Автор: Тимур Хусаинов, г. Нижний Новгород

Описание похода по горам Архыза
27.06-06.07.21

Вниманию читателя предлагается дневник одиночного похода по горам Архыза. Текст не претендует на описание очень сложных в техническом плане участков, однако может представлять интерес для начинающих туристов, планирующих маршруты в указанном регионе.

Общий замысел похода состоял в том, чтобы просто погулять в красивом горном районе без лишних сложностей.

В соответствии с этим замыслом был разработан следующий маршрут:

Поляна Таулу – долина реки (д.р.) София – устье р. Ай-Акры – пер. Иркиз (1А) – пер. Кельауш (траверс) – пер. Караджаш (1А) – д.р. Псыш – пер. Дурицкого (1А*) – пер. Дорбун (траверс) – пер. Раздельный Зап. (1А?) – пер. Олений (1А) – оз. Аюлю – д.р. Большая Дукка – пер. Речепста (1А) – р. Кызылчук – р. Кяфар – оз. Кяфар – пер. Мыгвал (1А) – пер. Агур (1А) – пер. Федосеева (1А) – лагерь «Романтик».

Изначально маршрут планировалось пройти за 12 дней, но по факту к лагерю «Романтик» я спустился в середине 10-го дня. Заброска и выброска.

Между Пятигорском и лагерем «Романтик» ездит рейсовый автобус: утром он едет в горы, к вечеру возвращается в Пятигорск, точное расписание можно посмотреть на сайте курорта.

1 день (27.06.21)

Я договорился с водителем, чтобы меня высадили у поворота на поляну Таулу, и в районе 12 часов я двинулся к устью Ай-Акры, где у меня была запланирована первая стоянка. Маршрут пролегал по исключительно цивилизованной части горного района: я шел по автодороге, проложенной в широкой и пологой долине реки София, мимо постоянно проезжали джипы и квадроциклы.

Дорога к Софийским водопадам

Было только два не совсем простых участка: вблизи поляны Таулу у реки София есть ряд прижимов, которые дорога обходит поверху на некотором удалении от русла, а я пропустил поворот и продирался снизу по заросшим тропинкам. И второй участок уже недалеко от впадения ручья Кашха-Эчкичат, где София с её притоком правого берега подтапливают долину и превращают её в мелкое болото, которое джипы объезжают по каменистому руслу.

Дорогу до устья Ай-Акры я прошел примерно за 3 часа, поставил лагерь, а дальше решил погулять по окрестностям: дойти до Софийских водопадов, оттуда перейти на перевал Софийское седло и вернуться по отрогу хребта Чагет-Чат. К Софийским водопадам тропа идет вдоль левого берега реки София, Ай-Акры можно перейти по перекинутому бревну. Вдоль реки София нужно идти, пока водопады не станут видны сверху, а затем вдоль русла первого из них набирать высоту. Вдоль скал с водопадами на перевал идет хорошая тропа, однако при броде потоков под водопадами иногда можно залить ботинки, а также местами тропа у меня была покрыта снегом. От стоянки до перевала я добрался где-то за 3 часа, обратно в лагерь спустился уже в сумерках. От перевала по гребню и отрогу хребта Чагет-Чат идет отличная тропа.

Софийские водопады

Закат над долиной реки София

Погода: днем переменная облачность, вечером пасмурно.
2 день (28.06.21)
По плану в этот день мне нужно было перейти перевал Иркиз, траверсировать перевал Кельауш, и в конце подняться на перевал Караджаш, поставив лагерь сразу за гребнем, чтобы на следующий день с утра сходить на гору Мингикельбаши. Вдоль левого берега Ай-Акры к перевалам Иркиз и Столичный идет отличная тропа. Заметный ответвлений у неё нет и единственный участок, который может вызвать затруднения, это крутой подъем вдоль притока Ай-Акры, где тропа прижата к потоку стенами расселины. Подъем на перевал Иркиз крутой, но сравнительно простой, на гребень я поднялся спустя примерно 3.5 часа после выхода из лагеря. Долина Софийских озер при мне была практически полностью покрыта снегом, а в сами озера – льдом.

Вид на долину Софийских озер с перевала Иркиз

Спуск с Иркиза стал полностью снежным. На мой взгляд, с учетом крутизны склона спускаться по нему без кошек или страховки стало опасно, однако группа турклуба «Вестра», проходившая перевал в тот-же день, ни то, ни другое не использовала.

Северный склон перевала Иркиз

Ведущая от перевала Иркиз тропа периодически появлялась из-под снега, но идти по ней было не очень удобно, поскольку по снежным участкам было удобнее идти в кошках, а на отрезках тропы их надо было снимать.

Подъем на перевал Караджаш также был покрыт снегом, но не полностью, и на отдельных чистых участках была видна набитая тропа, ведущая наверх. Сначала я хотел пройти весь склон по снежнику, как на перевале Иркиз, но где-то на середине подъема осознал, что вечерний снег недостаточно хорошо держит для такой высоты и крутизны, тем более, что зарубаться в случае срыва я мог только треккинговыми палками. Поэтому дальше я траверсировал склон, вышел на тропу и остаток подъема прошел уже частично по ней и частично через небольшие скалы, обходя снежники. Постфактум конечно стало понятно, что без ледоруба лучше было подниматься по траве и осыпям северной части склона, с которой снег уже успел сойти полностью. В сумме переход от седловины перевала Иркиз до подъема на перевал Караджаш занял 4.5 часа.

Лагерь я поставил сразу за перевалом на небольшой зеленой лужайке, вечером туда пришли горные козлы. Их очень заинтересовал камень, на который я вылил соленую воду из-под риса, и они боролись за него прямо у входа в мою палатку.

Горные козлы у перевала Караджаш

Закат на перевале Караджаш

Погода: большую часть дня на небе переменная облачность, вечером началась гроза, которая продолжалась до середины следующего дня.
3 день (29.06.21)
В этот день я планировал подняться на Мингикельбаши, но дождь лил как из ведра: грозовые тучи забивало ветром на перевал, и они выливались мне прямо на голову. План с восхождением отпал, оставаться на месте тоже было нежелательно, поскольку лужайка под палаткой постепенно превращалась в лужу, и я начал спускаться к Псышу. До озера Кувшинки тропа часто теряется, однако спуск пологий и идти легко. Крутизна склона нарастает от озера и достигает максимума в зоне леса, однако там тропа уже совершенно четкая: она спускается серпантином и выводит к избушке на берегу Псыша. Избушка открытая, чистая и используется в основном туристами, у неё я и поставил лагерь. Спуск занял примерно 6 часов.

Дальше по маршруту у меня была переправа через Псыш. О новом подвесном мосте недалеко от погранзаставы я не знал, а потому я пошел искать брод, благо времени до вечера оставалось еще много.

Высокий уровень воды на реке Псыш

Брода я конечно в паводок не нашел, но зато встретил группу туристов, которые мне про мост всё-таки рассказали.

Погода: с утра до полудня дождь, потом ясно.
4 день (30.06.21)
В этот день по плану мне нужно было переправиться через Псыш, а затем набирать высоту к перевалу Дурицкого и поставить лагерь у развилки троп на перевалы Дурицкого и Браконьеров.

С утра я пошел вниз по течению вдоль Псыша, туда, где по словам встреченной группы туристов был перекинут мост. Движение осложнялось тем, что параллельно Псышу от избушки течет его приток, который периодически затапливает проложенную рядом автодорогу по щиколотки или глубже. Я двигался по тропе, которая начиналась прямо от избушки и шла по небольшому сухому гребню, отделяющему Псыш от этого притока, сначала слева, а потом справа от автодороги. Эта тропа не очень четкая, периодически разветвляется и теряется, однако в целом по ней можно пройти до Хижины Басмача (название по osm) практически не замочив ног даже по уровню воды близкому к паводку. Хижина заколочена и видимо для туристов не предназначена, от неё идет тропинка к развалинам старого моста через Псыш и дальше вдоль берега до нового подвесного моста. До моста я дошел за 2.5 часа, и он оказался весьма приличным: стальные тросы закреплены на бетонных основаниях, есть настил и перила.

Новый подвесной мост через Псыш

По мосту я переправился через Псыш, сходил к пограничникам отметиться о заходе в погранзону и начал набирать высоту к перевалу Дурицкого, двигаясь сначала вдоль Псыша, затем вдоль Амануза, а потом вдоль левобережного притока Аманауза. Между погранзаставой и устьем Аманауза я шел по автодороге, далее дорога переходила в тропу, которая отслеживалась вполне четко на всём протяжении до развилки между перевалами Дурицкого и Браконьеров и далее. Единственное место, где я немного заплутал – это район, где надо поворачивать к притоку Аманауза. Там есть деревянная лестница, помогающая подняться на прижим левого берега, а далее можно подумать, что тропа так и продолжит плавно набирать высоту, срезая угол между Аманаузом и его притоком. Однако в реальности пройти так невозможно, поскольку этот склон зарос березовым стлаником, и настоящая тропа спускается после прижима обратно на берег. Всего подъем от моста до развилки у меня занял около 4 часов.

Снежник над р. Аманауз и гора Псыш

Гора Псыш и места для стоянки у развилки троп (слева)

Погода: весь день ясно.
5 день (01.07.21)
Дальше по маршруту мне надо было выйти к озеру Аюлю, пройдя через перевал Олений. При этом терять высоту, спускаясь в долину реки Белой, не хотелось, а было желание пройти поверху траверсом хребта Аркасара. Однако поскольку ходят так редко, из отчетов было не очень понятно, где именно можно пройти и насколько это просто. Поэтому я решил выбирать маршрут на месте, ориентируясь на те варианты, о которых прочитал дома. В начале в любом случае нужно было перейти перевал Дурицкого, а затем выйти на перевал Дорбун, либо поднявшись снизу, либо спустившись по гребню хребта. Дальше, от перевала Дорбун я наметил три возможных варианта маршрута. Первый, как ходят обычно, это спуск к озеру Бублик и дальше переход на перевал Раздельный. Второй – пройти по хребту дальше, спуститься уже к озеру Бумеранг, и выходить к перевалу Раздельный оттуда. Последний вариант, самый интересный и непонятный, состоял в том, чтобы идти по хребту Аркасара вплоть до отрога, где расположен перевал Раздельный, и спускаться в долину перед перевалом Олений прямо с хребта. Такой трек есть на картах osm, и, как я выяснил, он записан в походе, по которому впоследствии был написан стихотворный(!) отчёт «В плену Аркасары» (https://asvetka.livejournal.com/14757.html), однако по понятным причинам этот отчёт беден на технические детали и описания ориентиров.

Таким образом планы на день были обширными и нечеткими, однако утро встретило хорошей погодой и изумительными видами, и я двинулся в путь.

Утренний вид на гору Псыш и долину реки Аманауз

Сначала тропу, идущую от развилки к перевалу Дурицкого видно ясно, потом она теряется в зарослях, на курумнике и под снегом, но путь на перевал вполне виден и так.

Подъем к перевалам Дурицкого (слева) и Олежек (справа)

Начиная с определенной высоты подъем к перевальному взлету у меня шел по сплошному снегу. Сам перевал имеет категорию 1А* и звездочка действительно чувствуется. Перевальный взлет покрыт снегом, осыпями и конгломератом и при этом очень крутой: в некоторых местах на выходах конгломерата приходится ползти на четвереньках, иначе ботинки просто едут из-за маленьких скатывающихся камешков. Я смог подняться, прижимаясь к скальным выходам у левого края подъема, за скалы можно было держаться и поверхность под ними была более удобной, чем конгломерат. На перевале я был спустя примерно 3.5 часа после выхода из лагеря, оттуда открывался хороший вид на гребень хребта Аркасара, по которому я хотел пройти.

Вид на хребет Аркасара с перевала Дурицкого

На спуск тропа уходит от седловины направо, но потом теряется в сравнительно свежих осыпях. Осыпи состоят из мелкого и среднего курумника, крутые и довольно живые. Для спуска это было скорее удобно, но подниматься по ним, пожалуй, будет достаточно тяжело.

Я спускался с перевала, забирая вправо, до тех пор, пока склон не стал относительно пологим, оттуда поднялся на небольшой покатый отрог хребта Аркасара, и дальше без проблем перешел уже на гребень хребта. Путь по хребту на перевал Дорбун идет по крупному курумнику, а последний перед перевалом крупный скальный выход обходится справа по крутому травяному склону.

Вид с гребня хребта Аркасара в сторону перевала Дорбун

Переход с перевала Дурицкого на перевал Дорбун занял у меня около 2 часов. Седловина перевала Дорбун широкая и плоская, на ней есть озеро и место для десятка палаток. Поскольку погода оставалась хорошей, я решил двигаться дальше по хребту, рассчитывая, что если я не найду нормального прохода, то смогу вернуться на перевал и поставить на лагерь. Проход, однако, нашелся довольно скоро: я дошел до цирка озера Бумеранг, и обнаружил, что к озеру вполне можно спуститься без провешивания перил. Спуск довольно крутой, но после подъема на перевал Дурицкого особых проблем у меня не было: шел сначала по выходам конгломерата до выполаживания снежника, затем пошел по снежнику в кошках и так спустился к самому озеру.

Спуск с хребта Аркасара к озеру Бумеранг

От озера Бумеранг оказалось удобно выйти к перевалу, но не Раздельному, а расположенному по соседству с ним и не обозначенному на картах. Я поднялся на его седловину спустя 3 часа после выхода с перевала Дорбун. Перевальной записки с названием я не нашел, поэтому в этих заметках буду называть этот перевал Раздельный Западный.

Озеро Бумеранг и выход к ближайшему перевалу

Координаты седловины этого перевала 43.46159 с.ш. 41.11004 в.д., сама седловина травяная, на подъеме крутой травяной склон, на спуске снег и конгломерат. Я прошел перевал относительно спокойно, только на финальном отрезке спуска немного проехал по снегу по неосторожности. Категорию сложности оцениваю как 1А.

Южный склон перевала Раздельный Западный, выход от озера Бумеранг

Северный склон перевала Раздельный Западный

Долина между перевалами Раздельный и Олений ничем особо не примечательна: она плавно набирает высоту практически до седловины перевала Олений. Я шел по снежникам и покрытым травой возвышенностям, пересек долину и поднялся на перевал примерно за 2 часа. По дороге снял панораму отрога с перевалом Раздельный, но хорошего спуска с хребта Аркасары не увидел.

Отрог хребта Аркасара с перевалами Раздельный и Раздельный Зап

Спуск с перевала Олений оказался сложнее, чем подъем: от седловины отходит снежник, но я счел его слишком крутым, а потому сначала сбросил высоту по конгломерату. Впрочем, упоминавшаяся выше группа турклуба «Вестра» прошла спуск по снежнику сверху и донизу не имея ни ледорубов, ни кошек.

Вид с перевала Олений на долину р. Бол. Дукка

Погода: ясно, переменная облачность, вечером туман.
6 день (02.07.21)
В этот день была запланирована днёвка. Я сходил в радиалку до перевала Аюлю и дальше по хребту до вершины Темир-Кулак, потратил примерно 5 часов. Четкой тропы нет, иногда приходится траверсировать не слишком крутые осыпные склоны, чтобы обойти скальные выходы. В остальном ничего сложного, виды неплохие, с вершины Темир-Кулак виден Эльбрус.

Панорама с вершины Темир-Кулак

Вечерний вид на г. Дукка-Баши из долины р. Бол. Дукка

Погода: ясно, переменная облачность.
7 день (03.07.21)
Спустился к палаточному лагерю у слияния Архыза и Дукки. До озера Семицветного тропы практически не было, шел по снежникам и крупному курумнику, а от озера тропа натоптана большим количеством отдыхающих с легкими рюкзаками: начинается вдоль правого (если смотреть вниз) берега озера, а сразу за ним переходит на левый берег Большой Дукки. Спуск от лагеря к оз. Семицветному занял 1.5 часа, спуск от оз. Семицветного до палаточного лагеря – около 5 часов.

Спуск вдоль р. Бол. Дукка

Стоянка в палаточном стоила в 2021 году 200 рублей с палатки и включала ровную площадку, столы со скамейками и навесами, душ с водой из бака и розетки для подзарядки техники по вечерам. Мобильной связи не было. Найти место для стоянки за пределами лагеря можно, но я поленился.

Погода: весь день ясно, ночью дождь.
8 день (04.07.21)
По плану в этот день мне нужно было подняться из долины и перейти через хребет Абишира Ахуба через перевал Речепста. Я перешел Архыз по автомобильному мосту и сразу начал набирать высоту по тропе, рассчитывая выйти под перевал потом, траверсируя склон хребта. Этот путь оказался оптимальным: я легко набрал высоту по тропе к кошу, а на траверсе обнаружил, что практически весь склон под перевалом покрыт горизонтальными тропами, которые вытоптали пасущиеся там коровы.

Тропы на склонах хребта Абишира Ахуба в районе перевала Речепста

Таким образом, я без проблем вышел под перевал Речепста Восточный и дальше решил подниматься на него, чтобы посмотреть на озеро Перевальное, а на перевал Речепста уже выходить по хребту. Подъем оказался довольно утомительным из-за затяжного (набор высоты 400 м) крутого (35-40 градусов) травяного склона, траверс хребта проблемы не составил. Общее время подъема из долины составило около 6 часов.

Вид на озеро Перевальное с гребня хребта Абишира Ахуба

Явной тропы с перевала Речепста к озеру Перевальному нет, поскольку спуск идет по пологим травяным склонам. Тропа в долину реки Кызылчук начинается на крутом спуске к озеру Голубому, чтобы выйти на неё надо подойти к склону хребта, разделяющего долины рек Кызылчук и Кяфар. Я спустился по этой тропе к озеру Голубому, поставил лагерь, и практически сразу же началась гроза.

Погода: днем переменная облачность, пасмурно, вечером гроза.
9 день (05.07.21)
С утра было пасмурно, моросило и из-за хребта Абишира-Ахуба дул очень сильный ветер. В этот день я хотел встать сразу за перевалом Мыгвал, чтобы оставить поменьше на последний день похода. Собрал лагерь и пошел вниз вдоль реки Кызылчук, затем стал набирать высоту вдоль реки Кяфар. Шел по четкой тропе практически весь путь до озера Кяфар, реку Кяфар переходил, не доходя озера, брод был не сложен, но заметно глубже высоты ботинок. У озера тропа расходится и подниматься к озеру провальному можно разными путями. Наиболее набит, пожалуй, тот, что начинается у дальнего (южного) берега озера.

Всего переход к озеру Провальному занял примерно 4 часа, и там я вновь попал в зону сильного ветра, дующего с перевала Мыгвал. Некоторые порывы буквально сбивали с ног, поэтому я не стал подниматься на перевал, опасаясь, что с одной стороны будет сложно пройти сам перевал, а с другой стороны, что за перевалом сильный ветер не даст мне поставить палатку. Решил ставить лагерь как можно ближе к отвесной стенке под озером Подскальным, рассчитывая, что основные воздушные массы в этом случае будут идти выше. Поставил все штормовые растяжки, прижал юбку тента к земле камнями.

Моя палатка в ветреный день

Остаток дня всё было нормально, однако около шести часов вечера ветер усилился, и палатка под ним сложилась практически вдвое. Быстро собрал вещи и спустил лагерь к озеру Кяфар.

Погода: с утра хмарь и туман, после семи чистое небо.
10 день (06.07.21)
В этот день мне нужно было выйти к лагерю «Романтик». Встал в 4 утра, чтобы наверстать то, что не было пройдено за прошлый день. Поднялся до озера Подскального примерно за 2 часа, по дороге еще нашел потерянный во время спешных сборов колышек от палатки.

Хребет Абишира-Ахуба и озеро Провальное

Тропа, ведущая наверх от долины озера Провального совершенно четкая. На перевал Мыгвал вышел за час, шел слева от озера по среднему курумнику и снежникам. Спуска с перевала Мыгвал как такового нет, седловина просто переходит в долину реки Кяфар-Агур. Тропа, ведущая на перевал Агур настолько натоптана, что её видно практически от перевала Мыгвал, однако в моем случае та её часть, что поднималась непосредственно на перевал, была практически полностью закрыта снегом. Благо, что рано утром снег был покрыт жесткой коркой и хорошо держал, подняться в кошках получилось без проблем. Переход от перевала Мыгвал и подъем на перевал Агур занял еще час. За перевалом Агур снега лежало уже меньше, а тропа на перевал Федосеева была вытоптана прямо в среднем курумнике, и пройти по ней не составляло труда. От перевала Федосеева я прогулялся по хребту до ближайшей вершины, а дальше пошел спускаться к лагерю.

Вид на озеро Турье с хребта Абишира-Ахуба

Тропа на спуск ведет вниз и влево, траверсируя склон хребта до автомобильной дороги, по которой уже нет проблем спуститься в лагерь «Романтик». В лагере есть всевозможные магазины, кафе, а также ловит Билайн и Мегафон. Спустился я до отъезда автобуса на Минеральные воды и поэтому в тот же день уехал. Автобусная остановка находится вплотную к инфоцентру.

Погода: всё время до отъезда ясно.