Автор: Мереке Кусаинов,г. Нур-Султан

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня совершенного с 20 июля по 26 июля 2020 г.

Рецензия

Рецензируемый отчет в целом отражает прохождение группой спортивного горного похода I категории сложности в установленные сроки и может быть зачтен всем участникам.

Отчет составлен в виде дневника похода. И абсолютно не указано техническое прохождение перевалов.

В отчете не предоставлены перевальные записки и маршрутный лист.

В связи с прохождением перевала Пионер 1Б вместо заявленного перевала Амангельды 1А считаю необходимым не засчитать руководителю похода - руководство. За нарушение Правил проведения походов на 2017-2020 г и за самовольные изменения заявленной нитке в увеличение сложности маршрута, что привело к грубейшему нарушению безопасности, руководителю выдать справку об участии.

Рекомендуется Кусаинова М.Т. не допускать к руководству второй категории сложности горных маршрутов, до повторного прохождения руководства первой категории сложности без нарушений.

Введение

Цели и задачи. Горный поход 1 категории сложности проводится с целью развития и популяризации горного туризма, пропаганды здорового образа жизни, разработки туристских маршрутов в горах Северного Тянь-Шаня, воспитания бережного отношения к природе.

Задачами Чемпионата является: привлечение молодежи к спортивному туризму, повышение количества туристов-разрядников, обучение и практическое применение знаний и навыков по технике горного туризма, подготовка инструкторского состава, улучшение связей между туристскими организациями Республики Казахстан и стран СНГ.

1. Время и место проведения. 20.07.2020 - 26.07.2020 в горах Северного Тянь-Шаня. Начало и конец всех маршрутов в г.Алматы.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Вид туризма: горный

Категория: первая

Сроки проведения: 20.07.2020 - 26.07.2020.

Реальные сроки: 20.07.2020 - 26.07.2020

Район: Алматинская область

Нитка маршрута: г.Нур-Султан-г.Алматы Начало маршрута: ледовый каток Медео - альп.лаг. Туюксу - Мынжылкы - гляциологическая станция Т1- альпенград- пер.Пионер (1Б)- лед.Богдановича - лев.Талгар - Солнечная поляна- лед. Туристов- пер.Туристов (1А)- р.Озёрная- БАО - ущ. Большое Алматинское. - г.Алматы-г.Нур-Султан.

Продолжительность: 6 дней

Количество дневок: 1 дня

Поход проводил: Кусаинов Мереке Тастыбаевич - Колледж Евразийского гуманитарного института, г. Нур-Султан, ул.Жумабаева 4а.

СОСТАВ ГРУППЫ

Фамилия, имя, отчество

Тур опыт

Подпись о знании опасностей в походе

Кусаинов Мереке Тастыбаевич

Рук.1(П-

Уч. (Г-2)

Руководитель. Преподаватель специальных дисциплин колледжа ЕАГИ.

Аппакова Айдана

Манатаминов Хасан

фельдшер

СПИСОК НЕОБХОДИМЫХ МЕДИКАМЕНТОВ

Бинты стерильные - 5 шт ,Вата медицинская - 200 г ,Эластичный бинт - 2 шт ,Лейкопластырь - 3 шт ,Жгут матерчатый - 1 шт ,Пластырь бактерицидный - 5 шт ,Ножницы - 1 шт ,Настойка йода - 50 мл ,Раствор бриллиантовой зелени - 30 мл ,Марганцовокислый калий - 10 гр ,Пантенол - 3 шт ,Ингалипт - 2 шт Валидол - 20 табл. ,Корвалол - 20 мл ,Левомицетин - 20 табл ,Уголь активированный - 20 табл ,Аспирин - 30 табл ,Анальгин - 30 табл ,Но-шпа - 20 табл ,Нашатырный спирт - 10 амп ,Термометр медицинский - 2 шт ,Мозольный пластырь - 5 шт

СНАРЯЖЕНИЕ НЕОБХОДИМОЕ В ПОХОДЕ

Групповое: Палатка - 1 шт, Котелок - 1 шт, Лопата - 1 шт, Топор - 1 шт, Рем. набор - 1 комплект, Аптечка - 2 комплект. Веревка (40м) - 1шт, Веревка (30м) - 1 шт, карабины (автомат)- 20шт, жюмар- 5шт, обвязка (нижняя) -5 шт, схват (репшнур) - 2шт.

Личное: Рюкзак - 5 шт, Спальник - 5 шт, Каремат - 5 шт, Фонарик - 5 шт, Нож - 5 шт., ледоруб-5 шт, кошки-5 шт.

СПИСОК НЕОБХОДИМОГО РЕМОНТНОГО НАБОРА

Пассатижи - 1 шт, Нитки капроновые - 1 кат, Набор иголок - 1 комплект, Наперсток - 2 шт, Шило - 1 шт, Клей «Момент» - 1 тюбик.

Калорийность и химический состав некоторых продуктов (в 100 гр. продукта).

Основы сбалансированности и полноценности питания: соотношение белков, жиров, углеводов в пропорции 1:1:4 обеспечение суточной калорийности за счет правильного подбора белков (15 проц. Суточной калорийности, причем белки животного происхождения должны составлять не менее половины общего количества белка), жиров (30 проц. Суточной калорийности) 75-80 проц. Общего количества жира должны составлять животные жиры и 20-25 проц. - растительные масла. Чтобы питание было рациональным, в пищевой рацион должны быть обязательно включены мясо, рыба, молочные продукты, а также овощи, фрукты, минеральные вещества, витамины. Состав суточного рациона питания.

Команда придерживалась общепринятой разработанной суточной нормой основных видов продуктов:

Хлеб-500гр. или 250гр. сухарей Сахар-100-120 гр. Масло сливочное-20г. ,Мясо-тушенка-100-120 гр. Сыр-30-50гр. Каша в брикетах-2 брикета на 3 человека Соль-20-25гр. ,Крупы, макароны, вермишель -70гр.

Картофель - 500гр. ,Бобовые - 2-3часа.

Применение предварительно приготовленных продуктов.

Типовое меню.

Завтрак: Каша пшенична с маслом. Хлеб с маслом. Чай с сахаром.

Обед: 1. Суп с консервами. 2. Макароны с сыром. 3. Чай

Ужин: Картошка с тушенкой. Чай с сахаром. Печенье.

Меню повторялось в походе трижды или через день.

Для поддержания водно-солевого режима в организме члены группы снабжены специальными баклажками с напитками или родниковой водой. Упаковка, хранение, транспортировка и учет продуктов в походе.

Потребное количество продуктов питания для данного похода определялось путем расчета с учетом нормативов, количества членов группы и совокупного времени пребывания на походе.

Сведения о районе похода

БАО- ущ. Большое Алматинское- г.Алматы

9км

г.Алматы-г.Нур-Султан.

Краткое описание прохождения маршрута команды

День 1. (20.07.2020г).

А на привале жгут костры..И облаков седая проседь.

Душа туда вернуться просит, Где дышат горные ветры.

Вдали горбатый перевал

Качает солнце на закате.

И мне представится некстати, Что никуда не уезжал.

Яна Торопова («30-ому пешему походу»)

Прибытие в г. г.Алматы

Закуп продуктов

Подготовка к походу (распределение обязанностей, укладка груза и снаряжения, встреча с непосредственным руководителем направляющей организацией Шестерниным В.А.).

Движение группы г.Алматы - ледовый каток Медео - альп.лаг. Туюксу - 16 км пешком

Первый день нашего похода первой категории сложности начался с движения с г.Алматы через ледовый каток Медео до альплагеря Туюксу, который и явился в первый день первым нашим ночлегом.

Изначально с г.Нурсултан на совершение похода первой категории сложности выехали две команды. Наша команда «Арлан» колледжа ЕАГИ и команда «Штурм 65».

Поэтому в дальнейшем в отчете мы будем часто встречаться вместе на фотографиях, так как поход в принципе совершался вместе.

На фото: команда ««Арлан»«. (пункт каток Медео)

Пройдя пешком примерно 16 км до лагеря Туюксу, что явилось неплохим адаптационным моментов в нашем категорийном походе, мы остановились на ночлег в лагере и занялись необходимыми бивачными работами.

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». (пункт каток Медео)

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». Расселение в альплагере Туюксу.

День прошел по заданному распорядку, цели и задачи на день выполнены.

День 2. (21.07.2020г.)

Снова чай в котелке закипел,

Досыхает рюкзак у костра,

И гитарой бивак зазвенел,

Ну а сегодня - в дорогу с утра

(«Неизвестный писатель») План и распорядок дня:

Подведение итогов за день и цели на следующий день

Целью второго дня нашего похода являлась следующая нитка нашего маршрута на сегодняшний день: альп.лаг. Туюксу - Мынжылкы - гляциологическая станция Т1- Альпенград.

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». Выход на маршрут

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». «Мынжылкы».

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». «выход на Т-1».

На фото: Команда «Арлан» (движение группы по маршруту).

На фото: команды «Арлан» и команда «Штурм 65». «Бивачные работы».

18.00 - разбили лагерь нашли воду и подходящее место для ночевки.

19.00 - приготовление ужина.

20.00 - ужин команды

20.30- 21.00 - решение и обсуждение командой тактических и технических задач.

В организационный период тактика заключается в разработке оптимального плана похода. При этом характерными тактическими задачами при подготовке похода являются следующие:

Выбор целевых рекреационных и познавательных объектов определение протяженности маршрута и продолжительности похода.

Выбор оптимальной тактической схемы маршрута (кольцевой, линейной, комбинированной).

Определение мест организации биваков

Разработка графика похода, включая определение протяженности дневных переходов, количества и места дневок, полудневок, сроков проведения.

Выбор оптимального варианта материально-технического обеспечения и комплектования группы.

Выбор походного режима движения и нагрузочного режима.

Выбор режима походного питания и оптимального рациона питания.

Выбор техники преодоления естественных препятствий.

Выбор технических приемов и средств ориентирования на местности.

Выбор техники бивака. Выбор техники страховки.

Во время приготовления ужина и разбивки лагеря командой закреплялись теоретические навыки по видам костра. Обсуждались все плюсы и минуса данных видов костров в определенных ситуациях.

21.30 - подготовка команды ко сну.

Выводы по прошедшему дню:

Команда придерживалась установленного режима и распорядка дня.

Психологический микроклимат здоровый и атмосфера в команде дружелюбная.

Особенно команду вдохновляло прохождение предстоящего перевала на следующий день.

День 3. (22.07.2020г.)

Вдали горбатый перевал

Качает солнце на закате.

И мне представится некстати, Что никуда не уезжал.

Плазмой корчились горы -

Застыли пластами.

По морщинам их боль

Заструилась слезами.

Не шути над молитвой, Поверьем, обрядом:

Этот край - словно грань Между раем и адом.

Автор (Яна Торопова)

Подведение итогов за день и цели на следующий день

7.30 - выход команды на маршрут.

Основная цель на сегодняшний день - Альпенград-пер.Пионер (1Б)- лед.Богдановича - лев.Талгар.

Перед подъемом на перевал отдыхаем пятнадцать минут и вперед на подъем. Наконец-то светит солнце. В 10:00 мы начали подъем на перевал, где команду встретил сильный ветер.

В 11.00 - команду накрыл туман с непрерывным дождем и снегом.

Фото: движение команд по маркированному маршруту

Фото: Озеро Маншук Маметовой

Фото: пункт моренное озеро.

Фото: Прохождение перевала. Подготовка к подъему.

Фото: Прохождение перевала Пионер

К 15. 00 мы спустились с перевала. Состояние группы: Усталость, все мокрые. Руководитель Кусаинов М.Т. дал полчаса на перекус, после группа двинулась дальше в поисках воды и места для ночевки.

К 18.00 - спустились к левому Талгару нашли воду и подходящее место для ночевки.

18.00-19.30 - приготовление ужина и ужин.

19.40- подготовка снаряжения на завтра и просушка одежды.

20:00-20:30- решение и обсуждение командой целей на следующий день 21.00 - отбой команды. Сон. Выводы:

Команда придерживалась установленного режима и распорядка дня.

Психологический микроклимат здоровый и атмосфера в команде дружелюбная.

День 4. (23.07.2020г.) Дневка

Кто здесь не бывал, кто не рисковал

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звезды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес.

(Владимир Высоцкий) План и распорядок дня:

Подъем в 9:00

9:30 - завтрак

Подготовка команды

Подведение итогов за день и цели на следующий день

С утра наш руководитель сообщил нам, что сегодня объявляется дневка и мы занялись просушкой одежды и приготовлением снаряжения на следующий день, а также распределением оставшейся провизией на последующие дни похода.

Погода хорошая.

На фото: Дневка. Приготовление команды к следующему дню, просушка одежды.

В 14:00 обед.

16.00- разбивка лагеря. Просушка промокшей одежды.

17.00- решение и обсуждение командой тактических и технических задач.

Отработка командой приемов и методов прохождения реки вброд.

В 20:00 - ужин команды.

21.00 - решение и обсуждение командой целей на следующий день В 22:00 - отбой.

Выводы: Команда придерживалась установленного режима и распорядка дня. Психологический микроклимат здоровый и атмосфера в команде дружелюбная.

День 5. (24.07.2020г.)

Так оставьте ненужные споры!

Я себе уже все доказал -

Лучше гор могут быть только горы,

На которых, никто не бывал.

Владимир Высоцкий План и распорядок дня:

Подведение итогов за день и цели на следующий день

Подъем в 6:00, 7:00 - завтрак, в 8:00 - группа выходит на маршрут. Сегодня мы поставили задачу пройти участок от лев.Талгар - Солнечная поляна- подойти максимально близко к лед. Туристов и остановится там на ночевку.

На фото: Пейзажи левого Талгара

На фото: Руководитель Кусаинов М.Т.

На фото: Руководители Кусаинов М.Т. и Рахимбеков Б.К.

В 12:00 - перекус.

Настроение группы отличное. Сделали общее фото. Единственный большой минус команд - этот разряженные телефоны и зарядные устройства из-за холодной погоды и постоянного дождя и снега.

Поэтому старались делать фото только на значимых местах.

На фото: Движение по маршруту.

На фото: У перевала «Туристов».

Данное фото в дальнейшем послужит неплохим маркетинговым ходом в развитии специальности колледжа.

Сегодня использовались и отрабатывались методы наведения навесной В 19:30 остановка на ночевку у перевала «Туристов» Разбили лагерь, в 20:30 - ужин.

21.30 - подведение итогов прошедшего дня, выявление ошибок и недочетов на практике, а также корректировка ошибок и маршрута.

После ужина играли в интеллектуальные игры, пели песни у костра.

Выводы: Команда придерживалась установленного режима и распорядка дня.

Психологический микроклимат здоровый и атмосфера в команде дружелюбная.

Отношения между командами - дружелюбные, основание: обмен опытом.

День 6. 25.07.2020

Я снова ухожу туда,

Где в одиночестве горит звезда.

Где ветер песню мне поёт,

И где меня никто не ждёт.

Где эхо отмеряет путь,

Где ничего нельзя вернуть.

Где с небом сходится земля,

Где можно всё и всё нельзя.

Где оглушает тишина,

Где с камнем говорит вода.

Где мысли убивают страх,

Где гром смеётся в облаках.

И где печаль мне не нужна.

Я снова ухожу, туда.

Раевский Олег План и распорядок дня:

Занятость группы в свободное время.

Подведение итогов за день и цели на следующий день Подъем в 6:00, завтрак в 7:00, выход группы на маршрут в 8:30.

Наш маршрут начался с лед. Туристов- пер.Туристов (1А)- р.Озёрная- БАО. Общая протяженность 22км.

На фото: - перед перевалом «Туристов»

на перевале «перевальная записка, на часах точное время и дата прохождения.

На фото: спуск с перевала «Туристсов»

Через 18 км мы подошли к небольшому ущелью с красивыми скальными участками. Погода стояла теплая, небольшой ветер.

Команда сделала небольшую остановку для того чтоб участники сделали памятные фото для отчета.

Все по расписанию:

В 15:00 - обед.

Сегодня мы почти подходим к финишу

На фото: Кусаинов М.Т.-руководитель команды «Арлан», преподаватель колледжа ЕАГИ - озеро БАО

Ужин в 20:00.

Обсуждение вопросов отъезда группы, транспорта и дополнительного питания группы на период дневки (2 дня).

Студентами был сделан вывод по данному маршруту, причем довольно обоснованный и аргументированный - данный маршрут и вид похода целесообразно сделать коммерческим с дополнением в пакете услуг размещения и питания, а также услуг гида-переводчика, проводника и т.д.

Студенты были еще под эйфорией красоты пройденного сегодня нами маршрута.

Отбой в 22:00.

День 7. 26.07.2020г. Финиш

Мы идём по дороге, рюкзак давит плечи,

Но от песни походной становится легче.

Не мозоли тревожат, не мокрые спины,

А лишь то, что ещё далеко до вершины.

Подъем в 8:00

8:30 - завтрак

Подведение итогов за день и цели на следующий день

Подъем в 8:00, завтрак в 8:30, выход группы на маршрут в 8:30.

Движение по нитке маршрута дня: БАО- ущ. Большое Алматинское-

г.Алматы ,пешком примерно около 9 км.

Погода сегодня отличная! День был полон положительных эмоций, насыщен общением, играми. В 15:00 мы пообедали. Вечером после ужина сидели у костра, играли в различные игры, пели песни.

Вот мы и на финише. День был полон положительных эмоций, насыщен общением, играми. Подведение итогов похода, советы и рекомендации группе на следующий год.

Фото: Команды г.Астаны на совместном отдыхе.

В 20.00 - Беседа с руководителем похода. Группа делилась впечатлениями о походе, о регионе, выявление слабых и сильных сторон при подготовке команды к соревнованиям.

Были намечены цели и задачи на следующие соревнования.

P.S. Видео материалы контрольных точек маршрута, в наличии у руководителей, при необходимости могут быть предоставлены.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткое резюме по проведенному походу 1.к.с.:

- Цели и задачи проведенного спортивного похода считаю достигнутыми, описание маршрута, фото отчеты приведены.

Подобного вида соревнования по спортивным походам считаю необходимой и неотъемлемой частью по совершенствованию форм подготовки туристских кадров.

Помимо традиционных лекций, семинарских и практических занятий, внедрение таких видов занятий, как учебные занятия на местности (оборудованных полигонах) и учебно-тренировочные походы считаю необходимым в системе образования, а также для популяризации внутреннего потенциала регионов страны и развития туризма и спорта среди молодежи и подрастающего поколения.

Занятия во время походов проводят с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, объяснения, показа и практического выполнения технических приемов различных видов туризма, ориентирования на местности и т. д.

Во время этих занятий, проводимых инструкторами-преподавателями, отрабатываются технические приемы преодоления препятствий в соответствующем виде туризма, элементы страховки и самостраховки, хождение по азимуту, бивачные работы, оказание первой доврачебной помощи и т. д.

Ожидаемые результаты: Выполнение разрядных нормативов командой, написание статьи в сборник колледжа и сборник международной студенческой конференции, а также возможно написание научного проекта участниками похода исходя из полученных навыков и приобретенных знаний о Южном регионе страны.

Цели и задачи на следующий год: прохождение командой горно-пешеходного похода 2 к.с. по территории Северного Тянь-Шаня.

Выполнение разрядных нормативов командой, а также написание научного проекта участниками похода исходя из полученных навыков и приобретенных знаний о данном регионе.