Автор: Максим Горинов: г. Горячий Ключ

Отчет пешеходном походе 3 к.с. по республике Абхазия, совершенном с 12 августа по 3 сентября 2022 года.

Краткие сведения о походе

Вид туризма: пешеходный

Категория сложности: третья

Район похода: Западный Кавказ, республика Абхазия

Количество участников: 7(3) человек, см. раздел состав участников.

Продолжительность маршрута: 16 ходовых дней

Протяженность маршрута: 221 (226) км. Перепад высот 18 км.

Нитка маршрута: г. Мамзышха - пер. Шу (1Б) - пер. Арабика (1А) - рад. восх.г. Арабика (1А) - пер. Дзоу (1Б) - оз. Дзоу - оз. Мал. Рица - оз. Рица - пер. Пыв (н/к) - рад. восх. г. Анчхо (2600, н/к) - с. Псху - р. Бзыбь - пер. Доу (н/к) - Сухумская ГЭС - ур. Каман.

Состав группы

Фамилия, имя

Туристская подготовка

Горинов Максим Михайлович

6Р Камчатка (2Б)

5Р Магаданская область (1Б)

5Р Западный Саян (2А)

Васильева Майя Сергеевна

5У Магаданская область (2А)

4У Хребет Черского (1Б)

4У Камчатка (1А)

Журавлев Олег Евгеньевич

5У Магаданская область (2А)

3У Северный Урал (1Б)

Костюнин Валерий Андреевич*

5У Магаданская область (1Б)

6У Камчатка (2Б)

ПВД Грузия (1Б)

ПВД Ц. Кавказ (1А)

Каримов Марат Сардарович*

4У Магаданская область (1Б) 3У Азербайджан (1Б)

Назарова Вероника Викторовна**

2У Южный Урал

2У Северный Урал

*По согласованию с МКК, участники, отмеченные звездочкой, проходили только первую, техническую, часть маршрута. Пройденная ими категория - вторая. Такое решение связано с невозможностью взять отпуск более, чем на две недели, и нежеланием оформлять фиктивное руководство на кого-либо из участников, хотя такая возможность была.

** В последний момент перед вылетом выяснилось, что Назарова Вероника не выездная. После консультаций с МКК принято решение выйти на маршрут без неё.

Варианты подъезда и выезда

Самым удобным вариантом подъезда считаем авиаперелет до Сочи и далее такси либо рейсовый автобус до границы. Граница пересекается ногами по мосту. Со стороны Абхазии круглосуточно дежурят микроавтобусы, на которых можно доехать куда угодно вдоль побережья. Заброска в горы - удовольствие не дешевое. Мы воспользовались услугами Фирона, тел. +79409939589. УАЗик от Гагры до г. Мамзышха обошелся в 8000 рублей, этот ценник нам показался наиболее гуманным из всех предложенных. Рекомендуем.

Изменения маршрута и их причины

Из соображений безопасности замена восхождения на вершину г. Анчхо (2696 м., 1Б) восхождением на обзорную площадку этой горы (2600 м., н/к). Причина: техническая сложность восхождения оказалась выше ожидаемой.

Из-за категорического запрета со стороны погранслужбы РА на прохождение в сторону пер. Чамашха, пришлось выходить с маршрута через село Псху и далее через некатегорийный пер. Доу в сторону р. З. Гумиста (по запасному варианту в сторону упрощения). Выброшенный участок маршрута: пер. Чамашха (н/к) - пер. Гваштхва (н/к) - пер. Мцра Зап. (1А) - пер. Герванта (1А).

Варианты аварийных выходов с маршрута

С массива Арабика возможен выход в Гагру либо к дороге на оз. Рица в долину р. Юшпара. Возможен выход к егерскому кордону на оз. Малая Рица. С хребта Багри-Яшта оптимальным будет выход к домам на пер. Пыв или в село Псху. Из долины р. Бзыбь - в село Псху, там есть пешеходный мост через реку. С южного склона Бзыбского хребта (за перевалом Доу) легче всего выйти в с. Адзыбжара или обратно через пер. Доу в Псху. Время выхода до цивилизации - 1-2 дня. На маршруте замечено плотное покрытие мобильной связи местных операторов. Рекомендуем покупать местные симки, это гораздо дешевле роуминга. Наша группа на маршруте пользовалась спутниковым телефоном Иридиум, сеансы связи ежедневные.

Общая смысловая идея похода

Основная идея - с максимально возможным охватом ознакомиться с туристскими возможностями региона.

Краткая характеристика района путешествия

Традиционно, в этом разделе только личный опыт и рекомендации, без данных из Википедии. 1. Погода. В августе погода замечательная, единственный минус - жарковато. За время похода дождь был всего один раз.

Кровососущие. Тут мнения разделились. Кровососы есть, но это не обычные комары, а какие-то другие насекомые, они не жужжат, кусают не больно, но если есть аллергия (а она по наблюдениям есть у половины людей), то без антигистаминных препаратов будет грустно.

Рельеф. Типичное западнокавказское среднегорье. Перепады высот значительные, на альпийских лугах высокая трава, лабиринты коровьих троп. Осыпные участки комфортны для прохождения, насколько это возможно. В долинах тропы есть далеко не везде, где они нарисованы на ОСМ картах. Леса преимущественно пихтово-буковые, средней проходимости. Проблему с водой наблюдали только на массиве Арабика, решается наличием снежников в достаточных количествах.

Местное население приветливое и не навязчивое. Никаких проблем в общении не было. В основном все живут вдоль побережья, в горах человека встретишь не часто. В каждом доме есть оружие, это норма. Цены очень сильно отличаются в курортных местах (например, на оз. Рица), и в местах «для своих», вроде рынка в Сухуме.

Нацпарк. Посещение Рицинского национально парка платное, 100 рублей в день с человека, но контроль не строгий и можно договориться подешевле или вообще не заплатить. Мы заплатили один раз за ночевку на оз. Малая Рица, больше нигде с нас денег не просили.

Пограничные дела. Это, пожалуй, проблема. В первую очередь, собираясь в Абхазию, нужно убедиться, что нет запрета на выезд из-за долгов. Таможенный контроль поверхностный, примерно как на входе в аэропорт. Загранпаспорт не требуется. С 2021 года по просьбе МЧС РА пограничники перекрыли прохождение не согласованных туристских групп в сторону пер. Чемашхо, объяснение: «туристы часто теряются». Теоретически получить разрешение можно, лично явившись в местный аналог ФСБ в Сухуме.

Взаимодействие со спасателями нам наладить не удалось. Ни один из указанных на официальном сайте способов связи не отвечает. Телефоны спасателей РА, полученные в российском МЧС, так же не доступны. Чтобы встать на учет, видимо, тоже надо приходить ногами.

График движения

3:40

г. 1961 м. - г. Утюг

6:00

г. Утюг - пер. Шу (1Б) - рад. восх.г. Арабика (1А)

7:30

8:00

Оз. Малая Рица - оз. Рица - р.Лашипсе

6:30

р. Лашипсе - пер. Пыв (н/к)

5:20

р. Зап. Гумиста - Каман

6:20

Техническое описание

День 1 (13.08). Маршрут: г. Мамзышха - г. 1961 м. Расстояние: 10 км.

Ходовое время: 3:40

Перепад высот: +400/-200

День начинается с пробуждения в палатках, которые мы поставили накануне во дворе у нашего водителя Фирона. Сразу после завтрака заливаем по три литра воды на каждого, грузимся в УАЗик и выезжаем в направлении г. Мамзышха, никуда по пути не заезжая. Заброситься удалось удачно, до зоны альпийских лугов, чуть выше г. Мамзышха. Здесь около балаганов водитель оставляет нас, начинаем активную часть маршрута. План - дойти до родника чуть ниже оз. Коровье. Само озеро имеем ввиду на крайний случай, если родника не окажется в указанной точке или он пересох. Качество воды в Коровьем соответствует названию. Характер пути - грунтовая дорога через альпийские луга, кроме замечательных видов ничем не примечательная. Родник удачно нашелся, чуть спускаемся к нему и встаем на кривой полочке, куда с трудом влезают две наши палатки.

Группа на заброске. Первая смотровая площадка по пути на Мамзышху

Машина, на которой осуществлялась заброска, и водитель Фирон.

Характер дороги первого дня пути

День 2 (14.08).

Маршрут: г. 1961 м. - г. Утюг Расстояние: 10 км.

Ходовое время: 6:00

Перепад высот: +700/-300

Снова заправляем по 3 л. воды на человека, т.к. ситуация со снежниками пока не понятна. Идем строго по чьему-то треку, седловина перевала Шу абсолютно не читается с этой стороны, чтобы не ошибиться, решаем идти по тропе, никуда от нее не отклоняясь. Удается не всегда, в высокой траве тропа то теряется, то опять находится, приходится немного плутать. Особенность этой тропы в том, что она почему-то ведет в обход горы Утюг, хотя, кажется, не должна. Долго и муторно обходим Утюг. Около пещеры Нью-Кэйв встречаемся со спелеологами, здесь изучаем технологию получения воды. Они используют импровизированные ванны - ямы с полиэтиленом. В эти ванны складывают топиться снег, а снег добывают из дырок в земле, которые потенциальные (или не потенциальные) пещеры. Крупных снежников на этой высоте еще не встречается, но в дырках найти можно. Возле одной из таких дырок вблизи взлета на перевал Шу ночуем.

Озеро Коровье

На заднем плане г. Утюг, которую обходим весь день

Вход в пещеру Нью-кэйв. Фотография отражает ситуацию с водой на плато.

Лагерь спелеологов у пещеры Нью-кейв. Вид со стороны пер. Шу

Перевал Шу. Начало первального взлета. Далее по гребню направо по тропе.

День 3 (15.08).

Маршрут: г. Утюг - пер. Шу (1Б) - рад. восх.г. Арабика (1А) Расстояние: 11 км.

Ходовое время: 7:30

Перепад высот: +800/-800

Основную сложность в подъеме на пер. Шу с юга представляет поиск его седловины. Тут нужно строго придерживаться трека (тропы), чтобы не промахнуться. Характер подъема - тропа через альпийские луга, заметна не всегда. Спуск с перевала по осыпному склону крутизной на отдельных участках до 40 град. С северной стороны перевала снежники гораздо внушительнее, становится понятно, что при наличии газа без воды не останемся. Специальных средств страховки для прохождения перевала не требуется, по ощущениям его категория трудности ниже 1Б.

Тропа от пер. Шу до пер. Арабика отсутствует, либо мы ее не нашли. Движемся по осыпям, высокотравью и снежникам, придерживаясь трека. Один раз приходится преодолевать ригель, который сложнее самого пер. Арабика. Под самым перевалом находим, наконец, тропу, большой снежник и хорошую лужу талой воды. Разбиваем бивак и полным составом идем на радиальное восхождение на Арабику.

Маршрут на Арабику с перевала Арабика гребневой и весьма неприятный, есть куда падать. На некоторых участках хочется повесить веревку, которую, предполагая сложность 1А, мы с собой не взяли, а зря. До вершины от перевала примерно полтора часа, столько же времени требуется на спуск. Спускаться решили не по гребню, а по осыпи, начинающейся в непосредственной близости от вершины, этот вариант показался проще, и совершенно напрасно. В самой нижней части спуска осыпь выводит на бараньи лбы, приходится маневрировать, чтобы спуститься насколько возможно безопасно. Наша оценка трудности восхождения - 1Б.

Седловина пер. Шу. Виден характер подъема

Вид с пер. Шу на спуск (определяющая сторона). Нам в левый кулуар

Спуск с пер. Шу

Лужа под г. Арабика

Начало подъема на г. Арабика

Движение по гребню г. Арабика

Арабика. Верхний участок подъема

Арабика. Вершина.

День 4 (16.08).

Маршрут: Пер. Арабика (1А) - пер. Дзоу (1Б) - оз. Дзоу Расстояние: 7 км.

Ходовое время: 6:50

Перепад высот: +400/-700

Утром за один переход преодолеваем пер. Арабика. Перевал абсолютно никакой сложности не представляет, явно переоценен. В лагере спелеологов возле пещерной системы В. Илюхина производим обмен снега на воду. Поднимаемся по спелеологической тропе на морену (ригель?) над лагерем и далее уже без тропы начинаем забирать вправо под склон. Траверсом склона снизу читается тропа, она выводит на водораздел и так же траверсом выходит к седловине пер. Дзоу. Сброс с перевала на север представляет определенную сложность, во всяком случае на спуск, хочется повесить веревку. Вешаем 25 м. перил на самом крутом участке от седловины, дальше следует долгий, но красивый осыпной спуск вдоль восточного склона г. Динозавр, есть тропа и туры. Ночуем на оз. Дзоу. Красивое.

Подъем на водораздел от лагеря спелеологов

Участок траверса от водораздела до седловины пер. Дзоу.

Прохождение участка траверса

Пер. Дзоу. Спуск от седловины. Определяющий участок.

Арка «Глаз дракона», г. Динозавр

День 5 (17.08).

Маршрут: оз. Дзоу - р. Гега Расстояние: 15 км.

Ходовое время: 7:10

Перепад высот: +500/-1700

Сегодня две основных сложности: альпийские луга с разветвленной сетью конских и коровьих троп и бесконечный спуск, колени грустят. На альпике совершаем большую ошибку в ориентировании - начинаем спускаться по натоптанной тропе совершенно не туда, куда хотелось бы. Приходится возвращаться. Ориентирование становится простым только начиная от расположенного на границе леса балагана (ухоженный, вместимость до 6 человек). Здесь неплохой родник, обедаем. От балагана до реки Гега 1200 м. непрерывного спуска. Удовольствие сомнительное, особенно в нижней части, где покруче. Вдоль Геги по неплохой, но местами размытой, дороге поднимаемся 2 км. и встаем на ночевку на притоке-роднике. С водой, наконецто, проблем никаких.

Оз. Дзоу.

Балаган на границе леса.

День 6 (18.08).

Маршрут: р. Гега - оз. Малая Рица Расстояние: 16 км.

Ходовое время: 8:00

Перепад высот: +1200/-800

Участок между долиной р. Гега и тропой от Малой Рицы до Пшегишвы вызывал вопросы еще на этапе планирования маршрута. И не зря. Дело в том, что все найденные треки на этом участке проложены по-разному и видно, что проходили его не быстро. Как выяснилось, выраженной тропы на этом участке нет, есть только старые лесовозные волоки, уже заросшие. Лес здесь пихтовобуковый, проходимый на уровне 1А по старой методике. Основную сложность представляет набор высоты через лес, на некоторых участках крутизна достигала 40 град.

Тропа от Пшегишвы до Малой Рицы нахоженная, проложена над северным берегом озера. Спуск к озеру довольно крутой, после дождей может представлять определенную опасность.

На Малой Рице расположен кордон национального парка, стоять можно только за деньги (100 руб. с человека за ночь) и только в определенном месте. Купаться в озере запрещено, а хочется. Доплатив 100 рублей, можно помыться в летнем душе, пробовать не стали, предполагаем, что из шланга польют. Никакого отдельного подогрева воды не предусмотрено.

Характер пихтово-букового леса на участке бестропья

День 7 (19.08).

Маршрут: Оз. Малая Рица - оз. Рица - р. Лашипсе Расстояние: 21 км.

Ходовое время: 6:30

Перепад высот: +400/-400. Посчитано вручную, данные с GPS явно завышены.

От Малой Рицы до Большой полноценная автомобильная дорога отсутствует, есть только тропа, правда, довольно неплохая. Большая Рица абсолютно попсовое место, туристические автобусы идут один за другим. Рейсовые автобусы отсутствуют, магазины отсутствуют. Можно купить только снеки, выпивку на любой вкус (цена как в Казани) и сигареты (есть разные, дешевле, чем в Казани, но втрое дороже рынка в Сухуме). Рассчитывать всерьез пополнить запасы на Рице не стоит. Есть много кафешек-шашлычных, мимо пройти не удалось, пообедали. В озере купаться так же запрещено. Есть прокат лодок и катамаранов.

Дальнейший путь до перевала Пыв ценности с туристкой точки зрения не представляет - грунтовая дорога. Из достопримечательностей несколько смотровых площадок и единственный за весь поход небольшой дождь.

Оз. Малая Рица

Оз. Рица. Смотровая площадка.

Пер. Пыв (в кадре слева)

День 8 (20.08).

Маршрут: р. Лашипсе - пер. Пыв (н/к) Расстояние: 12 км.

Ходовое время: 5:20

Перепад высот: +700

Абсолютно не интересно набираем высоту по серпантину на пер. Пыв. Частенько обгоняют УАЗики с коммерческими туристами, которых возят на перевал полюбоваться красотами ландшафта. Из полезного - встреча с лесником, в чей зоне ответственности находится этот участок. Он пояснил, что стоянка там возможна только на самом перевале (стоит денег, но с нас не возьмет). На оз. Чхо, в долине семи озер и где бы то ни было еще стоянки запрещены, могут оштрафовать. Эта новость немного поменяла диспозицию на сегодня и следующие два дня.

На седловине перевала есть кран с водой, кафе-шашлычная (ассортимент плюсминус как на Рице) и большое количество отдыхающих. Разрешенная стоянка в лесу чуть ниже седловины перевала к западу (со стороны Рицы).

Перевал Пыв, вид от озера Чхо. Направо читается дорога в село Псху.

День 9 (21.08).

Маршрут: радиальное восхождение г. Анчхо (2600 м., н/к) Расстояние: 5 (10) км.

Ходовое время: 3:20

Перепад высот: +600/-600

Сегодня активная дневка. В восхождении участвуют все, кроме Олега Журавлева, а также 50 м. веревки, 10 м. локальных петель и личное специальное снаряжение за исключением жумаров.

За час поднимаемся к озеру Чхо по хорошей тропе. Озеро красивое, но стоять на нем было бы неудобно, ровные площадки отсутствуют. От озера поднимаемся на ребро, здесь есть вода и удобные площадки, планируя (запрещенную в нацпарке) ночевку, лучше ориентироваться на это место. Тропа вдоль ребра читается, тут есть два варианта. Дело в том, что «восхождение на Анчхо» из рекламных проспектов подразумевает подъем на смотровую площадку примерно 2600 м. (н/к), а не прохождение гребневого маршрута до тригопункта, имеющего сложность, по нашей оценке, около 2А. Тропа туда гораздо хуже, но читается. Поднявшись на смотровую площадку, появляется возможность оценить предполагаемый маршрут. Сложность оказывается выше изначально ожидаемой, с имеющимся снаряжением это делать не безопасно. Принимаем решение отказаться от дальнейшего восхождения (см. фото). Спуск по пути подъема.

Ребро горы Анчхо над озером Чхо

Характер подъема по ребру на смотровую площадку «Анчхо 2600 м.»

Основная вершина г. Анчхо. Вид со смотровой площадки

День 10 (22.08).

Маршрут: Пер. Пыв - р. Белая Расстояние: 24 км.

Ходовое время: 7:40

Перепад высот: +400/-1500

Утром расстаемся с частью группы, которая не может остаться до конца маршрута. Ребята спускаются вниз в сторону оз. Рица и далее от озера автостопом уезжают в сторону дома. Трое человек остаются завершать задуманное. От места ночевки поднимаемся на перевал и начинаем сбрасывать по серпантину в сторону села Псху. Дорога сама по себе красивая, хорошо наезженная. Время от времени приходится бродить р. Агурипста, сложность н/к. Из важного: в прошлом году в долину Агурипсты сошла лавина, и обозначенный на OSM картах участок дороги непосредственно вдоль реки теперь не используется. Вместо него прогрейдировали дорогу над левым бортом долины, она обозначена на карте как вспомогательная. Дойти до предполагаемой точки ночевки на р. Бешта не хватило здоровья, встаем на р. Белая.

Состояние дороги, которая обозначена на OSM картах (вдоль Агурипсты)

День 11 (23.08).

Маршрут: р. Белая - с. Псху - р. Бзыбь Расстояние: 19 км.

Ходовое время: 6:10

Перепад высот: +200/-500

С утра достаточно быстро доходим до пограничной заставы на развилке Санчара - Псху. Здесь нас останавливают свистком. Переписывают паспортные данные в журнал. Запрещают дальнейший проход по маршруту: «МЧС РА попросило никого не пускать без специальных разрешений, потому что теряются». Спорить с пограничниками себе дороже. Выясняем у них оперативную информацию, как теперь выходить из района. Понятно, что маршрут в изначально запланированном виде уже не случился, но еще и не закончился. Принимаем решение выходить, как рекомендовали пограничники: через село Псху (там есть мост через Бзыбь) и дальше через некатегорийный перевал Доу в долину Западной Гумисты.

Село Псху - русский анклав в Абхазии. Школа, большой православный храм, место этнотуризма и магазин. Магазин для туриста шикарный, и на нашем маршруте такой единственный, есть всё необходимое именно с точки зрения пополнения запасов. И пекарня.

Переправляемся через Бзыбь по мосту, и встаем на ночевку. Ситуация с мостами через Бзыбь на момент написания отчета следующая: от моста выше по течению от Псху осталось два троса, при определенной сноровке можно переправиться. В самом Псху (со слов) два моста, те же тросы и доски на проволочном настиле. Где они находятся, проще уточнить у местных, чем ориентироваться на трек. По большой воде переправа с помощью этих мостов становится категорийной - вода поднимается до уровня настила, с большой скоростью несутся бревна, они могут перевернуть мост. Время от времени мосты смывает. Выше Псху мостов через Бзыбь на сегодня нет!

Мост через Бзыбь в с. Псху

Самолет в с. Псху. Рейсы выполняются по заявкам. До Сухума

День 12 (24.08).

Маршрут р. Бзыбь - устье р. Решава Расстояние: 6 км.

Ходовое время: 2:50

Перепад высот: +0/-0

С этого дня понимаем, что нагнала усталость, и организмы требуют отдыха. До обеда идем вдоль левого (ор.) берега р. Бзыбь. Вдоль берега проходит скотогонная тропа, представляющая из себя лабиринт на отдельных участках. Из препятствий - переправа через р. Решава, река достаточно крупная и по большой воде может представлять сложность. В нашем случае н/к. После переправы выбираем место и встаем на полудневку для восстановления сил.

Река Бзыбь выше села Псху

День 13 (25.08).

р. Решава - р. Бзыбь 2 км.

Ходовое время: 1:00

Перепад высот: +0/-0

В довесок к общей усталости добавляется ротавирус. С утра перебазируемся чуть выше по р. Бзыбь под самое начало подъема на пер. Доу и там встаем на дневку. Задача - максимальное восстановление, чтобы к завтрашнему дню вернуться в нормальный режим движения.

Река Бзыбь в верхнем течении

День 14(26.08).

р. Бзыбь - пер. Доу (н/к) - р. Зап. Гумиста 18 км.

Ходовое время: 7:50

Перепад высот: +1500/-1600

В первой половине дня со свежими силами поднимаемся на перевал Доу. Характер подъема - скотогонная тропа. Основная сложность заключается в наборе высот и в ориентировании - время от времени эта тропа рассыпается на множество маленьких тропок, однако общее направление подъема угадывается. Вода есть в непосредственной близости от перевального взлета с обеих сторон, в принципе, возможна ночевка. С южной стороны перевала нарисованные на карте ручьи работают не все, рекомендуем здесь набирать воду сразу как только ее увидите. Достаточно круто спускаемся к ур. Доу, на ночлег встаем уже поздним вечером на левом притоке Зап. Гумисты в 500 м. от его устья.

Седловина перевала Доу

День 15 (27.08).

р. Зап. Гумиста - с. Адзыбжара - р. Зап. Гумиста 26 км.

Ходовое время: 8:30

Перепад высот: +100/-500

Урочище Доу - большая поляна, видно, что эксплуатируемая, балаганы с дороги не видны. Основная сложность маршрута сегодняшнего дня в том, что нарисованная на ОСМ карте дорога по левому берегу Гумисты размыта, и основной путь проложен непосредственно вдоль русла реки, постоянно требуется переправляться с берега на берег. Мы насчитали 18 переправ только через р. Западная Гумиста, без учета притоков. С каждым бродом мощность реки увеличивается, и под конец сложность переправ по малой воде доходит до 1А. По большой воде этот участок скорее всего не проходим. Есть единственный разрушающийся мост в 7 км. выше по течению от Дзыбжары, но польза его сомнительна.

Адзыбжара выглядит как хутор, дорога от нее улучшается не значительно. На ночевку встаем после брода крупного левого притока Зап. Гумисты, на ОСМ картах название на написано, на ГШ картах эта река называется Чедым. По большой воде переправа через него тоже может представлять сложность.

Состояние моста через р. Западная Гумиста

День 16 (28.08).

р. Зап. Гумиста - Каман 19 км.

Ходовое время: 6:20

Перепад высот: +200/-400

Качество дороги заметно улучшается только после Сухумской ГЭС. На саму ГЭС проход закрыт, но мимо пройти можно. Дальше по пути к Каману самое главное не подрезать серпантины и не сворачивать с основной дороги. Наша попытка подрезать дорогу в сторону монастыря не удалась - нарисованная на карте ОСМ тропа закончилась свежей вырубкой. Пришлось по очень крутому поросшему ежевикой склону подниматься обратно к дороге, на верхнем участке даже навесили перила. Не рекомендуем. От большого села Каман(ы) после войны остался только монастырь, из цивилизации - хорошее кафе около моста через Восточную Гумисту. Там мы и заканчиваем наш маршрут. Ночуем на берегу Восточной Гумисты, предварительно договорившись в кафе, что на утро нас довезут до Нижней Яштхвы. Регулярное автобусное сообщение с Сухумом начинается только оттуда.

Состояние дороги и мост через Западную Гумисту на подходах к ГЭС.

Итоги, выводы, рекомендации

Общее впечатление: маршрут получился насыщенный, страна бедная, маленькая, но красивая. Обойти наиболее популярные места с учетом проблем со сквозным прохождением можно за два похода средней продолжительности. Ходить безопаснее всего летом, зимой и в межсезонье должно быть очень лавиноопасно. Рекомендации.

Несмотря на то, что загранпаспорт не требуется, перед походом обязательно надо убедиться, что у команды нет проблем с пересечением границы. Абхазия - это другая страна!

В аптечке обязательно надо иметь достаточный запас антигистаминных и противожелудочных (сорбентов) средств.

Переправа через р. Бзыбь может представлять сложность. Мост (пешеходный) по состоянию на 2022 год был только в селе Псху. Мост выше по течению разрушен (остались только тросы).

На массиве Арабика обязательно надо иметь запас воды - жарко, а снежники есть не везде, надо искать.

На подходах к селу Псху со стороны перевала Пыв находится погранзастава, переписывают всех. Могут пустить не везде, как это произошло с нами.

На озере Рица большое количество закусочных, но нет полноценного магазина. На «развале» можно купить снеки, спиртное и сигареты, но не макароны и тушенку. На перевале Пыв есть шашлычная. Хороший в плане именно туристского ассортимента магазин только в селе Псху - там есть весь необходимый минимум продуктов и пекарня.

Встать на учет в МЧС возможно, видимо, только если прийти к ним ногами. Удаленные средства связи работают на уровне прошлого века. Мобильное покрытие по нашему маршруту было достаточно плотным, но нужно покупать местную симку. Чтобы решить все эти вопросы качественно, рекомендуем приезжать в страну за день до начала маршрута.

Вызывает сомнение категорирование локальных препятствий маршрута. По нашим ощущениям:

Перевал Шу - 1А, перевал Арабика - н/к, восхождение на г. Арабика - 1Б, пер. Дзоу - 1Б, восхождение на г. Анчхо ~ 2А.

Автостоп в сезон работает по Абхазии плохо. Также возможны проблемы с арендой жилья, лучше озаботиться заранее.

Схема маршрута

Прилагается ссылка на трек в сервисе НаКарте, полученный из GPS. https://nakarte.me/m=11/43.27995/40.80254&l=O&nktl=VfOpqsPXXFl3eJx5V_JpJA На некоторых участках (около 5 трека) не писался. Частота фиксации точек трека - 30 сек.

Расчет категории сложности маршрута

Арабика

Пыв, Доу

КС = ЛП + ПП + Г*А*(1+H/12) = 34 + 27,63 + 4*0,2*(1+18/12) = 63,63

Маршрут соответствует третьей категории сложности