Автор: Татьяна Щекинова, г. Ростов-на-Дону

Отчет о прохождении горного туристского маршрута 4 к.с.по Ц. Кавказу совершенном группой т/к «Планета» г. Ростов-на-Дону в период с 18 июня по 01 июля 2022 года.

Справочные сведения

Проводящая организация

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерации туризма, шифр 161-00-456545400, находящейся по адресу 344029, Ростов - на- Дону, пр.Буденовский д. 21

Место проведения туристского маршрута

Центральный Кавказ. Районы: Приэльбрусье, Безенги

Количественная характеристика пройденного маршрута

Дисциплина (вид туризма)

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части, км

Продолжительность активной части

Сроки проведения (только активной части маршрута)

общая

ходовых

горный

четвертая

170,6

18 июня 01 июля 2022г.

Подробная нитка маршрута

Заявленный: пос. Эльбрус д.р.Адыл-су д.р. Джанкуат пер. Гумачи (2А) д.р.Адыр-су а/л «Уллу-тау» д.р. Куллумкол-су лед. Юном Сев. пер. Донкина (2Б) лед. Джайлык д.р. Джайлык-су т/б «Башиль» д.р. Башиль д.р. Гара-Аузу-су д.р. Тютюргу пер. Тютюргу Зап (1А) лед. Булунгу Юж. д.р. Кору в.50-летия КБАССР пер. Столбовой 2-й (2А) а/л. «Безенги» ур. Теплый угол лед. Укю малый пер. Урал (2Б) лед. Уллуауз Сев. лед. Мижерги-Чиран пер. Кундюм-Мижирги (2Б) лед. Уллуаузна пер. Коштан (1Б) д.р. Коштансу пер. Чайнашки Зап (2А) лед. Верхний Узенбоге д.р. Чайнашки пер. Думала (н/к) д.р. Куючмесу д.р. Думала пос. Безенги Пройденный:

Заявленный маршрут пройден в полном объеме и полностью совпадает с заявленным.

Обзорная карта региона

Высотный профиль маршрута

Определяющие препятствия маршрута

1А 1 (пер. Тютргу Зап.)

1Б 1 (пер. Коштан)

2А 3 (пер. Гумачи, пер.Столбовой-2, пер.Чайнашки Зап.)

2Б 3 (пер. Донкина, пер.Урал, пер.Кундюм-Мижирги)

Состав туристской группы

Заведующий снаряжением

Шулаев Николай Николаевич

3-Г-У Ц.Кавказ 2021

Ответственный за связи с общественностью

Захаров Алексей Юрьевич

5-Г-У Ц.Кавказ 2010

Медик

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Время указывается местное (соответствует Московскому).

Дистанция указывается без учета горного коэффициента. Сокращения:

а/л альплагерь б/д без даты

г. гора, город

Республика лед. ледник

м.н. место ночевки

м.с. место слияния

опр. определяющий, ос. осыпной пер. перевал пос. поселок

по х.д. по ходу движения р. река ск. скальный сн. снежный т/б турбаза хр. хребет

ЧХВ чистое ходовое время

Общая идея маршрута

Идея похода состоялось в прохождении технической, логичной и интересной линии. Так как для большинства участников это первый поход 4 категории сложности, хотелось пройти интересные перевалы.

Все ребята, за исключением руководителя, не были в районе Безенги. При этом хотелось пройти достаточно линейный маршрут. Препятствия выбирались с точки зрения логичности и технической сложности. Руководителю было интересно пройти такие препятствия как пер.Донкина, пер.Столбовой-2, пер.Урал и пер.КундюмМижирги. Исходя из этого, строилась нитка маршрута. Поход планировался как достаточно напряженный, насыщенный препятствиями в целях приобретения опыта участниками. Несмотря на то, что год выдался снежным и в горах долго держался большой снежный покров, поход получился достаточно насыщенным и напряженным. Большое количество снега вызвало неоднозначные впечатления. С одной стороны, немного облегчило прохождение перевалов, с другой требовало от участников большей концентрации, и более высокий уровень личной техники. Также, выбранное время года, привнесло новизну в данный поход. Так как в основном подобную нитку группы ходят в конце июля августе месяце. Линию маршрута продумали так, чтобы она не подходила особенно близко к границе России, так как не хотелось, чтобы у нас возникали проблемы с погранслужбой.

Поскольку уровень собравшейся группы был достаточно высоким, сложность маршрута была заложена выше средней. Препятствия выбирались по возможности разнообразные по характеру склонов, применяемых технических навыков (как индивидуальных, так и групповых) с целью повышения техники, спортивного мастерства участников и подготовки их к походам более высоких категорий.

Аварийные выходы, запасные варианты, связь

Аварийные выходы:

Запасные варианты:

М.н.13 пер.Яков 1А пер.Пастуший н/к-д.р. Чайнашки

Связь.

Что касается связи, то в альплагерях есть wi-fi, где мы могли узнать погоду и корректировать график движения по маршруту. Так же мы имели при себе спутниковый телефон фирмы Thyraya XT на случай аварийной ситуации. По мимо телефона, взяли с собой 2 рации фирмы Baofeng. Рации взяли по 2-м основным причинам: во-первых, если вдруг будет сходить участник или вдруг кто-то отправится на разведку, то будет связь у одной части группы с другой. Во-вторых, в альплагере Безенги мы договорились о регулярной радиосвязи. Связь была 3 раза в день на протяжении 3 х дней, что придавало запас прочности группе.

Изменения маршрута и их причины

Изменений по маршруту не было.

График движения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

18.06.2022

а/л «Джантуган» - д.р.Адыл-су д.р. Джанкуат ур. «Зеленая гостиница» (м.н.1)

5,9

19.06.2022

М.н.1 лед. Джанкуат пер. Гумачи (2А) лед. Гумачи д.р. Адырсу а/л «Уллу-тау» (м.н.2)

11,8

20.06.2022

М.н.2 ур. «Стырый Джайлык» - д.р. Куллумкол-су лед. Юном Северный Верхние Кичкидарские ночевки (м.н.3)

9,4

21.06.2022

М.н.3 лед. Юном Северный пер. Донкина (2Б) лед. Джайлык д.р. Джайлыксу (м.н.4)

12,1

22.06.2022

М.н.4 т/б «Башиль» - д.р. Башиль д.р. Гара-Аузу-су д.р. Тютюргу (м.н.5)

24,6

23.06.2022

М.н.5 пер. Тютюргу Западный (1А) лед. Булунгу Юж. д.р. Кору (м.н.6)

8,6

24.06.2022

М.н.6 пер. Столбовой 2-й (2А) а/л «Безенги» (м.н.7, 8)

9,2

25.06.2022

Дневка

26.06.2022

М.н.8 д.р. Мижирги ур. «Теплый угол» - стоянки «Голубятня»

6,7

27.06.2022

М.н.9 пер. Урал (2Б) лед. Уллуауз Сев. Поповские ночевки (м.н.10)

7,5

28.06.2022

М.н.10 лед. Мижерги-Чиран лед. Кундюм-Мижирги Ночевки «3900» (м.н.11)

6,6

29.06.2022

М.н.11 лед. Кундюм-Мижирги пер. Кундюм-Мижирги (2Б) лед. Улуаузна левая морена лед. Улуаузна (м.н.12)

30.06.2022

М.н.12 лед. Улуаузна лед. Коштан пер. Коштан (1Б) д.р. Коштансу (м.н.13)

10,7

01.07.2022

М.н.13 пер. Чайнашки Западный (2А) лед. Верхний Узенбоге д.р. Чайнашки ур. Иричи пер. Думала (н/к) д.р. Куючмесу д.р. Думала д.р. Черек Безенгийский

20,1

Итого активными способами передвижения: 170,6 км.

Организация путешествия, заезд, заброски и обзор района

Организация путешествия, заезд, заброски.

Наша группа собралась из разных регионов: Ростов, Крым, Новороссийск. Состав такой получился, так как с ребятами из Крыма знакомы не первый год, уже ходили вместе. В этом году, они снова попросились в нашу команду, мы только за. По мимо знакомства в походе, нас объединяют совместные тренировки и спортивные мероприятия. Решили встретится в Минводах на заказном транспорте отправиться к началу старта. До Минвод Ростовская часть группы ехала на поезде, стоимость 1500р. Крымская часть приехала на авто, а участница из Краснодара гостила у родственников. Загрузились и отправились в путь. Направление было на пос.Эльбрус.

В 6.40 утра мы выдвинулись из Минвод. В 8.40 приехали к подъемному лифту в ущелье Адыр-су. Здесь по плану на 9.00 мы договорились с директором лагеря оставить заброску. Директор Рассул +79287040402. В 9.30 нам удалось передать заброску, и мы отправились на старт маршрута. В 10.30 мы приехали к началу маршрута.

Вторую заброску по плану, водитель, который нас привез, должен завезти в Нальчик, а оттуда она уже попадет в альплагерь «Безенги». Контакт связующего человека +79287096747 Темболат.

По маршруту мы запланировали 2 заброски. Первая в Уллу-тау. Идея была в том, что б первый перевал пройти налегке. В заброску мы скинули основную часть снаряжения и еду. Вторая заброска у нас была запланирована в Безенги. Это уже основная заброска. Туда мы скинули продукты на вторую часть похода.

Оформление пропусков.

Пропуска мы оформляли через сайт госуслуги https://esia.gosuslugi.ru.

Пропуска заказывали индивидуальные на каждого участника заранее. Кто-то заказывал за 5 месяцев, кто-то за 2. В целом проблем не было, кроме 2-х участников, им пришлось перезаказывать пропуска. Видимо были утеряны в процессе доставки. Поэтому рекомендуем позаботится об этом вопросе заранее.

По факту за весь маршрут мы находились в пограничной зоне только в первые два дня, когда шли пер.Гумачи. Но нас проверяли везде где встречали. А именно: на погранзаставе Джантугане, в Уллу-тау, в Башиле и в Безенги.

Для входа в погранзону необходимо отметиться на погранзаставе. На выходе из зоны (мы выходили через погранзаставу а.л.Уллу-тау) созваниваются и проверяют, что вы входили. На самой территории погранзоны проверяют пропуска и паспорта.

Обзор района.

Центральный Кавказ - наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа, здесь расположены все 8 пятитысячников Кавказа. Центральный Кавказ несет значительное оледенение, 70 площади которого приходится на северный склон и около 30 - на южный. Около 40 ледников имеют площадь, превышающую 5 км2, а пять из них (Дыхсу, Безенги, Караугом, Лекзыр и Цаннер) имеют площадь приблизительно по 40 км2 каждый. Более 140 км2 составляет ледяная шапка Эльбруса.

Районы путешествия (Приэльбрусье, Безенги) были выбраны по ряду причин. Это красивые горные районы с множеством технических препятствий, которые позволяют организовывать горные походы любой категории сложности. При планировании в маршрут лучше включать несколько горных районов, так он получается более разнообразным и сложным.

Старт маршрута был из Приэльбрусья, которое знаменито высшей точкой России и Европы г. Эльбрус (5642 м). Эта гора из-за большой высоты и масштабного оледенения создает в окружающей местности свой микроклимат, более холодный, снежный и ветреный.

Закончили маршрут в Безенги, где расположены 6 из 8 пятитысячников Кавказа и самые длинные ледники (Безенгийский, Дыхсу) на Кавказе. Район технически сложный, с большой опасностью схода лавин и камнепадов, а также с нестабильной погодой. Здесь находится много перевалов 3А-3Б к.с., а также альпинистские маршруты вплоть до 6Б к.с.

В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. В каждую долину района ведет хорошая, либо гравийная, либо асфальтовая дорога, а в районе альплагеря "Безенги" можно доехать практически до начала ледника.

а/л Джантуган Зеленая гостиница

ЮЗ-СВ (ЮЗ)

хребет Адыл-Су, между вершинами Гумачи на Ю и Уятау на С

Соединяет

ледн. Джанкуат (р. Адыл-Су) - ледн. Гумачи (р. Адыр-Су)

от а/л «Джантуган» до ур. Старый Джайлык

N43°11'36.8965" E42°46'24.5321"

от 12.08.2021 г.

Каска, ледоруб, кошки, ИСС, осн. веревка 50 м 3 шт

1,5 дня

Техническое описание маршрута

Перевал Гумачи (2А, 3569 м)

День1 (18.06.2022)

В 10.30 группа прибыла на старт маршрута. Нас высадили, немного не доезжая до а/л «Джантуган», на высоте 2205м (Рис. 1). Мы дошли до приюта «Очаг» на 2270м. и устроили там завтрак в 11.00. В приюте никого не было видимо, здесь сезон еще не начался.

В 12.20 подошли к пограничному КПП, что стоит немного выше Очага. Здесь у нас проверили пропуска и паспорта. За пограничниками тоже грунтовая дорога, но старая и заросшая. Местами полностью каменистая и часто пересекается боковыми ручьями. Дойти нужно до места, где дорога сворачивает направо (брод через р. Джанкуат, правый приток Адылсу). Это дорога к озеру Башкара. Мы же продолжаем идти прямо, по хорошо утоптанной тропе. Скоро начинается скальный прижим. Преодолеваем простые скалы и обходим большие валуны. На сложных участках провешены перила (Рис. 2). Чуть дальше переходим с правого берега на левый по импровизированному мосту из двух прижатых друг к другу валунов, перекрывающих реку. Это популярный туристский маршрут и на мосту пришлось ждать очереди, чтобы перейти. Реку перешли в 13:20. После переправы движемся по левому берегу по тропе (Рис. 3, 4) до «Зеленой гостиницы» - большой плоской травянистой поляны выше озера Башкара. Места здесь живописные, много мест для палаток и стоит домик гляциологов (Рис. 5). Огромный цирк обрамляют ледники и вершины высотой около 4000 м. Мы пришли сюда в 14:00 и встали на ночевку. 43°12'30,75"N, 42°44'01,80"E.

Итого: ЧХВ 1 ч. 48 минут. Пройденное расстояние 5.9 км. Суммарный набор за день 418 м. Высота ночевки 2623 м.

День2 (19.06.2022)

Подъем дежурных в 3:20. Общий подъем в 4:00. Выход в 5:10. Ясно.

От м.н. поднимаемся на левую боковую морену долины р. Джанкуат (Рис. 6). По гребню морены ведет тропа. Внизу, под мореной, еще один небольшой пост пограничников, но нас никто не остановил.

На выполаживании морены перед самым ледником в «кармане» есть три хороших места под палатку и еще около пяти не очень удобных. Есть вода: течет ручей со скал в карман боковой морены в 100 м. от лагеря. Видны путь к перевалу, долина реки Джанкуат (Рис. 7). Пожалели, что не дошли сюда вчера.

В 7:55 мы дошли до ледника. Здесь надели кошки и системы. Снега очень много. Траверсом, забирая вправо и вниз, выходим на центр ледника Джанкуат Параллельно с нами двигались военные, видимо у них были сборы. Через переход мы с ними разошлись.

Забираем правее по х.д., продвигаясь по наиболее пологой части ледника, обходя зоны перегибов и трещин. Ледник закрытый. Перед гребнем (ГКХ) уходим левее, в сторону перевала. По описанию, под перевальным взлетом (Рис. 8) должен быть большой бергшрунд. Но сейчас он наглухо засыпан снегом и вместо него большая гладкая мульда. Дошли за 1:25 ЧХВ.

Нижняя часть перевального взлета покрыта снежником, по нему мы поднялись на три такта (Рис. 9). Местами круто, до 40 градусов, но снег хорошо держит. Вторая половина перевального взлета скальный кулуар. Видно, что в летнее время здесь тропа. Оценив обстановку и свои силы, мы пролезли этот участок свободным лазанием без страховки (Рис. 10). Двигались плотной группой. Вверху кулуара есть большой скальный выступ, на котором удобно сделать верхнюю станцию. Здесь оставлено несколько дюльферных петель.

Перевальный тур находится на скальном выступе к югу от седловины.

На седловине мы были в 9:20 (Рис. 11). Сняли записку группы из Самары от 09.07.2021г.

От седловины по пологому снегу проходим 200м. (Рис. 12), огибаем отрог в. Гумачи и берем правее, так как прямо вниз начинается зона трещин с крутым сбросом и нунатак, разделяющий ледник на две ветви. Здесь мы делимся на 2 связки и связываемся (Рис. 13). Нам нужна правая ветвь ледника. Средний уклон примерно 35°.

По сторонам видны забитые трещины, и, чуть спустившись, выходим на верхний ледопад. Здесь много открытых трещин и крутой сброс высоты. Путь вниз не просматривается, но по имеющимся фото в описаниях мы видим, что меньше всего трещин в левой части языка ледопада ближе к нунатаку. Здесь склон положе, чем на основном ледопаде (около 40°) и виден весь путь вниз. В нашем случае трещины оказались забиты снегом, но все равно просматривались, поэтому самый опасный участок (около 20м. вдоль средней части нунатака) мы прошли с попеременной страховкой через ледоруб (Рис. 14, 15).

Дальнейший путь лежит по левой части ледника, огибая нижний ледопад. Здесь тонкий лед, переходящий в снежник, но мы все равно шли до конца в связках (Рис. 16). Со скал в. Чотчат летят камни и надо быть бдительными.

В 12:00 мы вышли на морену и, наконец, развязались. У края снега, на высоте

3232м. устроили обед в наиболее безопасном месте. Это место на карте обозначено как «Верхние гумачинские ночевки». Явных ночевок мы там не видели, хотя сильно не присматривались. Спуск с перевала до обеда занял 2:20 ЧХВ.

Дальнейший путь не представляет сложности по осыпям выходим на левобережную боковую морену (Рис. 17). По ее гребню по хорошей тропе спускаемся вниз, потом забираем левее и через нижние Гумачинские ночевки по той же тропе попадаем в д. р. Адыр-су (Рис. 18). Переходим по мосту на правый берег, показываем пограничникам паспорта и пропуска, и уходим в сосновый лес возле а/л «Уллу-Тау», где ставим лагерь в 14:10 (Рис. 19). От обеда 2 перехода, 1:00 ЧХВ. 43°13'07,06"N, 42°48'24,89"E.

Итого: ЧХВ 6 ч 40 минут. Пройденное расстояние 11.8 км. Суммарный набор за день 946 м. спуск 1219 м. Высота ночевки 2350 м.

День 3 (20.06.2022)

Подъем дежурных в 5:30. Общий подъем в 6:00. Выход в 7:50. Ясно.

От а/л «Уллу-тау» выходим по грунтовой дороге вниз, правым берегом р. Адырсу. Через 1,5 км. Доходим до развалин бывшего а/л «Джайлык» (ур. Старый Джайлык). Отсюда, прямо от разрушенных домов, начинается тропа в долину р. Куллумкол-су.

Рис. 1. Группа на старте
Рис. 2. Тропа по б.р. Джанкуат
Рис. 3. Подход к «Зеленой гостинице»
Рис. 4. Подход к «Зеленой гостинице»
Рис. 5. М.н.1 на «Зеленой гостинице»
Рис. 6. Вид с моренного вала в сторону д.р. Джанкуат

Рис. 18. Спуск по боковой морене в д.р. Адыр-су
Рис. 19. М.н.2 в а/л Уллу-тау
Карта прохождения пер Гумачи 2А

Перевал Донкина (2Б, 4077м)

пер. Донкина

З-В

К югу от в. Джайлык

Соединяет

Лед. Джайлык лед. Юном Сев.

от ур. Старый Джайлык до м.с. р. Башиль и Гара-Аузу-су

2:00

р. Джайлыксу т/б Башиль м.с. р. Башиль и Гара-Аузу-су

2:30

День 3 (20.06.2022, продолжение)

По тропе проходим развалины Старого Джайлыка, выходим на морену и затем пересекаем по камням р.

Куллумкол-су. Далее тропа ведет по альпийским лугам правым

берегом реки (Рис. 20). Периодически переходим по камням небольшие правые притоки. Проходим нижние ночевки и на развилке уходим направо в сторону лед.Юном. Переходим речку по камушкам. Влево уходит основная тропа к «Райским ночевкам».

Через переход выходим на выполаживание морены (Рис. 21). Здесь находятся Нижние Кичкидарские ночевки много больших ровных мест для лагеря. В 11.10 устраиваем обед. Вода рядом. ЧХВ 3 ч. 30 минут.

По первоначальному графику мы должны были становиться здесь на ночевку. Но в «Уллу-Тау» мы вышли в интернет и посмотрели прогноз. По всем источникам ухудшение погоды выпадало на день штурма перевала. Группа шла бодро, и мы решили двигаться дальше на верхние ночевки, немного опережая график. Считая это наиболее оптимальным и верным решением.

От места обеда выходим по тропе по правому берегу реки. В сторону пер. Донкина можно продолжить движение по тропе и выйти к средним Кичкидарским ночевкам, затем к Верхним и далее на перевал. От Нижних Кичкидарских ночевок, мы уходим влево по х.д. на большую старую морену лед. Юном. Местами встречаются турики, тропа прослеживается плохо, но общее направление очевидно (Рис. 22). Одеваем каски. Двигаемся по крупноблочной осыпи к «Пиле Джайлыка» и продолжаем движение вдоль нее.

На высоте 3500 подходим к языку ледника Юном Северный (Рис. 23). Надеваем кошки и системы. Ледник открытый, с довольно крутым начальным взлетом (около 35°), идем без связок. Но уже через 10 минут ходу ледник становится закрытым, дальше мы двигаемся в связках (Рис. 24). Двигаемся по левой части ледника. Двигаемся вдоль гребня, разделяющего ледники Юном Северный и Юном

Восточный. Доходим до мульды. Здесь осыпной склон, засыпанный снегом.

Развязываемся и поднимаемся на Верхние Кичкидарские ночевки (Рис. 25). Ночевки (3 укрепленные площадки) расположены на скалах прямо на широком гребне, отсюда открывается прекрасный вид на живописный отрог в. Джайлык «Хвост Дракона», долину Куллумкол-су, в. Джайлык и на знаменитый жандарм «Монах» на отроге в.

Джайлык, выше нашего перевала. 43°13'51,29"N, 42°52'25,89"E. За водой приходилось ходить на ледник и набирать из очень слабого талого ручья.

Итого: ЧХВ 6 ч.50 минут. Пройденное расстояние 9.4 км. Суммарный набор за день 1393 м. спуск 260 м. Высота ночевки 3743 м.

День 4 (21.06.2022)

Подъем дежурных в 2.20. Общий подъем в 3.00. Выход в 4.20. Ясно.

Сразу связываемся и выходим на ледник Юном Северный. Пересекаем его по направлению на ССВ, целясь на пологий снежный участок между двух ледопадов в северной части ледника (Рис. 26). Расчет оказался верен: мы легко прошли по плотному снегу. Преодолев ледопад, под скалами «Хвоста дракона» повернули направо по ходу и спустились в снежную мульду. Отсюда открылся вид на перевальный взлет (Рис. 27).

Первую часть взлета мы прошли по снегу. Затем снега стало больше, проваливались сильнее, что затрудняло движение группы. Забрали немного вправо под скалы вышли на осыпь, припорошенную снегом. Двигаться начали быстрее. В 6:36 вышли на перевал Донкина. Седловина перевала не очень широкая, с севера к ней примыкает вертикальная монолитная скала (Рис. 28). Под скалой есть место для одной палатки. На отколе этой же скалы находится дюльферная петля. ЧХВ 2ч. 5 минут.

Сняли записку Горного клуба г. Владимира от 10.08.2021.

Спуск с перевала начали в 7.00. Спуск представляет собой крутой (около 50° в верхней части) снежник вдоль скал, затем более пологий снежник с выходом на скалы и последующим преодолением разорванного бергшрунда (Рис. 29, 30).

На спуск было повешено 210 м перил. У нас было 3 основных веревки (2*50, 1*60 м) и один «шнурок» 60 м. Эту веревку брали специально для сдергивания, диаметром 5мм. Станция R0 на отколе скалы на перевале, R1 на скальном пере, R2 на отколе скального массива. R3 на скалах, забито 2 местных якоря. R4 спуск сначала по скалам затем по снегу через бергшрнуд, выход на ледник Джайлык.

Со стороны в. Кичкидар нависает снежный карниз, а со стороны в. Чегембаши язык висячего ледника. Это восточная сторона, снег быстро нагревается, поэтому хочется побыстрее уйти из цирка. Сдергивали веревки «шнурком». Первые две нитки перил сдернулись удачно, а последняя, 60 м, на сдергивании застряла. Пришлось лезть переделывать. По итогу все сдернули и спустились на ледник в 11.30.

Дальше шли в связках, придерживаясь левой стороны ледника, подальше от нависающих со стороны в. Чегембаши карнизов. Затем пришлось уходить вправо, чтобы обойти ледопад. После ледопада снова вернулись на центральную часть ледника (Рис. 31). Дальше больших трещин нет, и мы успешно спустились по пологому языку ледника к истокам р. Джайлыксу (Рис. 32). Обед устроили на морене недалеко от края ледника в 15.23.

После обеда погода резко испортилась. Налетел плотный туман, начал накрапывать дождь. Мы под дождем дошли до конца льда, сняли кошки и без остановок пошли дальше. Спуск с перевала до конца ледника занял ЧХВ 7 ч. 35 минут. (С учетом технической работы при прохождении препятствия). Истоки р. Джайлыксу представляют собой месиво из нанесенной с ледника грязи, камней и песка. В нашем случае все это было мокрое и вязкое, а с неба продолжал поливать дождь. Через переход мы вышли на тропу по левому берегу р. Джайлыксу. На высоте 2740м. началась трава (Рис. 33). Дождь утих, но было по-прежнему пасмурно.

Р. Кенчат, левый приток р. Джайлыксу, переходится по камням (Рис. 34). Но в нашем случае река поднялась. Также перепрыгивали по камням, для низких участников организовали дополнительную страховку при помощи веревки. Дальнейший спуск по долине Джайлыксу проблем не составил. Хорошая натоптанная тропа по левому берегу. По плану, мы должны были сегодня спуститься в д.р. Башиль, но, ввиду большой задержки при спуске с пер. Донкина, решили встать на ночевку в долине Джайлыксу. Одна участница (Ася) растерла ноги и не готова была идти дальше. Здесь много пологих травянистых полян и мы остановились на высоте 2460м у куска скалы, лежащего в реке. Едва успели поставить лагерь, как нас снова накрыл дождь. Усталые, но довольные, разошлись по палаткам. 43°13'30,35"N, 42°58'07,04"E.

Итого: ЧХВ 12 ч. 20 минут. Пройденное расстояние 12,1 км. Суммарный набор за день 334 м. спуск 1617 м. Высота ночевки 2460 м. Провешено 210 м перил.

День 5 (22.06.2022)

Подъем дежурных в 5.30. Общий подъем в 6.00. Старт в 8.00.

Утором Ася сообщила о невозможности терпеть боль. Так как у нее был некий перерыв в спортивных походах, она вовремя не успела уберечь себя от предотвращения мозолей и растерла ноги. Настаивать на то, чтоб участник шел дальше несмотря на боль, руководитель не стала. Поэтому мы собрали лагерь и решили отправить Асю в Ростов.

Продолжили путь по тропе вдоль р. Джайлыксу (Рис. 35). На высоте 2300 м начинается зона леса и сразу же резкий спуск с устьевой ступени по крутой тропе. Здесь даже устроены перила из металлического троса. Джайлыксу перешли по деревянному мостику (Рис. 36). 43°12'28,63"N, 42°59'02,58"E. Сразу после перехода через реку нас остановил патруль пограничников, проверили и сфотографировали документы.

На правом берегу р. Башиль, прямо напротив выхода долины Джайлыксу, находится заброшенная турбаза. В этом месте через р. Башиль перекинут хороший подвесной мост (Рис. 37). 43°12'24,01"N, 42°59'20,04"E. От турбазы по правому же берегу ведет хорошая грунтовая дорога. Следующий мост через реку находится значительно ниже, на слиянии с р. Гара-Аузу-су. Нам очень хотелось попасть на водопад Абай-су, что расположен на левом притоке р. Башиль в 5 км. ниже по течению. Но для этого надо было бы идти по левобережной тропе, переходя вброд притоки. Мы дошли до первого брода (через Джайлыксу), посмотрели на него и решили не изобретать себе неприятности. Перешли по мосту через р. Башиль в 9.40, пересекли турбазу в 9.52 и пошли вниз по дороге. Большинство домиков на турбазе развалены, но некоторые в хорошем состоянии видимо, здесь кто-то живет. Пока мы спускались по дороге, мимо несколько раз проезжали машины. По хорошей грунтовке мы спустились к слиянию рек Башиль и Гара-Аузу-су, которые образуют Чегем, в 11.00 ЧХВ 2 ч.35 минут.

На пересечении дорог мы дождались машину. Остановился местный житель, он забрасывал туристов на т/б. Мы объяснили ситуацию с нашей участницей. Он вошел в наше положение и решил помочь нам. Вызвал такси до поселка. Мы дождались такси, посадили Асю и договорись о сеансе связи по спутниковому телефону. В результате все прошло успешно. Ася в этот день добралась до Нальчика, села на поезд и уехала в Ростов.

Рис. 20. Тропа по правому б.р. Куллумкол-су
Рис. 36. Переход через р. Джайлыксу
Рис. 37. Переход р. Башиль
Карта прохождения пер Донкина 2Б

Перевал Тютюргу Западный (1А, 3733 м)

пер. Тютюргу Западный

3733 (3733)

+2155, -926

18,3

ос. с ЮЗ, сн-ос с СВ

ЮЗ-СВ (СВ)

Расположение

хр. Хайырла, между в. 3812 м и 3863 м.

д.р. Тютюргу и д.р. Кору

1:10

Спуск к р. Кору

1:40

День 5 (22.06.2022) (продолжение)

Вверх по Гара-Аузу-су ведет хорошая грунтовая дорога. Через все притоки перекинуты мосты. На высоте 2130 м. расположена большая турбаза. На краю базы находится несколько крытых беседок. Это было очень кстати, так как продолжал накрапывать дождь. В одной из беседок мы устроили обед в 13.00. Все это время идет мелкий дождь.

По плану было ночевать здесь. Но силы и время позволяли нам идти дальше. Весь день идет мелкий дождь. А подход по дождю - милое дело.

Выше турбазы дорога заканчивается и начинается тропа. По тропе мы свернули в долину р. Тютюргу и пошли вдоль правого берега. Тропа сначала хорошая, к верховьям становится более слабой (Рис. 38). Тропа отмечена на картах и промаркированна туриками. Мы дошли до высоты 3007 м. на отроге. На карте OSM здесь отмечены стоянки. Мы нашли два места для палаток и поставили здесь лагерь Время 17.30 (Рис. 39). Есть вода. 43°07'46,16"N, 43°03'23,56"E.

Итого: ЧХВ 6 ч.10 минут. Пройденное расстояние 24,6 км. Суммарный спуск за день 608 м. набор 1155 м. Высота ночевки 3007 м.

День 6 (23.06.2022)

Подъем дежурных в 5.50. Общий подъем в 6.20. Выход в 8.00.

Утром дул очень сильный ветер. Мы собрали лагерь и двинулись вверх по склону. Тропа теряется среди камней. Пересекли отрог, прошли по краю глубокого каньона над правым притоком р. Тютюргу и в 9.40 вышли на небольшую площадку перед перевалом Тютюргу Западный, в прямой видимости перевала (Рис. 40). В этом месте есть несколько мест под палатки, рядом ручей. Отличное место для лагеря. Здесь мы планировали ночевку по первоначальному плану. Но вчера мы решили пойти с опережением и заночевали ниже. Что позволило нам сэкономить еще один день.

На перевал поднимались по среднеблочной осыпи, присыпанной снегом (Рис. 41). Тропа под снегом. Шли по следам умного животного, который отлично выбирал линию движения. Волк или крупная собака. По мере приближения к перевалу ветер усиливался, а на самой седловине сдувал с ног. На седловину вышли в 11.00 (Рис. 42).

Мы нашли выглядывающий из-под снега тур и записку в нем, сделали живой заслон от ветра, написали записку и быстро побежали вниз по глубокому рыхлому снегу (Рис. 43, 44). Ощущения были как на вершине Эльбруса. ЧХВ 2 ч. 30 минут.

Сняли записку группы из г. Уфа, Балаково и Ижевска от 04.08.2021.

Спуск начали прямо вниз по глубокому, немного рыхлому снегу. Когда спустились с седловины, ветер сразу стих. Вышли на среднюю осыпь.

На высоте 3300м находятся большие травяные площадки для лагеря у истоков р. Кору (Рис. 45). Тут мы обед. Вода рядом. Время 11.50. Дальше по среднеблочной морене спустились сначала вдоль реки, на высоте 3180 м перешли маловодную реку и начали обходить справа северный отрог г. Трапеция. Рельеф в этом месте сложный: много моренных валов, сложенных крупными блоками. Тропы нет, двигаемся по наиболее простому варианту. Обходим справа северный отрог г. Трапеция. В этом месте заканчиваем описание пер. Тютюргу.

Рис. 38. Путь к м.н.5
Рис. 44. Путь спуска с пер. Тютюргу Западный
Рис. 45. Путь обхода северного отрога г. Трапеция
Карта прохождения пер. Тютюргу Западный 1А

Перевал Столбовой 2-й (2А, 3717 м)

пер. Столбовой 2-й

Коргашильский хр., между в. 50летия КБАССР и г. Трапеция

д.р. Кору и д.р. Черек Безенгийский

Описание дается

от верховий р. Кору до а/л «Безенги»

N43°08'12.7274" E43°07'28.3627"

4:28

День 6 (23.06.2022)

(продолжение)

По моренным валам обошли справа северный отрог г. Трапеция, свернули в долину, ведущую к г. Сарыкая и пику 50летия КБАССР. Здесь было спокойно и солнечно: ни ветра, ни дождя. На высоте 3270 м. нашли одно хорошее место под палатку на срединной морене. В 30м. дальше еще два старых. Расчистили их и поставили лагерь. 43°08'49,56"N, 43°07'32,47"E. Время 15.30 (Рис. 46).

В этом месте прекрасно все, кроме отсутствия воды. Снег далеко, а талая вода бежит где-то глубоко под мореной. Но в 50м. от лагеря на восточном склоне отрога наши штатные спелеологи Вася и Стас нашли щель между камнями, и там, в глубине, текла вода. Стас залез в это небольшое углубление и добыл воду при помощи кружки.

Итого: ЧХВ 5 ч.15 минут. Пройденное расстояние 8.6 км. Суммарный набор за день 726 м. спуск 460 м. Высота ночевки 3270 м.

Если идти на перевал Столбовой 2-й, то придется идти по сильно разрушенному, достаточно крутому рельефу, присыпанному снегом с непонятной страховкой. Мы исходили из описаний отчетов других команд, которые не рекомендовали выбирать такой путь, также из рекомендаций нашего МКК и своим наблюдениям. Поэтому мы выбрали вариант захода через в.50-летия КБАССР: подняться по правому борту долины на хр. Коргашинлитау восточнее п. 50-летия КБАССР и траверсом выйти на перевал. От места ночевки в прямой видимости находится линия хребта, п. 50-летия КБАССР перевал Столбовой -2, но выбранный путь подъема частично закрывают выходы скал.

День 7 (24.06.2022)

Подъем дежурных в 4.00. Общий подъем в 5.00. Выход в 6.00. Облачно.

Начали движение по срединной морене, пока не уперлись в снег в 6.30 на высоте 3402м. Здесь надели кошки и системы. Ледника под нами нет, так что шли без связок. По снегу перешли на правый борт долины, обошли справа скальные выходы и увидели, что до самого хребта подъем предстоит по снегу (Рис. 47, 48). Уклон около 30°. Сначала снег был плотный. Выше первого взлета снег под утренним настом становился рыхлым. Некоторые участники начали проваливаться по колено. В результате 60 минут вышли на гребень.

Отсюда открывается захватывающий вид на район Безенги: знаменитые горы Дыхтау, Миссестау, Гестола, Коштантау, долины р. Черек Безенгийский и Мижирги. Прямо под нами в долине лежит а/л Безенги. Мы рассмотрели даже наш следующий перевал Урал 2Б.

На пик 50-летия КБАССР (3790 м.) мы вышли по широкому снежному гребню (Рис. 49, 50) в 8.00. Вершина пологая, наверху установлена табличка, в основании которой мы нашли записку а/к «Политехник» от 24.05.2020 г. Дальнейший путь по линии хребта в сторону перевала осложнен хаотичными скальными выходами и жандармами, которые приходилось облазить по скалам слева. Скалы присыпаны еще на растаявшим снегом, поэтому идем в кошках. В 9.22 выходим на седловину пер. Столбовой 2-й. ЧХВ 2 ч. 40 минут.

Тур находиться на небольшом возвышении западнее седловины перевала (Рис. 51). Сняли записку ФСТ-ОТМ г. Москвы от 25.07.2021.

В 9.48 меняем записки и начинаем спуск траверсом по среднеблочной осыпи с уклоном около 25° сначала в кошках, затем сняли, так как снег был рыхлый (Рис. 52). Траверсом по осыпному склону, забираем вправо. Доходим до выполаживания и небольшого озера к ночевкам. Место хорошее, вода есть. Есть несколько мест под палатки. Погода потихоньку начинает портиться. Поэтому, пока ясно, обедаем. Время 10.35. От места обеда идем вниз по средней и крупной осыпи, спускаемся до высоты 3200 м, где начинается трава. Тщетно пытаемся высмотреть тропу трейлраннеров, которая проходит где-то по этому склону и спускается вниз, к лагерю. Все про нее знают, но никто из нас не видел. Начинаем спуск по тропе (как нам кажется).

Двигаемся вниз, затем понимаем, что не похоже это на хорошую тропу, забираем немного вправо. Проходим через скальные выступы и двигаемся вниз по траве (Рис. 53). Упираемся в «бараньи лбы» которые обходим слева. Далее траверсируем немного вправо и двигаемся вниз. Выходим на что-то, похожее на тропу. Двигаемся по ней, затем попадаем в сухое «русло» из мелкой осыпи. Спускались вдоль этой осыпи по травяному склону крутизной около 35° сначала по низу, затем перешли на левую часть промоины. (Рис. 54). Это был достаточно трудоемкий спуск. Не зря руководитель пугал нас «вертикальной травой». На высоте 2300 м. вышли на тропу, которая вывела прямо к грунтовой дороге в долине р. Черек Безенгийский (Рис. 55).

Немного прошли по дороге, но сразу за мостом через Черек свернули на боковую тропинку, чтобы зайти в лагерь с запада и заодно поговорить с пограничниками, что дежурят на западной окраине лагеря. Пограничники встретили, проверили документы. Нас очень интересовал вопрос, как обстоят дела с мостом в долине р. Думала, по которой мы должны будем выйти на финиш после прохождения Безенгийского участка маршрута. Как нам было известно, в прошлом году сель смысл мост через р. Думала и часть тропы в долине. Но пограничники уверили, что мост и тропу восстановили и беспокоиться нам не о чем. На этом вопрос о мосте для нас был закрыт и больше мы ни у кого про него не спрашивали. А зря

В а/л «Безенги» мы были в 15.30. Сняли две большие стационарные каркасные палатки. Помылись, постирали вещи и отпраздновали в кафе успешное прохождение первой части маршрута. Нас ждала заслуженная дневка и разбор заброски. 43°06'44,48"N, 43°08'50,01"E.

Итого: ЧХВ 7 ч.10 минут. Пройденное расстояние 9.2 км. Суммарный набор за день 520 м. спуск 1660 м. Высота ночевки 2130 м.

Рис. 46. Место ночевки 6 и вид на пер. Столбовой 2-й
Рис. 54. Спуск с пер. Столбовой 2-й
Рис. 55. Путь спуска с пер. Столбовой 2-й
Карта прохождения пер. Столбовой 2-й 2А

День 8 (25.06.2022)

Дневка.

Очень беспокоит состояние нашего следующего перевала Урал. В этом году много снега, но он активно тает и в районе ур. Теплый угол, где нам предстоит ночевать, часты камнепады. Нам рассказали, что неделю назад огромный камень прилетел там прямо на стоянку. Одна из опасностей пер. Урал камнепады с вершин Архимед и Западный Урал, когда солнце начинает их освещать (а происходит это рано). Кроме того, внушает опасения прогноз: погода в Безенги меняется очень резко, в середине июня летний режим еще не установился. Сейчас дождливо, туманно и непонятно, повезет ли нам с погодным окном. Советуемся с опытными альпинистами. Там тоже мнения разделились: одни говорят идти Урал, другие что опасно. По логике маршрута, мы можем пропустить этот перевал, так как после его прохождения мы спускаемся в ту же долину Мижирги, откуда и выходили.

Собрав все доступные сведения, вечером на общем собрании мы решили всетаки попытаться. Как минимум подойти под перевал, а там, если что, развернемся.

Также мы договорились о постоянном сеансе связи с а/л с КСП. Оставили наш график, записали частоту и время выходов на связь. Поэтому последующие 4 дня мы были под контролем у лагеря. Всем было чуточку спокойнее

Перевал Урал (2Б, 3717 м)

пер. Урал

С-Ю

Зап. Плечо г. Думалатау, между г. Зап. Урал и п. Архимед

Соединяет

Лед. Малый Укю и лед. Улуауз Сев.

Описание дается

от а/л «Безенги» до Поповских ночевок (3000 м)

N43°05'04.2648" E43°12'12.1507"

От а/л «Безенги» к началу подъема в Теплый угол

2:00

Подъем к «Укю-кошу»

1:38

Подъем к «Голубятне»

1:28

Подход от «Голубятни» под перевальный взлет

1:36

1:05

Спуск в долину Мижирги

1:45

День 9 (26.06.2022)

Подъем дежурных в 5.20. Общий подъем в 6.00. Выход в 8.00. Дождь.

Утром туман и мелкий дождь. От а/л выдвинулись в д.р. Мижирги. Через реку перекинут хороший мост (Рис. 56), за ним начинается тропа по правому

берегу. Это очень популярный маршрут, поэтому в ключевых местах даже стоят таблички-указатели. Идем по тропе, иногда пересекая правобережные притоки р. Мижирги. Самый крупный - р. Гидан, переходится по камням (Рис. 57). Сразу после р. Гидан тропа поднимается на гребень правобережной морены, затем спускается к боковому руслу р. Мижирги. Здесь расположены стоянки и скалы с мемориальными табличками в память о погибших альпинистах. Здесь же в расщелине скалы мы оставляем основную часть продуктов и лишнее снаряжение. Взяли только еду на 2 дня + запасной и снаряжение, необходимое для прохождения снежно-ледового пер. Урал. Если мы пройдем перевал, то спустимся обратно в Мижирги через 2 дня всего в километре от этого места и заберем вещи. Если не пройдем, то спустимся сюда же. Справа от табличек начинается подъем на ступень правого борта долины в ур. Теплый угол, где расположены хижины Укю-кош и Голубятня. Подъемная тропа уходит траверсом вверх по крутому склону (около 35°). Сначала поднимаемся по травяной зоне, затем выходим на осыпь. Наконец, из тумана вынырнула красная крыша хижины Укю-кош. Пришли. Подъем от лагеря до табличек занял 2:00 ЧХВ, к хижине - еще 1:28 ЧХВ. В Укю-коше мы устроили обед.

Хижина «Укю-кош» каменная с металлической крышей. Внутри два яруса спальных мест, есть стол и общественный запас продуктов, посуды и газа. Может вместить примерно 15 человек. Здесь постоянно останавливаются и хранят заброски альпинисты. Во время нашего посещения трое альпинистов пережидали тут непогоду.

Сказали, что вчера погода была скверная и они не смогли совершить восхождение. Мы пообедали и пошли дальше, к стоянкам «Голубятня» (Рис. 58).

«Голубятня» - это маленький красный домик лагерных спасателей, расположенный на срединной морене на высоте 3425 м. напротив выхода лед. «Арбуз» (Рис. 60). Внутри две узкие лавочки и мини-стол. Рядом протекает ручей и находятся много стоянок, но при нашем посещении все было под тонким слоем снега (Рис. 59). Мы расчистили места и поставили лагерь. 43°05'36,05"N, 43°11'47,84"E. Со всех склонов цирка периодически сыпятся камни, но на срединной морене относительно безопасно. Морось так и не прекратилась. Ложимся спать в надежде, что завтра будет погодное окно.

Итого: ЧХВ 5 ч.15 минут. Пройденное расстояние 6.7 км. Суммарный набор за день 1195м. Высота ночевки 3425 м.

День 10 (27.06.2022)

Подъем дежурных в 1.30. Общий подъем в 2.05. Выход в 3:00. Ясно.

Ночью ударил мороз и утром все камни были под коркой льда. Зато ночь ясная и можно надеяться на погодное окно хотя бы до обеда. Прямо от стоянки начинается тропа по морене на лед. Малый Укю. Мы дошли по морене до начала подъема на пер. Урал. Здесь начинается снег, причем сразу глубокий выше колена. Надеваем кошки.

По описанию и летним фотографиям, подъем на пер. Урал ледовый, но больших трещин нет, снега много, до льда далеко (Рис 61). Идем без связок. Уклон в нижней части 30°, в средней до 40°. Начинаем подъем в 4.15 по левой по х.д. части стенки, в середине подъема уходим правее. Поднимаемся на три такта, проминая ступени. Приходится часто сменять друг друга, так как тропить крайне тяжело. Справа нависают скалы п. Архимед, слева Западный Урал. Оба склона камнеопасны и мы должны пройти опасный участок до того как их нагреет солнце. Оно осветило скалы Архимеда в 4.40, с этого момента мы были особенно бдительны (Рис. 61, 62).

На перевал вышли в 6.00. Солнечно, штиль. Седловина широкая, полностью забита глубоким снегом, тура не видно (Рис. 63). Мы безуспешно искали его на ближайших скальных выходах, но не нашли и сложили свой на скальной гряде слева от начала спуска. ЧХВ 2 ч. 40 минут.

Спуск начали в 6.30 по снежному кулуару крутизной около 30° с выходом на заснеженную морену (Рис. 64). Далее по краю лед. Уллуауз Северный и по моренным валам, придерживаясь правого борта долины, спустились почти до долины Мижирги в 9.00, как раз к утренней радиосвязи (Рис. 65, 66, 67).

В 9.20 мы спустились в долину Мижирги. Погодный фарт заканчивался, небо начинало затягивать облака. Но мы все-таки успели высушить обледенелые с ночи палатки и мокрые от двухдневной сырости вещи. Пока сушились, двое участников сходили к мемориальным табличкам за оставленной там заброской, а остальные приготовили обед. ЧХВ 5 ч. 10 минут.

В 11.30 с трудом заставили себя продолжить путь (Рис. 68). Рюкзаки ощутимо потяжелели, начал накрапывать мелкий дождик. Мы двинулись по тропе вдоль ручья в кармане высокой боковой морены лед. Мижирги Чиран по направлению к Поповским ночевкам. До них был всего 1 км, но за это время успел пойти проливной дождь, и мы снова промокли. Пришли на Поповские ночевки (3000 м) в 12.00, первым делом растянули тент и вышли на сеанс связи. 43°04'28,22"N, 43°10'13,94"E. Потом поставили палатки и отдыхали.

Итого: ЧХВ 5 ч. 40 минут. Пройденное расстояние 7,5 км. Суммарный набор за день 425 м. спуск 950 м. Высота ночевки 2900 м.

Рис. 56. Переход р. Мижирги
Рис. 57. Переход р. Гидан
Рис. 58. Хижина Укю-Кош
Рис. 59. Место ночевки 9 «Голубятня» и путь к перевальному взлету
Рис. 60. Приют КСП «Голубятня»
Рис. 61. Перевальный взлет пер. Урал
Рис. 62. Вид с перевального взлета
Рис. 63. Группа на пер. Урал
Рис. 64. Начало спуска с пер. Урал
Рис. 65. Спуск к леднику Уллуауз Сев.
Рис. 66. Путь спуска с пер. Урал
Рис. 67. Путь выхода в долину р. Мижирги
Рис. 68. Путь по долине к месту ночевки 10
Карта прохождения пер. Урал 2Б

Перевал Кундюм-Мижирги (2Б, 4306 м)

пер. Кундюм-Мижирги

Хр. Ухбаши, между в. Уллу-Ауз и п. Скальный

Лед. Кундюм-Мижирги и лед. Улуауз

Описание дается

от Поповских ночевок (3000 м) до стоянок в лев. кармане морены лед. Улуауз (в. 2900м)

N43°04'12.4011" E43°12'37.3015"

от 30.07.2021 г.

Каска, ледоруб, кошки, ИСС, осн. веревка 50 м 3 шт, закладные элементы

ЧХВ, ч

Поповские ночевки ночевки «Под Утюгом» (3900м)

6:35

Ночевки «Под Утюгом» (3900м) перевальный взлет

0:55

1:45

Спуск по лед. Улуауз на морену

3:05

Путь по морене до м.н. 12

0:25

День 11 (28.06.2022) Подъем дежурных в 2.00.

Общий подъем в 2.35. Выход в 4.00.

Подъем и выход сделали ранним, так как к обеду, по прогнозу, ухудшение погоды. Да и ледопад, по рекомендациям, лучше проходить в ранние часы. Наш поход попал на самые длинные световые дни в году и приходилось вставать рано, так как светало рано. Но и ложились мы рано.

Ночь была ясной. Мы пошли по тропе в кармане морены, которая вывела нас на моренный вал и далее к леднику (Рис. 69). По ней часто ходят на ледовые занятия. На ледник мы вышли в 4.30. Ледник закрытый, есть несколько небольших трещин. Надели кошки и системы, связались.

Ледник Мижерги-Чиран имеет три ступени ледопада. Первая (нижняя) обходится слева по х.д. краем ледника с выходом на боковую морену (Рис. 70, 71). По закрытому леднику двигались в связках, две связки по четыре человека. Выйдя на заснеженную морену, развязались и по ней подошли под вторую ступень ледопада. Между первой и второй ступенями, согласно картам, пролегает невидимая граница между ледниками Мижерги-Чиран (нижняя часть) и Кундюм-Мижирги (верхняя).

Низ второй ступени обошли по морене (Рис. 72), но потом пришлось выйти на ледник, снова связались. Прошли через лабиринт трещин, придерживаясь левого по х.д. края ледника. В разрывах снега видно, что здесь глубокие и широкие трещины. Несколько раз первый в связке проваливался выше пояса. В одном месте необходимо было обойти нависающий серак по крутому склону, здесь мы закрутили две промежуточных точки траховки на ледобурах (Рис. 73). В 9.00, вторая ступень была пройдена, и мы вышли на плато.

Третья ступень обходится по скальному гребню через стоянки «3900». Для этого надо по плато подойти к осыпному склону и подняться по нему траверсом на скальный гребень (Рис. 74). По пологой ступени в 200 м мы двигались 40 минут. Очень глубокий снег, тропить сложно. Подошли под подъем на ночевки. При прохождении осыпи есть опасность камнепада (с северо-запада нависает скала «Утюг») и схода лавины. На скальном гребне находятся стоянки «Утюг», они же «3900» (фактическая высота 3900 м). Мы пришли сюда в 10:45. Оценить количество площадок не смогли, они были под толстым слоем снега. Кроме того, с ледника дул сильный холодный ветер, поднимая и швыряя в нас поземку.

Мы раскопали две площадки под палатки. 43°03'46,57"N, 43°11'51,62"E. Палатки были поставлены и растянуты на все имеющиеся оттяжки (Рис. 75). Воды здесь, разумеется, нет, топили снег. Погода испортилась, периодически шел снегодождь. Дальше отдыхали и набирались сил перед последней 2Б. Вечером на связи запросили погоду на завтра. Все как обычно. До обеда ясно, дальше погода ухудшается в районе 11-12 дня. Ну что поделать, снова ранний подъем.

Итого: ЧХВ 6 ч. 35минут. Пройденное расстояние 6.6 км. Суммарный набор за день 1000 м. Высота ночевки 3900 м.

День 12 (29.06.2022)

Подъем дежурных в 2.00. Общий подъем в 2.30. Выход в 4.00. Ясно.

Ночь ясная, морозная. От м.н. спустились со скального отрога на лед. КундюмМижирги (Рис. 76). Видимо, за счет полного отсутствия ветра в этом цирке, тут образовалась настоящая морозилка: так холодно нам еще не было в походе. Удручало еще и то, что это западная сторона и солнца нам не видать до самого перевала.

По пути к перевальному взлету Кундюм-Мижирги с ледника необходимо подняться на ступень боковой морены, что мы сделали по присыпанной снегом мерзлой осыпи. Обогнув южный гребень г. Уллу-Ауз, увидели перевальный взлет (Рис. 77, 78). Очень много снега и очень глубокая тропежка! Тропили без остановки каждый участник по 40 шагов. Проваливались по пояс.

Перевальный взлет представляет собой широкий снежный кулуар, в самом верху перегороженный скальной «пробкой». Снег крутизной до 40°. Перевальный взлет начали проходить в 7.00. Мы тропили, проламывая наст и проваливаясь до середины бедра. Второму и третьему приходилось утрамбовывать ступени, что в таком глубоком снегу трудоемкое занятие.

В 8.30 подошли под «пробку». Это скальная ступень высотой 2,5 м., полностью обледенелая. Слева по х.д. пробку можно облезть по скалам и есть выступы, удобные для организации станции. Лидер обошел пробку с нижней страховкой в кошках, поставив 3 промежуточных точки страховки. Он вылез в самый верх кулуара, где организовал станцию R0 на выступе скалы. Здесь оставлены чужие дюльферные петли, мы ими не пользовались. Лидер закрепил и сбросил нам перила, чтобы мы могли жумарить прямо через пробку. Параллельно с тем как мы жумарили, один из участников с верхней страховкой пролез лазанием и снял промежуточные точки страховки (Рис. 79, 80). Группа была на перевале ровно в 9.00. Только здесь, на солнце, мы смогли согреться (Рис. 81). Выпили чай с шоколадкой. ЧХВ 4 ч. 20 минут.

В туре нашли записку т/к «Крокус» г. Краснодар от 30.07.2021 г. В 9.00 вышли на утреннюю радиосвязь и сообщили, что уходим за перевал и связи с нами дальше не будет.

Спуск начали по лед. Уллуауз в связках (Рис. 82). Спуск представляет собой преодоление нескольких низких ступеней ледника крутизной до 35°. Верхнюю ступень пересекли посередине, дальше придерживались левого края ледника (Рис. 83, 84, 85). Больших разрывов нет. Солнце жарило, мы как будто из морозилки вышли на сковородку. Вышли на боковую морену, здесь нашли тропу (Рис. 86). На морене в 12:00 устроили обед. ЧХВ от перевала 2 ч. 30 минут. После обеда погода начинает портится.

Тропа идет по морене слева, обходя ледопад Уллуаузна. Вышли с обеда в 13.00, пошел небольшой дождь. По ней выходим к местам стоянки, которые хорошо видно сверху. Большие, ровные зеленые луга в широком кармане морены (Рис. 87). Между лугами и острым гребнем морены течет полноводный ручей, к которому можно спуститься от стоянок, но дальше он обрывается в каньон. На ночевки мы пришли в 14:02. Поставили лагерь и снова пошел дождь. 43°04'36,81"N, 43°15'15,98"E. С м.н. виден подъем на наш завтрашний пер. Коштан.

Итого: ЧХВ 7 ч 52 минуты. Пройденное расстояние 9 км. Суммарный набор за день 406 м. спуск 1434 м. Высота ночевки 2872 м. Провешено 30 м. подъемных перил.

Рис. 69. Путь обхода первой ступени ледопада
Рис. 70. Путь подхода ко второй ступени ледопада
Рис. 71. Путь обхода первой ступени ледопада
Рис. 72. Путь обхода второй ступени ледопада
Рис. 73. Преодоление второй ступени ледопада
Рис. 74. Путь к месту ночевки 11 и вид на третью ступень ледопада
Рис. 75. Место ночевки 11 «Под Утюгом» (3900)
Рис. 76. Пересечение северной части ледника Кундюм-Мижирги

Рис. 86. Путь к м.н. 12 по морене
Рис. 87. Место ночевки 12
Карта прохождения пер. Кундюм-Мижирги 2Б

Перевал Коштан (1Б, 3509 м)

пер. Коштан

Хребет Коштан-крест, отрог Тютюн, между в. 3726 м и 3652 м

Лед. Коштан (д.р. Улуауз) и д.р. Коштансу

Описание дается

от м.н.12 в лев. кармане морены лед. Улуауз (в. 2900м) до верховий р. Коштансу (2700 м)

N43°03'51.5630" E43°17'04.3272"

от 26.08.2021 г.

Каска, ледоруб, кошки

(треккинговые палки на подходе)

1 день

м.н.12 в лев. кармане морены лед. Улуауз (в. 2900м) правая морена лед. Улуауз

Подъем на пер. Коштан

1:40

Спуск с перевала к озеру (в. 3050м)

1:15

Спуск в верховья р. Коштансу (2700 м)

0:50

День 13 (30.06.2022)

Подъем дежурных в 4.00.

Общий подъем в 4.40. Выход в

6.00. Ясно.

От м.н. мы прошли вдоль каньона около 300 м., пока не нашли место, где конгломератный склон к ручью стал более пологим (около 40°) спустились вниз (Рис. 88). Перешли ручей по камням и вышли на лед. Уллуауз (Рис. 89). Ледник открытый, трещин нет, поэтому пересекли его в кошках без связок. На правобережную морену высотой около 10м. пришлось забираться по такому же крутому склону, сложенному из мягкого мокрого грунта с камнями. Грунт полз под ногами и подниматься было тяжело. Вышли на средне осыпной склон и пошли вверх.

По снегу обошли слева скалы, что разрезают ледник на две части (Рис. 90). Средний уклон 35°. Судя по спутниковым снимкам, трещин нет, а снег плотный. Поэтому идем без связок. Обойдя скалы, свернули налево по х.д. и увидели перевал (Рис. 91). Вышли на него косым траверсом в 9.25 (Рис. 92).

Седловина перевала не сильно широкая. На возвышении на ЮЗ от седловины есть одно место для палатки. ЧХВ 3 ч. 05 минут.

Сняли записку т/к «Планета» г. Ростов-на-Дону от 26.08.2021.

Спуск начали по осыпному кулуару, плотной группой (Рис. 93, 94). Немного траверсируя вправо. Затем вышли на скалы, после - на снег. По снегу спустились к небольшому озеру на высоте 3030 м, где устроили обед. От озера спускались по линии тропы, отмеченной на OSM, а когда снег закончился, увидели и саму тропу, ведущую вдоль р. Коштансу. Верховья р. Коштансу невероятно красивы. Зеленые луга, заросли цветущих рододенронов, небольшой водопад и очень живописные склоны. Здесь же на высоте 2850 м. у реки есть места для лагеря. Здесь мы закончили прохождение пер. Коштан (Рис. 95).

Рис. 88. Спуск с морены к лед. Уллуауз к пер. Коштан 1Б
Рис. 94. Путь спуска с пер. Коштан. Вид от озера
Рис. 95. Верховья р. Коштансу
Карта прохождения пер. Коштан 1Б

Перевал Чайнашки Западный (2А, 3480 м)

пер. Чайнашки Западный

Ю-С

Хр. Коштан-крест, отрог Тютюн, между в. 3650 и 3583

Соединяет

д.р. Коштансу и лед. Верх. Узенбоге (д.р. Чайнашки)

Описание дается

от верховий р. Коштансу (2700 м) до верховий р. Чайнашки (2660 м)

N43°05'09.0183" E43°19'32.8725"

от 02.08.2021 г.

Требуемое снаряжение

Каска, ледоруб, кошки (треккинговые палки на подходе)

ЧХВ, ч

Верховья р. Коштансу (2700 м) м.н.13 на морене (3150 м)

1:40

м.н.13 на морене (3150 м) пер. Чайнашки Зап.

1:25

пер. Чайнашки Зап. верховья р. Чайнашки (2660 м)

1:26

День 13 (30.06.2022) (продолжение)

По тропе мы прошли траверсом по левому склону д.р. Коштансу (Рис. 96) и вышли на гребень южного отрога массива Каяшкисубаши. В этом же отроге находится пер. Башенка (1А*). Здесь основная тропа уходит по с гребня вправо, на пер. Яков 1А. К сожалению, цирк пер. Яков был в тумане и не удалось его рассмотреть. Мы прошли по травяному гребню без тропы около 400 м. и свернули на другую тропу, менее утоптанную. Она тоже отмечена на OSM и тоже ведет на пер. Яков, но проходит выше первой. По ней мы дошли до высоты 3070 м., отсюда по среднеблочной морене начали подниматься вверх, к нашему пер. Чайнашки Западный (Рис. 97).

По одному из описаний группу стояла под перевалом на одних из площадок. У нас был туман и шел дождь. Но по рельефу можно было догадаться где они стояли. Сначала нашли травянистые площадки на высоте 3120 м., но рядом не было воды, не считая грязных снежников. Потом поднялись еще на 50 м. выше и там на пригорке обнаружили более удобное место. Выкорчевали несколько камней, сделали площадки. Ручья поблизости не было. Но рядом лежал глубокий снежник, в котором мы вырубили лунку для сбора воды. Туман рассеялся, и мы увидели прямо перед собой седловину пер. Чайнашки Западный и завтрашний путь подъема (Рис. 98). На стоянки мы пришли в 15:00. 43°04'47,52"N, 43°19'37,48"E.

Итого: ЧХВ 7ч. 15 минут. Пройденное расстояние 10.7 км. Суммарный набор за день 892 м. спуск 814 м. Высота ночевки 3170 м.

День 14 (01.07.2022)

Подъем дежурных в 3.30. Общий подъем в 4.15. Выход в 5.25. Ясно.

По среднеблочной морене обошли слева последний моренный вал, косым траверсом зашли на перевал в 7:00 (Рис. 99, 100). Максимальный уклон 30°. Седловина перевала широкая, на спуск забита снегом и обрывается снежным надувом с карнизом. Сняли записку группы туристов из г.Ростов-на-Дону, т.к. «Планета» под руководством Сенкова Д.С. от 2.08.2021 г., совершавшей поход 4 к.с. в составе 5 человек. ЧХВ 1 ч. 20 минут.

Спуск начали немного левее, преодолев снежную стенку крутизной 50° в верхней части. Надели кошки, спустились на три такта. Далее склон стал положе. Спускались по снегу, забирая немного вправо. Далее по снегу вниз в долину. (Рис. 101, 102, 103) Далее перешли на левый склон, поднялись чуть вверх примерно 100 м по высоте и двигались траверсом параллельно р. Чайнашки. На одном из боковых притоков устроили обед. Так как погода снова начинала портится. Время 8:50. ЧХВ 2 ч. 40 минут.

Рис. 96. Траверс склона д.р. Коштансу
Рис. 102. Путь спуска с пер. Чайнашки Западный
Рис. 103. Путь спуска в д.р. Чайнашки
Путь прохождения пер. Чайнашки Зап. 2А

Перевал Думала (н/к, 2987 м)

пер. Думала

2,5 дня

Верховья р. Чайнашки (2660 м) пер. Думала

1:11

пер. Думала д.р. Думала (мост на слиянии с р. Укюсу)

1:25

Путь по частично смытой тропе до места переправы

8:00

Переправа д.р. Черек Балкарский

1:50

День 14 (01.07.2022)

(продолжение)

От р. Чайнашки на пер. Думала можно зайти по дороге. Но так как мы спустились с пер. Чайнашки Зап., для этого пришлось бы спуститься вдоль реки около 3 км. Поэтому мы решили идти на Думалу по склону траверсом через ур. Иричи. Так и сделали (Рис. 104).

После обеда нас накрыл туман, шли по навигатору. Без него здесь было бы сложно ориентироваться: везде одинаковые пологие травянистые склоны. Прошли левый приток р. Чайнашки (ур. Иричи), прошли вдоль каньона следующего притока и вышли на широкое поле перевала Думала (Рис. 105). Это действительно большое ровное поле с равномерно разбросанными по нему огромными валунами. Нашли большой тур, но он оказался пуст. Положили туда свою записку. Судя по всему, тут часто отдыхают пастухи. На перевале мы были в 11:10. ЧХВ от обеда 1 ч. 10 минут.

Спуск к р. Куючмесу начали по травянистому склону (Рис. 106). Погода стояла влажная и здесь много подтопленных мест. Все время двигались вдоль реки правым берегом. На высоте 2550 м. на левом берегу расположен жилой кош. Склон ниже коша поросший высоким разнотравием, что затрудняет движение. Один раз из-под ног у нас уползла змея. Перед впадением Куючмесу в р. Думала мы вышли на хорошую тропу и дальше шли по ней правым берегом р. Думала. Здесь начал накрапывать дождь.

Выйдя на хорошую тропу, мы воодушевились. Ведь она спускается по долине Думалы прямо к дороге вдоль Черека Безенгийского. Осталось каких-то 3 км по правому берегу Думалы, потом мост, еще 3 км по левому берегу и поход окончен!

Перед впадением в Думалу левого притока (р. Укюсу) через Думалу перекинут мост (Рис. 107). 43°09'15,74"N, 43°15'35,77"E. Укюсу маловодна и переходится вброд. В этом месте есть возможность уйти на левый берег реки и идти по нему по слабой тропе. При отсутствии моста в нижнем течении, это единственный способ спуститься по долине. Нижний мост смыло селем в прошлом году, но, как нам сказали 7 дней назад пограничники в лагере, его восстановили. Поэтому, постояв немного в раздумьях, мы выбрали хорошую тропу правым берегом. Было видно, что берег недавно сильно подмыло и от стоявшего здесь некогда строения осталась только арка через тропу с издевательской, как позже выяснилось, надписью: «Счастливого пути» (Рис. 108). Время 14.30.

Сразу после арки участок тропы смыт полностью (Рис. 109). Мы шли сначала по земляному склону, потом он стал слишком крут и пришлось карабкаться вверх, обходить прижим по мокрой морене. Потом спустились вниз и вышли на хорошую тропу, промаркированную туриками. Дошли до места, где должен был быть мост, но его там нет. Время 16.00. Тут два варианта:

Идти назад, снова обходя все прижимы, переходить в верховьях и искать путь по левому берегу. Нам очень не хотелось снова повторять этот неприятный путь.

Попробовать идти дальше и искать выход в Черек по правому берегу Думалы. Визуально траверс травянистого склона. Вариант рисковый, но мы выбрали его. А вдруг там будет восстановленный мост, про который говорили пограничники?

Не стали рисковать, развернулись и оправились обратно через мост, где видели табличку «Счастливого пути». Дошли до моста, перешли, а другую часть разлива реки перешли вброд. Время 17.45. Далее увидели натоптанную тропу, которая забирает немного вверх, проходит через лес. По дороге встретили туристов, гуляющих по ущелью. Через 30 минут вышли на тот участок, который шел от смытого моста.

Далее по очень хорошей тропе, мимо зеленого домика спустились к пастушескому домику у дороги. Вышли сюда в 19.00. Мы все-таки успели финишировать сегодня, хотя и не совсем так, как хотели.

Вышли на дорогу, позвонили в альплагерь, чтобы за нами прислали машину. Пока ждали, переоделись и перекусили. Через час машина приехала и отвезла нас в лагерь, где мы уснули мертвым сном в брезентовых палатках.

Итого: ЧХВ 9 ч. 20 минут. Пройденное расстояние 20.1 км. Суммарный набор за день 600 м. спуск 1750 м. Высота ночевки 2052 м.

Рис. 104. Подъем к ур. Иричи в сторону пер. Думала

Статья расходов

Сумма на группу

Кол-в уч- в в группе

Сумма на одного в рублях

трансфер Минводы - Эльбрус

Баня+стирка

2000

Проживание в Безенги

Завоз забросок (Уллу-Тау, Безенги)

Расходник

2000

Итого

Выводы и рекомендации

Перевал Гумачи 2А. Перевал вполне соответствует заявленной к.с. Длинные подходы по долинам и боковым моренам, ледники с двух сторон перевала. На подъем обход зон перегибов и трещин, крутой перевальный взлет по снежному склону в три такта. На спуске обход двух ледопадов, страховка через ледорубы в зоне трещин.

Перевал Донкина 2Б. Отличный односторонний перевал. Соответствует заявленной категории. С западной стороны все заходиться ногами. С восточной стороны на спуск и на подъем - перила. Мы повесили 210 м. перил на спуск. Интересный и красивый перевал с двух сторон.

Перевал Тютюргу Западный 1А. Отличный перевал, правда многим участникам из нашей группы показался достаточно сложным для данной категории. Возможно из-за высоты и достаточно крутого склона на спуск. Мы спускались по глубокому снегу, предполагаем, что летом есть тропа, по которой все отлично спускается. Сравнивая с другими перевалами категории 1А, стоит отметить, что на наш взгляд он немного сложнее и возможно, весной его стоит повысить до 1Б.

Перевал Столбовой 2-й 2А через в.50-летия КБАССР. Из-за большого количества снега мы не смогли в полной мере ощутить всю сложность перевала. Планируемый лед был под снегом, поэтому на подъем технической сложности было немного, как и на спуск. С гребня открываются шикарные виды на район Безенги. Тем не менее перевал соответствует своей категории.

Перевал Урал 2Б одно из самых запоминающихся препятствий нашего маршрута. Запомнился ранним выходом, красотой и большим количеством снега. Снова снег вместо льда. Перевал достаточно коварен. Его необходимо проходить только в утренние часы. Важно пройти нижнюю часть перевального взлета до момента попадания солнца на склоны п.Архимед. Так как после выхода солнца из-за перепада температур начинают активно сыпаться камни. У нас солнце осветило скалы в 5.00. Мы уже были в верхней части перевального взлета. Из-за того, что поход проходил в самые длинные световые дни, приходилось рано вставать. На наш взгляд перевал соответствует данной категории.

Перевал Кундюм-Мижирги 2Б ключевой перевал нашего похода. На подходе к перевалу необходимо преодолеть несколько ступеней ледопада. В зависимости времени года, изменяется путь прохождения. У нас же бы много снега, соответственно многие разломы прошли по снежным мостам. Надо быть бдительными, так как с появлением солнца на скалах, могут лететь камни. Сам перевальный взлет представляет собой снежный достаточно крутой кулуар, затем вылаз по скалам с провешиванием перил через пробку. На другую сторону все спустили ногами, обязательно необходимо идти в связках, так как закрытый ледник.

Пер. Коштан 1Б также соответствует своей категории, интересный перевал. Перила не вешали. Хорошая 1Б для спортивной группы.

Пер. Чайнашки Западный 2А показался простой двойкой, возможно потому что, шли его под конец похода. Но мы не ощутили большую разницу, если сравнивать этот перевал с перевалом Коштан 1Б. Возможно, если снега будет меньше, то препятствие вызовет трудности при прохождении.

Перевальные записки

Записка с перевала Гумачи 2А

Записка с перевала Донкина 2Б

Записка с перевала Тютюргу Зап. 1А

Записка с вершины 50-летия КБАССР

Записка с перевала Столбовой-2 2А

Записка с перевала Кундюм-Мижирги 2Б.

Записка с перевала Коштан 1Б.