Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Лидер или забойщик?

Когда-то, в своём наставническом детстве, я был твёрдо уверен, что каждый настоящий альпинист должен уметь работать первым.

Сейчас, накопив опыт более двухсот технических восхождений в качестве наставника, большая часть из которых от четвёртой категории трудности, я изменил своё мнение примерно на 179 градусов.

И мой опыт показывает, что максимум пять/десять процентов из тех, кто работает первыми, могут это делать адекватно. То есть с оптимальным соблюдением пропорции скорость-надёжность.

Остальные девяносто/девяносто пять процентов забойщиков просто мучают себя и своих товарищей по несчастью.

И каждое новое восхождение с подопечными укрепляет меня в этой уверенности.

На дежурных двойках/тройках это не сильно бросается в глаза.

Но вот на хороших четверках и, тем более на пятёрках, сей момент иногда режет даже ниже пояса.

Следуя общепринятым понтам, чтобы типа не упасть в глазах сообщества, либо ради удовлетворения собственной неадекватной самооценки, люди пытаются лезть первыми во чтобы это ни стало.

А стаёт это обычно в долгие и мучительные прохождения маршрутов, которые можно ходить в разы быстрее.

А в свою очередь долгое и мучительное прохождение технически сложных маршрутов приводит горе-восходителей к тому самому порогу усталости, за которым риск фатальной ошибки становится критическим.

И зачастую даже смена лидера не способна исправить положение, поскольку даже более адекватный забойщик уже тоже подустал, плюс ему надо разлазаться, плюс измождённый бывший лидер становится реальным якорем даже на перилах.

Понятно, что современная совковая альпшкола гласит, что чем медленнее, тем надёжнее.

Но для тех крупиц адекватных людей, умеющих включать голову повторюсь.

Скорость прохождения маршрута — главная составляющая безопасности в альпинизме. Особенно на технически сложных маршрутах.

Чем быстрее вы пройдёте маршрут, тем меньше устанете. Соответственно, тем меньше шансов у усталости подловить вас и устроить ЧП. Особенно на спусках, требующих технической работы.

Чем быстрее вы пройдёте маршрут, тем быстрее вы выйдите из опасной зоны, которой по сути является любой альпинистский маршрут, особенно технически сложный.

Чем быстрее вы пройдёте маршрут, тем меньше шансов у вас попасть в неблагоприятные погодные условия, которые даже при весьма точных прогнозах нынче, нет-нет, да и да.

Соответственно если вы чувствуете, что в процессе тренировок уверенность в работе так и не приходит, не мучайте себя и, главное, своих товарищей по команде.

Забойщик это в первую очередь — менталитет, а не уровень лазания и работы с железом.

Да, работать с железом и рельефом желательно уметь всем на случай тех же спасов.

Но без менталитета эти умения не сделают из вас адекватного лидера.

В единичных случаях, долгими и мучительными тренировками можно выйти на более или менее приличный уровень, но это если вы фанат БДСМ.

Если нет, найдите свою нишу, где вы сможете быть максимально полезным в работе.

Я кучу раз сталкивался, и постоянно сталкиваюсь с тем как бестолковый обоз сводит на нет усилия сильного лидера.

Именно поэтому зачастую, когда я работаю не в качестве забойщика, группа двигается быстрее, чем если бы я лез первым.

Не ломайте себя.

Поверьте, пролезть интересный маршрут вторым с верхней страховкой гораздо приятнее, чем насиловать себя, борясь с подкорочным страхом. И чем сложнее маршрут, тем приятнее. Проверено на себе :)

Быстро и уверенно пройти интересный маршрут командой гораздо приятнее, чем мудохаться, не понимая куда, чего и как, при этом постоянно отбрехиваясь от поторапливающего лидера.

Причём приятнее будет всем.

А главное — прастигоспади, безопаснее.