Автор: Андрей Корбатов, г. Иркутск

Отчет о горном туристском походе 5 к.с. по Северо-Чуйскому хребту (Алтай), совершенный группой туристов г. Иркутска в период с 01.08 по 21.08.2022 год

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Состав группы туристов г. Иркутска

Ф.И.О

Год рожд ения

Туристическ ий опыт

Корбатов Андрей Александрович

1977

V - Р - пеш, V - У - гор.

Пер. 3А - рук.(Памир, Тянь Шань)

Латыпов Ильнур Юнусович

1991

Черноок Юлия Валерьвна

1989

IV - У- гор, II-Р-гор. Пер.2Б-уч (Алтай)

Михеев Иван Андреевич

1986

Гамболевский Алексей Сергеевич

1980

Таюрский Владимир Александрович

1987

IV- рук- гор.Пер. 3А - уч. (Памир)

Сроки и протяженность маршрута.

Проводящая организация: ФСТ ИО

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода (км)

Протяженность

Сроки проведения

Общая

Ходовых

Горный

5 ( пятая)

215км

01.08-21.08

Проводящая организация: ФСТ ИО (666032, Иркутская область, г. Шелехов, 20-9-3, ИНН 3812988132 КПП 381201001, https://fstio38.ru, тел. 8-9836-90-11- 90, e-mail fstio38@mail.ru). Группа самодеятельная.

Район похода: РФ, республика Алтай, Северо-Чуйский хребет системы Горного Алтая.

Нитка маршрута, заявленная в МКК

а/л Актру - лед. Малый Актру - пер. Кзылташ (2А,3320) - р.Тураоюк - р. Джело - пер. Карагем (н/к,2837) - р.Йолдоайры - Карагемская поляна - р. Карагем- р. Камрю - пер. Медик Алтая (2А,3080) - р. Правый Карагем - оз. Абыл-Оюк - р. Левый приток Правого Карагема - ТРАВЕРС 3А (пер. 60 лет Октября (3А,3700) - п.Карагем- пер.Латвийский (2Б) - пер.Академика Гинзбурга (3А,3700) - лед. Правый Большой Ак-тру - пер.Маашей (2Б,3660)- лед. Маашей - ТРАВЕРС 3А (пер. 60 лет Октября(3А,3700)-п.Маашей-пер.Маашей-Абык-Оюк (3А,3400) - пер.Школьник(3А,3500) - оз. Шавлинское - р. Шавла - р. Ештыгол- пер.Орой (н/к,2200) - р.Чуя.

Нитка маршрута фактически пройденная

а/л Актру - лед. Купол Трех Озер - пер. Кзылташ (1Б,3320) - р.Тураоюк - р. Джело - пер. Карагем (н/к,2837) - р. Йолдоайры - Карагемская поляна - р. Карагем- р.Камрю - пер. Медик Алтая (2А,3080) - р. Правый Карагем - оз. Абыл-Оюк - р.Левый Карагем - пер. ТПИ (3А,3300) - лед. Правый Большой Ак-тру - пер.Маашей(2Б,3660)- лед.Маашей - пер.Маашей-Абык-Оюк (3А, 3580)- п. Маашей ( 4Аальп) ( радиально) - лед. Университетский- пер. Абыл-Оюк (1Б,3220) - оз. Нижнее Шавлинское - р. Шавла - р. Ештыгол- пер.Орой (н/к,2200) - р.Чуя.

Причины изменения маршрута

Ограничение по количеству ходовых дней, плохие метеоусловия в горном районе, изменение рельефа ледника 60 лет Октября - это причины, которые не позволили пройти изначально запланированный маршрут. Ввиду плохих погодных условий, пришлось отказаться от траверса, в связи, с чем было принято решение скорректировать маршрут.

Локальные препятствия на маршруте

Hноч. м

h, м

Пос. Курай - а/л Актру

а/л Актру-пер. купол Трех озер +пер. Кзылташ (1Б,3320)- р. Тураоюк ( приток р.Джело)

12,37

+ 600 -850

Забор заброски из а/л Актру

8,7

м/н - лед. Большой Актру- пер. Маашей (2Б,3660)-лед. Маашей.

11,44

+1030

м/н-лед. Маашей- левый приток р. Маашей

10,52

+210

-650

Вынужденная Днёвка

м/н - пер. МаашейАбылОюк (3А, 3580)

6.9

+740

м/н- в. Маашей Баши (4А альп, 4177)лед.Университетский-лев. приток р.Правый Карагем

12,6

Высотный график

Линия маршрута на карте

Идея похода

Идея похода по Алтаю возникла в начале года. Изначально планировался поход в районе Фанских гор, но сложная геополитическая обстановка , в стране изменила наши планы. Для проведения похода был выбран август, первая половина. Грибы ягоды уже есть, а тепло по-летнему. При прохождении маршрута планировалось пройти два интересных траверса Северо-Чуйского хребта. Первый траверс: пер. 60 лет Октября (3А,3700) - п. Карагем- пер. Латвийский (2Б), второй траверс: пер. 60 лет Октября (3А,3700)- п. Маашей- пер. Маашей-Абык-Оюк (3А,3400). (Неустойчивая погода в районе и в виду того, что в последнее время ледник перевала 60 лет Октября видоизменился, в результате активного таянья и разрушения, его категория объективно повысилась. Похождение его, заняло бы больше времени, чем было запланировано. Мы вышли на связь с Иркутской МКК и, объяснив ситуацию, согласовали изменение маршрута без снижения категории похода). В нашем походе предусматривалось восхождение на пик Маашей, прохождение перевалов 3А, при соблюдении логики и безопасности. Мы хотели увидеть красивейшие горные озера, которыми славится Алтай. Маршрут состоял из 2 кольцевых частей. Заброска предусматривалась в альплагере Актру. Северо-Чуйский хребет не очень высок, однако при разработке маршрута мы учли и вопросы акклиматизации. Первый категорийный перевал Кзылташ 1Б, преодолевался с постепенным набором высоты и плавным спуском до притока р. Джело, это позволило в полной мере подготовиться к более сложным локальным и протяженным препятствиям. Кроме того, прохождение сложных определяющих перевалов 3А планировалось на вторую половину и завершение похода, когда группа уже адаптирована, сработана, а вес рюкзаков уменьшен. При этом дневные переходы по километражу и набору высоты планировались без превышения допустимых возможностей группы. Также в походный план были включены три запасных дня на случаи непогоды, днёвок-полуднёвок и непредвиденных обстоятельств (чем в дальнейшем нам пришлось воспользоваться). В результате такого планирования группа проходила участки маршрута и перевалы спокойно, уверенно, без технических ошибок и ЧП. Завхозом была разработана разнообразная раскладка (512 г чел\день) с учётом пожеланий и предпочтений участников и опробована в тренировочных выездах все варки были заранее расфасованы, упакованы, промаркированы и распределены по рюкзакам так, чтобы убывали равномерно. Оптимизировалось содержимое ремнабора и аптечки. Грамотно распределили между участниками групповое снаряжение. Благодаря таким мерам вес рюкзаков на заходе не превышал 27-30 кг. Для обеспечения безопасности на маршруте и связи с координатором и МКК, в группе имелся спутниковый телефон Thuraya XT-LITE оформлена страховка СовКомБанка с рисками «несчастный случай, экстремальный отдых». Были пробиты и сохранены треки маршрута, определены координаты ключевых мест, распечатаны в бумажном виде обзорная карта и её отдельные фрагменты, фото и описания перевалов, включая все запасные варианты. Тактическая реализация идеи похода осуществлялась непосредственно на маршруте. Не пытаясь выполнить план любой ценой, группа действовала в соответствие с текущей погодой, условиями прохождения рек и таёжной части маршрута, снежно-ледовой обстановкой, общим состоянием перевальных склонов и даже настроением участников. Два запасных дня (продукты на это в раскладке были предусмотрены) позволили нам спокойно и без ущерба для отдыха группы удачно пройти маршрут, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Таким образом, спланированный маршрут полностью отвечал поставленным задачам, был пройден с изменениями по запасному варианту без нежелательных происшествий, удовлетворил эмоциональные, физические и технические ожидания участников похода и значительно повысил спортивный опыт группы.

Полезная информация по району. Подъезды, выезды

Заезд в район обычно делают из Барнаула или Бийска, куда можно приехать на поезде или прилететь самолётом. Кроме того, можно лететь до Горно-Алтайска это ещё быстрее и дороже. Наша команда из Иркутска добралась на поезде до

Новосибирска, дальше был заказан трансфер до посёлка Курай. В целом, дорога от Новосибирска до Курая занимает около 13 часов. Трансфер заказывали у проверенной компании. Транспорт среднего уровня комфорта. Заброска для нашей группы Барнаул-Курай стоила 25000 руб., выброска Чибит-Барнаул 25000 руб. От посёлка Курай можно воспользоваться заброской до альплагеря Актру, сократив 20 км пешего пути. Мы воспользовались услугами местного курайского водителя Виктора 8-913-691-35-96, стоимость 10000 руб. Он также предоставляет место ночлега перед заброской. На территории Курая, Чибита сотовая связь МТС, Билайн, Теле2, дальше в горах связи нет, необходимо использовать спутниковый телефон. В районе перевала Орой ловит Билайн. Газ и бензин можно купить в Новосибирке и Барнауле. Мы же взяли бензин-калошу ещё в Иркутске и разлили по приготовленной таре, провезли в поезде. Проблем с горелками не наблюдалось. Расход бензина с автоклавом - около 75 мл/чел в день. На трансферы, продукты и общественные нужды (ремнабор, аптечка, страховка), т.е. на поход в целом, каждым участником было затрачено по 16821 руб. без учёта билетов на поезд. Порядок регистрации в МЧС. Регистрация группы в МЧС производится через сайт https://forms.mchs.ru/registration_tourist_groups. После заполнения формы, на почту составителя заявки приходит номер заявки. Это не является фактом, что группу зарегистрировали.

При регистрации группе присваивается номер, а также на почту высылают памятки для туристов и прогноз погоды на ближайшую неделю. Лучше на следующий день позвонить и убедиться, что группа зарегистрирована. Присвоенный номер называли, когда отзванивались МЧС о выходе на/с маршрута, а также в местном ПСО.

Алтайский ПСО (388-22) 5-11-06 факс 5-11-06 ЦУКС ГУ МЧС России по Респ. Алтай (388-22) 2-37-58, 2-31-24

Информация о Северо-Чуйском хребте

Алтайские горы представляют собой сложную систему наиболее высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными межгорными котловинами. Геологи считают, что горы Алтая сформировались в каледонскую эпоху, а затем в кайнозойскую эру испытали вторичный подъём. Однако в эру мезозоя Алтайские горы постепенно разрушались вследствие солнечно-ветровой эрозии, что превратило бывшую горную страну в расчленённые среднегорные и низкогорные равнины с отдельными возвышенными участками. Современные высокогорные районы Алтая представляют результат тектонических процессов альпийского горообразования в кайнозойскую эру.

Сейчас Алтай - это горный район, расположенный на юго-востоке западной Сибири. Горы Алтая насчитывают 12 отдельных хребтов, но только три из них имеют средние высоты более 3200 м и могут считаться высокогорьем. Это Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты в восточной половине Центрального Алтая, и Катунские белки в западной. Наивысшая точки Катунского хребта - Белуха Вост. (4506), а Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов - вершины Ирбисту (3967) и МаашейБаши (4178), соответственно. Северо-Чуйский хребет (СЧХ) представляет собой водораздел реки Чуя на севере и рек Карагем и Чаган-Узун на юге от хребта. СЧХ простирается с запада на восток примерно на 120 км. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, называемой горным узлом Биш-Иирду. Здесь сосредоточено основное оледенение СЧХ, средняя высота хребта - около 3600 м, а ряд вершин имеют высоту более 4000 м. Наиболее значимые пики района - в. Маашей-Баши (4178), в. Карагем-Баши (3982) и пик Тамма (3760) в верховьях ледника Маашей пик Актру (4044) и в. Корумду (3931) в верховьях долины р. Актру, и вершины Красавица (3764), Сказка (3500) и Мечта (3437) в верховьях долины р. Шавла. В центральной части СЧХ расположены около 200 ледников общей площадью 175 км2. Крупнейший из ледников - лед. Маашей, который сейчас уже разделён на несколько ветвей: лед. Лев. Маашей (2 ветви), лед. Бол. Маашей, и лед. Прав. Маашей. В верховьях долины р. Актру наиболее известны ледники Лев. Бол. Актру, Прав. Бол.Актру и Малый Актру. В большинстве своём, горы СевероЧуйского хребта сложены глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. Долины узкие и глубокие, преобладает глубоко расчленённый рельеф. На склонах до 2200-2400 м располагается лиственничнокедровая тайга, выше расположены альпийские луга и тундры. Особенностью долины р. Чаган-Узун и его притоков (р. Джело, р. Талдура, р. Чаган) являются сильные сезонные ветры, что препятствует образованию сплошного лесного покрова в этих долинах. Растительность здесь в основном травянистая, изредка встречаются кустарники и одинокие деревья на небольших защищённых от ветра укромных участках рельефа. Климат в районе Северо-Чуйского хребта резко континентальный. Здесь характерна большая разница между дневной и ночной температурами, холодная зима и короткое тёплое лето. Летним днём температура на высокогорных озёрах (Шавлинских, Маашей, Камрю и др.) практически не поднимается выше +25 °C градусов, а ночью легко может опускаться до 0 °C. Ближайшие населённые пункты к СЧХ - Иодро, Белый Бом, Чибит, Акташ, Курай, Чаган-Узун, Старый Бельтир, Инегень.другие регионы.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

02.08.2022 г 1 день маршрута

Переменная облачность, во второй половине дня пасмурно, безветренно, периодично кратковременный дождь.

а/л Актру-Зеленая гостиница-лед. Купол-пер. Купол(1Б)-траверс до пер. Кызылташ (1Б)-приток р. Джело.

12.37 км

+ 1625

- 600

5 часов

Сегодня, наконец-то, начало нашего похода по Северо-Чуйскому хребту, Горного Алтая. Вчера мы добрались до альплагеря Актру из пос. Курай, воспользовавшись заброской. Заброска стоила 12000. В 11 утра мы уже были на месте, где нас дожидался Владимир Таюрский. Было решено стартовать на следующий день, так как время уже было обеденное и необходимо было решить организационные вопросы с заброской. Общий отбой в 22:00

Итак, в 7:00 24 июля мы вышли из альплагеря Актру, в сторону ледника Малый Актру. Чтобы попасть на этот ледник, необходимо перейти по мостику через р. Актру на правый берег и по набитой, маркированной тропе подойти к осыпному кулуару (фото 1, 2) 20 минут хода. Кулуар широкий, в нижней трети сложен из средней и крупной малоподвижной осыпи. Местами прослеживается тропа (фото 3). Градус уклона составляет 35гр. За две ходки по 40 минут, мы вышли к сужению кулуара. Крутизна увеличилась до 40гр. камнеопасно, двигаемся плотной группой. В 10:10 вышли на контрфорс, склон постепенно выполаживается до 25-30 гр, появляются участки травянисто-осыпного склона, с ярко выраженной тропой. Через 30 минут, мы вышли на травянистую поляну «Зеленная Гостиница», на которой можно комфортно, при необходимости разместиться. Есть вода. Дальше по тропе мы начали подъем на склон в. Купол. Через 40 минут мы вышли к домику гляциологов. Где встали на обед (в 12:10). Около домика открывается вид на ледник

Фото 1

Большой Актру с вершиной Актру. (фото 4). Во время обеда погода периодически портится, накрывая нас дождем. Хорошо, что мы выбрали место обеда в этом домике. Здесь сухо и уютно. После обеда в 14:00 мы по тропе выдвинулись в сторону в. Купол. Тропа выраженная, идет по склону вершины с постепенным, не резким набором высоты. В 14:55 мы подошли к леднику Водопадный, (правая ветвь ледника Малый Актру). Надели кошки и огибая справа (по ходу движения) склон вершины Купол, вышли на водораздельный хребет. В 15:50 продолжили движение по широкому хребту в сторону перевала Купол Трех Озер 1(Б). В 16:30 мы вышли на перевал Купол Трех Озер. Седловина Широкая, есть тур (записку не нашли).

Вид на долину р. Актру и а/л Актру с подъёма на ледник Малый Актру.

Фото 2

Фото 3

Погода не дает расслабиться, идет мелкий дождик. После короткого отдыха продолжаем наш путь по хребту в сторону перевала Кызылташ (2А). В 17:20 вышли на широкую седловину перевала Кызылташ. (фото 5). В сторону р. Актру спуск по леднику Малый Актру, с уклоном до 40 гр. прослеживаются трещины. В варианте подъёма по нему на перевал, категория значительно возрастает. В нашем случае, целесообразно считать его (1Б). В сторону спуска р. Тураоюк ( фото 6).

Фото 4

перевал начинается крутой осыпью красного цвета, крутизной до 35° и протяженностью 200м. (фото7,8). Вначале мы двигались по линии падения воды, потом поворачивали налево и, обойдя кусок закрытого ледника, выходим на осыпной склон (30 мин от вершины). По средней осыпи и разрушенным скалам спустились в узкий каньон Тураоюка и идем по правому берегу прямо вдоль воды (20+40 мин). Такой путь проще - не приходится траверсировать конгломератных склонов, хотя иногда и надо облезать крупные камни. Встречаются многочисленные следы и обрывки тропы. Через 1 км каньон поворачивает налево, здесь он труднопроходим, поэтому поднимаемся на правый борт к хорошо заметному туру набрав для этого 20 м высоты по неприятным разрушенным скалам. От тура спустились с моренной гряды в широкую долину, перешли р. Тураоюк по камням. В месте выхода р. Тураоюк из каньона, по «бараньим» лбам течет красивый водопад.(фото 9)

Группа на перевале Кызылташ Фото 5

Вид с перевала Кызылташ в сторону р. Джело Фото 6

В 19:15 мы дошли до ровных площадок. Спустились до 2800м. Чистое ходовое время 5 часов. Установили лагерь. В 22:20 отбой.

Вид на перевал Кызылташ со стороны р. Тураоюк Фото 7,8

Водопад на р. Тураоюк фото 9

03.08.2022 г 2 день маршрута

Малооблачно, переменная облачность, кратковременный дождь.

м/н-р. Джело-пер. Карагем(н/к, 2837) -р. Йолдоайры

21,74 км

+609

-580

6.20 часа

Подъем дежурного в 06:00. Вышли с места ночевки в 07:30. С утра погода пасмурная. Петляя между террас и разливов, спускаемся в долину р. Джело (50 мин). Устьевой каньон Тураоюка, обошли справа по крутому склону, поросшему карликовой березкой. Высота 2500. Дошли до места слияния р. Тураоюк с р. Джело (фото 10) (2.5 км от места ночевки). Перешли в брод р. Тураоюк. Наш дальнейший план пройти перевал Карагем (н/к) и максимально дальше пройти по р. Йолдоайры. На левом борту долины р. Джело сразу находим обрывки троп, которые периодически теряются в зарослях карликовой березки. Через 50 минут хода по тропе, чуть ниже обозначенного на карте брода, переходим р. Джело стенкой (как раз во время брода начался дождик). (фото 11) Глубина чуть ниже колена, брод несложный. На правом берегу также обрывки троп, следы скота и навоз. В 500 м ниже левого притока Куркурек на обоих берегах стоят коши, от них идет проселочная дорога, долина расширяется. (фото 12) Срезали угол направо, и через 1:30 после брода начинаем подъем по дороге на пер. Карагем (н/к). За час (в 13:30) доходим до озера 2690. Решаем на берегу озера, перед финальным перевальным взлетом, встать на обед. В 15:30 продолжили движение. Еще за 40 мин поднимаемся на перевал. (фото 13) Высота 2837м. Дорога делает дополнительную петлю по сравнению с обозначенной на карте и проходит севернее и на 50 м выше. Начинаем спуск по дороге в долину р. Иолдайры. (фото 14) За час спускаемся по дороге, до брода через Иолдайры чуть выше устья правого притока Паспалагачиоюк, бродим р. Иолдайры. Погода портиться, начинается дождь. Еще через 1 км бродим левый приток Киренэльдуярык. Но после разведки понимаем что, нужно бродить на правый берег р. Иолдайры. После дождя река «поднялась», брод Иолдайры прошли стенкой. На разливе реки нашли отличную стоянку. В 19:00 решаем встать на ночлег. За день пройдено 21,74 км, чистое ходовое время 6:20. Высота ночевки 2638

Вид на долину реки Джело Фото 10

+330

-485

5.20 часов

Подъём дежурного в 06:00. Выход с места ночевки в 7:20. С утра погода: ясно, без ветрено. Идти по дороге вдоль речки, комфортно. Она идет правым берегом, периодически поднимаясь вверх, обходя прижимы. Но в основном она идет недалеко от реки. В первую ходку прошли 2.5 км. В 8:30 -09:40 прошли еще 6.6 км и вышли на обширную поляну. В туристической среде, это место называется «Карагемская Поляна», (фото 16 ) отсюда начинается сплав по р. Карагем. На поляне есть удобные, благоустроенные стоянки, зимовья. Недалеко от зимовья, мы находим широкий разлив р. Карагем. Бродим его стенкой. Практически сразу находим слабовыраженную тропинку, которая идет вдоль берега р. Карагем.

Движение по тропе осложняется наличием плотного кустарника. Через 1.5 км тропа становится более выраженной, выходит на живописные террасы, (фото 17) которые покрыты луговой растительностью. В 12:05 нашли удобное место для обеда. В 14:00 продолжили путь по тропе вдоль р. Карагем. Перед притоком р. Каноюк, тропа уходит в лес, периодически забирая вверх. Переправу осуществляем по стволам упавших деревьев, которые удобно лежат через русло реки. Периодически попадаются кустарники, которые затрудняют передвижение. За 3 ходки по 50минут мы дошли до ручья, который вытекает из озера Камрю. Переправа по бревну. Далее двигались вверх, вдоль ручья по правому берегу р. Камрю. Первые 1.3 км тропа идет по камням и завалам, промаркирована туриками. Далее тропа идет по лесу, постепенно набирая высоту. Часто встречаются завалы. В 19:05 выходим к озеру Камрю. (фото 18) На южной оконечности озера, есть удобные стоянки. За день пройдено 21,33км, чистое ходовое время 5:20. Высота ночевки 2050м. Отбой в 22:10.

Карагемская поляна Фото 16

9.25 км

+ 500

3.14 часов

Подъём дежурного в 6:05. С самого утра идет дождик. Решаем выждать время, благо сегодня у нас по плану небольшой переход до цирка перевала Медик Алтая. Выход с места ночевки в 09:15. Первая хода проходила вдоль левого берега озера Камрю. Вдоль берега есть тропа, теряющаяся среди курумника. После озера тропа, заросшая мелкой карликовой березкой (фото 19), идет немного в стороне от реки, поднимаясь на небольшой склон. Дождь продолжает идти. Намокаем не только сверху и снизу. В 10: 40 подходим к правому притоку р. Камрю. Бродим его по бревнам завала. Через 300м долина р. Камрю выполаживается, (фото 20) темп передвижения возрос. Через 30минут ( в 11:30) мы подошли к стрелке среднего и левого притоков р. Камрю. Перешли средний приток р. Камрю по камушкам. И далее сквозь мелкий кустарник и высокую мокрую траву вышли к левому притоку р. Камрю. Около речки нашли удобную, ровную площадку, где встали в 12:00 на обед. Во время обеда дождь прекратился, удалось развести полноценный костер, обсохнуть. После обеда в 14:10 продолжили путь вдоль правого берега, левого притока р. Камрю. Движение осуществлялось по крутому травянисто-осыпному склону. Набор высоты порядка 300метров. В верхней части левого притока имеются каскад водопадов. После водопадов, открывается горный цирк. От места обеда до цирка мы прошли за 2:30. В цирке есть два озера, которые обошли по слабозаметной тропке, правым по ходу движения берегом. После озер ( в 16:30) преодолели скально-осыпной моренный вал. За ним находится разлив притока р. Камрю.

Хорошо виден, наш следующий перевал Медик Алтая (фото 21,22). Дождь периодически возобновляется. Около характерного большого камня, нашли ровную удобную площадку. В 17:30 встали лагерем на ночлег. За день пройдено 9,25 км, чистое ходовое время 3:14. Высота ночевки 2550 м. Отбой в 22:00.

Движение вдоль р. Камрю Фото 19

+ 550м

- 680 м

4.10 часов

Подъем дежурного в 6:00. С утра хорошая погода: ясно, приморозило. Вышли с места стоянки в 7:40. Сегодня по плану мы должны перевалить пер. Медик Алтая (2А) и дойти до верховья АблыОюка. Первая ходка (40 мин) прошла по разливам притока р. Камрю. Подошли под скально-осыпную ступень, с которой стекает 10 метровый водопад. Его обошли слева по ходу движения, по осыпи среднего размера. Выше скально-осыпной ступени, есть ровные площадки. Чуть выше площадок, пересекли ручей и начали подъём на очередную морену. В 8:30 мы вышли к зачехленному леднику. Отсюда, хорошо просматривается подъём на наш перевал.

Перевал Медик Алтая (3080, 2А) расположен в боковом отроге главного хребта, разделяющего ледник Ступенчатый (верховья р. Абыл-Оюк (Правый Карагем)) и ледник в верховьях левого истока р. Камрю. Перевал скально-осыпной. Со стороны ледника в истоках Камрю седловина перевала четко читается. Характерно, прямо на седловине наличия скального останца, в виде каменного «пальца». Определили наш путь подъёма, который начинался в косом кулуаре, далее с постепенным траверсом склона, с выходом на хребет.(фото 24) Надели обвязку и плотной группой начали подъём. Первые 300 м прошли по крутой осыпи среднего и крупного размера. Склон с крутизной 30-35 гр. Осыпь имеет интересную форму пластин, которые после заморозков, покрылись ледяной глазурью. Передвижение было затруднено. В кулуаре, продолжили движение плотной группой.(фото 25) Крутизна увеличилась до 40гр. Через 350 м кулуар выводит на склон хребта. Склон выполаживается до 30 гр. Через 10 минут (в 10:40) траверса, мы вышли на седловину перевала Медик Алтая (2А). На седловине, при необходимости можно поставить палатку. Нашли перевальный тур, в котором была записка тур. группы из г. Екатеринбурга «Романтик», под руководством Новикова Д.Р.( фото 26) В записке было указано, что на подъёме к перевалу со стороны р. Правого Карагема, в условии плохой погоды они провешали 12 перильных веревок. Мы оценили наши перспективы и наметили оптимальный вариант спуска. В сторону р. Правый Карагем, спуск представляет собой скально-осыпной кулуар, первые 300 м крутизной до 50 гр (фото 28), далее кулуар переходил в крутую (до 40гр) осыпь. Первую станцию организовали, недалеко от перевальной седловины. ( в 11:20). Провешали 3 веревки (50м), по разрушенным скалам и крутой сыпухе (до 50гр). Станции на петлях. После прохождения технически сложного участка ( в 12:40) , собрались плотной группой и продолжили движение по осыпи до ручья, вытекающего из под ледника (фото29). Осыпь крутая до 40 гр, (400м) подвижная. В 13:30 спустились до ручья, где практически сразу же нашли ровные площадки. Встали на обед. После обеда (15:20) по турчикам, вышли на тропу, которая правым берегом ручья обходит «бараньи лбы» и выводит на стрелку ручьев вытекающих из соседнего цирка. Через 50 минут после обеда, мы перебродили ручьи и продолжили путь по тропе, с постепенным сбросом высоты. (фото 30) После стрелки ручьев, тропа шла сквозь заросли карликовой березки. Через 55 минут (в 18:30), дошли до ровных площадок, недалеко от озера Абыл Оюк. Встали на ночлег. Рядом, чистая вода из родника. ( фото 31) Как оказалось в последующем, это наиболее удобное место для ночевки, так как на самом озере с ровными площадками имеется проблема. За день пройдено 10,83 км, чистое ходовое время 4:10. Высота ночевки 2400 м. Отбой в 22:20.

Вид на перевал Медик Алтая (2А) со стороны р. Камрю Фото 24

Вид на перевал Медик Алтая ( 2А) со стороны р. Правый Карагем Фото 30

Ночевка на ровных площадках недалеко от оз. Абыл Оюк Фото 31

07.08.2022г 6 день маршрута

Ясно, малооблачно, безветренно. Вечером пасмурно дождь

м/н-оз. АбылОюк -р. Правый Карагем-р. Левый Карагем

16,6 км

+ 280

4 часа 50 минут

Подъем дежурного в 6:00. Вышли с места ночевки в 7:50. С утра погода благоприятная. Солнечно. Через 5 минут подошли к озеру. Тропа проходит вдоль левого берега ( ПХД). Само озеро находится в чаше, ровных площадок мало (фото 32) За 35 минут прошли озеро (фото 33). Далее, сразу после озера тропа проходит по крупному курумнику (200м), после чего выходит на живописные полянки. Тропа стала более торной, идет левым берегом р. Правый Карагем. (фото 34) В 8:40 вошли в лесистую часть. В 9:20 прошли по бревнышкам приток, вытекающий из под ледника перевала 60 лет Октября. Еще через 50минут хода, вышли к месту расширения речной долины. Проходимость тропы упала, появился кустарник, много поваленных деревьев. В 11:20 вышли на стрелку р. Правого и Левого Карагема. Стрелка представляет собой широкую долину, с открытыми лугами. Через 10 минут вышли к р. Левый Карагем, практически сразу же нашли приемлемый брод. Брод стенкой, высота брода 70 см. Недалеко от места брода, нашли отличную площадку среди сосен. В 12:10 встали на обед. После обеда (в 14:00) по плохо выраженной тропе, начали подъём на склон долины р. Левый Карагем. Тропа, заросшая кустарником, много валежника, горельника. Передвижение затруднено. После 55 минут движения по тропе, вышли к левому притоку Левого Карагема. После этого притока, склон выполаживается, идти становится легче. Но через какое то время (30 мин), зона леса закончилась и появилась карликовая березка, которая плотным ковром покрывает долину. (фото 35) Тропа стала еле различимой. Местами двигаемся по галечным отмелям. Погода испортилась, периодически идет дождь. Через, еще 50 минут хода, мы вышли к последним деревьям, среди которых уютно расположилась обустроенная стоянка. В 19:05 встали на ночлег. За день пройдено 16,6км, чистое ходовое время 4:50. Высота ночевки 2280 м. Отбой в 22:10.

Озеро Абыл Оюк Фото 32

Озеро Абыл Оюк Фото 33

Вниз по Правому Карагему Фото 34

Верховье р. Левый Карагем Фото 35

08.08.2022г 7 день маршрута

Пасмурно, весь день дождь. Низкая облачность

Вынужденная дневка

Еще со вчерашнего вечера, было понятно, что погода в районе меняется. На смену ясной погоды, пришёл холодный, дождливый фронт. Всю ночь лил дождь. Утром признаков улучшения не наблюдалось. Низкая облачность и дождь внес коррективы в наш график. Мы решили устроить вынужденную дневку. Благо наличие запасных дней, позволяло нам сделать это.

09.08.2022 г 8 день маршрута

Пасмурно, ветрено. Вечером гроза с градом.

м/н- р. Левый Карагем-лед. Левый Карагемский

9,03 км

+1331м

4 часа30 мин

Подъём дежурного в 06:00. Вышли в 07:50. После вчерашней непогоды, все вокруг пропиталось влагой. Утром было пасмурным, но без осадков. Через 30 минут подошли к ручью вытекающего из под ледника. Ручей полноводный, стремительный. В месте разлива его перешли по камням. Дальнейший путь проходил по правому берегу. Начали подъем по осыпи морены с постепенным набором высоты (400м 35гр). После 50 минут подъёма, мы подошли к крутому травянистому склону (40-45гр). Собравшись плотной группой, начали траверсировать склон серпантином,(фото 36) обходя скальные останцы правого борта долины. Через 30 минут вышли на стрелку ручьев. Правый ручей, крутокаскадно спускается с «бараньих лбов», идти по нему проблематично, правый ручей течет по леднику, но идти по нему не безопасно, так как регулярно простреливается камнями и льдом нависающего ледника. Решаем продолжить наш путь по «бараньим лбам». Скалы после вчерашней непогоды просохли, идти по ним было комфортно и безопасно. Через 40 минут вышли на ровные площадки, которые находятся на краю ледника.( фото 37) Было (в 11:10) решено встать на обед. В 12:50 надели кошки и вышли на открытый ледник Левого Карагема. Первые 300 м ледник без трещин, (уклон 30-35гр) далее, шли правее направляясь в самую правую (ПХД) камеру ледника.(фото 38) Через 35 минут подошли к нунатаку. Обошли его левее. Далее крутизна ледника увеличилась, появились открытые трещины.( фото 39) В связках продолжили путь с постепенным набором высоты. Через 50 минут появился снег на леднике, трещины стали закрытыми. Прошли с предварительной разведкой. Погода начала стремительно портиться, пошел снег. Черные тучи на горизонте, оптимизма не придавали. В близлежащем хребте, разглядели наш следующий перевал.(фото 40) В 16:10 нашли ровное и безопасное место для палатки. Установили палатку, соорудили защитную стенку и туалет. За день пройдено 9,03 км, чистое ходовое время 4:30. Высота ночевки 3120 м. Отбой в 22:10. Перед отбоем, во время погодного окна, двойка в связке (Таюрский и Михеев) сходила на разведку и взошла на близлежайшую вершину ЦСКА.

Обход бараньих лбов р. Левый Карагем Фото 36

+600 м

-850м

4 часа 30 мин

Подъем дежурного в 6:00. С утра приморозило. Ясно. День обещал быть хорошим. На небе безоблачно. Вышли в 7:40. По леднику Левый Карагем продолжили движение к осыпному кулуару, ведущему к седловине перевала ТПИ (3А). Ледник закрытый, без больших трещин. Через 20 минут подошли к кулуару. Кулуар представляет собой крутую, подвижную осыпь 40-45гр с участками разрушенных скал (400м) (фото 41) Плотной группой в 8:30 вышли на широкую седловину перевала ТПИ.(фото 42) Высота 3300м. в перевальном туре записки не обнаружили.

Перевал находится в главном хребте, между ледником Левый Карагем и ледником Правый Большой Актру. Со стороны ледника Левый Карагем, перевал выражен хорошо, имеет скально-осыпной характер. Со стороны ледника Правого Большого Актру, перевал снежно-ледовый. На седловине, есть возможность установить палатки, имеется вода. Спуск начали недалеко от перевальной седловины. Станция на ледорубах. Первая веревка 50м снежный склон 45гр.( фото 43) Вторая веревка по снежному склону до первого бергшрунда.(фото44) Третья веревка по надежному снежному мосту (30м). Далее склон становиться ледовым, крутизна увеличилась до 50гр. Станция на ледобурах. Четвертая веревка, до второго бергшрунда.(фото 45) Он представляет собой крутую ступеньку 80гр (6м), дно забито снегом. Прошли его дюльфером. Шестая веревка ледовый склон, крутизна 50-55 гр (50м). Далее обходя ледовые сбросы, мы сместились левее по ходу движения и продолжили спуск. Седьмая и восьмая перильная веревка проходила по снежно-ледовому склону крутизной до 45-50гр, попадались небольшие открытые трещины.(фото46) Страховка на ледобурах. Далее склон выполаживается, появляются широкие трещины забитые снегом и камнями. С соседнего правого склона, были прострелы камней, которые оттаивали на солнышке. Девятая веревка до снежного участка, который переходил на пологую часть ледника Правый Большой Актру. В связках, продолжили путь в сторону морены левого борта долины, где мы высмотрели ровные площадки для нашего обеда. В 13:35 мы встали на обед. Отсюда открывается хороший вид на наш перевал.(фото47,48) После обеда в 15:30 продолжили путь, вниз по леднику Правый Большой Актру. В течении 30 минут хода, мы шли по относительно ровному, открытому леднику, с постепенным сбросом высоты. Дошли до нунатака. После него крутизна спуска увеличивается, появляются открытые глубокие трещины и глубокие, извилистые, ледовые русла ручьев.(фото 49) Через 30 минут мы вышли на край ледника и по моренным холмам, придерживаясь левого борта, мы продолжили спуск в сторону р. Актру ( приток вытекающий из ледника Большой Актру). В 18:10 подошли к притоку р. Актру. Ручей полноводный, перебродили в месте разлива. После брода начали подъем по морене, с дальнейшим выходом на проторенную тропу.(фото50) Тропа круто поднимается вверх, обходя «бараньи лбы». После 30 минут мы вышли на ровные площадки, находящиеся на границе ледника Большой Актру. Открылся вид на пик Актру.(фото 51) Чистая вода в небольшом озерце. В 19:25 встали лагерем на ночлег. За день пройдено 11,03 км, чистое ходовое время 4:30. Высота ночевки 2650 м. Отбой в 22:10. Завтра по плану нашего маршрута, спуск в альплагерь Актру, для взятия заброски на вторую часть нашего маршрута. К сожалению, из-за неустойчивой погоды, нам пришлось воспользоваться запасным днем.

Подьем на перевал ТПИ (3А) со стороны ледника Левый Карагем Фото 41

Вид на приток с ледника Большой Актру Фото 50

Вид на ледник Большой Актру Фото 51

11.08.2022 г 10 день маршрута

Ясно, вечером переменная облачность.

Радиально сходили за заброской в а/л Актру

7,5 км

+570 м -570 м

2.5 часов

Сегодня по плану, мы сходили в альплагерь Актру, где в день заезда оставили заброску с продуктами. Путь туда и обратно проходил по хорошо натоптанной тропе, по левому берегу р. Актру. В альплагере есть кафе, интернет, связь. При необходимости можно докупить недостающие продукты. Вернулись в наш лагерь в 17:00 Отбой в 22:00

12.08.2022 г 11 день маршрута

Утром Ясно, малооблачно. После обеда пасмурно, периодически снег

м/н - лед. Большой Актру- пер. Маашей (2Б,3660)-лед. Маашей.

11,44 км

+1030 м

- 400 м

6 часов

Подъем дежурного в 6:00. Выход с места стоянки в 7:40. Сегодня по плану мы должны пройти перевал Маашей(2Б,3660). Это перевал находится в главном Северочуйском хребте, соединяет лед. Большой Актру с ледником Маашей. Характер склонов снежно-ледовый. Мы начали свой путь по тропе, которая ведет к Голубому озеру, там располагаются стоянки альпинистов, которые совершают свои восхождения на пик Актру. Далее мы подошли к краю ледника, и одели кошки. Продолжили движение, по леднику придерживаясь правого борта ледника (по ходу движения). Крутизна языка ледника в этом в этом месте 25гр, далее он выполаживается до 10-15гр и идет с постепенным набором высоты. С левой стороны остается перевал Радист и одноименная вершина.( фото 52) Через 50минут, подошли к зоне разломов в районе ступени и поворота ледника. Ступень слева ограничена мощными ледовыми сбросами, эти сбросы и скальный барьер под ними хорошо видны снизу. Снега на леднике до зоны разломов было мало, трещины открыты и снежные мосты крайне не надежны. Двигаться, предпочтительно придерживаясь центра, к бортам ледника трещины расширяются, крутизна возрастает до 20 градусов. Через 40 минут хода поднялись на ступень, далее мы повернули направо и продолжили путь вверх по некрутому заснеженному склону, который выглядит как ровное поле. Появилась облачность с элементами дальнейшего ухудшения. Со склона перевала хорошо просматривается пик Актру.( фото55) Пройдя 20 минут, мы подошли непосредственно под перевальный взлет.( фото 53) Снег стал рыхлым и глубоким (до 40 - 50) см, трещины все закрыты. Решили до седловины перевала идти в связках. Перевальный склон около 200 м, крутизна 20-25гр, поднимались придерживаясь середины склона. Снег не держит, приходится тропить проваливаясь местами по 70-80 см.( фото 54) Погода не стабильная, периодически пробрасывал снежок. Перед перевальным седлом есть закрытые трещины, прошли их с попеременной страховкой в связках. В 13:00 вышли на перевал.(фото56) В перевальном туре нашли записку тур. Группы из Новосибирска МК РГО «Титани Ум» под руководством Батищева Н.Д. от 06.07.2022г. Оставили свою записку. Решили сделать перекус. В 14:05 начали спуск с перевала. Первые 250 метров спуска прошли в связках по заснеженному ледовому склону, крутизной 30 гр. Придерживаясь правого борта ледника, граничащего со скально-осыпным ригелем, мы вышли на крутой участок, крутизна увеличилась до 35-40гр. Организовали станцию на ледобурах. По косым перилам (50м) с промежуточными точками страховки мы вышли на крутой участок ледника (до 50гр).(фото 58) Вторая веревка 50 м (страховка на ледобурах),(фото 59)вышла до скал, которые граничат с ледовыми разрывами тела ледника. Третья веревка (страховка на петлях) 50 м по разрушенным скалам крутизна 40гр. Далее спуск дюльфером с крутых скал с уклоном до 80гр 50 м. (фото 60)После чего собравшись плотной группой , мы перешли на открытый ледник. С этого место видно что, лучший и безопасный спуск с перевала, это придерживаться левого борта ледника ( по ходу движения). В этом случае ледовые разрывы, остаются в стороне, ледовый склон, хоть и требует большего провешивания перил, тем не менее безопаснее. В нашем варианте были регулярные прострелы камней. В 18:20 мы спустились на пологую часть ледника Маашей.( фото 61) С лева просматривается перевал Тамма (2Б)(фото 57). Прошли еще одну ходку и встали на ночлег. За день пройдено 11,5 км, чистое ходовое время4:39. Высота ночевки 3080 м. Отбой в 22:10.

Вид на пик Радист со стороны лед. Большой Актру Фото 52

10,52 км

+210 м - 650 м

4 часа 50минут

Подъем дежурного в 7:00. Выход из лагеря в 9:10. Утром приморозило. Ясно. Начали свой путь по открытому леднику Маашей. Через 10 минут мы подошли к ледовым разломам ступени ледника.(фото 62) Обошли их по ледовым мостикам. Далее двигались по ровному, частично покрытому камнями леднику. Уклон примерно 10-15 гр. После 40 минут хода, придерживаясь ближе к правому борту долины, спустились на конечные морены. Далее двигались по правой боковой морене.(фото63) Через 40 минут, мы вышли к правому притоку р. Маашей который, вытекает из под ледника бурным потоком. Придерживаясь левым берегом ручья, мы вышли к ровным травянистым полянам. Погода испортилась, пошёл дождь. Судя по большому количеству ровных, обустроенных площадок, это место популярно среди туристов. Мы решили( в 11:30) переждать непогоду и заодно приготовить обед. В 13:20 вышли с места обеда. По мореному валу, мы перешли на ледник. В течении 10 минут пересекли ледник. После чего поднялись на гребень морены левого борта ледника Маашей. По гребню идёт промаркированная турчиками тропа. Через 40 минут мы подошли к створу боковой долины. Долина в нижней части покрыта низкорослым кустарником. Через 20 минут мы подошли к левому притоку р. Маашей. Вода чистая. На левом берегу ручья мы обнаружили тропу, которая ведёт на популярный перевал Нижнешавлинский (1Б). По тропе(через 15 минут), мы поднялись до травянистого мореного кармана. Здесь есть хорошие стоянки Погода не устойчивая, периодически идёт дождь. Далее мы вышли на мореные валы. С постепенным набором высоты, придерживаясь гребня левого борта долины, мы дошли до стоянок, которые находятся в травянистом кармане.(фото 64) Этот карман уютно находиться в окружении морены и близлежащих скал. Есть чистая вода. Решаем в этом месте встать лагерем на ночлег.( в 19:30) К вечеру усилился ветер. Пошел дождь. За день прошли 10,52 км, чистое ходовое время 4часа 50минут. Высота ночевки 2650 м Отбой в 22:20.

Ледовые разломы ледника Маашей Фото 62

Ледник Маашей (2Б) Фото 63

Вид на ледник Маашей со стороны левого притока р. Маашей Фото 64

14.08.2022 г 13 день маршрута

Пасмурно. Низкая облачность. Дождь. Вечером переменная облачность. Без осадков.

м/н - разведка перевала Маашей Абыл Оюк

Всю ночь лил дождь. С утра низкая облачность. Связавшись с друзьями, узнали что прогноз погоды будет неблагоприятным. Так и оказалось весь день до вечера, погода нас не радовала.(фото 65) Периодически шёл дождь. Пришлось воспользоваться еще одним запасным днём и устроить вынужденную дневку. Вечером погода улучшилась. Решили произвести разведку подходов к нашему перевалу, оценили склон, провешали 3 верёвки, от нижнего бергшрунда. Отбой в 22:00.

Дневка под перевалом Маашей Абыл Оюк (3А) Фото 65

15.08.2022 г 14 день маршрута

Ясно, малооблачно, безветренно.

м/н- пер.МаашейАбыл Оюк (3А,3580)

6,9км

+740 м

6 часов

Подъем в 5:00. Выход из лагеря в 6:30. Сегодня у нас по плану прохождение перевала МаашейАбылОюк (3А, 3580). Он расположен в главном Северо-Чуйском хребте. Перевал соединяет ледник Левый Маашей и восточную ветвь ледника Университетский. В течении 30 минут перейдя моренный вал, мы аккуратно спустились к левому притоку р. Маашей. Дошли до моренного озера. Около него много стоянок под палатки с каменными стенками и пирамидками. Продолжили движение по моренному валу левого борта долины который ведет в цирк перевалов МаашейАбылОюк (3А) и Надежда (2Б). Через 30 минут мы подошли к перевальному склону.(фото 66) Склон представляет собой снежно-ледовый склон с каменным островом, с которого возможны камнепады - поэтому классическая траектория подъёма, справа по ходу от острова, на наш взгляд представлялся опасным. Мы решили подниматься слева от острова, по ледовому склону, где нет следов от камней. Склон в этом варианте круче, но безопасней. По ходу движения есть два бергшрунда, нижний более широкий, обошли по снежному мосту. Второй в верхней трети обошли по перилам. Крутизна склона составляет 50-55 гр.(фото 67) Страховка на ледобурах. Провешали по ледовому склону в общей сложности 10 верёвок по 50 м. Далее склон немного выполаживается до 40-45гр, появился снег. Провешали ещё 4 веревки по 50 м.(фото 68,69,70,71) Страховка на ледорубах. Выше снег стал глубоким, под солнцем раскис. Продолжили движение в связках, с попеременной страховкой при прохождении забитых снегом трещин. Ближе к седловине, частота мелких, но опасных трещин возросла. Крутизна склона не более 30гр. Перед самым перевальным седлом, имеется пояс небольших скал. В 16:45 вылезли на хребет. В 100 метрах правей седловины перевала, через разрушенные скалы. Далее пройдя немного по хребту, нашли хорошую ровную площадку. В 18:20 встали, разровняли и установили палатку. За день прошли 7,8 км. На подъем затратили 6 часов. Высота ночевки 3660м. Вечер нам подарил потрясающий закат. Отбой в 22:00.

Вид на перевалы МаашейАбыл Оюк (3А) и Надежда(2Б) со стороны р. Маашей

+ 670м

- 850 м

6часов 40 мин

Подъем дежурного в 4:00. Сегодня у нас по плану радиальное восхождение на вершину Маашей Баши (4177м) по северо-западному гребню ( 4А кс альп).(фото 74) Погода обещает быть хорошей. Ночью приморозило. Вышли из лагеря в 5:45. С места ночевки выдвинулись в сторону перевального седла перевала Маашей Абыл Оюк. Через 10 минут мы на перевале. В перевальном туре записку не обнаружили, оставили свою. Сразу от перевала в сторону вершины идет широкий снежный склон крутизной 30 гр. Пока прохладно, снег не раскис, не проваливался, В связках прошли одновременно по границе снега и скал, попадаем на снежное поле. Через 200м (в 7:30) ледовый взлёт вдоль скал справа, провешали полторы веревки. Далее следуют бесконечные ледовые взлеты гребня, покрытого снежными надувами.( фото 75,76,77,78,79,80) Местами, чтобы закрутить бур, до льда приходится докапываться.

Движение все время одновременно, страховка через ледобуры, Ясно, ветрено. На подходе к вершине большие продольные разломы вдоль гребня, обозначающие линию отрыва карниза. Они закрыты фирном их надо все время зондировать, и идти надо правее этих разломов. В сторону долины Маашей - километровый сброс и карнизы, в сторону Абыл-Оюк - снежно-ледовые склоны положе, но тем не менее падать есть куда. Наконец, в 12:05 вышли на вершину, вернее, остановились в нескольких метрах ниже большого карниза, который и является высшей точкой.(фото81) Тур не обнаружили. Ветер не даёт расслабиться. Время, отведённое на восхождение, подошло к концу. Принимаем решение сразу же спускаться вниз, по пути подъёма. В 14:10 мы вернулись в лагерь. Перекусив, собрали лагерь и в 15:40 начали спуск, в сторону ледника Университетский. В верхней части ледник относительно пологий (20-25гр) закрытый снегом, прослеживаются контуры, забитых снегом трещин. Прошли в связках. Через 300 м подошли к перегибу ледника, он разделяется на 2 притока: левый крутой (ПХД) с широкими трещинами и разломами, правый менее крутой, имеет широкие трещины, но они обходятся по ледово-снежным мостам. Через 30 минут (в связках) мы спустились на выполаживание ледника. Далее ледник открытый, трещин мало. В 17:30 мы вышли к краевой морене. Далее, по моренным валам с постепенным сбросом высоты, мы двигались вдоль левого притока р. Правый Карагем. Через 40 минут мы перебродили левый приток р. Правый Карагем и подошли к небольшому озеру. Около озера много ровных площадок. В 19:40 мы встали лагерем на ночёвку. За день мы прошли 7,5 км. Чистое ходовое время 6 часов 40 минут. Высота ночёвки 2650м. Отбой в 22:30.

Подъём по гребню на в. Маашей Баши Фото 75,76,77

+ 530м

- 1030 м

6 часов 30 минут

Подъём дежурного в 6:05. Выход с места стоянки в 745 Сегодня у нас по плану перевал Абыл Оюк(1Б,3220). Находится в отроге главного Северо-Чуйского хребта. Соединяет р. Правый Карагем с р. Шавла. С места ночлега мы начали подниматься по моренному валу с постепенным набором высоты. Вскоре обнаружили тропу, промаркированную турчиками. Тропа идет вдоль левого берега правого притока Правого Карагема. Через 40 минут мы подошли к «бараньим лбам». У их подножья есть несколько ровных площадок под палатки. Далее по каменной осыпи справа по ходу движения, мы обошли «бараньи лбы» и вышли на ледник.

Крутизна ледника 10-15гр. Перешли на срединную морену. После 30 минут движения, вышли на открытый ледник, трещин нет, ближе к перевалу Абыл Оюк (1Б) есть ледовые воронки, обошли их слева. Перевал хорошо виден с ледника. (фото82,83)В 9:55 прошли ледник, и подошли к перевальному взлёту. Перевальный взлёт представляет собой осыпной склон крутизной до 40гр, в середине которого имеется участки открытого ледника. Движение плотной группой. На близлежащих разрушенных скалах имеются старые расходные петли и оставленные перильные верёвки. В варианте прохождения перевала на спуск, в сторону р. Правый Карагем, необходима перильная страховка.(2х50м) Через 40 минут вся группа поднялась на перевал. Перевальная седловина широкая, возможно при необходимости установить палатку. В 11:30 начали спуск. В сторону р. Шавла склон перевала осыпной с крутизной в верхней части 40-45гр. Далее выполаживается до 30гр с переходом на ледник.(фото 85) В утренние часы мелкая осыпь, в ерхней трети сцементировалась, передвижение по ней было затруднительно. При необходимости, провешивание в этом месте перильной страховки, обосновано. В течении 50 минут мы спустились до зачехлённого осыпью ледника. После 15 минут движения, вышли на открытый ледник. Ледник открытый, относительно пологий (10-15гр), трещин мало. Через 30 минут придерживаясь правого борта ледника, мы вышли на краевую морену. Около небольшого ледникового озера (в 13:05) встали на обед. В 14:30 погода начала портится, мы практически сразу вышли на хорошую тропу, которая ведёт в сторону Верхнего Шавлинского озера.(фото 86) По тропе мы начали спуск. Через 1час 20 минут мы вышли к стоянкам которые находятся недалеко от Верхнего Шавлинского озера. Далее тропа идет вдоль правого берега озера.(фото 87) Ближе к окончанию озера, появился курумник из гигантских глыб. Идет дождь, камни стали мокрыми и скользкими. Прохождение этого участка, нам показался весьма трудоёмким. Сразу после озера появляется хорошая торная тропа. Продолжили спуск по ней. Через 2 ходки по 50 минут мы вышли к Нижнему Шавлинскому озеру.(фото88) Вдоль правого берега множество стоянок. Очень много народа, который приходят сюда из пос.Чибит. В 19:40 мы встали лагерем на ночевку. За день мы прошли 15,5 км. Чистое ходовое время 5 часов 33 мин. Отбой в 22:50.

Перевал АбылОюк (1Б) со стороны р. Правый Карагем Фото 82,83

Группа на перевале Абыл Оюк (1Б) Фото 84

Перевал АбылОюк (1Б) со стороны р. Шавла Фото 85

Верховья р. Шавла Фото 86

Верхнее Шавлинское озеро Фото 87

Нижнее Шавлинское озеро Фото 88

18.08.2022 г 17 день маршрута

Утром низкая облачность, мокрый снег, днем переменная облачность

м/н-р. Шавла-р. Елтышгол

20.3 км

- 380 м

+ 600 м

6 часов

Подъем дежурного в 7:00. С утра погода заметно испортилась, низкая облачность, температура воздуха понизилась. По прогнозу ожидался снег( прогноз не обманул). Вышли в 9:00. Тропа идёт правым берегом, периодически забирая вверх, обходя крутые берега. Длина озера 1,5 км. Через 30 минут мы подошли к оконечности озера. Ближе к концу озера, частота стоянок увеличивается. Практически нет свободных. Людей очень много. Тропа превратилась, в разбитую лошадьми калию. Пробрасывает хлопьями снег.( фото 89) После непогоды, тропа раскисла. Тропа идет по лесу с постепенным сбросом высоты. Через 50 минут, мы вышли к стрелке р. Шавла и левого притока р. Шавла. Погода улучшилась, периодически светит солнце. Далее долина реки расширяется, появляются заросли кустарника и заболоченные участки. После 4 км пути, в 12:20 мы решили встать на обед. Перед слиянием с р. Ештыгола есть множество оборудованных стоянок. В 14:10 продолжили путь вдоль р. Ештыгола. Тропа проходит в лесной зоне с постепенным набором высоты, левым берегом реки. Через две ходки, подошли к месту переправы через р. Ештыгола. Переправа по мостику. Сразу после мостика, начинается крутой подъем по тропе, в сторону перевала Орой (н/к). Через 2 ходки мы вышли на границу леса. Начинается тундровая растительность, с карликовой берёзкой. Открывается широкая долина р. Ештыгола. Через 1,5 ходки мы нашли стоянку для нашего лагеря. В 19:30 мы встали на ночлег. За день прошли 20,03 км. Чистое ходовой время 5 часов 28 минут. Высота ночёвки 2050м.

Тропа вдоль Нижнего Шавлинского озера Фото 89

19.08.2019 г 18 день маршрута

Пасмурно, снег. Днем переменная облачность.

м/н-пер. Орой (н/к 2200)-р. Чуя-пос. Чибит

17,89 км

- 1020м

+ 100м

6 часов 20 мин

Подъем дежурного в 7:00. Ночью шел снег, завалило все вокруг. Сегодня у нас по плану перевал Орой (н/к, 2200). Вышли из лагеря в 9:30. По конной тропе, сквозь заросли карликовой березки продолжили наш путь в сторону перевала Орой (н/к,2200). ( фото 90,91)Через 2 ходки по 50 минут мы вышли на широкую, заболоченную седловину перевала Орой. Недалеко от перевала есть домики, где живут алтайцы.(фото 92) У них мы приобрели местные лепёшки. Далее по тропе, которая идет вдоль левого берега ручья Орой, мы продолжили спуск, в сторону р. Чуя. Тропа грязная, разбитая лошадьми. Через 1,5 ходки мы перешли по камням на правый берег р. Орой. После еще 30 минут ,тропа круто спускается со склона. После 40 минут мы подошли к кордону, где встали на обед( в 12:40). На кордоне, произвели оплату прохождения по мосту через р. Чуя. ( по 100 руб с чел).( фото 93) В 14:30 мы перешли по мосту и воспользовавшись транспортом, добрались до поселка Чибит. Где сняли домик с баней. Закончился наш поход по СевероЧуйскому хребту, который оставил в душе только приятные впечатления. Впереди нас ждал только путь домой.

По пути к перевалу Орой (н/к) Фото 90,91

Около домиков алтайцев Фото 92

Мост через р. Чуя Фото 93

ИТОГИ И ВЫВОДЫ

Группа успешно закончила горный поход 5-й категории сложности. Изначально планировался поход в районе Фанских гор, но сложная геополитическая обстановка, в стране изменила наши планы. Мы решили пройти поход в Северо-Чуйском хребте Алтая. Неустойчивая погода в районе и в виду того, что в последнее время ледник перевала 60 лет Октября видоизменился, в результате активного таянья и разрушения, его категория объективно повысилась. Похождение его, заняло бы больше времени, чем было запланировано. Мы вышли на связь с Иркутской МКК и, объяснив ситуацию, согласовали изменение маршрута без снижения категории похода. Несмотря на это, нам удалось пройти интересный и красивый поход. Акклиматизация прошла гладко, постепенно. Был выбран грамотный режим продвижения по маршруту: после ударного дня обязательно следовал лёгкий. Никогда не назначали два напряжённых дня подряд. Состояние участников тщательно контролировалось врачом. Оперативно принимали решения, предупреждая возможные негативные последствия. Таким образом, наличие в группе дипломированного врача повысило безопасность похода. Для большинства участников был открыт новый район, который впечатляет своими масштабами и красотой. Пройденные препятствия еще больше сплотили команду.