Автор: Роман Селиванов, г.Санкт-Петербурга

Отчет о горном туристском маршруеа 1 к.с по Республике Алтай (Катунский хребет) совершённом группой туристов г. Санкт-Петербурга в период со 28 июня по 09 июля 2021 года

Справочные сведения

Проводящая организация

Поход был организован и проведён туристами из города Санкт-Петербурга.

Руководитель - Селиванов Роман Сергеевич.

Место проведения

Поход проходил по республике Алтай.

Горный район - Катунский хребет.

Общие справочные сведения о маршруте

Общие сведения о маршруте

Район похода

Республика Алтай (Катунский хребет)

Вид туризма

Группа из десяти человек. Маршрутная книжка № 12/21

Подробная нитка маршрута

Заявленная

Поселок Мульта - поселок Маральник-1 - озеро Нижнее Мультинское - озеро Среднее Мультинское - озеро Верхнее Мультинское - озеро Славных Девчат - озеро Нижнее Поперечное - озеро Нижнее Мультинское - река Куйгук - озеро Куйгук - перевал Куйгук 1А - озеро Акчан - вершина горы 2831 метр (1А) - река Акчан - Кош у реки Акчан - перевал Чернореченский - река Черная Речка 1-я - река Мульта - поселок Маральник-1.

Выполненная

Поселок Мульта - поселок Маральник-1 - озеро Нижнее Мультинское - озеро Среднее Мультинское - озеро Верхнее Мультинское - озеро Нижнее Поперечное - озеро Нижнее Мультинское - река Куйгук - озеро Куйгук - перевал Куйгук 1А - озеро Акчан - река Акчан - кош у реки Акчан - перевал Чернореченский - вершина горы 2365 метров - перевал 2140 метров - река Черная Речка 1-я - река Мульта - поселок Маральник-1.

Определяющие препятствия маршрута

Определяющие препятствия

Вид препятствия

К.С.

Характеристики препятствия

Способ прохождения

Перевал Куйгук

Скально-осыпной

Пешком, страховка треккинговыми палками, местами простое лазанье

Траверс хребта (перевал Чернореченский - вершина горы 2365 метров - вершина горы 2350 метров (радиально) - перевал 2140 метров)

Травянисто-скальноосыпной

реммастер

Жеронкин Кирилл Михайлович

хронометрист

Общая идея похода, выбор района, времени похода и логика построения маршрута

К выбираемому маршруту похода были предъявлены следующие требования:

посмотреть новый для всех участников регион - Республику Алтай

побывать на Мультинских озерах

пройти горный поход первой категории сложности

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут.

Изменения маршрута и их причины

6 июля в восьмой день маршрута пришлось отменить восхождение на вершину из-за непогоды. Во второй половине дня прошли километраж девятого ходового дня. 7 июля совершили траверс хребта через два перевала и проходом двух вершин, чтобы получилось второе препятствие 1А (согласовано по телефону с МКК).

Организационные вопросы

Транспорт

На старт маршрута

25.06.2021. Самолет Санкт-Петербург - Барнаул. Прилет 26.06.2021.

26.06.2021 и 27.06.2021 - закупка продуктов и газа.

28.06.2021. Заказной микроавтобус от города Барнаул до поселка Мульта.С финиша маршрута

09.07.2021. Заказной микроавтобус от поселка Маральник-1 до города Барнаул.

11.07.2021. Самолет Барнаул - Санкт-Петербург.

Контакты

Круглосуточный телефон МЧС по республике Алтай 8-388-22-2-37-58, mchs_ra@mail.ru.

Оформление пропуска в Катунский заповедник: заместитель директора заповедник Яшина Татьяна +7 913 699-407-9, altai-yashina@yandex.ru

Навигация на маршруте

Для координации движения группы на маршруте использовался два GPS - навигатор Garmin eTrex 20x. Загруженная в навигатор карта OpenStreetMap с рельефом местности, позволяла хорошо ориентироваться на местности. Помогало ориентироваться приложение для мобильного телефона «Советские военные карты». Также были комплекты топо-карт местности (1:100 000).

Аварийные выходы с маршрута

Аварийных выходов с маршрута три:

• турбазы на Нижнем Мультинском озере
  • егерский кордон Среднем Мультинском озере
  • из долины реки Акчан в поселок Мульта.

Мобильная связь отсутствует на всем маршруте.

Страховка

Страховка для группы была оформлена в страховой компании САО «РЕСОГарантия». Страховые риски на медицинские и медико-транспортные расходы. Страховая сумма 100 тысяч рублей на человека.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и другихобъектов (занятий) на маршруте

Мультинские озера - одно из основных мест на маршруте. Популярные места среди туристов со всей страны.

Озеро и водопад Куйгук - красивые места, рекомендуются для посещения.

С седловин перевалов Куйгук и Чернореченский открываются панорамные виды.

Особенности питания и приготовления пищи

Раскладка была составлена из расчета трех горячих приготовлений пищи (завтрак, обед, ужин) плюс карманное питание в виде сухого пайка (энергетические батончики и орехи). Меню было составлено из продуктов, на приготовление которых необходимо минимальное время (каши, вермишель и пюре быстрого приготовления) с добавлением тушенки в фольге фирмы «Кронидов». Было достаточно сладкого.

Всю еду и чай готовили на газу.

На некоторых стоянках удавалось развести костер (в разрешенных местах) для обогрева.

Техническое описание, хронометраж, фотоматериалы

День 1 - 29 июня (вторник)

28 июня вечером мы приехали в поселок Мульта, где заночевали на турбазе.

Утром 29 июня в 9 утра вышли на маршрут. Грунтовая дорога через поселок Маральник-1 до долины реки Михайловка. К этому моменту прошли около 13 км. Далее путь был сложнее: более частые перепады высот. Прошли три брода: один через реку Михайловку (без обуви примерно по колено), два через ручьи, впадающие в реку (первый почти по пояс - некоторые смогли пройти его бревну со страховкой альпенштоком, второй по колено). К этому моменту пошел дождь. Мы достаточно промокли к нашему приходу на Нижнее Мультинское озеро примерно в 19:30. После установки лагеря на северном берегу озера, весь вечер сушили одежду на костре.

Итого за день прошли около 24 км. Высота стоянки 1640 метров.

Алтайские горы за лесом

Кони пасутся

Брод по бревну с самостраховкой альпенштоком

Ставим лагерь на берегу Нижнего Мультинского озера

На берегу Нижнего Мультинского озера

День 2 - 30 июня (среда)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30. Выход в 10:30.

Шли по тропе вдоль западного берега Нижнего Мультинского озера. Тропа достаточно хоженая, но истоптана конями (как и большинство популярных троп на маршруте). Далее у нас был переход через Мульту по камням рядом с водопадом Шумы (перекат воды из Среднего Мультинского м Нижнее Мультинское озеро). После перехода шли по тропе по восточному берегу Среднего Мультинского озера, затем по восточному реки Мульта. На Среднем Мультинском озере егерь проверил пропуск в заповедник и взял «дань» за ночевку на разрешенной стоянке. К стоянке на слиянии рек Мульта и Поперечная пришли около 18 часов. Здесь мы встали на три ночи.

Итого за день прошли 9 км. Стоянка на высоте 1690 метров. Набор высоты +50 метров.

Идем по тропе через лужи вдоль Мультинских озер

Лазаем по камням у водопада Шумы

Приближаемся к реке Поперечная

День 3 - 1 июля (четверг)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30, выход в 10:00.

Радиальный выход на Нижнее Поперечное озеро. Живописный маршрут: снежные виды горных вершин, водопады, лес. Тропа до озера по южному берегу реки Поперечная. Озеро обошли вокруг, провели на нем много времени, купались. Около 17:00 вернулись на стоянку.

Итого за день прошли 10,5 км. Перепад высот: +200 метров, - 200 метров.

Водопад по пути к Нижнему Поперечному озеру

Курумник по пути к озеру

Озеро Нижнее Поперечное

На водопаде рядом с нашей стоянкой

День 4 - 2 июля (пятница)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30, выход в 10:00.

Радиальный выход на Верхнее Мультинское озеро. Хоженая тропа вдоль восточного берега реки Мульта, красивое озеро. Много водопадов, стекающих в водоем.

Верхнее Мультинское озеро также обошли вокруг. Около 16:30 вернулись на стоянку.

Итого за день прошли 9 км. Перепад высот: +130 метров, - 130 метров.

По пути к Верхнему Мультинскому озеру

Один из водопадов на Верхнем Мультинском озере

Верхнее Мультинское озеро

Группа на берегу Верхнего Мультинского озера

День 5 - 3 июля (суббота)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30, выход в 10:30.

Возвращаемся по тропе вдоль Мультинских озер. Идем по восточному берегу Нижнего Мультинского озера. На его берегу недалеко от реки Мульта ставим лагерь. На стоянку пришли в 16 часов.

Итого за день прошли 8,5 км. Перепад высот: - 70 метров.

Небольшой музей рядом с егерским кордоном

Среднее Мультинское озеро

Вид с топы на водопад Шумы

День 6 - 4 июля (воскресенье)

Подъём дежурных в 6:30, группы в 7:00. Выход в 09:00.

С этого дня началась спортивная часть похода. По тропе, идущей через лес на восток от реки Мульта, идем около 2 км до реки Куйгук. Переходим её по мосту. Далее двигаемся вверх по восточному берегу долины реки. Идем не спеша. Маршрут около 8 км. Доходим до живописного водопада Куйгук. Переходим по камням в брод реку Куйгук и по крутому подъему поднимаемся к вершине водопада справа по ходу движения. Далее проходим ещё 100-200 метров и выходим к озеру Куйгук, на северном берегу которого ставим лагерь. На стоянку пришли примерно в 16:30.

Итого за день прошли 10,5 км. Стоянка на высоте примерно 2030 метров. Перепад высот + 400 метров.

Мост через реку Куйгук

Привал в долине реки Куйгук

Водопад Куйгук

Озеро Куйгук

День 7 - 5 июля (понедельник) Подъём группы в 5:30. Выход в 7:30.

Встали пораньше, чтобы успеть подняться на перевал Куйгук до жары. Встречная группа, которую видели 4 июля, предупредила нас, что будет два крутых сброса при спуске с перевала. Подход к перевалу вдоль озера Куйгук справа по ходу движения (вдоль юго-западного берега озера). Тропа вся из курумника. Так шли чуть больше километра. Два небольших брода через ручьи, стекающие в озеро Куйгук. Броды были перед началом подъема на перевал Куйгук юго-восточного берегу озера. Перешли их по камням. Далее начался подъем. Скально-осыпной характер, уклон в среднем 15-20 градусов. Лучше ориентироваться на трек: есть несколько троп, но большинство из них выводят на пути подъема с уклоном до 40 градусов, по снежникам. На седловине перевала были примерно в 12:00. Седловина представляет собой площадку, глубиной до 3 метров и шириной около 30 метров, окруженную в некоторых небольшим скальным «забором» до полуметра высотой. Частично небольшой скальный цирк. Фактически, идеальное место для прохода хребта: вправо и влево от седловины уходят скалы вверх намного выше вершины перевала. На седловине провели минут 45. Непосредственно от седловины перевала спуск идёт по локальным скальным полочкам. Участок этот не продолжительный, но пускаться с рюкзаком достаточно некомфортно, поэтому организовали передачу рюкзаков по цепочке. Через 50 метров снова спуск по локальным скальным полочкам. Таким же образом спустили по цепочке рюкзаки, далее небольшое скалолазанье при спуске. После этого спустились уже спокойно без приключений к озеру Акчан. Характер спуск скально-осыпной, уклон 20-25 градусов. Было ощущение, что когда-то тропа проходила в стороне от этих двух обрывов. Но там был обвал. Перевал Кайгук является сильной 1А за счёт двух локальных участков, на которых требуются элементы простого лазания. В плохую погоду из-за мокрых скал, возможно, потребуется провеска перил для спортивного спуска. Для закрепления веревки могут понадобиться скальные крючья и молоток. Лагерь поставили на северо-западном берегу озера Акчан около тропы.

На стоянку пришли в 16:30. Итого за день прошли 5,5 км. Стоянка на высоте 2130 метров. Перепад высот: +470 метров, -370 метров.

Приближаемся к подъему на перевал Куйгук

Брод перед подъемом на перевал

Подходим к седловине перевала Куйгук

На седловине перевала Куйгук

Озеро Акчан и гора Колбан

Слева место спуска. Справа, видимо, когда-то был другой спук

Середина спуска с перевала

День 8 - 6 июля (вторник)

Подъём дежурных в 4:30, группы в 5:00. Планировали выйти в 6 утра на вершину горы 2831 метр. Примерно в 5:30 начался ливень. Дождь шел почти до 12 часов. Подтопил одну из палаток. Восхождение пришлось отменять: все скалы были мокрые. В 14 часов отправились к следующей стоянке. Шли по разбитой конями тропе вдоль западного берега реки Акчан. По пути было пять бродов в основном по камням. Около 15 часов опять пошел дождь. В итоге дошли до плановой стоянки у коша недалеко от впадения безымянного ручья в реку Акчан. Ручей перешли в брод: частично по камням, частично по кочкам, торчащим из образовавшемся болотце от ручья. Встали рядом с кошем.

На стоянку пришли в 18:00. Итого за день прошли 9 км. Стоянка на высоте 1750 метров. Перепад высот: +30 метров, -400 метров.

Вышли в путь от озера Акчан

Идем вдоль реки Акчан

Брод недалеко от коша

День 9 - 7 июля (среда)

Подъём дежурных в 6:30, группы в 7:00. Выход в 09:00.

Начали подъем на перевал Чернореченский. Травянисто-осыпной склон, крутизной в среднем 15 градусов. На перевал взошли в 12:15. Сделали там обед без готовки горячего. С седловины перевала красивый панорамный вид. Поймали связь: по телефону согласовали с МКК прохождение второго препятствия 1А. В 13:30 пошли траверсом по хребту с восхождением на две вершины по пути: вершина горы 2365 метров и вершина горы 2350 метров (радиально). В основном курумник, периодически крутизна до 25 градусов. После этого спустились на седловину безымянного перевала на высоте 2140 метров. В 200 метрах от седловины был один из истоков реки Черная Речка 1-я. Там мы набрали воды. Стоянка прямо на седловине безымянного перевала: место закрыто деревьями, а рядом прекрасный вид на горы Катунского хребта. Карта, высотный график и оценка категории трудности траверса хребта представлены в пунктах 2 и 3 главы 4 отчета.

На стоянку пришли в 17:00. Итого за день прошли 9 км. Стоянка на высоте 1665 метров. Перепад высот: +730 метров, -360 метров.

На старте ходового дня

Подход к подъему на перевал Чернореченский

Поднимаемся на перевал Чернореченский

На седловине перевала Чернореченский

Вид с хребта

Вершина горы 2365 метров

Вершина горы 2350 метров

День 10 - 8 июля (четверг) Подъём дежурных в 7:30, группы в 8:00. Выход в 10:00.

Большой сброс высоты при спуске с перевала. Склон преимущественно травянистый, крутизна до 25 градусов. В итоге вышли к реке Черная Речка 1-я. Вдоль её северного берега дошли до реки Мульта. Оттуда пошла уже дорога вдоль восточного берега реки до финиша маршрута - поселка Маральник-1.

На финиш маршрута пришли в 16:00. Итого за день прошли 8 км. Стоянка на высоте 1170 метров. Перепад высот: -970 метров.

Утром 9 июля из поселка Маральник-1 нас забрал заказной микроавтобус, который довез группу до города Барнаул. Из Барнаула мы вернулись в Санкт-Петербург 11 июля.

Вид с седловины перевала 2140 метров

N 50.07196° E 85.94068°

Высотный график

Высотный график нитки маршрута

Карта и высотный график траверса хребта через перевал Чернореченский

Оценка категории трудности траверса хребта

Сравнительная таблица оценки категории трудности траверса хребта через перевал Чернореченский на основании таблицы оценки трудности препятствий для перевала 1А категории трудности

Категория трудности перевалов

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения и биваков

Общее время преодоления перевала.

Кол-во точек страховки (n).

Длина определяющего участка (L)

Необходимое специальное снаряжение

По классификатору

Простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30°, пологие (до 15°) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал обычно наличие троп на подходах.

Простейшая индивидуальная техника передвижения самостраховка альпенштоком или ледорубом. При переправах через реки на подходах может потребоваться страховка с помощью веревки. Ночевки в лесной или луговой зоне в палатках

Несколько часов n=0

L=0

Обувь на нескользкой подошве, альпенштоки, страховочные пояса, грудные обвязки и карабины на каждого участника. 1-2 основные веревки на группу

Крутой травянистый склон крутизной до 25°.

Скалы на вершине хребта, скальные вершины с уклоном на подступах до 25°.

Наличие тропы на подходе.

Самостраховка треккинговыми палками.

При подъемах на пики вершин 2365 метров и 2350 метров применялись простейшие приемы лазанья.

Ночевка в небольшом лесном участке рядом с седловиной перевала 2140 метров.

Общее время преодоления траверса более 8 часов (без учета времени отдыха на седловинах перевалов). n=0

L=0

Обувь на нескользкой подошве, треккинговые палки

График движения

Дни пути

Участок пути (от - до)

Протяжённо сть в км

Ходовое время

Определяющие препятствия на участке

Метеоусловия

Посёлок Мульта - поселок Маральник-1 - река Михайловка - озеро Нижнее Мультинское

24 км

09:00 - 19:30 пешком

Переменная облачность, во второй половине дня дождь +190 С.

м.н. - озеро Среднее Мультинское - река Мульта - слияние рек Мульта и Поперечная

10:30 - 18:00 пешком

Переменная облачность +210 С.

м.н. - река Поперечная - озеро Нижнее Поперечное - слияние рек Мульта и Поперечная

10,5 км

10:00 - 17:00 пешком

Солнечно +240 С

м.н. - река Мульта - озеро Верхнее Мультинское - слияние рек Мульта и Поперечная

10:00 - 16:30 пешком

м.н.- река Куйгук- водопад Куйгук- озеро Куйгук

10,5 км

09:00 - 16:30 пешком

Переменная облачность +230 С.

м.н. - перевал Куйгук - озеро Акчан

5,5 км

08:00 - 16:30 пешком

Перевал Куйгук 1А. Скально-осыпной подъем и спуск.

Переменная облачность + 220 С

м.н.- река Акчан - ручей, впадающий в реку Акчан - Кош у ручья

14:00 - 18:00 пешком

Утром ливень, вечером сильный дождь +170 С

м.н.- перевал Чернореченский - вершина горы 2365 метров -

09:00 - 17:00

Траверс хребта 1А (перевал Чернореченский - вершина горы 2365 метров - вершина горы 2350

Солнце, переменная облачность +210 С.

вершина горы 2350 метров

(радиально) - северный исток реки Черная Речка 1-я - седловина перевала 2140 метров

пешком

(радиально) метров - перевал 2140 метров). Травянисто-осыпной подъем и спуск, скальный гребень.

м.н.- река Черная Речка 1-я - река Мульта - поселок Маральник-1

8 км

10:00 - 16:00 пешком

Солнце, переменная облачность +200 С.

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100 000

Расчёт категории сложности маршрута

Расчет произведен на основании «Правил по спортивному туризму».

Требования к горным туристским маршрутам 1-6 категории сложности

Согласно пункту 1.9.15. «Правил» наиболее распространенными категорированными препятствиями, характерными для горных туристских маршрутов являются: вершины, траверсы вершинных гребней и горных хребтов. Количество пройденных препятствий 1А категории трудности - 2 шт.

Протяженность маршрута в зачет - 116 км (97 км * 1,2 согласно пункту правил 1.9.14.3 для сильнопересеченной местности).

Следовательно, данный маршрут по своим параметрам подходит как горный маршрут 1 категории сложности.

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

Итоги:

маршрут оказался довольно живописным и интересным для прохождения - нитка маршрута была пройдена группой с изменениями, о чем писалось ранее.

Выводы:

• маршрут подходит для групп, желающих посмотреть красоты Алтая в несложном спортивном походе в высокогорье
  • перевал Кайгук является сильной 1А за счёт двух локальных участков, на которых требуются элементы простого лазания. В плохую погоду из-за мокрых скал, возможно, потребуется провеска перил для спортивного спуска.

Рекомендации:

• для прохождения горной части маршрута лучше закладывать дополнительный день на случай непогоды
  • рекомендуется иметь для самостраховки треккинговые палки. Это значительно упрощает и ускоряет прохождение маршрута
  • сильно экономит газ применение систем приготовления пищи типа JetBoil и его аналогов. Расход не более 30 грамм на человека в сутки
  • лучше добавлять в сырую воду витамины хотя бы раз в день в бутылку воды (изотоники и витамин C).