Автор: Алена Румшинская, г.Москва

Отчет о спортивном походе 2 к.с. проведенном в районе З. Кавказа (Архыз) с 01 по 15 августа 2020 года. Часть 2

День 9. 09.08.2020. оз. Лазурное - оз. Кяфар - пер. Мылгвал 1А - пер. Агур 1А - оз. Турье Схема дня 9:

Утром девятого дня Юля встала слегка отекшая и с температурой. Больше никаких симптомов не было. Забегая вперед, температура продержалась день и потом бесследно прошла, мы расценили этот эпизод как переутомление, хотя может это было что-то другое. Решено было в этот день не лосить и дать Юле отдохнуть. Полностью разгружаем ее на этот день.

В 7:58 вышли из лагеря. Леша и Даша собрались быстрее других и ушли на восточный (более пологий) берег озера купаться. От оз. Лазурное к оз. Кяфар идет тропа, но мы ее не нашли и спускались севернее нее, слева (по ходу) от ручья, тогда как тропа была справа (фото 9.1). Спуск без тропы по высокой скользкой траве, местами с рододендронами, малоприятен, а в мокрую погоду еще и опасен, здесь не рекомендуем повторять нашу ошибку, а идти по тропе.

К оз. Кяфар от оз. Лазурного спустились за 54 мин ЧХВ. Подозреваем, что по тропе было бы быстрее, а, главное, гораздо приятнее. На оз. Кяфар решено отдохнуть, дать Юле (которая попрежнему не очень хорошо себя чувствует) поспать. Два часа отдыхаем на озере, Юля спит, мы пьем чай. Купаться не хочется, т.к. ветрено. В озере у берега лежит труп жеребенка. Здесь можно прогуляться вверх по ручью, впадающему в Кяфар, метров 300, там видно, как ручей вытекает из склона. Поднявшись к оз. Провальное мы видим, что озеро утекает в провал, полагаем, что здесь, у оз. Кяфар, выход этого ручья на поверхность, т.к. на склоне он больше нигде не появляется. К оз. Провальное левым бортом долины идет тропа (фото 9.2).

Оз. Провальное интересно тем, что стекает в практически вертикальный провал в земле (фото 9.3). Здесь мы фотографируемся и отдыхаем, общаемся с группой, идущей нам навстречу. Подъем к пер. Мылгвал по тропе, которая продолжает идти левым бортом долины (фото 9.3).

С этого участка тропы хорошо просматривается пусть спуска с пер. 17 Южный к оз. Лазурное и дальше к оз. Кяфар (фото 9.4).

На подъеме к пер. Мылгвал мы проходим еще одно озеро (Подскальное, оно же Мылгвал, в зависимости от карты, фото 9.5). В этом озере купаемся. Дальше на перевал ведут две тропы с двух сторон от озера: правая идет траверсом по осыпи практически над самым озером и поднимается выше уже на том берегу, левая тропа сразу поднимается выше и проходит высоко над озером, т.к. этот берег скальный и круче. Мы идем по левой тропе по осыпи (фото 9.5). На дальней стороне озера тропа забирается вверх между разрушенными скалами (фото 9.6), она хорошо читается и отмаркирована краской на камнях, сложно потеряться

Если вы не хотите посещать оз. Кяфар, то можно пройти на пер. Мылгвал с оз. Лазурного проще: по верхней траверсной тропе, почти без потери высоты (есть на картах OSM). Но мы хотели посетить оз. Кяфар, а также решили спуститься пониже, чтобы дать Юле отдохнуть, так что выбрали путь через низ.

Путь на пер. Мылгвал с оз. Кяфар занял у нас 1:32 ЧХВ (2:11 ГХВ, включая фотосессию около провала на оз. Провальное). С пер. Мылгвал на пер. Агур напрямую ведет тропа. Но мы решили спуститься к оз. Продольное (2753) и там пообедать (фото 9.8). Этот спуск проходит по необычному «лунному» пейзажу - по конгломерату с воронками, мы не пожалели, что пошли здесь. В полноводный сезон на оз. Продольное есть плоский островок, на который можно попасть вброд, и мы хотели заобедать на нем. Но когда подошли к озеру, выяснилось, что, как и во многих других озерах в этом сезоне, уровень воды резко упал и никакого острова нет Потому как он теперь часть берега. Спуск с пер. Мылгвал к озеру занял 13минут.

После обеда вышли к пер. Агур (фото 9.7). Подъем до тропы по некрутому травянистоосыпному склону и дальше по тропе на перевал занял 34 минуты.

С перевала Агур руководитель с двумя участниками сбегали на пер. Федосеева (3 мин в одну сторону) за сотовой связью и отослали смс координатору и члену МКК. Здесь у нас впервые за поход была сотовая связь. Спуск с пер. Агур к оз. Турье проходит по тропе, которая, однако, периодически теряется (фото 9.9), занял у группы 46 минут.

На оз. Турье встали на ночевку на южном берегу (фото 9.10). Еще на озере есть места под ночевки на западном и северном берегах, они ближе к озеру, больше по площади и более мягкие, но нам на следующий день на восток на пер. Турий и уходить на другой берег озера нецелесообразно.

День 10. 10.08.2020. оз. Турье - пер. Турий (1Б) - траверс хребта Абишира-Ахуба от пер. Грозовой до пер. Баритовый (1Б) - пос. Архыз Схема дня 10:

По изначальному плану сегодня собирались пройти пер. Турий, траверс хребта от пер. Грозовой до пер. Кяфарский Малый и заночевать под ним на оз. 2591. А спуск в пос. Архыз планировался на следующий день. Но на пер. Федосеева накануне мы посмотрели прогноз погоды, по которому в первой половине дня 11 августа планировалось какое-то огромное количество осадков с грозами, и решено было попробовать спуститься в пос. Архыз вечером 10го дня.

Вышли в 7:40. От базового лагеря по крупной осыпи выдвинулись к пер. Турий (фото 10.1).

«Ключ» подъема на пер. Турий в нижней его части - узкий проход между скалами по осыпи и разрушенным скалам (фото 10.2, 10.3, 10.3а). Здесь камнеопасно, движение плотной группой или по очереди.

Склон в кулуаре между скал довольно крутой, местами надо пролезть два движения по разрушенным скалам (фото 10.3 и 10.3а)

После выхода из кулуара поворачиваем на юг, дальнейший подъем на перевал по не крутой осыпи с небольшими снежниками (фото 10.4, 10.5). Подъем на пер. Турий от оз. Турье 1:05 ЧХВ.

Спуск с пер. Турий на юго-восток по некрутому травянисто-осыпному склону (фото 10.6). Из цирка пер. Турий, Турий ложный и Динника спускаемся по некрутому осыпному склону вниз по долине в сторону пер. Московский (фото 10.7).

Спускаемся до маленького озерка под пер. Московский (рядом с отметкой 2613 на карте ГГЦ, фото 10.8). Отсюда чтобы попасть в цирк пер. Грозовой можно идти через пер. Московский, а можно по тропе через перемычку (см фото 10.8), как мы и пошли. От озера поднимаемся по не крутому травянистому склону, постепенно переходящему в осыпной. Здесь камнеопасно, надо следить, чтобы участники не насыпали друг на друга. После подъема выше пояса скал уходим налево на перемычку. Важно не уйти влево раньше времени, чтобы не оказаться слишком близко к обрыву, а то, если сорваться, то лететь довольно далеко. Далее траверсом над скалами уходим по тропе (фото 10.9).

С перемычки спускаемся к оз. 2609 в цирке пер. Грозовой (фото 10.10 и 10.11). Путь от пер. Турий до озера под пер. Грозовой занял 1:35 ЧХВ.

На фото 10.12 хорошо просматривается наш путь из цирка пер. Турий в цирк пер. Грозовой через перемычку над скалами.

От озера 2609 по достаточно крутому травянисто-осыпному склону поднимаемся на пер. Грозовой (фото 10.10 и 10.13). Склон крутой, привал здесь толком не сделаешь, поэтому поднимаемся без привалов за 43 мин. Погода портится, на перевале мы уже в облаках, начинает накрапывать.

Перевал Грозовой не зря так называется. Как только мы вылезаем на него, спускается облачность и начинает накрапывать дождь, мы идем в облаке. Далее фотографии траверса хребта Абишира-Ахуба (10.14 и 10.15) взяты из другого нашего похода по тому же району, т.к. наши фотографии этого года в облаке малоинформативны. Траверс хребта не сложен в хорошую погоду с нормальной видимостью (фото 10.14). Гребень достаточно широкий и пологий, местами нужно обойти выходы скал. Вер. Пионеров обходится с юга. Но в грозу движение по гребню опасно. А в облаках с плохой видимостью сложно понять, где вообще хребет и как здесь идти.

Шли по GPS, как только начинало грохотать, спускались с гребня и шли траверсом склона. На подходе к пер. Архыз погода совсем испортилась, гром и молнии были где-то совсем рядом, пошел крупный град. Решено было быстро спуститься с гребня на север и на ближайшем выполаживании мы поставили палатку-трешку, забились туда все вместе и пережидали это безобразие в течение 50 минут. Путь от пер. Грозовой до пер. Архыз прошли за 52 мин.

Как только перестало сыпать градом и громыхать, собрали палатку, вышли обратно на гребень и пошли траверсом с пер. Архыз на пер. Баритовый (фото 10.16 и 10.17). По дороге нас таки засыпало опять градом, но хотя бы не было грозы рядом.

Спускаемся с пер. Баритовый по травянистому склону, траверсируя влево к характерному пупырю, от которого начинается хорошая спусковая тропа (фото 10.18). На склоне множество траверсирующих его скототроп, двигались по ним, периодически сбрасывая высоту от тропы к тропе. На характерном пупыре есть места под ночевки (фото 10.18). Справа по ходу от пупыря по ложбине идет хорошая спусковая тропа к водопаду Баритовый. После спуска с пупыря тропа выходит на локальное выполаживание с высокой травой (лопухами), здесь также есть места под стоянку и родник (правда в мокрую погоду тут очень грязно). На OSM здесь обозначен «старый кош». Ниже тропа выводит к Баритовому водопаду, у водопада переходит на левый берег реки и этим берегом спускается в пос. Архыз. Спуск с пер. Архыз через пер. Баритовый в пос. Архыз занял у группы 2:25 ЧХВ и, надо сказать, группа за этот день слегка подустала. Спустились в пос. Архыз в 17:09. Пришли в отель Алина, в котором у нас лежала заброска на вторую часть маршрута. Выяснилось, что здесь есть свободные номера, и решено было заночевать у них, просушить промокшие вещи.

День 11. 11.08.2020. пос. Архыз - кош на р. Малая Дукка - пер. Надозерный 1А

Схема дня 11:

Вторая часть нашего маршрута проходила по хр. Аркасара. Из пос. Архыз на буханке доехали до верхнего коша на р. Малая Дукка. Выехали в 12 часов, в 12:45 были у коша. До поворота на Малую Дукку идет асфальт и можно доехать на любом транспорте, а вот чтобы доехать до коша нужна буханка (хотя мы видели у слияния Дукки и Малой Дукки легковушки). В 12:45 вышли по тропе в сторону западных дуккинских озер (оз. Рыбка и Аркасарское). Тропа здесь хорошо натоптанная, т.к. здесь проходит радиальный туристический маршрут от коша до озер и обратно. По тропе в обе стороны движется приличное количество «матрасных» туристов, приехавших сюда на один день.

Долина в верховьях реки Малая Дукка чрезвычайно живописна, с небольшими кривыми березками и цветами по берегам (фото 11.1). Получили огромное удовольствие от прогулки по этой тропе, несмотря на большое количество народа. В какой-то момент тропа разветвляется на западную и восточную, идущие соответственно к западным и восточным Дуккинским озерам. Мы идем направо, по западной. Уже на подходе к оз. Рыбка налево уходит еще одна тропа к восточному озеру, траверсирующая локальный пупырь. От коша к оз. Рыбка доходим за 1:12 ЧХВ. Здесь нас начинает поливать достаточно сильным дождем. На камне у озера мы находим свернувшегося клубочком закутанного во влагозащитный плащ ребенка, который, как выясняется, ждет здесь родителей. Убедившись, что за ребенком пришли, и подождав отставших участников продолжаем движение к оз. Аркасарское (фото 11.2). Тропа обходит озеро справа (с севера), но мы почему-то обходим его с другой стороны. Здесь тропы нет, прыгаем по средней и крупного размера осыпи. На фото 11.2 показано как идет тропа.

Мест под ночевки на оз. Аркасарское мы не видели. На вост. берегу оз. Рыбка есть ровное место под две палатки.

У оз. Аркасарское выходим на тропу и поднимаемся по ней на пер. Надозерный (фото 11.2-11.4). Тропа хорошо читается, сначала поднимается к скалам, затем уходит траверсом под скалами налево, потом опять вверх и траверсом вправо уже на сам перевал (фото 11.2).

От оз. Рыбка на пер. Надозерный поднялись за 1:09 ЧХВ. Прямо на перевале есть места под ночевки и пара небольших озер, в которых можно набрать воду. Ночуем здесь.

День 12. 12.08.2020. Пер. Надозерный - траверс хребта Аркасара от пер. Дукка Малый до пер. Дукка 1А - оз. Семицвентое - оз. 2832 - радиально пер. Аюлю-пер. Темир-Кулак-вер. Темир-Кулак (1А)

Схема дня 12:

Вышли с пер. Надозерный в 7:46. С перевала поднимаемся направо по склону в сторону западного цирка пер. Дукка Малый, склон сначала травянистый (фото 12.1), затем осыпной (фото 12.2). После выхода на осыпь идем по кулуару, затем вылезаем направо на пупырь, который является западным берегом небольшого озера (фото 12.3). В озере набираем воды, т.к. далее до оз. Семицветное воды не планируется.

Озеро в вост. цирке пер. Дукка Малый обходим по правому берегу и затем поворачиваем налево (фото 12.3 и 12.5) и по некрутой осыпи выходим на перевал (фото 12.4).

Путь с пер. Надозерный на пер. Дукка Малый занял у группы 1:05 ЧХВ. На перевале отдыхаем, далее наш путь лежит по хребту на юго-восток (фото 12.6).

Западная сторона склона хребта Аркасара представляет собой в основном травянистый склон с редкими выходами скал и осыпи. Восточная сторона хребта скальная. Траверс идем по западному склону чуть ниже хребта (фото 12.7 и 12.8).

В районе вер. 2860 склон пересекает ее юго-западный отрог со скальными выходами, который легко проходится по перемычке - фото 12.10.

После скального отрога в районе следующего понижения в хребте выходим на сам хребет, поднимаемся на вер. 2773 и с нее спускаемся на пер. Дукка н/к (фото 12.11 и 12.12).

Траверс с пер. Дукка Мал. до пер. Дукка прошли за 1:47 ЧХВ. Спуск с пер. Дукка на запад к оз. Семицветное по хорошо читаемой тропе (фото 12.13 и 12.14).

С пер. Дукка основная тропа спускается вниз в д.р. Большая Дукка. Примерно в 200м по высоте ниже перевала с основной тропы направо к оз. Семицветное уходит траверсная тропа (фото 12.14), которая проходит сначала по осыпи, затем по травянистому склону между скальных выходов. По долине р. Большая Дукка поднимается большое количество туристов, которые идут на оз. Семицветное радиально одним днем. Их толпы хорошо видно с тропы. На оз. Семицветное тоже довольно много народу. Путь от пер. Дукка до оз. Семицветное занял 42 мин ЧХВ. Здесь на его восточном берегу на ровных площадках сделали обед. При желании здесь можно встать на ночевку, хотя людно и мест под палатку немного (либо рододендроны, либо неровно). Больше места под лагерь есть выше по тропе в ст. пер. Аюлю на следующем озере (2606).

После обеда в 14:13 выходим в ст. пер. Аюлю. От озера на перевал ведет тропа, пока склон травянистый хорошо читаемая (фото 12.15). После двух маленьких верхних озер, из которых берет начало р. Большая Дукка, тропа выходит на среднего размера осыпь и здесь тропы как таковой нет, есть туры, они практически повсюду. До озер под пер. Аюлю прыгаем по этой осыпи, погода портится, идет не сильный дождь. Камни скользкие, скорость движения небольшая. До оз. Аюлю доходим за 1:32 ЧХВ. Оз. 2832 обходим с востока и встаем на пологих площадках на его западном берегу под пер. Аюлю в 15:52. Поскольку времени еще много и силы есть, решено совершить сегодня радиальное восхождение на вер. Темир-Кулак, т.к. есть подозрение, что завтра ввиду грандиозности планов до нее очередь может и не дойти. Облачность то накрывает лагерь, то ее уносит ветром, в т.ч. с вершины. В 16:42 выходим в ст. вер. Темир-Кулак.

На фото 12.16, сделанном на следующий день с вер. Большая Дукка, хорошо прослеживается наш путь с момента выхода на хребет Аркасара на пер. Дукка Мал. и далее траверс хребта до пер. Дукка, спуск к оз. Семицветное и почти весь подъем до места ночевки под пер. Аюлю.

От оз. Аюлю идем на север в сторону пер. Темир-Кулак, сначала по пологому широкому склону без тропы, а затем на коротком более крутом осыпном перевальном взлете по тропе (фото 12.17 и 12.18). Доходим до перевала за 28 минут.

С перевала Темир-Кулак на вершину идем по гребню (фото 12.20). Гребень не крутой, осыпной. Периодически нас накрывает облаком, стараемся не растягиваться, чтобы не потеряться в тумане. С перевала до вершины доходим за 26 минут (фото 12.19). С вершины сквозь облака дают периодически восхитительные виды на вершину София. Спуск с вершины обратно к месту ночевки занял 30 мин ЧХВ.

День 13. 13.08.2020. Пер. Олений 1А - пер. Дуккабаши н/к - вер. Большая Дукка - пер. 1А п/п - пер. Раздельный 1А - пер. Аюлю 1А

Схема дня 13:

13 день полностью радиальный. Выходим из лагеря в 7:30 в сторону пер. Олений. Подъем на перевал по осыпному склону (фото 13.1, 13.2), за 27 минут поднимаемся на перевал.

Спуск с пер. Олений по осыпному склону (фото 13.3 и 13.4), после спуска поворачиваем направо в цирк пер. Дуккабаши, поднимаемся наверх по долинке.

Подъем на пер. Дуккабаши в лоб представляет из себя крутой, камнеопасный конгламератный склон с выходами разрушенных скал и выглядит малопривлекательно. Решено подниматься по правому склону долины траверсом, на седловинку северо-западнее перевала (фото 13.6 и 13.7). Подъем по крутой осыпи, из-под ног летают камни, идем плотной группой. По нашим представлениям перевал не соответствует категории н/к и по факту прохождения 1А.

Кроме того, подъем в лоб на пер. Дуккабаши кажется опасным и не логичным, в верхней его части явно необходимо вешать веревку по разрушенным скалам, без веревки здесь не подняться даже без рюкзаков. Поэтому пройденная нами седловина кажется логичнее указанной на карте (фото 13.9).

Путь от пер. Олений до седловины рядом с пер. Дуккабаши занял 1:05 ЧХВ. Немного отдохнув, начинаем подъем на вер. Большая Дукка по ее юго-восточному гребню. Гребень представляет собой осыпной склон с небольшими скальными выходами, которые легко обходятся (фото 13.10). Путь с перевала до вершины занял 21 минуту (фото 13.11).

В 10:10 начинаем спуск с вер. Большая Дукка (фото 13.12). По ЮВ ребру спускаемся обратно на седловину перевала, чуть не доходя пер. Дуккабаши спускаемся по крутому осыпному и травянистому склонам на юг и по пологой полке переходим в небольшой цирк на юго-востоке от пер. Дуккабаши (фото 13.13). Здесь мы собираемся вылезти на хребет Аркасара.

Пройденных перевалов в этом цирке нет. Изначально мы собирались выйти на хребет правее, ближе к вершине 2991, там, где на фото 13.13. остатки ледника. Но в реальности нам этот перевал не понравился, и решено было вылезать на локальную вер. 3040. Наш путь подъема по осыпи (местами едущей) и разрушенным скалам показан на фото 13.13 и 13.14 сплошной линией, путь более оптимального, как нам кажется, подъема показан пунктиром.

Путь с вер. Большая Дукка в цирк с п/п перевалом занял 59 мин ЧХВ, подъем на перевал 58 мин. Подъем на перевал по осыпи, которая в центре кулуара местами здорово едет, поэтому старались подходить ближе к разрушенным скалам, где она лучше держится (фото 13.14, 13.15 и 13.16). Камнеопасно, идем плотной группой. Сверху бегают козлы и сбрасывают на нас камни.

По факту прохождения перевал 1А.

После выхода на хребет Аркасара идем по нему траверсом до вер. 2931 (фото 13.17 и 13.18). Обходим локальную вер. 3037 с юга. Отсюда открываются шикарные виды на оз. Бумеранг.

Немного не доходя до пер. Дорбун с зеленой полки (фото 13.19) сразу после вер. 2931 начинаем спуск по северному отрожку в сторону оз. Бублик.

С плато вер. 2931 видны пер. Олежек и пер. Дорбун и вер. Дорбун-Кая с небольшой пещерой в ней, которая у группы ассоциируется с пещерой драконов (фото 13.20).

Спуск по сев. отрогу хр. Аркасара в ст. оз. Бублик показан на фото 13.21 и 13.22. На озере группа через 1:11 ЧХВ после выхода с пер. п/п, в 13:50, здесь обедаем, руководитель купается в озере и доплывает до острова посреди него, из-за которого оно видимо и называется Бубликом.

С оз. Бублик уходим в ст. южного цирка пер. Раздельный траверсом от озера в долину соседнего притока (фото 13.21). Затем поднимаемся по долине под пер. Раздельный (фото 13.23).

По долинке поднимаемся под сам перевал, который очевидно читается справа по ходу. Затем на перевал по травянистому склону (фото 13.14). Идет дождь, трава мокрая, подниматься неприятно, идем вверх елочкой. Тропы нет, какого-то очевидного логичного варианта подъема тоже нет. Из-за плохой погоды фоток пер. с юга тоже нет

Путь с оз. Бублик на пер. Раздельный 45 мин ЧХВ (фото 13.25).

Спуск с пер. Раздельный по травянисто-осыпному склону довольно короткий (фото 13.25 и 13.27). Далее пересекаем широкую долину по направлению к оз. 2751 под пер. Аюлю (фото 13.26).

По осыпи проходим сначала мимо оз. 2653, потом мимо оз. 2664, пересекаем отрожек по дороге в долину пер. Аюлю и поднимаемся по последней наверх (фото 13.28).

Под пер. Аюлю на оз. Белореченское стоянки, на которых кто-то оставил кучу мусора. Органический мусор рассыпаем, всякий пластик забираем с собой, газовые баллоны оставляем, вдруг кому пригодятся. От озера простой подъем на перевал Аюлю по осыпи. (фото 13.29).

Путь с пер. Раздельный к оз. Белореченское на фото 13.30, от озера на пер. Аюлю - 13.31.

День 14. 14.08.2020. Пер. Безымянный 2 1А, пер. Безымянный 1 1А, пер. Карасу 1А - пер. Горячева 1А п/п - р. Псыш Схема дня 14:

Вышли с оз. под пер. Аюлю в 7:30. Поднялись на пройденный уже вчера пер. Аюлю, который виден из нашего лагеря, по травянистому склону за 5мин, затем ушли траверсом хребта между пер. Аюлю и пер. Безымянный-2 к последнему (фото 14.1). Было решено, что этот путь логичнее и красивее, чем спуск с пер. Аюлю на восток и потом подъем на пер. Безымянный-2 из его южного цирка.

П0уть по хребту сначала проходил по не крутому травянисто-осыпному склону (фото 14.1), затем по 0сыпному (фото 14.2), затем по травянистому гребню (фото 14.3). Спуск с пер. на север по некрутому травянисто-осыпному склону (фото 14.3).

С седловины перевала Безымянный-2 вид на его южный перевальный взлет подтверждает, что траверсом его идти приятнее, чем в лоб (фото 14.4). На фото 14.5, сделанного с подъема на пер. Аюлю с востока, также видно, что подъем на пер. Безымянный-2 с юга довольно крутой осыпной склон, траверс гребня гораздо приятнее и безопаснее. Пусть с оз. Аюлю до пер. Безымянный-2 1:02 ЧХВ.

Спускаемся с пер. Безымянный-2 по пологому травянистому склону и пересекаем долинку между перевалами Безымянный-2 и Безымянный-1 (фото 14.6).

Поднимаемся на пер. Безымянный-1 траверсом по тропе (фото 14.7). Путь от пер. Безымянный-2 до пер. Безымянный-1 32 мин ЧХВ.

Спуск с пер. Безымянный-1 также по тропе, сложности не представляет. После спуска поворачиваем на запад и поднимаемся вверх по долине к оз. Месяц (2765), а затем на пер. Карасу (фото 14.8 и 14.9). Путь с пер. Безымянный-1 на пер. Карасу занял 47 мин ЧХВ.

Спускаемся с пер. Карасу по травянисто-осыпному склону на запад к трем озерам, одно из которых отмечено 2800, на фото 14.10, а затем поворачиваем к оз. 2758 (фото 14.10, 14.11 и 14.12).

До оз. 2758 дошли за 27 минут. Здесь обедаем, набираем воду и направляемся в сторону пер. пер. Горячева, находящегося южнее вер. Горячева (фото 14.13, и 14.14). Сначала идем по левой части долины по распадку между моренными валами, затем забираемся на левый борт долины и по гребню поднимаемся на перевал.

На фото 14.15 хорошо прослеживается путь спуска с пер. Карасу к оз. 2758 и подъем на пер.

Горячева. Подъем на пер. Горячева от озера занял 1:01 ЧХВ.

Спуск с седловины пер. Горячева на восток сначала по кулуару между скальными выходами, по довольно крутому осыпному склону (фото 14.16 и 14.17). Здесь камнеопасно, идем плотной группой. После кулуара осыпной склон постепенно выполаживается (фото 14.18). Спускаемся к небольшому снежничку (фото 14.18). Под снежником течет вода, ее слышно, но достать не получается Чуть ниже снежника обедаем. Спуск с пер. Горячева до снежника занял 31 минуту.

Перевал Горячева - первопроход, до нас этот перевал не ходили или, по крайней мере, не писали про это отчетов. Обыкновенно со стороны д.р. Псыш на хр. Аркасара заходят по д.р. Белая, там есть хорошая тропа и стоит погранзастава. Спуск с хребта обычно по той же долине. При этом заход/выход по долинам рек Белой и Псыша от/до поляны Таулу, докуда возможен трансфер на машине, довольно долгий и не интересный. Перевал под скалами Горячева позволяет спуститься в д.р. Псыш существенно ниже по течению, после чего выход с маршрута в цивилизацию значительно укорачивается. Бонусом будет также обширный черничник в рододендронах на спуске с перевала

Спуск от снежника вниз по правобережному карману моренного вала по средней осыпи. После конца морены спускаемся вниз в долину вдоль сухого русла (фото 14.19).

Пересекли долину, заросшую рододендронами (фото 14.19 и 14.20), и вышли на срединный вал (между р. Габулу-Чат и ее правым притоком). Между рододендронами встречаются скототропы, по которым мы идем, выбирая идущие в нужном направлении. А под рододендронами растет самая настоящая черника и много! Здесь группа около 30 мин выпасается в черничнике.

После выхода на срединный вал идем по его верху по скототропам (фото 14.21). После того как вал закончился, перешли правый приток р. Габулу-Чат на большую поляну (высота около 2000м), с которой началась лесовозная дорога вниз до самой р. Псыш. На этой же поляне на правом берегу реки есть места под палатки. Ниже мест для стоянок не будет до самой р. Псыш. Спуск от снежника под пер. Горячева в д.р. Псыш занял 3:20 ЧХВ (4:10 с учетом черничников).

День 15. 15.08.2020. Д.р. Псыш - пос. Архыз

Заночевали на берегу р. Псыш. В долине довольно много людей, практически все пологие поляны заняты туристами, приезжающими сюда на машине. Мы заночевали в лесу на берегу реки, подальше от этих стоянок. С утра в 8:58 вышли в сторону пос. Архыз. За 1:12 дошли практически до слияния р. Псыш и р. Архыз и тут получилось поймать попутку, которая довезла нас до пос. Архыз. В д.р. Псыш ближе к пол. Таулу уже стоят ларьки, в которых можно купить местную выпечку и сувениры. Долина довольно приятная, но, начиная с поляны Таулу, по дороге ездит довольно приличное количество машин и идти уже не очень приятно, так что логично уезжать с пол. Таулу. В 11 мы уже были в пос. Архыз. Здесь мы завершили поход, на следующий день у участников были куплены билеты в поход.

Список пройденных препятствий

Перевал Шхуанта

N 43,38.807 E 40,57.451

03.08.2020 с востока на запад

Река Загдеданка с ее южным притоком

Перевал СосновыйЗагеданский

N 43,41.597 E 40,55.540

04.08.2020г. с севера на юг

Оз. Кратерное и оз. Надежда

Траверс хр. Абишира-Ахуба от пер. УрупЗагеданский н/к (1А) до пер. Уруп-Загедан 1А

1А по факту прохожд.

Трав., Осыпной

2856-2720м

Пер. УрупЗагеданский N 43,40.517 E 40,56.058 Пер. Уруп-Загедан N 43,39.895 E 40,57.157

04.08.2020г. с северо-запада на юго-восток

Вершина Уруп, рад

N 43,40.645 E 40,58.648

04.08.2020г. радиально по ЮВ ребру

Перевал Уруп-Ацгара

N 43,40.074 E 40,58.831

05.08.2020г. с СЗ на ЮВ

Д.р. Уруп д. лев. притока р. Ацгара (плато Поле Чудес)

Перевал

Д.р. Архыз и д.р. Чилик

Перевал Псыкела

N 43,38.102 E 41, 3.451

06.08.2020г. с ЮВ на СВ (траверс хребта к вер.)

Д.р. Чилик и д.р. Ацгара

N 43,40.645 E 40,58.648

Перевал Высокий

N 43,38.233 E 41, 6.569

07.08.2020г. с востока на юг (траверс хребта)

Д.р. Чилик и д.р. Кызылчук

08.08.2020г. радиально по ЮВ ребру

Перевал Семнадцати Северный

Осыпной

08.08.2020г. c запада на юг (в ст. пер. 17 Южный)

Д.р. Кызылчук и д.р. Кяфар

Перевал Агур

N 43,35.397 E 41,11.137

09.08.2020г. с запада на восток

Д.р. КяфарАгур и прав. приток р. Кяфар-Агур (оз. Турье)

Перевал Турий

Зап. цирк пер. Турий и вост. цирк пер. Грозовой

Перевал Грозовой

N 43,35.021 E 41,14.191

10.08.2020г. с СВ на СВ (траверс хребта)

Д.р. Архыз и д.р. Запрудный

N 43,29.591 E 41, 3.572

Перевал Темир-Кулак

N 43,29.264 E 41, 6.383

12.08.2020г. с юга на запад (в ст. вершины)

Д.р. Бол. Дукка и д.р. Темир-Кулак

Перевал Дуккабаши

н/к (1А)

N 43,27.965 E 41, 5.611

13.08.2020г. с СВ на СЗ (в ст. вер. Бол. Дукка)

Д.р. Белая и д.р. Бурная

Перевал Раздельный

N 43,27.730 E 41, 6.759

13.08.2020г. с юга на север

Д.р. Белая и ее левый приток

Перевал Аюлю

1А, п/п

N 43,30.015 E 41, 7.689

14.08.2020г. с востока на запад

Д.р. ТемирКулак и д.р. Габулу-Чат (приток р. Псыш)

* - категория перевала по факту прохождения указана в скобках (если отличается от заявленной). Пояснения после таблицы.

По факту прохождения категории следующие препятствия по нашему мнению отличаются от заявленных:

1. Связка перевалов Речепста-Пхия и Ацгара Верхний по факту прохождения - н/к, как и каждый и перевалов в отдельности (в каталоге Ацгара Верхний 1А). На подъем дольно пологий травянистый склон, траверс хребта - пологий и довольно широкий травянистый склон, почти все время по тропе, спуск с пер. Ацгара Верхний на север по пологому травянисто-осыпному склону.
  2. Перевал Уруп-Загеданский. Категория перевала в каталоге - н/к. Мы считаем, что категория перевала 1А. Полноценной тропы на перевал нет ни с одной из сторон. Подъем на перевал со ст. р. Уруп - осыпной склон, спуск в д.р. Загеданка довольно протяжённый и крутой травянистый склон.
  3. Перевал Чилик. Категория перевала в каталоге - 1А. Мы считаем, что реальная категория перевала - н/к. На перевал с обеих сторон ведет хорошо натоптанная тропа по не крутому травянистоосыпному склону.
  4. Перевал 2986. Категория перевала в каталоге - н/к. Мы считаем, что реальная категория перевала - 1А. На перевал ни с одной стороны нет тропы. Подъем на перевал со ст. р. Чилик - сначала довольно крутой травянистый склон, затем уже на перевальном взлете довольно протяженный осыпной склон (средняя осыпь). На спуск в ст. правого притока р. Чилик на перевальном взлете осыпной склон, ниже мы не спускались.
  5. Пер. Агур 1А. Категория перевала в каталоге - 1А. Мы считаем, что реальная категория перевала - н/к. На перевал с обеих сторон идут хорошо читаемые тропы, склон не крутой.
  6. Пер. Дуккабаши. Категория перевала в каталоге - н/к. Мы считаем, что реальная категория перевала - минимум 1А. На перевал ни с одной стороны не ведет тропа. Подъем на перевал со ст. р. Белая по скально-осыпному склону, если идти на пер. в лоб, то в верхней его части придется пролезать по разрушенным скалам, там камнеопасно и возможно даже придется вешать веревку. На спуск в д.р. Большая Лаба крутой осыпной склон на перевальном взлёте.
  7. Перевал Безымянный-1. Категория перевала в каталоге - 1А. Мы считаем, что реальная категория перевала - н/к. На перевал с обеих сторон ведет хорошо натоптанная тропа, перевальный взлет менее 100м.

Детальный график движения

1:10

0:48

0,0

тех. работа на пер. Семнадцати Юж.

16:00

пер. Шхуанта

26.07.2020

Гучетль А.А.

Центр детского туризма г. Горячий ключ