Автор: Ольга Хазова г. Раменское

Отчет о пешеходном маршруте 4 к.с. по Курильским островам (о. Итуруп) и Сахалину, совершенном группой города Москвы с 6 августа по 28 августа 2022 года. Часть 1

Справочные сведения о маршруте

Учреждение: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.

Район похода: Курильские острова - остров Итуруп и остров Сахалин.

Вид туризма: пешеходный.

Категория сложности: четвертая.

Нитка маршрута заявленная : г . Москва - г. Южно-Сахалинск - г. Курильск бух.

Макарова - уст. р. Жемчужная уст. р. Тростниковая уст. руч. Кратерный радиально влк. Стокап (1Б*, 1634) кордон з аказника «Островной» Лесозаводский перешеек радиально влк. Атсонупури (1А, 1205) - пос. Лесозаводский уст. р. Тихая м. Йодный м. Ильина ск. Два Брата м. Ольги м. Серова м . Плавный уст. р. Плавная м. Отливный пос. Буревестник оз. Благодатное пос. Горячие Ключи руч. Трущобный оз. Лопастное радиально влк. Иван Грозный оз. Купальное - радиально гора Тебенькова - влк. Мачеха руч. Нагорный р. Серная р. 3-я Серная радиально влк. Баранского (н/к, 1134)) г. Курильск г . Южно-Сахалинск - бухта Тихая - хр. Жданко - ст. Цапка - г. Южно-Сахалинск - г. Москва

Нитка маршрута пройденная : г . Москва - г. Южно-Сахалинск - г. Курильск бух. Черная - уст. р. Горная - уст. р. Жемчужная уст. р. Тростниковая уст. руч. Кратерный кордон заказника «Островной» Лесозаводский перешеек пос. Лесозаводский радиально влк. Атсонупури (1А, 1205) уст. р. Тихая м. Йодный м. Ильина ск. Два Брата м. Ольги м. Серова м. Плавный уст. р. Плавная м. Отливный пос. Буревестник пос. Горячие Ключи р. Благодатная - руч. Трущобный оз. Лопастное оз. Купальное - радиально гора Тебенькова - влк. Мачеха руч. Нагорный р. Серная р. 3-я Серная радиально влк. Баранского (н/к, 1134)) г. Курильск г . Южно-Сахалинск - бухта Тихая - бухта Дровяная - радиально хр. Жданко - бухта Тихая - г. Южно-Сахалинск - г. Москва

Протяженность: 177,5 км.

Сроки похода: с 6 по 28 августа 2022 года.

Продолжительность активной части: 20 дней. Номер маршрутной книжки: 1/1-407 .

Оценка категории сложности маршрута по действующей методике категорирования

Ниже проведена оценка категории сложности пройденного маршрута по действующей м етодике категорирования пешеходного маршрута, утвержденной решением Президиума ФСТР от 30 ноября 2016 года.

Протяженность м аршрута составляет 177,41 километров, что является достаточным для маршрута четвертой категории сложности.. Продолжительность активной части маршрута составляет 20 дней. Оба параметра позволяют вести дальнейший расчет по меркам 4 категории сложности.

Локальные препятствия:

переправы - 12 баллов в зачет

н/к: было много, но в зачёт для 4 к.с. эти переправы не идут

1А: брод р. Тихой - ширина реки 20 м., глубина местами выше 60 см - 1 балл в зачет

1А: брод р. Ильинка и р. Йодной - слияние - ширина более 10 м - 1 балл в зачет

1А: брод р. Грачевка - ширина более 10 м - 1 балл в зачет

1А: брод р. Буревестник - глубина 60 см - 1 балл в зачет

1А: переход на литорали - глубина около 120 см - 1 балл в зачет

2А: переплыв на литорали - преодолевали вплавь - 7 баллов в зачет перевалы - 0 балла в зачет н/к 3 шт: в зачёт для 4 к.с. эти перевалы не идут

вершины - 14 баллов в зачет

н/к: вулкан Баранского - 4 балла в зачет

1А: вулкан Атсонупури - 5 баллов в зачет

1А: вулкан Тебенькова - Мачеха - 5 баллов в зачет траверсы - 11 баллов в зачет

н/к: хребет Жданко - 4 балла в зачет

1Б: траверс побережья в обход прижима от р.Жемчужная до р. Черная - дюльфер

2 веревки - 7 баллов в зачет каньоны - 9 баллов в зачет

н/к: ручей. Благодатный - 1 балл в зачет н/к: ручей на спуске с перевала 853 - 1 балл в зачет н/к: ручей на подъеме на перевал к оз. Лопастное - 1 балл в зачет н/к: р. 3-я Серная - 1 балл в зачет

1А: р. Серная - 1 балл в зачет

1А: ручей Трущобный - 1 балл в зачет 1Б: ручей Нагорный - 3 балла в зачет

Итого за ЛП в зачёт 46 баллов.

Протяженные препятствия:

Поход проходил на островах Итуруп и Сахалин, которые имеют разные коэффициенты труднопроходимости: для острова Итуруп (Южная курильская гряда) он составляет 0,95, а для Сахалина - 0,75. Поэтому для расчета необходимо взять средневзвешенный коэффициент. По острову Итуруп мы прошли 168,41 километров из 177,41 километров общей протяженности маршрута, а по Сахалину - 9 километров.

Следовательно, средневзвешенное значение коэффициента составит:

К т.Ср. = (0,95 x 168,41 + 0,75 x 9) / 177,41 = 0,94.

Таким образом, получаем ПП б = К т.Ср. x ПП ор x (L мар /L) = 0,94 x 70 x (177,41 / 170) = 68,67

Итого за ПП в зачёт 68,67 балла.

Интегральная оценка категорируемого маршрута:

Географический показатель района похода по острову Итуруп Г=10, по острову Сахалин Г=7. Рассчитываем средний географический показатель:

Г ср = (10 x 168,41 + 7 x 9) / 177,41 = 9,85.

Автономность похода А=0,5

Коэффициент перепада высот К=1+ Н/12

Н = 13,213 км

K = 1 + 13,213/12 = 2,10

Коэффициент Р б = Г ср x А x К б = 9,85 x 0,5 x 2,10 = 10,34 балла.

Общее количество баллов:

По формуле КС б =ЛП б +ПП б б подсчитываем общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом по всем показателям.

КС б =46+68,67+10,34 = 125,01

Сумма баллов 125,01 , что соответствует четвертой категории сложности.

Общий вывод: пройденный группой маршрут соответствует четвертой категории сложности.

Состав группы

Бочагин Михаил Рудольфович

3 к.с.У пеш. (Нагорный Карабах),

5 к.с.У горн. (Ц. Тянь-Шань),

4 к.с.Р лыж. (Полярный Урал)

реммастер

Булаева Елена Владимировна

3 к.с.У горн. (Ц. Кавказ),

3Б альп

3 к.с.У пеш. (Кавказ-без справки)

медик

Гнездилов Кирилл Владимирович

4 к.с.У горн. (Киргизский хребет), к.с.У пеш. (Скалистый хребет) к.с.У пеш. (Хибины)

3 к.с.У лыж. (Южный Урал)

снаряженец, фотограф

Мещеряков Олег Александрович

3 к.с.У горн. (Терскей Алатау)

3 к.с.У пеш. (Хибины)

финансист

Петрова Ольга Олеговна

3 к.с.У пеш. (Ц. Кавказ)

3 к.с.У пеш. (В. Саяны) 1 к.с.Р пеш. (Краснодарский край)

завхоз, фотограф

метеоролог

Шляпникова Анна Викторовна

4 к.с.У пеш. (Ц. Кавказ),

3 к.с.У горн. (Дугоба Ц.Кавказ)

отв. за страхование, хронометрист

Булаева Е .В. не участвовала в восхождении на вулкан Атсонупури 13 августа и в третьем кольце похода по Сахалину 26-27 августа.

Бочагин М.Р., Булаева Е.В., Мещеряков О.А., Черемисов И.А. не участвовали в восхождении на вулкан Баранского 25 августа.

Характеристика района и маршрута похода

Климат Южно-Курильска муссонный с дождливым пасмурным летом и мягкой облачной зимой. Очень похожие на тундру условия можно встретить и на Курилах. С одной стороны островов - холодный Тихий океан, с другой - не просто холодное, а студёное Охотское море. Если ветер дует с юга, то он тёплый и влажный. Если с севера - сибирский. В результате здесь зимой теплее, чем в материковых районах Евразии, летом прохладнее, н о в сегда влажно - зимой снег по пояс, летом туманы, морось и дожди. Главное, что нужно понимать, что это район с высокой влажностью и большим количеством осадков, но достаточно теплый. В интернете находится обилие информации по физико-географические характеристики, флору и фауну острова, с которыми можно ознакомится. Отличие Итурупа от других мест - это пожалуй сплошные заросли бамбучника, кедрового стланика, берёзового и ольхового криволесья, отсутствие троп или других альтернативных рельефов для передвижения. Поэтому маршрут пролегает по береговой линии, рекам, ручьям и зарослям.

Общая смысловая идея маршрута. Организация и подготовка похода.

На Курилы уже давно хотелось попасть и этот район стоял в списке мест для посещения. После того, как стало понятно, что поход на плато Путорана состоится не в этом г оду, появилась идея сходить на Курильские острова. Начало года было отведено на организацию конькового похода на Байкал, после которого было принято решение, что все же надо посетить давно запланированные места. Но, внешнеполитические события немного отсрочили принятие решения. Появились сомнения сможем ли мы вообще попасть в те дальние края. Поэтому выбрали несколько районов для предстоящего похода: Курильские острова, Баргузинский хребет/Байкальский хребет, Монголия/Монгольский Алтай, Алтай/Южно и Северо Чуйский хребет, Южно-Муйский хребет, Тува/Восточный Алтай, Кодар, Восточный/Центральный Саян, Приполярный Урал. И решили подождать, посмотреть ситуацию. В итоге, в апреле единогласно все проголосовали за Курилы.

Вначале мы выбрали острова Кунашир и Шикотан. Планировалась основную часть времени пройти по островам и дня три по Сахалину, т.к. необходимо сделать запасные дни на случай задержки рейса. Началась активная подготовка и сбор информации по району. Провели тренирововчнфе выезды: в мае на Дюкинских карьерах и в июне на озере Ястребином. Стали ходить на скалодром, потому что понимали, что на маршруте будут встречаться несложные элементы лазания. Сделали прививки от энцефалита. Купили билет на самолет до Южно-Сахалинска, а в июне билеты на самолет до Южно-Курильска.

Но, по мере изучения материала, стало очевидно, что заявленный поход 4 кс не получится п ровести, потому что на островах просто нет соответствующих технических препятствий. Ну ладно, можно просто погулять, решили мы. Но самое главное, что эти острова посещают большое количество туристов и в августе этого года ожидался огромный ажиотаж. К тому же, Кунашир значительно меньше Итурупа, и по нему практически через весь остров проложена автомобильная дорога. И к основным достопримечательностям (вулкан Менделеева, вулкан Головнина, Горячее озеро, мыс Столбчатый) проложены туристические маршруты по хорошим тропам с автомобильной дороги, протяженностью всего 3-4 км. И к ним в больших количествах водят коммерческие группы чуть ли не в шлепках. Особняком остается только вулкан Тятя, но и к нему возят экскурсии практически каждый день и проводят восхождения с гидами. Малолюдными остаются только участки по побережью между достопримечательностями.

На вулкан Тятя можно дойти пешком, доехать часть пути на внедорожнике, доплыть к подножию на лодке. «Попсовость» и количество людей совсем расстраивало и отбивало желание ехать. Лететь так далеко и так долго, чтобы в итоге постоянно сталкиваться с отдыхающими, совсем не хотелось. Но, билетов на Итуруп уже не было. Все билеты практически сразу раскупают с момента начал продаж. Еще возникла трудность, как же соединить культовые места между собой, избегая переездов на машине. В итоге логичный маршрут б ез переездов построить удалось, но возникло новое препятствие. Заповедник, по которому пролегала часть маршрута, запретил нам проход на вулкан Головнина и озеро Горячее с севера от побережья. В итоге нитка маршрута «сломалась». В новый трек уже попадал к усок дороги, по которому нужно было пройти. Но, чем ближе подступал срок похода, тем меньше желания было ехать.

В итоге, к огда уже все было готово, была распланирована нитка маршрута по дням, соединена логистика переездов между островами, за 2,5 недели до поездки, Аврора пустила дополнительные рейсы на Итуруп на август. Тут же возникла идея поменять билеты и п ойти в поход на Итуруп. Меняем билеты из Южно-Курильска в Курильск, теряя по 1500 за каждый рейс, и начинаем в скором порядке строить маршрут по Итурупу. За основу были взяты материалы из походов Саши Горчакова (5 кс в 2012 г и 3 кс в 2015) и Васи Кулика (3 кс в 2012 г). В целом, ни разу не пожалели, что изменили выбор, потому что за все время мы не встретили на своем пути ни одной группы. Только случайно познакомились с местными жителями. Ну и на Итурупе достопримечательностей не меньше, а даже больше, чем на Кунашире-Шикотане. Да и сам остров больше, как минимум по нему можно подготовить три разных маршрута. Те, за одно посещение в три недели обойти остров невозможно.

Полезная информация

Погоду мы смотрели на разных сайтах:

h ttps://tenki.jp/ - японский прогноз погоды

h ttps://www.yr.no/nb - норвежский прогноз погоды

Страховались компанией Ингосстрах, оформляли каждый сам на себя через сайт https://www.ingos.ru/travel/russia/calc

Добавлю разные полезные контакты:

Центр Д етско-Юношеского Туризма. 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Академическая, 32а. тел.: +7 (4242) 42-98-05.

Телефоны вызова авиалесоохраны: 8-800-100-94-00 - горячая линия лесной охраны (звонок бесплатный) 8 (4242) 73-55-16 - диспетчер ОАУ «Сахалинская Авиабаза» (г. Южно-Сахалинск)

Билетная касса Корсаковского порта: Коммунистический пр. 21, Южно-Сахалинск тел. +7 (4242) 76-25-24, 52-23-52.

Аэропорт ХОМУТОВО (Южно-Сахалинск) - (справочная аэропорта) -8 4242-788-390

Куда можно сходить на Сахалине (то, из чего выбирали мы):

Экотропа к останцу Лягушка. Чем-то похоже идейно на Красноярские Столбы. Добираться удобнее на такси.

Грязевой в улкан и станция Перевал с тоннелями. Логично делать старт от остановки Дачи, финиш либо на Новодеревенской, либо в Ключах. Можно в обратную сторону. До этих остановок ходят автобусы. Можно ехать на такси.

Мыс Птичий. Кольцевой маршрут доступен только на джипах. А так заезд с севера и последние несколько км пешком.

Краеведческий музей. sakhalinmuseum.ru Сходили. Вполне понравилось 5 . Комплекс Победа. В Южно-Сахалинске. Если кому-то интересно.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Для того, чтобы попасть на Южную группу островов (Кунашир, Шикотан, Итуруп), необходимо долететь на самолете до Южно-Сахалинска. Оттуда, из порта Корсаков можно доплыть на теплоходе до Курильска и Южно-Курильска. Или долететь на самолете. Самолеты выполняют несколько рейсов в день. Продажа билетов на самолет и теплоход осуществляется за 2 месяца, покупать нужно практически сразу же, как билеты поступят в продажу, т.к. они быстро заканчиваются. На Шикотан ходят плашкоуты с Кунашира, их нужно заказывать по телефону 8-42455-21004 и бронировать места заранее.

Для справки про новый аэропорт Ясный в Курильске: «Аэропорт был построен для замены старого аэропорта в поселке Буревестник, построенного еще японцами на восточной стороне острова, на побережье бухты Касатка. В силу климатических условий (частые туманы) Буревестник часто на несколько дней был закрыт для полетов, и воздушное сообщение с Большой землей было очень ненадежным.

Аэропорт был открыт в 2014 году. В процессе строительства в проект внесли изменения и аэропорт получил полосу длиной 2300 метров, вместо первоначально запланированных 1800. Это позволило значительно расширить типы принимаемых воздушных судов.

В аэропорту есть ежедневный рейс на Южно-Сахалинск, который выполняет авиакомпания Аврора на 50 местных канадских самолетах Bombardier DHC 6 (Twin otter).

Один раз в неделю выполняется рейс в Южно-Курильск (Менделеево).»

В отчетах до 2014 г можно встретить информацию с рекомендациями выбирать при планировании т еплоход, а не самолет, в связи с постоянными отменами рейсов. Действительно, данная проблема существовала до открытия нового аэропорта, потому что из-за частых туманов над Буревестником, самолеты не могли произвести посадку. А задержка рейса могла быть на неделю, и происходила довольно часто. Но, после постройки нового аэропорта данная проблема была разрешена.

Поэтому, выбирая между теплоходом и самолетом, мы приняли решение воспользоваться воздушным транспортом по нескольким причинам. Во-первых, экономия времени - самолет летит 1,5 часа, теплоход идет сутки. Во-вторых, стоимость практически одинаковая: билет на самолет 5950 руб, на теплоход - от 3255 руб до 6500 руб. В-третьих, на задержку рейса влияет непогода. И, если такое происходит, то не летят самолёты и не ходят теплоходы - существенной разницы нет. В-четвертых, самолеты летают каждый день, теплоходы ходят 3 р в неделю, поэтому нужно учитывать расписание при планировании з аброски-выброски с островов. В моем понимании выбор теплохода может быть двум причинам: можно провести с собой газ и фальшфейеры, можно устроить себе интересную покатушку на теплоходе по Охотскому морю. Собственно, изначально у нас был план туда добираться на теплоходе, а обратно на самолете. Но, к сожалению, под наш график расписание теплоходов никак не вписывалось.

Сайт Авроры www.flyaurora.ru

Сайт для покупки билета на теплоход: sakhpasflot.ru

Расписание движения теплоходов АО "СахПасФлот" на линии Корсаков-Курилы на август 2022 года:

Организация заезда-выезда на острове подробно описана в разделе «Организация заезда и выезда»

Порядок доступа в особые зоны

Погранпропуск

Для въезда на Курилы нужен пропуск в погранзону, он делается заблаговременно.

Мы получали попуска через сайт госуслуг https://www.gosuslugi.ru/43708/8/info . Оформляли в конце мая, чтобы пропуск успел дойти по почте. Пропуска дошли быстро, всего за 2 недели после подтверждения об оформлении. Рекомендуем заказывать пропуск заранее, чтобы он успел прийти к вам почтой, или указывать в заявке, что вы его получите лично на Сахалине.

При подаче п ропуска включили сразу 3 острова: Итуруп, Кунашир и Шикотан. Срок ставили 1 год.

Погранотряд проспект Победы, 63А , телефоны: (4242)435120, 492104, 492104

(4242)423259 Дежурный, факс с заявлением отправляется на него же. mail@sakhpubo.ru pz@fsb.ru - почта погранцов, где можно задать вопросы по пропускному режиму.

Заказник «Островной»

По правилам посещения заказника «Островной» на юге острова нужно найти контору лесничества в Курильске и оформить пропуск (бесплатно).

Адрес: г. Курильск, Кооперативная, 1-А. Телефон: 8-42-454- 42-232 (42-3-20)

Мы заказали пропуск на сайте госуслуг gosuslugi65.ru . Но нам пришел отказ, поэтому пошли без пропуска. Проблем не возникло, на маршруте мы никого не встретили и нас никто не проверял.

Адреса и телефоны поисково-спасательной службы

Телефон МЧС, по которому необходимо было звонить в случае НС +7(4242) 49-70-13

Сахалинский ПСО: +7(4242)75-14-88, г. Южно-Сахалинск, Комсомольская улица, 219

Сахалинская областная поисково-спасательная служба 693000, г. Южно-Сахалинск, ул.Дзержинского, 15. +7(42422) 3-61-82, од.3-78-50.

ПСС МЧС РФ. г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина-127, тел.: +7(4242) 72-55-85.

Регистрация туристических групп также возможна по т.8(4242)75-14-88, Желонкин

Валентин Викторович. Телефон спасателей на острове

Сахалинский поисково-спасательный отряд МЧС России им. В.А. Полякова (тел. оперативного дежурного 75-14-88). Оперативный дежурный Сахалинского ПСО им. В.А. Полякова

МЧС. На электронную почту o per_sakhpso@mail.ru

Мы зарегистрировались в МЧС на сайте госуслуг

Организация связи с внешним миром на маршруте

Связь с в нешним миром осуществляли через спутниковый телефон, оператор Thuraya. Ловил хорошо, проблем не возникало.

Сотовая связь была на вулканах Тебенькова и Баранского. Ловит хорошо Мегафон.

Сообщения с маршрута выкладывали на сайте горного турклуба МГУ.

Куратором группы был Костя Бычков. Наш легендарный гуру пешеходного туризма. Спасибо большое Косте за поддержку, консультацию и за высылаемый прогноз погоды.

График движения

само лет

Юж-Сахалинск - Курильск в 16:25 - 17:30

огород

Курильск - Горячие ключи - Буревестник - ответвление дороги на бухту Макарова (машина) - ответвление на бухту Черная - река Горная

машина пешком

ий

13,96

5:06

м.н. - влк. Атсонупури(1205 м) -м.н.

Лесозаводск

р.Грунтовая

11,83

5:00

каменный пляж - старая японская дамба - пос. Буревестник - Горячие Ключи (на машине) - река Благодатная

пешком, машина

озеро Купальное

5,74

5:42

м.н. - ручей Нагорный - Термальное поле - ручей Нагорный - м.н. на песчаной косе

песчаные выносы на р.Нагорный

Южно-Сахалинск - Москва 11:45

самолет

Высотный график

Изменения маршрута и их причины

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута:

В первый день по совету Юрия Давлятшина на побережье Охотского моря вышли не у бухты Макарова, а у бухты Черная, поскольку к бухте Черная вела хорошая дорога в глубине острова.

Отказались от восхождения на вулкан Стокап по причине ожидаемой плохой погоды и общей усталости группы после предыдущего дня.

Отказались от восхождения на вулкан Иван Грозный из-за более медленного продвижения по ручью Трущобный (в связи с его полноводностью), чем планировалось изначально и опять из-за погоды.

На Сахалине не смогли дойти до мыса Никулина и реки Пугачевка из-за наката волны на литорали. В результате поход по Сахалину носит радиальный характер.

Остальной маршрут пройден по основному варианту.

Техническое описание маршрута

Введение

Техническое описание приведено по дням. Под ходовым временем понимается чистое ходовое время, т.е. из времени, затраченного группой на прохождение участка, уже вычтено время всех привалов. Слова правый и левый по отношению к берегам рек, бортам долин и кулуаров трактуются как орографические понятия (если не указано обратное, чаще всего в случае исключений используется термин «по ходу»). В техническом описании всюду указано местное время, отличающееся в 2022 году от московского на 8 часов.

Фотографии выполнены Булаевой Е.В., Гнездиловым К.В., Мещеряковым О.А. и Петровой О.О.

5 - 6 августа. Москва - Южно-Сахалинск

Самолет из Москвы вылетал в 20:20 05 августа, в Южно-Сахалинск прилетели в 12:35 06 августа (время указано местное), Международный аэропорт имени А.П. Чехова находится в 10 км от города, из аэропорта можно без проблем доехать на маршрутке до Южно-Сахалинска, транспорт ходит достаточно часто. Мы же разделились на 3 группы и поехали на такси, заказав через ЯндексGo. Такси в целом недорогое. В тарифе эконом часто приезжают маленькие праворульные машины (типа Toyota Passo), но 3 человека с рюкзаком вполне себе помещаются. Один из рюкзаков приходится брать в салон.

Заранее из Москвы мы бронировали номер в хостеле «Овсянка» ( ovsyanka-hostel.ru ). Но, прибыв на место, с удивлением узнали, что бронь за нами не сохранили, потому что мы предварительно не отзвонились и не предупредили, что точно едем. Овсянку рекомендовали в отчетах, но мы столкнулись с крайне халатным отношением. Помимо того, что по прибытии нам отказали в заселении, нам еще не сохранили нашу бронь и после возвращения с Итурупа. В-общем, крайне не рекомендуем данный хостел во избежание незапланированных ночевок на улице. Вместо Овсянки нашли другой хостел «Хостел 65» ( hostel65rus.ru ). Следует отметить, что в Южно-Сахалинске наблюдается дефицит съемного жилья. И к этому вопросу проживания следует подойти ответственно.

После заселения о тправились поесть в ближайшую столовую «Пельменная №1» (ул Ленина 131). Обслуживание там быстрое. И еда недорогая. На этом достоинства, пожалуй, заканчиваются. Сама еда невкусная и если есть возможность, то рекомендуем поискать что-то более приличное. Например, сеть кофеен Мельница.

Все продукты мы закупили в Москве, поэтому отправились гулять по Южно-Сахалинску, Первым делом зашли в Краеведческий музей sakhalinmuseum.ru . В целом музей понравился. Дополнительно мы взяли экскурсию, тем самым немного обогатив себя информацией об интересном, отдаленном острове.

7 августа Южно-Сахалинск - Курильск

Самолет до Курильска вылетал 16:25, поэтому с утра занимаемся распределением продуктов. Сахалинскую заброску и городские вещи отдаем знакомым Лены. Гипотетически заброску можно оставить и в хостеле, но это дело достаточно рискованное. Вещи будут лежать без присмотра.

К 14:00 мы приехали в аэропорт, прошли регистрацию и без задержек вылетели на Итуруп. И уже в 17:30 приземлились в аэропорту Курильска «Ясный».

Жилье н а этот день мы не бронировали, т.к. при поиске из Москвы его уже не было, но это не сильно пугало, поскольку согласно отчетам, можно остановиться с палатками на берегу реки Курилка. Машину решили также искать на месте. Проблем с вызовом такси не возникло, мы взяли телефон такси в аэропорту и вызвали семиместный минивэн. Телефоны: 8 (42454) 6 36300, 484884, 285867. Как показала практика, при должном усердии в него вполне помещаются 9 человек с рюкзаками. Главное, чтобы водитель не был против.

Для организации заезда на начало маршрута мы заранее из Москвы договорились с местным г идом Юрием Давлятшиным. Поэтому по дороге из аэропорта созвонились с ним, подтвердить заброску на следующее утро. Заодно спросили про место, где можно поставить лагерь на ближайшую ночь. Он любезно предложил полянку в своем огороде, на что мы с радостью согласились. В 18:30 прибыли к дому Юрия, где расположились лагерем.

Часть группы пошла ужинать в кафе «Восточная кухня» (ул. Андрея Евдокимова, 51). Еда понравилась, рекомендуем. Только необходимо заранее уточнять наличие и время приготовления блюд. На обратному пути, после завершения похода, самых вкусных блюд, о которых мы периодически вспоминали, почему-то не было. И обслуживали нас целых 3 часа.

По возвращении, Юрий пригласил нас к столу в летней кухне и подробно консультировал по предстоящему маршруту. В ходе обсуждения было решено в первый день не идти до бухты Макарова, а по дороге в глубине острова выходить бухте Черная (р. Сторожевая). И оттуда начинать движение по побережью. Также у него можно подзарядить технику. И поскольку у нас еще не было топлива для приготовления еды, то он предложил воспользоваться его газовой плитой. Это очень выручило.

Перед сном мы дополнительно проверили наш спутниковый телефон системы Thuraya. Перед походом были опасения, что Thuraya не покрывает Курильские острова. Например, на Камчатке нет связи совсем. Но, как оказалось, на Итурупе летом 2022 года Thuraya ловила прекрасно. Хотя в центральной части России и на Кавказе повсеместно наблюдались проблемы с регистрацией в сети.

В 23:20 легли спать. Незадолго до полуночи, уже лежа в палатках, почувствовали небольшое землетрясение. Для большинства участников группы это был первый подобный опыт. Как нам сказали на следующий день - землетрясения на Итурупе хоть и редко, но случаются.

8 августа. 1-й ходовой день. Курильск - заезд на маршрут - река Горная

15,64

4:54

В 7:30 общий подъем, пока дежурные готовят завтрак, собираем лагерь. Перед отправлением посещаем озеро Лебединое, рядом с участком Юрия. К озеру ведет прокошенная д орожка в бамбучнике. Как показали следующие две с половиной недели, явление для Итурупа достаточно редкое.

В 9:45 садимся в машину Юрия (ГАЗ-330811 «Вепрь»). Сначала заезжаем в Курильск - закупить газ, хлеб, воду и прочие продукты в дорогу. Фальшфейеров в магазине мы не нашли. Что достаточно странно для острова, где, согласно слухам, медведей больше, чем людей. Но нам повезло - один фальшфейер нам отдал Юрий, а второй мы получили в дар от Павла в Лесозаводском. Далее наш путь пролегал через Горячие Ключи. Это военная часть, где мы смогли д оговориться, чтобы оставить заброску. Более подробно этот момент описан в разделе «Организация заброски и трансфера». Далее проезжаем через залив Касатка и попадаем в Буревестник. Как таковой поселок уже не существует, осталась только военная часть. А оттуда следуем к месту старта. В 12:25 выгружаемся из машины. Изначально мы планировали н ачать пешую часть на съезде с трассы-стратегички (N 45.00209° E 147.59747°). Но Юрий отвез нас дальше по маршруту, тем самым немного сократив пеший путь первог о дня. Фактическая точка старта (N 44.997291° E 147.570691°).

В Курильске было солнечно и тепло, мы спокойно ходили в футболках и утепляться желание не возникало. Но, как объяснил нам Юрий, погода может отличаться в разных точках острова. В глубине острова может быть прохладно, пасмурно и влажно, а на побережье Охотского моря в это же самое время - тепло и солнечно, ну а на берегах Тихого океана преимущественно холодно и промозгло. Переменчивость погоды мы впоследствие испытали на себе. Поэтому, выходя из машины, памятуя о Курильске, мы совсем не были готовы к ветру, туману и холоду. Немного потратив время на переодевание, укладку рюкзака и фотосъемку группы на старте, в 12:36 выходим на маршрут. (Фото 1.1 Старт)

Дорога представляет собой живописную и хорошо проезжаемую грунтовку, обрамленную я понскими пейзажами - из тумана периодически выползали кривые лиственницы, напоминающие японские сады бонсай. (Фото 1.2 Японские пейзажи)

В 13:40, через 5 км, подошли к повороту в бухту Макарова на предварительно запланированный трек, остановились на привал на 12 минут. Как упоминалось выше, мы решили не идти в сторону бухты Макарова, а продолжили путь дальше по дороге к бухте Черная. В итоге решение оказалось верное, т.к. удалось избежать прижимов в бухте и немного опередить график в первый день.

Через 3 км в 14:25 встаем на обед у ручья, и выходим в 16:13, правда через 20 минут обнаруживаем еще один ручей, не нанесенный на карту у старого трактора.

К 17:10 подходим к началу спуска в бухту Черная к ПЗ 114 ПО. (Фото 1.3 бухта Черная) Со слов Юрия, необходимо искать старую заросшую дорогу, не спускаясь к берегу, т.к. на побережье прижимы и их лучше обойти сверху. Сходив на разведку, обнаруживаем еле заметную старую дорогу, уже заросшую травой и редким бамбуком. (Фото 1.4 Заросшая дорога) Через 20 минут «счастье» заканчивается и мы продолжаем движение по уже более заросшим колеям. Тут мы впервые сталкиваемся с бамбуком, которым нас так пугали, и в тот момент нам казалось, что мы уже прочувствовали всю прелесть этого растения. Но, как окажется потом, это был самый легкий участок бамбучника из всего маршрута, и все его «прелести» нас ожидают впереди. Через 15 мин дорога поворачивает назад к пограничной части, и мы уходим с нее, продолжая движение по верху прижима по траве, местами высокой, но еще вполне проходимой. (Фото 1.5 Путь по траве) Проходим первую ложбинку, спускаясь и поднимаясь наверх без тропы. (Фото 1.6 Спуск в ложбинку)

К 18:30 спускаемся к побережью по травянистому склону средней крутизны, в этом месте протекает небольшой ручеек, делаем привал, впервые «щупаем» Охотское море и запускаем квадрокоптер. (Фото 1.7 Бухта, привал) Дальше по берегу идти невозможно из-за прижимов, поэтому снова поднимаемся наверх по достаточно крутому склону. На подъем провешена стационарная веревка для подстраховки, и дальше движение продолжалось уже по медвежьей тропе. (Фото 1.8 Подъем - веревка) На противоположной стороне бухты также висит «местный» канат для прохождения скального выступа по берегу, правда он не доходит до земли метра 1,5 (Фото 1.9 Канаты на скалах). Медвежьи тропы, зачастую проходящие по краю обрыва, узкие и местами крутые, очень спасали - без них передвижение по побережью было бы затруднено. Проходим интересный мыс с птичьим базаром - нас сопровождает смешливый крик птиц.

Через час спускаемся по крутому травянистому склону в бухту Горная, переходим р. Горный и о сматриваем место для ночевки. Решаем заглянуть в следующую бухту, которая располагается за небольшим прижимчиком, в прилив его обходить не очень удобно, особенно с рюкзаками. Обнаруживаем небольшой домик, который есть в описании отчетов, но выглядит о н з аброшено и неприглядно, поэтому заходить внутрь желание не возникает. Вокруг него мусорно (навален плавник) и неуютно, поэтому принимаем решение становиться у р. Горный. Палатки ставим на высокой траве, предварительно скосив ее ножовками. Вообще ножовки в количестве 3 штук очень пригодились в этом походе. На берегу очень много плавника, поэтому проблем с дровами нет, ужин и завтрак следующего дня готовим на костре. Ночь невероятно теплая, даже не привычно в условиях похода, поэтому долго, до 23:30, сидим у костра, любуясь звездным небом и наслаждаясь отсутствием комаров. В эту ночь спали практически без спальников.

Фото 1.1 Старт

9 августа. 2-й ходовой день. Река Горная - река Жемчужная

4,53

1:50

Передвижение по побережью сильно зависит от графика приливов и отливов, который необходимо изучить заранее. Нам повезло - в зависимости от дня, начало отлива выпадало где-то в районе 6-8 часов, самый пик приходился на 12-14 часов, а прилив начинался после 16. В связи с этим строился совершенно удобный и привычный распорядок дня для похода - пораньше вставать и пораньше выходить.

Назначаем подъем дежурных в 6, а всей группы в 6:30. Но с утра моросил мелкий дождь, поэтому перенесли пробуждение на 8:30. Мы опережаем график, а двигаться дальше запланированного места ночлега нет смысла, потому что после него начинается участок с прижимами, который необходимо пройти по отливу. В нашем случае все равно бы не успели пройти, поэтому у нас образуется вынужденная полудневка на второй ходовой день. Медленно собираемся и в 10:35 выходим, к этому моменту дождь прекратился и установилась теплая, временами солнечная погода.

С места ночевки сразу начинается небольшой прижим, который по отливу проходится легко - необходимо просто облезть по камню, сняв рюкзаки. (Фото 2.1 Прижим у р. Черная) Вода действительно отступила примерно метров на 10-15, по графику уровень воды падает на 1-1,5 м. Маршрут пролегает по живописному побережью. Очень комфортно, необычно и интересно идти по литорали в отлив - морское дно в этом месте плотное, украшено золотистыми водорослями, в которых прячутся морские звезды и мелкие рачки. Литораль - участок берега, который затопляется морской водой во время прилива и осушается во время отлива. Располагается между самым высоким уровнем воды в прилив и самым низким в отлив. Часть группы переобувается в кроссовки, часть группы продолжает идти в ботинках. Путь выбирается легко - маневры между маленькими лужицами и небольшими затончиками приятны и не напряжны. Периодически приходится идти по воде. Мы наслаждаемся теплом, красивыми скальными обрывами, водопадами, дарами морского дна, ненадолго обнажившегося и открывшего нам свои сокровища. (Фото 2.2 Побережье до р. Жемчужная) (Фото 2.3 Побережье после р. Жемчужная) (Фото 2.4 Побережье, путь по литорали)

В 11:30 приваливаемся у шумного водопада, собираем ракушки, фотографируемся, рассматриваем останки крабов и морских ежей. (Фото 2.5 Водопад на привале)

Все чаще на пути встречаются стремительные водопады, стекающие с обрывистых скал. Через 2 ходки приходим на запланированное место ночевки. Дальше смысла идти нет, т.к. впереди прижимы, которые необходимо проходить по максимальному отливу. Поэтому ставим лагерь в уже привычной высокой траве, прокашивая место под палатки. (Фото 2.6 Место лагеря) Обедаем в 14:30, отдыхаем, загораем и купаемся. В море танцует и выпрыгивает рыба, дразня нас своим присутствием. В ручьях нерестовой рыбы мы не обнаружили, как не увидели ее и потом. Все надежды, вскормленные отчетами, сулившими нам изобилие рыбы, идущей на нерест, которая легко ловится руками, оказались напрасными - ни в одной реке мы не встретили нерестовую живность. Попробовали ловить рыбу в море, но все попытки оказались неудачными и заканчивались потерей блесен. В этот день мы «утопили» первый фотоаппарат.

После обеда была произведена разведка предстоящего пути - удалось дойти до несложного прижима, который уже затопила вода. Запустили для просмотра пути квадрокоптер, но просмотреть проход дальше не удалось.

В 18:30 ужинаем. Дрова снова в изобилии, плавник хорошо разжигается, с костром проблем не возникает. Вечером нам показывают алый закат, окрасивший окрестности в розовые тона. (Фото 2.7 Алый закат) Любуемся, греемся у костра, хотя на улице снова тепло, и радуемся отсутствию комаров. В 20:00 ложимся спать.

Фото 2.1 Прижим у р. Черная

10 августа. 3-й ходовой день. Река Жемчужная - ручей перед рекой Тростниковая

7,91

10:47

Сегодня запланирован сложный день, ожидались прижимы, поэтому подъем дежурных был назначен на 4:00 утра, всей остальной группы в 4:30. Выходим в 6:45, вода к этому в ремени заметно упала примерно на метр, поэтому проходимость пути была лучше, чем во время разведки. Продолжаем идти по литорали, испытывая эстетическое удовольствие. На этом пути воды становится больше, поэтому часть группы уже окончательно переобувается в кроссовки и уже идет по воде, не замечая ее. Все больше становится м орских заводей, водорослей и морской живности. Вскоре подходим к месту, где уровень воды становится по бедро (просмотр этого участка был безуспешно предпринят накануне). Снимаем штаны, чтобы не намокнуть, и продолжаем движение уже исключительно по воде. (Фото 3.1 Побережье, путь по литорали)

В 7:40 доходим до первого прижима, который не обойти и не пройти. Останавливаемся для разведки. Сверху мокрые скалы с мелкими камнями и участками земли. Чуть поодаль падает камень, поэтому надеваем каски, тем более становится понятно, что предстоят заплывы. Кирилл сходил на разведку и выяснил, что необходимо проплыть с рюкзаками 2 участка: первый участок метров 7 до небольшой вершины камня, где уровень воды становится п о колено второй участок короткий - всего 2-3 метра. После него можно вылезти на большую плиту, отдышаться и преодолеть третий участок - метра 4, который уже можно пройти по грудь. Первые два участника начинают плыть с рюкзаками - становится понятно, что это очень тяжело и трудоемко. Принимаем решение надеть накидки на рюкзаки, сплавлять их по воде и плыть рядом с ними. Способ оказался рабочим и менее трудоемким. Даже большой рюкзак имеет хорошую плавучесть и не тонет какое-то время, а плыть налегке, толкая рюкзак руками легче, чем плыть с рюкзаком на спине. Вода прохладная - не Черное море. (Фото 3.2 Заплыв 1 участок) (Фото 3.3 Заплыв 2 участок) (Фото 3.4 Заплыв 3 участок)

Стоит отметить, что к подобным заплывом мы готовились еще в Москве. Для чего Олег подготовил д ля каждого крепкие, плотные полиэтиленовые мешки, около 120 литров, которые мы вставляли предварительно в рюкзак, а потом упаковывали в него все вещи. Поэтому, после заплыва вещи в рюкзаке оставались у всех сухими. Также мешки пригодились и во время проливных дождей, потому что не позволяли воде проникать внутрь рюкзака.

После оплыва прижима проходим небольшой простой скальный облаз. После него начинается каменистый пляж, по которому идти сложнее, чем по твердой литорали. Делаем привал около очередного водопада, выжимаем вещи, снимаем каски.

Далее маршрут продолжается по красивой литорали, периодически сменяясь небольшими каменными осыпями.

В 09:10 подошли к прижиму (N 44.92923° E 147.40709°), от которого Оля с Кириллом отправились на разведку. (Фото 3.5 Непроходимый прижим) Разведка, занявшая минут 50, показала, что дальше двигаться по литорали дело безнадежное. Там не пройти даже с минимальной водой. Если только оплывать на лодке. В процессе разведки мы переплыли два небольших канала, которые вселяли надежду на проход, и облезли несколько простых скальных участков. Но, в конечном итоге, уперлись в большой и глубокий канал, метров 20, который з аканчивался огромным гротом с высоким сводом. Пришлось разворачиваться назад. У нас лодок нет, поэтому надеваем ходовые штаны, меняем бродовую обувь на ботинки и в 10:20 начинаем подниматься вверх по склону по хорошо натоптанной тропе. (Фото 3.6 Подъем вверх) Сначала выходим к загородному рыбацкому домику за колючей проволокой. (N 44.927160° E 147.405800°) Через 50м после домика около ручья тропа заканчивается, далее двигаемся по узкой медвежьей тропе. (Фото 3.7 Медвежья тропа) Очень быстро тропа теряется в бамбучнике, который стоит сплошной, непреодолимой стеной. (Фото 3.8 Бамбучник) Вот теперь это уже настоящий бамбучник! Пытаемся продираться сквозь плотные стебли бамбука - на это приходится тратить много сил, скорость движения мгновенно падает. Только потом мы научились ходить по нему. При движении через бамбучник необходимо плавно (хотя нужно прикладывать значительные усилия) отодвигать ветки в сторону руками, ногами становясь на стебли - как-будто плывешь брассом по нему. Вскоре мы снова выходим на крутую медвежью тропу, которая ведет над обрывом. По ней идти гораздо проще, хотя необходимо соблюдать осторожность, т.к. под ветками попадаются скользкие корни, а падать придется с такой тропы сразу вниз с обрыва. Тропа идет то вверх, то вниз. Внезапно на небольшом спуске тропа переходит в узкий тоннель в бамбучнике. Дело в том, ч то мишки на Курилах небольшого роста, поэтому они прокладывают низкие тоннели, который ч еловек может пройти только ползком без рюкзака. Поэтому снимаем рюкзаки и начинаем ползти по этому узкому коридору с потолком, таща за собой свою ношу. (Фото 3.9 Медвежий тоннель) Далее тропа снова становится человеческой и мы продолжаем движение, периодически перелезая через деревья. (Фото 3.10 Прижим)

В 12:10 доходим до потенциального места спуска, медвежья тропа заканчивается в ольховых кустах. Сверху не видно, что ждет нас внизу - насколько большие сбросы и хватит ли веревки. А главное, есть ли потом проход по берегу, нет ли на пути прижимов. Поэтому организуем разведку с помощью квадрокоптера. Параллельно пытаемся найти медвежью тропу. Квадрокоптер показал, что сбросы не очень большие и спуститься можно, и что берег дальше вполне проходим. Другая разведка доложила, что тропы дальше нет, а передвигаться по бамбучнику без медвежей тропы дело долгое и затратное. Принимаем решение дюльферять вниз. Начинаем вешать веревки, достаем снаряжение, надеваем каски, обвязки. Первую веревку (репшнур 23 м) повесили на кусте для подстраховки на спуске с крутого травянистого склона до небольшого дерева. На дереве организуем станцию, на которой накапливаться больше 3 человек не рекомендуется. Вторая полноценная 50 м веревка проходила через скальный пояс, на котором мы сделали оттяжку с перестежкой, в обход навесного спуска, и выходила на крутой травянистый склон. Третья станция снова была организована на дереве чуть в стороне от основного спуска во избежании попадания камней. На ней также можно было собраться только втроем. После нее движение продолжалось по крутому травянистому склону до каменистого берега уже на личной технике без веревки. Спускались на узле УИАА, т.к. страховочные устройства не брали для экономии веса.

Первую веревку замыкающий прошел с нижней страховкой без рюкзака. Вторую сдергивали репшнуром 23 м, удлинив его 6-7 кордалетами, которые были в личке у каждого участника. Спуск занял 5 часов 20 минут, т.к. приходилось устраивать перерывы на дюльфере во время спуска участников с третьей станции, во избежании камнепада и скопления людей на станции. В 17:30 все спустились. (Фото 3.11 Дюльфер) Кипятим чай, перекусываем, снимаем обвязки. В 18:40 продолжаем движение по каменистому берегу. (Фото 3.12 Каменистый берег) Делаем один переход. В этот день выясняется, что у одной из участниц начинает болеть колено. Начиная с реки «Черная» (хотя на самом деле речка оранжевая), ищем места для ночевки на травянистых полянках. В 20:02 находим полянку без кочек и встаём на ночёвку. Не доходим до запланированной точки 2 км. Готовим на костре, плавника много, вечером купаемся и снова любуемся розовым закатом. Ночью становится уже прохладнее и появляются первые комары, хотя еще в небольших количествах. В это день сняли с участника одного клеща - последствия хождения по зарослям.

Фото 3.1 Побережье, путь по литорали

Фото 3.2 Заплыв 1 участок

Фото 3.3 Заплыв 2 участок

Фото 3.4 Заплыв 3 участок

Фото 3.5 Непроходимый прижим

Фото 3.6 Подъем вверх

Фото 3.7 Медвежья тропа

Фото 3.8 Бамбучник

Фото 3.9 Медвежий тоннель (1)

Фото 3.9 Медвежий тоннель (2)

Фото 3.10 Прижим

Фото 3.11 Дюльфер

Фото 3.12 Каменистый берег

11 августа. 4-й ходовой день. Ручей перед р. Тростниковая - ручей Кратерный

13,4

7:26

Подъем дежурных в 6:00. Остальной группы - в 6:30. Завтракаем, собираем лагерь. И в 8:30 начинаем движение. Путь пролегает по довольно крупным бульникам, которые местами перемежаются галькой. Вдалеке виден Атсонупури, к которому мы идем уже несколько дней и любуемся им практически все время. (Фото 4.1 Лавовые поля Стокапа) По ходу движения пересекаем ручьи, впадающие в море, которые легко проходятся по камням. Но не все ручьи можно перепрыгать не разуваясь. Приходится переобуваться в бродовую обувь. Быстро доходим до запланированного места ночевки предыдущего дня, к р. Тростниковый, немного отдыхаем, переобуваясь после брода, и двигаемся дальше. Местами встречаем невода, уходящие далеко в море. По дороге на привале пытаемся отыскать обозначенную на карте пещеру, но наши попытки не увенчались успехом. В этот день нас ожидает одна из жемчужин похода - лавовые поля Стокапа, которые по описаниям представляют собой невероятное зрелище. За два перехода в 10:40 подходим к первым лавовым полям. Вид застывшей лавы впечатляет. Немного пройдя делаем привал рядом с симпатичными лужицами, устраиваем фотосессию, запускаем квадрокоптер и восторгаемся увиденной красотой. Далее бульники и галька чередуются с выходами лавы. (Фото 4.2 Выход лавы) Некоторые лавовые выносы сильно разрушены и представляют собой нагромождение валунов. В целом, с преодолением, проблем не возникает. (Фото 4.3 Бульники) Но двигаясь, создается впечатление, что ты идешь по каменному музею с застывшими фигурами причудливой формой - некий художественный замысел скульптора. Даже не хочется торопиться, т ак и тянет внимательно рассматривать каждое творение, но надо продолжать движение.

К 12:45 дошли до особенно живописного места в лавовых выносах. Подходя к нему мы спугнули медведицу с медвежонком, которые ушли от нас вверх по склону. И, хотя еще хотелось сделать один переход до обеда, все же решаем остановиться для приема пищи и не пробегать завораживающую красоту. Размещаемся на островке между сказочных озерцов, прозрачных, как слеза, и украшенных нежно зелеными мелкими водорослями, похожими на мох, в которых мирно плавали небольшие рыбки. Вокруг нас окружали причудливые колонны и небольшие лавовые стеночки. Ярко светило солнышко, стояла тихая погода, у всех создалось впечатление, что мы прибываем на дорогом курорте на котором нет народа. (Фото

Обед в лавовых полях Стокапа) На обеде купаемся в естественных ваннах с пресной водой, местами теплых, местами прохладных - можно было перемещаться в разные ванночки для контраста, а потом, перелезая естественную преграду из каменного бортика, занырнуть в соленое море. Уходить не хотелось, т.к. создалось ощущение сказочного волшебного места, поэтому время обеда подзатянулось с 12:45 до 15:00.

В 15:00, как бы нам не хотелось покидать изумительное место, продолжили движение вдоль берега, продолжая любоваться природной галереей. Местами, среди каменных изваяний, попадались небольшие островки черного песка - так мы впервые на острове встретились с вулканическим песком. А временами застывшая лава круто обрывалась в море высокими скалами, украсив и изрезав береговую линию. (Фото 4.5 Движение по лавовым полях Стокапа)

К 16:00 дошли до прижима по большим камнями. Отправились на разведку. Оказалось, что пролезть весьма проблематично, а с рюкзаками и подавно. Поэтому возвращаемся н емного назад, находим медвежью тропу, ведущую вверх по склону, и в 16:35 начинаем подниматься. (Фото 4.6 Подъем от лавовых полей) Тропа уже привычно проходит по краю обрыва и идет то вверх, то вниз. Через какое-то время тропа выходит в поле с травой и бамбучником по пояс, визуально она совсем не читается, ее можно только прощупать ногами. (Фото 4.7 Тропа по склону)

В 17:15 (через переход) спустились к морю, но дальше по ходу движения снова прижимы. Поднимаемся опять наверх без тропы по крутому склону с высоким белокопытником, наверху находим медвежью тропу и продолжаем двигаться по ней. (Фото 4.8 Подъем на склон) (Фото 4.9 Тропа по склону) У ручья Птичий снова спускаемся на побережье, делаем привал у водопада и какое-то время идем по берегу, но вскоре снова упираемся в прижим, поэтому поднимаемся наверх, ища медвежью тропу. (Фото 4.10 Водопад р . Птичий) (Фото 4.11 Тропа по склону) Идется легко, но километра через 2 медвежья тропа теряется в высокой траве, идем просто азимутом на р. Кратерный, очертания которого уже читались издалека. Вскоре снова находим медвежью тропу, но она нас заводит в лес. Какое-то время идем по вполне себе проходимому и красивому лесу, находя отличия от наших лесов. (Фото 4.12 Лес) Внезапно тропа теряется и начинаются небольшие завалы, после них выходим к небольшому оврагу и по нему двигаемся в сторону берега. Было ощущение, ч то мы выйдем на крутой склон или сброс, но, на удивление, мы ровно и плавно вышли на каменистый берег в 500 м от запланированного места для ночлега.

В 20:30 встали н а ночёвку, немного уставшие. Дров в этом месте практически нет, как и нет сил их собирать, ставим палатки в траве и готовим ужин на горелках. Вечером снова любуемся красивым закатом. (Фото 4.13 Закат)

Фото 4.1 Лавовые поля Стокапа

12 августа. 5-й ходовой день. Ручей Кратерный - пос.Лесозаводский

13,96

5:06

В 6:00 подъем дежурных, в 6:30 все остальные. Немного моросит. По плану у нас сегодня восхождение на вулкан Стокап. Смотрим прогноз погоды, присланный из Москвы. Прогноз неутешительный. В течение всего дня обещают осадки. Кроме того, группа чувствует себя уставшей после вчерашнего длинного ходового дня, да и хмурые тучи, закрывшие вулкан, не вселяют надежды. Еще в Москве было понятно, что по запланированному графику подняться на оба вулкана, скорее всего, не получится и придется оставить один из вулканов. После некоторых раздумий, решаем не идти на Стокап, а перейти к поселку Лесозаводскому и завтра от него подниматься на вулкан Атсонупури.

Неторопливо позавтракав в палатках, т.к. морось не прекращается, в 9:30 выходим. Движение продолжается по уже привычному каменистому пляжу, рельеф которого уже начинает поднадоедать. (Фото 5.1 Одесский залив, каменистый пляж) По дороге спугиваем крупного медведя, который удирает быстро от нас, не желая фотографироваться. Свистки каждый из нас постоянно носил на себе на веревочке, поэтому, видя медведя, мы начинали свистеть.

За 2 перехода дошли до пляжа с черным песком Одесского залива. (Фото 5.2 Одесский залив, песчаный п ляж, Стокап) Какое-то время мы радуемся смене ландшафта, но очень быстро по песку надоедает идти, т.к. передвигаться по нему сложнее, чем по камням. В море попадаются крупного размера медузы, которые уже завершили свое существование. А Атсонопури был уже совсем близко.

Подходим к рыбацкому стану, делаем привал на повороте дороги в сторону залива «Доброе начало» в 13:45 и идем искать воду, чтобы сделать обед. Стан находится в запущенном состоянии, видно, что он заброшен, воды нет, т.к. она была привозная. Последняя питьевая вода была на р. Рыбацкий, далее воды до самого Лесозаводского нет, поэтому терпим до места ночевки.

В 14:15 начинаем движение по дороге. Дорога хорошо проезжаемая, не заросшая, но на пути попадаются многочисленные глубокие лужи. В начале пути было несколько попыток обойти лужи по краю, но пролезать через бамбучник трудозатратно, поэтому решаем переобуться и продолжать движение в кроссовках прям по лужам. (Фото 5.3 Дорога до Лесозаводского)

В 16:00 пришли на место ночевки. Пос. Лесозаводской (бывшая погранзастава) также находится в запущенном состоянии. (Фото 5.4 погранчасть Лесозаводское) Знакомимся с Павлом, который периодически находится в поселке и с местным жителем - конем Валерой (он же Барон), который в единственном лице является постоянным жителем. (Фото 5.5 Барон)

Общаемся с Павлом. После наших расспросов он начинает нас запугивать медведицей с медвежонком и советует не ходить на Атсонупури. Узнав, что мы так и не смогли поймать рыбу, дает нам сеть и мы её устанавливаем на ночь, в надежде поймать что-нибудь. Обедаем, купаемся, а потом с азартом ловим крабов, которые, впрочем, на вкус нам не понравились, поэтому повторять сие занятие мы больше не стали. Ремонтируем половник, который сломался - приделываем деревянную ручку. (Фото 5.6 Крабы)

Лагерь установили недалеко от озера, рядом со строениями, дрова нам в неограниченном количестве выдал Павел, также мы с ним договорились, что на лодке нам подвезут чай и хлеб. Вот такой гостеприимной оказалась бывшая погранзастава.

В 23:30 ложимся спать.

13 августа. 6-й ходовой день. Восхождение на вулкан Атсонупури

9,26 (18,52)

11:50

В 5:00 подъем дежурных, в 5:30 всех остальных. У нас запланировано восхождение на вулкан Атсонупури.

По отчетам Саши Горчакова и Васи Кулика восхождение занимает 1 день, но по отчету 2 летней давности, время подъема увеличилось, потому что дорога к подножию вулкана, длиною 3,5 км, сильно заросла бамбуком, к тому же ее завалило сухостоем. В связи с этим группа 2 года назад поднималась 2 дня. В целом наша скорость выше, но, учитывая изменения, решаем выходить из лагеря не поздно, готовясь к непролазным чащам.

У Лены колено продолжало болеть, поэтому она осталась в лагере на хозяйстве.

В 7:20 выходим из лагеря, договорившись о КВ возвращения. Движемся по уже знакомой нам дороге. Лужи обходим через заросли по сторонам. Без рюкзаков это вполне легко. За полчаса доходим до поворота на нужную нам зарастающую бамбуком дорогу (N 44.778628° E 147.187019°). Павел дал нам второй фальшфейер, старый армейский, теперь у нас их 2 штуки. Т.к. вероятность столкнуться в зарослях нос к носу с медведем достаточно высокая, идем плотной группой, не растягиваясь, впереди и сзади колонны шли участники с фальшфейерами. Собственно такой же тактики придерживались впоследствии каждый раз при передвижении в зарослях. Поначалу дорога очень сильно заросшей не кажется и по ней вполне комфортно идти, чему мы несказанно радуемся. Местами дорогу преграждают упавшие деревья, но они тоже не создают проблем. (Фото 6.1 Заросшая дорога на Атсонупури) Но постепенно проходимость дороги значительно снижается. Пару раз попадаем в сложно-проходимые завалы. (Фото 6.2 Завалы по дороге на Атсонупури) Идти по ним сложно, приходится много перелезать, переползать, от чего теряются силы и время. При преодолении з авалов важно не сильно сходить с трека. Может показаться, что в завалах есть удобный путь, который лежит в стороне от трека. На самом деле это не так. Удобного пути нет - в ажно не сходить с трека. Это и есть самый быстрый способ преодолеть завалы. По пути на вулкан мы допустили подобную ошибку. За что пролазали по завалам лишних десять минут. В 9:32, ч ерез 3,5 км от поворота с основной дороги, выходим к Кухтылю (N 44.787497° E 147.151450°). (Фото 6.3 Кухтыль) Кухтыль - поплавок для рыболовецких сетей , в нашем случае он красного цвета. Здесь, с огласно описаниям предшественников и комментарию Юрия Давлятшина, нужно сворачивать с «дороги» в заросли и азимутом выходить на барранкос, что мы и делаем. (Фото 6.4 Азимут на барранкос) Барранкос - глубокие овраги, прорезающие склоны вулканических конусов и расходящиеся радиально от кратера к подошве. Образуются, как и все овраги, вследствие размывающего действия воды и грязевых потоков, стекающих по склонам. Имеет смысл как можно быстрее попасть на ближайшую точку барранкоса (N 44.789764° E 147.150492°), чтобы максимально сократить путь через бамбуки. В нашем случае передвижение по азимуту не многим отличается от передвижения по заросшей дороге. Всю дорогу по зарослям мы периодически свистим во избежание нежелательной встречи с медведем. Наверное помогло - обещанного косолапого так и не встретили. Мы вышли на окончание селевого потока в 10:00. Поначалу барранкос кажется спасением - поскольку на месте потока ничего не растет и можно спокойно идти, но по мере набора высоты барранкос становится все глубже и глубже, и вот мы уже идем по каньону с весьма крутыми бортами. (Фото 6.5 Барранкос)

Начиная с определенного момента в самом барранкосе попадаются ступени метров 4-6, для преодоления которых приходится вешать веревки. На некоторых ступенях уже провешены старые канаты. Но лидер лезет без их помощи - поскольку неизвестно в каком они состоянии. На 2022 год все существующие веревки были достаточно надежные. На последней ступени канат отсутствовал - вешаем свой репшнур (длиной 23 метра и диаметром 7 мм). Карабкаться по ступеням оказалось не так-то просто - отсутствуют надежные опоры и зацепки. Порода, формирующая препятствие, состоит из смеси не плотно слежавшегося п еска, глины и камней, чем-то напоминает конгломерат, но не сильно спрессованный. При хвате за камни, те начинают шататься и норовят выскользнуть из песчаника и улететь вниз. Поэтому лезем по одному, не скапливаясь внизу ступени. Каски обязательны, т.к. камнеопасно. Всего мы насчитали 5 ступеней, где без веревок не пролезть. (Фото 6.6 Ступень 1) (Фото 6.7 Ступень 2) (Фото 6.8 Ступень 3) (Фото 6.9 Ступень 4) (Фото 6.10 Ступень 5) Особенно вниз. Находятся они на участке между точками: «N 44.795097° E 147.142295°» и «N 44.793032° E 147.143495°». Мы обошлись без систем, т.к. на канатах навязаны узлы д ля надежного хвата, на своем репшнуре мы тоже навязали дополнительные узлы.

Постепенно лесная зона заканчивается. Тут важно не пропустить место, где из барранкоса еще можно выбраться. Мы немного прошли нужную точку и попробовали выбраться уже позднее, где нет никакой растительности. К успеху это не привело. Вылезать по конгломератным склонам - дело безнадежное и опасное. Возвращаемся назад. Немного не доходя до нужного места выхода из барранкоса, слева по ходу движения висит веревка, возможно по ней тоже есть удобный вылаз, но мы не проверяли. Поэтому доходим до границы кустарника, чтобы вылезти по нему с правой стороны барранкоса по ходу движения. И, цепляясь за кустарник, в 12:45 вылезаем из барранкоса. (N 44.797268° E 147.142014°). (Фото 6.11 Место вылаза из барранкоса) Таким образом движение вверх по барранкосу у нас заняло почти 2 часа 45 минут.

Далее п уть пролегает по простому осыпному склону вверх, идти по нему не проблематично и легко. (Фото 6.12 путь подъема) Во время подъема надвигаются тучи, закрывая вулкан. Со склона успеваем осмотреть живописные виды озер Лесозаводское и Доброе, прибрежную линию Охотского моря и возвышающийся над ней вулкан Стокап. (Фото 6.13 вид с Атсонупури) В 13:37 выходим на гребень. Перед нами открывается вид на внешнюю кальдеру вулкана. Делаем небольшой привал. Кальдера почти вся заросла. Особого впечатления не производит, возможно, просто красивые виды спрятаны от нас туманом. Далее п уть пролегает по краю кальдеры на север практически без набора по простому гребню. (Фото 6.14 Путь по гребню) Через 1 километр гребень поворачивает на запад и начинается подъем средней крутизны расстоянием 1 км с набором 250 м. (Фото 6.15 Подъем на вершину) Мы поднимаемся в облаке, обзор закрыт и видимость не очень хорошая. В 14:45 достигаем внутренней кальдеры и поднимаемся на вершину вулкана. (Фото 6.16 Вершина Атсонупури) Фотографируемся, пишем вершинную записку, перекусываем, надеясь, что распогодится и нам хоть ненадолго откроются виды. Сняли записку группы из 3 человек от 07.08.2022. довольно свежая, значит вулкан посещают. ЧХВ от места ночевки составило 7:12.

Надо отметить, что когда мы шли по охотоморскому побережью, у нас была возможность вдоволь наглядеться на Атсонупури. И довольно часто на вершине вулкана висело облако, хотя остальное небо было практически чистым. Время нашего восхождения не стало исключением - все вершинные фотографии получились «в молоке».

В 15:30 начинаем спуск. В целом путь назад обходится без приключений. В 16:44 спускаемся на дно барранкоса. Все ступени проходим аккуратно, также провешиваем свою веревку на первой ступени (на подъем она была пятой соответственно). В 18:40 уходим с барранкоса в заросли бамбука. Скоро должно стемнеть. И с темнотой активизируются обещанные медведи. Поэтому мы торопимся вернуться до сумерек на широкую дорогу, которая ведет от Одесского залива к пос. Лесозаводскому. В 20:20 выходим на дорогу, а в 20:52 благополучно возвращаемся в лагерь, где нас ждут компот и рыба на ужин. Спасибо Лене, устроившей нам пир. Оказывается за время нашего отсутствия в сеть попалась редкая рыба кижуч, которую мы с удовольствием попробовали. (Фото 6.17 Рыба)

Фото 6.1 Заросшая дорога на Атсонупури

14 августа. 7-й ходовой день. Лесозаводский - Йодный

18,68

6:49

В 7:30 подъем. По прогнозу обещают дождливую погоду.

Собираемся, долго прощаемся с Павлом, благодарим за гостеприимство, дрова, рыбу, чай и хлеб. Наконец в 9:50 выходим. Погода и правда не очень - морось, дымка...

Идем по хорошей дороге до поворота к р. Тихая километров 5,5 с одним привалом. (Фото 7.1 Дорога от Лесозаводского) После поворота продолжаем движение по зарастающей травой дороге, на развилке идем по правой тропе. (Фото 7.2 Зарастающая дорога от Лесозаводского) Через 1 км после поворота упираемся в болото, идем на разведку. (Фото 7.3 Болото п еред р. Тихой) Болото заканчивается перед речкой. В 11:30 подходим к реке Тихая. Моста нет. Переходим реку. Течение довольно слабое. Глубина брода максимум по бедро, ширина реки 20 м. (Фото 7.4 Брод р. Тихой) После реки дорога окончательно теряется, пройдя по заболоченным участкам, продолжаем движение по азимуту по сильно заросшему высокой травой и кустарником заболоченному полю. Выходим к лесу и делаем привал. Снова отправляемся на разведку в поисках нужной нам дороги. По предыдущим описаниям мы были готовы к тому, что дорога заросла бамбуком, но насколько сильно не имели представления. Исходя из описаний, в 2020 году по бамбуку проехала военная машина, сильно упростив передвижение. В нашем случае найденная дорога уже сильно заросла, но колеи все же читались. (Фото 7.5 Заросшая бамбуком дорога) Начинается дождь, который не прекратится до конца дня.

Дорогу периодически пересекают ручьи. А также часто на дороге попадаются глубокие лужи. (Фото 7.6 Лужи на дороге) Переходим вброд без проблем ручьи Большой и Быстрый. (Фото 7.7 Брод ручьев) Поскольку уже все насквозь мокрые - бродовую обувь никто не надевает, идем в трекинговых ботинках. Практически все время внизу вода и сверху вода - идти уныло и холодно, поэтому идем без остановок на привал. Как и в предыдущий день, мы периодически свистим, отпугивая медведей.

В 14:05 доходим до р. Рог, останавливаемся на обед. Дождь не прекращается, поэтому ставим тент и п од ним готовим на горелках. Если бы не осадки, то вполне можно было бы приготовить еду на костре. В этом месте есть полянки под палатки.

В 16:20 продолжаем движение. (Фото 7.8 Под дождем) По-прежнему льет дождь, становясь еще сильнее. Расслабившись и уже устав от сырости и бесконечной воды, перестаем с вистеть. Примерно через полчаса после выхода с обеда встречаем медведя, который с идел в зарослях совсем близко. Шумим, свистим, машем палками - и он нехотя уходит с дороги в заросли. Медведя можно понять, единственное более-менее проходимое место - это д орога. Ломиться через заросли, да еще и в дождь, никому не хочется. После этого уже регулярно свистим и шумим - чтобы заранее предупредить медведей о нашем появлении. Снова без проблем пересекаем р. Голубая. Где-то за 2-3 километра до Тихого океана, уже изрядно устав от зарослей бамбука в перемешку с кустарниками, бамбук на дороге к то-то покосил. Это нас несказанно воодушевляет и вскоре мы выходим к побережью. Уже километра за 1,5 слышался сильный рев океана, рисуя в уме картины разбушевавшейся стихии. И вот наконец мы выходим на побережье. Сквозь туман проступают очертания скалистых утесов, а могучие волны с силой ударяют о берег, издавая тот самый буйный рев. На карте отмечены строения на м. Йодный, поэтому теплится небольшая надежда приютиться возле них. И действительно, очень быстро мы замечаем легкий дымок, стелящийся от предполагаемого жилища. Пройдя немного по дороге вблизи берега, в 19:30 выходим к домику.

Нас радужно в стретили местные жители - Татьяна Валентиновна с мужем Александром. Как выяснилось позднее при разговоре, это они то и пропилили часть дороги от о кеана, т ем самым облегчив наш путь. Увидя нас, мокрых и замерзших, они буквально силком запихнули нас в маленький домик, где мы смогли переодеться у растопленной печки и приготовить мясо, которое заботливо отдал нам утром Павел. Хозяева оказались очень милыми, добрыми и гостеприимными, и весь оставшийся вечер мы провели в приятной беседе. Татьяна Валентиновна, уроженка Итурупа, буквально влюблена в свой родной остров, поэтому нам посчастливилось услышать множественный истории, связанные с отдаленным уголком. Еще она отметила, что в этом году нет мошки-белоножки, нам повезло. И действительно, на побережье мы не встречали мошку. Несмотря на уговоры остаться на ночь в домике, все же ставим палатки во дворе и укладываемся спать на улице, к тому же и дождь закончился. В этот день мы обнаружили, что и второй фотоаппарат из-за сырости вышел из строя, несмотря на то, что техника была в герметичной упаковке.

Фото 7.1 Дорога от Лесозаводского

15 августа. 8-й ходовой день. Йодный - река Плавная

15,31

5:35

В 7:00 подъем дежурных, в 7:30 всей группы. Готовим снова в домике, хотя погода располагает к приготовлению пищи и на улице. Но нам важно еще и общение с добродушными х озяевами, которые буквально нас кормили интересными рассказами про Итуруп. У Татьяны Валентиновны «прикормлены» две лисички, которые отличаются от наших черноватым отливом шерсти. (Фото 8.1 Лисички) «Одомашненные» лисы очень похожи на кошек, разве что не трутся о ноги, но совершенно не боятся людей и спокойно разгуливают между нами на улице, пока мы собираемся.

Погода установилась ясная, теплая и жизнеутверждающая. Снова долго прощаемся с местными ж ителями и только в 10:00 выходим. (Фото 8.2 Знакомство) Идём частично по заросшей дороге, передвижение по которой не составляет проблем. Через 10 минут доходим до заброшенной погранзаставы, заходим осмотреть заброшенную военную часть. Строение пока еще частично хорошо сохранилось и еще хранит на себе отпечатки когда-то вполне благополучной жизни. На стенах хорошо сохранены художественные рисунки. Осмотр занял 13 минут, поэтому в 10:23 продолжаем движение дальше. До слияния р. Ильинка и р. Иодный идем по дороге и около 11:00 подходим к мысу Ильина. (Фото 8.3 дорога вдоль Тихого океана) Брод ручья где-то по колено, течение слабое. (Фото 8.4 Брод р. Ильинка и р. Иодный) Перейдя, находим дорогу, делаем привал и потом продолжаем движение по ней. Через 2 км дорога спускается к песчаному пляжу. Идём вдоль моря - побережье в основном песчаное. (Фото 8.5 Песчаное побережье Тихого океана) Побережье живописное, в этом месте отсутствуют скальные прижимы с водопадами, которые сопровождали нас на Охотском море. Но пенистые красивые трехъярусные волны океана, периодически встречающиеся маленькие утесы вполне себе заменяют виды противоположного берега острова. Временами выходим на литораль, снова попали в отлив, и идем по мелким ракушками. Проходим скальный участок обнажившегося дна на котором расположился птичьий базар. Количество чаек впечатляет. (Фото 8.6 Птичий базар) Проходим скалу «Два брата» (Фото 8.7 Мыс Два брата) и в 13:20 выходим к мысу Ольги. Делаем долгий привал на черном песчаном пляже Тихого океана, устраиваем фотосессию. (Фото 8.8 Мыс Ольги) От песка интересно идет испарение воды, которое сверкает на солнце. Тут мы замечаем что мы не одни - за н ами заинтересованно наблюдают, качаясь на волнах, котики, как мы их прозвали. (Фото 8.9 Тюлени) На самом деле в акватории Итурупа обитают следующие ластоногие: ларга, сивуч, антур, северный морской котик. Морские жители довольно любопытные, разглядывали они нас не с меньшим интересом, чем мы их. Потом какое-то время они плыли рядом с нами, периодически выныривая из воды. Далее немного проходим до второго ручья после мыса (Фото 8.10 брод ручья Новь и после Нови) и в 13:50 встаём на обед у ручья на каменистом пляже. (Фото 8.11 Обед) Дров много, поэтому готовим на костре. Светит солнце, устраиваем сушку промокших вещей.

В 16:00 выходим с обеда. Через 40 минут ходьбы по песчаному пляжу начинаются камни, достаточная крупная осыпь, по которой местами приходится перелезать через большие валуны. (Фото 8.12 Каменистый берег) Скорость движения падает. У следующего ручья делаем привал. (Фото 8.13 ручей до р. Плавная) Далее до р. Плавная идем по галечнику, периодически залезая невысоко наверх, обходя маленькие, простые прижимы по траве. (Фото 8.14 Побережье до р. Плавная)

В 18:55 доходим до фургончика на р. Плавная, брод ручья по колено, течение умеренное. (Фото 8.15 Брод р. Плавная) Ставим лагерь на ровной площадке в траве рядом с вагончиком. Готовим ужин на костре на галечном берегу. Плавника много, проблем с дровами не возникает. За ужином любуемся океаном, наслаждаемся теплой погодой.

Фото 8.1 Лисички

16 августа. 9-й ходовой день. Река Плавная - река Грунтовая

11,83

5:00

Ночью начался дождик. В 6:00 подъем дежурных.

В 7:15 дождь не перестает, поэтому завтракаем в фургончике, рядом с которым поставили лагерь. (Фото 9.1 Завтрак в фургончике)

Собираемся под дождем и в 9:00 выходим. Идём по дороге, местами заросшей травой, которая периодически выходит на берег, на котором чередуется песок, галька, камни. (Фото 9.2 Побережье Тихого океана) Дождь медленно и упорно всё усиливается и усиливается. Вместе с ним к репчает ветер. Дорога постепенно превращается в ручей. Иногда путь пролегает по валунам в непосредственной близости от океанских волн. Волны страстно бушуют и сильно накатывают на берег. Временами встречаем следы от квадроцикла, на котором приехали в свой домик Татьяна Валентиновна с Александром. Идем без привалов, потому что в се сырые насквозь и останавливаться холодно. Скорость движения не очень высокая. По скользким камням идти все труднее. Периодически останавливаемся - ждем отстающих.

Первые три ручья от места ночевки пересекли благополучно, уровень воды в них еще пока был низкий. Ручей Отливной тоже пересекли без особых проблем. (Фото 9.3 Брод Отливной) Пока бродили, мимо нас проехали наши новые знакомые - они на квадроцикле торопятся домой. После ручья дорога поворачивает на север и делает крюк в глубину острова, удлиняя маршрут на 1,5 км. Нам рекомендовали идти по берегу. В начале мы не хотели сходить с дороги, потому что устали идти по мокрым камням, поэтому пошли по дороге. В скоре она плавно стала отходить от берега пока не пропала в болотистой местности. (Фото 9.4 Дорога по болоту) Становится понятно, что нужно возвращаться к берегу, поэтому мы пошли через болото, траву и кустарник азимутом на побережье. Выходим к современным строениям, не обозначенным на карте. Была надежда перекусить и отдохнуть под навесом, но домики оказались закрыты и укрытия во дворе мы не нашли. (Фото 9.5 Домики) Продолжаем путь по каменистому берегу. Дождь очень сильный. Дороги затопило окончательно. Ближе к р. Грунтовая берег становится более скалистым и каменистым, береговая линия не такая широкая, периодически приходится перепрыгивать по камням средней осыпи. Со скал уже стекают сплошным потоком коричневые ручьи, вода повсюду. (Фото 9.6 Дождевые ручьи) Шум ручьев, в етра и грохот океана сливаются в один сплошной рев. Уже закрадывается сомнение, что мы сможем пересечь р. Грунтовая, глядя на происходящий потоп. И действительно, вскоре издалека мы увидели бушующий коричневый поток, который бешено врывался в океан, стараясь смести все на своем пути. Конечно же, это наш ручей, который мы должны п ересечь. В 13:15 подходим к реке Грунтовая, видим вскипевшую грязную реку, уровень воды поднялся где-то метра на 1,5. (Фото 9.7 Подъем уровня воды в р. Грунтовый) Понятно, ч то ручей перейти мы не сможем, поэтому нужно искать место под палатки, тем более погода все больше ухудшается и уже становится похожей не на сильный дождь, а на тайфун, о котором мы так много читали.

Поднимаемся с побережья вверх на полянку, уходя от берега. На берегу становится опасно, т.к. волны увеличиваются в размере и накат удлиняется. Первая попавшаяся большая полянка практически затоплена водой. Идем вверх по дороге, (это тот самый объезд), пытаясь найти хоть какой-нибудь сухой клочок земли, но весь лес и бамбук на склоне затоплен водой. По дороге течет река, идем просто по колено в воде. (Фото 9.8 Затопленные дороги) В итоге, отойдя по дороге от берега 1 км и набрав 50 метров, в 14:00 находим более менее возвышенное ровное и сухое место с низкорослым бамбуком, где можно безопасно встать, и ставим лагерь. Уже привычно расчищаем места под палатки, ставя их близко друг к другу и натягиваем тент между ними. В 16:30 обедаем по палаткам, дождь и ветер не прекращаются.

В 20:00 ужинаем и ложимся спать. Весь вечер и всю ночь лил очень сильный, тропический ливень, невозможно было представить сколько же воды вылилось за все это время. Вот теперь мы испытали на себе что такое тайфун по-итурупски.

Впоследствии мы узнали, что Татьяна Валентиновна с Александром не смогли переехать Грачевку и ночевали без палатки и тента под проливным ливнем, сидя у костра. Просто поражаешься духу местных жителей.

Фото 9.1 Завтрак в фургончике

Фото 9.2 Побережье Тихого океана

Фото 9.3 Брод Отливной

Фото 9.4 Дорога по болоту

Фото 9.5 Домики

Фото 9.6 Дождевые ручьи

Фото 9.7 Подъем уровня воды в р. Грунтовый

Фото 9.8 Затопленные дороги

17 августа. 10-й ходовой день. Река Грунтовая - пос. Буревестник - Горячие ключи

13,2

4:06

В 6:00 подъем дежурных, дождь прекратился, но на улице все еще пасмурно и ветренно.

7:00 завтракаем в палатках. В 7:40 пошли на разведку к побережью. Вода спала - можно попробовать безопасно перейти.

Собираем лагерь и в 9:15 выходим. На дорогах все еще стоит вода. (Фото 10.1 Дорога к р. Грунтовая) В 9:40 подошли к реке Грунтовая. Проблем с бродом не возникло. (Фото 10.2 Брод р. Грунтовая) Идем все также по дороге вдоль берега, местами читаются остатки японской дамбы. (Фото 10.3 Побережье Тихого океана) Дорога сырая, с большими лужами. Но, чем ближе к Буревестнику, тем больше дорога становится более проезжаемой и более грязной. В 11:25 подходим к реке Грачевка. (Фото 10.4 Брод Грачевки) Река Грачевка у берега имеет 2 рукава. Бродится без проблем. Замечаем рыбу, к тому же по отчетам в этой реке ловили форель. Надежда все-таки хоть раз поймать рыбку нас не покидает, поэтому на противоположном берегу делаем привал, на котором предпринимаем последнюю попытку поймать хоть что-то. Примерно через час улетает последняя блесна и можно спокойно двигаться дальше. По дороге замечаем одинокого сивуча (или котика, или ларгу), который грелся на большом камне в океане и немного попозировал нам, махая ластами. (Фото 10.5 Тюлень)

В 13:15 подходим к аэродрому в Буревестнике. Общаемся с военнослужащими. Нам набирают чистой воды из скважины. Мы надеемся устроить быстрый обед в ожидании машины. Также созваниваемся с Максимом и договариваемся о месте в Буревестнике, где он нас заберет. Через 20 минут возобновляем движение в сторону поселка. Бродим р. Буревестник, уровень воды где-то по бедро. (Фото 10.6 Брод р. Буревестник) По дороге замечаем остов давно упавшего самолета - идем его осматривать. Осмотр занимает минут 10. (Фото 10.7 Самолет) В 14:50 выходим в Буревестник. В 15:30 за нами приезжает Максим. Пообедать не успеваем.

В два захода мы добираемся до Чертовой скалы в заливе Касатка. (Фото 10.8 Залив Касатка) Чертова скала - огромный базальтовый скальный выступ, внутри которой японцами был пробит "сквозной" туннель взорванный ими при отступлении с острова. В нем еще сохранились остатки японских укреплений времен Второй мировой войны. Тут при японцах находилась в оенная база Хитокаппу с одноименным аэродромом. Именно в этой военной базе готовились войска милитаристской Японии для знаменитой атаки на Пёрл-Харбор. А от Чертовой скалы уже на двух машинах едем к Горячим ключам. В заливе Касатка, при осмотре Чертовой скалы, встречаем пограничников. Они проверяют пропуска. Кроме этого раза мы пограничников не встречали. Также во время совещания с военными, обнаруживается, что наш путь следующих дней пролегает через место стрельб. Нам сообщают, что ежедневно идут учения и стреляют как раз по вулкану Грозный, куда мы собираемся. И мы как раз попадаем под учебный огонь. Начинаем рассматривать альтернативные варианты. К счастью, выясняется, что стрельбы отменены до конца недели и мы можем спокойно продолжать свой маршрут. Единственное, военные были убеждены, что мы вернемся назад и дальше к вулкану Баранского выйти не сможем, т.к. там уже давно никто не ходит и места непроходимые. Поэтому при планировании маршрута необходимо учитывать, что маршрут пролегает через военный городок и стрельбища. На данный момент он закрыт и через него проход запрещен. А активные учения идут в связи с обстановкой на мировой арене. Нам повезло, что именно в наши дни отменили учения и мы попали в «окно».

По дороге останавливаемся осмотреть на Зеркальном пляже буксир Корунд, построенный в 1993 году в Японии, выброшенный на мель в заливе Касатка во время шторма 3 декабря 2015. (Фото 10.9 Корунд)

Еще делаем остановку у стеллы с военной техникой, фотографируемся. В 17:30 выгружаемся на берегу р. Благодатная, где планируем места лагеря в Горячих ключах. У военных удалось купить свежий хлеб. Время уже позднее. Решаем горячий обед не готовить, а взять из него только перекус. И сразу готовить ужин. Отправляемся собирать дрова. В лесу находим много разбитой военной техники.

И вот м ы впервые познакомились с мошкой-белоножкой, которой нас стращали. Не сказать, ч то было большое количество насекомых, но периодически на этом кольце она покусывала по очереди участников. Ну и появились комары в умеренном количестве.

На этом первое кольцо заканчивается и на следующий день начинается вторая часть маршрута, радикально отличающаяся от первой части. Насколько кардинально, мы еще не подозреваем.

Фото 10.1 Дорога к р. Грунтовая

8,5

6:20

В 6:00 подъем дежурных, в 7:00 завтрак

В 9:15 выход. Погода солнечная, малооблачная. Саша Горчаков в 2012 и 2015 гг выходили к ручью Трущобный через пос. Горячие Ключи и военную часть. Пройти через стрельбища у них проблем не составило. В нашем случае, проход через поселок и через полигон, соответственно, невозможен, т.к. он сейчас закрыт, и проход осуществляется только по специальным пропускам. Конечно, пройти 3 км по дороге проще и быстрее, чем по реке, поэтому этот путь более логичный, но на данный момент он недоступен.

Идем по руслу реки Благодатная километра 2. Река в этом месте широкая, глубина не выше колена, течение слабое, практически равнинное. (Фото 11.1 р. Благодатная) Это самый простой участок, как оказалось впоследствии, но, с непривычки, идти необычно. Вода хоть и не ледяная, но все равно холодная, поэтому минут через 20 переодеваемся в неопреновые носки. В них идти гораздо теплее и приятнее. Скорость движения по реке невысокая, потому что попадаются скользкие камни, необходимо преодолевать сопротивление воды, не всегда видишь куда нужно ставить ногу, приходится выбирать путь в поисках более низкого уровня воды. В среднем, в зависимости от участка, скорость передвижения по реке от 500 до 1,5 км в час. Именно на этом участке у нас была самая высокая скорость - 1,5 км в час.

В 10:30 подходим к устью ручья Трущобный (N 45.04635° E 147.77240°). Сворачиваем на него. Здесь русло гораздо уже и течение намного сильнее, глубина по колено и выше. Также по берегам нависают заросли бамбука. Приходится идти по узкому тоннелю из бамбука, который смыкается над головой. (Фото 11.2 р. Трущобный - начало) На берег вылезти невозможно, слишком густые заросли, периодически приходится перелезать через поваленные деревья, пролезать под кустарниками, нависшими ветками. (Фото 11.3 р. Трущобный - бревна) Скорость падает до 700 м в час. Медвежьих троп нет и не будет нигде на втором кольце. Иногда все же обходим по берегу, если встречается небольшой просвет или попадаются небольшие заросли белокопытника. (Фото 11.4 Белокопытник) Он, хоть и выше человеческого роста, но по нему идти гораздо проще и быстрее, чем по воде или по бамбуку. Пройдя немного по Трущобному, делаем привал. Вскоре русло расширяется и идти становится п роще. (Фото 11.5 р. Трущобный). У Лена улетает палка, в первый раз ее успели поймать, а во второй уже нет - она стремительно унеслась вдаль.

Через 2,5 перехода дошли до развилки. Идем по левому руслу.

К 13:15 дошли до места, где по отчету Саши Горчакова начинается сухое русло. (Фото 11.6 р . Трущобный - сухое русло) Встаем на обед, т.к. дальше до вечера воды не предвидится, судя по описаниям. (Фото 11.7 Место обеда) Готовим на горелках. Сушим вещи на солнышке.

Читаем вслух Пикуля «Каторга» про Сахалин. Это книга, купленная Олегом в Южно-Сахалинске, сопровождала нас весь поход, и периодически мы устраивали коллективные чтения.

В 15:00 вышли с обеда. Вода началась через 200 м и продолжалась до конца ходового дня. Никакого сухого русла в наше время не было. (Фото 11.8 р. Трущобный - должно быть сухое русло) Из ч его мы делаем вывод, что уровень воды в наш год значительно выше. В дальнейшем это неоднократно подтверждается. По пути частенько попадались небольшие ступеньки водопадов, которые обходились сбоку. (Фото 11.9 р. Трущобный - небольшие водопадики)

Собственно с выхода на р. Трущобный у нас начинается постепенный набор высоты, поэтому ручей превращается уже не в равнинную реку, а вполне себе в горную с небольшим уклоном. Поэтому все оставшиеся дни у нас было течение, которое необходимо преодолевать, постоянно переходить то на один берег, то на другой, в поисках более мелкого места для прохождения с меньшим течением. (Фото 11.10 р. Трущобный)

В 18:40 дошли до планового места ночевки. Согласно отчету Александра Горчакова, он ночевал где-то поблизости. Перечитав описание и сверившись с GPS, понимаем, что ночевал он не у с амого ручья, а вылезал по склону наверх из каньона. В условиях зарослей бамбука, с делать это весьма проблематично. Походив вверх-вниз по ручью находим более-менее ровное место, заросшее бамбуком, но с малюсенькой полянкой под одну палатку внутри. (Фото 11.11 Место ночевки в бамбуках) Поиски места заняли приблизительно час.

На самом деле мест для стоянки, даже очень плохих, по берегам ручьев практически нет. Потому что берега по обе стороны плотно заросли бамбуком вперемежку с ольховым и березовым криволесьем. Встать и расчистить в них площадки под палатками подручными средствами очень трудоемко, практически невозможно. Тем более, бамбук нужно пропиливать прям глубоко под корень, потому что от него остаются острые и жесткие обрубки, которые могут порвать палатку, да и спать на таком невозможно. Это необходимо учитывать при планировании маршрута и сохранять точки мест ночевок из предыдущих отчетов.

В 19:35 начинаем расчищать места под палатки. Здесь очень пригодились ножовки. Ужин готовим на костре. В случае продолжительных дождей место стоянки может оказаться непригодным. К 21:00 готов ужин. В 22:30 отбой.