Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Андрей Потапенко, г. Москва

Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Северному Памиру сборной команды ТК МАИ (Москва) и Самары в период с 16 июля по 12 августа 2022 года. Часть 1

Необходимые комментарии к отчёту:

- направления лево/право используются орографические, если не указано иное

- на фотографиях красной линией указан путь группы

- верёвки использовали новые статические 9мм 60м

- для указания чистого ходового времени используется сокращение «чхв»

- время всегда указывается местное, декретное время не вводили

- следуя логике описания, мы иногда нарушаем хронологию фотографий.

Полноразмерные фото можно посмотреть тут:

https://drive.google.com/drive/u/1/folders/1jWzlEPq3JU7MG3b0PiJrncfojkc5mdVq

Справочные сведения

Паспорт маршрута

Район путешествия Северный Памир, Заалай

Вид туризма горный

Организация, проводящее путешествие ТК МАИ

Срок проведения 16 июля - 12 августа 2022 года

Категория сложности шестая

Количество участников 8*

Руководитель Потапенко Андрей Владимирович

Заявочные материалы рассмотрела МКК МАИ и МКК ФСТ-ОТМ

Маршрутная книжка 1/3-601

Продолжительность активной части 28 дней

Количество днёвок 1 днёвка и 1 полуднёвка

Длина маршрута фактическая 190 км (228 км)

Длина маршрута в зачёт 162 км (195 км)

Суммарный набор высоты 12070 м

Ночёвки выше 5000 8 раз

Ночёвки выше 6000 3 раза (6150, 6120, 6120)

Пройденные препятствия:

  • перевал Туюксу (2Б, 4765)
  • перевал Панорамный (2А, 5027)
  • траверс [пер. Назарова (4600) + пик Корженевского (6008) + пер. ВМФ (5700)] (3Б)
  • перевал Уйсу Южный (2А, 5520)
  • перевал Профсоюзов (2А, 5290)
  • траверс [пер. Крыленко (5830) + пер. Крыленко-2 (6470) + скалы Липкина] (3Б)
  • радиально пик Раздельный (3А, 6140) + радиально пик Ленина (7134)
  • перевал Путешественников (н/к, 4150)

Пройдено категорированных перевалов: 2А - 2, 2Б - 1, 3А - 1, 3Б - 2

*) участник Бомбин Михаил по причине короткого отпуска не имел возможности пройти весь маршрут, поэтому был запланирован его сход после первого кольца, о чём была сделана запись в маршрутной книжке при защите маршрута.

Состав группы

ФИО

опыт

высота

опыт +

Роль

1

Потапенко Андрей Владимирович

6У(4),

6Р, 5Р(2)

7495

6ЛУ,

МС, СБ,

1р альпинизм

руководитель, штурман

2

Бердников Артём Андреевич

6У, 5У(2)

5900

1ср,

ПСР

реммастер, видео

3

Бомбин Михаил Александрович

6У(2),

5900

2ЛУ,

КМС

фото

4

Калистратова Вера Владимировна

6У, 5У(4),

6720

6ЛУ, 4ЛР,

КМС (МС),

3р альпинизм

финансы

5

Квятковский Владимир Владимирович

6У, 5У

5900

2ЛУ,

1ср,

3р альпинизм

доктор

6

Копытов Иван Юрьевич

6У, 5У(2),

7134

4ЛУ,

2ЛР

помощник завхоза

7

Трапезников Василий Геннадьевич

6У, 5У,

5642

КМС,

КМС фехтование

завхоз,

фото

8

Холодов Евгений Александрович

6У,

эл.6У(6)

7134

6ВУ(3)

снаряженец

Общая смысловая идея похода

Все участники уже имели опыт участия в технической «шестёрке», и спортивные планы на 2022 год были связаны с желанием группы сходить в высотный поход. Заалайских хребет был выбран как хорошо исследованный сложный высотный район. Было желание совместить пребывание на большой высоте с технической работой.

Предпоходная подготовка

Определённая сложность в подготовке возникла из-за того, что половина группы была из Москвы, а половина из Самары. Удалось провести несколько совместных зимних технических тренировок на микстовом рельефе. В остальное время самарская и московская подгруппы тренировались отдельно. Участники бегали, занимались ОФП, посещали скалодром, лазали по естественному рельефу. Опыт участников допускал самостоятельные занятия. Для коммуникации по подготовке к походу были созданы группы в ВКонтакте и в WhatsApp-е.

Помимо предварительных консультаций с членами МКК ФСТ-ОТМ, были обсуждения нитки маршрута в целом и отдельных препятствий с ведущими экспертами по горам Памира (А.Лебедев, Г.Сальников). Их ценные замечания были учтены при планировании похода.

Перед каждым большим походом мы связываемся с руководителем группы дистанционного зондирования Института географии РАН для получения оперативной информации по состоянию больших Памирских ледников. На этот раз мы получили свежие подробные спутниковые снимки ледников Октябрьский и Большой Саукдара.

Перед выходом на маршрут была проделана хорошая навигационная подготовка, сделаны проектные треки на основной маршрут, запасные варианты и аварийные выходы, установлены точки вершин, перевалов и других ключевых мест маршрута. Это, безусловно, помогло при ориентировании на месте при плохих погодных условиях.

У группы был куратор в Москве, который сообщал не реже одного раза в два дня прогноз погоды, ежедневно принимал от группы новости по прохождению маршрута. Все участники группы имели страховой полис от СПАО «Ингосстрах» с покрытием поисково-спасательных работ и эвакуации вертолётом.

Специально для этого похода была пошита новая палатка Пик, были закуплены новые верёвки и отобрано лицензионное специальное снаряжение.

На длинные майские каникулы 2022 года большая часть группы участвовала в выезде на склоны Эльбруса, где для предварительной акклиматизации отработали скоростные подъёмы в высокогорье.

Варианты подъезда и отъезда

Со стороны Киргизии район имеет хорошую транспортную доступность, из Оша в Алайскую долину ведёт отличное шоссе. В МАЛ Ачик-Таш под пиком Ленина в высокий сезон каждый день ходят микроавтобусы. В Оше легко найти транспорт для трансфера как для заезда, так и для выезда от финиша маршрута.

Заблаговременно заказать пропуск в погранзону можно в любой местной турфирме. Регистрация делается по оригиналам паспортов в день приезда (кроме воскресенья). Мы воспользовались услугами фирмы Ош-Тревел (Лада Хасанова, +996 555 602 242, oshtravel@rambler.ru).

Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут (высоты по классификатору и по карте):

г. Ош - п/з Бордобо - лед. Корженевского - пер. Туюксу (2Б, 4765) - траверс [верш. Ледовый Мыс (5300) + пер. Ледовый Мыс (5050)] (3А, п/п) - лед. Назарова - траверс [пер. Назарова (4600) + пик Корженевского (6008) + пер. ВМФ (5810)] (3Б) - лед. Уйсу - пер. Уйсу Южный (2А, 5551) - лед. Октябрьский - пер. Профсоюзов (2А, 5200) - лед. Бол. Саукдара - траверс [пер. Жукова (6850) + пик Ленина (7134) + пер. Раздельный (6040)] (3Б*) - МАЛ (CAMP1) - траверс пика Раздельный (3А, 6140) - лед. Дзержинского - траверс [пер. Вали Вост. (5800) + пик Дзержинского (6717) + пер. Дзержинского (5700)] (3Б*) - траверс [пик Красина (6000) + пер. Красина (5370)] (2Б, п/п) - лед. Коман - долина Коман-Суу - пос. Кашка-Суу - г. Ош

На возможные случаи отставания от графика, непогоды и прочих форс-мажоров были предусмотрены следующие запасные варианты и аварийные выходы:

  • пер. Туюксу (2Б, 4765) заменяется на пер. Мира Зап. (2А, 4700)
  • траверс верш. Ледовый Мыс (3А, 5300) обходится через перевалы Панорамный (2А, 5000) + Обручева (2Б, 5040)
  • траверс пика Корженевского (3Б) обходится через перевалы Сыпучий (2А, 4200) + Белецкого (3А, 5113) или заменяется траверсом пер. Корженевского + п. ВМФ (3А, 5750)
  • участок маршрута пер. Уйсу Южн. (2А, 5551) - пер. Профсоюзов (2А, 5200) может быть заменён на варианты прохождения пер. Вл.Высоцкого (3А, 5846)
  • варианты замены траверса пика Ленина (3Б*):

а) пер. Крыленко - подъём на вост. плечо пика Ленина (6470) - спуск на север - полка 5900 - скалы Липкина (4750) - через кулуар Липкина спуск в CAMP-1 (3Б)

б) рад. восхождение на пик Ленина по вост. гребню (3Б, альп.5А)

в) рад. восхождение на пик Ленина по зап. гребню (3А, альп.5А, классика)

  • подъём на пик Дзержинского по южному гребню через пер. Вали Вост. (3Б*) заменяется на подъём по вост. гребню (3А)
  • спуск с пика Дзержинского по сев. гребню на пер. Дзержинского (3А) заменяется на спуск по зап. гребню до пер. Вали Зап. (3А-3Б) и выход на север через пер. Минжар (2Б)
  • траверс пика Красина до пер. Красина и спуск на север (2Б) заменяется на спуск с пер. Дзержинского по сев. склону (3А)
  • аварийный выход по долине р. Джанайдартака до п/з Бордобо
  • аварийный выход через [пер. Мира + пер. Ачик-Таш] (2А) в долину Ачик-Таш в МАЛ.

Пройденный маршрут (высоты фактические, по GPS):

г. Ош - п/з Бордобо - лед. Корженевского - пер. Туюксу (2Б, 4765) - пер. Панорамный (2А, 5027) - лед. Карасу Восточный - Алайская долина - лед. Корженевского - лед. Назарова - траверс [пер. Назарова (4600) + пик Корженевского (6008) + пер. ВМФ (5700)] (3Б) - лед. Уйсу - пер. Уйсу Южный (2А, 5520) - лед. Октябрьский - пер. Профсоюзов (2А, 5290) - лед. Бол. Саукдара - траверс [пер. Крыленко (5830) + пер. Крыленко-2 (6470) + скалы Липкина] (3Б) - лед. Ленина - радиально пик Раздельный (3А, 6140) - радиально пик Ленина (7134) - пер. Путешественников (н/к, 4150) - МАЛ Ачик-Таш - г. Ош

Использованные замены и их причины:

  • траверс верш. Ледовый Мыс (3А, 5300) обошли через перевал Панорамный (2А, 5027) и через Алайскую долину вернулись к первой заброске. Сложное состояние ледника Корженевского не позволило группе быстро подойти к пер. Туюксу, было использовано 1,5 запасных дня. Группа очень медленно акклиматизировалась и на день начала траверса ещё не была готова к технической работе на высотах 5300+ и к ночёвке на 5000.
  • траверс [пер. Жукова (6850) + пик Ленина (7134) + пер. Раздельный (6040)] (3Б*) заменили на траверс [пер. Крыленко (5830) + пер. Крыленко-2 (6470) + скалы Липкина] (3Б). После прохождения циклона и снегопадов 28-31 июля верхняя часть склона перевала Жукова показалась нам крайне лавиноопасной. Чтобы избежать потенциальных рисков мы заменили этот по факту стенной участок на гребневой траверс.
  • отказ от продолжения маршрута на вершине Раздельная. Был получен очень плохой прогноз погоды на ближайшие 5-6 дней, с сильными снегопадами и ураганным ветром. Кроме того, у группы сломались обе бензиновые горелки, а у взятой напрокат в МАЛе газовой горелки перегорел шланг. Группа вынуждена была сойти с маршрута.

Движение группы на маршруте

Картографический материал

Предварительная разметка маршрута была сделана здесь:

https://nakarte.me/m=11/39.36787/73.11454&l=Czt/Wp&nktl=iien5_WdrjPOGduWeEaCFQ

Реально пройденный маршрут здесь:

https://nakarte.me/m=12/39.45671/73.11786&l=L/Wp&nktl=fcBXTlr64PER52ZdhZudLg

Далее приводятся топокарты с полным реальным треком похода.

Пронумерованные точки - места привалов. Обозначены места ночёвок - camp-.

Схема 1. Полная нитка фактического маршрута.

Схема 2. Ледник Корженевского - пер. Туюксу (2Б) - пер. Панорамный (2Б) - ледник Карасу Восточный.

Схема 3. Ледник Назарова - траверс [пер. Назарова + пик Корженевского + пер. ВМФ] (3Б) - ледник Уйсу.

Схема 4. Ледник Уйсу - пер. Уйсу Южный (2А) - ледник Октябрьский - пер. Профсоюзов (2А) - ледник Большой Саукдара.

Схема 5. Траверс [пер. Крыленко + пер. Крыленко-2 + Липкина] (3Б) - пик Раздельный (3А) - пик Ленина - пер. Путешественников - МАЛ Ачик-Таш.

Сводная таблица фактических данных (график движения, тайминг, перепады, пробеги, высоты

дата

день

маршрут

время ЧЧ:ММ

длина, км

перепады, м

высота ночёвки

переходы, мин

к.с.

выход

финиш

всего

в зачёт

набор

спуск

14.07.2022

вылет в г.Ош

15.07.2022

закупка продуктов, оформление пропусков

-

-

-

-

-

-

1000

авиа, авто

16.07.2022

1

переезд до п/з Бордобо - брод р.Кызыларт

15:45

17:52

4,78

4,78

170

-

3 600

28,27,P,21

17.07.2022

2

подъём по долине р.Джанайдартака - заброска-1

06:35

17:09

11,50

11,50

240

-

3 840

29,34,29,30,31,4=34,11,16,21,20,P,26

18.07.2022

3

подъём по лед.Корженевского

06:32

16:44

7,84

7,84

500

140

4 200

29,30,41,20,P,24,8=20,14,26,10,25,30

19.07.2022

4

подъём по лед.Корженевского до лед.Перевальный

07:00

16:06

6,30

6,30

450

150

4 500

35,46,28,14,27,21=35,39,Р,12

20.07.2022

5

пер. Туюксу (2Б) - долина Туюксу

06:30

16:52

6,40

6,40

350

860

3 990

34,33,21,29*(2:30),42,12=10,7,3

21.07.2022

6

подъём по долине пр/п долины Туюксу

07:02

16:20

6,00

6,00

950

150

4 790

36,20,8,20,25,20,21,27,33=35,8,37

разведка на пер. Панорамный

18:02

20:03

2,30

0,00

220

220

(60)*(44)

22.07.2022

7

пер. Панорамный (2Б) - лед. 179

06:30

17:53

8,08

8,08

220

1100

3 970

60*(2:21),23=55,33,13,P,18,P,15

23.07.2022

8

спуск в Алайскую долину

06:30

14:36

12,20

12,20

-

830

3 600

16,14,29,48,23,67

переезд до п/з Бордобо

-

-

-

-

-

-

авто

брод р.Кызыларт

-

20:30

3,83

0,00

170

-

10

24.07.2022

9

подъём по долине р.Джанайдартака + заброска-1

07:50

12:17

11,40

0,00

440

-

3 840

45,42,35,41,35=

25.07.2022

10

лед. Назарова - пер. Назарова (2Б)

06:44

18:12

5,47

5,47

830

-

4 670

21,37,32,34,51,33=(2:45)*24

26.07.2022

11

подъём по СВ гребню

07:24

16:30

1,13

1,13

500

50

5 120

(5:30)=(1:06)

27.07.2022

12

подъём по СВ гребню

07:15

14:53

0,96

0,96

310

-

5 430

(3:30)=(1:30)

28.07.2022

13

выход на вост гребень - траверс купола - спуск по зап гребню (3Б)

07:04

17:19

2,33

2,33

550

250

5 730

15,21,46,17,21,18,30,8,39,(58)*28,19

29.07.2022

14

пер. ВМФ - спуск до СЗ ветви лед. Уйсу

07:27

17:10

5,30

5,30

-

900

4 830

17,(1:37),28,19,26=38,~35,18

30.07.2022

15

долина Уйсу - подъём по южн ветви лед. Уйсу

07:12

15:10

8,75

8,75

540

270

5 100

28,22,35,19,24,23=27,30,36,16

31.07.2022

16

пер. Уйсу Южный (2А) - спуск до языка ледника

07:25

18:09

8,61

8,61

430

900

4 630

31,44,30,48,54*23=30,31,27,36

01.08.2022

17

днёвка

-

-

-

-

-

-

4 630

-

02.08.2022

18

пересечение лед. Октябрьский - подъём по пр/п - пер. Профсоюзов (2А)

06:40

18:05

9,16

9,16

750

240

5 140

33,23,35,38,45=35,31,T,50,29,28*12

03.08.2022

19

спуск до лед. Б.Саукдара - подъём по лев борту - выход на центр морену

07:03

16:40

9,86

9,86

370

700

4 810

35,19,35,P,36,43,20=36,29,30,37

04.08.2022

20

подъём по морене вдоль прав борта - снежная мульда

06:40

16:55

8,49

8,49

640

100

5 350

~30,35,30,30,26,39,27=30,60

05.08.2022

21

пер. Крыленко - траверс до 6100

07:23

17:02

6,25

6,25

800

-

6 150

50,24,30,65*29,24,28,25,14,40,24,10

06.08.2022

22

пер. Крыленко-2 (3Б) - спуск под Метлой - выход на гребень Липкина

07:43

19:15

7,51

7,51

330

1330

5 150

51,32,36,27,10*58,54,30,(60),16,18,26

07.08.2022

23

спуск через скалы Липкина на лед. Ленина - camp-1 - полуднёвка + заброска-2

07:45

10:19

3,62

3,62

-

710

4 440

40,33,36

08.08.2022

24

подъём по лед. Ленина - сковородка - camp-2

06:40

14:45

5,23

5,23

1080

130

5 390

37,(!3:00),60,69,12

09.08.2022

25

подъём на верш. Раздельную (3А)

09:45

14:08

2,31

2,31

730

-

6 120

54,44,(2:04)

10.08.2022

26

выход на зап гребень пика Ленина

06:42

-

4,54

2,27

200

200

6 120

-

11.08.2022

27

спуск ниже camp-1

~08:00

16:25

8,67

1,00

100

1800

4 420

~1:10,(1:10),(40),55=35

12.08.2022

28

спуск до пер. Путешественников (н/к) - МАЛ Ачик-Таш

08:40

12:00

11,00

11,00

200

930

1 000

1:35*33,35

переезд в Ош

-

-

-

-

-

-

авто

13.08.2022

29

вылет из Оша

авиа

ВСЕГО:

189,82

162,35

12 070

11 960

4 799

символ «=« это обед, символ «*» это перевал

длина маршрута пройденная, км

189,82

x1,2=

227,78

длина маршрута в зачёт, км

162,35

x1,2=

194,82

средний дневной переход, км

7,03

общий набор высоты, м

12 070

средний дневной набор, м

447

средняя высота ночёвок на маршруте, м

4 799

  1. время ежедневного старта/финиша и длительность переходов даны для носителя прибора
  2. исходные данные для перепадов высот взяты из треков и округлены сообразно здравому смыслу )))
  3. дневной переход считаем по треку с округлением до 100м. Настройка записи - 1 точка на 20м
  4. накопленные округления в итоговых суммах не учитываются

Высотный график

Техническое описание маршрута (дневник маршрута)

16.07.2022 Ош - пер. Талдык - пос.Сары-Таш - п/з Бордобо - брод р.Кызыларт - долина Джанайдартака

От Оша до погранзаставы Бордобо (*) около 200 км, это примерно 4 часа езды. По пути для начала акклиматизации остановились примерно на час на перевале Талдык (3589), чтобы подышать горным разряженным воздухом. Здесь наблюдается давно замеченный оптический эффект - верхушка пика Ленина, который отсюда реально очень далеко, видна между зелёными холмами перевала как будто находится совсем рядом. В посёлке Сары-Таш сделали ещё одну остановку на обед в местной кафешке. От Сары-Таша на юг от основной трассы уходит дорога, на этом участке давно не знавшая ремонта, это дорога и есть Памирский Тракт, ведущий через перевал Кызыл-Арт (4336) в Таджикский Памир - Горный Бадахшан.

Не доезжая метров 700 до шлагбаума киргизской погранзаставы, выгружаемся из микроавтобуса, тут начинается пешая часть нашего похода. Уходим по грунтовой дороге направо, огибая зелёный холм. Без проблем бродим реку Кызыл-Арт, разлившуюся тут на многочисленные мелкие мутные протоки. По галечным пойменным полям между зелёными холмами входим в долину реки Джанайдартака. Чистой воды тут не нашли, и от бродов пришлось пройти ещё 20 минут вдоль подножия холма вверх по долине, пока не вышли к относительно чистому ручейку. Встаём на первую ночёвку. От начала маршрута 1:16 чхв.

(*) На советских картах и во многих отчётах пишут это название как Бордоба или Бардоба. Мы будем придерживаться киргизского названия - Бордобо. Именно так говорят местные и пишут в официальных документах.

Фото 1.1. На автомобильном перевале Талдык (3589).

Фото 1.2. Пик Ленина с перевала Талдык.

Фото 1.3. Посёлок Сары-Таш на фоне Заалайского хребта.

Фото 1.4. Выгружаемся из авто, последняя переупаковка перед выходом на маршрут.

Фото 1.5. Начало маршрута.

Фото 1.6. Организация первой ночёвки.

Фото 1.7. Впереди высокие горы.

ледник Корженевского

17.07.2022 подъём по долине р.Джанайдартака - устье ледника Назарова - заброска-1

Первый день похода - самый тяжёлый, до ледника Назарова нам надо донести заброску, поэтому рюкзаки сегодня очень тяжёлые, а темп движения низкий. Делаем переходы по 30-35 мин. Первые полтора километра идём по травянистым террасам правого борта долины, местами попадаются участки тропы. Встречаются чистые ручейки, но пить эту воду без кипячения не рискуем, поскольку тут пастбища с многочисленными лёжками и лепёшками. Видели пасущихся коней, верблюдов, а перед самым ледником - несколько яков. От места ночёвки до устья ручья с перевала Сыпучий 3:11 чхв.

Выше начинается зона старых мореных выносов. Здесь осыпи слежались и местами заросли травой. По пологим осыпным холмам продолжаем движение по правому берегу долины. Здесь есть варианты обходов моренных холмов, и местами оптимальный путь не самый очевидный. Позже, когда пойдём здесь повторно, мы значительно сократим время и трудозатраты на преодоление этого участка.

Без проблем перебродили ручей с перевала Лагерный и вышли на живые острые морены, оставшиеся после отступления ледника. Немного не доходя до устья ледника Назарова, ставим лагерь. Для поиска воды и подходящего места под палатку пришлось сделать разведку. От ручья с перевала Сыпучий 1:34 чхв. В конце дня собрали заброску и прикопали её в камнях прямо возле лагеря. Далее рюкзаки будут значительно легче!

18.07.2022 подъём по леднику Корженевского - ледник Назарова - ледник Заблуждений

От места ночёвки по участку крупноблочной осыпи на ледовых сколах спускаемся к потоку из ледника Назарова. По малой воде не без труда перебродили реку по обледенелым камням и продолжили подъём по моренным нагромождениям правого борта ледника Корженевского. Ещё за пару переходов подошли к потоку из ледника Заблуждений. От места ночёвки 2:00 чхв. Река здесь течёт в ледовом желобе, и ко времени нашего прихода поток уже набрал силу, и брод невозможен. В поиске места перехода пошли вверх вдоль правого берега потока. По старым селевым кулуарам поднялись на нижнее плато ледника Заблуждений. Здесь поток уходит под лёд, и есть возможность перейти ледник по ледовому полю и через моренный гребень. С чёрных морен левого борта ледника Заблуждений начинаем спуск обратно на ледник Корженевского. Обход языка ледника Заблуждений занял 52 мин чхв.

Далее подъём по леднику Корженевского продолжаем по ледовым моренам правого борта. Ледник здесь вздыблен и разорван, продвижение вперёд не очень быстрое из-за постоянного поиска пути между ледовыми ямами и сколами. Через 1:45 чхв от спуска на ледник посреди ледового хаоса встали на ночёвку.

19.07.2022 ледник Корженевского - переход на левый борт - карман морены ледника Перевальный

На первом переходе от лагеря продолжаем идти по моренным холмам правого берега ледника Корженевского. Рельеф очень неровный, продвижение вперёд медленное. Когда срединная часть ледника сглаживается, уходим туда и ещё 2 перехода идём по ровной центральной поверхностной морене. Выше ледник опять изломан, идти по центру становится невозможно. После разведки уходим на чёрную левобережную морену, она тоже неровная, но для продвижения вполне пригодна. При первой же возможности подходим к левому краю ледника с целью спуститься в ранклюфт. Сразу спуститься не получается, ледовый склон крут и небезопасен. Проходим ещё несколько моренных холмов и выходим к месту, где можно спуститься с борта ледника в левый ранклюфт. Для уверенности бросили полверёвки перил до осыпи левого борта. От места ночёвки 2:30 чхв.

Далее 2 перехода идём вдоль самого края ледника, местами здесь ползучие мокрые осыпи и конгломератные склоны. Не подходя близко к взлёту ранклюфта с выносом недавнего ледового обвала, уходим направо по ходу на склон левого борта и поднимаемся прямо вверх (набор 140 м) по скально-осыпному кулуару до выполаживания борта долины. Здесь поворачиваем налево и по широкой осыпной полке продолжаем подъём вдоль левого борта.

Перед плавным поворотом долины направо осыпную полку перерезает огромная промоина. Левый борт промоины крут, и в месте подхода спуститься проблематично. Для спуска в промоину поднимаемся вдоль неё направо по ходу до взлёта склона долины. Здесь спуск в промоину менее крут, пологим траверсом направо спускаемся к реке. Брод простой, поднимаемся из промоины обратно на полку по крупно-осыпному склону. Выше промоины осыпная полка становится совсем пологая, её пересекают несколько чистых ручьёв, есть пара небольших озёр. Здесь встаём на ночёвку, от спуска с ледника 1:47 чхв.

Запас по времени ещё был, но группа в целом чувствовала недомогание из-за первого выхода на большую высоту. После установки лагеря участники с головными болями прошли вверх по морене с набором высоты 100-150 м. После этого головные боли обычно становятся значительно слабее.

Фото 1.8. Начало подъёма по долине Джанайдартака.

Фото 1.9. Подъём по долине Джанайдартака.

Фото 1.10. Подход к ледниковым моренам.

Фото 1.11. Брод через поток из ледника Назарова.

Фото 1.12. Поток из ледника Назарова всего через несколько минут после брода.

Фото 1.13. Подход к леднику Корженевского.

Фото 1.14. На морене ледника Корженевского.

Фото 1.15. Ночёвка на леднике Корженевского.

Фото 1.16. Вид вниз на долину Джанайдартака.

Фото 1.17. Поток из ледника Заблуждений.

Фото 1.18. Начала обхода языка ледника Заблуждений.

Фото 1.19. Выход на нижнее плато ледника Заблуждений.

Фото 1.20. Пересечение ледника Заблуждений.

Фото 1.21. Внизу ледник Корженевского.

Фото 1.22. Спуск на ледник Корженевского.

Фото 1.23. Левый борт ледника Корженевского и перевал Ледовый Мыс.

Фото 1.24. Южный склон перевала Ледовый Мыс.

Фото 1.25. Выход на центральные морены ледника Корженевского.

Фото 1.26. Вид на юг с ледника Корженевского.

Фото 1.27. Спуск в ранклюфт левого борта ледника Корженевского.[

Фото 1.28. Спуск в ранклюфт левого борта ледника Корженевского и путь наверх.

Фото 1.29. Путь вдоль левого борта ледника Корженевского.

Фото 1.30. Путь вдоль левого борта ледника Корженевского.

Фото 1.31. Привал на левом борту ледника Корженевского.

Фото 1.32. Левый борт ледника Корженевского. По стрелке - подъём на полку долины.

Фото 1.33. Вид на юг со склонов левого борта ледника Корженевского.

Фото 1.34. В кармане морены левого борта ледника Корженевского.

Фото 1.35. Слияние ледников Корженевского и Перевальный. Вид от места ночёвки.

Фото 1.36. Вид на нижнюю часть ледника Перевальный.

Фото 1.37. Вид вниз на слияние ледников Корженевского и Перевальный.

Фото 1.38. Движение по склону в сторону перевала Туюксу.

перевал Туюксу (2Б, 4765)

20.07.2022 ледник Перевальный - пер. Туюксу (2Б) - спуск по леднику 187 - долина Туюксу

От места ночёвки поднимаемся по пологому моренному гребню левого борта долины. За плавным поворотом долины направо морена заканчивается и переходит в склон с перемороженной осыпью. За один переход плавным набором выходим на край ледника. На втором переходе идём по ранклюфту левого борта, здесь крупная осыпь. Пока солнце не вышло, камни покрыты тонким льдом, очень скользко! На третьем переходе выходим на пологое тело ледника и поднимаемся вдоль левого борта, лавируя между ледовыми разломами. На подходе к перевальному взлёту участок закрытого ледника, движение здесь в связках. От места ночёвки до подножия перевального взлёта 1:28 чхв.

Ориентиром поворота из долины на южный склон перевала служит полоса светло-жёлтой осыпи. Склон из живой осыпи имеет перепад примерно 100 м и крутизну 30-35°. Седловина - длинный осыпной гребень со снежным надувом с северной стороны, по границе снега и камней есть лужи с талой водой. Тур в середине седловины. Подъём от подножия склона занял 29 мин. С седловины шикарные виды во все стороны.

Следует отдельно коснуться проблемы с названиями ледников в верховьях долины Туюксу. Собственно, названий этих нет, кроме как на некоторых картах встречается название южной ветви как ледник Туюксу. На OSM-картах используется цифровая нумерация ледников, видимо, взятая из гляциологического справочника. Так юго-западная ветвь - это ледник 188, южная ветвь - 187 (Туюксу), юго-восточная ветвь - 186, восточная ветвь - 185, и особняком стоит ещё одна, более северная, восточная ветвь из-под пика Панорамный - 184. Этой нумерации мы будем придерживаться в своём описании (см. Схему 2).

Спуск на север начали прямо от тура, но за снежным перегибом участник, вешающий первую верёвку, увидел под собой ледовый карниз, а склон восточнее начатого спуска был более пологий и полностью просматривался до самого низа. Участник вернулся на седловину, а пока он поднимался, другие участники сделали разведку и собрали верхнюю станцию для нового спуска в 100 метрах восточнее тура. Четыре верёвки провесили прямо вниз по снежно-ледовому склону и ещё полверёвки через бергшрунд до выката на пологий ледник. Крутизна в средней части склона 45-50°. От седловины до выката на ледник 2:30 непрерывной работы.

Далее в связках отходим от перевального склона и по закрытому леднику пересекаем верхнее плато слева направо к перегибу ледника 187. Верхний ледопад обходим вдоль правого борта по широкому снежно-ледовому желобу и выходим на небольшое плато между ступенями ледопада. Здесь видим следы ледовых обвалов с правых склонов. Держимся подальше от стен долины и максимально быстро уходим от них на безопасное расстояние. С плато повернули налево к нижнему ледопаду. По центру ледопада в широкой лощине трещины смыкаются, и мы находим простой проход вниз по ледовым полкам.

Далее спускаемся по центру пологого ровного ледника 187, связки и кошки тут не нужны. Ближе к языку ледника склон становится круче и переходит в крутой лоб, спуска на морены не видно. Опять надеваем кошки, делаем разведку, находим выход с языка ледника на правый борт. Но тут всё равно круто, вешаем полверёвки по льду и ещё полверёвки по конгломератным кулуарам до выполаживания. По правому ранклюфту течёт грязный бурный ручей, а сверху периодически летят камни. Этот участок проходим максимально быстро с постоянным наблюдением.

В кармане слияния ледников 187 и 186 нашли безопасное место для лагеря. Ручьи в этом месте имеют странную особенность - вода в них с периодичностью 5-10 минут бывает то чистой, то превращается в грязевой поток. Видимо, выше по склону ручьи неравномерно омывают «грязную» породу. Чистую воду залили про запас во все свободные ёмкости.

Фото 2.1. Путь по леднику Перевальный. Вид низ.

Фото 2.2. Путь наверх по леднику Перевальный.

Фото 2.3. Подход к перевальному взлёту.

Фото 2.4. На седловине перевала Туюксу.

Фото 2.5. Вид с перевала Туюксу на север.

Фото 2.6. Переход от тура к месту начала спуска с перевала Туюксу.

Фото 2.7. Просмотр линии спуска с перевала Туюксу.

Фото 2.8. Начало спуска с перевала Туюксу.

Фото 2.9. В ожидании очереди на спуск

Фото 2.10. На очередной станции.

Фото 2.11. Вид от второй станции на дальнейший спуск.

Фото 2.12. Путь спуска на ключевом участке.

Фото 2.13. Общий вид северного перевального склона перевала Туюксу.

Фото 2.14. Спуск по леднику 187.

Фото 2.15. Обход верхнего ледопада.

Фото 2.16. Обход верхнего ледопада. Вид сверху.

Фото 2.17. Обход верхнего ледопада. Вид снизу.

Фото 2.18. Обход верхнего ледопада.

Фото 2.19. Прохождение нижнего ледопада.

Фото 2.20. Спуск по телу ледника 187. Вид назад.

Фото 2.21. Спуск по телу ледника 187.

Фото 2.22. Вид вниз от перегиба к языку ледника 187.

Фото 2.23. Выход с языка ледника 187 на правый склон.

перевал Панорамный (2А, 5027)

21.07.2022 пересечение ледника 186 - подъём по долине пр/п долины Туюксу - подъём по леднику 185 - разведка на пер. Панорамный

От лагеря на слиянии ледников 187 и 186 по крутому ледовому взлёту в кошках поднялись на тело ледника 186. Ледник ровный и чистый. Через 500 м подъёма выходим на его правый борт и поднимаемся на правобережную морену, разделяющую ледники 186 и 185. Морена с обеих сторон имеет пологие травянисто-осыпные склоны, на её гребне пасутся яки. Спускаемся на север в долину ледника 185 по широкому осыпному кулуару. От места ночёвки 56 мин чхв.

Долина в нижней части изрезана крутыми промоинами ледниковых ручьёв. По одной из таких промоин за 28 мин поднимаемся до языка ледника. Нижняя часть ледника имеет характер больших ступеней, поверхность льда с вмёрзшими камнями. Идём в кошках, связки тут не нужны. Выше ледник становится положе и чище. Сначала идём по центру ледника, потом ближе к левому борту. Пройдя опасный ледосброс с левого склона долины, уходим левее по ходу к центру ледника. Здесь начинается зона закрытых трещин, обвязываемся. В верхний цирк поднимаемся, обходя справа по ходу небольшой ледопад. На площадке между большими трещинами ставим лагерь. От языка ледника 3:26 чхв.

Здесь принимаем окончательное решение отказаться от запланированного траверса массива Ледовый Мыс. Акклиматизация заходит медленно, темп движения группы пока низкий, а у некоторых участников группы продолжаются головные боли. Мы пока не готовы к технической работе на высотах 5300 и ночёвке на 5000. Решаем завтра пройти перевал Панорамный, потом через Алайскую долину вернуться к п/з Бордобо и знакомым путём по долине Джанайдартака выйти к заброске на леднике Корженевского. Во второй половине дня делаем разведку на перевал Панорамный. Поднялись на его седловину, просмотрели спуск на восток на ледник 179 (Карасу Восточный). Разведка заняла менее 2-х часов.

22.07.2022 прохождение пер. Панорамный (2А) - спуск по леднику 179 - выход на морены

Утром по холодку группа за 1 час в связках взлетела на седловину перевала. Перевальный взлёт - снежно-ледовый склон не круче 30° и траверс направо осыпных склонов до перемычки. Тур на отдельно стоящем скальном островке.

Спуск начинаем с купола узловой вершины по гребню, разделяющему ледники 183 и 179. Провесили 4 верёвки перил на снежно-ледовом гребне. Последняя верёвка была не обязательная, гребень внизу становится значительно положе. Группа собралась у скального жандарма через 2:20 непрерывной работы. Далее в связках вниз по гребню, местами с трещинами и острым снежным надувом. Ещё ниже гребень становится шире и положе, а от очередной седловины просматривается сход направо. По длинному и утомительному осыпному склону спускаемся до ледника 179. От конца перил до выката на ледник 23 мин.

Спуск по пологому закрытому леднику начинаем по левой стороне ледника в связках. На перегибе ледника находим простой путь прохода через зону трещин ближе к центру. Затем прямо вниз до ровного открытого льда. Далее связки не нужны, идём по ледовым холмам, постепенно приближаясь к правому борту ледника. Ещё ниже идём вдоль центральной узкой осыпной морены и сходим с ледника на пологие правобережные морены. От подножия перевального взлёта 1:28 чхв.

Путь прямо вниз оказался невозможен. Мы сделали несколько разведок вдоль потоков рек, уходящих в крутые каньоны. Безопасного спуска там нет. Пришлось вернуться назад и искать проход правее. Таким образом, от спуска с ледника надо было сразу уходить направо. На разведки потратили более часа времени. Встаём на ночёвку в осыпной котловине прямо под языком ледника.

23.07.2022 спуск в Алайскую долину - переезд до п/з Бордобо - брод разливов Кызыл-Арт - долина Джанайдартака

Утром от лагеря поднимаемся на правый борт осыпной котловины, пересекаем направо по ходу ещё пару пологих моренных гребней и начинаем искать спуск в Алайскую долину. Только после второй разведки нашли вход в кулуар с приемлемой крутизной и видимым выкатом. От места ночёвки до завершения спуска в долину 59 мин чхв.

По зелёным пологим лугам за 1:11 чхв вышли к заброшенной грунтовке, где встретили пастуха, который рассказал, как выйти к стойбищу и к месту, откуда можно уехать. Ещё за 1:07 по пологим зелёным склонам и холмам, мимо пастбищ овец и табунов полудиких коней, через многочисленные броды разливов рек спустились к стойбищам. От юрт пастухов уезжаем вниз на простой скотовозке. Переезд до п/з Бордобо занял более 2,5 часов.

Через реку Кызыл-Арт нам помогают перебродить геологи, возвращающиеся вечером с работы. Нас в два приёма перевозит их высокопроходимый джип через основные раздувшиеся рукава реки. Но оказалось, что за время переезда ещё больше наполнились потоки, ранее бывшие легко проходимыми, и оставшаяся часть бродов далась нам с большим трудом. Если неделю назад здесь мы едва замочили ноги, то сейчас некоторые бурные потоки были по развилку и местами сбивали с ног. Только в сумерках завершили брод и уже в темноте пришли к месту нашей предыдущей ночёвки. Ручей, который неделю назад был чистым, теперь грязный. Воду пришлось фильтровать.

Уточнение. На фото перевал Панорамный ошибочно подписан как 2Б, но 2Б - это вариант подъёма из долины ледника 184. В нашем варианте это 2А.

Фото 3.1. На морене между ледниками 186 и 185.

Фото 3.2. Подход к леднику 185.

Фото 3.3. Подход к леднику 185.

Фото 3.4. Подход к леднику 185.

Фото 3.5. Выход на ледник 185.

Фото 3.6. Подъём по леднику 185.

Фото 3.7. Подъём по леднику 185.

Фото 3.8. Подъём по леднику 185.

Фото 3.9. Ледосброс с левого борта.

Фото 3.10. Подъём на верхнее плато ледника 185.

Фото 3.11. Лагерь под перевалом Панорамный.

Фото 3.12. Выход на седловину. Вид от лагеря.

Фото 3.13. Верхняя часть взлёта на перевал Панорамный.

Фото 3.14. Гребень к массиву Ледовый Мыс. Вид с перевала Панорамный.

Фото 3.15. Вид с купола перевала Панорамный на север.

Фото 3.16. Вид на ледник 184.

Фото 3.17. Группа на перевальном взлёте.

Фото 3.18. Вид с перевала Панорамный на Заалайский хребет.

Фото 3.19. Широкий вид с перевала Панорамный на Заалайский хребет.

Фото 3.20. Группа на перевале Панорамный.

Фото 3.21. Широкий вид с купола перевала Панорамный на Алайскую долину.

Фото 3.22. Вид с купола перевала Панорамный на Алайскую долину.

Фото 3.23. Вид с перевала Панорамный на восток.

Фото 3.24. Гребень к массиву Ледовый Мыс. Не пройден.

Фото 3.25. Вид с перевала Панорамный на путь спуска по леднику 179.

Фото 3.26. В ожидании очереди на перила.

Фото 3.27. Спуск с купола перевала Панорамный.

Фото 3.28. Спуск по гребню.

Фото 3.29. В ожидании группы.

Фото 3.30. Панорама перевального гребня.

Фото 3.31. Начало спуска по осыпи.

Фото 3.32. Вид с ледника на осыпной склон.

Фото 3.33. Спуск на ледник 179.

Фото 3.34. Правый борт ледника 179.

Фото 3.35. Начало спуска по леднику 179.

Фото 3.36. Среднее течение ледника 179.

Фото 3.37. Среднее течение ледника 179.

Фото 3.38. Нижнее течение ледника 179.

Фото 3.39. Спуск по осыпям ниже ледника.

Фото 3.40. Осыпная котловина под языком ледника.

Фото 3.41. Выход в Алайскую долину. Вид вниз.

Фото 3.42. Выход в Алайскую долину. Вид назад.

Фото 3.43. Вид из Алайской долины на хребет Ледовый Мыс.

Фото 3.44. Пастбища Алайской долины.

Фото 3.45. Группа на лугах Алайской долины.

Фото 3.46. Броды проток в долине Кызыл-Арт.

Фото 3.47. Броды проток на входе в долину Джанайдартака.

24.07.2022 подъём по долине р.Джанайдартака + заброска-1

Сегодня утром от нас уходит Миша Бомбин. У него короткий отпуск и на весь маршрут он и не собирался. Не пересекая реку, Миша ушёл к месту работы геологов, которые вчера помогали нам переправляться, и на их транспорте уехал в Сары-Таш.

Поднимаемся по долине Джанайдартака по уже знакомому пути. Рюкзаки сейчас значительно легче и, используя свой трек и знание оптимальных проходов в зоне моренных валов, мы значительно экономим время и силы. К обеду мы уже пришли к месту заброски. От места предыдущей ночёвки 3:18 чхв.

Фото 3.48. и 3.49. Пастбище верблюдов.

Фото 3.50. Кони на водопое.

Фото 3.51. Путь к леднику Корженевского.

Фото 3.52. Разбор заброски.

траверс [Назарова + Корженевского (6008) + ВМФ] (3Б)

25.07.2022 лед. Назарова - пер. Назарова - начало траверса

От места ночёвки на леднике Корженевского по крупной осыпи с небольшим набором высоты за 20 мин подходим к устью долины ледника Назарова. Реальный язык ледника находится на 1,3 км выше, чем отмечено на карте генштаба. К леднику поднимаемся вдоль правого борта долины, затем по широкому осыпному ранклюфту делаем 4 коротких перехода. Затем через боковую морену переходим на тело ледника и по зачехлённому льду подходим к подножию взлёта на перевал Назарова. От поворота долины 3:07 чхв.

За время готовки обеда связка-двойка провесила 3 верёвки перил по ледовому склону (160 м, 35-40°) до начала зоны трещин. После отдыха поднимаемся до конца перил, затем одновременно в связках уходим налево по ходу и по полкам между трещинами выходим к финальному снежному взлёту (30°). Под скалами наклонная снежная полка выводит направо вверх до узкого осыпного гребня перевала. Тур по центру. Подъём от ледника занял 2:45.

Места для большой палатки на перемычке нет, и мы поднялись на первый ледовый уступ гребня (30 м, 50-60°), где и ставим лагерь. Есть лужа с талой водой.

26.07.2022 подъём по СВ гребню пика Корженевского

Дальнейший путь подъёма по северо-восточному гребню пика Корженевского представляет собой череду больших и малых ледовых «серпов». Весь день работаем в связках, движение одновременное, страховка через ледобуры. Тактика простая - лидер первой связки собирает все общественные ледобуры и, траверсируя ледовый гребень с левой стороны, крутит промежуточные ледобуры. Следующие связки пропускают через них свою верёвку, а замыкающий участник снимает пройденные ледобуры. Потом либо связки меняются, либо петля со всеми ледобурами возвращается прежнему лидеру. Только на самых крутых участках вешали перила (6 раз, 20-40 м, 45-55°, лёд, местами скальные жандармы).

На макушке ключевого жандарма есть относительно пологий участок гребня. Здесь ставим лагерь, есть вода, высота 5120, время работы 5:30 до обеда и 1:06 после. Запас светлого времени ещё был, но впереди был протяжённый участок гребня без перегибов, поэтому мы не стали упираться.

27.07.2022 подъём по СВ гребню пика Корженевского

Сегодня продолжаем подъём по гребню. Тактика такая же, как и в прошлый день. Один за другим планомерно проходим наклонным траверсом ледовые «серпы» и прямо вверх короткие ледовые стенки. Постоянная одновременная страховка, участки перил по 15-25 м крутизной 45-60°. К середине дня за 6:36 напряженной работы вышли к концу острого гребня. Общая длина технически сложного участка с непрерывной страховкой - ровно 2 км. Отсюда начинается пологий снежный гребень с карнизами на восточную сторону. Снежный гребень упирается в склон, ведущий на купол вершины.

К этому времени снег уже сильно раскис, на гребне тропёжка выше колена, а нижняя часть вершинного склона показалась нам лавиноопасной. Решаем вставать на ночёвку тут, поскольку до вершины сегодня за разумное время мы не успеваем, а выше выполаживаний нет. Место ночёвки в самом начале снежного гребня, до основания склона достаточно далеко. Здесь безопасно, высота 5430. Под палатку пришлось выкапывать снежный «балкон».

На вечерней связи получаем плохой прогноз погоды: завтра во второй половине дня с юга приходит мощный циклон с осадками минимум на 4 дня. Нам надо постараться завершить траверс вершины до прохождения фронта, а дальше по долинам и через простые перевалы можно будет идти и в непогоду. Итого завтра у нас рабочее окно всего на полдня.

28.07.2022 выход на восточный гребень - траверс купола вершины - спуск по западному гребню

Утром по замерзшему снегу подход к взлёту на купол вершины гораздо легче, чем был бы вчера. Тем не менее, идём в снегоступах. От нижнего края скально-осыпной полосы начинается ледовый склон, 30-35°. Поднимаемся слева от скал в связках с промежуточными ледобурами. Наблюдаем признаки приближающейся непогоды. Примерно от середины скально-осыпной полосы начинается голый лёд, отсюда вешаем перила. Первые 100 м прямо вверх (до 45°), затем 50 м траверс налево между ледовыми лбами (25-30°) и ещё 100 м прямо вверх по голому льду (50-30°). Далее склон ложится и становится снежным, тропим прямо вверх через несколько несложных трещин. На купол вершины выходим по острому снежному надуву. Ещё выше гребень становится шире и положе. От места ночёвки 3:35 непрерывной работы.

При выходе группы на купол вершины происходит резкое ухудшение погоды, село облако, пошёл снег, видимость временами не более 20 м, хорошо ещё что нет сильного ветра. По GPS-треку идём в сторону вершины. При приближении к скальному островку на макушке вершины вокруг начали бить электрические разряды. Лидирующая связка даже на время залегла между большими камнями, пережидая период максимальной интенсивности разрядов. Затем мы быстро обошли с юга скальный островок и, не подходя к туру, отбежали от вершины к началу спуска по западному гребню. Переход через купол вершины вместе с отсидками занял 58 мин.

По осыпному западному гребню побежали вниз, контролируя свой путь по треку навигатора. Сначала склон простой и пологий, ниже становится круче, до 35-40°. Спускаемся в связках по снегу вдоль правого края осыпи, периодически пересекаем трещины, идущие не только поперёк, но и вдоль склона. По мере спуска видимость улучшается до 150-200 м, осадки закончились. От конца осыпной полосы западного гребня спускаемся по правой стороне округлого снежного гребня. Отсюда уже просматривается выкат на снежную седловину перевала ВМФ. На гребне много закрытых трещин, нельзя расслабляться до самого конца спуска. Лагерь ставим на ровной снежной площадке, не доходя до седловины примерно 100 м. От вершины 47 мин чхв. Неожиданно погода даёт нам короткое окно на время установки лагеря. Ночью при умеренном ветре идёт сильный снег.

29.07.2022 спуск с перевала ВМФ - спуск по северной ветви лед. Уйсу - обход сев.-западной ветви

Утром расчищаем сугробы вокруг палатки. Есть опасение, что из-за ночного снегопада придётся отсиживаться. Неспешно завтракаем и собираемся без надежды на выход. Но чудесным образом непогода опять дала нам окно, чтобы быстро свернуть лагерь, оглядеться по сторонам и выйти на спуск с перевала. В связках выходим на траверс южного склона перевальной седловины, на север крутой обрыв с карнизами. Сначала склон на юг пологий, потом становится круче. Нам сильно везёт! - снег на спусковом склоне не накопился. Видимо, его сдувало ветром, и ожидаемой опасности лавин нет. На склоне плотный снег, глубина до льда 5-15 см. На перегибе склона нас накрыл плотный туман, видимость 15-20 м. В таких условиях спускаться невозможно. Садимся на склоне прямо с растянутыми связками, минут 15 ждём прояснения, затем продолжаем спуск. Из-за ограниченной видимости не рискуем идти одновременно, склон не слишком крут, но возможны всякие неожиданности, поэтому начинаем вешать перила. Бросили 4 верёвки прямо вниз (30-40°) до бергшрунда и ещё полверёвки через бергшрунд до крутого выката на ледник. В нижней части спуска прошёл очередной короткий заряд снегопада. От перевала со всеми отсидками - 1:40.

От конца перил по пологому снежному склону (тропёжка, трещины!) в связках спускаемся к левому борту северной ветви ледника Уйсу. В верхней части ледника много закрытых трещин, на выходе из перевального цирка более ровный и открытый ледник. Ниже начинается зона кальгаспор. Высота отдельных острых ледовых пирамид достигает 5-6 метров, но по большей части они не выше роста человека. Наш путь проходит ближе к левому борту, где проще проходы между уступами ледника и нет трещин. Можно идти без связок. У первой воды останавливаемся на обед. От конца перил - 1:13 чхв.

Ещё ниже по кальгаспорным полям пересекаем северную ветвь ледника по диагонали к правому борту, где начинается узкая полоса осыпной морены. Ниже ледник имеет ледопадный уступ, а морена проходит сквозь ледопад ровной дорогой. Далее сходим с ледника на правый борт на большую песчано-осыпную поляну, окружённую моренными гребнями. От нижнего угла поляны выходим на стрелку слияния северной и северо-западной ветвей ледника. Обходим слева язык северо-западной ветви по крутому ранклюфту, здесь месиво из живой крупной осыпи, ледовых сколов, с правого ледника постоянно что-то летит, сыпется или льётся. Неприятное место. Обойдя язык, вышли на полосу морены, разделяющую потоки ветвей ледника. Тут нас опять накрыл снежно-дождевой заряд, идти по морене стало скользко и небезопасно. На первом попавшемся относительно ровном месте останавливаемся на ночёвку. Под моросящим дождём ровняем площадку под палатку. От места обеда 1:31 чхв.

30.07.202 пересечение западных ветвей лед. Уйсу - выход на левый борт южной ветви

От места ночёвки продолжаем спуск по узкой моренной полосе, разделяющей потоки северной и северо-западной ветвей ледника. Ниже выходим на осыпные поля в месте втекания справа западной и юго-западных ветвей. С уступа морены спускаемся к разливам потока из юго-западной ветви. Река в широкой галечной пойме разделена на десяток рукавов, каждый из которых по отдельности преодолеваются без проблем. На песчаных террасах правого берега реки много удобных мест для стоянок. От места ночёвки 1:44 чхв.

Фото 4.1. Поворот от ледника Корженевского в долину ледника Назарова.

Фото 4.2. Подъём по правобережному ранклюфту ледника Назарова.

Фото 4.3. Выход на ледник Назарова. Путь траверса через пик Корженевского.

Фото 4.4. Цирк ледника Назарова. Левый угол.

Фото 4.5. Цирк ледника Назарова. Правый угол.

Фото 4.6. Западный склон перевала Назарова.

Фото 4.7. Лидеры готовы к обработке склона.

Фото 4.8. Группа поднимается по перилам.

Фото 4.9. Верхняя часть перевального склона.

Фото 4.10. Снежная полка под перевалом Назарова.

Фото 4.11. Группа на перевале Назарова.

Фото 4.12. Первый уступ на гребне.

Фото 4.13. Лидер работает на ледовой стенке.

Фото 4.14. Подъём на первый уступ.

Фото 4.15. Подъём группы с перевала на первый уступ.

Фото 4.16. Ледник Атджайло на восток от перевала Назарова.

Фото 4.17. Подход по леднику Назарова. Вид с гребня.

Фото 4.18. Начало гребня выше перевала Назарова.

Фото 4.19. Перила на гребне пика Корженевского.

Фото 4.20. Работа на гребне пика Корженевского.

Фото 4.21. Ключевой участок до главного жандарма.

Фото 4.22. Путь по гребню пика Корженевского.

Фото 4.23. Связка на гребне пика Корженевского.

Фото 4.24 и 4.25. Работа на гребне пика Корженевского.

Фото 4.26. На гребне.

Фото 4.27. Общий вид ключевого участка северо-восточного гребня пика Корженевского.

Фото 4.28. Выход на главный жандарм.

Фото 4.29. Вид на восток. Потенциальный перевал на ледник Атджайло-2.

Фото 4.30. Общий вид на восток. Потенциальный перевал на ледник Атджайло-2.

Фото 4.31. Вид назад.

Фото 4.32. Вид с гребня на запад.

Фото 4.33. Верхняя часть гребня.

Фото 4.34. Участок гребня с промежуточной страховкой.

Фото 4.35 и 6.36. Люди на гребне пика Корженевского.

Фото 4.37. Выход на верхний жандарм.

Фото 4.38. Вид вниз на пройденный гребень.

Фото 4.39. ...а обед по расписанию.

Фото 4.40. Выход на снежный гребень.

Фото 4.41. Вид с гребня на запад.

Фото 4.42. Вид на запад от места ночёвки.

Фото 4.43. Выход на купол вершины.

Фото 4.44. Перила на вершинном гребне пика Корженевского.

Фото 4.45. Перила через ледовый лоб.

Фото 4.46. Вид назад. Наползают облака.

Фото 4.47. Спуск по западному гребню.

Фото 4.48. Лагерь на перевале ВМФ.

Фото 4.49. Начало спуска с перевала ВМФ.

Фото 4.50. Перила с перевала ВМФ.

Фото 4.51. Последняя перильная веревка, дальше пешком.

Фото 4.52. Южный склон перевала ВМФ.

Фото 4.53. Спуск по леднику.

Фото 4.54. Спуск по леднику.

Фото 4.55. Выход из зоны кальгаспор

Фото 4.56. Обед на леднике.

Фото 4.57. Панорама верхнего цирка северной ветви ледника Уйсу.

Фото 4.58. Пересекаем ледник.

Фото 4.59. Проход через ветви ледника Уйсу.

Фото 4.60. Путь по морене через ледопад.

Фото 4.61. Песчано-осыпная поляна на стрелке ветвей ледника.

Фото 4.62. Начало обхода языка северо-западной ветви.

Фото 4.63. Морена между ледниковыми потоками.

Фото 4.64. Путь прохода по моренным полям мимо западных притоков.

Фото 4.65. Правый борт северной ветви.

Фото 4.66. Путь через поток из юго-западной ветви.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100