Автор: Иван Волков, г.Краснодар

Отчет о горном походе 5 к.с. по Центральному Кавказу совершенном в период с 16 июля по 3 августа 2022г. Часть 2

Дневка и сход участников.

В поселке Дзинага, где мы оставляли заброску, планировали провести полноценную дневку. При этом после первого этапа запланировано должны были сойти с маршрута 2 участника Вера и Тоня. Последние 2 дня перед дневкой неважно себя чувствовал еще один участник - Алексей. На спуске по д.р. Белягидон состояние ухудшилось, была сильная слабость. Уже вечером, по прибытию в Дзинагу, он тоже решил сойти с маршрута, чтобы не усугубить состояние здоровья и не создавать дополнительные риски для оставшейся части группы. Группа осталась в минимальном составе 6 человек, из которых двое 30-процентники, но хорошо проявившие себя на первом этапе, и фактически уже имевшие опыт прохождение 2-х перевалов категории 2Б.

Первый этап прошел сильно не по плану, в основном из-за непогоды и сильных туманов. Почти все время двигались по запасным вариантам, не набрав запланированную сложность и израсходовав запасные дни.

На втором этапе необходимо было набрать хотя бы минимальный набор определяющих препятствий, чтобы выйти на заявленную категорию маршрута.

Для этого мы сразу отказались от прохождения пер. Цихварга 2Б, т.к. у нас уже было 2 пер. 2Б и должны были быть еще далее по маршруту, как минимум ХКТ. Приняли решение не делать полноценную дневку, а выйти на подход с обеда следующего дня, чтобы иметь дополнительный запас времени, на случай непогоды или непредвиденных обстоятельств.

Сразу с вечера по прибытью к заброске перераспределили и убрали лишнее снаряжение с учетом схода 3-х участников. Оставили одну палатку, веревку, часть железа и изъяли из раскладки часть продуктов.

Перевал Фастаг 2А, 3520 м.

27 июля (12 день) - пос. Дзинага - д.р. Караугом - Райские ночевки

11 км

+ 600

Подъем 7.00, выход 14.00. С ночи пошел сильный дождь. С утра проводили ребят, которые сошли с маршрута. Продолжал идти сильный ливень. Мы неспеша собирались, 3 раза подряд завтракали, переупаковывали продукты. Как только начало проясняться и прекратился дождь стразу вышли на маршрут.

Из гостевого дома напротив турбазы Дзинага выходим на гравийную дорогу, ведущую к поселку Дзинага, и по ней начинаем подъем в долину реки Караугом (фото 5.4). Через 20 минут подходим к поселку Дзинага и пересекаем его по всей длине. За 20 минут пересекаем поселок и выходим к погранзаставе - напротив мост через реку Караугом (фото 5.5). Отмечаемся у пограничников, время 15.00

Далее двигаемся по дороге, вдоль правого берега реки Караугом. В конце поляны, на которой стоит погранзастава, дорога переходит в тропу и идет по живописному лиственно-хвойному лесу (фото 5.6-5.8). Через 2 перехода по 50 мин тропа выводит нас к новому деревянному мосту через реку Караугом, по которому мы переходим на ее левый берег (фото 5.9). Река Караугом представляет собой довольно мощный водяной поток и без моста ее перейти не представляется возможным. Через 10 минут хода от моста выходим к просторным лесным полянкам, на которых расположились уже несколько групп.

Продолжаем движение по тропе, которая через 20 минут выводит нас к левому притоку Караугома - реки Иська. Переправа через Иську по организованным деревянным настилам и небольшим мостикам (фото 5.10). Далее тропа начинает забирать резко вверх к старому руслу следующего левого притока Караугома - реки Фастаг. Поднявшись к скальным сбросам, идем по тропе, которая через 50 минут выводит нас к мосту через русло реки Фастаг. На противоположном берегу живописные и комфортные ночевки Райская поляна. Переходим по мосту на правый берег (фото5.11, 5.12) и поднимаемся по тропе еще 10 минут к ночевкам, на которых становимся лагерем в 19.30.

Рисунок 5.1. Линия фактического прохождения пер. Фастаг по навигатору из д.р. Караугом на лед. Караугом. Зап.

Рисунок 5.2. Траектория фактического подъема на пер. Фастаг из д.р. Фастаг

Рисунок 5.3. Траектория фактического спуска с пер. Фастаг на лед. Караугом Зап.

Фото 5.4. Турбаза Дзинага и начало подъема по д.р. Караугом

Фото 5.5. Подъем по д.р. Караугом мимо пограничной заставы.

Фото 5.6. Начало тропы по д.р. Караугом

Фото 5.7. Тропа по хвойному лесу в д.р. Караугом

Фото 5.8. Подъем по д.р. Караугом перед мостом на левый берег.

Фото 5.9. Старый и новый мосты через реку Караугом

Фото 5.10. Организованная переправа через реку Иська по левому борту д.р. Караугом

Фото 5.11. Мост через реку Фастаг к Райским ночевкам

Фото 5.12. Вид на д.р. Фастаг с Райских ночевок.

28 июля (13 день) - д.р. Караугом (Райские ночевки) - д.р. Фастаг - лед. Фастагцете - пер. Фастаг

8 км

+ 1500

Подъем в 5.00, выход в 6.45. От места ночевки переходим по мосту обратно на левый берег реки Фастаг и начинаем подниматься вверх по долине по слабой тропе поросшей высокой травой (фото 5.13). Удачно за день перед нами, по долине спускалась группа с пер. Цагардор и примяла траву. Долина узкая, тропа идет не отдаляясь от русла. В целом путь достаточно логичен.

На втором переходе поток реки прижимается вплотную к выступу гладких скал. Аккуратно по большим камням и краю потока проходим этот прижим (фото 5.14). При большем количестве воды в русле могут возникнуть трудности при преодолении этого участка. Обход по верху не кажется простым и безопасным, наверняка потребуется организация перил и страховки.

Через 2 перехода по 45 мин. от моста заканчиваются травянистые склоны и выходим на осыпи (фото 5.16). Впереди отчетливо видна развилка долины и заход на лед. Фастагцете. Еще за 1 переход 50 мин подходим к краю осыпи перед выходом на лед.

Ледник закрыт снегом, надеваем кошки, связываемся. Подъем на ледник по крутому снежному склону, у левого борта долины, между бараньими лбами до первой пологой ступени, 40 мин (фото 5.16, 5.17). Отойдя от склона на безопасное расстояние устроили обед. Далее подъем вдоль левого борта. Через 30 мин хода ледник выполаживается. Лавируя между трещинами, пересекаем ледник к правому борту, на вторую ступень ледника. Оттуда снова прижимаемся влево и по мосту проходим большую трещину перед перевалом. (фото 5.19-5.20). После трещины вдоль скал слева поднимаемся на перемычку перевала. От выхода на ледник до седловины перевала Фастаг 4 перехода по 40-45 мин. Сняли записку группы туристов Чувашской респ. (г. Чебоксары) под руководством Львова Г.П. от 01.08.2020 г. Также обнаружили размокшую записку группы туристов ТК «Ратибор», г. Ставрополь под руководством Кривоногова В.Г. от 16.05.2022 г.

На седловине есть 2 организованные площадки для палаток, вода из снега, снежник выше по гребню. От площадки с перевальным туром траверсом уходим вправо 50м. и выходим на небольшой отрог, на котором, тоже есть 2 площадки под палатки и открывается вид на ледопад перед пер. Гельфгата.

Спуск на ледник тоже начинается с этого отрога. Площадки на отроге более укрыты чем те, что на перевале. 30-40 мин. занимаемся строительными работами по расчистке, укреплению и увеличению размеров под наши палатки. По описанию группы ночуют на леднике перед началом подъема, но визуально удобного и безопасного места с перевала мы не увидели. Да и проходя по леднику на следующий день, желания ночевать на леднике не возникло. Экономия по времени 40-50 минут хода.

Фото 5.13. Начало подъема по д.р. Фастаг

Фото 5.14. Прохождение прижима русла реки в д.р. Фастаг

Фото 5.15. Подход к лед. Фастагцете

Фото 5.16. Заход на лед. Фастагцете из д.р. Фастаг

Фото 5.17. Траектория подъема на пер. Фастаг по лед. Фастагцете

Фото 5.18. Обход трещин при подъеме по лед. Фастагцете

Фото 5.19. Заход на пер. Фастаг с лед. Фастагцете

Фото 5.20 Преодоление верхних трещин при подъеме на пер. Фастаг по лед. Фастагцете

Фото 5.21. Верхняя часть подъема на пер. Фастаг.

Фото 5.22. Группа на перевале Фастаг

Фото 5.23. Место ночевки на боковом отроге пер. Фастаг

29 июля (14 день) - пер. Фастаг - лед. Карайгом Зап. - пер. Гельфгата (через ледопад) - Караугомское плато (под пер. ХКТ)

6 км

+ 720

Подъем в 3.00, выход в 4.40. От места ночевки начинаем спускаться на западную ветвь лед. Караугом (в некоторых источниках лед. Ногкаугуллудори). Вначале по кулуару и далее по широкому склону по мелкой и средней осыпи крутизной до 40° подошли к началу ледника (фото 5.24-5.26). Одели кошки, связались, ледник большей частью закрыт снегом.

Фото 5.24. Спуск по осыпному кулуару с пер. Фастаг на лед. Караугом Зап.

Фото 5. 25. Спуск по осыпному склону с пер. Фастаг на лед. Караугом Зап.

Фото 5.26. Траектория спуска с пер. Фастаг на лед. Караугом Зап.

Перевал Гельфгата 3А, 3970 м.

От выхода на ледник за 1 час в связках поднялись к основанию ледопада (фото (6.4, 6.5). После привала начинаем подъем, вначале в связках, устанавливая промежуточные точки страховки. Двигаемся справа налево по полкам сохраняя общую траекторию подъема по левому краю ледопада (фото 6.6-6.8).

От широкого крутого желоба начинаем вешать перила (фото 6.9). Первый лезет с рюкзаком и двумя ледорубами. Средняя крутизна до 60-70. После 3-х веревок перил (фото 6.10-6.13) большой разлом, заваленный обломками льда. Ещё 2 верёвки крутизной до 60° с вертикальными стенками до 80-90°. Первый лез без рюкзака с двумя ледорубами (фото 6.13). Затем, вертикальная стенка около 15 м. до выполаживания и выхода на верхнюю ступень ледопада (фото 6.14).

11.00 выход на ледовые поля западной ветви лед. Караугом (фото 6.15). В связках двигаемся к центру ледника обходя многочисленные трещины. Затем прижавшись к левому по ходу борту ледника двигаемся до выхода осыпей, куда выходят по альтернативному маршруту подъема на пер Гельфгата, через ледовый кулуар слева перед ледопадом. На осыпях делаем обед.

После обеда двигаемся по направлению к понижению в хребте к северовостоку от г. Караугом (фото 6.17-6.19). Перевальный взлет до 40° крутизной. В 13.50 - вышли на седловину перевала Гельфгата Б. 3А. Сняли записку группы туристов Чувашской респ. (г. Чебоксары) под руководством Львова Г.П. от 01.08.2022 г.

Итого преодоление ледопада около 5 часов общего времени. От выхода из ледопада до седловины 2 хороших перехода по 45-50 мин.

На перевале характерное нагромождение больших камней. Ночевки возможны, но не очень удобны, лучше их делать на плато перед перевалом или уже спустившись на плато Караугом.

В 14.20 начали спуск с перевала. 4 веревки по раскисшему снегу. Крутизна склона до 40°, последний спускается на 3 такта (фото 6.21-6.23). Дальше движение в связках по закрытому ледники практически по прямой линии к западной части Караугомского плато под пер. Харьковского Клуба Туристов (ХКТ(2Б) (фото 6.23, 6.24). Один переход 50 минут. В 16.45 поставили лагерь на снегу, перед началом подъема на пер ХКТ(2Б). Воду топили из снега.

Рисунок 6.1. Линия фактического прохождения пер. Гельфгата по навигатору с лед. Караугом Зап.

Рисунок 6.2. Траектория фактического подъема на пер. Гельфгата с лед. Караугом Зап.

Рисунок 6.3. Траектория фактического спуска с пер. Гельфгата на Караугомское плато

Фото 6.4. Траектория подъема по ледопаду лед. Зап. Караугом под пер. Гельфгата

Фото 6.5. Путь подъема по ледопаду верхней ступени лед. Зап. Караугом под пер. Гельфгата

Фото 6.6. Начало подъема по ледопаду верхней ступени лед. Караугом Зап.

Фото 6.7. Провеска перил в средней части ледопада верхней ступени лед. Караугом Зап.

Фото 6.8. Движение в связках по нижней части ледопада верхней ступени лед. Караугом Зап.

Фото 6.9. Участок перил верхней части ледопада верхней ступени лед. Караугом Зап.

Фото 6.10. Подъем по перилам в ледопаде перед пер. Гельфгата

Фото 6.11 Станция в средней части подъема по ледопаду перед пер. Гельфгата

Фото 6.12. Подъем по перилам в ледопаде перед пер. Гельфгата

Фото 6.13. Ключевой участок перил ледопада верхней ступени лед. Караугом Зап.

Фото 6.14. Последний участок перил перед выходом на пологую часть ледопада верхней ступени лед. Караугом. Зап.

Фото 6.15. Выход на снежное плато лед. Караугом Зап. перед пер. Гельфгата

Фото 6.16. Вид на ледопад со средней части плато перед пер. Гельфгата

Фото 6.17. Путь подъема на седловину перевала Гельфгата с лед. Караугом Зап.

Фото 6.18. Выход на седловину пер. Гельфгата с лед. Караугом Зап.

Фото 6.19. Путь захода на пер. Гельфгата от место выхода из ледопада лед. Караугом Зап.

Фото 6.20. Группа на пер. Гельфгата

Фото 6.21. Маршрут спуска с пер. Гельфгата на Караугомское плато.

Фото 6.22. Спуск по перилам с пер. Гельфгата на Караугомское плато.

Фото 6.23. Траектория спуска с пер. Гельфгата на Караугомское плато.

Фото 6.24. Переход по Караугомскому плато от пер. Гельфгата к пер. ХКТ.

Перевал ХКТ 2Б, 3950 м.

30 июля (15 день) - Караугомское плато (под пер. ХКТ) - пер. ХКТ - плато под. Вер. Бивачная под пер. Фестивальный

5 км

+ 350

- 150

+ 320

Подъем в 4.00, выход в 6.00. От места ночевки 2 перехода по 35 минут, в связках по центру закрытого ледника до разломов (фото 7.4-7.6). Характерная широкая трещина забита снегом. От нее до перевала провесили 4 веревки косого траверса по снежному склону крутизной до 50°. Все станции и отбивки перил на ледорубах (фото 7.7-7.9). На перевал вышли в 9.00. Сняли записку группы туристов Чувашской респ. (г. Чебоксары) под руководством Львова Г.П. от 31.07.2020 г.

На спуске с перевала повесили 1 веревку перил (фото 7.11,7.12) и в связках спустились до пологой части плато, 25 мин. Далее в связках по Караугомскому плато на восток, по направлению к пер. Фестивальный под взлет на плато под вер. Бивачной, 45 мин (фото 7.13).

Рисунок 7.1. Линия фактического прохождения пер. ХКТ по навигатору

Рисунок 7.2. Траектория фактического подъема на пер. ХКТ с Востока.

Рисунок 7.3. Траектория фактического спуска с пер. ХКТ на Запад.

Фото 7.4. Маршрут подъема на пер. ХКТ от места ночевки.

Фото 7.5. Подход к перевальному взлету пер. ХКТ с Востока.

Фото 7.6. Подход к перевальному взлету пер. ХКТ с Востока.

Фото 7.7. Провешивание перил на перевальном взлете пер. ХКТ с Востока.

Фото 7.8. Маршрут подъема на пер. ХКТ с Востока, вид с перевала.

Фото 7.9. Выход на пер. ХКт с Востока.

Фото 7.10. Группа на пер. ХКТ

Фото 7.11. Начало спуска с пер. ХКТ на Запад.

Фото 7.12. Маршрут спуска с пер. ХКТ на Запад.

Фото 7.13. Пересечение части Караугомского плато от пер. ХКТ к пер. Фестивальный

Перевал Фестивальный 3А, 4390 м.

С Караугомского плато поднимаемся на перемычку между пиком Бивачный и пиком Краснофлотец. Вначале одновременно в связках около 100 м., затем по перилам 2 веревки по фирну и льду, в верхней части крутизной до 50° (фото 8.4-8.8). Далее движение вправо 300м, под взлет пер. Фестивальный. В 14.00 поставили лагерь и устроили обед (фото 8.9).

После обеда сходили на разведку на склон перевала в надежде повесить пару веревок перил. Склон - мягкий раскисший снег, без признаков тверди на вытянутую руку с ледорубом. Спустились сбоку, не ломая подъемные следы, чтобы с утра по ним же и подняться.

Рисунок 8.1. Линия фактического прохождения пер. Фестивальный по навигатору

Рисунок 8.2. Траектория фактического подъема на пер. Фестивальный со стороны Караугомского плато

Рисунок 8.3. Траектория фактического спуска с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.4. Траектория подъема на пер. Фестивальный от подножия пер. ХКТ.

Фото 8.5. Подъем на плато под вер. Бивачная у подножия пер. Фестивальный

Фото 8.6. Маршрут подъема на плато под пер. Фестивальный к месту ночевки

Фото 8.7. Провеска перил при подъеме на плато под пер. Фестивальный

Фото 8.8. Выход на плато под пер. Фестивальный.

Фото 8.9. Место ночевки под пер. Фестивальный со стороны Караугомского плато.

31 июля (16 день) - плато под. вер. Бивачная под пер. Фестивальный - пер. Фестивальный - лед. Цей Сев. - пер. Хицан - хижина Николаева

7 км

+ 250

- 1300

Подъем в 4.00, выход в 5.20. В связках по набитым с вчера следам подходим под взлет и далее метров 100-150 по склону крутизной 45-50° до окончания ступеней (фото 8.10). Крутизна склона немного увеличивается, начинаем вешать перила.

По прямой линии вешаем 5 веревок до седловины перевала (фото 8.10.1-8.12).

Все перила по середине отбиваем точкой страховки чтобы ускорить подъем группы. Последние 2 веревки можно было пройти в связках одновременно, но почти все ледорубы задействованы на станциях и промежутках. Подъем на седловину от места ночевки занял 2,5 часа. Сняли записку НИЯУ «МИФИ» под руководством Федина Михаила от 19.07.2022 г.

Тур высоко на скалах в левой части седловины, подъем к нему не простой и при определенных условиях, чтобы к нему добраться, может понадобится страховка.

На перевале дул сильный ветер, отдыхать не стали, начали спуск в 7.50.

С пологой седловины первый на отводных перилах приспустился метров на 10 до надежного льда на склоне и собрал станцию на бурах с одним бросовым (фото

8.14). 1-я веревка через ледовый желоб из натечного льда к выходу скал справа, нижняя станция на крючьях (фото 8.15).

2-я веревка косым дюльфером к скалам противоположного левого борта склона, станция на крючьях (фото 8.16).

3-я веревка обратно к правому борту на лед, станция на бурах (фото 8.16-8.17). 4-я веревка по льду вниз с выходом на скалы под левый борт, станция на рельефе (фото 8.18).

5-я веревка ровно вниз по скалам, станция на крючьях (фото 8.19-8.20). 6-я веревка со скал уходим право на снежный склон, станция на ледорубах (фото 8.21).

7-я веревка вертикально вниз по снежному склону (фото 8.21, 8.22).

Можно было повесить еще одну 8-ю веревку, но состояние склона позволило продолжить спуск в связках, пересекая забитый бергшрунд, до выполаживания ледника Цей Сев. и собраться все группой в безопасной зоне. Технически отработали без затруднений, все веревки сбросились с первого раза, со станций на ледорубах последний спускался на 3 такта с подстраховкой на промежутке. Весь спуск с перевала занял 4.30 мин, на пологом леднике были в 12.20.

Далее двигаемся по пологому леднику лавируя между трещин держась ближе к левому борту. (фото 8.22-8.24). За 2 перехода по 35 мин дошли до слияния с ветвью ледника, стекающего с пер. Уилпатинский Северный, где устроили обед. Оттуда пересекли нижнюю ступень ледника мимо моренного осыпного навала по центру и вдоль правого борта подошли к перевалу Хицан 1Б (фото 8.25). До середины подъема поднялись по снежнику и далее по средней и крупной осыпи вышли на перевал в 16.00 (фото 8.26). Сняли записку группы сборной Московской области под руководством Фефелова А.П. от 21.07.2022 г.

С перевала Хицан по тропе по широкому осыпному кулуару за 30 мин.

спустились к хижине Николаева перед лед Цей Юж. (фото 8.28, 8.29). В хижине мы были одни и провели отличный вечер. В хижине вода в бутылках наносная с ледника. Наутро наполнили все пустые емкости для следующих постояльцев.

Фото 8.10. Вид на Караугомское плато и место ночевки со склона пер. Фестивальный

Фото 8.10.1. Подъема на пер. Фестивальный со стороны Караугомского плато.

Фото 8.11. Начало подъема на пер. Фестивальный со стороны Караугомского плато.

Фото 8.12. Выход на пер. Фестивальный со стороны Караугомского плато

Фото 8.13. Группа на пер. Фестивальный

Фото 8.14. Начало спуска с пер. Фестивальный в сторону лед. Цей Сев.

Фото 8.15. 1-я веревка спуска с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.16. 2-я и 3-я веревки спуска с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.17. 3-я веревка на спуске с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.18 4-я веревка на спуске с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.19. 5-я веревка на спуске с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.20. 5-я веревка на спуске с пер. Фестивальный и вид на лед Цей Сев.

Фото 8.21. 6-я и 7-я веревки при спуске с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.22. 7-я веревка на спуске с пер. Фестивальный и начало спуска по лед. Цей Сев.

Фото 8.23. Маршрут спуска с пер. Фестивальный на лед. Цей Сев.

Фото 8.24. Траектория спуска по лед. Цей Сев. к пер. Хицан.

Фото 8.25. Спуск по лед. Цей Сев и подход к пер. Хицан

Фото 8.26. Маршрут подъема на пер. Хицан с лед. Цей Сев.

Фото 8.27. Группа на перевале Хицан.

Фото 8.28. Спуск с пер. Хицан к хижине Николаева и лед. Цей Юж.

Фото 8.29. Хижина Николаева и ледопад лед. Цей Юж

Перевал Ронкетти 2Б, 3870 м.

1 августа (17 день) - хижина Николаева - лед. Цей Юж. - пер. Ронкетти - лед. Мамиссон Вост.

7 км

+ 760

- 480

Подъем в 5.00, выход в 7.15. От хижины начинаем траверсировать склон в направлении ледопада мимо спуска с пер. Хицан, откуда спускались вчера. Приходится сбрасывать высоту, чтобы обойти скалы под ледопадом на уровне хижины. От скал снова начинаем набирать высоту и доходим до края осыпи перед выходом на ледник, 1 переход 45 мин (фото 9.4, 9.7).

В кошках и связках выходим на открытый ледник и поднимаемся вдоль правого по ходу движения борта, немного смещаясь к центру (фото 9.6). Выше ледник становится закрытым. Основные крупные трещины и разломы видны хорошо, более мелкие прикрыты снегом. Стараемся не рисковать, и обходим по надежным ледовым мостам. Периодически для подстраховки ставим промежуточные точки страховки на бурах.

Ближе к центру ледопада начинаются основные крупные трещины, которые идут одна за одной с узкими перемычками и обходятся в противоположных краях (фото 9.8-9.10). Ставя промежуточные точки, широкими галсами продолжаем подъем вверх. В верхней части снова прижимаемся в плотную к левому борту и поднимаемся на небольшую ледовую стеночку около 2х метров 60° без провески перил с попеременной подстраховкой. От нее смещаясь правее выходим на широкий снежный склон крутизной до 40°, пересекая который слева направо, выходим за перегиб на выполаживание верхней ступени ледопада (фото 9.10). Немного проходим вперед, обходя несколько трещин, и в безопасной зоне делаем привал. От выхода на лед до пологой части верхней ступени поднялись за 1.30 мин.

Далее обходя закрытые трещины по широкому, почти ровному плато верхней ступени лед. Цей Юж. подходим под взлет пер. Ронкетти, 35 мин (фото 9.11,9.13).

Делаем привал и отправляем боевую связку на провеску перил (фото 9.14). Под мост через бергшрунд справа подходим одновременно в связках. От моста начинаем вешать перила. В общей сложности 3 веревки по снежному склону крутизной до 60°, все станции на ледорубах (фото 9.13-9.16).

В 14.00 вышли на седловину перевала и устроили обед. Сняли записку МФТИ г. Долгопрудный под руководством Вишнякова Е.А. от 22.07.2021 г. Седловина широка, есть мульда, прям возле тура 2-3 организованные площадки под палатки. В камнях нашли ручеек.

В 15.10 начали спуск с перевала. Проходим траверсом влево 100 м. (фото 9.18,9.19), поднявшись на небольшое возвышение в гребне, и спускаемся в широкий снежный кулуар, крутизна до 40° в верхней части (9.20). Под слоем снега лед, одеваем кошки. Спускаемся по снегу сбрасываем 100 м высоты пересекаем кулуар не левый борт и выходим на мелкую живую осыпь (фото 9.20). Идем плотной группой, чтобы не сбросить камни на впереди идущих (фото 9.21). Выходим на пологий ледник Зап. Мамиссон (фото 9.22). Огибаем скальный гребень слева и подходим к небольшому озеру между ледниками З. и В. Мамиссон с видом на пер. Зарамаг. Юж. (фото 9.23). В этом месте останавливаемся на ночевку в 16.20. Спуск с седловины перевала до места ночевку у озера занял 1.10 мин.

Рисунок 9.1. Линия фактического прохождения пер. Ронкетти по навигатору

Рисунок 9.2. Траектория фактического подъема на пер. Ронкетти со стороны лед. Цей Юж.

Рисунок 9.3. Траектория фактического спуска с пер. Ронкетти на лед. Мамиссон Вост.

Фото 9.4. Траектория подъема по ледопаду лед. Цей Юж. к пер. Ронкетти

Фото 9.5. Траектория движения по центральной части ледопада лед. Цей Юж.

Фото 9.6 Движение в связках по ледопаду лед. Цей Юж.

Фото 9.7. Заход на ледопад лед. Цей Юж. от хижины Николаева

Фото 9.8. Обход трещин в ледопаде лед. Цей Юж.

Фото 9.9. Обход трещин в ледопаде лед. Цей Юж.

Фото 9.10. Взлет к верхней ступени ледопада на лед. Цей Юж.

Фото 9.11. Подход к пер. Ронкетти по лед. Цей Юж.

Фото 9.12. Перевал Фрешфильда (3А)

Фото 9.13. Маршрут подъема на пер. Ронкетти с лед. Цей Юж.

Фото 9.14. Прохождение бергшрунда при подъеме на пер. Ронкетти с лед. Цей Юж.

Фото 9.15. Подъем по перилам на пер. Ронкетти (2Б)

Фото 9.16. Выход на седловину пер. Цей Юж. со стороны лед. Цей Юж.

Фото 9.17. Группа на пер. Ронкетти

Фото 9.18. Начало спуска с пер. Ронкетти на лед. Мамиссон Вост.

Фото 9.19. Начало спуска с пер. Ронкетти на лед. Мамиссон Вост.

Фото 9.20. Спуск с пер. Ронкетти на лед Мамиссон Вост. К месту ночевки

Фото 9.21. Спуск по осыпным склонам с пер. Ронкетти на лед. Мамиссон Вост.

Фото 9.22. Вид с нижней части ле. Мамиссон Вост. на спуск с пер. Ронкетти.

Фото 9.23. Место ночевки возле озерца на спуске с пер. Ронкетти и вид на пер. Зарамаг Юж.

Перевал Зарамаг Южный 2А, 3760 м.

2 августа (18 день) - лед. Мамиссон Вост. - пер. Зарамаг Юж. 2А (3769 м.) - лед. Зарамаг - д.р. Зарамаг

15 км

+ 760

- 480

Подъем в 5.00, выход в 6.30. От места ночевки мимо озера по слабо выраженной тропе, траверсируем склон по разрушенным скалам и осыпям в направлении лед. Мамиссон Вост. (фото 9.23). Через 200-250 метров склон переходит на крутой и твердый конгломерат с проступающими участками льда (фото 10.4).

Двигаться без сброса высоты становится очень трудно, решаем обойти по низу и начинаем спускаться по небольшим промоинам и гребням конгломерата. Продолжаем траверсировать склон, по средней осыпи выходим на пологий ледник Вост. Мамиссон (фото 10.5,10.6).

Одеваем кошки, связываемся. Проходим нижнюю ступень ледника до осыпей, по ним, не снимая кошек, переходим на снежник справа и по нему поднимаемся на верхнюю ступень ледника и подходим под перевальный взлет пер. Зарамаг Юж. (фото 10.6-10.8). От места ночевки под перевал дошли за 3 перехода по 45 мин.

Далее по широкому снежному слону поднимаемся на снежник между двух осыпных гребней, проходим до его середины и уходим на осыпной гребень слева. Пересекаем гребень с плавным набором высоты и выходим на широкий снежник, выводящий на перевал. Пересекаем его, двигаясь к левому краю и по снегу крутизной до 50° поднимаемся на перевал (фото 10.8-10.10).

Седловина - широкое поле крупной осыпи. Есть выровненные места под палатки со стороны лед. Зарамаг. Перевальный взлет прошли за 1.10 мин. Сняли записку группы туристов ТК Вестра, под руководством Виданова В.Л., прохождение 14.08.2020 г. На перевале делаем короткий привал и начинаем спуск.

Пересекаем перевальную седловину и по короткому участку крупной осыпи до 30° выходим на пологий лед. Зарамаг (фото 10.11, 10.13). В связках и кошках двигаемся ближе к его левому борту, весь ледник закрыт снегом (фото 10.12). Русло ледника заворачивает вправо, начинается открытый лед, покрытый камнями. Смещаемся к левому борту и выходим на склон средней осыпи, снимаем кошки и бухтуем веревки (фото 10.14).

Далее двигаемся по осыпи левого борта. Бараньи лбы обходим слева и выходим на развилку долины под вер. Адайхох, между ледником Зарамаг и ледником под пер. Сказский (фото 10.15, 10.16). Оттуда траверсируем склон влево выше ручья. Далее за час сбрасываем около 500 м высоты. Вначале по травянистоосыпному гребню, ограничивающему долину ручья слева, а потом по травянистому склону левее и выходим в пологую долину р. Зарамаг. Прижимаемся к руслу реки, где можно организовать комфортную ночевку, и делаем большой привал. От пер. Зарамаг Юж. до пололгой части долины дошли за 4 перехода по 45 мин.

После привала идем по левому борту долины невысоко над рекой, по овечьим тропам (фото 10.18). Затем появляется хорошая тропа. В устье первого левого притока стоит кош. Через приток чуть выше слияния полуразрушенный мостик. От коша идет грунтовая дорога до самого поселка Зарамаг Ниж. По ней за 2 перехода по 40 мин подходим к краю поселка и возле большого новой постройки навеса со столами в 18.40 становимся на ночевку. Вода в организованном роднике не доходя 100 м. до навеса.

Появляется сотовая связь, дозваниваемся водителю заказного транспорта и вызываем его на утро следующего дня.

Рисунок 10.1. Линия фактического прохождения пер. Зарамаг Юж. по навигатору.

Рисунок 10.2. Траектория фактического подъема на пер. Зарамаг Юж. со стороны лед. Мамиссон Вост.

Рисунок 10.3. Траектория фактического спуска с пер. Зарамаг Юж. в сторону д.р. Зарамаг

Фото 10.4. Траверс по разрушенным скалам и осыпям от места ночевки в направлении пер. Зарамаг Юж.

Фото 10.5. Подход к лед. Мамиссон Вост. на подъеме к пер. Зарамаг Юж.

Фото 10.6. Траектория подъема на пер. Зарамаг Юж. с лед. Мамиссон Вост.

Фото 10.7 Выход на верхнюю ступень лед. Мамиссон Вост.

Фото 10.8. Маршрут подъема на пер. Зарамаг Юж. с лед. Мамиссон Вост.

Фото 10.9. Маршрут подъема на пер. Зарамаг Юж. с лед. Мамиссон Вост.

Фото 10.10. Перевальный взлет пер. Зарамаг Юж. со стороны лед. Мамиссон Вост.

Фото 10.11 Спуск с пер. Зарамаг Юж. на лед Зарамаг.

Фото 10.12. Путь спуска по лед. Зарамаг

Фото 10.13. Спуск с пер. Зарамаг Юж. на лед. Зарамаг

Фото 10.14. Спуск по нижней части лед. Зарамаг

Фото 10.15. Спуск на пологую часть д.р. Зарамаг на спуске с пер. Зарамг Юж.

Фото 10.16. Маршрут спуск в д.р. Зарамаг с лед. Зарамаг и вид на вер. Адайхох

Фото 10.17. Спуск по д.р. Зарамаг

Фото 10.18. Спуск по д.р. Зарамаг

Фото 10.19. Спуск по д.р. Зарамаг

3 августа (19 день) - д.р. Зарамаг - пос. Ниж. Зарамаг - пос. Верх. Зарамаг

3 км

- 140

Подъем в 7.00, выход в 9.00. От большого навеса перед поселком продолжили спуск по дороге, пересекли поселок Зарамаг Ниж. И вышли к погранзаставе. Там встретили дорожных рабочих и узнали, что тоннель ведущий в обход водохранилища закрыт на ремонт и заезд/выезд через понтонный мост из пос. Зарамаг Верх. Заказная газель могла не подняться по склону от моста в обратном направлении и нам пришлось выйти на трассу своим ходом.

На заказном транспорте доехали в г. Армавир, оттуда 5 человек на личном транспорте отправились в Краснодар, а одна участница на поезде отправилась в Ростов-на-Дону.

Фото 10.20. Навес возле места ночевки перед пос. Ниж. Зарамаг

Фото 10.21. Поселок Нижний Зарамаг

Фото 10.22. Зарамагское водохранилище

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группе удалось пройти маршрут 5 к.с. К сожалению, удалось набрать только минимальный набор определяющих препятствий и немного недобрали километраж, по ряду объективных обстоятельств.

Непогода на первом этапе. Сильные ежедневные туманы и осадки не дали преодолеть ни одно определяющие препятствия по заявленному варианту. Так, не удалось подняться на вер. Сугантау в связке с пер. 50 лет ВЛКСМ (2Б) и на вер.

Нахашбита Гл. в связке с пер. Нахашбита (2Б). При этом были затрачены запасные дни.

Недомогания по состоянию здоровья одного участника на первом этапе. Изза этого был органичен темп движения и пришлось использовать запасные варианты на не определяющих участках. Так из-за выраженных признаков гонной болезни пришлось заменить перевал Туяла Юж. (2А) на пер. Туяла Сев. (1Б). Из-за общей слабости и симптомов простуды заменить пер. Белаг Центральный (2А) на пер. Кедрина (2А).

Сход опытного участника после первого этапа из-за болезни. С учетом запланированного схода двух участников, группа осталась в минимальном составе 6 человек, из которых двое 30-процентники и трое с первым опытом участия в походе 5 к.с.

При этом мы осознавали риски, закладывая на первом этапе сложносоставные препятствия. Но так хотелось подняться на вершины Суганского хребта. И при удачном стечении обстоятельств получился бы достойный набор определяющих препятствий. При планировании маршрута мы руководствовались не только формальными критериями категории сложности, но и собственными представлениями о выборе препятствий и интересе в изучении района.

От прохождения пер. Фрешфильда (3А) отказались из-за отсутствия описаний и информации о свежих его прохождениях. Совокупного опыта группы было недостаточно, чтобы проходить определяющее препятствие в режиме первопрохода. При этом перевал выглядел неприветливо - следы падающих камней по всему периметру подъема, крутые разрушенные скалы, без очевидной траектории подъема.

Категория сложности перевалов.

С 2020 г. был пересмотрен классификатор горных перевалов и пер. 50 лет ВЛКСМ и пер. Нахашбита были понижены в категории сложности с 3А до 2Б. Именно из-за этого было заложено прохождение этих перевалов в связках с вершинами. При этом в сравнении с другими перевалами трудно оценить объективность этих изменений. Например, перевал 50 лет ВЛКСМ и пер. Доппах так же были пройдены участниками группы в 2018 г. В оба года на 50 лет ВЛКСМ было повешено 4 веревки на подъем и 3 на спуск. На пер. Доппах со стороны лед. Нахашбита в 2018 г. мы поднялись без перил, и повесили 3 веревки на спуск в общей сложности. Но пер. Доппах остался в классификаторе как 3А, а 50 лет ВЛКСМ понизили до 2Б. Мы же считаем эти препятствия примерно одной категории сложности. И если речь идет о понижении, то и пер. Доппах должен быть понижен в категории.

В сравнении с перевалами в рамках пройденного похода. Нами пройдены перевалы ХКТ 2Б и пер. Ронкетти 2Б. Оба они существенно легче в прохождении чем пер. 50 лет ВЛКСМ 2Б и пер. Нахашбита 2Б, как по количеству организованных перил на спуск и подъем, так и объективно в целом по уровню технической работы и напряженности.

В тоже время, пройденные пер. Гельфгата 3А и пер. Фестивальный 3А можно считать в технической части сложнее чем пер. 50 лет ВЛКСМ 2Б и пер. Нахашбита 2Б. На пер. Гельфгата это 1,5 веревки перил в верхней части ледопада, где первому пришлось лезть без рюкзака с двумя ледорубами. В остальном же пер. Гельфгата 3А соответствует пер. 50 лет ВЛКСМ 2Б и пер. Нахашбита 2Б. При прохождении пер. Фестивальный 3А, технически сложнее можно считать спуск на лед. Цей Сев. Это 78 веревок по разным формам рельефа (лед, разрушенные скалы, снег). Но разница только в количестве веревок. Технически, организация перил на спуске с пер. Нахашбита 2Б ничем не проще, только их там 4.

И еще для сравнения. Пер. Уилпатинский Сев. в классификаторе остался 3А к.с. Имея опыт его прохождения 2 раза в 2012 и 2018 гг. считаем его полностью соответствующим техническому набору и по количеству организованных перил пер. 50 лет ВЛКСМ 2Б и пер. Нахашбита 2Б.

Вопрос не в конкретных перевалах в нашем походе, а в объективности и однообразии классификации. Особенно сейчас, в период упадка горного туризма как дисциплины, по крайней мере походов средних и высоких категорий сложности. Даже популярные и хорошо изученные перевалы проходятся с большим перерывом, раз в несколько лет. При этом восприятие и интерпретация прохождения перевала конкретной группой может быть сильно субъективной. В связи с этим, и изменения в классификаторе должны вноситься осторожно и взвешенно. И было бы хорошо и полезно для дисциплины, если бы при изменении категории трудности препятствия, широкая общественность могла ознакомиться с материалами и основаниями для этого изменения.

ПЕРЕВАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ

Записка 9. Пер. Фестивальный

Записка 10. Пер. Хицан

Записка 11. Пер. Ронкетти

Записка 12. Пер. Зарамаг Юж.