Автор: Николай Смоленцев, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 4 к.с. по Фанским горам в с период 7 июля 2022 года - 23 июля 2022 года

Справочные сведения о группе и маршруте

Проводящая организация

Российская Федерация, Новосибирская область, Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета, http://mountain.nsu.ru.

Место проведения Таджикистан, Памиро-Алай, Фанские горы.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

17 дней

Сроки проведения

7 июля 2022 года - 23 июля 2022 года

Пройдено 6 категорийных препятствий 1A - 1 шт., 1Б - 1 шт., 2Б - 4 шт.

Провешено: 15 веревок перильных на подъем, 8 на спуск, всего 23 веревки.

Километраж указан с учётом районного коэффициента 1,2.

Состав группы

Подробная нитка маршрута

Заявленная:

Памиро-Алай (Фанские горы) по маршруту:

а/л Вертикаль - пер. Лаудан Ложный (н/к) - пер. Лаудин (н/к) - оз. Куликалон - оз. Душоха - пер. Шогунага (1А) - а/л Вертикаль - Мутные озера - пер. Казнок Вост. (1Б) - р. Казнок - пер. Самарский (2Б) - оз. Верхнее Алло - оз. Большое Алло - р. Правый Зиндон - связка пер. 2Б(пер. Мирали + п. Чимтарга(рад.) + пер. Дон) - Мутные озера - пер. Седло Бодхоны (2Б) - связка пер. 2Б (пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + п. Большая Ганза (рад.)) - р. Казнок - р. Арг - оз. Искандеркуль

Пройденная:

а/л Вертикаль - пер. Лаудан Ложный (н/к) - пер. Лаудин (н/к) - оз. Куликалон - оз. Душоха - пер. Шогунага (1А) - а/л Вертикаль - Мутные озера - пер. Казнок Вост. (1Б) - р. Казнок - пер. Самарский (2Б) - оз. Верхнее Алло - оз. Большое Алло - р. Правый Зиндон - связка пер. 2Б (пер. Мирали + пер. Дон) - Мутные озера - пер. Седло Бодхоны (2Б) - связка пер. 2Б (пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер.Траверсный) - р. Казнок - р. Арг - оз. Искандеркуль

Обзорная карта проведения маршрута

Снежноледовый

Скально-осыпной

График движения пройденный

Все «лево» и «право», если не оговорено особо, считаются орографически. Указанный километраж с учетом районного коэффициента 1,2.

Дни пути

Участки маршрута

км

а/л Вертикаль - пер. Лаудан Ложный (н/к) - пер. Лаудин (н/к) - оз. Душоха

16,2

оз. Душоха - пер. Шогунага (1А) - а/л Вертикаль

7,2

а/л Вертикаль - пер. Казнок Вост.

Пер. Казнок Вост. - связка пер. 1Б (Казнок Вост.+Казнок Зап) - р. Казнок

4,2

р. Казнок - пер. Самарский (2Б)

пер. Самарский (2Б) - оз. Верхнее Алло - оз. Большое Алло

Днёвка

оз. Большое Алло - приток р. Правый Зиндон

приток р. Правый Зиндон - пер. Мирали

1.8

попытка восхождения на п. Чимтарга(рад.)

2.4

пер. Мирали - пер. Дон - а/л Вертикаль

13,2

Днёвка

а/л Вертикаль- лед. Бодхона

8,4

лед. Бодхона - пер. Седло Бодхоны (2Б)

пер. Седло Бодхоны (2Б) - лед. Сурхоб

4,8

лед. Сурхоб - пер. Гусева-Мухина Вост. - пер. Седло Ганзы - пер. Траверсный - р.Сувтор

р.Сувтор - р. Казнок - р. Арг - оз. Искандеркуль

26,4

Суммарно пройдено 135 км с учётом рельефа.

График движения заявленный

Указанный километраж с учетом районного коэффициента 1,2.

Дни пути

Участки маршрута

км

Душанбе - а/л Вертикаль (на машине, километраж без коэффициента)

а/л Вертикаль - пер. Лаудан Ложный (н/к) - пер. Лаудин (н/к) - оз. Куликалон

10,8

оз. Куликалон - оз. Душоха - пер. Шогунага (1А) - а/л Вертикаль

а/л Вертикаль - Мутные озера

Мутные озера - связка пер. 1Б (Казнок Вост.+Казнок Зап) - р. Казнок

7,2

р. Казнок - пер. Самарский (2Б)

пер. Самарский (2Б) - оз. Верхнее Алло - оз. Большое Алло

оз. Большое Алло - р. Правый Зиндон - пер. Мирали

п. Чимтарга(рад.)

пер. Мирали - пер. Дон - Мутные озера

Мутные озера - лед. Бодхона

1,2

лед. Бодхона - пер. Седло Бодхоны (2Б)

пер. Седло Бодхоны (2Б) - лед. Сурхоб

3,6

лед. Сурхоб - пер. Гусева-Мухина Вост.

1,2

пер. Гусева-Мухина Вост. - пер. Седло Ганзы - п. Большая Ганза (рад.)

пер. Седло Ганзы (2Б) - р. Казнок

р. Казнок - р. Арг - оз. Искандеркуль

21,6

Высотный график маршрута

Фотография 5 - Высотный профиль акклиматизационного кольца

Фотография 6 - Высотный профиль второго кольца

Фотография 7 - Высотный профиль линейной части

Изменения маршрута и их причины

Маршрут был практически полностью пройден по заявленной нитке маршрута. Однако, пришлось отказаться от восхождения на в. Чимтарга(рад.). Мы сделали попытку, до описанного скального кулуара, по которому обычно восходители только начинают вешать верёвки, мы провесили 2 верёвки по льду. При попытке восхождения по скальному кулуару, все скалы были очень разрушенными, негде было сделать надежную страховку. Кроме того, постоянно сыпались камни и после очередных свалившихся двух больших камней, мы решили отказаться от восхождения, чтобы не подвергать себя излишнему риску.

Также мы заменили спуск по пер. Седло Ганзы (2Б) на траверс этого перевела и спуск по пер.Траверсный (1А) и отказались от восхожения на п. Большая Ганза (рад.) из-за нехватки времени.

Таким образом, мы успешно прошли все определяющие препятствия маршрута, но пришлось отказаться от двух радиальных восхождений из-за высокой камнепадоопасности и нехватки времени.

Краткий обзор района

Идея похода

Был выбран этот район похода, потому что Фанские горы являются широкоизвестным районом в туристических кругах, о котором отзываются как об очень красивом месте с всегда хорошей погодой. Многие участники давно хотели в нем побывать. Кроме того, район является достаточно компактным и в нем есть сложные перевалы категории 2Б, необходимые для осуществления похода 4й категории сложности. У участников не было возможности взять отпуск больше, чем на три недели, и это был ещё один аргумент «за» этот район. Практически все участники и руководитель повышали свой опыт в этом походе.

Поскольку район достаточно компактный, мы старались сделать побольше забросок и колец, чтобы уменьшить вес рюкзаков, так как соотношение девочки:мальчики в группе было 6:5. В итоге мы оставили 2 заброски в альплагере Вертикаль, куда из Душанбе добрались на машине. На маршруте у нас было три кольца, завершая кольцо, мы оставались ночевать на Алаудинских озерах, а в альплагерь Вертикаль ходили радиально за заброской.

Варианты заезда

Мы забрасывались в горы из Душанбе. До Душанбе добрались на самолёте из Новосибирска. Чтобы посетить Таджикистан необходим загран паспорт, также по прибытию нужно делать регистрацию. Мы все делали через хостел в Душанбе, в том числе и о заброске договаривались с ними, ниже вся информация.

Из Душанбе мы забрасывались в а/л Вертикаль на двух автомобилях Lexus. Дорога заняла примерно 4 часа. Назад нас забирали с озера Искандеркуль, также ехали до Душанбе примерно 4 часа.

Сахо хостел Душанбе. Адрес: 734000 Назаршоева улица, 149, Душанбе, Таджикистан.

Контакт: администратор Курбон +992 98 534 9092 Цены на группу 11 человек:

Встреча в аэропорту, трансфер в хостел - 20 $

Размещение в хостеле в 3х и 4х-местных номерах - 11 x 10 = 110 $

Регистрация срочная на 1 месяц - 11 x 21 = 231 $

Заброска в альплагерь Вертикаль-Алаудин 2 машины джипы 7-местные - 2 x 200 = 400 $

Встреча на озере Искандеркуль 2 машины джипы 7-местные - 2 x 160 = 320 $

Снова размещение в хостеле - 11 x 10 = 110 $

Трансфер в аэропорт - 20 $

Бензин АИ92 с заправки Газпром - бочка 2 $ + бензин 20 $ = 22 $

Трансфер в аэропорт/из аэропорта для одного человека (Алены) 5$

Итого 1243 $ (70 000 рублей)

Техническое описание прохождения и дневник маршрута

Все лево и право, если не оговорено особо, считаются орографически. Время везде указано местное Таджикистанское. Светлое время суток: с 6 до 19. Километраж указан с учётом районного коэффициента 1,2.

а/л Вертикаль - пер. Лаудан Ложный (н/к) - пер. Лаудан (н/к) - оз. Куликалон - оз. Душоха

07.07.2022

+900 , -750

16,2

Вечером в предыдущий день мы доехали на машинах до альплагеря Вертикаль, ночевали в палатках на территории альплагеря, оставили две заброски. Подъем был в 5:30. В 6:50 вышли по хорошо набитой популярной тропе в сторону пер. Лаудан

Ложный (н/к), к 9:25 уже были на перевале. Далее траверсом дошли до пер. Лаудан (н/к) к 10:30. По хорошей тропе спустились к Куликалонским озерам (оз. Кулисиех), где и заобедали. На ночёвку пошли на оз. Душоха (3880 м), были там уже к 16:00. По пути недалеко от оз. Кулисиех по тропе к оз. Душоха обнаружили работающую чайхану. Ходили на ужин туда кушать плов.

Фотография 8. Группа на перевале Лаудан (н/к)

Фотография 9. Группа ужинает в Чайхане на фоне Куликалонской стены.

оз. Душоха - пер. Шогунага (1А) - оз. Алаудинское (юж. берег)

08.07.2022

+750, -950

7,2

Выход в 8:20, прошли 3 ходки по сыпухе и курумнику, подошли под перевал Шогунага (1А). Подъём на пер. Шогунага представляет собой осыпной склон, мы двигались примерно по центру, затем смещаясь немного правее орографически. примерно до середины склона идет крупная сыпуха, по которой более менее удобно подыматься, однако шли плотной группой, чтобы не спускать камни. Примерно к середине склона сыпуха становиться меньше, склон круче и начинают встречаться участки конгломерата по которым очень не удобно идти. Чтобы попасть на полку примерно посередине перевала, несколько раз останавливались и по одному проходили опасные конгломератные участки, потому при прохождении человека все сильно начинает ехать на идущих снизу. Возможно стоит идти ближе к левому борту кулуара, но это не точно. На перевал вышли к 11:00.

Фотография 10. Подъём на пер. Шогунага (1А) по осыпному склону. Красным цветом отмечена линия подъёма.

Фотография 11. Группа на пер. Шогун-Ага (1А).

Спуск не представлял трудности и проходил по травянисто-осыпному склону.

Фотография 12. Вид на спуск с пер. Шогунага (1А). Красной линией обозначена линия спуска.

К 15:00 спустились к Алаудинским озерам, на этом наше первое кольцо закончилось. В этот же день сходили за заброской в а/л Вертикаль. Ужинали в Чайхане на северном берегу Алаудинского озера.

оз. Алаудинское (юж. берег) - Мутные озера (восточная сторона) - долина пер. Казнок вост.

9.07.2022

+970

Пройденное расстояние, км:

Выход в 8:00. Максимальный вес рюкзаков за весь поход. Идём по тропе 6 ходок до мутных озёр. Погода облачная, редкие капли дождя до 11 не жарко. С 12 до 14 обед на правом берегу орограф. мутного озера.

Озёра оправдывают своё название, но приходится готовить на их воде! Погода прекрасная, тучки сменились облаками, периодически выглядывает солнце.

До 16:00 Поднимались по моренам в сторону пер. Казнок Восточный. Отсюда шикарный вид на Чимтаргу, Мирали и Дон, на которые мы пойдем через несколько дней. Сейчас идём по тропе среди курумника, но какое-то время топтали ступени в снегу. Встретили уже вторую группу Москвичей.

После 16:00 выполаживание морен и более явная тропа, ищем место для ночёвки. Почти нет пологих участков. В 17:00 встаём на ночёвку. Сделали площадки и поставили рядом тур для следующих групп. К вечеру небольшой мокрый снег. За водой дежурные ходили в сторону пер. Казнок до ручья, который течёт со снежника.

Сейчас максимальная высота 3850 м, на которой мы еще не были в сочетанием максимального веса рюкзаков, в результате у некоторых участников небольшие головные боли.

долина пер. Казнок вост. - связка пер. 1Б (Казнок Вост.+Казнок Зап) - р. Казнок (левый берег орограф.)

10.07.2022

+315, -785

4,2

Выход в 6:50. После 1 ходки по моренам мы у перевального взлёта. Еще 2 ходки по снежно-осыпному склону (начинающему киснуть) и в 8:20 поднялись на пер. Казнок Восточный (1Б) 4135 м. Шли плотной группой, можно было спустить камни на внизу идущих.. В 9 утра траверсом по хребту спустились на пер. Казанок Западный 4060 м. Жарко. Спуск по осыпному склону на южную сторону пер. Казнок зап. В сторону р. Казнок. Сыпуха среднего размера, сложности не представляет, но из под ног идущих могут лететь камни на участников снизу, нужно быть осторожными.

Примерно к 12 спустились до р. Казанок и встали на обед на левом берегу, вода чистая. Полуднёвка по причине неожиданного недомогания с температурой у руководителя. Волнения о возможном сходе с маршрута.

Фотография 13. Подъем на пер. Казнок восточный со стороны Мутных озёр.

Красной линией обозначен путь подъёма.

Фотография 14 - Подъем на пер. Казнок вост.

Фотография 15. Группа на пер. Казнок вост.

Фотография 16. Вид с пер. Казнок Вост. на седловину пер.Казнок Зап.

Фотография 17. Вид на пер. Казнок Зап. со стороны р. Казнок. Синим отмечена примерная линия спуска.

р. Казнок - пер. Самарский

11.07.2022

+850 м

4200 м

Пройденное расстояние, км:

Больной чувствовал себя намного лучше после полудневки, поэтому было принято решение продолжать маршрут. Максимально разгрузили Колю и осторожно стали набирать высоту по левому (орографически) берегу р. Казанок. Две с половиной ходки шли по дороге, появление её было неожиданным и приятным, информации о ней у нас не было.

Фотография 18 - дорога вдоль р.Казанок

Затем вышли на морены, местами каменистые, местами покрытые травой, можно идти в кроссовках.

В час дня встали на обед у небольшого озера. Разведка из трех человек отправилась искать место для ночевки. Ребята дошли до озера под пер. Самарский, нашли нам много ровных площадок и через 1.5 часа вернулись к группе.

Фотография 19 - вид на пер. Самарский с места ночёвки

В 16:30 встали на стоянку и сразу отправили десант на перевал с целью его просмотра и наведения спусковых перил. За 50 минут девушки дошли до перевала и поднялись на него. Аня и Полина повесили 2 веревки на спуск, станции на каменных балдах. Маша с перевала каждые полчаса связывались с лагерем по рации. В 20:00 девушки вернулись в лагерь.

пер. Самарский (2Б) - оз. Большое Алло

12.07.2022

+150 , -1050

9,6

Подъём в 5:00. Выходили из лагеря по мере готовности и поднимались на перевал небольшими группами, так как подъем хоть и небольшой, но крутой и сыпучий. До перевала шли по левому (по ходу движения) берегу озера, в кошках, так как за ночь подморозило (вечером девушки ходили здесь без кошек и по колено проваливались в снег). Перевал осыпной с сыпухой среднего размера. Подымались небольшими группами, зигзагами, чтобы не сыпать друг на друга камни. Перевальный взлёт преодолевается минут за 25-40.

Фотография 20. Фото на пер. Самарский примерно с места ночёвки. Красной линией обозначен примерный путь подъёма

Фотография 21. Группа поднимается на пер. Самарский. Виден характер осыпного склона.

Фотография 21- группа на пер. Самарский

В 8:30 вся группа поднялась на перевал и, не теряя времени, начала спуск. Коля и Аня повесили ещё две веревки на спуск, третья станция, как и первые две, была организована на балде, четвертая - на бурах. В 11 утра спуск начала последняя двойка (Полина и Маша), которая сбрасывала веревки. Внизу 4ой веревки была организована вспомогательная станция на забитых кем-то крючьях и после неё был спуск по снежному склону, местами на три такта. Снежный склон закончился каменными россыпями, на которых мы устроили обед. В 13 последние участники завершили спуск с перевала.

При спуске хорошо просматриваются места для станций, поскольку на каменных балдах оставлено много веревок предыдущими группами. Нужно быть внимательными, по кулуару справа (ор.) от линии спуска летают камни. Все камни, спущенные группой падают туда, поэтому от станции к станции нужно спускаться вертикально по скалам, не пытаясь попасть в узкий желоб справа. Станции расположены безопасно, люди туда камни не сбрасывают. При спуске использовали три рации для переговоров.

Фотография 22 - спуск с пер. Самарский, третья верёвка. Внизу двое участников организуют 4ую станцию на ледобурах.

Фотография 23. Спуск с пер. Самарский (2Б) Синим отмечена примерная линия спуска. Оранжевыми метками примерное расположение станция 1,2,3 - станции на скальных балдах. 4 - станция на ледобурах, 5 - вспомогательная станция на крючьях.

От нее дальше вниз сначала шли на три такта, дальше пешком.

Дальнейший спуск был не простым, сначала шли по крутым каменным россыпям, затем лезли по бараньим лбам и скалам, приходилось просматривать дорогу вперёд, обходить опасные места.

Только через 3 часа после обеда вышли на тропу на правом (орографически) берегу ручья, ведущую к оз. Большое Алло. По тропе за 2 часа добежали до стоянок на озере. По пути встретили группу, идущую наверх. На озере очень красиво, особенно поражают высоченные монолитные скалы, вырастающие прямо из воды, и облака, висящие на заснеженных вершинах. На озере сделано много площадок под палатки, остановились на одной из них.

Фотография 24. Группа спускается по бараньим лбам со стороны пер. Самарский в сторону озера Большое Алло.

оз. Большое Алло

13.07.2022

3150 м

Пройденное расстояние, км:

Сегодня у нас днёвка. Отдыхаем и готовимся к самой высотной части нашего маршрута. Провели инвентаризацию еды и бензина, всего хватает, наэкономили на незапланированную днёвку за счёт того, что ели в чайхане.

В середине дня днёвка плавно переросла в пурговку. Дождь с градом и сильный ветер затянулись на несколько часов, хорошо, что сегодня никуда не нужно идти. К вечеру погода наладилась.

Фотография 25 - оз. Большое Алло

1. оз. Большое Алло - р. Правый Зиндон - лед. под пер. Мирали

14.07.2022

+1250

9,6

Погода радует, на небе ни облачка. Идём вверх по левому (орографически) берегу р. Правый Зиндон. Прошли 5 ходок, перешли реку по снежно-грунтовому мосту (возможно стоило сделать это раньше и по камушкам) и пошли перпендикулярно реке, в сторону пер. Мирали.

Фотография 26 - высматриваем Чимтаргу. Где-то в долине р. Правый Зиндон

Очень долго шли по моренам, так как воды на них нет совсем. Остановились на обед только перед бараньими лбами, где можно набрать воду, стекающую со скал.

Фотография 27 - бараньи лбы перед пер. Мирали

После обеда карабкались по бараньим лбам и любовались открывающимися видами. Смогли найти простой проход по Бараньим лбам наверх, не провесив ни одной верёвки. Остановились на ночёвку на краю ледника. Площадки под палатки долго выкапывали ледорубами и лопатами в снегу.

Фотография 28. Вырубаем площадки под палатки на краю ледника под пер. Мирали.

ледник под пер. Мирали - пер. Мирали (2Б)

15.07.2022

+650

1,8

Решили подниматься на пер. Мирали не по тропе, которая идет значительно левее под скалами, а в лоб по по леднику, потому что со скал сыпет. Шли двумя связками на скользящих бурах. Лед достаточно крутой, собраться негде, поэтому привалов не делали. Первый полноценный привал устроили через три часа после выхода, когда лёд стал положе. На леднике очень жарко, настоящая «сковородка».

Фотография 29 - подъем на пер. Мирали

Около трех часов дня поднялись на пер. Мирали (2Б), 5050м, сделали обед и полудневку. На перевале были небольшие площадки под палатки, расширили их с помощью ледорубов. Вообще, стоянка тут комфортная и виды потрясающие.

Фотография 30 - закат с пер. Мирали

пер. Мирали - попытка восхождения на п.Чимтарга - пер. Мирали

16.07.2022

+150, -150

2,4

Планировали в этот день подняться на в. Чимтарга. Вышли со стоянки в связках в 7:00. К 8:00 подошли к бергшрунду, который обходится справа по ходу движения.. Некоторое время шли просто в связках по снежным кальгаспорам, затем стало круче, появился лёд и стали страховаться скользячками. Когда стало совсем круто, Коля вышел вперёд, повесил верёвку вертикальных перил, сделал станцию на скалах и повесил ещё верёвку горизонтальных перил до кулуара, по которому (по описанию) мы должны были проходить скальный пояс.

Фотография 31. Обходим бергшрунд справа по ходу движения. Виден скальный пояс по пути на в.Чимтарга. Кулуар по которому все подымаются судя по описанию находится левее по ходу движения (на фото не видно)

Начали провешивать скальный пояс и поняли, что всё сыпет, страховаться не за что. Кое-как Аня сделала станцию на балде и пустила вперёд Колю. Но и он не смог найти безопасного прохода, поэтому после нескольких падений больших камней было принято решение возвращаться в лагерь, в 12:00 развернулись назад. Чтобы собрать верёвки по льду, последний спускался с нижней страховкой.

Фотография 32. Попытка пройти скальный пояс перед в. Чимтарга.

1. связка пер. 2Б (пер. Мирали + пер. Дон) - Мутные озера - оз. Алаудинское (юж. берег)

17.07.2022

+25, -2225

13,2

7:10 вышли и траверсируем снежный склон в сторону пер. Дон. Снег здесь в виде кальгоспор, ещё более больших и причудливых, чем на Чимтарге. К 8:45 спустились к скальному поясу над пер. Дон. Вместо обещанных 8 ледовых верёвок на спуск получился траверс мокрого снежного склона. Веревки не вешали, потому что было достаточно снега для безопасного спуска без верёвок.

Фотография 33. Траверсируем гребень с пер. Мирали в сторону пер. Дон по причудливым кальгоспорам.

Фотография 34. Подходим к скальным сбросам перед пер. Дон.

К 9:00 Подошли к скальному поясу, откуда начинается дюльфер по скалам. Нашли скальную балду, на которой висели старые веревки, сделали свою станцию и начали спуск. Провесили 3 веревки вниз по скалам, все станции были на скальных балдах. Спускаться нужно осторожно, стараться не сыпать камни, камни могут прилетать на людей, находящихся на 2 станции внизу. 4ую веревку провесили по льду, станция была на трёх ледобурах, последний забирал веревку с нижней страховкой. Дальше вниз спускаемся на три такта. К 13:00 все участники спустились с перевала и мы сделали обед.

Фотография 35. Спуск через скальный пояс под перевал Дон. Третья верёвка.

Фотография 36. Спуск через скальный пояс под пер. Дон. В месте, где стоит участник на фото заканчивается 4ая веревка и начинается спуск на три такта вниз.

Фотография 37. Группа на фоне пер. Дон.

Поскольку мы сэкономили много времени на том, что не вешали верёвки по льду, мы решили успеть за этот день спуститься до Алаудинского озера. К 19:30 уже ставили лагерь на южном берегу Алаудинского озера, ужинать сходили в чайхану.

оз. Алаудинское (юж. берег)

18.07.2022

+200, -200

4,8

Устроили очередную дневку, чтобы восстановиться перед заключительной частью маршрута и сходить за заброской. Проснулись поздно и после плотного завтрака часть группы пошла в а/л Вертикаль за оставленными припасами. К сожалению, часть из них испортилась, а именно: две шоколадки были съедены мышами, один суповой набор и часть сыра с салом покрылись плесенью. Потерю возместили вкусным обедом и ужином в чайхане, поэтому по расчетам продовольствия должно было хватить. Также, наша группа пополнилась еще одним участником - дворняжкой, завсегдатаем местного альплагеря.

Фото 38. Участники загорают на берегу Алаудинского озера во время днёвки.

Алаудинское (юж. берег) - подход под пер. Седло Бодхоны (2Б)

19.07.2022

+1000

8,4

Этот день ознаменовал начало финальной и наиболее трудной части похода, группа вышла из лагеря в 7:00 и двинулась вверх по морене в сторону перевала Седло Бодхоны. До своротка в долину Бодхоны, где мы оказались уже в 9:00, наш путь полностью повторял пройденный несколько раз участок «Алаудин - Мутные». На обед встали при первом появлении воды на высоте 3700 м после моренных валов (в 12:00).

Фотография 39. По центру пик Бодхона, справа вдали свороток на перевал Седло Бодхоны перед ледопадом Адиджи

Жидкая вода была очень мутной, поэтому решили растопить лед, который, к сожалению, породил такую же мутную воду. Солнце в этот день было крайне активным, а спрятаться от него не представлялось возможным в силу «удачной» ориентации долины и отсутствия каких-либо укрытий. К 14:30 начали подъем на пологий и гладкий ледник, присыпанный камнями, по которому шли до самого места ночевки (3900 м) у подножия ледопада, стекающего с вершины Бодхоны.

Фотография 40. Группа движется вверх по леднику в сторону ледопада Адиджи

Около 15:00 с ледника Замок сошла небольшая лавина, которая изрядно напугала группу, несмотря на то, что была на очень большом и безопасном расстоянии. После выбора места для ночевки группа из трех человек отправилась на разведку перевала (с 17:00 до 20:00), который находился за поворотом слева по ходу движения.

При выборе места для ночевки не нужно вставать на ровное место на леднике, между пиком Бодхоны и другим бортом долины довольно узкое место, куда с одной стороны попадают ледовые обвалы, а с другой стороны, с пика Бодхоны, сыпятся камни. Мы остановились слева по ходу движения на фото 40, не доходя до пика Бодхоны, у левого по ходу движения края долины, выровняли площадки в камнях.

подход под пер. Седло Бодхоны (2Б) - пер. Седло Бодхоны (2Б)

20.07.2022

+500

2,4

Выходили из лагеря по очереди. Первой вышла группа провешивающих в 6:30. Под перевал подходили по леднику в связках, распутывая трещины, нужно держаться примерно центра ледника, чтобы не долетали камни и лёд. В 9:20 начали вешать верёвки. Первая (на фото 41 обозначена номером 0) станция была на якорях и закладках, от нее небольшой траверс влево по ходу движения, дальше лидер лез в скальниках без рюкзака до станции номер 1, которая также была на якорях. На этой веревке в качестве промежуточных точек использовали в основном френды и якоря, пару лепестков.

Фотография 41. Вид на пер. Седло Бодхоны (2Б). Красной линией обозначен примерный путь подъема, т.е. примерное расположение веревок. Пунктир означает, что путь не видно, он находится где то за скалой. Фиолетовый пунктир обозначает участок движения по полке без страховки. Оранжевыми линиями и цифрами обозначены примерные места станций.

Вторая веревка по сыпухе в грот, станция номер 2 на ледобурах. Во время движения по второй веревке от станции 1 до станции 2 идущий человек спускает камни вниз, поэтому нельзя одновременно двигаться по первой и второй веревке. В гроте при очень большом желании можно переночевать.

Фотография 42. Подъём на пер. Седло Бодхоны (2Б). Первые две верёвки до грота. Красной линией обозначен примерный путь подъёма. Оранжевым цветом обозначены места станций.

Далее пол веревки, чтобы вылезти на полку. Станция 3 на якорях и закладках на полке. На полке довольно безопасно, скальный карниз закрывает от камней, которые могу лететь сверху. в 12:00 как и обещалось в других отчётах начали сыпать камни сверху. Мы перекусили на полке, отдохнули, и в 14:00 лидеры решили лезть дальше, камни вроде как перестали сыпать. По полке небольшое расстояние до следующей станции можно пройти пешком, без страховки (Примерно обозначено на фотографии 41 фиолетовым цветом). Далее станция 4 на якорях и лепестках, она тоже находится под скальным карнизом и там безопасно.

От станции 4 до станции 5 нужно сначала спуститься немного вниз по веревке затем пройти траверсом вправо по ходу движения и пересечь небольшой кулуар, именно в этот кулуар летят камни, поэтому проходить его нужно быстро, после пересечения кулуара практически сразу сделали станцию 5 на каком-то скальном железе (кажется на френдах).

От станции 5 до станции 6 лидер опять лез в скальниках без рюкзака. Станция 6 на якорях, она расположена прямо рядом с водопадом, там можно обнаружить старые оставленные кем-то якоря.

И последняя верёвка проходит под водопадом, нужно пройти траверсом вправо по ходу движения, у нас в районе водопада и ручья был лед. После пересечения водопада лезем немного вверх и можно будет увидеть скальную балду с оставленными там старыми веревками. Станция 7 была сделана на скальной балде.

После этого технически сложная часть перевала закончена, но нужно ещё набрать 300 м до самого перевала по сыпухе. К 20:30 вся группа была на перевале. сделали хорошие площадки под палатки правее перевала по ходу подъёма и ночевалии там.

Фотография 43. Группа проходит последнюю веревку на пер. Седло Бодхоны под водопадом.

Фотография 44. Группа на пер. Седло Бодхоны на следующее утро.

пер. Седло Бодхоны (2Б) - подход под пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б)

21.07.2022

+300, -800

4,8

Этот день предполагался как разгрузочный, после тяжелого перевала Седло Бодхоны и перед техничным перевалом Гусева-Мухина Восточный, поэтому подъем (6:00) и выход (7:40) были поздними. По светлу нашли перевальный тур и записку ТК Вестра (2016г). Спуск был технически простым, но пригодилась командная работа, чтобы двигаться по ползущему курумнику, не засыпая нижних товарищей.

Фотография 44. Спуск с перевала Седло Бодхоны по плывущему курумнику.

Фотография 45. Линия спуска с перевала Седло Бодхоны.

К 10:15 спустились к реке Сурхоб, где возле памятной таблички на большом валуне сделали длинный привал перед предстоящим подъемом вверх по долине этой реки. Через несколько ходок, в 12:10, встали на обед, один из самых жарких в походе. Там сделали разведку в поисках ночевки, на которую переместились после трапезы за 20 минут хода. Таким образом, на месте ночевки мы оказались в 14:40 и оставшийся день занимались разведкой перевала с места и восстановлением сил.

пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б) - пер. Седло Ганзы - пер. Траверсный ) - р. Сувтор

22.07.2022

+400, -1000

Пройденное расстояние, км:

Вечером прошлого дня легли спать рано в 19:00, так как планировали ранний выход из-за повышенной камнепадоопасности со стороны перевала Кальгоспорный. Встали в 3:00, в 4:50 уже были «на тропе». После короткой ходки связались и надели кошки.

Фотография 46. Подъем в день штурма перевала Гусева-мухина Восточный.

Шли двумя группами, к 6 часам первая группа подошла под перевальный взлет, откуда начали провешивание веревок. Линия подъема на пер. Гусева-Мухина Восточный была выбрана так, чтобы избежать камнепадов со скальных участков цирка. Ранний выход себя оправдал, так как в районе 8:00 со стороны пер. Кальгоспорный полетели камни различных размеров, пересекая ранее пройденные нами участки маршрута. На подъем было повешено 7 ледовых веревок на бурах, крайний участок подъема был пройден траверсом, на скользящих бурах. По ходу подъема и на траверсе пришлось преодолеть несколько узких трещин. На седловину первого перевала вышли к 12:30, там сняли записку группы из Киева и отобедали.

Фотография 47. Линия подъема на перевал Гусева-Мухина Восточный.

Фотография 48. Группа на перевале Гусева-Мухина Восточный.

Погода весь день была ясная, на обеде перевал превратился в «сковородку», поэтому немного растянули трапезу, чтобы переждать жару, параллельно наблюдая, как по северо-западному склону Большой Ганзы сходили лавины. В 15:00 продолжили движение, и проходя через «геологический музей под открытым небом»- гряду разноцветных пород, вышли на перевал Седло Ганзы, где подняли записку горного клуба МГУ.

Фотография 49. Разноцветные горные породы на пути к перевалу Седло Ганзы.

Далее наш путь проходил через перевал Траверсный (были там в 17:25), с подъемом в ~100м, который крайне удивил большинство членов группы, предвкушающих скорейший отдых в долине. Спуск с перевала Траверсный был достаточно длинным и представлял из себя чередование движения по течению курумника вместе с ним и скакания по конгломерату. На месте ночевки у реки Сувтор оказались уже затемно, в 20:30, и через 1.5 часа легли спать.

р. Сувтор - р. Казнок - р. Арг - оз. Искандеркуль

23.07.2022

-1300

26,4

Вышли в 6:45, бросили прощальный взгляд на красавицу Фанских гор - Чимтаргу и за одну ходку спустились в долину р. Казнок, встретив очередную группу москвичей, двигавшихся на подъем в сторону Ганзы.

Фотография 50. Вершины Чимтарга и Энергия.

Перебродили р. Сувтор (с правого на левый берег) и по хорошей автомобильной дороге двинулись по левому берегу р. Казнок в сторону оз. Искандеркуль. Весь день была неимоверная жара, длинная дорога казалось нудной. К сожалению, не нашли ни одного плодоносного дерева, чтобы насладиться среднеазиатскими фруктами. Попуток тоже не попалось, встретили только грузовик, двигавшийся вверх по р.

Казнок, судя по всему, за золотом или флюоритом. В 11:20 встали на обед в оазисе на р. Арг, где употребили оставшиеся запасы еды, приняли ледяные ванны в стремительной реке и сожгли оставшийся мусор.

Фотография 51. Автомобильная дорога по левому берегу реки Казнок.

К 15:30 спустились к оз. Искандеркуль и остановились у источника напротив резиденции президента, чтобы освежиться. Там мы познакомились с Таджикским уважаемым ученым-гляциологом А. Каюмовым, который угостил нас свежим арбузом, мы ведь тоже ученые. Также он помог нам поймать попутную машину, на которой большая часть группы со всеми рюкзаками была доставлена на базу на р. Серима, остальные прошли крайний пятикилометровый участок похода вдоль северозападной части озера, попутно лицезрея пещеру Македонского и множество природных каменных грибов, торчащих вдоль берега озера. К 16:20 все были на базе, где отобедали в очередной чайхане и в 19:30 на трансфере отправились в Душанбе. В столице солнечного Таджикистана, мы оказались уже затемно, в 23:30.

Фотография 52. Водная гладь озера Искандеркуль.

Итоги, выводы, рекомендации

За 17 дней группой был пройден маршрут 4 категории сложности. Из 11 участников, 10 повысили свой опыт прохождения категорийных маршрутов. Также все участники получили опыт прохождения скальных и ледовых перевалов на подъём с использованием всевозможного скального и ледового оборудования. Кроме того, была хорошо поставлена командная работа при провешивании перил. Для группы в 11 человек больше половины из которых девушки, участники довольно быстро преодолевали технические препятствия, кроме того, вообще большая часть технической работы была проделана девушками. В первые два дня похода группа научилась ходить вместе, не растягиваясь, и такой стратегии придерживалась весь поход, все участники были достаточно хорошо подготовлены физически.

Также мы убедились, что погода в Фанских горах действительно, хорошая. За всё время похода только два раза шёл непродолжительный дождь. Больше половины ночей группа ночевала без палатки в четырёхместных спальниках на улице под открытым небом.

Район удобен своей компактностью, поэтому можно строить маршрут с большим количеством забросок, что снижает вес рюкзака, и это хорошо. Но стоит обратить внимание, что даже храня заброску в альплагере, ее могут съесть мыши. При планировании похода в этот район, следует хорошо продумывать линию движения, чтобы это было наименее камнепадоопасно. В основном камни спускаются участниками, но самопроизвольные сходы камней, как, например, на пер. Седло Бодхоны или пер.Гусева-Мухина Вост. случаются, поэтому желательно перед подъёмом наблюдать за склоном и тщательно планировать нитку подъёма.

Добираться в район достаточно просто и недолго из Душанбе. В Душанбе советуем посетить чайхану Сайёх на просп. Абуали Сино, 42/1. Там атмосферно, вкусно, зелено и очень живописно! Всем удачи в горах!

Благодарности

Группа выражает благодарность Сергею Сальникову и Георгию Сальникову, которые приняли непосредственное участие в разработке маршрута и сделали много полезных замечаний, своему связному Гоше Разуваеву и всему персоналу хостела Soho, которые помогли с организацией заброски и проживания в Таджикистане.

Также группа выражает благодарность своему руководителю Смоленцеву Н.Б., который спланировал маршрут и отлично руководил группой на маршруте, отвечал на все дурацкие вопросы и создавал приятный психологический климат в группе, что действительно очень важно!

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремонтный набор и медицинская аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к проведению горных походов. В группе был спутниковый телефон фирмы Thuraya, оператор сим-карты - Билайн. Телефон использовался для написания сообщений нашему связному в Новосибирске для передачи информации о продвижении группы.

Расчет продуктов был 450 гр на человека в день. Готовка продуктов производилась на двух бензиновых горелках MSR XGK EX. В бутылки был засыпан силикагель для удаления воды, но из за стремного Таджикского бензина горелки все равно быстро забивались грязью и их приходилось часто чистить.

Суммарные расходы группы на поход составили около 50 тыс. р. на человека, включая дорогу.

Специальное групповое снаряжение Палатка RedFox Сave6

• палатка RedFox Challenger
  • спальник четырехместный 2 шт. спальник одноместный
  • спальник двухместный
  • Кухня(A8/K8) автоклав +котел ветрозащита
  • горелка MSR XGK 2 шт. снежная пила 2 шт. лопата снежная 2 шт.
  • лопата
  • Рации 3 шт.
  • молоток скальный спутниковый телефон
  • Верёвки 9мм 50 м статика 4 шт.
  • Верёвка 9мм 50 м динамика веревка 6мм 50 м расходняк
  • оттяжки 6 шт.
  • карабины общественные 18 шт.
  • ледобуры 20 шт.
  • Удочка для абалаковок
  • Якоря 10 шт.
  • Лепестки 6 шт.
  • Френды 11 шт.
  • Закладки 10 шт.
  • Экстрактор аптечка ремнабор фотоаппарат
  • Специальное личное снаряжение
  • Айсбайль (ледоруб) 1 шт.
  • Кошки 1 пара
  • Страховочная система 1 шт.
  • Зажим (жумар) 1 шт.
  • Спусковое устройство 1 шт.
  • Карабины личные 4 шт.
  • Каска 1 шт.

Снятые перевальные записки

Фотография 53. Перевальная записка, снятая на пер. Казнок Зап.

Фотография 54. Перевальная записка на пер. Самарский

Фотография 55 и Фотография 56. Перевальная записка, снятая на пер. Седло Бодхоны

Фотография 57. Записка, снятая на пер. Гусева-Мухина Вост.