Автор: Ольга Хазова г. Раменское

Отчет о пешеходном маршруте 4 к.с. по Курильским островам (о. Итуруп) и Сахалину, совершенном группой города Москвы с 6 августа по 28 августа 2022 года. Часть 2

19 августа. 12-й ходовой день. Подъем по ручью Трущобный - перевал 853

3:36

6:50

Ночью начался дождь и не заканчивался до утра. Время подъема несколько раз переносим. В итоге завтрак готов к 8:30. После завтрака сидим-ждем улучшения.

9:40 дождь закончился, решаем собирать лагерь. В этот день мы продолжаем движение по руслу р. Трущобного.

В 10.50 выходим. Почти сразу же после нашего выхода снова начинается дождь, который уже не прекратится до следующего утра. Ручей становится более узким и более заросшим, крутизна увеличивается. (Фото 12.1 р. Трущобный) Скорость в среднем 500 м в час. Все чаще попадаются нависшие разветвленные ветки ольхи и березы, которые нужно облезать, каскадов небльших водопадов становится тоже больше, местами приходится карабкаться. (Фото 12.2 р. Трущобный основное русло) Уровень воды от чуть ниже колена до чуть ниже развилки. Попадаются скользкие камни, на которых растут мелкие зеленые водоросли, поэтому необходимо идти осторожно. Периодически кто-то падает, но нам уже не страшно, потому что все равно все сырые с ног до головы. Мест для отдыха нет. Небольших каменных островков, которые попадались в предыдущий день, и на которых можно было привалиться, уже нет. Плюс еще сверху льет дождь и дует сильный ветер. Поэтому привалов не делаем, идем без остановок и без обеда. Сделали только один привал в первую ходку, пока дождь еще не разошелся. На привале надели каски. Во-первых, камни скользкие и можно упасть, ударившись головой, во-вторых, не так больно ударяться головой о толстые ветки при пролазе через деревья, в-третьих, в касках было немного суше голове. Все последующие дни по ручьям мы шли в каске - так безопаснее. Иногда попадались небольшие купели, уровнем воды явно выше пояса, которые невозможно обойти по камням, поэтому обходили, пробираясь через бамбучник. (Фото 12.3 р. Трущобный облаз) А иногда попадались ступени водопадов метров 4-6, которые тоже сложно было пролезть - их мы тоже облезали по зарослям. Чем выше мы поднимались, тем чаще попадались водопадики. (Фото 12.4 р. Трущобный водопадики) Количество их не считали, т.к. их много. Ручей становился уже. Ближе к верху нам попался длинный каскадный водопад, состоящий из 3 ступеней. (Фото 12.5 р. Трущобный водопад ступень вторая) (Фото 12.6 р. Трущобный водопад ступень третья) Основание которого составлял конгломерат без крупных камней, поэтому пришлось аккуратно по нему пролезть, на верхней ступени повесили веревку для подстраховки, хотя можно пролезть и без нее. Перед самым выходом на перевал ручей становится с овсем узким и крутизна склона увеличивается. Лезем по камням ручья. (Фото 12.7 р. Трущобный верховье) Попадается несколько маленьких водопадов, которые проходим по центру по камням, не обращая внимание на воду. Выходим на полянку, заросшую мелким бамбучником, отмеченную у Саши Горчакова, на которой мы надеялись расположиться, потому что очень устали. (Фото 12.8 Единственная полянка) Но по ней протекал ручей и все ровные места были затоплены. После нее попадаем в глубокую промоину, по которой идти сначала легко, т.к. глубина ее была с человеческий рост и кедровый стланик, закрывавший ее своим лапником, не сильно мешал. (Фото 12.9 Промоина) Но вскоре глубина стала уменьшаться и уже приходилось бороться с колючими ветками кедрача, пока мы в конечном итоге не вылезли в кедровый стланик, по которому оставалось метров 150 до перевала. (Фото 12.10 Стланик перед перевалом) Когда мы вылезли из ручья и пошли по веткам кедрача, ветер нас буквально сметал вместе с ветками.

В 17:35 выходим на перевал 853. На самом перевале есть хорошие места для палаток, где собственно и предполагалось заночевать. (Фото 12.11 Перевал, место для ночевки) Поблизости протекает ручей. Но в нашем случае дует штормовой ветер. Мы поняли, что снова попали в тайфун. Пытаемся поставить хотя бы одну палатку. Заканчивается это погнутой дугой. Ветер почти сбивает с ног и вырывает из рук палатку. Понимаем, что поставиться будет проблематично, да и потом ветер может поломать жилища. Решаем спуститься немного с перевала и поискать место там.

Уходим с перевала. Немного приспускаемся по заболоченной полянке, внизу которой тоже возможно встать лагерем, заходим в криволесье березняка. В 18:00, практически сразу в его зарослях, немного не доходя до начала кедрового стланика, ставим лагерь, расчищая место от бамбука. (Фото 12.12 Лагерь в криволесье и бамбуке) Бамбук низкорослый и тонкий, ровные места между березами имеются. Методика расчистки мест отработанная. Справляемся довольно быстро. В хорошую погоду здесь вставать бессмысленно, место не для лагеря, а для вынужденного случая. Но главное, мы втиснули палатки между берез и стволов, и тут нет шквального ветра. Обед, а затем и ужин готовим в тамбурах палаток, т.к. идет дождь, который шел всю ночь. По описаниям с перевала отличный вид на вулкан Грозный. У нас, конечно, было все в облаках.

Фото 12.1 р. Трущобный

1,69

4:42

6:00 подъем дежурных.

7:00 завтракаем в палатках, так как моросит, а в предыдущий день намерзлись и намоклись. Решаем подождать. Понимаем, что на влк. Грозный не успеваем, а до озера Лопостного идти недалеко, поэтому время пересидеть имеется.

В 11:30 принимаем решение обедать и выходить в любую погоду. На улице все еще моросит, но уже меньше, видны просветы. Во время сборов по-очереди возвращаемся на полянку предполагаемого места ночевки для осмотра открывающихся видов, т.к. немного распогодилось. (Фото 13.1 Кальдера вулкана Грозного) Действительно картина впечатляет. Полностью открывается кальдера вулкана Грозного, виднеется вулкан Дракон и внизу красуется оз. Лопастное, будущее наше место ночевки - оно совсем рядом, но путь к нему не так прост.

В 12:10 обедаем, собираемся и в 13:50 выходим. Нам повезло, дождь к этому моменту прекратился и не пришлось повторять подвигов предыдущего дня. Березовое криволесье быстро заканчивается. (Фото 13.2 Стланик после березового криволесья) Немного проходим по кедровому стланику и выходим на бамбук. (Фото 13.3 Бамбучник перед ручьем) Бамбук в этом месте низкорослый, идти по нему легче. Мы выделили для себя два типа бамбука. Первый - низкорослый: где-то по пояс, чуть выше, по нему передвигаться проще (хотя тоже тяжело) - он более тонкий, не такой жесткий, имеется хороший обзор для выбора дальнейшего пути, скорость где-то 3 00-500 м в час. (Фото 13.4 Бамбук низкорослый - фото сделано на подъеме на перевал) Второй тип - это высокий стланик с человеческий рост и чуть выше. Передвижение по нему очень трудоемко и медленно, скорость 200-300 м в час. Он выше, обзора вокруг нет, т.к. он стоит плотной стеной и за ней ничего не видно, стебли толстые и жесткие, сильно пружинят и больно бьют по ногам. (Фото 13.5 Бамбук высокорослый - фото сделано на обходе озера Лопостное) По бамбучнику в целом передвижение очень сложное, но мы радовались когда видели с реди этого буйного разнообразия всякий растительности бамбучник по пояс первого типа и старались идти по нему.

По низкорслому бамбучнику сваливаемся в верховье ручья, по которому нам необходимо спуститься вниз с перевала до слияния ручьев. (Фото 13.6 Спуск в ручей) Ручей неглубокий, по сравнению с Трущобным, но более заросший и узкий. (Фото 13.7 Ручей на спуске) Периодически начинаем пропиливать путь, т.к. уже устали пролезать по веткам и бревнам. Ножовки очень помогают и облегчают движение. Вниз оказалось идти по воде сложнее, чем вверх. Когда поднимаешься, нога сразу крепко встает на место и скользкий камень проще обнаруживается. Когда же спускаешься вниз, не сразу можно понять, что камень под тобой скользкий, поэтому приходится немного идти наощупь, чтобы не упасть. (Фото 13.8 Заросли в ручье на спуске)

На развилке ручьев делаем привал. Нам нужно идти по правому ручью вверх. Ручей похож на предыдущий - мелкий, крутой, узкий и заросший. (Фото 13.9 Ручей на подъем) Периодически пропиливаем маршрут. Заканчивается ручей глубокой промоиной, по которой карабкаемся наверх. (Фото 13.10 Верховье ручья на подъеме) Далее путь к перевалу пролегает через кедровый стланик и бамбучник, который растет небольшими полянками между кедрами. (Фото 13.11 Подъем на перевал). Идем медленно - пробираться сложно.

В 18:10 поднимаемся на перевал. (Фото 13.12 Перевал - весь в стланике) Перевал весь в стланике, как и спуск с него. Продвижение по кедровому стланику сильно отличается от бамбука. Т .к. отогнуть его в нужную сторону практически невозможно. И приходится перешагивать с одной ветки на другую, стараясь удерживать равновесие. Идешь в буквальном смысле по веткам, потому что до земли далеко. Кедровый стланик представляет из себя маленькие кедры, которые растут горизонтально и вертикально. Основной центральный ствол тянется вверх, а боковые ветки, длиною в несколько метров, растут вбок. При этом плотность деревьев достаточно высокая и боковые ветви соседних растений переплетаются между собой, образуя живую, колючую изгородь. Стволы при этом очень толстые и прочные, т.к. он растет медленно, поэтому они спокойно выдерживают вес человека с рюкзаком. Но в то же время для их раздвигания приходится прилагать усилия. Идти проще друг за другом, передавая ветки из рук в руки, «из под ног под ноги». (Фото 13.13 Кедровый стланик)

Вылезаем на перевал немного исколотые, испачканные смолой. Осматриваем дальнейший путь, видим место нашей ночевки - озеро Лопастное. (Фото 13.14 Озеро Лопастное) Оно совсем рядом - всего 300 метров по прямой со сбросом высоты 30 м. В горах до него можно было бы спуститься минут за 10-15. Но нам до него все же надо идти снова по стланику, поэтому спуск у нас занимает почти час. (Фото 13.15 Спуск по стланику к озеру Лопастное) Вскоре мы попадаем в сухое русло ручья, находим в нем старые, совсем старые пропилы, добавляем свои. Перед озером выходим на травяную ложбинку и уже по ней быстро спускаемся к озеру.

По руслу сухого ручья выходим в долину озера Лопастного. Озеро Лопастное окружают множество озер п оменьше. И у самого Лопастного мест под палатки может не оказаться, т.к. берега его заболочены. Поэтому в 19:10 находим хорошее место и встаем на ночевку у небольшого озера, немного не доходя до Лопастного. (Фото 13.16 Лагерь на озере Лопастном) Долина вполне симпатичная, представляет собой систему маленьких озер с заболоченными берегами. После постановки лагеря отправляемся напиливать сухой стланик для костра. Ужин готовим на костре. В 21:20 ужин по палаткам, так как в конце готовки начался дождь, который продолжался до утра.

Фото 13.1 Кальдера вулкана Грозного

Фото 13.2 Стланик после березового криволесья

Фото 13.3 Бамбучник перед ручьем

Фото 13.4 Бамбук низкорослый

Фото 13.5 Бамбук высокорослый

Фото 13.6 Спуск в ручей

Фото 13.7 Ручей на спуске

Фото 13.8 Заросли в ручье на спуске

Фото 13.9 Ручей на подъем (1)

Фото 13.9 Ручей на подъем (2)

Фото 13.10 Верховье ручья на подъеме (1)

Фото 13.10 Верховье ручья на подъеме (2)

Фото 13.11 Подъем на перевал

21 августа. 14-й ходовой день. Озеро Лопастное - озеро Купальное

6,1

5:03

В 6:00 подъем дежурных, готовим на костре, в 7:00 завтракаем. Низкая облачность, но осадков нет.

Собираемся и в 9:10 выходим. Быстро доходим метров 300 по заболоченному полю до края озера Лопастное. В 2012 году по отчету Саши Горчакова они шли по краю озера по пояс в воде. В 2015 году они обошли озеро по берегу сверху, там были пропилы и путь оказался проще и быстрее. У нас обход также планировался по берегу сверху.

Начинаем огибать озеро по бамбучнику и стланнику. В отчете Александра Горчакова сказано, что в зарослях есть пропилы. Мы не обнаруживаем даже намека, хотя и идем близко к его треку. Сначала продираемся по высокому бамбучнику второго типа по нашему определению выше. (Фото 14.1 Бамбучник на склоне оз. Лопастное) Передвигаться по нему и так сложно, а траверсировать на склоне с уклоном еще сложнее. Как уже упоминалось, стебли у бамбука очень плотные, толстые и гладкие. К тому же плотно растущие. Ноги по стеблям постоянно скользят вниз, приходится висеть на руках и идти крепко цепляясь за стволы сверху. Видимости практически нет, т .к. растение выше человеческого роста. Если кто-то успевал уйти вперед, то сзади идущие люди его не видели уже через метр. Поэтому идем плотной группой, снова передавая друг д ругу ветки. (Фото 14.2 Стланик на склоне оз. Лопастное) Потом решаем взять немного вверх, потому что склон внизу становится круче и начинаются небольшие балки, пересекать которые лишний раз не хочется. (Фото 14.3 Подъем на склоне оз. Лопастное) Через какое то время мы доходим до кедрового стланика наверху, двигаться становится немного полегче. (Фото 14.4 Кедровый стланик на склоне оз. Лопастное) Вскоре мы увидели старые пропилы, про которые писал Саша. Но они уже все заросли. Скорее всего с 2015 года больше никто эти края не посещал. Поэтому пропилы не особо облегчают путь.

К 11:40 спустились на другой край озера. Делаем привал. В итоге наши 600 м без остановок дались нам за 2 часа 20 минут. На привале запускаем квадрокоптер для просмотра дальнейшего пути. (Фото 14.5 оз. Лопастное с птичьего полета) (Фото 14.6 Долина оз. Лопастное) Разведка порадовала - стланика не предвидится. Дальше путь полегче. (Фото 14.7 Спуск с оз. Л опастное в долину р. Многоозерная) Немного прошли по легким зарослям 700 м и в 12:10 подходим к ручью Многоозерному, переходим его. (Фото 14.8 Брод р. Многоозерная) Немного ниже по течению ручья есть водопад. На другом берегу, останавливаемся на привал для съемок с квадрокоптера. Водопад очень широкий и многоводный, похож на водопад Виктория в миниатюре. (Фото 14.9 Водопад на р. Многоозерная) (Фото 14.10 р. Многоозерная и спуск с оз Лопастное)

Дальее путь пролегает по долине ручья Многоозерного. Долина представляет себя заболоченность с множеством мелких озер, и чем-то отдаленно напоминает тундру. (Фото 14.11 Долина р. Многоозерная с высоты птичьего полета) Идти по болоту после бамбучника и стланика очень приятно. Мы наслаждаемся простотой и быстротой передвижения. Если бы мне кто-то сказал в Якутии, что передвигаться по болоту просто, то я бы не поверила. Но сейчас болото с невысокой, мягкой травой было сравнимо с асфальтом после каменистой тропы. 400 метров идем по орографически правому берегу, потом переходим на левый и продолжаем движение, маневрируя между озерками, иногда двигаясь узкими перешейками между ними. (Фото 14.12 Переход р. Многоозерная на левый берег) В какой то момент посередине долины обходим по реке небольшие заросли бамбука. Его немного и пройти несложно, но, после обхода озера Лопастного по зарослям, идти в них совсем не хочется, поэтому небольшой участок проходим по речке. (Фото 14.13 Обход зарослей по р. Многоозерная) Дальше, до самого подъема по ручью, идется легко. (Фото 14.14 Путь по р. Многоозерная)

Через 1,6 км в 13.10 останавливаемся на обед у начала подъёма по ручью. Готовим на горелках. Ярко светит солнце.

В 15:20 вышли с обеда и начинаем подниматься вверх по ручью. (Фото 14.15 Подъем вверх по ручью) В точке (N 45.025743° E 147.896202°) ходим на разведку. По результату разведки принимаем неверное решение продолжать подъем вдоль ручья. В этой точке нужно уходить в сторону, поскольку через некоторое время уже приходится карабкаться по склону. И даже провешивать репшнур. Выбравшись наверх в 16:35, делаем привал. (Фото 14.16 На фоне влк. Мачеха) Озеро Купальное уже перед нами. (Фото 14.17 оз. Купальное) После чего примерно за полчаса доходим до места лагеря на берегу озера Купального. Сначала мы испугались, увидев заросшие берега, но в итоге шли прям по краю озера. Глубина озера около берега чуть выше щиколотки, поэтому идти очень легко. (Фото 14.18 Путь по берегу оз. Купальное) Озеро обходим сначала по западному, а потом и северному берегу. Ярко светит солнце, раскидываем сушится свои сырые вещи и идем купаться. Запускаем квадрокоптер для просмотра пути на вулкан Тебенькова. Мелководье у озера довольно протяженное, вода прохладная. Дров много. Собираем сухой кедр. Ужин готовим на костре.

Фото 14.1 Бамбучник на склоне оз. Лопастное

Фото 14.14 Путь по р. Многоозерная

Фото 14.15 Подъем вверх по ручью

Фото 14.16 На фоне влк. Мачеха

Фото 14.17 оз. Купальное (1)

Фото 14.17 оз. Купальное (2)

Фото 14.18 Путь по берегу оз. Купальное

22 августа. 15-й ходовой день. Восхождение на вулканы Тебенькова и Мачеха

5,74

5:42

вулкан Тебенькова

В этот день запланировано восхождение на влк. Тебенькова и Мачеха, они логично ходятся в связке одним днем. Путь на правильный усеченный конус стратовулкана Тебенькова, начинается от места ночевки на оз. Купальное. С кальдеры вулкана спускаются два барранкоса равноценной сложности, можно подниматься по любому из них. Оба барранкоса вверху соединяются скальным выступом и за ним сливаются в один. (Фото 15.1 Подъем на влк. Тебенькова) Мы, предварительно слетав на разведку на квадрокоптере, выбираем левый (западный) барранкос. С квадрокоптера путь по нему нам показался проще. Саша Горчаков в 2015 году поднимался по правому.

В 6:00 подъем дежурных. В 7:00 завтрак. В 8:20 выходим из лагеря. Надели каски, с собой взяли системы, кусок репшнура. В самом начале пути нужно немного пройти по воде вдоль берега Купального озера. Поэтому часть группы преодолевает этот участок в бродовой обуви. После переобувания уходим с пляжа в заросли. Здесь, как и с вулканом Атсонупури, важно побыстрее выбраться на барранкос. Почти сразу находим барранкос в точке (N 45.035393° E 147.911138°). (Фото 15.2 Выход на барранкос) Начинаем подниматься по нему. В целом п уть несложный, идем по слежавшемуся каменному выносу. (Фото 15.3 Барранкос) Идем плотной группой, в касках, потому что, как и на вулкане Атсонопури, все сыпется и с бортов могут слетать камни. Хотя борта барранкоса более низкие, чем на Атсонопури. Подходим к небольшой ступени, которая начинается перед скальным выступом слияния барранкосов. (Фото 15.3 Ступень перед скальным выступом) В принципе, необходимо пролезть метров 5, но снова камни из под ног и рук вылетают вместе с землей и песком, засыпая людей внизу. Тем более скальный в ыступ также нужно обойти сбоку через кусты. Поэтому решаем вылезти по кустам из барранкоса и обойти сразу и ступень, и выступ. Вылез к кустам неприятный, под ногами все сыпется, держимся за ветки ольхи, стволы берез и бамбук. (Фото 15.4 Облаз скального выступа) В одном месте провешиваем репшнур для подстраховки и удобства. (Фото 15.5 Подстраховка облаза) Пройдя по зарослям скальный выступ, возвращаемся в барранкос. (Фото 15.6 Выход в барранкос после скального выступа) В этом месте два барранкоса слились в один, поэтому он уже становится более широкими и каменистым. (Фото 15.7 Слияние барранкосов после скального выступа) Крутизна склона возрастает. (Фото 15.8 Склон барранкоса) Продолжаем движение плотной группой под большую скалу, которую облезаем справа по ходу движения. (Фото 15.9 Обход скалы справа) После скалы выходим на плечо кальдеры вулкана, поросшее мелким кедровым стлаником. (Фото 15.10 Плечо кальдеры, подъем на вулкан) Валимся на кедры и делаем привал. Светит солнце, наслаждаемся теплом. Кедры низкорослые, не достигают даже пояса, низко стелятся по земле. Поэтому идти по ним проще, чем по более высокорослому стланику. Тем более иногда попадаются крупные камни, стараемся идти по ним. Через 100 м начинается подъем на вершину вулкана, поросший все тем же стлаником.

В 10:50 достигли вершины вулкана Тебенькова. Около тура делаем привал, фотографируемся. (Фото 15.11 Вершина вулкана Тебенькова) Снимаем записку Саши Горчакова от 2 015 г. (Фото 15.12 Записка Саши Горчакова с вулкана Тебенькова) Она подтверждает, что с тех пор эти края не посещались.

вулкан Мачеха

В 11:30 начинаем движение в сторону Мачехи. Спуск начинаем по крупной осыпи, крутизной 30-35 гр. (Фото 15.13 Начало спуска с вулкана Тебенькова) Через 600 м осыпь переходит в травянистый склон той же крутизны. (Фото 15.14 Спуск с вулкана Тебенькова) Делаем привал и о сматриваем путь дальше. Стлаников снова не избежать, но стараемся все же минимизировать заросли и перемещаться между маленьких полянок. После спуска на перешейке между вулканами у небольшого озерка склон выполаживается. Приспускаемся к нему, идем с правой стороны по ходу движения и заходим в смешанный кедрово-ольховый стланик. (Фото 15.15 Стланик на спуске с вулкана Тебенькова) Траверсом выходим на седловину вулкана Мачеха. (Фото 15.16 Спуск на седловину влк. Мачеха) (Фото 15.17 Путь спуска с влу. Тебенькова)

В 12:50 вылезли на седловину Мачехи. (Фото 15.17а Седловина влк. Мачеха) Тура нет. Обедаем и е дим перевальный шоколад. Вулкан очень красивый, необычный, сильно отличается от с воих собратьев, стоит особняком в своей группе вулканов - на нем поистине лунный пейзаж. Стенки кратера сложены породами, сильно переработанными сольфатарной деятельностью, на дне сольфатары и горячие источники, на нем сосредоточена интенсивная фумарольная деятельность. Цветной кратер взрывного характера спускается к самому берегу Тихого океана. С седловины открывается прекрасный вид на океан. На седловине пахнет фумаролами, много выходов серы. Собираем красивые, но сыпучие камушки серы.

Во время обеда части группы захотелось подняться на один из выступов кратера. За 6 минут поднимаемся на скалу, любуемся новыми видами, открывающимися сверху. (Фото 15.18

Подъем на пупырь влк. Мачеха)

В 13:50 начали спуск. Сначала идем по мелкой осыпи, которая упирается в смешанный стланик. (Фото 15.19 Начало спуска с влк. Мачеха) Нырять в него не хочется, но иначе не пройти. (Фото 15.20 Стланик на спуске с влк. Мачеха) Через 300 м выходим из зарослей на мелкую осыпь и идем по ней еще метров 300. Осыпь спускается вниз, мы же уходим траверсом на склон без сброса высоты. (Фото 15.21 Путь спуска с влк. Мачеха) Сначала идется хорошо, но потом мы попадаем в ольховый стланик в перемежку с кедровым и с бамбуком. Лезем по зарослям, без рюкзака гораздо проще, но все равно утомительно. (Фото 15.22 Второй стланик на спуске с влк. Мачеха)

Через 400 м в 15:05 выбираемся из зарослей к ручью. И делаем привал на ручье. Возможно мы совершили ошибку, уйдя в заросли. Нужно было спускаться вниз по сыпухе и выйти раньше к ручью, таким образом получился бы небольшой крюк, но зато удалось бы минимизировать количество кустов.

После привала идем уже знакомыми, приятными заболоченными полянками ручья, по которым мы шли вчера.

В 15:52 вернулись в лагерь. Также при обходе оз. Купального проверили проходимость другого - восточного берега. Большую часть при обходе с востока пришлось идти по воде. По времени получилось быстрее, но ненамного. (Фото 15.22 Озеро Купальное - вид с вулкана) Решаем сегодня больше никуда не идти, поскольку непонятно, как на ручье Нагорный обстоят дела с местами для ночевок. Согласно отчету Горчакова, подходящие места находятся очень далеко. За оставшиеся 3-4 часа до них дойти невозможно. Готовим ужин на костре. На завтра запланирован ранний подъем.

Фото 15.1 Подъем на влк. Тебенькова

Фото 15.17а Седловина влк. Мачеха

Фото 15.18 Подъем на пупырь влк. Мачеха

Фото 15.19 Начало спуска с влк. Мачеха

Фото 15.20 Стланик на спуске с влк. Мачеха (1)

Фото 15.20 Стланик на спуске с влк. Мачеха (2)

Фото 15.21 Путь спуска с влк. Мачеха

Фото 15.22 Второй стланик на спуске с влк. Мачеха

Фото 15.22 Озеро Купальное - вид с вулкана

23 августа. 16-й ходовой день. Спуск по ручью Нагорный

5,54

11:11

В 4:00 Общий подъем. В 5:00 завтрак, Поздравляем Лену с днем рождения, делаем самодельный тортик.

В 6:10 выходим. По отчету Саши ручей Нагорный сложнее, чем предыдущие ручью, в нашем случае нужно еще и учитывать более высокий уровень воды. Почти сразу же начинается дождь, который снова будет идти сутки. Поднявшись от места ночевки наверх, проходим заболоченную полянку метров 150 (это самый простой участок за весь день) и привычно ныряем в заросли кедрача, вперемежку с бамбуком. (Фото 16.1 Стланик после озера Купальное)

Через 200 м спускаемся на заболоченную поляну, верховья ручья Нагорного. (Фото 16.2 Верховья ручья Нагорного) Быстро проходим по ней и подходим к ручью. Но спускаться в него не захотелось, т.к. уровень воды явно выше пояса, лезем через стланик вниз слева от ручья. (Фото 16.3 Начало ручья Нагорного) Из отчета Саши: « С самого начала Н агорный многоводен не более, чем по колено. Однако с сухими кроссовками не пройти. До водопада Клюв, он же Сова все легко проходимо по руслу, за исключением небольшого завала».

Немного пройдя все же удается спуститься в ручей. Через 200 м выходим к первому водопаду. (Фото 16.4 Первый водопад на ручье Нагорном) Его обходим справа. Камни и трава скользкие, идем все в касках. Стоит отметить, на ручье Нагорном спуск круче и маленьких ступеней водопадиков попадается больше, чем на предыдущих ручьях, мы их снова не считаем, их много. К тому же имеются каньоны, что усложняет передвижение. (Фото 16.5 Множественные водопадики на р. Нагорном) В верховьях уровень воды не очень глубокий, ручей узкий, приходится пролезать под ветками и пропиливать участки. По пути попадаются нагромождения больших камней, которые приходится облазить. (Фото 16.5 Верховья ручья Нагорный)

В 10:08 подошли к первой ступени - водопаду Сова. Точка 088 (N 45.043248° E 147.935528°) Облезаем его слева. Сначала пролезаем через бамбучник, потом вниз идет неприятный спуск, крутизной 40-45 градусов, длиной метров 8. Посуху можно пролезть и без веревки, но в нашем случае камни и трава мокрые, есть где поскользнуться и куда упасть. Вешаем веревку. Облаз со сдергом занял около часа. Пришлось под дождем, стоя на ветках стланика, надевать системы. (Фото 16.6 Водопад Сова) (Фото 16.7 Обход слева водопада для спуска) (Фото 16.8 Дюльфер по краю водопада)

В 11:10 возобновляем движение по ручью. Но ненадолго. Вскоре упираемся в очередной сброс-водопад, в месте притока бокового ручья. Точка 089 (N 45.042675° E 147.936265°) Приходится вылезать на правый берег и там продираться сквозь заросли бамбучника 200 метров. (Фото 16.9 Вылаз на правый берег из ручья). Склоны достаточно крутые, местами до 35-40 гр, в нашем случае из-за дождя они еще мокрые и скользкие. В конце подъема провешиваем репшнур для подстраховки, т.к. вылез крутой и скользкий. (Фото 16.10 Подстраховка на вылазе) Во время движения по склону нам периодически попадаются русла пересохших ручьев, ведущих к нашему ручью Нагорному. Ручьи хоть и пересохшие, но в условиях проливного дождя в руслах есть вода. Сами по себе русла довольно глубокие, и так и подмывает спустившись на дно пройти по ним вниз к Нагорному. Пару раз бросили рюкзаки и сходили - проверили. Русло Нагорного к тому моменту превращается в каньон и мало того, что по нему не пройдешь ногами - слишком глубоко, так еще и непонятно, как спуститься из ручьев-сателлитов. В Нагорный они впадают в формате водопадиков. Нужно вешать веревку, чего нам совсем не хочется. Поэтому возвращаемся назад. Находим более-менее удобное место, для вылаза и продолжаем траверсировать бамбучный склон. Если при движении по руслу Нагорного скорость движения составляла где-то 500-700 м в час, то при движении по склону она падает до 200-300 метров в час. (Фото 16.11 Обход каньона по склону)

В 12:30 выходим к фумарольным источникам (45.042019 147.937575). Для спуска со склона к источникам повесили веревку, т.к. трава скользкая и есть куда падать. В принципе без этого можно обойтись. Особенно в сухую погоду. (Фото 16.12 Выход к фумаролам)

Около источников делаем привал. Греемся. (Фото 16.13 Греемся у фумаролов) (Фото 16.14 Фумарол) До этого места шли без остановок, под дождем останавливаться холодно. Фумарол представляет собой кипящее, бурлящее серное озеро, в котором булькает газ. К краям подходить нужно с осторожностью, потому что можно провалиться и обжечься. Окружили озеро со всех сторон, спасительное тепло, исходящее из него, создает ощущение сауны. Уходить совсем не хочется. В этом месте, рядом с ним, было предполагаемое место ночевки, до которого мы вчера не дошли. Тут ночевал Саша Горчаков в 2015 г. Действительно, рядом есть места под палатки. Но все же совсем близко к фумаролам ночевать не рекомендуется, потому что через фумаролы выделяются углекислый газ, всевозможные оксиды серы, сероводород, галогеноводороды и другие химические соединения, что делает эти выделения опасными для человека. В 13:05 возобновляем движение.

Идем по Нагорному, перелезаем очередные небольшие водопадики. (Фото 16.15 Движение по р. Нагорный после фумарола) В 13:50, через 300 м выходим к очередному сбросу-водопаду, переходящему в каньон, причем видно, что каньон быстро не закончится. Точка 090 (N 4 5.042778° E 147.940509°). Вылезаем на правый берег. Карабкаемся наверх по склону в заросли. Продираемся через бамбуки и ольховый стланик. (Фото 16.16 Движение по зарослям в обход каньона) Два раза делаем очередные попытки выхода по сухим руслам ручьев в основное русло, но выходим к сбросам, поэтому продолжаем продираться через заросли 400 метров. В 15:30 возвращаемся к Нагорному, спускаясь по крутому, градусов 30, травянистому склону. (Фото 16.17 Спуск в ручей Нагорный) 400 метров в зарослях обошлись нам в 2 часа. Общая рекомендация такая - смириться и идти по треку вдоль склона, попутно пересекая русла пересохших ручьев. Воды в ручье уже прибавилось после впадения боковых притоков, мест с глубокими промоинами становится больше, облезать приходится чаще. (Фото 16.18 Движение по р. Нагорный после второго каньона)

К 16:10, через 400 м, подошли к месту впадения в Нагорный левого притока - живописный водопад, под названием «Белый». (Фото 16.19 Водопад Белый) Но его пугаться не стоит - он находится в стороне от трека и облезать не его придется. Делаем привал около водопада, х оть и продолжает идти дождь, но очередные заросли сильно выматывают и идти после них без привалов тяжко. На этом приключения как будто заканчиваются - дальше идем исключительно по руслу. Облазы, перелазы по камням, подлазы под деревья уже за приключения не считаются - становятся привычным рельефом. (Фото 16.20 Облазы глубоких промоин на ручье) В целом водопады исчезают, спуск немного выполаживается. (Фото 16.21 Выположение р. Н агорного) В 18:20, через 1,3 км, приходим на место ночевки на песчаных выносах. Сначала по ошибке ищем место под палатки на левом берегу, на нем есть ровные площадки, но они подтоплены. Место находится на правом. Потенциально может подтопляться при продолжительных дождях. Расчищаем от бамбучника места под палатки. Готовим ужин на горелках. Дождя нет. Тент решаем не растягивать. В 20:00 ужин. В 21:20 отбой. Ночью пошел сильный дождь. Периодически руководитель выглядывал из палатки и проверял лагерь на предмет затопления. Но все было спокойно и за целую ночь сильного дождя место не подтопилось.

Фото 16.1 Стланик после озера Купальное

Фото 16.19 Водопад Белый

Фото 16.20 Облазы глубоких промоин на ручье

Фото 16.21 Выположение р. Нагорного

24 августа. 17-й ходовой д ень. Р учей Нагорный, реки Серная и 3-я Серная.

Выход к ванночкам

7,86

7:22

По плану подъем в 04:00. Но решаем подождать, когда вода в ручье немного спадет. В итоге встаем все в 6:00. В этот день у нас по плану выход в цивилизацию, к термальным источникам, на которые приезжают купаться отдыхающие. Мы с нетерпением ждали серную речку, чтобы погреться в ее теплых водах, т.к. 6 дней хождения по холодной воде, еще и когда сверху поливает, начинает угнетать.

В 8:15 выходим. Погода без осадков, облачно, временами солнце. В целом уклон оставшиеся 3,9 км ручья Нагороного до слияния с рекой Серной более плавный, ручей расширяется, и уже нет сбросов и водопадов на этом участке. (Фото 17.1 Выположение р. Нагорного) Но уровень воды значительно выше и течение местами сильнее. (Фото 17.2 Увеличение уровня воды в р. Нагорный) (Фото 17.3 Расширение р. Нагорный) Поэтому приходится в се чаще переходить с одного берега на другой, в поисках уровня воды ниже развилки. (Фото 17.4 Прохождение р. Нагорный) При переходе реки иногда требуется дополнительная подстраховка девочек, течение уже немного начинает сносить. (Фото 17.5 Периодическая подстраховка на р. Нагорный) Встречаются стремнины, и глубокие заводи глубиной выше пояса, которые перелезаем по деревьям. (Фото 17.6 Перелаз заводи на р. Нагорный) Периодически не забываем спиливать нависающие ветки. Стали попадаться островки с камнями, которые облегчают передвижение. При переходе очередного глубокого места, с уровнем воды по бедро и с течением, у Лены уплываем вторая палка. Выпиливаем второй дрын, без опоры по такому рельефу идти небезопасно.

В 13:40 доходим до слияния рек, идем вверх по течению реки Серная, вода пока холодная, все ждем когда же она потеплеет. (Фото 17.7 Река Серная) В 14:00 встаем на обед на берегу р. Серная, на широкой каменной косе около берега. Сушим вещи, греемся на солнышке, продолжаем читать Пикуля.

В 15:50 выходим с обеда и тут же попадаем в глубокое место, река Серная широкая, перейти на противоположный берег, не замочив нижнее белье, не получилось. (Фото 17.8 Брод р. Серная) На пути попались еще два места с уровнем воды выше пояса, поэтому пришлось напоследок обойти заводи по зарослям. (Фото 17.9 Порог на р. Серная) По мере приближения к реке 3-я Серная вода становится теплее. (Фото 17.10 Последний облаз заводи)

В 16:43 доходим до речки 3-я Серная. Вода в ней теплая. Переобуваемся в бродильную обувь. По рассказам, обувь и ткань в серной воде портится, но у нас все вещи остались целыми. Радуемся теплой воде - жизнь налаживается!

В 16:55 начинаем движение вверх по руслу Серной. (Фото 17.11 Река 3-я Серная) Река очень живописная - идти по ней одно наслаждение. Во-первых, вода действительно приятно горячая, после холодной воды не хотелось из нее вылезать. Ощущение, когда коленки мерзли на воздухе, а в воде грелись было очень приятное. Если до этого мы старались искать более мелкие участки пути, то тут хотелось идти по самым глубоким местам, поэтому уже особо не выбирали путь. Во-вторых, по бокам встречались маленькие бурлящие фумарольчики. В-третьих, камни и дно реки было разноцветными: попадались ярко зеленые камни, похожие на изумруды, фиолетовые камни, похожие на чароит, желтые, розовые, красные. (Фото 17.12 Изумрудное дно реки 3-я Серная) В-четвертых, совершенно нет скользких камней, жизнь в этих водах не водится, поэтому не нужно думать куда ставить ногу. В-пятых, вода прозрачная и позволяет любоваться всеми красотами минеральной реки. Наверное нужно было сделать раньше привал и поотмокать в безлюдном месте. Но мы целились к точке «Горячий водопад». Без привалов к 18:00 доходим до горячего водопада - здесь уже начинаются оборудованные ванны. Отдыхающие, купающиеся в них, были удивлены нашим появлением - откуда-то снизу, откуда никто не приходит, поднялись странные люди с большими рюкзаками и в касках. Быстро купаемся в одной из ванн - нам ведь еще необходимо найти место для ночевки. (Фото 17.13 Горячие источники)

В 18:52 отправляемся дальше. Ходим на разведку вверх по течению Серной до кипящих озер «Голубое Око». (N 45.08108° E 147.98994°). (Фото 17.14 Озеро Синеокое) Место для палаток в принципе есть, но поскольку стоять рядом с фумаролами крайне не рекомендуется, то уходим от горячих источников и идем в сторону озера. Находим хорошее место в достаточно укромном месте недалеко от дороги (N 45.080580° E 147.985544°). И ставим там лагерь в 19:50. Если пройти немного подальше от дороги, то можно найти протекающий ручей. Место под палатки пришлось немного расчистить. Ну с этим у нас уже большой опыт. После постановки лагеря по спутниковому телефону (обычной связи на ваннах нет) созваниваемся с Максимом и договариваемся, что они с Евгением приедут за нами завтра к 12 часам. И отвезут в Курильск. Также заказываем у них рыбу и икру.

После этого параллельно с ужином планируем следующий день. Главный вопрос, стоит ли следующим утром идти на вулкан Баранского. В маршруте у нас он заявлен, да и упускать возможность подняться на вулкан тоже не хочется. Но шанс не успеть к машине, тоже есть. На вулкан Баранского водят коммерческие группы, одна из них стояла на стоянке недалеко от дороги. Пообщавшись с организаторами туров выясняем, что коммерческие группы тратят на восхождение 9 часов. Более непоседливая часть участников высказывается в пользу восхождения. В итоге решено, что восхождение, хоть и не в полном составе, но состоится. С вечера откладываем перекус, который возьмем с собой. А также быструю еду на завтрак.

Фото 17.1 Выположение р. Нагорного

Фото 17.12 Изумрудное дно реки 3-я Серная

Фото 17.13 Горячие источники

Фото 17.14 Озеро Синеокое

25 августа. 18-й ходовой день. Восхождение на вулкан Баранского. Переезд в Южно-Сахалинск

11,8

4:44

В 4:00 общий подъём для восходителей.

В 5:10, быстро перекусив, выходим из лагеря. Контрольное время возвращения в лагерь - 11 часов. Заранее устанавливаем время возврата при подъеме. Еще темно. Идем с фонарями. Путь пролегает по грейдерной дороге, по которой необходимо пройти около 3 км. Рельеф, от которого мы уже успели отвыкнуть.

В 5:42 сворачиваем с дороги в ручей, один из притоков р. Серная. Дальше движемся вверх по руслу. В целом этот ручей для нас простой, не чета тем, по которым доводилось ходить до этого. (Фото 18.1 Ручей, приток р. Серная) Воды мало. Без труда, быстро продвигаемся вверх, перепрыгивая с камня на камень. Скорость достаточно спортивная - нам же нужно успеть подняться и вернуться. Вскоре выходим из зоны леса. И в 6:47 делаем привал - чтобы переодеться (N 45.10056° E 148.00739°). (Фото 18.2 Привал на сухом русле ручья) Светит солнце, становится жарко. Примерно в этом месте барранкос разделяется на два. И мы пошли по орографически левому. (Фото 18.3 Подъем по барранкосу) Хотя следовало бы по правому. Как выяснилось позже, на левом есть довольно трудно проходимые участки. Местами приходится преодолевать их свободным лазанием простой сложности. Вниз мы спускались уже по правому. (Фото 18.4 Простое лазание на барранкосе)

В 7:34 выходим на гребень. (Фото 18.5 Гребень перед вершиной) А оттуда быстро добираемся до вершины. (Фото 18.6 Вершинный взлет)

В 7:47 мы на вершине. (Фото 18.7 Вулкан Баранского) Итого от места ночевки до вершины ЧХВ составило 2 часа 26 минут. На вершине есть мобильная связь. Иногда даже пробивает 3G. Но рассчитывать на стабильный доступ в интернет не следует. Виды с вулкана восхитительны. Хотя бы ради них сюда стоит подняться. Открывается обзор практически на весь остров, мы наблюдаем вулканы Стокап, Атсонупури, Грозный, Дракон, Тебенькова, Мачеха, Б. Хмельницкого и др. Очень хорошо виден остров Уруп. Красиво плещется Тихий океан под ногами. Пожалуй это самая видовая точка на всем маршруте. Еще раз завтракаем, загораем на солнышке, фотографируемся. Очень долго сидим на вершине - 45 минут! Уходить не хочется, но надо бежать к машине. По прогнозу погода должна испортиться на следующий день - мы видим перистые облака, что подтверждает изменение в погоде. Так и произошло, на следующий день острова уже раздирала непогода, но нас на них уже не было.

В 8:32 начинаем спуск. Назад уже идем по правому барранкосу, а не по левому. Спускаемся до ручья и буквально бегом бежим вниз по простому ручью. (Фото 18.8 Спуск с вулкана Баранского)

В 10:20 выходим на дорогу. В 10:50 возвращаемся в лагерь. Путь назад занял 2:18 минут ЧХВ. В целом, как показала практика, при должном усердии и благоприятной погоде на вулкан от ванночек за 5 часов сходить вполне реально.

По возвращении часть восходителей быстро собирается и отправляется к горячим ваннам отмокать. А остальные не спеша собирают лагерь и к 12 часам идут к месту, где нас ждут машины в Курильск. За время восхождения были мастерски отремонтированы ботинки, у которых отлетели подошвы, их еще хватило на прогулку по Сахалину.

Встречаемся с водителями, рассказываем о своих похождениях. Они удивляются, слушая нас. Сжигаем фальшфейер - красиво горит, второй мы где-то потеряли по дороге. Едем на машинах в Курильск. Останавливаемся пообедать в кафе «Восточная кухня». Мы мечтали вкусить блюдо, которое ели при заезде. Но в итоге оказалась только японская кухня, да и обслуживали нас практически 3 часа. Из-за чего мы чуть не опоздали на самолет и не успели заехать в гости к Татьяне Валентиновне, которая нас пригласила и ждала.

Но в итоге благополучно добираемся до аэропорта, снова с тем же водителем, что нас вез из аэропорта и вовремя улетаем на Сахалин. (Фото 18.9 Прощай Итуруп!)

Вечером заселяемся в хостелы: Islander и Овсянка, ужинаем, договариваемся с машиной, собираемся в двухдневный маршрут по Сахалину.

Фото 18.1 Ручей, приток р. Серная

26 августа. 19-й ходовой день. Заезд в бухту Тихая. Переход к бухте Дровяная

4 (8)

3:14

Изначально д олго выбирала маршрут на 2 дня по Сахалину. Рассматривались варианты:

погулять в районе мыса Анива, пройтись по старой заброшенной железной дороге, погулять от бухты Тихая до Пугачевки, пройтись по хребту Жданко. В итоге было решено идти от бухты Тихая до Пугачевки. И как запасной вариант оставить хребет Жданко, на случай непогоды, т.к. по берегу из-за протяженных прижимов можно пройти только в отлив и только без наката волн. Посмотрев погоду, время отлива, выбираем маршрут по побережью - заросли прилично поднадоели и хотелось напоследок пройтись снова по береговой линии

Выезжаем из Южно-Сахалинска в 9 часов. Ехать примерно 2 ч.

Договариваемся с водителем, что нас завтра заберут или из бухты Тихая, если не получится п ройти прижимы, или с Пугачевки, если получится все же пройти до конца по берегу.

Бухта Тихая - это одна из главных достопримечательностей Сахалина. Она расположена на восточном побережье острова, в 130 км от г. Южно-Сахалинск, в Макаровском районе Сахалинской области. Представляет собой небольшую гавань в заливе Терпения, между мысом Тихий и горной вершиной Смелый .

Стартуем в 11:13. На самом деле бухта Тихая довольно популярное место. (Фото 19.1 Мыс Тихий) Ч тобы оторваться от людей и уйти в безлюдное место, нужно пройти на север мыс Тихий, за ним уже начинаются простые прижимы и обычные туристы туда не добираются. Мы попали в отлив, снова идем по литорали по воде, глубина чуть выше щиколотки, местами по голень. Но нам не привыкать. Любуемся ракушками, водорослями, проходим остатки осьминога, крабов. Крутые скалы плотно огораживают берег от моря. (Фото 19.2 Движение по литорали) До мыса Красный по отливу идется легко, в прилив это место не проходимо, как впрочем и весь берег. По описаниям основными препятствиями для нас являются труднопроходимый мыс Никулина и Бурунный. Береговая линия до скал очень узкая, в прилив практически вся затопляется, поэтому в шторм или при высокой волне прохождение опасно. Также без трудностей проходим мыс Красный.

Пройдя мыс в 12:35, слышим странный звук со стороны моря. И вдруг замечаем огромное лежбище тюленей, которые греются на камнях на солнце. Делаем привал, сидим тихо, чтобы не спугнуть морских жителей и запускаем квадрокоптер для съемки. (Фото 19.3 Лежбище тюленей)

В 12:55 продолжаем движение по береговой линии. Красивые просторы открываются вдали. (Фото 19.4 Охотоморское побережье) Проходим бухту дровяная, есть места для ночевок, о чем отмечено в описаниях, имеется 2 ручья с пресной водой. Вообще по дороге проблем с водой не возникает, т.к. периодически со склонов стекают ручьи.

Немного отойдя от бухты Дровяной подходим к прижиму в 13:11, переодеваемся в купальники. (Фото 19.5 Прижимы) Предстоят заплывы. Дальше идем вдоль скальной стенки, периодически пролезая по крупным камням, уровень воды выше колена, но ниже пояса. (Фото 19.6 Каменистый берег) Периодически приходится проходить глубокие участки. (Фото 19.7 Литораль) Волны сильные, с шумом бьются о скалы, местами приходится пробегать между волнами.

И вот м ы доходим до места где нужно плыть, пешком не пройдешь. Все бы ничего, опыт заплывов с рюкзаками у нас уже имеется, но, несмотря на солнечную погоду, в нашем случае у нас сильные волны и большой накат. Волны с силой ударяют о скалы и буквально сбивают с ног. Плыть в таких условиях небезопасно, нарастающая волна может вынести плывущего человека и ударить о скалу. Тем более мы даже еще не дошли километров 1,5 до самого сложного мыса Никулина, где по описаниям прижим усложняется. Еще мы можем попасть в такую ситуацию, когда не сможем вернуться назад в безопасное место, потому что начнется прилив и обратный путь станет опасным. Принимаем решение не рисковать и разворачиваемся обратно, в бухту Дровяная. Торопимся, чтобы успеть дойти до предполагаемого места ночевки до начала прилива. (Фото 19.7 Дорога назад в бухту Дровяная)

В 15:10 приходим на место лагеря. По дороге назад нас немного помочило дождем. Находим ровные безопасные площадки рядом с ручьем, ставим лагерь и готовим обед на костре. Плавника много, проблем с дровами не возникает.

Вечером сидим у костра, напоследок любуемся морем. Наши друзья тюлени приплыли к нам и весь вечер и утро следующего дня провели время напротив нас, с любопытством наблюдая за нами. Мы уже к ним привыкли и не обращаем на них внимание.

На следующий день решили смотреть по ситуации с волнами. Если море утихнет, то снова попытаться дойти до Пугачевки, если же нет, то сходить радиально на хребет Жданко.

Фото 19.1 Мыс Тихий

Фото 19.8 Дорога назад в бухту Дровяная

5 (10)

4:34

Утром встаем, море, к сожалению, не успокоилось. Принимаем решение идти на хребет Жданко. Договорились с водителем, что нас заберут из бухты Тихой в 15:00.

Неторопливо собираемся и в 10:00 выходим из лагеря. Идем по знакомому пути по литорали в отлив. Прощаемся с тюленями. И в 10:36 доходим до поворота на хребет Жданко перед мысом Тихий.

Хребет Жданко, в ысотой 682 м назван в честь русского гидрографа и исследователя М.Е. Жданко (Фото 20.1 Подъем на хр. Жданко) (Фото 20.2 Вид на Охотоморское побережье с хребта)

В 10:50 прячем рюкзаки и начинаем движение к хребту. Тропа простая, сначала идет то вверх, то вниз по хребту с небольшим крутизной. (Фото 20.3 Подъем на хребет Жданко) Через

2,5 км тропа начинает набирать круто вверх без сбросов. (Фото 20.4 Тропа по хребту Жданко) Проходим через заросли ольхи и кедрового стланика. По тропе они преодолеваются значительно проще.

В 12:40 доходим до крутого, узкого гребня, тропа идет по нему. (Фото 20.5 Гребень на хребте Жданко) К сожалению, время не позволяет пройти дальше, до самой вершины, путь осложняется и времени до отъезда мало, иначе опоздаем к машине, поэтому разворачиваемся и идем обратно.

К 14:30 забираем рюкзаки, осматриваем невдалеке жилище айнов и идем через мыс Тихий в бухту Тихая. В бухте столпотворение - очень много машин и людей, буквально занят каждый квадрат. В 15:20 выходим к месту выброски, машина уже ждет. Водитель сообщает, что народу обычно бывает больше.

В 17:20 приезжаем в Южно-Сахалинск. Разъезжаемся по своим хостелами и в 19 встречаемся в кафе Nihon Mitai, по адресу Южно-Сахалинск, проспект Победы, 28В. Празднуем окончание похода.

Фото 20.1 Подъем на хр. Жданко

Фото 20.2 Вид на Охотоморское побережье с хребта

Фото 20.3 Подъем на хребет Жданко

Фото 20.4 Тропа по хребту Жданко

Фото 20.5 Гребень на хребте Жданко (1)

Фото 20.5 Гребень на хребте Жданко (2)

28 августа. Отъезд в Москву

В этот день у нас намечался отлет домой. Самолет отправлялся из Южно-Сахалинска в 11:45 по местному времени, посадка прошла без задержек и мы вовремя улетели в Москву. Еще накануне, 25 вечером, нам позвонили сотрудники МЧС и предупредили о надвигающемся тайфуне. Первоначально, когда мы собирались идти на Кунашир-Шикотан, мы купили обратные билеты н а 26 августа из Южно-Курильска до Южно-Сахалинска, в виду отсутствия билетов на 25 число. Это было еще одним из поводов смены островов, т.к. хотелось иметь дни запаса на случай непогоды. А наш друг пошел на Кунашир - Шикотан и должен был улететь из Южно-Курильска 26 числа. И вместе с нами лететь в Москву. В итоге, к сожалению, из-за непогоды самолет полетел на 26, а 29 августа, и в Москву удалось улететь только 30 числа, вместо 28. При этом Аэрофлот деньги за пропущенный рейс не возместил. При планировании маршрута необходимо закладывать запасные дни на задержк рейса, дня три.

Выводы и рекомендации

Как и сам по себе Дальний Восток для нас необычен, так и Курилы место довольно экзотическое и з авораживающее. Даже искушенному туристу хотя бы раз в жизни стоит побывать в этих дивных местах. Даже если вы посещали Камчатку, все равно на Курилах вы найдете что-то новое и необычное. Каждый из нас, несмотря на весомый опыт за плечами, добавил новые навыки в копилку своих знаний и умений.

Хочется отметить такие как:

а) хождение по бамбучнику - незабываемые ощущения. Даже если вы раньше уже ходили по стланикам, бамбук все равно будет для вас новым ощущениям. В походе мне казалось, что я буду с ужасом вспоминать его, т.к. в тот момент хотелось чтобы он уже закончился и больше вообще никогда не повторялся. Сейчас это вспоминается как интересное впечатление.

б) заплывы с большим рюкзаком . Оказывается можно плавать не только с маленьким

рюкзаком, но и с большим тоже.

в) многодневное хождение по рекам и ручьям , вместо тропы, сыпухи, ледника. Река и

ручей заменяют тропу, т.к. других способов прохождения просто нет: или бамбучник, или река (это не касается прибрежной зоны).

г) хождение по литорали . Ну где еще можно походить по морскому дну.

В целом, хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

Влажность района. Относительная влажность воздуха на Итурупе составляет 74,7. Об этом н еобходимо помнить. И заранее продумать и позаботиться о защите вещей, особенно т ехники. В нашем походе от сырости вышли из строя два фотоаппарата, стал барахлить спутниковый телефон - отсырели контакты, сломались весы. Из-за проливных дождей намокает практически все. Мы сделали плотные полиэтиленовые мешки на каждого, объемом литров 120. Использовали как вкладыш в рюкзак, в который упаковывали вещи. В итоге с такой защитой можно было плавать и ходить под проливным дождем в тайфун, сохраняя вещи сухими.

На удивление на Итурупе была теплая погода, не жаркая, а именно теплая, притом ночью. На побережье Охотского моря спали практически без спальников. Прохладно ночью стало на побережье Тихого океана и на вулканах второго кольца. Поэтому не нужно брать слишком теплые спальники и теплые пуховки. Но при этом очень мокро и влажно. Поэтому необходим запас комплекта одежды на смену (в том числе нижнего белья, оно часто намокает).

Насекомые - накомарник. Рекомендуем взять накомарник. Может атаковать мошка-белоножка. В нашем случае комары были в умеренном количестве. Хорошо себя зарекомендовало убойное средство от комаров Ben's Max.

Бамбуки с ильно бьют по ногам, особенно по голени. Возможно необходимо продумать защиту голени - какие-нибудь щитки. У нас не было, но не помешали бы.

Необходимо взять средство от синяков - последствия преодоления зарослей бамбучника.

Крайне желательно использовать старую ходовую одежду для хождения по зарослям. Вещи сильно убиваются и рвутся.

Рекомендуем взять с собой неопреновые носки. Очень много приходится ходить по холодной воде, неопрен спасает голеностоп от переохлаждения.

При подготовке очень долго обсуждали комплект обуви, необходимой для похода. Было 3 варианта: а ) сапоги Eva + кроссовки б) сапоги Eva + ботинки + кроссовки в) Ботинки + кроссовки + шлепанцы. В итоге остановились на третьем варианте и взяли с собой ботинки, кроссовки и легкие шлепки. Считаем, что это лучшая комбинация. Причем достаточно ботинок типа легкого трекинга, мягких и полужестких, а не тяжелых и жестких горных, тем более рантованных. Легких ботинок достаточно, главное, чтобы был зафиксирован голеностоп. Их не так жалко убивать при хождении по воде, да и ногам легче. На маршруте попадаются осыпи, лучше проходить их в ботинках. Зачастую ходовой обувью были кроссовки. Ну а шлепки хороши для лагеря, т.к. оба комплекта обуви постоянно сырые.

Советы местных, ну и изучение вопроса - ставить лагерь рядом с фумаролами не рекомендуется. Существуют разные разновидности фумарол, но все виды фумарольных газовых выделений опасны для человека.

При заплыве с большим рюкзаком, как показала практика, рюкзаки нужно снимать и плыть рядом с ними, толкая вперед. Но предварительно необходимо надеть накидку на рюкзак и загерметизировать вещи.

Связывание кордалетов для сдёрга основной веревки на спуск хорошо себя показало, сэкономили вес веревки.

Можно взять с собой уксус для отпугивания диких животных, в частности медведей и лис, мы брали. Но есть ли острая необходимость - не уверена.

При планировании и прохождении маршрута вдоль береговой линии необходимо изучить график приливов и отливов. Тактика передвижения зависит во многом от них. Мы пользовались несколькими сайтами, но вот основной https://www.citipedia.info/ru/tides/russia/yotuiwa_kurile+islands

Если планировать рыбалку, то нужно учитывать, что рыба ходит на нерест в определенное время: конец августа - начало сентября. В нашем случае вся нерестовая рыба плавала в море. Также следует изучить вопрос блесен и лесок для ловли рыбы в море. Поэтому, рыбалка - не умеешь, не берись. Только если крабы.

Необходимо заказать заранее погранпропуска на остров и в заказники, если по таковым будет проходить маршрут.

В этот раз мы брали квадрокоптер и он нам многократно пригождался. С помощью него мы просматривали прижимы, спуск со склона и выбор пути по стланику.

При повторении нашего второго кольца через вулкан Грозный, необходимо учитывать, что проходят военные учения на вулкане Иван Грозный. Стреляют или в море, или по вулкану (в зависимости от локации). Также нужно иметь в виду, что проход через стрельбища запрещен и поселок Горячие Ключи закрыт для посещения.

На побережье много плавника, поэтому, как правило, проблем с дровами не возникает, хорошо себя показала практика комбинации приготовления пищи костер - горелка.

При прохождении ручьев и рек необходимо учитывать, что берега плотно заросли бамбучником и стлаником, поэтому место для лагеря найти проблематично, практически невозможно. Необходимо заранее убедиться, что в данном месте кто-то стоял. И, по возможности, отметить все возможные варианты стоянок.

При планировании маршрута необходимо закладывать запасные дни на случай тайфуна и задержки транспорта с островов на Южно-Сахалинск. Задержать рейс могут на несколько дней. Поэтому в запасе на вылет с острова нужно иметь 2-3 дня как минимум. В нашем случае, мы улетели с Итурупа 25 августа, а наш друг должен был лететь с Кунашира 26. В тот день начался тайфун, который продлился 3 дня, в итоге самолет на Сахалин смог вылететь только 29 числа, пришлось пропускать рейс, который был 28 августа. Причем деньги ему не компенсировали, хотя эта информация мелькала в предыдущих отчетах.

В целом, хочется отметить, что по островам Кунашир-Шикотан можно проводить походы низкой к атегории сложности, а по Итурупу возможны маршруты от первой до пятой категории сложности. В н астоящее время Кунашир-Шикотан более посещаем и многолюден, в отличие от Итурупа, на котором сохраняются малохоженные и удаленные объекты.

На острове растут ядовитые растения, в частности ипритка. Про нее много написано на просторах интернета, она упоминается практически в каждом отчёте. Ее нужно запомнить в лицо и иметь достаточный комплект антигистаминных средств в аптечке. Подробнее можно почитать в разделе про аптечку. Нам ядовитое растение не попадалось. Точнее, мы его не видели, т .к. когда продираешься через заросли, тебе становится все равно что там растет и в растения вокруг уже не вглядываешься. Поэтому, возможно, проходили, но не заметили.

Еще необходимо учитывать, что за 5 лет плотно зарастают бамбучником все дороги, тропы, пропилы. И они становятся труднопроходимыми. На данный момент, как подтверждают местные, на острове практически нет троп, от геологов советского времени остались только направления.

Картографический материал

Ссылка на трек на сайте nakarte.me:

https://nakarte.me/m=13/48.03913/142.59825&l=T/Ot&q=D0BAD0B8D0BFD18FD189 D0B5D0B5&nktl=YkbJqUOFWXM5Bk0X0OuuKw

Общая карта маршрута на острове Итуруп. Первое и второе кольцо

Третье кольцо - участок на Сахалине около бухты Тихая.

Сведения о материальном оснащении группы

Личное снаряжение

Снаряжение стандартное для пешеходных походов, но выделяем следующие особенности для данного региона.

Обвязка - только низ

Каска

Треккинговые палки 8 человек ходили с палками. Один без. Во время бродов палки - вещь незаменимая.

Карабины (2 шт. на человека)

Спусковое устройство не брали. Для дюльфера пользовались узлом УИАА, либо спускались с гимнастической страховкой.

Пруссик (из веревки 6-7 мм)

Кордалет (из веревки 7 мм длиной 5-7метров)

Использовались для организации станций и сдергивания основной веревки

Очки солнцезащитные 8. Накомарник

Может пригодиться. Возможно обилие мошки. Комаров было умеренное количество. Мошка-белоножка в небольших количествах присутствовала на втором кольце на вулканах.

Неопреновые носки

Очень помогают при движении в холодной воде в течение дня (2 кольцо)

Обувь

Пришли к выводу, что лучший вариант - легкие трекинговые ботинки и кроссовки с хорошим протектором + тапочки для лагеря (по желанию, т.к. ноги всегда сырые)

Куртки

Поскольку погода теплее, чем в привычных районах (Кавказ, Алтай), то рекомендуем не брать теплую тяжелую пуховку. Достаточно легкой, синтетической.

Купальный костюм

Спальник

По вышеуказанной причине оптимальная температура спальника: 0 - +7

Пончо и накидка на рюкзак

Перчатки для работы с веревкой

Плотный полиэтиленовый мешок (120 литров)

Вставляли в рюкзак и внутрь укладывали вещи. Пригодился при переплывании каналов при движении по литорали. Мусорный не годится, быстро рвется.

Свисток (для отпугивания медведей)

Фактически единственное средство от зверей, которое можно привезти с собой из Москвы.

Общественное снаряжение

MSR WindBurner

MSR Wind Pro

Kovea Camp 4

Переходники на цанговые баллоны (3 шт)

Ветрозащита (толстая фольга)

Газовый резак Kovea

Варочная посуда

Котелок от MSR WindBurner на 1,6 литра

Кан титановый «Роза Ветров» 5,5 литров

Кан титановый «Роза ветров» 8 литров

Хознабор

Нож, скатерть, разделочная доска, половник

Пилы

Рации Midland G70XT 2 шт

Спутниковый телефон Thuraya XT Lite

Аккумуляторы

Аккумуляторы и батарейки для GPS и раций (АА - 46 шт.)

Бумаги

Карты, описания, фотографии, маршрутка и прочее

Ремнабор

Аптечка

2000

Фото-видео

Фотоаппарат Fujifilm X100V c запасными аккумуляторами (3 шт)

Веревки, петли, карабины

Средство от комаров Ben's Max

Уксус

Палатки.

Брали две палатки. В палатке «Bask Bonzer 4» ночевали впятером, хотя по паспорту палатка и четырехместная - места хватало. В «Nova Tour Terra 4» - вчетвером. Палатки со своими функциями справились. Не протекали даже при сильном дожде. В Bask Bonzer два больших т амбура, что позволяет в дождливую погоду готовить еду в тамбуре. В условиях дождливой погоды оказалось очень удобно.

Брали силиконовый тент. Один раз пригодился для сбора воды и приготовления пищи в дождливую погоду.

Горелки и варочная посуда.

При подготовке похода перед нами стояла задача взять такую посуду, в которой можно готовить как на костре, так и на горелках. Также мы старались максимально ускорить процесс кипячения воды при готовке на горелках. Поэтому решили взять радиаторную кастрюлю MSR на 1,6 литра - и в ней отдельно кипятить воду. А кипяток заливать в титановый кан, где уже готовить основное блюда на слабом огне. На один кан с едой необходимо было 2-3 раза вскипятить воду в радиаторе MSR. Сразу после кипячения воды под кашу/суп, начинали кипятить воду под чай. Каши и супы готовили в кане 5,5 литра. Чай заваривали в кане на 8 литров. В плане экономии времени и газа данный подход себя оправдал в полной мере, хотя и требует от дежурных дополнительных действий.

Под кан с кашей в основном использовали горелку Camp 4. Она более разлапистая и устойчивее д ержится на мягкой земле, нежели MSR Wind Pro. Также не хватало подставок под горелки. Их можно сделать из оргалита, чтобы не тащить с собой лавлист. С подставкой под горелку кан держатся гораздо более устойчиво. В отличие от горного похода - на Курилах почва не каменистая, и, более того, зачастую приходилось готовить на траве. Особенно при готовке в тамбуре, где выбор мест сильно ограничен. Подставок под горелки определенно не хватало.

Кан на 8 литров явно избыточен для группы на 9 человек. Мы его выбрали, поскольку по массе он не уступал стальным канам на 5-6 литров, которые также были в наличии у группы, но позволял приготовить больше чая в случае чего.

Всего на горелках мы готовили 25 раз, а на костре 24. Несколько обедов были в формате перекуса. Газ покупали в Курильске. Изначально рассчитывали на цанговые баллоны по 220 грамм и специально до похода приобрели для каждой горелки по переходнику на цанговое соединение. Но в магазине оказались большие резьбовые баллоны Kovea на 450 грамм. В итоге купили 6 больших баллонов. По 1200 рублей за баллон. 3 взяли на первое кольцо, 3 положили в заброску. После похода по Итурупу остался один почти полный баллон. Также купили один цанговый баллон для газового резака. Как показала практика, газовый резак - незаменимая вещь в походе по Курилам. Для двухдневной части по Сахалину газ специально не приобретался - в хостеле Islander было много цанговых баллонов от предыдущих постояльцев.

Пилы.

В поход брали 3 ножовки и 1 лучковую пилу. Использовали их при заготовке дров для костра, расчистке мест под палатки в бамбуках и траве, а также пропиле нависающих веток при движении группы.

В основном пригодились ножовки. Оказалось, что кроме распила деревьев ножовками очень удобно расчищать места в бамбуках или траве. Также при движении по ручьям желательно, чтобы у лидера была складная ножовка - периодически приходилось пилить ветки, нависающие над водой. Для ускорения постановки лагеря можно брать по две ножовки на 4-5-местную палатку.

Лучок использовали один раз - для распила относительно толстой березы. Для работы с бамбуком лучок не годится - слишком крупный зуб у полотна. В целом без лучка можно обойтись.

Топор не нужен. Перед походом думали, брать или нет. В итоге не взяли. И правильно сделали. Вполне можно обойтись ножовками.

Веревки и петли

В качестве основной веревки использовалась Коломна 8-мм 50 метров. Для сдергивания основной веревки мы брали репшнур 23 метра, а также кордалеты в личку каждого участника. При связывании репшнура и кордалет по длине получалась полноценная веревка для сдёрга.

Связь

Для навигации на маршруте помимо карт и описаний взяли 2 навигатора. Оба навигатора были включены все время. На GPSmap из-за влаги иногда переставала быть видна карта памяти. В целом нареканий к ним нет.

При дюльфере для переговоров активно использовали рации. В условиях высокой травы и зарослей вещь очень полезная. Просто докричаться до участников через перегиб - задача невыполнимая.

Спутниковый телефон ловил связь без проблем. Главное, чтобы была вставлена нормальная сим-карта. Но в определенный момент, после сильно мокрого дня, перестал включаться. Даже при подключении к powerbank-у. Как оказалось, это происходило из-за проблем с контактами на аккумуляторе. После того, как их почистили (достаточно просто чем-то поскрести), телефон снова нормально заработал. В целом в солнечный день спутниковый телефон стоит выкладывать на просушку. Он хоть и имеет высокую степень водонепроницаемости, но постепенно отсыревает при постоянном дожде.

Фото и видео

Основным фотоаппаратом по плану должен был быть Fuji, но, к большому сожалению для кошелька фотографа, он не выдержал первого сильного дождя (на седьмой день похода). Подавляющее число фотографии на маршруте было сделано Олей Петровой на смартфон (брался как личка).

Также в личку фотограф взял квадрокоптер DJI mini 3 pro. И к нему 4 запасных аккумулятора (по ~2500 mAh каждый). В продаже есть аккумуляторы и большей емкости. В поход имеет смысл брать их. В нашем случае преследовалась цель - уложить массу квадрокоптера в 250 грамм, дабы избежать регистрации и прочей волокиты с гос. органами. Но на момент похода в России планку с предельной массой для коптеров, не требующих регистрации, уже понизили до 150 грамм. Но выяснилось это за пару недель до похода. Этот квадрокоптер не рассчитан на полеты вне зоны видимости пульта управления - серьезно ограничение для разведки прижимов на литоралях или в ущельях.

Для подзарядки устройств мы брали множество powerbank-ов (все в личку) и солнечная батарея. Солнечная батарея показала себя достаточно хорошо. Ее вешали на рюкзак во время переходов в те дни, когда было относительно ясно и не предстояло ломиться через кусты.

Средство от комаров

По совету друзей помимо стандартного Gardex-а, брали средство от комаров Ben's Max. В целом помогает очень хорошо. Но в наш год (2022) на Итурупе было не так уж много комаров и мошки. Поэтому израсходовали не до конца.

Для отпугивания ж ивотных от мест стоянок брали прыскалку с уксусом. Периодически опрыскивали место лагеря - на ночь и на время радиальных выходов. Животные к нам так и не пришли.

Организация питания

В походе у нас было трёхразовое питание. Большая часть обедов предполагала суп, но в некоторые дни обеды были перекусного типа - вместо супа был кусок колбасы/вяленого мяса и сыр. Карманное питание и сахар в чай каждый участник брал самостоятельно исходя из личных потребностей. Также участники по желанию брали изотоники или аскорбинку для добавления в воду. Суточная норма на человека в среднем составляла 530 гр (без учёта карманного питания и сахара), с редняя калорийность - 1950 ккал. На восхождения на вулканы был предусмотрен перевальный шоколад. Закупка и фасовка продуктов была раздельная с последующим частичным перераспределением продуктов по несущим перед началом маршрута.

Наш маршрут состоял из двух линейных частей примерно равной продолжительности с возможностью оставить заброску между ними. Это позволило существенно сократить несомый вес на первой половине маршрута.

Основываясь на отчётах и рассказах предшественников, мы надеялись на ловлю идущей на нерест рыбы. Поэтому взяли дополнительно соль, специи, а также фольгу и растительное масло (личная инициатива Миши Бочагина). Однако наши надежды не оправдались.

Выбор круп обуславливался предпочтениями участников и требованием к адекватному времени варки. Поскольку один из участников категорически не ел молочные каши, то вместо пшёнки для него отдельно бралось картофельное пюре (как блюдо, не требующее варки). Для остальных молочных каш (гречки, рисовой) сначала откладывалась порция без молока, а затем в кан добавлялось молоко. Аналогично на обеды и ужины перед добавлением в кан мяса откладывались порции для вегетарианцев (их в группе было двое). Прочие мясосодержащие продукты заменялись вегетарианцам на сыр или копчёный сыр.

Мясо (фарш) частично сушили самостоятельно, частично закупали вываренное в жиру мясо у Алексей Гусева (angusev@inbox.ru) . Сухари сушили сами - разные люди использовали разные рецепты, в том числе рецепт сушки сухарей в вафельнице. Супы составляли самостоятельно из насушенных овощей или из покупных смесей, дополняемых сушеной картошкой.

Сыр на первые несколько дней был полутвёрдый Ламбер (ибо была возможность купить его недорого). На последующие дни брали сыр твердых сортов. Сыр не перепаковывали, оставляли в родной заводской упаковке. Колбасу и подобное аналогично не делили по дням заранее, а несли палками/цельными кусками. Для этого при покупке выбирались по весу куски сыра и колбасы так, чтоб они хорошо делились на несколько последовательных приёмов пищи.

Для составления раскладки и распределения продуктов по несущим использовались Google Таблицы. Ниже кратко приведен список используемых в раскладке продуктов с указанием в граммах нормы на человека на один приём пищи.

Замечания и выводы завпита

Расчёт норм потребления чая «по нижней границе» в сочетании с любовью группы к крепкому чаю и наличием возможности не экономить воду привело к дефициту заварки. На счастье нам удалось раздобыть заварку у Павла, когда мы стояли в Лесозаводском. Но лучше заварки брать с запасом.

Одним из видов сухарей были сухари, для которых стандартный по площади кусок хлеба толщиной около 7-8мм разрезался на 3-4 части. Получались достаточно тонкие, но при этом н ебольшие по площади сухарики. Данный подход к сушке сухарей был признан группой как у дачный. С о дной стороны такие мелкие сухари меньше ломаются, чем аналогичные по толщине, но из неразрезанного куска хлеба. С другой стороны грызть проще, чем более толстые сухари.

Взятая экспериментальная красная чечевица в кожуре обещала вариться не очень долго при этом не превращаясь в кашу. Однако по факту варилась дольше желаемого. Поэтому лучше брать всё-таки колотую чечевицу.

Сушёная картошка группе понравилась по вкусу и разваривалась за допустимое время. Но при упаковке она гораздо менее компактная, чем крупы или картофельное пюре (что вызывало отчаяние несущего). Это надо учитывать при планировании раскладки, если место в рюкзаках будет занято другим снаряжением.

Копчёный сыр косичка в заводской вакуумной упаковке показал лучшую выживаемость по сравнению с сыром даже твёрдых сортов. Твёрдый сыр тоже неплохо пережил две недели без холода, но некоторые куски начали потеть и заметно деформироваться.

Специи в нашей группе пользовались спросом. Однако слишком большое их разнообразие привело к тому, что пришлось нести ворох полупустых баночек, что очень некомпактно. Поэтому рекомендуется ограничиться 3-4 более-менее универсальными специями. Также имеет смысл брать только одну баночку на один вид специй, а запас нести в более компактном пакетированном виде и затем пересыпать в опустевшую баночку (также как и чай).

Периодически возникали сложности с доеданием до конца каш, но в среднем для нашей группы указанные нормы оказались как раз (происходило перераспределение граммажа продуктов внутри группы).

По опыту этой раздельной закупки у завпита сложилось мнение, что в случае раздельной закупки рациональнее следовать принципу «кто что несёт, тот это покупает и фасует», чем принципу «один вид продуктов закупается одним человеком».

Аптечка

18 пак

Но-шпа Форте (таб)

23 таб

Энтерофурил 200 мг (капсулы)

24 кап

От кашля

Противовоспалительные, антисептические и антибактериальные средства

Бромгексин

3 таб

Пантенол

1 фл

Доксициклин 100 мг (Юнидокс солютаб)

Пластырь FOOT expert

Ватные диски

Термометр

Ножницы

Также у каждого в личной аптечке был пластырь рулонный, бактерицидный, пластырь для влажных мозолей и йод или зеленка в карандаше (поскольку прогнозировался большой расход этих материалов)

Стояла теплая влажная погода, протяженные участки пути преодолевались по воде. Часто приходилось продираться по бамбуковым зарослям и кедровому стланику. Основные заболевания, с которыми пришлось столкнуться - мозоли, потертости, царапины, синяки.

Перед поездкой на Итуруп делали прививки от энцефалита, а также брали Доксициклин, который п ринимают после укуса клеща, чтобы избежать заражения боррелиозом. Местные сказали, что на Итурупе энцефалитных клещей нет, но точного подтверждения этой информации у нас не имеется.

В связи с высокой влажностью островного климата, а также с тем, что маршрут проходил с частым з алезанием в воду, на первом кольце еще и в соленую, а на втором трек следовал практически все время по воде, особое внимание стоит уделить проблеме растирания кожи снаряжением (лямками рюкзака, поясником) или одеждой. При возникновении первых подозрений на потертость внутренней поверхности бедер, поясницы, подмышек и т.п. необходимо сразу же применять профилактические меры - мазать растираемые места жирной мазью (Боро+, вазелином и пр.). По возможности подсушивать проблемные места. После ходового дня, на побережье особенно, имеет смысл перед сном ополоснуться/обтереться пресной водой (смыть с себя соль).

Ипритку ( ядовитое растение Итурупа) мы ни разу не опознали, ожога никто не получил. Передвигаясь в зарослях, рекомендуется быть в длинных штанах, с длинным рукавом и в перчатках.

Смета похода

Введение.

Общие обязательные расходы на 9 человек без перелетов составили 200 тысяч рублей (таблица 1), или 22.270 руб. на человека.

Стоимость с амого перелета, разумеется, зависит от того насколько заранее приобретаются билеты и к ласса обслуживания. В нашем случае «федеральные» билеты (Москва - Южно-Сахалинск) приобретались более чем за 3 месяца, а «региональные» (Южно-Сахалинск - Курильск) буквально за 2 недели, в связи с изменением острова проведения похода. Расходы на авиаперелеты - 37,6 тысяч рублей для одного человека.

Таким образом общие обязательные расходы составили 60 тысяч рублей на одного человека.

Отдельно учтем затраты на удовольствия, получаемые вне похода: кафе, питание, сувениры и посещение местных достопримечательностей. Здесь, разумеется, суммы могут сильно различаться, от участника к участнику. В нашем случае в среднем они составили 7,7 тысяч, не включая индивидуального питания, там где такое было (кофе по дороге, индивидуальная оплата питания в столовой, «мороженка» и пр.).

Итоговые о бщие затраты на одного участника составили ~70 тысяч рублей, включая индивидуальные расходы.

Питание.

Почти вся раскладочная еда приобреталась в Москве. Часть мяса сушили самостоятельно, а часть заказывали на стороне. При полном заказе мяса сумма возрастет. Сушеные овощи также частично закупались готовыми, частично делали сами.

Часть питания для 2х дней на Сахалине (Сыр, хлеб) закупались на самом Сахалине после основной части маршрута.

Двое у частников заменили мясо на сыр, что также несколько отличается от средней раскладки. Затраты на питание в походе составили 6,7 тысяч рублей на 21 день похода+запасной, или 320 рублей в день, что ниже средней стоимости питания в городе в день.

Транспорт.

Транспорт можно разделить на несколько частей. Во-первых, это транспорт на Сахалине, на котором вы поедете до месте проживания. Цены на такси невысоки, работают агрегаторы вроде «Яндекс Такси». Стоит учесть, что близость Японии накладывает неизгладимый отпечаток не только на праворульность большинства машин, но и на их размер. Среднее такси небольшое, порой кей-кары (см. рисунок ниже), иногда на газу, поэтому у нас получалось по 3 человека с рюкзаками на машину, при этом порой 1 рюкзак ехал в салоне. Среднее перемещение по городу стоит 200 рублей.

Заброска на самом Сахалине и выезд обратно стоила 25 тысяч на 2х машинах (среднеразмерные седаны) по 4 человека в машину, при времени проезда порядка 4х часов в одну сторону.

Транспорт на Итурупе сильно дороже из-за большого числа туристов и высокой сезонности. Агрегаторов нет. Можно заказать такси по телефону в соответствующей компании. Мы поместились в один микроавтобус. Стоимость микроавтобуса из аэропорта и обратно составила 3,1 тысячу рублей.

Первая заброска на Итурупе осуществлялась ГАЗ-330811 «Вепрь» (20 тыс.руб), Две следующих на двух микроавтобусах с полным приводом, чего было вполне достаточно (по 10 тысяч рублей за 1 трансфер).

Ночь в Курильске провели на частном участке с доступом к воде, плите и пр., по стоимости 500 рублей с человека. При желании этих затрат можно избежать выехав на берег реки и расположив палатки там, о чем читали в предыдущих отчетах.

Снаряжение.

Большая часть снаряжения уже имелась у участников. Можно попробовать сэкономить на газе,

т.к. дров действительно много. Газ у нас остался. Не попали в затраты 2 файера, которыми с нами поделились местные жители. Основная часть расходов - это доукомплектация аптечки.

В походе было утеряно или сломано большое количество снаряжения (2 пары ботинок - отошла подошва, унесло палки, попадание воды - 2 фотоаппарата, поломка палки, разошедшиеся швы на 2х парах новых трекинговых ботинок, утеряное снаряжение для рыбалки, сломанный половник т.д.), оценить ремонт этого личного снаряжения представляется сложным, но правильный ремнабор является критичным.

Хостелы.

В последние годы хостелов на Сахалине построилось достаточно много, но следует учитывать что в высокий сезон они заполнены и бронируются активно коммерческими группами, что с ильно снижает доступность. Стоимость зависит от качества хостела, периода бронирования (в начале августа дороже чем в конце) и размера номера. Цена варьируется от 800 до 1200 рублей за ночь.

Мы останавливались в:

Хостел 65 (г. Южно-Сахалинск, Амурская ул., 4, +7(4242)77-44-09, +7(962)126-24-26) - неплохое расположение, в доступности, столовая, кафе, магазины. Сам Хостел похоже еще не достроен до конца или в процессе ремонта, грязноват. Много мест, удалось заехать в тот же день, когда сорвалась Овсянка.

Islander ( г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 14, +7(962)104-06-00) - расположен недалеко от предыдущего, чистый, аккуратный, прямо напротив хорошее кафе (местная сеть), единственный минус - часть номеров в подвале, из-за чего порой душновато. Забронировали за неделю до заезда, никаких проблем не было.

Овсянка (г. Южно-Сахалинск, ул. А.О. Емельянова, 35А, корп. 3, +7(914)643-08-11) - очень чистый и аккуратный хостел, в т.ч. и из-за большого количества правил (в числе прочих, никакой жареной пищи, даже яйца, только варить.). Большое количество туалетов и душевых, ни разу не пришлось ждать в очереди, отдельное помещение для сушки обуви и инвентаря. Проблемой стало бронирование: требуйте подтверждения брони, нам отказали в первый раз, сообщив что поняли нас так, что мы не решились, второй раз даже после того как сообщили что будем 3 недели без связи, прислали смс о том что наша бронь снята, т.к. не смогли до нас дозвониться и повторно подтвердить бронь, к счастью во второй раз успели вовремя исправить, т.к. наши места еще не успели отдать.

Кафе и сувениры.

Хорошая местная сеть булочных «Мельница», где есть и готовая свежая порционная еда (супы, к аши, сырники уже расфасованные по порциям) ну и конечно большой выбор выпечки со вкусным кофе. Все всегда свежее, но именно поэтому при «набеге большой толпой», кому-то может немного не хватить, например сырников или супа.

Ресторан Пак-Дегам (г. Южно-Сахалинск, Коммунистический просп., 31Б/1,

+7(4242)24-10-80 ( этаж цокольный))- хорошее место, в т.ч. если хотите что-то пожарить сами на сковороде вмонтированной в центр стола. Место популярное, стоит бронировать заранее. Средний чек 1,4 тысячи рублей. Рядом расположен краеведческий музей, после него и можно зайти поужинать.

Ресторан Нихон Митай (г. Южно-Сахалинск, просп. Победы, 28В, +7(4242)72-05-50) - великолепное место, также очень популярное, поэтому обязательно к бронированию заранее. Порции огромные. Средний чек 2705 (с алкоголем).

Стоит купить рыбу и икру на Итурупе. На Сахалине она несколько дороже, но также прекрасного качества. Копченая рыба примерно по 320 рублей. Икра - 3500 за кг.

Организация заезда и выезда

Заброска.

В силу удаленности района заезд на маршрут состоял из нескольких этапов. Из Москвы до Южно-Сахалинска мы летели рейсом аэрофлота SU ( 1742 ). Переночевали в Южно-Сахалинске. И на следующий день рейсом а/к. Аврора добрались до Итурупа. Для организации заезда на начало маршрута и завоза заброски мы заранее из Москвы договорились с местным гидом Юрием Давлятшином. Прибыв в аэропорт Курильска, мы созвонились с Юрием и он любезно предложил поставить лагерь на ближайшую ночь у него на лужайке. На следующее у тро Юрия на своем автомобиле (ГАЗ-330811 «Вепрь») отвез нас на начало маршрута. Более детально заезд изложен в описании первого дня. Стоимость заезда по Итурупу составила 2 0 000, хотя предварительно обговоренная из Москвы сумма составляла 15 000. Предположительно сумма возросла, т.к. изначально мы договаривались только о заезде до Буревестника, а на деле дополнительно заезжали в Горячие ключи - оставляли заброску. Так же ночь в палатках на участке Юрия стоила по 500 рублей с человека. Наша группа из 9 человек с рюкзаками разместилась в машине Юрия вполне комфортабельно. Можно попробовать влезть и вдесятером. Потенциал определенно есть.

Переезд на маршруте.

От пос. Буревестник до ручья Трущобный в Горных Ключах у нас был запланирован переезд. Перевозили нас Максим и Евгений из Горячих Ключей, у которых мы оставляли заброску. На двух внедорожных микроавтобусах японского производства. Стоимость составила 10 000.

Выезд с маршрута.

Для переезда от горячих ванночек под вулканом Баранского до Курильска мы также воспользовались услугами Максима и Евгения. Стоимость - 10 000. Доехали приблизительно минут за 40. Стоит отметить, что около ванночек мобильной связи нет (по состоянию на август 2022 г.). Для связи требуется спутниковый телефон.

Из Курильска до аэропорта доехали на том же такси, на котором нас забирали из аэропорта в самом начале путешествия.

Контакты:

Кто

Контактная информация

Авиакомпания «Аврора»

www.flyaurora.ru

Юрий Давлятшин

7-924-481-31-57 - тел., по которому договаривались http://iturup-travel.ru/contacts.htm - по телефону, указанному на сайте дозвониться не удало сь.

Служба такси в Курильске

7-962-123-63-00

Вахаб (таксист из аэропорта, минивэн на 7 мест)

7-924-189-16-11

Отчет реммастера

В поход был взят стандартный ремонтный набор, общий вес которого составил 1,2 кг.

Ниже приведен перечень ремонтного набора.

Инструменты

Запасное

Перчатки

Шнурки

Во время прохождения маршрута произошли следующие повреждения снаряжения, потребовавшие проведения ремонтных работ:

Под воздействием повышенной нагрузки была сломана пластиковая рукоятка поварешки из хозяйственного набора. Поломка устранена путем изготовления из подручных материа лов деревянной рукоятки и прикрепления её к черпаку. В таком виде поварёшка прослужила до конца похода.

На втором этапе маршрута, после трех дней движения по руслу ручьев, отклеились подошвы на обоих треккинговых ботинках La sportive у Лены. Подошвы отошли со стороны пят ок, примерно на половину общей площади их поверхности. Ботинки были отремонтированы при помощи саморезов и суперклея, после чего Лена прошла в них оставшуюся часть маршрут а без происше ствий.

Перетерся шнурок на трекинговом ботинке у Сони. Взамен него из ремонтного набора ей был выдан запасной, которой успешно прожил до конца похо да.

В последний ходовой день итурупской части похода, после продолжительного движения п оруслу реки с сероводородной водой, отклеились подошвы на обоих треккинговых ботинках Dolomite у Миши. Также со стороны пяток, одна примерно на 50 поверхности по дошвы, вторая примерно на 70. Ботинки были отремонтированы при помощи саморезов и суперклея, после чего в них была успешно пройдена сахалинская часть маршрут а.

Также в течении похода некоторые участники группы использовали армированный скотч для заклейки дыр на дождевых чехлах рюкзаков, которые появлялись, как правило, по сле прохождения участков по стланику и бамбучнику.

Других повреждений снаряжения, требующих ремонта, во время прохождения группой маршрута не было.

Метеонаблюдения

Тип облаков

Явления

(0-10 баллов)

День 1

08.авг

16:00

руч. перед бухтой Черной

3 (до 5) м/с, Ю-В

р. Горная

2 м/с, С-С-З

слоисто-кучевые

День 2

09.авг

р. Жемчужная

2 м/с, Ю-В

слоисто-кучевые

День 3

10.авг

руч. перед рекой Тростниковая

1 м/с, З-С-З

слоистые

День 4

11.авг

13:00

лавовые поля Стокапа

0-1

22:00

ручей Кратерный

7-8

перисто-слоистые

День 5

12.авг

8:40

2 (до 4) м/с, Ю-В

14:00

Одесский залив

2 м/с, С-В

пос.Лесозаводский

перистые

День 6

13.авг

пос.Лесозаводский

2 м/с, Ю

слоистые

День 7

14.авг

8:30

морось, видимость 50 м

14:30

р. Рог

дождь, видимость 500 м

мыс Йодный

дождь

День 8

15.авг

2 м/с, З

14:00

руч. Новь

5-6

19:30

р. Плавная

туман, видимость 200 м

День 9

16.авг

8:30

дождь, видимость 200 м

р Грунтовая

21:30

1 м/с, Ю-В

туман, видимость 200 м

День 10

17.авг

руч. Трущобный-сухое русло

руч. Трущобный

слоистые

День 12

19.авг

7:30

перевал 853

3 м/с, С-В

морось

День 13

20.авг

перевал 853

19:30

озеро Лопастное

6 м/с, Ю

6-7

слоисто-кучевые

День 14

21.авг

1 м/с, З

ночью дождь

руч. Многоозерная

3 м/с, С-З

7-8

озеро Купальное

2 м/с, Ю-Ю-З

День 15

22.авг

7:40

влк. Мачеха

3 м/с, С-З

озеро Купальное

3 м/с, Ю

перистые

День 16

23.авг

3 м/с, З

руч. Нагорный

3 м/с, Ю-В

кучевые

День 17

24.авг

14:30

р. Серная

3 м/с, Ю

3-я Серная

штиль

День 18

25.авг

6-7

слоистые

День 19

26.авг

15:30

бухта Дровяная

перисто-кучевые

слоистые

День 20

27.авг

Список используемой литературы

Итуруп

https://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2015ag3/ - Саша Горчаков, 3 кс, 2015 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=38928&page=1 - Вася К улик 3 кс , 2 012

https://vk.com/video31508004_163601876 - Вася К улик 3 кс , 2 012 ролик

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=38021&page=1 - К литин, 4 кс, 1993

https://sites.google.com/site/sanyagorchakov/kurily-2012-iturup - Саша Горчаков, 5 кс, 2012

https://foto-traveller.ru/hike/kurily2006 - Ляховец 2 006, 3 кс

http://www.tourism.ru/docs/report/foot/48/79/773/iturup_foot_2012_postnov.pdf - Постнов, 2 012, 3 к с, Сахалин-Итуруп

h ttp://www.tourism.ru/phtml/users/get_report.php?484 - Н. Новгород, 2005, Сотников. Итуруп h ttp://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9593 - Итуруп 2020

Кунашир, Шикотан

https://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2016dk1/ - Дима Козлов 1 кс 2016

https://skitalets.ru/tourism-types/all/pokhod-na-kurilskie-ostrova - г . Саров Секция туризма В НИИЭФ 1 к с Цебулаев Дмитрий 2018

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=38354&page=1 - Нижняковский 4 кс, 2010,

https://skitalets.ru/tourism-types/all/pokhod-na-kurilskie-ostrova - Ляховец 2010, 4 кс

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=41943&page=1 - Костя Балакин 2019, 3 кс, Сахалин

http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2015/kyriles2015/kyriles2015sk.htm Костя Сергин 2015 1 кс

https://disk.yandex.ru/d/3vRcmbQY0KpBv Костя Сергин 2015 1 кс - видео

http://www.turizmvnn.ru/cont/show/5793776/ - 1 к с Цебулаев Дмитрий 2018

https://skitalets.ru/tourism-types/all/otchet-o-pokhode-ii-kategorii-slozhnosti-po-yuzhnomu-sakhalinu-soversh y ennom-16-29-avgusta-2005-g_2291 - Матвеев, Кронин 2013, 2 кс, Сахалин

http://nkosterev.narod.ru/otch/sax.html - Сахалин

https://katerinakost.ru/blog/peshij-pohod-kunashir-intro - Кунашир

https://skitalets.ru/tourism-types/all/otchet-o-peshem-puteshestvii-1-k-s-po-ostrovu-kunashir - Кунашир 1 к с Мелешкин П.Ю

http://www.fstsakh.ru/images/mkk/otchet/2018/kurilskie-ostrova-o-kunashir-2018.pdf - Кунашир 1 к с Полищук