинаем с седловины перевала, первая станция на камне, на котором уже есть множество расходных петель (Фото 4. 7). Первые 10-15метров - скалы крутизной до 70. Следуем имеющимся описаниям, придерживаемся левой стороны кулуара (справа тоже замечаем расходную петлю, но двигаться в том направлении явно менее безопасно). Третий участок перил пересекает кулуар, нижняя станция оказывается справа за поворотом (её не видно сверху). Далее делаем разведку (Фото 4. 8). По правому кулуару текут ручьи с камнями. Слева - крутой снежник, нижняя часть не просматривается. Решаем на личной технике пройти по снежному гребню до площадки, которая разделяет склон на два кулуара. Оттуда несложное лазанье (5м) вправо до станции (участок R3-R4 на Фото 4. 8). Оттуда провешиваем перила в направлении большого камня, который было видно издалека и на котором видим множество расходных петель. С камня - последние 50м перил до снежника (Фото 4. 9).

Ищем удобные места для стоянки. Не хочется спускаться очень сильно, 16:20- поскольку на следующий день предстоит подниматься на пер.Песчаный.

17:10 Находим более или менее ровные места на снежнике, правее перевала. Воду берем из снежной проталины.

19.07.2022 День 5. Лед.Хрумкол - пер.Песчаный (1Б, 3556м) - спуск в сторону лед.Дыхсу

км: 7,7, набор/сброс высоты: +368 / -849, Координаты мн: N42° 59.919' E43° 10.930', Высота мн: 3006 м

7:30 -9:40

От места ночёвки траверсируем склон направо, стараясь не спускаться слишком сильно. Доходим до черного моренного вала и вдоль него движемся к левому (ор.) борту ледника Хрумкол (Фото 5. 1).

10:00-11:00

Минуя трещины, засыпанные камнями, выходим на открытый ледник. За полперехода подходим к перевальному взлёту (Фото 5. 2). Отсюда ледник уже становится закрытым. Организуем связки и начинаем подъем на перевал. Забираем сначала правее по ходу, затем проходим между выходами скал налево к седловине перевала.

11:50-12:40

Долго обсуждаем возможные пути спуска (Фото 5. 3). Прямо с седловины вниз ведет не слишком приятный камнеопасный кулуар. Возможно, на подъем плотной группой он и проходится без веревок, но спускаться в этом месте не хочется. Решаем всё же для спокойствия провесить один участок перил, закрепив веревку на камне, в восточной стороне перевала. Стоит отметить, что вариантов для организации станции было немного. На перевале очень сыпучая песчаная порода. Последний участник спускается с нижней страховкой (Фото 5. 4). Собираемся у небольшого озера под перевалом. Отсюда просматривается альтернативный путь спуска, на превый взляд существенно легче выбранного нами (Фото 5. 5).

12:40-14:00

Движемся от одного моренного вала к другому, придерживаясь правого борта долины. Спускаемся к ручью, вытекающему из-под снежников (Фото 5. 6), и по его правому берегу доходим до ровных площадок. Ставим лагерь, любуемся огромным, разорванным трещинами ледником Дыхсу и видом на наш следующий перевал Дыхниауш.

20.07.2022 День 6. Подъем по лед.Дыхсу под пер.Дыхниауш

км: 5,4, набор/сброс высоты: +681 / -114, Координаты мн: N43° 00.684' E43° 08.241', Высота мн: 3869 м

7:50 -10:40

В этот день нам предстоит подняться как можно ближе к пер.Дыхниауш. От места ночёвки идём в сторону моренного кармана левого борта лед.Дыхсу. Тропа читается слабо, но кое-где прослеживается. На гребень морены не залезаем. Через два перехода доходим до красивого чистого озера. Мест под палатки нет. Пройдя еще немного, пересекаем глубокую промоину (место перехода отмечено туром). Далее не спускаемся на ледник, а продолжаем набирать высоту по морене (Фото 6. 1). На повороте в сторону цирка перевалов Спартак и МВТУ обнаруживаем площадки под палатки. Воду можно брать из снежников рядом. Спускаемся сначала на морены ниже, а затем, сделав разведку, на ледник Дыхсу по не очень крутому конгломератному склону.

11:00-12:30

Пройдя пологий открытый участок ледника, выходим на закрытый ледник, связываемся и двигаемся в обход больших трещин по правому борту (Фото 6. 2, Фото 6. 3). Подойдя под перевальный взлёт, выбираем площадки поровнее и ставим лагерь (Фото 6. 4).

21.07.2022 День 7. Пер.Дыхниауш (2Б, 3836м) - лед. Безенги - ноч.Джанги-Кош

км: 5,1, набор/сброс высоты: +306 / -654, Координаты мн: N43° 01.884' E43° 06.430', Высота мн: 3265 м

7:10 -12:30

От места ночёвки до перевального взлёта не больше 200м. Сразу связываемся и подходим под начало подъема. На снегу лежат свежие камни, стараемся идти чуть правее (по ходу движения). Крутизна склона увеличивается. В верхней части, чуть ниже начала косой полки, берг, который преодолеваем по снежному мосту. После него склон крутизной до 45. Первая связка поднимается с попеременной страховкой. Организовывает станцию на двух ледорубах. Остальные участники так же поднимаются с попеременной страховкой. Далее начинается провешивание перил. Еще один участок влево (по х.д.) вверх по подвижной мелкой осыпи (в вперемежку с песком) и снегу (Фото 7. 1). Далее две две веревки по 50м по косой полке, последняя станция на огромном заметном камне (Фото 7. 2, Фото 7. 3). От него до выхода на перевал идет снежник, крутизной 30-35 (Фото 7. 4). Часть участников поднимается по перилам, последняя связка - с одновременной страховкой. Выходим на перевал, любуемся видом на ледник Безенги и Безенгийскую стену (Фото 7. 5)

13:00-14:15

С западной стороны на перевальном взлете практически нет снега. Склон достаточно крутой, подрезанный снизу бергом. Начинаем провешивать перила на спуск с седловины перевала до выхода на ледник (Фото 7. 6).

14:15-16:00

Организовываем связки и начинаем спуск к ночевкам. Ледник пологий. Держим направление к правому борту. Обходим несколько крупных трещин, замечаем следы альпинистов (Фото 7. 7). Радуемся и следуем по ним до самых ночёвок Джанги-кош.

22.07.2022 День 8. Ноч.Джанги-Кош - а/л Безенги

км: 16,0, набор/сброс высоты: +104 / -1193, Координаты мн: N43° 06.673' E43° 08.803', Высота мн: 2141 м

7:40 -13:10

Утром радостно стартуем в альплагерь, стремясь добраться туда как можно быстрее. По тропе, идущей по гребню правой морены ледника Безенги, добегаем до Угловых ночёвок (Фото 8. 1). Мест под палатки тут немного. Радуемся, что в предыдущий день решили сюда не идти. Далее по тропе вдоль ручья начинаем спускаться к леднику. Тропа крутая, частично оборудована тросами, в плохую погоду наверняка они будут не лишними. Проходим участок, где кинут трос на другую сторону ручья (рядом водопад). Поскольку вниз идет всё такая же хорошо набитая тропа, продолжаем спуск, не переходя на правый берег. А зря. Потому что еще на 50м ниже тропа резко заканчивается у водопада. Тросов тут уже нет, видно, что тропа продолжается на другой стороне. Преодолеваем это неприятно место. По конгломератному склону плотной группой спускаемся на ледник (Фото 8. 2). Движемся по центру ледника до появления морены. Выходим на тропу (вовремя сориентировались, увидев пару альпинистов). За несколько переходов доходим до погранзаставы, показываем пропуска и идём наконец наслаждаться горячими хычинами и тёплым душем в альплагерь «Безенги».

23.07.2022 День 9. а/л Безенги - подъем на ноч. Ярды (левый борт ледника Безенги)

км: 5,7, набор/сброс высоты: +669 / -96, Координаты мн: N43° 05.737' E43° 06.298', Высота мн: 2678 м

10:00 -16:30

Неспешно собираемся, завтракаем в кафе «Тёплый угол», проходим погранпост и движемся в направлении ручья, вытекающего из ледника, находящегося в цирке пер. Спортивная Дружба. За один переход подходим к началу подъема. Согласно описанию, подниматься следует по руслу ручья, а затем выходить на правый ор. берег (Фото 9. 1). Там предполагалась ночёвка. Однако начав подниматься чуть правее русла (по ходу), мы вовремя не свернули налево. В итоге потратили много времени и сил, для того чтобы выбраться по конгломератному, очень неприятному склону, на травянистые террасы. Поскольку дальше, по левому ор. берегу, путь не просматривался (крутые скалы), то мы решаем спуститься к ручью и все-таки попробовать найти запланированные ночёвки. По более-менее пологому склону (практически у самых скал) спускаемся около 30-40м, а затем, перейдя ручей в том месте, где он уходит под камни, поднимаемся 20-30м и выходим на относительно пологие площадки (Фото 9. 2). Ниже, метрах в 200, видны ровные места под палатки, но там нет воды. Решаем всё же поставить палатки у ручья, поскольку дальнейший путь движения предполагается по тропе, начинающейся рядом.

24.07.2022 День 10. ноч. Ярды - конец морены под пер.Спортивная Дружба

км: 2,6, набор/сброс высоты: +900 / 0, Координаты мн: N43° 06.178' E43° 05.234', Высота мн: 3591 м

7:00 -8:30

Продолжаем подъем к перевалу. Преодолеваем очень крутые травянистые склоны (Фото 10. 1). Движемся с ледорубами. Как и было рекомендовано в отчете [2], сначала траверсируем склон по направлению к скалам, там выходим на тропу. Далее с небольшим набором высоты, за один переход доходи до характерного места брода ручья и переходим на его левый берег (Фото 10. 2).

8:30-10:10

Движемся по гребню центральной морены. Тропы периодически встречаются, но есть сомнение, что это следы туристов, скорее горных козлов. За два перехода поднимаемся до сужения долины и пересекаем пологую среднюю осыпь (Фото 10. 3). Кажется, что у ручья, чуть ниже, выложено несколько мест под палатки.

10:10-12:40

Еще за два перехода выходим на пологие каменистые площадки, откуда уже виден язык ледника, цирк перевала (Фото 10. 4). Сам перевал мы не видим, он находится чуть правее, за отрогом. Дальше подходящих мест под палатки не видно, поэтому ровняем площадки и останавливаемся на ночевку.

25.07.2022 День 11. Пер.Спортивная Дружба (2Б в составе траверса, 4123м)

км: 1,4, набор/сброс высоты: +535 / 0, Координаты мн: N43° 06.423' E43° 04.860', Высота мн: 4121 м

5:30-7:10

Весь вечер предыдущего дня шёл снег. Пару раз ночью вылезали откапывать/отряхивать палатки. В среднем выпало около 15см. Утром морозно, и нам это очень на руку (Фото 11. 1). Подходим к языку ледника, связываемся и начинаем подъем слева по ходу, по льду. Посматриваем на скалы слева по ходу, т.к. на леднике всюду видны камни. Но солнце еще не вышло, подмораживает, ничего не сыпется. Поднявшись по языку ледника до выполаживания, двигаемся непосредственно в сторону перевала, который хорошо виден. Местами перешагиваем довольно крупные трещины. В начале подъема есть засыпанный снегом берг (Фото 11. 2).

7:10-10:10

По узкому снежнику поднимаемся как можно выше под скалу. Оцениваем сложность пути подъема - разрушенные скалы, полки, множество мест для организации точек страховки. Решаем двигаться с одновременной страховкой связками по 3 человека (Фото 11. 3). Пройдя около 100м достигаем скальной стеночки около 3м, крутизной 70. Для подстаховки закрепляем перила (станция рядом с обнаруженной старой расходной петлёй). Далее опять организуем связки, поднимаемся еще около 200м и оказываемся выше скального пояса (Фото 11. 4). Движемся также в связках с ледорубами (Фото 11. 5). Склон довольно крутой, под снегом местами жесткий фирн. Выходим на седловину перевала - широкое снежное плато. Отсюда открывается шикарный вид на Безенгийскую стену с одной стороны (Фото 11. 6, Фото 11. 7), и на Эльбрус - с другой. Ставим палатки на снегу.

Чуть позже обнаруживаем места для ночёвок на морене правее и ниже седловины. Воду берем их ручьев, текущих на стыке осыпи и льда.

26.07.2022 День 12. Траверс пер.Спортивная Дружба (4123м) +п.МВТУ (4291м)+ пер.Шаурту В. (4101м) - лед.Тютюргу - морены ниже ледника

км: 5,3, набор/сброс высоты: +175 / -936, Координаты мн: N43° 07.665' E43° 04.199', Высота мн: 3358 м

5:50-6:30

По осыпи прямо от места ночёвки плотной группой начинаем подъем на п.МВТУ. Осыпь внизу крупная и подвижная, выше склон становится положе, осыпь - более устойчивой. За два перехода поднимаемся на вершину (Фото 12. 1). Любуемся видами и просматриваем путь спуска на пер.Шаурту В.

7:00-11:20

С п.МВТУ по пологому склону спускаемся около 100м (Фото 12. 2). Тут гребень становится уже. Организовываем перильную страховку (Фото 12. 3). Участки спуска и траверса чередуются, в некоторых местах после прохождения лидера разбиваем перила на несколько участков для ускорения работы. Через 150 м гребень опять становится пологим и широким. А после - монолитная скала-плита крутизной около 80, 15-20 м. Нижняя станция - под скалой справа (с верхней станции не видно). Отсюда еще два участка перил до выхода на перевал (Фото 12. 4, Фото 12. 5).

12:00-15:30

Северо-восточный склон перевала подрезан большим бергом. До выхода на ледник две веревки. Спуск организуем по центру перевала, верхняя станция на камнях. Сдергиваем веревки, организуем связки и по закрытому леднику, придерживаясь правого борта, в обход трещин спускаемся до морен (Фото 12. 6). Язык ледника пологий, спуск сложностей не представляет (Фото 12. 7). Обнаруживаем ровные площадки. Ставим палатки. Вода только из ручья, текущего из-под ледника - очень мутная.

27.07.2022 День 13. Морены лед.Тютюргу - д.р.Тютюргу - д.р.ГараАузу-су - д.р.Башиль-Аузусу - т/б Башиль км: 24,4

набор/сброс высоты: +352 / -1599, Координаты мн: N43° 12.382' E42° 58.884', Высота мн: 2089 м

7:50-12:10

От места ночевки по правому берегу р.Тютюргу сначала по слабо читаемой, а затем и по хорошо набитой тропе спускаемся в д.р.Гара-Аузусу (Фото 13. 1). Морены сменяются сначала лугами, а потом крутая тропа заворачивает в лес. Переходим небольшой ручей по деревянному мосту и выходим на поляну (видимо, хорошее место для пикников), от которой уже начинается грунтовая, вполне проезжая дорога. Недалеко от т/б «Чегем» встречаем пограничников (они были проинформированы о наших перемещениях), показываем документы. Начинает идти сильный дождь, который переходит в град как раз тогда, когда мы доходим до т/б «Чегем» (база еще не достроена, организацию заброски осуществлял Борис). К нашему счастью, на базе функционирует столовая для строителей. Нам тоже достается горячий обед благодаря гостеприимству местных поваров.

13:20-14:00

Погода как раз улучшается, разбираем и распределяем заброску по рюкзакам и достаточно бодро доходим до слияния рек Гара-Аузусу и Башиль-Аузусу.

14:10-16:20

Заворачиваем в сторону т/б «Башиль» и начинаем подъем по правому берегу реки по хорошей дороге. На самой турбазе останавливаться не хочется - тут нет чистой воды, за стоянку надо платить. Переходим реку по висячему мосту, и немного пройдя влево (после моста), останавливаемся на прекрасных ровных полянах рядом с чистым ручьём. Как потом оказалось, выше по течению пасутся коровы, так что лучше не ленится и за водой ходить к роднику (5 минут от лагеря).

28.07.2022 День 14. Стояка рядом с т/б Башиль -д.р.Башиль-Аузусу - подъем к пер.Кичкидар

км: 7,0, набор/сброс высоты: +870 / -50, Координаты мн: N43° 12.127' E42° 55.416', Высота мн: 2890 м

7:45-10:00

По левому берегу реки Башиль-Аузусу начинаем подъем в сторону пер.Кичкидар. Тропа читается не везде, стараемся далеко от реки не уходить. Местами идём над крутыми живописными каньонами. Склоны справа по ходу довольно крутые, важно не пропустить ориентир, от которого надо начинать подъем в сам цирк перевала - большое раскидистое дерево, рядом с которым сложен тур (Фото 14. 1). Это место находится не доходя около 300 м до реки Малый Чегем.

10:15-13:00

Делаем большой перерыв на отдых. Дальше подъем по крутым травянистым склонам в направлении так называемых «ворот» - прохода между двумя скальными выступами (Фото 14. 2). Двигаемся по руслу высохшего ручья. Камни местами подвижные, под травой. Идти тяжело и жарко. Пересекаем небольшой ручей (с водой, пополняем запасы), и от него прямо вверх выходим на выполаживание. Отсюда уже виден язык ледника Чегем и морена, по гребню которой нам предстоит подниматься (Фото 14. 3). А прямо рядом с нами - ровные удобные площадки. Ставим палатки, устраиваем полуднёвку.

25.07.2022 День 15. Морены лед.Чегем - лед.Чегем - подход под пер.Кичкидар

км: 6,0, набор/сброс высоты: +1017 / -14Координаты мн: N43° 13.779' E42° 53.313', Высота мн: 3867 м

6:50- 10:00

От места нашей ночёвки начинается подъем на гребень морены. По немуидём до конца и выходим к левому (ор.) борту ледника. Ледник открытый, пологий (Фото 15. 1). Через один переход начинается зона трещин, виден поворот на пер.Фрешфильда (2Б). Справа (по ходу), где ледник все еще открытый, видны следы камнепадов. Останавливаемся, организовываем связки и начинаем двигаться в сторону пер.Кичкидар на противоположный борт ледника (Фото 15. 2).

10:20- 12:15

Обходим большие трещины, смещаясь почти сразу к центру ледник Выходим на выполаживание. За один переход подходим под пер.Кичкидар. Ставим палатки, топим снег, готовимся к раннему подъему.

25.07.2022 День 16. Пер.Кичкидар (2Б, 4151м) - лед. Юном Северный - Средние Кичкидарские ночёвки

км: 4,1набор/сброс высоты: +323 / -899Координаты мн: N43° 13.752' E42° 51.414'Высота мн: 3253 м

4:40-10:50

Выход из лагеря с рассветом. Подъем на перевал начинается сразу от места ночёвки. Первые 150м набора высоты движемся в связках по центру снежнофирнового склона, крутизна около 30. Снизу склон подрезан бергом, частично забитым снегом. Льда нет, точки страховки ставить негде, поэтому решаем сместиться вправо (по ходу) и подниматься вдоль скал. Местами встречается натёчный лед, крутим буры и используем скальные выступы для организации страховки. Выходит солнце, и сверху начинают лететь пока еще мелкие камни. Прячемся за скалу, организуем станцию. Согласно имеющейся информации, существует два варианта прохождения перевала Кичкидар - истинный (поворот направо по ходу) и альтернативный. По фотографиям последних лет видно, что на спуске с истинной седловины может быть очень камнеопасно, поэтому выбираем вариант подъем по альтернативному пути. От станции на скалах справа (по ходу) провешиваем перила к левому (по ходу) краю фирнового слона (Фото 16. 1). Далее провешиваем еще две веревки по 50м перил. Последний, четвертый участок перил провешиваем через карниз. Вылаз очень непростой - рыхлый снег лежит на гладкой скале, ледорубом зацепиться сложно, льда нет (Фото 16. 2). Несколько рюкзаков вытаскиваем веревкой. На седловине, в трех метрах от края карниза продольная глубокая трещина. Тура не находим. Делаем свой тур и оставляем записку.

11:20-13:30

На спуск довольно крутой склон, чувствуется усталость, поэтому решаем не рисковать и провесить перила (2,5 веревки, Фото 16. 3). Выходим на выполаживание, и затем поворачиваем направо, проходим мимо спуска с истинной седловины перевала Кичкидар (она выглядит достаточно безопасно, следов камней нет, однако через 2 недели наблюдали уже совсем другую картину в этом месте). Видны следы альпинистов. Доходим до второй ступени спуска на лед.Юном Сев (Фото 16. 4).

13:30-15:20

Перед нами широкий ледовый склон крутизной в верхней части до 50. Провешиваем три веревки на спуск, организуем связки и за 10 минут добегаем до открытого ледника (Фото 16. 5). Организуем обед, убираем веревки.

16:10-17:20

По пологому леднику спускаемся до морен. Снимаем кошки, и далее вдоль правого берега ручья по слабо читаемой тропе, местами отмеченной турами, начинаем спуск, обходя бараньи лбы справа. Уже перед самыми ночёвками теряем тропу и пробираемся между огромными камнями. Выходим на ровные зеленые площадки (Средние Кичкидарские ночёвки). Позже обнаружилось, что вместо того, чтобы искать пусти спуска между камней, следовало от водопада спускаться вдоль бараньих лбов, не уходя от них.

25.07.2022 День 17. Средние Кичкидарские ночёвки - д.р.Куллумколсу - д.р.Адыр-су - фуникулёр

км: 20,2, набор/сброс высоты: +27 / -1682Высота финиша: 1589м

8:45- 15:50

Спускаемся по хорошо набитой тропе по правому берегу р.Куллумко-су до поворота в д.р.Адыр-су. Переходим реку по бревну и, ориентируясь по турам, выходим к старому разрушенному лагерю Джайлык. Отсюда до а/л Уллу-тау около 1км. Поворачиваем в сторону Баксанского ущелья направо и по хорошей проезжей дороге продолжаем спуск. По пути останавливаемся на обед у р.Водопадная на оборудованной поляне. Еще за переход доходим до фуникулёра. Спускаемся по лестнице. Поздравляем друг друга с успешным прохождением маршрута. Уезжаем в Нальчик на заказанной заранее машине.

Интересные природные и исторические объекты района

Аул Кунюм

Изучение центрального Кавказа в целом и района Безенги в частности, с точки зрения их альпинистской значимости, началось с экспедиции патриарха английского альпинизма Дугласа Фрешфильда в 1868 году. В ходе той экспедиции альпинисты впервые познакомились с горами Кавказа, совершили первовосхождение на Казбек, восхождение на Восточный Эльбрус. Восхищенные масштабами оледенения и красотой горных пиков англичане пообещали себе вернуться сюда вновь, и уже в 1874 состоялась экспедиция по плану которой они собирались посетить район Безенги и совершить восхождение на вершину Гестола. Проведя разведку верховий ледника Дых-Су, дальнейшее их продвижение было остановлено сильным дождем. Путешественники спустились в аул Кунюм. Развалины данного аула расположены чуть выше современного селения Верхняя Балкария и в наши дни являются впечатляющим историческим памятником. Нам удалось их посетить по дороге к началу своего маршрута.

Балкарский музей

На территории альплагеря «Безенги», в котором находилась наша первая заброска, расположена национальная Балкарская башня. Снаружи башня производит буквально волшебное впечатление, особенно ночью, когда играет в вечернем небе огнями подсветки, каменными окнами, прозрачным стеклянным куполом. Внутри же это и вовсе музей. Традиционное балкарское жилище, вобравшее в себя колорит веков, разнообразную утварь - от прялки и пистолетов времен Кавказской войны и генерала Ермолова до обилия книг издания позапрошлого и прошлого веков. Отдельное впечатление оставляет крыша - четвертый этаж - рай для романтиков и звездочетов с прозрачной стеклянной крышей, сквозь которую днем видны горы, а ночью - звезды. Чтобы посетить балкарский музей нужно в альплагере «Безенги» обратиться к администрации.

Тот факт, что горы Кавказа влекли к себе множество выдающихся альпинистов и исследователей гор выражает также и в названиях некоторых вершин и перевалов встреченных нами на маршруте, так фамилию Дугласа Фрешфильда носит перевал, соединяющий ледники Чегем и Юном, а пик Селла и одноименный перевал названы в честь известного итальянского альпиниста и фотографа Витторио Селла, организовавшего ряд успешных экспедиций по исследованию Центрального Кавказа в 80-90х годах XIX века.

Британский альпинист Клинтон Дент (совершил первое восхождение на вершину Гестола) в своей статье о поездке в 1886г. на Кавказ писал: «Если у кого есть здоровье, сила, опыт и энергия, идите в эту чудную страну, там ждут вас горы-великаны, молчаливые, торжественные и непокоренные. Если вы любите горы, если хотите стоять лицом к лицу с Природой, которая объединяет величие и нежную красоту в совершенной гармонии, если эти виды наполняют вас удовлетворением - идите туда! Если вы хотите быть вдали от толпы, от шума, от вульгарности, сопровождающей поток туристов, - идите туда! Природа возьмет вас ласково за руку, как бы говоря: «Добро пожаловать! Идите, я покажу вам то, что не всякому дано увидеть! Эти красоты ваши - берите их! Только сон создает подобное, моих чар вы никогда не забудете. Если хотите этого, идите туда! До конца своих дней вы будете вспоминать это с наслаждением. Идите туда!» Эти слова, очень точно выражают эмоции, возникающие, при посещении данного горного района и могут служить эпиграфом нашего похода.

Дополнительные сведения

Общая характеристика района похода

Центральным Кавказом принято называть наиболее высокую часть горной системы Кавказского хребта между вершинами Эльбрус и Казбек. Безенги же в свою очередь, пожалуй, самый суровый и вместе с тем самый привлекательный горный район Кабардино-Балкарии. Два горных массива, Северный массив и Безенгийская стена, служащие границей Безенги, за многие годы стали визитной карточкой района.

Северный массив длиной 15 километров включает девять основных вершин, четыре из которых являются пятитысячниками. Это Коштан-тау (5151), Мижирги (5025), вторая по высоте вершина Европы Дых-тау Главная (5204) и пик Пушкина (5100). Другие четыре вершины превышают отметку 4600.

Безенгийская стена - наиболее высокая 12-километровая часть Главного Кавказского хребта. Две ее вершины также превышают отметку мяти тысяч - это Шхара (5182) и Джанги-тау (5085). Расположенный у подножья стены одноименный ледник является самым большим из сложных долинных ледников Кавказа.

Район Безенги, как правило, посещается группами туристов идущих по маршрутам 3-6 к.с. В районе преобладают снежно-ледовые и скально-ледовые перевалы 2-3 к.с. Высота большинства перевалов лежит в диапазоне 3700-4200 м.

Район Безенги, как и соседние с ним горные районы Кабардино-Балкарии, является в настоящий момент хорошо изученным и обжитым. Имеющаяся инфраструктура позволяет оставлять заброски в большом количестве поселков, альпинистских лагерей и кошей.

Перечень общественного снаряжения группы

MSR XGK

Kovea Booster

Tramp мультик

ветрозащита складная алюминиевая в чехле

экран Сплав

Электроника

Солнечная баратея + powerbank 10000мАч

Навигатор

Навигатор Garmin 64st(вес без аккумов)

Спутник

45 м Kong Static Rope 9 мм тип А синяя

50 м Lanex 9мм, не новая, мягкая, черная

краяная 50м 9мм новая, мягкая

Крюки скальные якорные лепестки разных размеров

2 средних (Красноярск)

комплект стальных черных 4 шт, Крюконоги

Крюки скальные швеллерные разных размеров

Набор из двух якорей и трёх швеллеров в транспортируемом мешочке

Френды (сет не менее 4 шт)

Totem Сет 3 шт

Оттяжки

оттяжки по 60см

комплекты 60 см

петли 120см (в комплекте с карабинами )

Скальный молоток

Расходный репшнур

репшнур 30 м

репшнут 20 м

Карабины Карабины с проволочной защёлкой Карабины муфтованные средних размеров HMS

BD Miniwire 6 шт

Венто, ухо, с синей изолентой

Черный, Н

Лав лист размером А3

ИТОГО

Аптечка

На маршрут каждый участник брал обязательный набор медицинских средств:

• спасодеяло
  • бинт стерильный 5х10, 2 шт. - перчатки медицинские + маска.

Также каждый взял по желанию различные виды пластырей, любимые витамины и таблетки от своих специфических недомоганий.

У группы на маршруте была в наличии общественная аптечка, состав которой приведен в таблице.

Из аптечки на маршруте применяли:

• пантенол, для обработки участков кожи пострадавших от солнечных ожогов
  • рулонный пластырь, для профилактики появления мозолей - хлоргексидин и зеленку, для обработки ссадин и царапин пульсоксиметр, для контроля за насыщенностью кислородом крови.

Состав общественной аптечки.

Смета похода

Статья расходов

руб.

Еда (с учетом сублиматов)

Трансфер

Пропуск в заповедник

Багаж

Бензин

Спутник

Заброска

Проживание в а/л Безенги

Снаряжение (с учетом утерянного)

Итого на человека (без учета стоимости авиа- и ж/д билетов)

Итого в рублях на группу (7 чел.)

Итоги и выводы

С нашей точки зрения, поход получился красивым и в меру сложным. Центральный Кавказ отлично подходит для проведения горных походов любой категории, в том числе и высоких категорий. После прохождения маршрута хочется отметить следующее:

Тропы в низовьях р.Тютюнсу нет, однако при наличии GPS трека и хорошего описания выход к реперным точкам не представляет сложностей.

Перевал Скалистый является логичным и технически не сложным препятствием. При этом при правильно выбранной тактике прохождения камнеопасность перевала минимальна. Рекомендуем его для прохождения, в том числе в качестве первой 2Б в связке с пер.Туристов Грузии.

Подход под перевал Спортивная Дружба не представляет каких-либо сложностей. Крутые травянистые склоны встречаются только в низовьях ручья, вытекающего из-под перевала. Траверс пер.Спортивная Дружба - п.МВТУ - пер.Шаурту В. является сильным, технически интересным препятствием категории 2Б. С перевала Спортивная Дружба открываются отличные виды на Безенгийскую Стену и Эльбрус. При наличии хорошей личной техники у участников подъем на перевал не вызывает трудностей.

При прохождении перевала Кичкидар следует иметь ввиду наличие истиной и альтернативной седловины. В августе, когда количество снега на склонах минимально, однозначно рекомендуем подниматься и спускаться по альтернативному пути.

В целом, удалось пройти интересный, насыщенный разнообразными техническими препятствиями, маршрут, побывать в разных уголках Центрального Кавказа, окунуться в неповторимую атмосферу, царящую в альплагере Безенги. Высокий технический и физический уровень подготовки участников позволил достаточно быстро и безопасно пройти все запланированные перевалы.

Использованная литература

Перечень классифицированных перевалов, Центральный Кавказ https://tssr.ru/mountain/pereval/caucasus/

Отчёт о горном походе 4 к.с. по району Центральный Кавказ, совершенным туристами группы ТК «Вестра» г.Москвы под рук. Осиповой С.А.

Отчет о горном походе ТК МАИ 4-ой категории сложности, Центральный Кавказ: Безенги - Терскол, с 28.07.2013-16.08.2013, под рук. Титова Ю.П.

Отчет о спортивном горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу, проведенном с 13 по 28 июля 2014 года туристами спортивного клуба «Вестра», рук.Наседкина С.В. 5. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута 4 категории сложности по Центральному Кавказу совершенном группой т.к. «Ковчег» в период с 13 июля по 31 июля 2019 года под рук. Папазова М.А.

Схема маршрута

GPS - координаты основных точек маршрута.

Координаты перевалов и значимых объектов

Название объекта

N43° 05.737' E43° 06.298'

МН10

N43° 06.178' E43° 05.234'

пер. Спортивной Дружбы (МН11)

N43° 06.423' E43° 04.860'

Фото 5. 2 Перевальный взлет пер.Песчаный с северо-востока

Фото 5. 3 Пусть спуска с пер.Песчаный на юго-запад

Фото 5. 4

Фото 5. 5 Возможный путь спуска с пер.Песчаный на юго-запад (отмечено синим)

Фото 5. 6 Спуск с пер.Песчаный к ледника Дыхсу

Фото 7. 7 Спуск по лед.Безенги к ночёвкам Джанги-кош

Фото 8. 1 Ночёвки Джанги-кош

Фото 8. 2 Спуск от Угловых ночёвок на лед.Безенги

Фото 9. 1 Путь подъема к ночёвкам Ярды (к пер.Спортивная Дружба). Синий - рекомендуемый, красный - путь группы.

Фото 9. 2 Выход к ночёвкам Ярды

Фото 11. 2 Подход к перевальному взлёту пер.Спортивная Дружба

Фото 11. 3 Начало подъема в связках не пер.Спортивная Дружба

Фото 11. 4 Подъем в связках не пер.Спортивная Дружба

Фото 11. 5 Снежно-ледовый участок в верхней части юго-восточного склона пер.Спортивная Дружба

Фото 11. 6 Вид на Безенгийскую стену

Фото 11. 7 Группа на пер.Спортивная Дружба

Фото 12. 1 Выход на пик МВТУ с пер.Спортивная Дружба

Фото 12. 2 Начало спуска с пика МВТУ на пер.Шаурту В.

Фото 12. 3 Траверс с пика МВТУ на пер.Шаурту В.

Фото 12. 4 Ключевые участки на траверсе с пика МВТУ на пер.Шаурту В.

Фото 12. 5 Группа на пер.Шаурту В.

Фото 12. 6 Северо-восточный склон пер.Шаурту В.