Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Думать головой

Ну вот и пришла пора погундеть на самую больную мою тему,как наставника.

Букв будет много :)

Для начала вопрос - чему сложнее всего научить в альпинизме?

Ответ после подсказки в виде примера из моей жизни.

В детстве я фанател по хоккею и довольно рано встал на коньки. И вот, научившись ездить вперёд, я задался вопросом — а как же дать задний ход?
И как то ночью, размышляя над этим вопросом, я сам нашёл решение. Еле дождавшись окончания занятий в школе, я побежал на каток и нормально поехал задним ходом.

Если кто ещё не догадался, труднее всего в альпинизме научить думать!

Второй пример из жизни — загадка. Тест на способность анализа ситуации.

Как и все, я в своё время сдавал экзамен перед выходом на первую самостоятельную четвёрку в двойке. Потом, опять-таки ночью, анализируя всё произошедшее, я пришёл к выводу, что занимался полным идиотизмом, далёким от здравого смысла. Этот экзамен в неизменном виде сдают до сих пор. Для тех, кто ещё не сдавал, краткое содержание. При срыве первого, второй поднимается к точке, выдержавшей срыв, укрепляет её и начинает дальнейшие действия. По правилам на точке, выдержавшей срыв, нельзя сразу начинать спускать сорвавшегося, если он получил травмы, не позволяющие работать дальше.

Попробуйте найти несостыковки данной ситуации со здравым смыслом.

Следующий просто пример совсем свежий.

Где-то неделю назад на восхождении мой напарник улетел маятником на перилах под ледовый карниз. Выбраться самостоятельно он не мог. У меня не было ни модной нонче кордалеты, ни запаса верёвки. Этой ситуации я никогда не рассматривал на занятиях и тем более не решал в реальных условиях.

Тем не менее довольно быстро с помощью блок-ролика и жюмара мне удалось вытащить на склон девяностокилограммового напарника к его удивлению.

Просто потому что я с детства привык включать голову.

Подобных примеров могу привести довольно много.

Начав работать с подопечными, постоянно сталкиваюсь с тем, что наблюдать и анализировать могут даже меньше людей, чем адекватно ходить первым.

Для меня это главная беда и досада.

Мне всегда очень горько, когда я вижу бессмысленость своих усилий.

Подавляющее большинство ждёт готовых разжёваных шаблонов, которым учат в совке.

При этом люди не способны адекватно воспринимать даже разжёваные шаблоны.

Я до мелочей помню единственную тренировку на скалах с Сергеем Ефимовым, которая была более тридцати лет назад.

А подавляющее большинство климберов, вроде бы стремящихся к совершенству, через пару дней забывают то, что мы досконально разбирали на занятиях.

Я уже не говорю про работу на восхождении.

Опять таки я помню множество моментов, произошедших кучу лет назад, когда я наблюдал за мастерами с которыми посчастливилось ходить в одной команде.

Именно там, на восхождениях с лучшими альпинистами своего времени я получил тот самый опыт, который впоследствии позволил мне стать не самым последним человеком в Горах.

Мне никто, никогда,ничего не разжёвывал.

Чаще крыли матом и подстёгивали.

И я безумно благодарен моим наставникам за науку. Науку замечать.

Серёга Борисов, Саня Ручкин,Коля Жилин, Юра Ермачек, Коля Тотмянин, Лёха Болотов.

Я наблюдал за их работой на маршруте и старался не упустить ни одного движения, которое казалось мне полезным.

Я давно не провожу разборы восхождений, потому что убедился в их полной бесполезности.

Так, посидели, потрындели с умными лицами и разошлись, переключив свои мысли на приятное и злободневное.

И я постоянно вижу это переключение.

И одни и те же элементарные косяки маршрут за маршрутом.

И единственная причина- полное отсутствие желания переключаться на нужную волну.

Я не верю, что в общем не глупые люди не способны анализировать и наблюдать.

Просто у них в жизни есть задачи поважнее, над которыми они готовы размышлять для поиска оптимальных решений.

А от меня они походу ждут, что я своей аурой внедрю в их подкорку свой опыт, который позволит им достичь вершин мастерства в альпинизме.

Не внедрю, господа, не внедрю.

И, если вы не научитесь наблюдать и анализировать всё происходящее на занятиях и, особенно на восхождениях, вы никогда не сможете научиться выходить за рамки шаблонов.

А это самое важное качество для реального альпиниста. Ибо только оно позволяет находить адекватный выход из различных ситуаций, складывающихся на восхождении.

Я уже не говорю про ЧС, где приходится находить решения в стрессовом состоянии.

Поверьте, именно в этом и заключается настоящее мастерство.

Настоящий мастер не хранит в своей голове картотеку шаблонных ситуативных решений. Он способен найти подходящее решение исходя из всех нюансов здесь и сейчас.

Именно поэтому мы поначалу со Светланой Эже часто спорили и она обвиняла меня в двойных стандартах. Когда я вроде в одной и той же ситуации поступал по разному. Именно поэтому сейчас Светлана Эже — идеальный инструктор потому что постоянно просеивает методическую шелуху через сито реального серьёзного восходительского опыта.

О! Подошли к восходительскому опыту.

И здесь таже херня.

Вы можете совершить сотни восхождений и остаться на уровне неандертальца в альпинизме, если не научитесь наблюдать и анализировать.

Восходительский опыт — самая важная составляющая багажа реального альпиниста.

И он тоже, сука, сам по себе не залезет вам в подкорку.

Его необходимо воспринять, пропустить через себя.

Не на групповом разборе, а именно тет-а-тет с самим собой.

Много премного раз.

Это по сути таже рутина, что и на функциональных тренировках.

Я этим обычно занимаюсь по ночам.

Прокручиваю до мелочей все ситуации. Причём не по разу. Пытаюсь осмыслить то, что показалось косяками или прогрессивными вещами. Пытаюсь заметить все недоработки или переборы в стараниях и т.д. и т.п.

Иногда эти саморазборы могут повторяться несколько раз, пока я не убеждаюсь в том, что удалось рассмотреть действительно все мелочи и ничто не ускользнуло.

Иногда эти мысли, не дающие заснуть, не на шутку задалбывают.

Но это по сути единственный путь к тому, что называется пониманием процесса.

Да, можно стать отличником, зазубривая формулы.

Но зубрилам никогда не стать творцами, а именно к этому и надо стремится тем, кто хочет чувствовать себя на восхождении максимально уверенно.

Никто никогда не сможет предугадать, какую задачу поставит перед ним стихия. И найти наиболее адекватное решение гораздо больше шансов именно у творца.

Поэтому всем, кто действительно хочет стать хорошим реальным альпинистом категорически рекомендую- не переключайтесь.

Смело отбирайте у сна драгоценные часы для самоанализа.

Старайтесь включать самописец на восхождениях, запоминая каждую мелочь, чтобы потом было что анализировать.

Если повезло работать на восхождении с настоящим мастером, не задалбывайте его вопросами, просто наблюдайте и запоминайте. Опять таки для анализа. И уже на основе анализа задавайте вопросы, на которые вы действительно не можете найти ответ.

Гарантирую. При спокойном и тщательном саморазборе, вы сможете самостоятельно найти ответы на подавляющее большинство вопросов.

И это в миллион раз ценнее сиюсекундной подсказки!

Альпинизм архипрост теоретически, но архисложен практически именно потому, что в реальных условиях приходится находить решения, всё многообразие которых невозможно заложить в наш компьютер.

Поэтому не ленитесь тренировать ваш компьютер для решения нестандартных задач.

Старайтесь осознать суть процесса, а не запомнить механику.

И тогда в любой ситуации вы будете в гораздо более выигрышном положении в сравнении с банальными зубрилами.

На этот тезис последний пример. Опять-таки в своё время я сдавал самоспас в группе. Мы делали спуск с надвязыванием верёвок. Тогда это почему то делалось с помощью карабинного тормоза, хотя были и восьмёрки и жюмары. Ну и узел уиаа понятно. Где-то через 18 лет мне пришлось показывать этот способ уже своим подопечным. И я спокойно всё собрал с помощью одного жюмара и узлов уиаа, просто исходя из того, чего мне надо было достичь. Безо всяких заглядываний в гугл.

Так что учитесь включать голову не только для решения повседневных задач.

И да пребудет с вами "Ом Мане Падме Хум!"

Ретроспектива моих первопроходов в родной Арче

Ну и заодно ответ на частый вопрос типа не надоедает ли мне елозить по одним и тем же маршрутам и не стоит ли вместо этого сходить что нить новенькое.

То что не надоедает это понятно иначе давно бы завязал второй раз :)

И про новенькое.

2009 зима — соло первопроход 5Б по северной стене первой башни Короны

2010 осень — новый маршрут 5А на Байчечекей в компании с Артуром Усмановым и Максом Черкасовым

2010 осень — новый маршрут 5Б на Бокс в той же компании

2010 осень — новый маршрут 5А на Байлян Баши в двойке с Еленой Николаевой

Потом случился большой перерыв с завязыванием.

Дело пошло только после развязывания и восстановления спортивной формы.

2018 лето — соло первопроход 5Б по северной стене первой башни Короны.

2020 зима — соло первопроход 6А по северной стене Свободной Кореи

2021 весна — новый маршрут 4Б Стрелка на Забор Короны в двойке с Исрафилом Ашурлы

2022 осень — новый маршрут 6А по северной стене Свободной Кореи в двойке со Светланой Павленко

2022 зима — новый маршрут 5Б по стене Свободной Кореи в двойке с Максом Черкасовым

2023 весна — новая 4Б на забор Короны в компании с Артёмом Заморкиным и Олегом Куклиным