Автор: Андрей Потапенко, г. Москва

Отчет о горном маршруте 6 к.с. по Северному Памиру сборной команды ТК МАИ (Москва) и Самары в период с 16 июля по 12 августа 2022 года. Часть 2

перевал Уйсу Южный (2А, 5520)

30.07.202 <продолжениеc - долина Уйсу - подъём по южной ветви ледника Уйсу

От мокрых песчаных террас правого берега реки из юго-западной ветви ледника Уйсу поднимаемся в сторону левого берега южной ветви. По пути через моренные завалы периодически встречаются уютные песчаные поляны, пригодные для установки базовых лагерей и днёвок. За 24 мин подошли к краю ледника.

Выходим на ледник и начинаем подъём вдоль левого борта. Ледник открытый, ровный и длинный. Делаем 5 однообразных переходов в направлении верхнего цирка. Перед первыми взлётами на леднике появляется снежный покров и первые трещины. Наблюдая очередное приближение непогоды, дальше не идём. Место установки лагеря привязываем к возможности как можно выше набрать воду из талых ручьёв. От выхода на ледник 2:36 чхв.

31.07.2022 подъём на перевал Уйсу Южный (2А) - спуск до языка ледника - спуск в долину

Ночью и утром идёт снег. Пока завтракали, начали появляться незначительные признаки улучшения погоды, собираемся, выходим. Первые два перехода идём в связках по GPS-треку в снегопаде, при ограниченной видимости. Проходим зону закрытых трещин и выходим на плато, откуда расходятся пути на перевалы Уйсу Южный и Северный. Когда подошли к пологому взлёту в перевальный цирк Уйсу Южный, начало проясняться. Трещин тут не видно до самого перевала, но продолжаем идти в связках. Когда подошли к перевальному взлёту, небо совсем отчистилось, но чем выше поднимаемся, тем становится холоднее и сильнее встречный ветер, идём в пуховках. На всём протяжении подъёма тропёжка по неглубокому снегу. Склоны ледника пологие, но даже после снегопада лавиноопасность по центру ледника минимальная. На перевал ведёт пологий снежный склон, седловина - осыпное поле, тура нет. От места ночёвки 3:27 чхв.

На перемычке очень сильный ветер с юга, стоять можно с трудом, даже рюкзак снимать не хочется - унесёт. Группа собралась на южной стороне, в 150 м от седловины, тут ветер гораздо слабее. Чуть позже погода окончательно налаживается, синева во всё небо, потеплело, дальше идти можно без пуховки. В связках по пологому снежному склону уходим вниз по правой стороне ледника к ранклюфту на повороте ледника. Ранклюфт представляет собой крутой узкий желоб с невысокими ледовыми разломами. Лавируя по ледовым ступеням, выходим на ровное тело ледника. Ещё один переход по закрытому леднику до открытого льда, связки далее не нужны. Проходим мимо правого ледопадного притока, ведущего в цирк перевала Уйсу Северный. Ещё ниже начинается ровный зачехлённый ледник, идём по осыпям мимо чистых ледовых кальгаспорных островов. У языка ледника встаём на ночёвку. От перевала 2:28 чхв.

01.08.2022 днёвка

День отдыха. Никуда не ходим, спим, едим, занимаемся мелким ремонтом.

02.08.2022 спуск к леднику Октябрьский

От места днёвки переходим поток из-под языка ледника на правый берег долины и по осыпным террасам идём вниз. Пересекаем направо по ходу несколько пологих осыпных гребней, выходим к слиянию долин и чёрным моренам левого берега ледника Октябрьский. От лагеря 33 мин.

Фото 5.1. Выход на левый борт ледника.

Фото 5.2. Подъём по южной ветви ледника Уйсу.

Фото 5.3. Подъём по леднику.

Фото 5.4. Подходим к развилке ледников.

Фото 5.5. Ночёвка не леднике.

Фото 5.6. Утренние сборы после снегопада.

Фото 5.7. Начало подъёма в связках

Фото 5.8. Приток ледника к перевалу Уйсу Южный.

Фото 5.9. Приток ледника с перевала Уйсу Северный.

Фото 5.10. Цирк перевала Уйсу Северный.

Фото 5.11. Путь в верхний цирк перевала Уйсу Южный.

Фото 5.12. Седловина перевала Уйсу Южный.

Фото 5.13. Вид назад в долину.

Фото 5.14. Вид с перевала Уйсу Южный на север.

Фото 5.15. Выходим на седловину перевала Уйсу Южный.

Фото 5.16. Седловина перевала.

Фото 5.17. Вид с перевала Уйсу Южный на юг.

Фото 5.18. Отдыхаем на спуске с перевала Уйсу Южный.

Фото 5.19. Верхняя часть ледника.

Фото 5.20. Путь спуска к нижней части ледника.

Фото 5.21. Путь спуска из верхнего цирка.

Фото 5.22. Вид на приток правого борта ледника.

Фото 5.23. Спуск вдоль притока правого борта ледника.

Фото 5.24. Вид на правый борт ледника.

Фото 5.25. Впереди слияние с ледником Октябрьский.

Фото 5.26. Выход на ледник Октябрьский.

Фото 5.27. Лагерь у языка ледника. Днёвка.

перевал Профсоюзов (2А, 5290)

02.08.2022 <продолжение> - пересечение ледника Октябрьский - подъём по пр/п ледника Октябрьский - пер. Профсоюзов (2А)

Переход через ледник Октябрьский прошёл без ожидаемых трудностей. По отчётам прошлых лет мы знали, что здесь могут быть протяжённые ледовые завалы, но сейчас ледник относительно ровный и спокойный. Сначала пересекаем пологую морену левого борта, потом проходим левую полосу чистого льда. Здесь всё идётся пешком, за исключением перелаза в кошках через один невысокий, но достаточно крутой, ледовый гребень. Затем через узкую центральную морену перешли на правую полосу чистого льда, здесь вообще полого. На чёрную морену правого борта поднимаемся по крутому осыпному склону и по его холмистому гребню идём наверх до слияния с правым притоком и спускаемся в моренный карман. От края левого борта ледника Октябрьский 1:12 чхв.

В месте слияния основного ледника и правого притока бродим бурный поток из ледового грота и по ползучим осыпям и ледовым полкам, огибая справа небольшой водопад, выходим на правый борт притока и идём вверх по широкой ледовой лощине. Выше начинаются открытые трещины, для обхода небольших ледопадных уступов уходим в центр ледника, а потом к его левому борту. Затем ещё 2 перехода поднимаемся по центру ледника, трещины скрыты снегом, идём в связках.

При подходе к пологому перевальному взлёту попадаем на плоский участок ледника с сетью трещин. Полузакрытые трещины идут необычно близко, одна за одной, мосты из рыхлого снега совсем не держат. Сначала лидер первой связки улетел в трещину на 5 метров, подняли его полиспастом. Потом лидер другой связки буквально в 10 метрах от предыдущего инцидента опять улетает на 3-4 метра, делаем ещё один полиспаст. Возникла очень тяжёлая ситуация, впереди ещё не менее полукилометра такого же рельефа - узкие частые трещины от борта до борта, ледник как будто нарезали острым ножом на узкие дольки. Идти по такому леднику практически невозможно. Оценив положение, уходим вдоль трещин на правый борт, немного поднимаемся на снежный боковой склон и идём траверсом правого борта. Не слишком низко, чтобы трещины хоть немного смыкались, но и не слишком высоко, чтобы не подрезать лавину. Для прощупывания мостов и границ трещин используем трекинговую палку без кольца. Местами через трещины перебираемся ползком. Только у самого перевального взлёта сеть трещин заканчивается.

Пологий снежный склон выводит на обширное перевальное плато. От выхода на ледник 3:47 чхв. Очень много времени, сил и нервов потратили на преодоление зоны трещин. На перевале долго не задерживаемся, практически сразу уходим вниз. Спускаемся по пологому снежному склону прямо вниз в сторону перегиба ледника. Снег раскис, тропёжка местами по колено. Через 12 мин от седловины вышли к снежной мульде с талой водой, тут и встаём на ночёвку.

03.08.2022 спуск до ледника Большой Саукдара

От места ночёвки начинаем спуск в связках, но достаточно быстро выходим на открытый лёд без трещин. Развязываемся, идём по пологим ледовым уступам вдоль правого берега ледника. С правой стороны языка ледника без проблем переходим на морену правого берега. В 300-х метрах ниже языка ледника большая осыпная поляна. От северного угла поляны начинается узкий каньон, войти в который можно только в самом его истоке, ниже склоны каньона круты и опасны. По дну каньона спускаемся вдоль реки, иногда переходя с берега на берег. Короткие скальные уступы обходим по скалам правого борта. На выходе из каньона в самый вниз к слиянию не спускаемся, а траверсируем направо по ходу и выходим на поляны осыпного мыса. Шикарное обзорное место, но здесь нет воды. От места ночёвки 1:29 чхв.

Фото 6.1. Пересечение морены левого борта ледника Октябрьский.

Фото 6.2. Пересечение гребня левой ледовой полосы ледника Октябрьский.

Фото 6.3. Вид с правой морены вниз.

Фото 6.4. Подъём на правую морену ледника Октябрьский.

Фото 6.5. Вид с гребня правой морены на заход к перевалу Профсоюзов.

Фото 6.6. Вид назад на путь пересечения ледника Октябрьский.

Фото 6.7. Левый приток ледника Октябрьский.

Фото 6.8. Вид в верховья ледника Октябрьский.

Фото 6.9. Поднимаемся по правому притоку ледника Октябрьский.

Фото 6.10. За перегибом путь к перевалу.

Фото 6.11. Подъём участника, провалившегося в трещину.

Фото 6.12. Путь вдоль правого борта.

Фото 6.13. Обход зоны трещин. Видна тропа на склоне.

Фото 6.14. Выход на плато перевала Профсоюзов.

Фото 6.15. Начало спуска с перевала Профсоюзов.

Фото 6.16. Спуск по леднику.

Фото 6.17. Выход на правые морены.

ледник Большой Саукдара

03.08.2022 <продолжение> - подъём по лев борту - выход на центр морену

С осыпного мыса на слиянии ледников прямо вниз к леднику ведут очень крутые конгломератные склоны. Делаем разведку. Спуск к левому борту ледника Большой Саукдара находим в 100 м выше по гребню морены левого берега основной долины. По конгломератно-осыпному склону по наклонным полкам спускаемся к левому краю ледника. Отсюда в пределах видимости длинный простой путь наверх. Делаем 2 перехода (1,7 км) по границе льда и морены. Идём по пологим мягким осыпям, путь прост и приятен. Выше подходим к уступу ледника, наш пологий левый ранклюфт упирается в сложный ледопад. Для обхода прижима уходим налево по ходу на тело ледника и по ледовым полкам между разломами поднимаемся на верх уступа до выполаживания. Затем возвращаемся к левому краю ледника. Выше левый ранклюфт становится узким, с крутых склонов вместе с талой водой постоянно что-то сыпется. Локальные озёра обходим справа по ходу по замороженным конгломератам. Ещё выше выходим на пологий гребень боковой морены вдоль левого борта и идём по ней до начала крупных ледовых разломов. От слияния ледников 2:18 чхв.

Отсюда глобально просматривается путь в верховья ледника Большой Саукдара по одной из полос центральной морены. Изучаем ближний и дальний рельеф в подзорную трубу и решаем переходить основной разорванный поток ледника к центральным моренам. В целом пересечение ледника проблем не вызвало, только пришлось походить ледовыми лабиринтами между вспученными участками. Для продвижения вперёд постоянно ищем относительно ровные ледовые дорожки, полки и проходимые крутые взлёты. Центральная морена представляет собой две параллельные осыпные дорожки на разорванном леднике. Движение вверх-вниз с постоянными обходами многочисленных трещин и ледовых уступов. На очередной ледово-осыпной полянке, закрытой от ветра, встаём на ночёвку. От начала перехода с левого борта 1:36 чхв.

04.08.2022 подъём по морене вдоль правого борта - закрытый ледник - снежная мульда

Продолжаем подъём по узкой полоске центральной морены. Пока солнце не вышло, склоны плотно заморожены, идём в кошках. Немного выше переходим на более широкую полосу слева по ходу, а у слияния основного ледника с вторым правым притоком возвращаемся на нашу старую морену. Ещё за один переход, оставляя справа по ходу левый приток с перевала 20 лет ККТ (2Б, 5900), подходим к слиянию с третьим правым притоком, ведущему к перевалу Жукова (3Б*, 6850). От места ночёвки 1:35 чхв.

Отсюда внимательно изучаем запланированный маршрут на перевал по восточному контрфорсу. Детально рассматриваем склон в подзорную трубу. Фиксируем, что со времени предыдущего прохождения перевала (2001, А.Лебедев) верхний разлом между 4-й и 5-й снежно-ледовыми плитами сомкнулся, и в верхней части перевального склона образовался протяжённый крутой снежный купол, который после прошедшего циклона и снегопадов 28-31 июля стал потенциально лавиноопасным. С сожалением принимаем решение обойти этот очень интересный и технически насыщенный участок. Заменяем этот фактически стенной маршрут на гребневой траверс через перевалы Крыленко и Крыленко-2.

Продолжаем подъём в верховья ледника Большой Саукдара. Сходим с моренной полосы направо по ходу и далее поднимаемся по леднику. Практически сразу начинаются закрытые трещины, и весь дальнейший путь до самого перевала идём в связках. Путь до промежуточного плато, где вливается четвёртый правый приток, идёт по простому снежному склону с крупными, хорошо читаемыми трещинами. Выше под солнечным пеклом снег уже раскис, и на склоне к верхнему плато ледника начинается тяжёлая тропёжка, местами по колено. И трещины тут частые и с ненадёжными мостами, приходится делать длинные обходы с возвратом к выбранной линии подъёма. Этот участок очень утомительный. Ближе к левому борту ледника посреди обширной зоны трещин видим небольшое возвышение, которое кажется нам безопасным островком для установки лагеря. Через сеть трещин медленно продвигаемся туда. На снежно-ледовом бугре, предварительно обтыкав место палками, ставим палатку, а в ближайшей трещине находим воду. От развилки на перевал Жукова 3:34 чхв.

Фото 7.1. Подъём по левобережной морене на слиянии с ледником Большой Саукдара.

Фото 7.2. Путь вдоль левого борта ледника Большой Саукдара.

Фото 7.3. Путь вдоль левого борта ледника Большой Саукдара.

Фото 7.4. Вид вниз по леднику Большой Саукдара.

Фото 7.5. Путь вдоль левого борта ледника Большой Саукдара.

Фото 7.6. Ранклюфт левого борта выше прижима.

Фото 7.7. Ранклюфт левого борта выше прижима.

Фото 7.8. Начало пересечения ледника Большой Саукдара.

Фото 7.9. Пересечения ледника Большой Саукдара.

Фото 7.10. Подход к центральным моренам ледника Большой Саукдара.

Фото 7.11. Выход на центральную морену.

Фото 7.12. и 7.13. Путь по центральной морене ледника Большой Саукдара.

Фото 7.14. Путь по центральной морене ледника Большой Саукдара.

Фото 7.15. Второй правый приток ледника Большой Саукдара.

Фото 7.16. Верховья ледника Большой Саукдара.

Фото 7.17. Выходим на лёд у конца морен.

Фото 7.18. Вид на левый борт ледника Большой Саукдара.

Фото 7.19. Вид на левый борт ледника Большой Саукдара.

Фото 7.20. Панорама левого борта ледника Большой Саукдара.

Фото 7.21. Панорама верховьев четвёртого правого притока ледника Большой Саукдара.

Фото 7.22. Цирк перевала Жукова.

Фото 7.23. Контрфорс перевала Жукова.

Фото 7.24. Вид вниз по леднику Большой Саукдара.

Фото 7.25. Сеть трещин на верхних полях ледника Большой Саукдара.

Фото 7.26. Добываем воду у лагеря в верхнем цирке ледника Большой Саукдара.

Фото 7.27. Лагерь под гребнем Заалайского хребта.

траверс [Крыленко + Крыленко-2 (6470) + Липкина] (3Б)

05.08.2022 подъём на перевал Крыленко (3Б) - траверс до 6100

Начинаем подъём по утреннему холоду. За первый переход ударным темпом подошли по замёрзшему снегу к взлёту в перевальный цирк. Но выше склон уже освещён солнцем и раскис, начинается тропёжка на закрытом леднике. Стараемся чаще менять лидера, но темп движения очень низкий. Из-за сильного ветра на широкую снежную седловину перевала поднялась только первая связка, группа осталась чуть ниже. На север крутой обрыв с карнизом, близко к краю лучше не подходить. От места ночёвки 2:49 чхв. Тур не нашли.

Не доходя до седловины перевала, поворачиваем левее, выходим на гребень Заалайского хребта выше перевала и начинаем подъём в сторону массива пика Ленина. Ветер выше седловины перевала становится значительно слабее, но всё равно беспокоит. Идём в пуховках с закрытыми капюшонами, используем максимальное утепление рук и ног. На склоне достаточно много снега, местами он заветрен и плотный, но чаще под перемороженной коркой сухой рыхлый снег. Редко, но встречаются отдельные трещины и участки твёрдого льда. Идём в связках, по необходимости для подстраховки крутим промежуточные ледобуры. Темп медленный, сказывается высота и тяжесть тропёжки. От перевала до купола 6132 поднялись за 3:14 чхв.

Отсюда видно, что до следующего купола 6470 идёт гребень-склон без перегибов и мульд, останавливаться на нём негде. А дело уже к вечеру, и мы оцениваем, что за разумное время не успеем его траверсировать. Останавливаемся на ночёвку на снежной седловине за куполом 6132.

Ночью ураганный ветер. Центральный кол нашей палатки согнулся под напором стихии и готов был сломаться. На время пика урагана мы положили кол и держали палатку спинами. Две оттяжки всё же были порваны, и два героя зашили их, выйдя ночью в «беснующуюся улицу». Тем не менее, эту ночь мы пережили без потерь, сохранив палатку и силы для дальнейшего подъёма.

06.08.2022 перевал Крыленко-2 (3Б) - спуск под Метлой - выход на гребень Липкина

Утром выходим примерно на час позже обычного времени, на улице космический холод. Ждём, пока солнце хоть немного начнёт греть. Характер склона такой же, как и вчера - гребень с характерным «высотным» рыхлым снегом с замороженными застругами и карнизами на север. На купол 6470 поднялись за 2:36 чхв. Очень тяжёлый участок!

На куполе ровные холмы из перемороженной мелкой осыпи, тура нет. Место для лагеря весьма сомнительное - не понятно, как крепить палатку и как защищаться от ветра. Фотографируемся, немного релаксируем и начинаем спуск на север. Сначала идём по осыпи, но за перегибом она становится очень крутая, и мы уходим налево на снег. Длинный утомительный спуск выводит на восточный край широкой снежной полки, ведущей к основанию скал «Метлы». По полке тропим в снегоступах. Со стороны Алайской долины наваливаются заряды облаков, и нас периодически накрывает туман с видимостью 15-20 метров. В такие моменты отсиживаемся, ждём 5-10 мин, а когда облако уходит, продолжаем спуск. От западного края снежной полки через ледопадный участок бросаем 2,5 верёвки перил. Далее в связках проходим снежный склон с бергшрундом и, обходя ледовые уступы, выходим на снежную перемычку, от которой начинается контрфорс северной стены - скалы Липкина. Здесь место, закрытое от ветра, и нет лавинной опасности. Останавливаемся на ночёвку. Спуск от купола 6479 занял 4:22 чхв.

Вечером наблюдаем шикарный красочный закат с ярким полным диском Луны прямо над вершиной пика Ленина.

07.08.2022 спуск через скалы Липкина на ледник Ленина - camp-1 - полуднёвка + заброска-2

Утром по замороженному снегу начинаем спуск по гребню контрфорса Липкина. Вверху гребень широкий, снежный с редкими трещинами. Ниже становится уже и круче, а перед выходом на скалы - совсем острый и крутой. На входе в спусковой кулуар убираем связки, далее спускаемся плотной группой (каски, кошки). В кулуаре очень неприятная ползущая осыпь. От места ночёвки до выхода на ледник Ленина 1:13 чхв.

Пересекаем ледник Ленина в сторону центральной морены, выходим на МАЛовскую тропу и через ледовые увалы бежим к верхнему лагерю CAMP-1. По пути есть пара сложных мест, где надо пересечь ледниковые реки в промоинах с крутыми бортами. Встречаются МАЛовские вешки. От выхода из кулуара Липкина 36 мин хода.

В CAMP-1 забираем заброску, отправленную сюда из Оша, и готовимся к финальной части маршрута. Отмечаем день рождения Веры Калистратовой! Но есть и негативные события - у нас окончательно ломается одна из бензиновых горелок, перегорел гибкий топливный шланг и заменить его нечем. Приходится взять в аренду со склада МАЛа газовую горелку и купить баллоны к ней.

Фото 8.1. Верховья ледника Большой Саукдара.

Фото 8.2. Подход к перевалу Крыленко и начало траверса.

Фото 8.3. Траверс Крыленко - Крыленко-2.

Фото 8.4. Выход на седловину перевала Крыленко.

Фото 8.5. Подъём от перевала Крыленко на купол 6132.

Фото 8.6. Вид на юг. Ледник Большой Саукдара.

Фото 8.7. Вид на хребет Зулумарт.

Фото 8.8. Вид с купола 6132 на перевал Крыленко-2.

Фото 8.9. Панорама на восток. Видно место ночёвки на куполе 6132.

Фото 8.10. Траверсируем Заалайский хребет.

Фото 8.11. Последний взлёт на перевал Крыленко-2.

Фото 8.12. Панорама на восток

Фото 8.13. Группа на перевале Крыленко-2.

Фото 8.14. Верховья ледника Ленина.

Фото 8.15. Вид на запад.

Фото 8.16. Вид на северо-запад.

Фото 8.17. Группа на перевале Крыленко-2.

Фото 8.18. Групповой портрет на перевале Крыленко-2 (без фотографа).

Фото 8.19. Начало спуска на север.

Фото 8.20. Выход на полку и начало траверса к Метле.

Фото 8.21. Траверс к Метле.

Фото 8.22. Спуск с перевала Крыленко-2. Вид с гребня пика Раздельный.

Фото 8.23. На перемычке перед скалами Липкина. Над лагерем - скалы Метлы.

Фото 8.24. Вид от лагеря на восток.

Фото 8.25. Северная стена пика Ленина на закате.

Фото 8.26. Диск Луны.

Фото 8.27. На спуске ниже Метлы.

Фото 8.28. Подход к скалам Липкина

Фото 8.29. На леднике Ленина.

Фото 8.30.

радиально пик Раздельный (3А, 6140)

08.08.2022 подъём по ледник Ленина - сковородка - camp-2

Выходим из лагеря до восхода солнца, идём с фонариками, ориентируясь по МАЛовским вешкам, в сторону ледопада ледника Ленина. Рассвет встречаем на снежных склонах на подходе к ледопаду, здесь хорошая набитая тропа. От лагеря до первых перил 37 мин.

Нижний скол ледопада полностью провешен стационарными перилами (примерно 250 метров), а на самом крутом участке - стенке над главной трещиной - закреплена металлическая 5-метровая лестница. Выше основного скола ледопада склон постепенно выполаживается, но один за другим следуют несколько гигантских разломов с ажурными мостами, преодоление которых требует крепких нервов и навыков эквилибристики. Мосты на разломах провешены перилами. Выход на склон выше ледопада занял примерно 3 часа, большая часть из этого времени - это стояние в очереди на перилах.

Выше ледопада поднимаемся в связках по снежным склонам с закрытыми трещинами. Через большие трещины висят куски перил. Длинный утомительный подъём приводит к подножию северной стены пика Ленина. За перегибом поворачиваем направо и по снежным полям Сковородки обходим верхом провал к основному ледосбросу ледника Ленина. Лавируя между трещинами, пересекаем ледник к левому борту, где на крутых осыпях располагается CAMP-2 (5400). От верха ледопада 2:21 чхв.

В лагере много палаток, большинство из них пустые коммерческие палатки турфирм. Часть из них порваны. Здесь столпотворение людей, проблема набрать воду, проблема ходить в туалет, кучи мусора. Свободных мест чтобы поставить свою палатку на осыпных полках нет. От верхней части CAMP-2 вышли на край ледника и выровняли место на наклонной снежно-ледовой площадке между трещинами. Ночью сильный ветер, некоторые палатки в CAMP-2 не выдерживают, рвутся и шумно полощутся на ветру.

09.08.2022 подъём на пик Раздельный (3А)

Утром с выходом не торопимся, ждём пока немного потеплеет и ослабеет ветер. Подъём начинаем вдоль границы льда и осыпей вдоль левого борта. Протяжённый ледовый склон выводит на пологий снежный гребень, ведущий к пику Раздельный. Справа по ходу на подушке гребня установлены палатки верхнего лагеря CAMP-2 (5550). По набитой тропе на пологом гребне идём наверх. У верхнего осыпного островка отдыхаем перед финальным взлётом. От места ночёвки 1:38 чхв. На купол пика Раздельный поднимаемся по северному гребню-склону. Большой перепад и крутизна делают подъём очень утомительным. От подножия склона 2:04 чхв. На восточном плече пика Раздельный установлены палатки CAMP-3 (6120). Встаём на ночёвку, готовимся к восхождению на завтра.

Вечером случаются два события, изменившие наши планы на дальнейший поход. Первое - получили плохой прогноз погоды, через 2 дня приходит очередной циклон с обильными осадками, и второе - у арендованной газовой горелки перегорел шланг, и у нас осталась всего одна плохо работающая бензиновая горелка. На готовку «здесь и сейчас» нам дал горелку комендант лагеря (спасибо ему за это!). Трезвое осознание момента приводит к решению после восхождения на пик Ленина сворачивать поход и уходить на финиш вниз в Ачик-Таш. Печально, но так.

Фото 9.1. Панорама из CAMP-1.

Фото 9.2. Ледопад ледника Ленина.

Фото 9.3. Очередь на перилах.

Фото 9.4. Работа на перилах. Нижний ледопад ледника Ленина.

Фото 9.5. Подъём по перилам.

Фото 9.6. Подъём по перилам.

Фото 9.7. Ледник Ленина. Вид на север.

Фото 9.8. Нижний лагерь CAMP-2.

Фото 9.9. Выход на гребень к пику Раздельный.

Фото 9.10. Западный гребень пика Ленина.

Фото 9.11. Северная стена пика Ленина.

Фото 9.12. Подъём на пик Раздельный.

Фото 9.13. Спуск с перевала Крыленко-2 и обход ледосброса по Сковородке.

Фото 9.14. Западный купол пика Раздельный.

Фото 9.15. Делаем площадку в CAMP-3.

радиально пик Ленина (7134)

10.08.2022 выход на западный гребень пика Ленина - вершина

В день штурма погода стоит ясная, но дует сильный ветер. Группа вышла на восхождение в полном составе примерно в 7 утра. На перевале Раздельный ветер был особенно сильный, решено было прекратить восхождение. Участники группы прошли ещё немного вверх и повернули вниз. С разрешения руководителя участник Артём Бердников продолжил подъём в одиночку, с условием, что если на 6400 ветер будет слабее, то можно будет идти до вершины. Все участники, кроме Артёма, вернулись в штурмовой лагерь примерно в 8:30. К этому времени ветер стал стихать, и мы увидели, что Артём пошёл наверх. На всём протяжении подъёма и на вершине у нас была связь по мобильному телефону, кроме того, мы постоянно следили на Артёмом в подзорную трубу (весь гребень, кроме вершинного плато хорошо просматривается с купола пика Раздельная). Артём после спуска подтвердил, что ветер выше 6400 был умеренным и не препятствовал подъёму. Характер гребня - пологий округлый гребень из перемороженной осыпи, технических сложностей нет никаких - позволяет передвигаться без связок, и на пик Ленина многие поднимаются в одиночку. Руководитель сам на пике Ленина был дважды и оба раза сольно, поэтому не видел проблем с сольным выходом Артёма. У Артёма было отличное снаряжение, он был в прекрасной физической форме и хорошо мотивирован. Исходя из реальных обстоятельств, руководитель посчитал, что риски сольного восхождения были минимальны. В 16:00 группа опять была вместе в штурмовом лагере.

11.08.2022 спуск ниже camp-1

Цель на сегодня простая - спуститься как можно ниже. Пока высоко и холодно, выходим одетые «по-зимнему», максимально утеплённые. Вниз идём очень быстро. За 1 час спускаемся к нижнему лагерю CAMP-2, здесь раздеваемся и бежим дальше. Ещё за 1 час по уже раскисшему снегу подходим к сколу ледопада, за 40 мин проходим участок перил и ещё за 55 мин пришли к верхнему лагерю CAMP-1. Здесь неспешно обедаем, сушим снаряжение, отдыхаем. Во второй половине дня выходим дальше вниз, пересекаем левый приток ледника Ленина и встаём на ночёвку вблизи нижнего лагеря CAMP-1.

Фото 10.1. Гребень на пик Ленина. Вид от CAMP-3.

Фото 10.2. CAMP-3.

Фото 10.3. Вид на юг с перевала Раздельный.

Фото 10.4. Путь подъёма на пик Ленина. Вид вниз с 6700.

Фото 10.5. Вершинное плато.

Фото 10.6. На вершине.

Фото 10.7. После восхождения.

Фото 10.8. Начинаем спуск.

перевал Путешественников (н/к, 4150)

12.08.2022 спуск до перевала Путешественников (н/к) - МАЛ Ачик-Таш - переезд в Ош

У сотрудников CAMP-1 уточнили состояние тропы до перевала Путешественников и переправы через поток из ледника под перевалом Ташкюнгей. Торная тропа ведёт сначала по осыпным полям, а после переправы - по левому борту долины высоко над ледником. В целом тропа очень хорошая и только местами на крутых живых осыпных склонах она узкая и требуется подстраховка палками или ледорубом. На седловину перевала выходим серпантином по короткому конгломератному взлёту. От места ночёвки 1:35 чхв.

С седловины на север уходит целая сеть троп и серпантинов. Без проблем спускаемся до дна долины и красивыми лугами подходим к прижиму в устье долины. Здесь тропа по скальным уступам спускается к Луковой поляне. От перевала 33 мин. Далее по грунтовой дороге среди пастбищ на огромной поляне между каньонами реки Ачик-Таш и ручья Разведывательный за 35 мин дошли до Базового лагеря.

Здесь финиш похода. А через 2 часа мы уже ехали в комфортабельном микроавтобусе вниз по пастбищам Алайской долины и вечером прибыли в Ош.

Фото 11.1. Верхний лагерь CAMP-1.

Фото 11.2. Нижний лагерь CAMP-1.

Фото 11.3. Финальная ночёвка.

Фото 11.4. Путь к переправе через поток из ледника под перевалом Ташкюнгей.

Фото 11.5. Путь вдоль левого борта ледника Ленина.

Фото 11.6. За облаками Заалайский хребет.

Фото 11.7. Разноцветные склоны.

Фото 11.8. Левый борт ледника Ленина. Вид назад.

Фото 11.9. Траверс по живым осыпям.

Фото 11.10. Тропа на спуск.

Фото 11.11. Серпантин тропы на перевал Путешественников.

Фото 11.12. Спуск с перевала Путешественников.

Фото 11.13. Долина ручья Разведывательный.

Фото 11.14. Группа на Луковой поляне.

Фото 11.15. Суслики.

Фото 11.16. Луковая поляна. Вид назад.

Фото 11.17. Дорога в Базовый лагерь.

Фото 11.18. Впереди Базовый лагерь.

Фото 11.19. Базовый лагерь.

Материальное обеспечение группы

5,49

ремнабор

1,70

0,35 кг - в заброску уложиться в 1.5 кг!

аптека

купить на месте - мешки 20х120л + 3 крепкие сумки

мыло 2кус

0,14

купить на месте - по заброскам

скотч узкий и широкий

49,32

без топлива

6,62

задача не выйти за 7,5 (после забросок!)

Комментарии от снаряженца:

- Палатка ПИК. Отличный вариант для высокогорных подходов при малом количестве мокрых осадков. В нашем случае использовалась новая палатка, серьезных проблем с палаткой не было. Из недочётов - перетирались стропы в местах крепления оттяжек, на будущее надо или ставить тезу или стальные кольца для возможности свободного скольжения оттяжки.

- Спальники. Для спарок необходимо проводить натурные испытания на берегу. По факту, спальник-двойка использовался отдельно внутренняя, отдельно внешняя часть в силу невозможности комфортного размещения в двойной спальнике двух участников.

- Горелки. В первый день похода необходимо проводить полное ознакомление участников с работой бензиновых горелок. Все бензиновые горелки имеют особенности, и каждый участник должен быть способен утром, при сильно отрицательных температурах запустить горелки в работу, не создавая пожароопасных ситуаций. Если предполагается использование газа в мультитопливной горелке, то надо учитывать, что выше 6000 м горение не будет стабильным или будет вообще невозможно, ни в режиме парообразного газа, ни в режиме жидкого газа (перевернутый баллон). В походе было повреждено два топливных шланга - один на мультитопливной горелке, второй на газовой арендованной горелке. Причины повреждения непонятны, перегрева шлангов не было, скорее всего, связано с качеством шлангов или износом. В ремнабор предусмотреть запасной шланг!

- Для экранов использовался тонкий рулонный алюминий - отличный вариант. Необходимо предусмотреть систему фиксации краев алюминия при готовке (скрепка).

- Стеклоткань не использовалась и при наличии запасного экрана может быть из списка снаряжения удалена.

- Использование радиаторных кастрюль на высоте и при сильно отрицательных температурах может быть связано с нестабильным горением мультитопливной горелки, хорошо иметь возможность проверить совместимость горелка-кастрюля до похода. В целом зависит от сочетания размер радиатора - размер рассекателя на горелке.

- Веревки. Использовались три 9мм статики и одна 9,5мм динамика (только на первом кольце). Все по 60м. Веревки показали себя хорошо, повреждений минимум. По возможности, брать веревки разных цветов - сильно упростится совместное использование (спасработы, сдёргивание).

Личное снаряжение

Личную одежду нет смысла описывать, поскольку эта часть личного снаряжения сугубо индивидуальна, и у каждого опытного участника сложился свой оптимальный набор. Жёсткое требование было по наличию двойных пластиковых ботинок, хорошей пуховки и защиты от холода/ветра рук и ног.

Обязательное специальное личное снаряжение:

- каска + беседка + ледоруб или айсбайль

- кошки + жумар + спусковое устройство

- петля станционная + 10-11 карабинов

- самостраховка + репшнур 6мм2м

- кардолет 7мм5м + 3 ледобура

- разгрузка + репшнур расходный 6мм5м

Снаряжение для лагеря и хождения:

- рюкзак 100-110л + страховка рюкзака

- коврик + чехол + сидушка

- КЛМН + ёмкость для воды до 1л

- з.щётка + паста + туал.бумага + полотенце

- спички 5 + зажигалки 5

- накидка на себя + накидка на рюкзак

- личный ремнабор + личная аптека + крем UF50

- лавинный датчик

- лавинная лента

Документы и приборы:

- загранпаспорт

- пропуска: пограничный + в заповедник (если надо)

- наличные деньги + пластиковые карты

- зап.книжка + шар.ручка

- часы + налобный фонарь

- необходимые батарейки и аккумуляторы

Дополнительно, по желанию:

вес

1,4

Комментарии от реммастера:

За время похода были проблемы с горелками, в ремнабор необходимо брать дополнительный шланг. Перегорел и у основной горелки, и у запасной, приобретенной уже на маршруте. Также ушла вся ткань на починку дна у палатки. Сгорело дно. Очень пригодилась самоклеящаяся ткань, которая была в личке у одного из участников. Скотч и хомут пригодились для ремонта трекинговых палок. Саморезы для ремонта ботинок (клей бесполезен). Тонкие верёвки из набора ушли на шнурки. Вывод: брать больше ткани. И целую рабочую горелку в ремнабор плюс запасные части. Насос и шланг. Обязательно проверить совместимость. Ушло мало клея и пряжки не ломались в этот раз. Но уменьшать их количество не вижу смысла.

Раскладка

Комментарии от завхоза:

Раскладку за основу брал стандартную на 500 грамм, плавно доведя её до 600 граммовой. Сложность заключалась в том, что стартовали с высоты более трех тысяч метров. Поэтому аппетит сначала был слабый.

Завтраки в основном были молочные. Всем нравились. Макароны были с тёртым сыром. Сладкое на завтрак - галет мы в Оше не нашли и взяли хлебцы. Часть хлебцев раскрошилась. На будущее будем искать галеты и брать порционные сладости - чак-чак, халву. Халва упаковочная также крошилась.

Обеды практически всегда были полноценными. В этот поход взяли различные супы, которые предварительно расфасовали из сухих овощей, приправ и основы (рис, вермишель, горох, перловка). Особо понравился грибной суп. Всем понравилось. Мясо-пемикан в этот раз упаковали в вакуумные пакеты и, как показала практика, это самый оптимальный вариант. В предыдущие походы фасовали в стаканчики, не удобно, они мялись, крышки ломались, фольга иногда оказывалась в тарелке. А здесь плотный пакет-упаковка. Отдельно приготовил тертые орехи с сухофруктами. Но как выяснилось, прокрученные семечки и орехи дали очень много масла, а сухофрукты дали запах брожения. Поэтому они довольно быстро приелись и практически не съедались группой. Орехово-сухофруктовый пемикан отлична вещь, но на будущее необходимо добавлять мёд из расчёта 10 частей орехов и 3 части меда.

По поводу напитков. Брали Несквик, и он отлично заходил на завтрак, но быстро закончился. Растворимый кофе плохо заходил, осталось. На будущее можно поэкспериментировать кофе сразу мешать с сухим молоком и сахаром. Киселей взяли мало, всего на 2 готовки. Можно брать больше. Компоты на обед отлично выпивались, каркадэ тоже.

Сахар взяли из расчёта 50 гр/чел/день. Много. Остался. Оптимально 40гр.

На ужин постарался максимально разнообразить - рис, гречка, булгур, кеноа, чечевица, макароны. С мясом и с овощными приправами. Тоже нормально.

Аптека

20 табл

кеторол

Ш солпадеин

А лидокаин (мест. обезбол.)

2 ампул

адреналин

2 ампулы

Комментарии от доктора:

Рекомендованная индивидуальная аптека: бинт, лейкопластырь (бактерицидный и рулонный), обезболивающее 20 таблеток, антибиотик широкого спектра действия (на короткий курс), солнцезащитный крем, лекарства от своих болезней.

На момент заезда, учитывая риск возникновения кишечных инфекций, рекомендовано не употреблять местную пищу и не кипячёную воду, с целью профилактики отравлений.

Респираторных заболеваний за время похода не было. У большинства участников на большой высоте наблюдался так называемый «кашель высотника» - сухой, не проходящий кашель, вызванный пересыханием гортани и дыханием холодным воздухом. При спуске вниз или в тёплой палатке всё проходило.

Акклиматизация проходила достаточно долго, несмотря на грамотно построенную акклиматизационную «пилу» и плавный набор высоты. Из нежелательных явлений в этот период у некоторых участников отмечались головные боли, купировавшиеся анальгетиками.

Один из участников, после падения в трещину, получил растяжение связок плечевого сустава. Была оказана помощь - приложен холод, выполнена иммобилизация с помощью эластичного бинта, болевые ощущения купировались анальгетиками. Для снятия воспаления использовался гель Диклофенак. Через сутки пострадавший полностью восстановился. Кроме этого случая за всё время похода, не считая мелких естественных повреждений, не было отмечено никаких травм и заболеваний.

Финансовые расходы

Ремнабор

Aптека

Связь

Здесь не учтены расходы на билеты от места проживания до Оша и обратно.

Записки с пройденных перевалов

На остальных перевалах записки либо не обнаружены, либо отсутствует тур.

Заключение

Группой совершён маршрут шестой категории сложности. Пройдено: два высотных траверса категории 3Б, восхождение категории 3А, один перевал 2Б и три перевала 2А. За 28 ходовых дней пройдено 190 км с большим количеством высотных ночёвок.

Реальная сложность пройденных препятствий в целом соответствует категории сложности, указанной в Классификаторе. Есть незначительные расхождения по высотам и координатам с данными ресурса NaKarte.me, правильные данные переданы администратору сайта.

К сожалению, из-за плохой погоды и технических проблем с топливным оборудованием пришлось отрезать самые технически насыщенные запланированные участки. Помимо технического и высотного опыта получен не менее ценный опыт жизни и работы в сложных погодных условиях на большой высоте и опыт гибкого тактического планирования. Все участники уже имели опыт участия, а руководитель - опыт руководства, в Памирской шестёрке, и по нашему общему мнению этот поход был одним из самым тяжёлых и напряжённых.

Акклиматизация в начале похода приходила медленнее, чем в прошлые годы. Связано ли это с относительно высоким стартом? Или с тем, что недавно практически все участники переболели ковидом, даже вакцинированные? Или с тем, что общая обстановка в обществе не позволяла нормально сосредоточиться на тренировках и полноценно готовиться к сложному походу? Не известно.

В условиях высотно-технического похода трудно оценить количественно (в верёвках или метрах) сложность пройденных препятствий. Хороший технический уровень всех участников и качественное специальное снаряжение позволяли группе надёжно проходить в связках одновременно/попеременно многие участки, на которых в других случаях пришлось бы вешать перила. В целом можно сказать, что протяжённость сложных участков измеряется «километрами».

Сделан полный трек похода. Уточнены высоты и координаты пройденных перевалов и вершин. Описано текущее состояние крупных ледников Заалая. Сделан богатый походный фотоальбом. К сожалению, рамки стандартного отчёта не позволяют показать слишком много полезных фотографий.

Было принято правильное решение взять в этот поход снегоступы, лавинные датчики, щупы и ленты. Входя в ледниковую зону, каждый участник одевал датчик на себя и держал его включенным круглосуточно. Ежедневно утром дежурный проверял сигнал у всех участников.

В очередной раз убедились в важности хорошей навигационной подготовки. Качественно проложенный трек у нас был не только на основной маршрут, но и на все запасные варианты. В условиях ограниченной видимости контролировать движение и своё положение можно с помощью навигатора. И этому нет альтернативы. Для записи трека используем настройку «по расстоянию, 20м».

Погода в целом нам не благоприятствовала. Практически на всех перевалах Заалайского хребта и его южных отрогов был сильный ветер из юго-западного сектора. Снегопады разной интенсивности на южной стороне Заалая были почти ежедневно. В остальное время погода была умеренно хорошей.

При подготовке маршрута и разработке конкретных участков следует использовать максимально свежие отчёты, фото и описания. В условиях быстрого изменения климата горный рельеф может значительно измениться буквально за несколько лет. К описаниям более чем десятилетней давности надо относиться критически.