Автор: Василий Терехин, Севастополь

Обратная хронология

Иду по снежному гребню, выше облаков. Солнце высоко, ветра нет, тепло, идиллия. Чуть в стороне из облаков торчат вершины соседних гор. Вдох, выдох, шаг......вдох, выдох, шаг. Ощущение полного умиротворения.

Вдруг небо рассекает яркая вспышка света, затишье. Ещё вспышка, на этот раз с резкой болью. Рефлекторный стон вырывается из моего рта.
- Что больно? - говорит далёкий голос.
Молчу. Ещё вспышка и более резкая боль, ещё стон.
- Да, больно, больно..

- Хм. Странно! - удивленно и даже с ноткой сочувствия отвечает голос.
Вернулся в тело. Ощущаю себя сидящим на стуле с закрытыми глазами, опущенной головой. Рука отведена куда-то в сторону. Открыв глаза, вижу старую советскую зашарканную плитку на полу и облупившуюся зелёную краску на стенах. Я прекрасно понимаю где нахожусь, но в очередной раз пытаюсь улизнуть из этого неприятного места в свою "горную сказку".

Очередная вспышка и боль возвращают меня обратно в операционную, в которой не было ремонта уже более 30 лет, со времён распада Союза. Я в Баткенской горбольнице в Киргизии.

Рядом со мной две молоденькие медсестры - киргизки. Одна удерживает меня за плечи, вторая держит руку. Это на тот случай, если я вдруг дёрнусь при очередной вспышке. Но я и не пытаюсь дёргаться, я лишь пытаюсь уйти от боли туда где хорошо, светло и комфортно.

Сестры все время хихикают, переговариваясь на киргизском, видимо обсуждают меня.

Ещё вспышка, боль.
- Ну вот практически и готово.
Перевожу взгляд с пола на свою руку, в это время доктор пинцетом проталкивает бинт под кожей между двумя разрезами (на мизинце и на кисти). А затем начинает протягивать бинт туда-сюда. Несмотря на местную анестезию ощущения весьма яркие, будто напильником точат кость. Почистив рану, доктор поставил в образовавшийся тоннель дренаж, залил все вонючей мазью грязно-зеленого цвета и забинтовал.

В какой-то момент меня посетила мысль, как бы чего не подцепить в такой операционной. Но я утешил себя, что сейчас скальпели, иглы и т.д одноразовые, а пинцеты все таки обжигают. Больше старался не думать об этом, выбора все равно нет.

Стоя в коридоре, отходя от пережитого, подумал, что за весь мои богатый "больничный" опыт, подобного я не испытывал.

Доктор уверил, что теперь все будет хорошо. Но заживать буду долго - около месяца. Я забрал выписку и понурый побрел на улицу

Двумя часами ранее.

Еду по пыльной горной дороге на "Тойоте сиквоя", на руке потрёпанный, грязный бинт. Пейзажи вокруг прекрасны, но в этот раз у меня нет желания задержаться и любоваться ими. А хочется как можно скорее попасть в больницу, что бы настоящий хирург вырезал это фурункул из-за которого я уже столько натерпелся. Осталось совсем немного.

Лежу на коврике под палящим азиатским солнцем укрыв голову кофтой. Время Ч уже подошло, а машины все нет. Немного переживаю. Подумаю, что буду делать если транспорт не придет. Телефон не ловит, чабан ушел наверх....

Еду верхом на лошади, которую ведёт чабан. Возле урюкового сада он говорит:
- Она устал, дальше идти не может. Дальше пешком. Опасно, может упасть в воду.
Естественно когда мы с ним договорились о сумме, речь была о транспортировке до машины, а ни как не до урюкового сада. Объясню, что идти не могу и готов ехать медленно.
После недолгих переговоров, все же договорились медленно ехать. Со времени нашей заброски тропу в нескольких местах сильно размыло, местами приходится спешиваться.

Утро этого же дня.

Проснулся, температуры нет, уже хорошо. Вчерашняя связь со страховой компанией, по нашему чуть живому спутниковому телефону, не принесла успеха, поэтому выбрали проверенный и более надёжный способ - эвакуацию ногами. Хорошо, что в этом году горнодобывающая компания проложила дорогу по ущелью достаточно далеко, сильно сократив пешеходную часть.

Собрав минимум вещей идём вниз, по дороге заходя в кошары, в надежде на осла или лошадь. Во втором коше застаем почти ушедшего чабана, и договариваемся с ним про лошадь.

Двумя днями ранее.

Проснулся в палатке, мокрый от пота. На улице день, погода стоит, в палатке жара. Вышел на улицу, температура, немного колбасит. Денис предложил вскрыть руку. Я согласился. Максимально приняв меры по дезинфекции инструмента (канцелярский нож) и всего чего было можно, разрезали фурункул. Гноя не было или почти не было. После "операции" стало полегче, но ненадолго.

Днём ранее.

Каждый шаг по горизонтальной тропе даётся с трудом, хотя за плечами микро рюкзак в котором лежит только моя личная одежда, снятая на спуске. Температура, отдышка, еле переставляю ноги. Мы идем в базу из-под стены 4810. В голове обратный отчёт - сколько часов, минут, метров ещё терпеть. Тяжело.

Утро этого же дня.

Вишу на очередной станции посередине стены 4810. Состояние "нестояния". Мечтаю поскорее спуститься хотя бы под гору, а еще лучше в базу. А там отдых, антибиотики, покой. Количество оставшихся дюльферов уменьшается катастрофически медленно. 12,11,10....5.. креплюсь.

Этой же ночью.

Проснулся в 3.00. Больше заснуть не смог. Несколько часов досматривал тупой сериал на телефоне, скачанный у друзей казахов. Помогло, до утра дотянул. Позавтракали, собрали бивуак. На улице еще темно, я стою на станции готовый начать спуск, уже колбасит. Тело само начинает рефлекторно сжиматься и трястись, подумал "Толи ещё будет, ой-ёй-ёй". Готовлюсь спускаться первым.

Как только начало светать, мы начали спуск. На первых верёвках еще сумерки, очень боялся проехать мимо станции, сил и желания для подъема обратно совсем не было.

Вечер предыдущего дня.

Сидим на полке в палатке, отсыхаем после тяжелого трудового дня. Готовим нашу “пасту” (бп лапшу). В этом году на горе мы едим от пуза, несмотря на то, что это 6Б в двойке. Снял повязку с заклеенного пальца, фурункул вскрылся. Понял, дело пахнет керосином. Но осталось потерпеть совсем немного, теперь только вниз, каких-то 15 дюльферов

Обед этого же дня.

Мы с Жекой на вершине 4810. Совершили восхождение в двойке по маршруту Русяева 6Б категории сложности. Усталость и слабость перебивают радость от восхождения. На вершине 4810 я уже в пятый раз, но еще ни когда ранее мне не было так тяжело. И дело тут не только в высоте или аклиматизации. Организм отказывается работать, просит горизонтального положения и отдыха.

Тремя часами ранее.

Работаем на первой веревке гребня. Я уже практически поднялся до следующей станции, и вдруг понял, что веревка которую я подносил, зацепилась. Спустившись вниз, увидел, что я тупо забыл развязать узел на конце (затуманенное сознание давало сбой). Поднявшись пол веревки, решил выбрать хвост, чтобы опять не зацепилась. Но по закону подлости получилось наоборот. Изрядно измочаленный и пере матерившийся, преодолел эту веревку лишь за час. Состояние сильно ухудшилось. Понял, что теперь температура точно поднялась.

Дожумаривая предыдущую веревку не мог понять почему мне так тяжело, хотя груза почти нет (ведь мы оставили бивуак и часть вещей на ночевке). Теперь все стало на свои места - температура.

Утро этого же дня (3-й день на стене)

Завтракаем.
- Полезешь сегодня первым, - спросил Жека.
- Я бы с радостью, но рука совсем плохая. Давай я просто постараюсь добраться до вершины.
- Хорошо.
Днем ранее (2-й день восхождения)

День. Жека работает первым. Веревки сложные, подолгу вишу на станции. Немного мерзну от бездействия, несмотря на хорошую погоду и отсутствие осадков. Самочувствие нормальное. Рука чуток припухла, и во время жумаринга немного ноет, но в целом пока состояние приемлимое. Пытаюсь спрогнозировать завтрашнее. В очередной раз думаю, почему же мы не взяли на гору антибиотики.

Днем ранее (1-й день восхождения)

Вечер. Уже практически стемнело когда Жека с огромным баулом на плечах вышел на полку под названием “груди”.
- Почему ты не тянешь его под собой? - спросил я.
- Мне так проще. К тому же он быстро порвется если его волочить.
- Ясно
Обычно на “грудях” при восхождении по маршрутам Крицука и Русяева вторая ночевка, а нам удалось добраться за день, как и планировали. Отлично, хорошее начало.
Часом ранее мы наблюдали Саню и Ратмира которые дюльферяли чуть в стороне от нас. Они прокричали, что у них все хорошо и пожелали нам удачи.

Утро этого же дня

В районе 5-й веревки впервые почувствовал дискомфорт в руке во время лазания взаклинку. Понял, что “прыщик” начал перерастать в нечто большее.

Несколькими часами ранее

При подходе под маршрут нас чуть не снес камень размеров с автомобиль, пришлось даже отбегать. Еще один камень размеров двухэтажный дом проехал через пять мин после нас. Даже не знаю, что бы мы делали, если бы в этот момент оказались на его пути. Шансов было бы немного. И это все в 6 утра!!! Видимо климат действительно меняется.
Стою на станции в самом начале маршрута. Сегодня мой день, как и все предыдущие четыре раза, которые я лазал на 4810. Первые несколько веревок мои самые нелюбимые.
Утро, холодно, рельеф немного развальной, нет уверенности в лазании (пока не втянулся). По опыту к 4-5 верёвке все входит в свое русло. Посмотрим как будет в этот раз.

Пятью днями ранее.

Жумарю первую верёвку на огурец. Компания та же: я и жека. Лезем маршрут Мороза на Асан. Хотим заночевать на огурце, а завтра рвануть до вершины. Работаем по одновременке, я жумарю, Жека лезет. Погода уже с час хмурится и вот раздается "долгожданный" разряд грома.

Спустя пару минут по стене застучали первые градины, спустя ещё две минуты через меня уже бежала Река. Вода забегала в поднятые к жумарам рукава куртки и выбегал из ботинок. Жека мне что-то кричал, но из-за шума града и воды я не мог разобрать слов. Первый момент у меня тупо перехватило дыхание, будто я нырнул в прорубь. Из-за града вода была очень холодная, буквально через пару минут я уже почти не чувствовал пальцев на руках. Пока жумарил, Жека сам себя спустил на станцию. Я проорал ему в ухо:
- Что ты говоришь?
- ЧТО, ЧТО!!! Нужно сьеб...ть!!!! - проорал он в ответ.
Оставив верёвку закреплённой на станции, мы спустились вниз к началу огурца и попытались спрятаться по небольшим карнизом. Получилось не очень. По всей стене шел сплошной поток воды толщиной 2-3см. Карниз был не большой, и вода огибая его, прекрасно лилась нам на головы.

Равномерно подергиваясь и стуча зубами мы ждали пока поток немного стихнет и мы сможем отбежать от стены. На наше счастье заряд продолжался недолго и скоро начал стихать. Бросив все снаряжение под началом маршрута, не переставая дёргаться и дрожать мы побежали в базу. Через час мы уже переодевались в сухое в БЛ.

Двумя днями ранее.

Аклиматизационный выход. Мы гребне п. Сибирский. В очередной раз любуюсь стенами п. Котина, 1000летия крещения Руси, Асана и конечно же 4810. Как же они прекрасны, эти могучие великаны вырубленные из гранита!!! Из года в год не устаю ими любоваться и восхищаться. Каким образом природа создаёт столь совершенные формы? Концентрируем внимание на п. Котина, высматриваем варианты очередных первопроходов. Очень жаль что им не суждено сбыться в этом году.

Неделей ранее.

Я дома в Крыму. На улице темно, вечер.
Сижу на лавке и пытаюсь понять насколько сильно я потянул голеностоп.
Заканчивая сбор вещей, я полез на чердак поставить коробку из которой доставал снаряжение, потерял равновесие и пришлось спрыгнуть назад в темноту. Высота была всего 1.5 м, но из-за темноты не смог нормально скоординироваться, и криво поставил ногу на приземлении.

Нога болит, опухоль становится больше с каждой минутой. И что теперь делать??? Завтра мне вылетать в Ош!

Конец!!!!!!!

Этот экспериментальный рассказ описывает события 2021 г. В тот год мы наконец вырвались в горы после ковидного 2020 г. В 2019 г. мы тоже были в Каравшин и тогда очень круто походили - 6Б на 4810, первопроход 5Б на Асан, первопроход 5Б на Котина, первопроход 5А на Жёлтую стену. Поэтому в 2021 г. планы были не менее грандиозные. Кроме 6Б в двойке хотели сходить ещё много чего и первопроходы в том числе. Но как говорят "человек предполагает, а бог располагает". И большей части моих планов в 2021г было не суждено сбыться. Спасибо, что обошлось "лёгким испугом". Горы "стояли и стоять будут", можно всегда вернуться и попробовать снова, если будет здоровье.

Для меня это рассказ стал небольшим вызовом. Мне хотелось сделать что-то необычное, чуть большее чем просто классический дневник. Идея обратного повествования естественно не моя, это уже классика. Но в нашей сфере такого не было. Решил попробовать. Насколько хорошо получилось решать не мне.
Спасибо всем кто дочитал до конца. Буду благодарен за отзывы и комментарии.