Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск

Каждый умирает от того, к чему стремится ©
Часть I

Жизнь человека, вопреки впечатлению, создаваемому инстаграмом, состоит не только из успехов, побед и улыбок. А жизнь спортсмена в особенности. За каждым успешным рекордным прохождением, за каждой золотой медалью стоят годы тренировок, мозоли в кровь и, конечно, травмы. И чем больше вы проводите времени в горах, тем больше вероятность травмы, ничего не поделаешь — статистика… С другой стороны, опыт работы на рельефе приобретается не где-нибудь, а в горах, и чем больше опыта, тем меньше вероятность сделать ошибку. Но это не точно. Такой вот полный противоречий процесс, как сама жизнь.

Оттачивать мастерство с новым напарником решили поехать в Арчу. Этот район — кузница, выковавшая не одно поколение сильнейших альпинистов, найдется задача и для нас. Планы были грандиозные: несколько «шестёрок» на Свободную Корею, каждая за день. Хорошая альпинистская задача, на вырост.

Акклиматизироваться решили методом фирменной шоковой терапии:
1й день - прилёт, ночевка на 2200(альплагерь)
2й день - подъём на Рацека со всем грузом, прогулка на Учитель (до гребня), — примерно 3800м
3й день - подъём на Учитель, ночёвка (4540)
4й день - спуск, отдых на Рацека
5й день - подъём на Коронские
6й день - маршрут Барбера

Барбера сходили втроём: я, Саша Рындык и Иван Рыбников. Дальше Ваня поехал домой, а мы с Саней посчитали что акклиматизация закончена и можно перейти к «основным мероприятиям».

Первым в списке был маршрут «Директ» Александра Ручкина. Его уже однажды ходили за сутки и поэтому сомнений не было. Договорились лезть по очереди: сначала страхую я, прохожу ИТОшные участки, затем меняемся. По моим прикидкам, на гребне мы должны оказаться в сумерках. Проушины на спуск по Барберу уже готовы и даже промаркированы светоотражающей лентой.

Первые веревки по льду не вызвали вопросов, кроме, пожалуй, крутизны: то, что смотрелось пологим, перед перегибом взмыло градусов до 85. Потом начались заснеженные скалы. Этот участок я помню с 2019 года, когда лазили Беззубкина. Гребёшь, гребёшь, чтобы откопать зацепку или рельеф под страховку. Зацеп откопал, со страховкой облом, гребёшь дальше. Потихоньку добрались до стены, рельеф сразу «встаёт». Небольшие ледовая речка обходит скальный бастион справа, под начало нависающего внутреннего угла, образованного серией карнизов. Развальня выше среднего.

Приходится анализировать каждый шаг: за что браться, куда забить фифу, чтобы не спустить на напарника или верёвку булыжник. Вот уже прошёл карнизы, внутренний угол, перепрыгнул в следующий, уже положе, перехожу на лазание. Полностью лезть не получается: рельеф слишком заглажен: мало зацепок под руки. С лазания ставлю точку, перехожу обеими ногами на маленькую полочку. Впереди внутренний угол без зацепок, слева надо мной отщеп, в основании отщепа щель.

Обстукиваю отщеп молотком: звук не похож на то, что обычно вызывает сомнения: как по монолиту. Ставлю красный тотем под камень, встёгиваю лесенку, гружу, переношу вес, вдруг камень страгивается и идёт на меня. Я не успеваю ничего сделать, только инстинктивно хватаюсь за предыдущую точку правой рукой.

Камень идёт сквозь меня...

Моя фототехника в горах

Тактика передвижения по льду

Как сэкономить в экспедиции

Расход газа на восхождении

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)

Ратмир Мухаметзянов. Ала-Арча

Ратмир Мухаметзянов. Ашат

Ратмир Мухаметзянов. Маршрут Русяева 6Б в двойке.
«Нам этот маршрут подходит по стилю!»