Автор: Михаил Кошевенко. г.Москва

Отчет о горном туристском походе 3 к.с. по Зап. Кавказу (Гвандра), совершенном группой туристов ТК «Вестра» г. Москвы в период с 17 по 30 июля 2021 года

Справочные сведения о маршруте

Проводящая организация:

Московский клуб туристов «Вестра». Адрес: г. Москва, Студеный проезд, дом 7.

Выпускающая организация: МКК ФСТ-OТМ. Маршрутная книжка: № 1/3-309.

Район проведения:

Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика и Кабардино-Балкарская Республика. Географический район похода: Западный Кавказ, Гвандра.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности маршрута

Протяженность активной части маршрута, км.

Макс. высота, м.

Макс. высота ночевки, м.

Продолжительность, дн.

Сроки проведения (активной части)

общая

активной части

горный

125,4 (без учета коэф. 1,2)

125,4*1,2=150,5

3 570

3 122

с 17.07 по 30.07.2021 г.

Подробная нитка маршрута.

Заявленный маршрут: г. Москва г. Минеральные воды пос. Даут дол.р. Даут пер. Уллу-Муруджу (1Б, 3340) исток р. Уллу-Муруджу пер. Муруджу (2А, 3250) дол.р. Кичи-Муруджу пер. Миронова (2А, 3527) дол.р. Махар т/б «Глобус» д.р. Гондарай д.р. Джолпакол д.р. Кичкинекол-Джалпакольский пер. СК МИФИ (2А, 3570) исток р. Мурсалы пер. Плевако (2А, 3391) пер. Черенкол (1А, 3280) дол.р. Мырда а/л Узункол дол.р. Кичкинекол пер. Кичкинекол Малый (1А, 3180) дол.р. Чунгур-Джар дол.р. Чиринкол дол.р. Кубань дол.р. Уллукам пер. Хотютау (1Б, 3500) лед.Азау Большой ст. Старый Кругозор поляна Азау г. Москва

Пройденный маршрут: Не отличается от заявленного.

Новизна

Мы прошли насквозь перевал Муруджу, последний отчет по которому датировался 2011 годом (Политова Г.А.) и описывал только радиальное восхождение на перевал из долины Уллу-Муруджу, без спуска на южную сторону. Мы нашли путь на перевал сильно изменившимся, т.к. ледник значительно осел и отступил. В условиях нынешнего состояния ледника нами предложен новый путь прохождения перевала выход на верхнюю часть ледника по скальной полке на бараньих лбах (см. описание).

Мы планировали пройти перевал Плевако с севера на юг и сколько не старались находили только описания с юга на север, т.е. на спуск по скальной части. Замаячила условная новизна, но неожиданным образом, из снятой нами на перевале записки выяснилось, что группа А.Чаплыгина прошла перевал Плевако с севера за 12 дней до нас. Тем не менее мы даём первое подробное описание пути подъёма по кулуару с севера.

Обзорная карта региона с указанием маршрута.

Определяющие препятствия маршрута:

Спуск

пер. УллуМуруджу

1Б, 3340

Скально-осыпной кулуар до 30 град, снежник крутизной до 30-35 град.

Подвижная осыпь до 30 град, снежный склон крутизной до 35 град.

Из дол. р. Рынджи (Даут) в дол.р. Уллу-Муруджу

пер. Муруджу

2А, 3250

Откр. ледник до 30 град., и закр. ледник 10-15 град.

Осыпной кулуар, крутизной до 35-40 град.

Из дол. р. УллуМуруджу в дол.р. Кичи-Муруджу (Клухор, Гоначхир)

пер. Миронова

2А, 3550

Открытый и закрытый ледник крутизной 15-20 град

Скальный кулуар переменной крутизны до 60 град., протяженностью 110 метров

Из дол. р. КичиМуруджу в дол.р. Джелсуг-Чией

(Махар)

пер. СК МИФИ

2А, 3570

Средняя осыпь крутизной до 25 -30 град.

Снежный склон, крутизной до 40 град.

Из дол. р. Джалпакол (Гондарай, Махар) в дол. р. Мурсалы

пер. Плевако

2А, 3391

Открытый, закрытый ледник, скальный кулуар крутизной до 50-60 град.

Осыпь, крутизна до 30 град, конгломератная тропа.

Из дол.р. Мурсалы в дол.р. Черенкол (Гаралыкол, Узункол)

пер. Хотютау (южный)

1Б, 3501

Мелкая, средняя и крупная осыпь, крутизной до 30 град.

Осыпь до 25 град, пологий открытый ледник.

из дол. р.Уллукам на плато Хотютау, в дол.р. Азау (Баксан)

Список сокращений

L (по карте)

пройденное расстояние

+dH (-dH)

набор (сброс) высоты на указанном участке пути

Hmax (Hmin)

максимальная (минимальная) высота на указанном участке пути

град.

градус

УТП

учебно-тренировочный поход

Справочная информация о районе проведения похода

Краткий обзор района

Горным районом Гвандра принято называть восточную часть Западного Кавказа. К району относится участок ГКХ от Даутского хребта на западе до Юго-западного ребра Эльбруса на востоке, северные отроги ГКХ разделяющие долины рек Уллу-Езень, Восточный Кичкинекол и Чиринкол (Чирюкол), хребты Махар и Куршо, а также Южные отроги ГКХ: хребты Клыч, Гогуа и Кодорский хребет.

Появлению первых подробных описаний северной части этого района мы обязаны географу Николаю Адольфовичу Бушу, который в конце 19 века по поручению РГО провел ряд экспедиций на Западном Кавказе, с целью исследования растительности и ледников региона. До появления работ Н.А.Буша территория нынешней Гвандры севернее ГКХ практически не была исследована, а наивысшая точка района хоть и была нанесена на карту, как «вершина высотой более 3900 м.» точного названия еще не имела.

С 30-х годов 20-го века началось освоение этого района советскими туристами и альпинистами. В районе постоянно действовало несколько «горно-туристских» лагерей. Большинство известных в наше время классических альпинистских маршрутов на многочисленные вершины района: Далар, Двойняшка, Замок, Кирпич, пик Шоколадный, Доломиты и т.д. были пройдены именно в довоенное время.

С 1959 года на Узункольской поляне начал свою работу новый альплагерь, первоначально получивший также название Гвандра. Но по настоянию местных властей потребовали, чтобы лагерь носил карачаевское название, и он был переименован в Узункол. В настоящее время это один из наиболее посещаемых и популярных альплагерей Кавказа, известный своими давними спортивными традициями. Популярность лагеря приводит к тому, что и сам район постепенно начинает ассоциироваться исключительно с Узунколом, заменяя и вытесняя из оборота название Гвандра.

С точки зрения горного туризма этот район очень интересен и удобен главным образом для учебных групп и спортивных походов 2 и 3 к.с. В районе есть и достаточное количество перевалов 2Б, но мы не возьмемся рассуждать об особенностях проведения в районе походов 4 к.с.

Прежде всего Гвандра очень красивый район. Район отличается буйной растительностью, резкими перепадами высот, обилием рек и озер, небольшой средней высотой (3300 - 3500 м) и при этом, значительным оледенением. В горах много памятников истории и мемориальных знаков. Район довольно хорошо освоен, но несмотря на это в нем до сих пор сохранилось значительное количество перевалов, не внесенных в каталог ФСТР. Благодаря активной работе альплагеря в долинах рек сохраняются хорошо натоптанные тропы и имеется большое количество подготовленных стоянок.

Горы здесь имеют резкие очертания и глубоко расчленены. Значительное оледенение вызванное большой влажностью позволяет практиковаться на ледовом и снежном рельефе, при том, что высоты в районе довольно умеренные, что позволяет легко адаптировать новичков к высоте. Интенсивное отступление ледников, как и везде, приводит к тому что ситуация на перевалах постепенно меняется. Многие перевалы в последнее время потеряли значительную часть снега и обладают повышенной камнеопасностью. Мы пришли к единодушному мнению, что перевалы в районе ощутимо сложнее, чем перевалы той же категории в Приэльбрусье или Архызе.

Логистически район довольно удобен и для заезда (маршруты удобно начинать из пунктов, имеющих автомобильное сообщение: Даут, Учкулан, Актюб и Хурзук), и в плане размещения забросок на турбазе Глобус и в альплагере Узункол. Но есть и определенное неудобство, а именно Тебердинский государственный природный биосферный заповедник, расположение которого существенно ограничивает возможности планирования маршрутов.

При планировании логичных линейных маршрутов не хватает километража и их приходится заканчивать в Терсколе, в очередной раз проходя через Хютютаю и т.п.

Режим пребывания в природоохранных зонах

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник существует с 1935 года. Общая площадь заповедника составляет 112,6 тыс.га. А с 2009 г. Тебердинскому заповеднику передан под охрану Государственный природный заказник федерального значения «Даутский» площадью 74,9 тыс.га.

Тебердинский заповедник расположен на северных склонах главного Кавказского хребта в верхней части Тебердинской долины. Естественными границами служат водоразделы: на востоке междуречье рек Теберда и Даут на западе междуречье рек Теберда и Аксаут на юге ГКХ. Северная граница сформирована реками Джамагат и Муху. Архызский участок заповедника расположен в долине Кизгыч (верховья реки Большой Зеленчук).

Главное отличие всех типов охраняемых природных территорий заключается в режиме их охраны. В заповедниках он строже это территории, максимально закрытые для посещения и деятельности человека, т.к. сохранение природных территорий и поддержание их в естественном состоянии возможно лишь при максимальном снижении антропогенного воздействия.

Т.к. на Тебердинский заповедник кроме природоохранных и научноисследовательских задач возложены задачи развития познавательного туризма, экологического просвещения и т.п., на территории заповедника выделена «рекреационная зона» к которой относится Домбайский туристический комплекс и база отдыха Алибек (общая площадь около 110 га выведенных из режима заповедника).

Кроме этого, на территории заповедника организовано посещение маршрутов для познавательного туризма, а также альпинистских маршрутов общей протяженностью около 76 км. Маршруты для туризма рассчитаны на прохождение в течение дня и по сути своей являются экскурсиями в природную среду. Стоимость посещения таких маршрутов составляет 200 рублей с человека.

Есть в заповеднике так же зона «ограниченного хозяйственного использования» площадью 280 га, где расположены сенокосные угодья и производится выпас скота.

Остальная территория заповедника является зоной покоя, нахождение на которой является нарушением заповедного режима. Посещение этой территории разрешается в исключительных случаях и подразумевается получение разрешения.

В соответствии с действующим законодательством, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях ООПТ относится к административным правонарушениям и «...влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой» (статья 8.39 КоАП РФ). Причинение значительного ущерба охраняемой природной территории относится к разряду уголовно наказуемых деяний и согласно статье 262 УК РФ может повлечь наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей, ..., либо в виде исправительных работ сроком до двух лет.

На протяжении последнего времени группы организованных туристов неоднократно проходили маршруты, частично спланированные на территории Тебердинского заповедника. При этом случаи выдачи группам спортивных туристов официальных разрешений на посещение заповедника нам не известны.

Заказник это охраняемая природная территория, на которой временно или постоянно, полностью или частично запрещена хозяйственная деятельность. Т.е. пребывание на территории Даутского заказника не запрещено.

При въезде в долину реки Даут находится КПП со шлагбаумом. Руководитель группы был приглашен для беседы, в ходе которой дежурный смотритель кордона поинтересовался лишь тем, зарегистрирована ли наша группа в МЧС, записал фамилию руководителя в журнал, после чего открыл шлагбаум. Никакого пропуска нам не выдавалось, никакой платы с нас не взималось.

Получение пропусков в пограничную зону

Для передвижения по запланированному маршруту группе потребовалось оформление пропусков в пограничную зону в ПУ ФСБ РФ по Карачаево-Черкесской Республике, находящемуся по адресу г. Черкесск, ул. Доватора, д.84 «Б», тел.: +7 (8782) 2641-33, 20-18-00, и ПУ ФСБ РФ по Кабардино-Балкарской Республике по адресу: г. Нальчик, ул. Кабардинская, д. 192, тел.: +7 (8662) 48-18-57, 48-18-39.

Мы оформляли индивидуальные пропуска на каждого участника группы, направляя запросы на электронные адреса пограничных управлений: - пограничное управление по КЧР: pu.kcherkes@fsb.ru - пограничное управление по КБР: pu.kbr@fsb.ru.

Оформление заявлений в погрануправления КЧР и КБР имеют различия в части конкретизации нитки маршрута в приграничной зоне. В КЧР достаточно просто прописать нитку маршрута. В КБР с 2017 года действует «Реестр основных туристических

(альпинистских) маршрутов, расположенных в пограничной зоне КабардиноБалкарской Республики» (рег. № 804 от 16 июня 2017 г.). При подаче заявления необходимо перечислить номера всех «подходящих» маршрутов из Реестра. Текст реестра:

Пропуска оформлялись на всю приграничную территорию КЧР и КБР, сроком действия с 01 июня по 01 октября 2021 года.

Поисково-спасательные службы

Вся территория Карачаево-Черкесской республики относится к зоне ответственности Карачаево-Черкесского поисково-спасательного отряда МЧС России (КЧ ПСО) филиала ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (СКР ПСО МЧС России).

КЧ ПСО включает в себя семь постоянно действующих поисково-спасательных подразделений и одно подразделение (Аксаутское) действующее в период туристского и альпинистского сезона.

На сайте КЧ ПСО можно прочесть информацию о том, что непосредственно в горах располагаются четыре ПСП, одно из которых «Верхне-Кубанское ПСП» базируется в верховьях реки Битюктюбекол (Битиктебе) (2720 метров над уровнем моря) и прикрывает территорию «Западного Приэльбрусья». К зоне ответственности данного подразделения условно относят территорию от перевала Балк-Баши, находящегося в верховье реки УлуХурзук, до перевала Азау, в верховье реки Улу-Кам, а также, ВНИМАНИЕ!, Даутское, Махарское ущелья и Узункол. Количество спасателей в смене Верхне-Кубанского ПСП 1-2 спасателя.

Других территориально выделенных подразделений в районе нет. Ближайшее находится в п. Домбай. Поэтому вся реальная помощь и спасение появляется в районе Гвандры из Черкесска. В этой ситуации вопрос наличия страховки и вертолета в ней является особенно актуальным.

В случае необходимости авиация МЧС России выделяется по согласованию с СКР ПСО МЧС России. В случае экстренной необходимости, для проведения работ в высокогорной зоне ответственности КЧ ПСО, существует договоренность о привлечении авиационной техники клуба «Вертолетное Продвижение».

Контакты КЧ ПСО по вопросам регистрации туристских групп и отдельных туристов: +7 (8782) 26-60-56, cuks_kchr@mail.ru.

Оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по КЧР: +7 (8782) 26-62-00.

В Эльбрусском районе КБР специализированной спасательной службой является Эльбрусский ВПСО МЧС РФ, расположенный в пос. Терскол. Телефоны для связи: +7 (86638) 7-14-89 (оперативный дежурный отряда), +7 (928) 694-51-19 (моб.).

Головной структурой, координирующей действия региональных ПСО на Кавказе является ФГКУ «Северо-Кавказский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России», расположенный по адресу Ставропольский край, г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. Промышленная, д.7, телефон дежурного: +7 (87934) 0-53-64.

Учитывая, что наш маршрут проходил по территории двух республик КЧР и КБР мы решили зарегистрировать группу в СКР ПСО, как в головной структуре, чтобы избавиться от необходимости звонить в два разных управления. В принципе у нас все получилось, и этот способ мы можем рекомендовать. Но. При выходе на маршрут и при снятии с учета нам показалось, что дежурный как-то долго искал нашу группу в своем журнале, удивляясь странности регистрационного номера, так что нам приходилось какоето время объяснять, что мы ставились на учет именно у них, непосредственно по этому номеру телефона и т.д. У наших товарищей из отделения Грашина, которые регистрировались непосредственно в республиканских МЧС, аналогичные процедуры проходили проще.

Логистика

По состоянию на июль 2021 года, в поселок Даут ведет хорошая грунтово-гравийная дорога, проложенная по орог. левому берегу реки Даут. Но в период подготовки и планирования похода состояние дороги выяснить нам не удалось: никто из водителей готовых осуществить заброску свежего опыта поездки в этот район не имел. Поэтому в качестве средства доставки мы выбрали транспортное средство повышенной проходимости типа «буханка».

Качество дороги нас приятно удивило и оставило ощущение что и обычная газель довезла бы нас до места с тем же успехом, но возможно быстрее и с несколько большим комфортом. Мост через Кубань очень добротный, железный, конструктивно напоминает железнодорожный, устроен на приличной высоте в его сохранности можно не сомневаться.

Доставка забросок на турбазу Глобус и в альплагерь Узункол была организована фирмой «Тау-Сервис», (контактное лицо Борис Саракуев, телефон +7928-950-38-68, почта bezonec@list.ru). Заброски оправлялись совместно с отделением Грашина К.С., что позволило вдвое снизить расходы нам это обошлось всего в 2000 рублей плюс хранение в пунктах выдачи. Хранение обходится 100 рублей в день за каждую сумку.

Маршрут был закончен на поляне Азау, откуда машина до аэропорта обходится примерно 1000 руб. с человека. Это касается и легковых автомобилей куда с рюкзаками помещается три человека и газелей, которые возят по этой цене группы размером от 7-8 человек. Естественно можно уехать и на маршрутке или рейсовом автобусе примерно за 400 рублей. Автобус отправляется утром и около полудня, а в остальное время ходит еще какое-то количество маршруток по нигде не опубликованному расписанию. Но в маршрутке крайне сложно ехать с большим рюкзаком.

Зоны покрытия сотовых операторов.

Перед выездом в район мы внимательно изучили карты покрытия сотовых операторов в районе проведения похода и обнаружили, что в первой части маршрута вплоть до стоянки под перевалом Миронова оператор YOTA обещает нам устойчивую мобильную связь и даже приличный интернет.

Мы обзавелись сим-картой этого оператора, но реальность оказалась сильно хуже обещанного. Тем не менее на некоторых перевалах Кышхаджерского хребта сотовая связь имеется. Связь почти всех операторов есть на перевале Уллу-Муруджу (вероятно есть она и на соседнем МТИЛП). Непосредственно на стоянке у озера под перевалом Муруджу связи нет, но, если подняться на холм западнее озера, загораживающий вид на долину реки Уллу-

Муруджу там есть отлична связь и интернет от Мегафон и YOTA (вероятно и весь остальной набор так же).

На стоянке на озере под ледником Юго-западный Даут так же прекрасно работают все операторы.

В альплагере Узункол сотовая связь отсутствует, но туда с 2021 года провели интернет и по вечерам, когда включается генератор, все желающие могут бесплатно подключиться к сети вай-фай.

В остальной части маршрута мобильная связь была замечена только на перевале Хотютау.

Общая идея похода, его цели и задачи

Данный поход готовился и проводился как учебно-тренировочный в рамках горной школы туристической подготовки специализированного уровня ТК «Вестра» г. Москва 2021 года. Одновременно в этом же районе (Гвандра) проводились походы третьей категории сложности еще двух отделений вышеуказанной горной школы (группы под руководством Грашина К.С., и Прохорова И.А.). Через координационный центр МКТ «Вестра» группы, участвовавшие в УТП, обменивались информацией о взаимном местонахождении и об условиях прохождения маршрутов. При необходимости, группы могли оказывать друг-другу необходимую помощь вплоть до совместной организации поисково-спасательных мероприятий.

С начала учебного года и до середины апреля планировалось проведение УТП в Киргизии (Кичик-Алай), но в виду отсутствия авиабилетов по приемлемым ценам, и в связи с неопределенностью вызванной пандемией, район был пересмотрен в пользу Гванды. Данный район, как более низкий, позволил уложить маршрут в две недели.

При планировании маршрута мы прежде всего руководствовались задачами УТП, т.е. необходимостью получения необходимой практики и возможностью проведения учебно-тренировочных занятий. С этой целью были выбраны определяющие препятствия с различными видами рельефа, а именно два снежно-ледовых и два скальных перевала, таким образом, чтобы иметь возможность пройти определяющий рельеф и на подъем, и на спуск. Кроме того, график движения был построен таким образом, чтобы иметь достаточно времени в местах с подходящим для занятий рельефом.

Несмотря на то, что район проведения похода считается хорошо изученным и подробно описанным, при подготовке маршрута возникли трудности с поиском актуальной и качественной информации. Кроме того, в этом году из-за снежной зимы было значительно больше снега, чем обычно, что должно было внести некоторые коррективы в техническую часть.

Задача достойного участия в соревнованиях так же ставилась перед группой. Преследуя цель занять место в тройке призеров, мы первоначально планировали повышенную сложность маршрута, дополнительно включив в финальной части перевалы Подарок 2А и АКТ (Ачаучат) 2А. Но в МКК сочли график движения избыточно напряженным для школьной группы и настоятельно рекомендовали снизить напряженность. После удовлетворения этих требований у нас исчезли запасные дни, и мы приняли решение отказаться от повышенной сложности в пользу полного прохождения запланированного маршрута, заявив только четыре препятствия определяющей категории трудности.

Таким образом в основные задачи похода входило:

получение участниками практического опыта и отработка технических приёмов, требуемых программой школы горного туризма специализированного уровня для

участников горных походов 3-4 к.с.

получение участниками соответствующего экспедиционного опыта и функциональных навыков в рамках распределенных должностей внутри туристской группы • составление актуальных качественных описаний пройденных препятствий

участие в соревнованиях.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Благодаря географическим особенностям района, выход к цивилизации был возможен за 1-2 дня по долинам рек. Пути аварийного выхода и запасные варианты прохождения маршрута были записаны в маршрутной книжке и доведены до сведения всех участников. Каждый участник имел при себе карту с нанесенным маршрутом, запасными вариантами и аварийными выходами с маршрута. Кроме того, участники имели памятки с необходимой информацией, в том числе контактами МЧС, координатора, врачейконсультантов и т.п.

Аварийные выходы с маршрута:

После прохождения пер.Уллу-Муруджу спуск по дол. реки Улу-Муруджу в дол. реки Теберда и далее, в пос. Теберда.

На участке маршрута между пер.Муруджу и пер.Миронова спуск по дол. рек КичиМуруджу, Клухор, Гоначхир в дол. реки Теберда и пос. Теберда.

На участке маршрута между между пер. СК МИФИ и пер. Плевако спуск по реке Мурсалы в пос. Актюб.

На участке маршрута между пер. Кичкинекол Малый и пер. Хотютау спуск по р. Кубань в пос. Актюб.

Для реагирования на возможные изменения снежно-ледовой обстановки в районе похода, ухудшение погодной ситуации, и учета физического состояния участников группы, при разработке маршрута были зарезервированы два запасных дня, а также запланированы следующие возможные запасные варианты маршрута:

Даты

Способ передвижения

Вариант 1:

5-6

Обход пер. Миронова (2А) через пер. Седло (1Б) + пер. Кичи-Муруджу Центральный (1А)

11,4

+709

-1150

Вариант 2:

Обход пер. СК МИФИ (2А) через пер. Невский (1Б*)

1,0

+117

-253

Вариант 3:

Обход пер. СК МИФИ (2А) через пер. Мурсалы (1Б)

1,2

+20

0:13

пешком

м.н. ст. 2383м. (ур. Рынджи)

18,02

2:01

3:56

пешком

акклимат. выход до высоты 3127м.

0,91

+217 -217

1:57

пешком

м.н. пер.Уллу-Муруджу (1Б, 3340)

1,38

1:36

2:31

пешком

м.н. - пер. Муруджу (2А, 3250)

1,20

1:18

2:48

пешком

м.н. пер. Миронова (2А, 3550)

2,80

+662

3:40

пешком

п.т. ступень под лед. (лев.исток р. Джелсуг-Чией)

2,40

3:12

5:00

пешком

м.н. пер. СК МИФИ (2А, 3570)

2,16

+448

2:07

2:48

пешком

п.т. исток р. Мурсалы (ниж.оз.)

2,11

-580

3:28

6:04

пешком

м.н. - пер. Плевако (2А, 3391)

1,48

-342

1:30

пешком

п.т. пер. Черенкол (1А, 3280)

0,57

+231

0:47

1:05

пешком

п.т. стоянка «на футбольном поле» (дно оз.)

1,11

2:23

2:46

пешком

м.н. дол.р. Кичкинекол (выше впадения р. Дорбунчат)

3,63

+146

1:07

1:20

пешком

м.н. пер. Кичкинекол Малый (1А, 3206)

5,05

+1030

2:52

3:57

пешком

п.т. ур. Аэродром слияние рек Чунгур-Джар и Ганышхан слияние рек Чиринкол и Кубань

13,35

1:56

4:10

пешком

м.н. пер.Хотютау (1Б, 3501)

2,64

2:41

4:43

пешком

Примечание: итоговый трек составлен из отдельных участков записей с нескольких приборов (смартфонов и GPS-навигатора). Величины суммарных набора и спуска приведены на основании данных из статистической таблицы интернет-ресурса «накарте.ми», сформированной в результате обработки нашего итогового трека.

ИТОГО на маршруте:

Чистое ходовое время

Общее расстояние

Общий набор высоты

Общий сброс высоты

Макс. высота

Мин. высота

70 ч. 35 м.

125,4 км. (без коэф.) 125,4*1.2= 150,5 км.

9089 м.

8572 м.

3570 м.

1670 м.

Высотный график движения

Красными точками выделены высоты ночевок.

Техническое описание прохождения маршрута. Дневник похода.

В тексте данного технического описания понятия «правый» и «левый» используются орографически (если не указано иное, например, «по ходу нашего движения»). Высоты перевалов, мест привалов и прочих точек, как правило приводятся в соответствии с данными ресурса «nakarte.me» (если не указан иной источник, например, «по данным нашего прибора GPS»).

Для удобства расчета ЧХВ и для наглядности отображения данных мы составили таблицы интервалов движения для каждого дня. При расчете ЧХВ стандартно не учитывается время привалов и разведок пути, но кроме этого мы не учитывали переправы через ручьи и реки, и некоторые другие остановки назначение которых указывается в тексте данного описания.

Темп движения, в основном, у нас был средний или выше среднего. На подъемах и технически сложных участках мы старались делать переходы около 30 минут и увеличивали их до 45-50 минут на спуске и на плоских участках. Отдых между переходами обычно составлял 10 и более минут. Статистика остановок ведется по данным прибора GPS.

Заезд.

Основная часть группы прилетела из Москвы в Минеральные воды в пятницу 16.07.2021 г. Исключение составила одна участница, которая самостоятельно добиралась до Карачаевска, где в согласованное время присоединилась к остальной группе на пути её следования в поселок Даут. Переезд был довольно долгим, т.к. неоднократно прерывался различными продолжительными остановками организационного характера: мы докупили продукты, упаковали и передали заброски для дальнейшей их перевозки, забрали в Карачаевске участницу и т.п.

Более развернутого описания заслуживает только последний отрезок пути по долине реки Даут. Поворот с асфальтированной дороги Карачаевск-Хурзук в долину реки Даут связан с переездом Кубани по мосту. Мост добротный стальной, расположен высоко над водой и его сохранность в будущем практически гарантирована.

Далее через 700 метров дорога пересекает реку Даут (переходит на левый её берег) и сразу после моста примерно в 19:30 нам пришлось остановиться у опущенного шлагбаума на кордоне заказника. Вопрос у работника кордона был всего один зарегистрирована ли наша группа в МЧС. После нашего утвердительного ответа фамилию руководителя занесли в журнал и шлагбаум открыл нам дальнейший путь никаких взносов, билетов и прочих финансовых расходов при этом не потребовалось.

В следующий раз мы остановилась в 21:15 уже в сумерках, в п. Даут перед притоком Кенделлесу, который машина традиционно не смогла переехать. Мы выгрузились, перешли реку по камням она совсем не страшная и пройдя по дороге чуть менее километра, встали на ночевку за пределами поселка.

День первый, 17.07.2021г.

Переход от п.Даут до слияния рек Даут и Рынджи (ур. Рынджи).

НОЧ.0

5:12

+525

18,02

В этот день, не взирая на поздний отбой дня предыдущего, встаем в 6:00 утра, т.к.

стараемся как можно быстрее войти в режим и настроить организмы на ранние подъёмы. В этот день на предстоит пройти 15 километров, но преимущественно по дороге или тропе и с незначительным набором (всего 400 метров). Выходим из лагеря в 7:40.

Довольно быстро, дорога по которой мы движемся вдоль реки заводит нас в хвойный лес, который вскоре снова сменяется участком открытой местности. Дорогу периодически преграждают изгороди границы отдельных скотоводческих владений. В момент прохода через ворота одной такой изгороди нас обгоняет буханка с каким-то чабаном и его семьей. «Видимо река Кенделлесу на буханке все-таки переезжается», подумали мы.

Зоны леса регулярно сменяются широкими полянами, на которых временами можно увидеть пасущихся лошадей. Иногда нам приходится переходить неглубокие ручьи притоки реки Даут. В 9:58 мы проходим мимо коша, расположенного в центре очередной большой поляны. Возле коша есть переход на другую сторону реки несколько приподнятых над водой бревен (N43,398993’, E41,938287’). О реке нужно сказать, что вода в реке чистая (прозрачная). После коша грунтовая дорога постепенно стала вырождаться в тропу.

Постепенно лесные участки стали короче, и встречаются реже, но первые пять привалов нам удавалось каждые 40-45 минут останавливаться в тени деревьев. А надо заметить, что это довольно важное обстоятельство, т.к. погода стояла отменная и солнце постепенно распалилось не на шутку. В итоге после П.5 мы наконец окончательно вышли на открытую местность, что произошло примерно в 13:00, а еще через 10 минут мы пришли на точку плановой ночевки, но площадок для палаток не обнаружили.

История довольно занятная. Место возможной ночевки нам «подсказала» карта OpenTopoMap на момент планирования похода в данной точке на карте имелся символ бивака. Он есть на картах, распечатанных нами в поход, но на момент написания отчета отметка о месте бивака с карты исчезла!))

Таким образом, не обнаружив места для стоянки мы прошли еще 250 метров и в 13:15 остановились на обед в тени единственной березки. Обедали долго не хотелось вылезать из тени. Пока обедали решили пройти еще 3 километра до урочища Рынджи, т.к. это позволило бы нам заночевать на 200 метров повыше, еще больше освободить и без того довольно свободный следующий день для занятий и, кроме того, остановиться у озера. Уходить в отрыв от графика мы, к сожалению, не могли у нас было запланировано взаимодействие с группой Грашина.

В 15:15 мы продолжили движение по маршруту и за один переход достигли очередного притока, переход которого потребовал от нас смены обуви. Привал с переобуванием и переходом ручья занял полчаса. Еще через 22 минуты мы подошли к месту слияния рек Даут и Рынджи. Для ночевки у озера необходимо было перейти реку Рынджи с нашего левого берега на правый. Мы потратили около 40 минут на разведку реки, пока не пришли к выводу, что мы прекрасно переночуем и без озера, т.к. учитывая вечернее время река представляла собой довольно серьезное препятствие. В итоге поставили лагерь на левом берегу чуть ниже слияния: недалеко от воды есть пара больших ровных площадок, на несколько палаток каждая. Координаты стоянки - N43,322405’, E41,878465’.

Ф.: фотоматериалы к 1-му дню.

Фото 1.1.: Вид в долину реки Даут с места стоянки НОЧ.0.

Фото 1.2.: Пешеходный мост возле коша (N43,398993’, E41,938287’).

Фото 1.3.: Вид на водопад.

Фото 1.4.: Вид на пик МИФИ.

Фото 1.5.: «Урочище Рынджи». Слияние рек Даут и Рынджи.

Фото 1.6.: Место стоянки НОЧ.1. на слиянии рек Даут и Рынджи. (N43,322405’, E41,878465’)

День второй, 18.07.2021г.

Переход от слияния рек Даут и Рынджи до оз. на моренных валах под лед. Рынджи.

НОЧ.1

2:01

+527

2,87

С учетом перевыполнения плана дня предыдущего и невозможности форсировать график движения мы запланировали на этот день менее 3 км и чуть более 500 м набора. Тем не менее встали в 5 утра, т.к. считали необходимым привыкать к раннему подъему. С места нашей стоянки в нужном нам направлении уходит тропа, которая идет по левому берегу вдоль реки до озера Рынджи и далее на перевал Назлы-Рынджи. Нам же нужно в цирк под вершиной Муруджинская игла, для чего нам придётся перейти реку на правый берег.

В 6:54 начали движение по тропе. Довольно быстро вышли из тени на солнце и сразу сделали короткую остановку сняли лишнюю одежду, после чего возобновили движение. Через 10 минут подошли к крупной осыпи, где руководитель решил провести короткое занятие освежить у группы навыки движения по крупной осыпи, и оценить их возможности на этом виде рельефа (фото 2.2. и 2.3.). Короткая вводная часть и минимальное количество повторений основных приемов позволили группе в дальнейшем передвигаться по рельефу более осознанно оттачивая навык. После занятия группа еще раз прошла осыпь, уже с рюкзаками.

Фото 2.1.: Путь подъёма вид сверху. Место занятий на осыпи и место брода.

В 8:00 подошли к точке где был намечен переход реки. Речка Рынджи небольшая, но течение довольно быстрое. Можно было бы идти вверх по течению, подыскивая переход «по камням». Но руководитель принял решение поискать удобное место на выполаживании и пока есть свободное время потренировать брод. В целом место нашли довольно хорошее. Можно было бы перебродить и стенками, но для этих целей дно реки посчитали недостаточно ровным. По этой причине, но главным образом в целях обучения решено было переправляться по одному, используя в качестве опоры маятник (фото 2.4.). Весь брод занял 0:45 минут, и это время мы не включаем в расчет ЧХВ, т.к. считаем, что без веревок это заняло бы гораздо меньше времени.

После брода крутизна склона ощутимо увеличилась, и мы начали подниматься по осыпному склону в направлении Муруджинской иглы. Через два перехода мы упёрлись в крупный ручей, который перешли по камням, и на берегу которого остановились на привал раньше требования хронометриста. Еще 15 минут пути и мы вышли на выполаживание, где останавливаемся и начинаем искать место для лагеря, которое скоро нашлось возле маленького озера, практически на границе снега. Несмотря на все задержки на бивак мы начали становиться в 11:00. К сожалению, мы не имели возможности идти дальше по упомянутым выше причинам, но мы нашли себе занятий на остаток дня!

Прежде всего после установки лагеря мы пообедали, отдохнули после еды и около 14 часов отправились на акклиматизационный выход на холм, расположенный к западу от стоянки (фото 2.6, 2.7.). Несложный подъем по осыпному склону составил немногим более 200 метров набора от места ночевки и чуть менее километра в один конец по протяженности. Группа провела на холме некоторое время созерцая и фотографируя окрестности и к 16:00 спустилась в лагерь. После чего, вооружившись касками, кошками, ледорубами и личными аптечками вышли на снежный склон под Муруджинской иглой, где отработали перемещение по снежному склону и самозадержание (фото 2.10. и 2.11.).

К 18:00 мы вернулись в лагерь, и дежурные начали готовить ужин. После ужина развлекались измерением сатурации и пульса. Запланированная беседа о горной болезни получилась скучная, т.к. никаких симптомов и проявлений таковой у участников не наблюдалось.

Ф.: фотоматериалы ко 2-му дню.

Фото 2.2.: Занятия на осыпи.

Фото 2.3.: Занятия на осыпи.

Фото 2.4.: Отрабатываем брод реки с опорой на «маятник».

Фото 2.5.: Подъём от места брода.

Фото 2.6.: Панорама цирка под вершиной Муруджинская игла.Место лпгеря. Траектория акклиматизационного выхода.

Фото 2.7.: Группа на акклиматизационном выходе. Вид на пик МИФИ и перевалы Рынджи и МИФИ западный.

Фото 2.8.: Вид на перевал МИФИ Зап. 2Б.

Фото 2.9.: Вид на пик МИФИ и перевал Рынджи.

Фото 2.10.: Снежные занятия в цирке в. Муруджинская игла.

Фото 2.11.: Занятия в цирке в. Муруджинская игла.

День третий, 19.07.2021 г. Перевал Уллу-Муруджу 1Б. Переход от оз. на моренных валах под лед. Рынджи до оз. под пер. Муруджу.

НОЧ.2

3:47

+430 -442

3,03

Подъем в 5:00 утра. Сегодня у нас первый перевал, который не обещает нам ничего сложного, но настроение у группы тем не менее приподнятое. Погода радует третий день подряд. Протяженность дневного перехода у нас снова неприлично мала, но мы планируем потратить время с пользой провести большие занятия на леднике Муруджу. Выходим в направлении перевала в 6:44. Буквально через пару минут подходим к снежнику и сразу же надеваем кошки. Надев кошки, начинаем плавный подъем по снежнику под склон, где вчера тренировались.

Необходимо отметить, что перевал Уллу-Муруджу интересен тем, что хорошо скрыт от человеческих глаз прилепившимся к хребту коротким отрогом. И техническая сложность прохождения перевала и камнеопасность в кулуаре очень сильно зависят от количества снега, но перевальный взлет до самого последнего момента практически не просматривается. Есть только ограниченный отрезок пути, уже практически в конце подъема, с которого можно увидеть снег в кулуаре. Группа сошлась во мнении, что перевалу очень подошло бы название «Сим-Сим» (фото 3.2, 3.3).

За два перехода набираем 350 метров. Наша цель острый снежный язык, ведущий «за угол» в направлении перевального взлета. Тут снежный склон уже довольно крут, а на снегу валяется значительное количество камней, заставляющих задуматься об опасности. И хоть скалы над нами освещены довольно давно, а за время подъема камни ни разу не падали по склону, мы становимся все более опасливыми и принимаем меры.

Поднимаемся в самую верхнюю часть снежника, практически под скалы, на одну высоту со снежным языком, на который мы целимся. В точке П.2 практически не задерживаемся. Последнюю часть пути, где плотность камней на снегу особенно велика, преодолеваем быстро траверсируя склон и не всей группой одновременно, а по два-три человека, выставляя наблюдателей. Из описаний предшественников мы знаем, что ранклюфт над нашим снежным языком безопасен, т.к. находится под скальным навесом, поэтому залезаем туда и отдыхаем дополнительные 10 минут, после чего начинаем провешивать перила (фото 3.4, 3.5).

Снега в этом году видимо много открытый скальный участок невелик (не более 15ти метров) и технически прост, по крайней мере для нашего скального лидера. Мы решаем провесить перила с тем чтобы участники могли проходить скальный участок не снимая кошек, после чего сразу же уходить выше по снежному склону в направлении седловины, использую личную технику. Перила крепятся на большом камне, практически на границе скального и снежного участков взлета. Скальный лидер провешивает перила остается «хозяином станции», он же потом снимает перила и разбирает станцию. Связь авангарда группы с руководителем осуществляется по рации. Около 9:40 на перевал выходит последняя двойка руководитель и скальный лидер.

Фото 3.1.: Группа на перевале Уллу-Муруджу ,1Б.

Седловина скальная, узкая, но достаточно просторная. Прямо на седловине лежит большой «станционный» валун. А еще на перевале есть мобильная связь и интернет почти всех сотовых операторов. В перевальном туре найдена записка Петроградского клуба туристов от 7 июля 2021 г. траффик на перевале довольно приличный. В 10:05, после формальностей и дискуссии на тему «нужна ли здесь веревка?» начинаем спуск. Руководитель спускается первым, лично оценивая состоятельность гипотезы об избыточности перил на спуске и по результатам исследования требует провесить перила для группы, оставляя за скальным лидером право спускаясь последним использовать личную технику. Перила вешаются на большом «станционном» валуне. Склон не сложный, но прилично сыпет, что вынуждает спустившихся вниз прятаться слева за скальным выступом (фото 3.9, 3.10).

В 10:45 группа собралась под перевальным взлетом, преодолев спуск по скальноосыпному склону протяженностью 40-45 метров. Далее нам предстоит сброс 400 метров по снегу и в конце сброса немного осыпи. Склон хорошо просматривается сверху, и руководитель оценивает его как достаточно безопасный. Уверенность в том, что под снегом не прячутся трещины основана на фотоматериалах отчета М.Федина от 2020 года: снег скрывает осыпь, которая обнажается в малоснежные годы. Нам повезло что в этом году снега много годом ранее в это же время тут были уже камни. В нашем случае склон очень удобен в плане тренировки личной техники передвижения по снегу: довольно крутой, широкий склон и долгий, пологий выкат. Группа спускается вниз, растянувшись на склоне, стараясь не ходить друг над другом (фото 3.11, 3.12).

Преодолев крутую часть склона, группа собралась в начале выполаживания, после чего за два коротких перехода с перерывом на снятие кошек на границе снега и осыпи достигла места плановой ночевки у озера под ледником Муруджу в 12:11.

После обеда и отдыха группа провела разведку выхода на открытый ледник по скальной полке (об этом подробнее в следующем дне) и тренировку на леднике приемов передвижения по льду и спуска с организацией перил со станции на ледобурах и с ледовой проушины (фото 3.13).

Уллу-Муруджу

1Б* по каталогу ФСТР

3340 м по данным каталога ФСТР

N43.30990’ E41.84480’ наши данные

долины рек Рынджи и Уллу-Муруджу

СЗ В

В СЗ

Характер склонов

В подход по снежнику (в верхней части довольно круто), первая часть перевального взлета довольно простой сыпучий скальник, верхняя часть взлета снег крутизной до 30 град.

СЗ перевальный взлет сыпучие скалы, местами конгломерат до 25 град, далее спуск по снежнику средней крутизны.

Меры безопасности

Подъем и спуск на скальных участках по перилам поодиночке, на снегу самостраховка ледорубом.

Время прохождения

ЧХВ прохождения 1 ч. 40 м. (группа 7 чел.)

Ф.: фотоматериалы к 3-му дню.

Фото 3.2.: Путь движения под перевал от лагеря.

Фото 3.3.: Перевал становится видно лишь в самый последний момент.

Фото 3.4.: Путь подъёма через ранклюфт.

Фото 3.5.: Последние метры снежника перед ранклюфтом довольно круто. Движение на три такта вбок.

Фото 3.6.: Подъём по перилам.

Фото 3.7.: Подъём по перилам вид сверху, со снежника.

Фото 3.8.: Подъём по снежнику. Перила не потребовались.

Фото 3.9.: Спуск с седловины на одну веревку до снежника.

Фото 3.10.: Спуск с седловины по перилам. Вид снизу из укрытия, куда не прилетают камни.

Фото 3.11.: Спуск по снежному склону в направлении озера под перевалом Муруджу.

Фото 3.12.: Финальная часть спуска.

Фото 3.13.: Занятия на леднике.

День четвертый, 20.07.2021 г. Перевал Муруджу 2А. Переход от оз. под пер. Муруджу до оз. под лед. Ю-З Даут.

НОЧ.3

5:10

+533 -540

5,70

Этот день обещает быть интересным и важным. Помимо прохождения первого определяющего препятствия мы должны в конце дня встретить группу Грашина для взаимодействия, необходимого в рамках УТП школы СУ. Информации о том, удается ли группе Грашина продвигаться в соответствии с графиком у нас на момент выхода не было, и мы немного волновались не придется ли потерять еще один день в ожидании.

Что касается перевала он сильно изменился, и отличался от того, к чему мы готовились. Последние описания, найденные нами, были датированы 2011 годом и с той поры ледник значительно уменьшился, осел, «втянул язык» и обнажил бараньи лбы. Именно поэтому «классические» варианты подъёма, рекомендуемые описаниями, показались нам не актуальными, и мы решили проложить свой путь. Подъём по косой скальной полке на бараньих лбах определенно является наиболее логичным, удобным и безопасным, и у нас есть полное ощущение, что до нас этого никто не делал. Возможно, предложенный нами путь ставит вопрос о понижении категории перевала. Путь по полке был разведан нами накануне обладая большим ресурсом времени, мы были готовы провесить перила с вечера, если таковые потребуются. Но они не потребовались (фото 4.2).

Выходим довольно поздно 7:05. Погода снова радует. Быстро поднимаемся по пологой осыпи и снежнику до края скальной полки, переходим со снега на скалы (фото 4.3) и начинаем движение по полке пересекая бараньи лбы с минимальным набором. Всего за 0:23 минуты пути от лагеря мы оказываемся на краю ледника над бараньими лбами. Останавливаемся надеть кошки. Далее выходим на открытый лёд крутизной 10-15 и до 20 градусов поднимаемся до выполаживания, где начинается пологое снежное поле закрытого ледника. Здесь, на границе снега и льда мы останавливаемся чтобы организовать связки. Необходимость движения в связках на этом участке продиктована скорее формальным правилом: «закрытый ледник = связки». Кроме того, у нас УТП и связки, хотя бы и с тренировочной целью, нам просто необходимы. Организуем три связки: 3, 2, 2 и за один переход достигаем перевала. По дороге немного развлекаемся: меняем связки местами (порядок их движения), меняем в связках лидеров и т.д. (фото 4.6)

Снежное поле закончилось остатками карниза, за которым обнаружился вал из средних и крупных скальных обломков высотой 3-4 метра, преодолев который мы вышли на седловину в 8:50 (фото 4.7). Седловина скальная, заваленная камнями. Связи на седловине нет никакой. Долго не могли найти тур с запиской. Наконец, перекопав всю седловину, глубоко под камнями нашли ржавую консервную банку с запиской, датированной 1970 годом! «Группа из Харькова в плохую погоду зашла... на перевал МИФИ». Пришлось сложить новый тур и положить туда записку с правильным названием перевала.

Обсуждение вариантов спуска закончилось выбором козьей тропы левее спускового кулуара, т.к. спускаться непосредственно по кулуару нам сильно не рекомендовали предшественники. Мы в свою очередь очень рассчитывали пройти в направлении перевала Миронова траверсом склонов правого борта долины реки Кичи-Муруджу без излишней потери высоты. Среди вариантов спуска рекомендованных в отчетах, есть описание траверса от большого серого пятна осыпи, расположенного на высоте 2750 м (фото 4.8).

На перевале группа провела чуть больше часа и ровно в 10:00 мы приступили к спуску. Козья тропа левее спускового кулуара оказалась очень непростым вариантом спуска. Спускаясь левее кулуара нам пришлось передвигаться со всеми возможными предосторожностями, чтобы не набросать друг на друга камней. Двигаться плотной группой или траверсом получалось не всегда регулярно в узких местах приходилось спускаться по очереди. До провешивания перил дело не дошло, но постоянно приходилось прибегать к приёмам простого лазания (фото 4.9, 4.10). Все это негативно сказалось на скорости спуска: за 35 минут первого перехода мы сбросили всего 150 метров. Во время привала штурман и руководитель провели небольшую разведку и решили продолжать движение в прежнем направлении параллельно кулуару.

За 38 минут следующего перехода группа спустилась до высоты 2920 м, сбросив еще 180 метров, что так же не много. В конце перехода нашему штурману начал настойчиво мерещиться путь траверсом с гораздо меньшим сбросом и спустившись на зеленую террасу мы начали забирать влево от спускового кулуара. Встали на привал недалеко от ручья, где пополнили запасы воды. Много времени потратили на разведку возможного пути траверсом от этой высоты, не опускаясь до 2750 м. Пришлось много походить. В итоге приняли решение вернуться в кулуар, спуститься по нему до серого пятна осыпи и начать траверс, как рекомендует описание.

Вернуться в спусковой кулуар оказалось уже не самой простой задачей, но в ходе разведки мы нашли вариант спуска, не потребовавший провешивания перил. В 12:49 возобновили движение, и через некоторое время вышли на снег, лежащий на дне кулуара (фото 4.12). По крутому снежнику быстро сбросили высоту до нужного уровня и вышли из кулуара на пологий травяной склон неподалеку от нужного нам ориентира пятна серой осыпи. От осыпи начали траверсировать склон в направлении перевала Миронова, и наша скорость существенно возросла. Двигаясь практически на одной высоте, траверсом удобного, не слишком крутого травяного склона, мы начали довольно быстро продвигаться к цели. Несколько раз нам приходилось пересекать кулуары различной глубины, а также средние и крупные осыпи. Внезапно выяснилось, что пришло время вставать на обед, и мы довольно долго шли «до первого ручья». Но ручья все не было, нам пришлось встать на привал, а уже после привала нашелся наконец и ручей, и мы снова остановились, теперь уже на обед.

Обед занял больше часа. Прежде чем продолжить движение нам пришлось поискать простой переход через реку, который нашелся в нескольких метрах выше по течению. Перескакали реку по камням и двинулись дальше. Следующий привал сделали у очередной реки, и с этого привала мы наконец заметили товарищей из группы Грашина: они так же сидели на отдыхе, метрах в 300-х впереди по пути нашего следования. Взаимодействию быть!

Группы встретились у подножия осыпного склона, обменялись приветствиями, обсудили совместный подъём как двум группам не накидать друг на друга камней, после чего начали подниматься по осыпи плотной объединенной группой, немного траверсируя склон. В нижней части склона камни в осыпи крупные, а осыпь достаточно крутая, но по мере подъёма камни становятся меньше, а идти удобнее. В верхней точке подъёма, перед спуском к озеру, обе группы остановились перевести дух. По времени нужно было бы продолжать движение, но обнаружилась сотовая связь, и всем захотелось остановиться на привал. Связь есть любая. Есть она и ниже, на озере, но там приходится подниматься немного повыше стоянки на камни.

В итоге обе группы спустились на озеро почти в одно время. Мы пришли немного раньше и начали разбивать лагерь в 17:36. День был насыщен эмоциями, радостью встречи с товарищами и закончился осознанием предстоящего, еще более трудного дня (фото 4.14).

Муруджу

2А по каталогу ФСТР

3250 м. по данным каталога ФСТР

долины рек Уллу-Муруджу и Кичи-Муруджу

N 43’18.273' E 41’50.182' по каталогу ФСТР

СВ ЮЗ

Из дол. р. Уллу-Муруджу в дол. р. Кичи-Муруджу

СВ склон снежно-ледовый до 20 град,

ЮЗ склон мелкая и средняя осыпь, тропа, снежник.

Крутизна до 30 град.

Меры безопасности

Связки на леднике (трещин не обнаружено), на осыпи движение плотной группой,

Время прохождения

ЧХВ подъема от озера под ледником Муруджу 1ч.09м.

Ф.: фотоматериалы к 4-му дню.

Фото 4.1.: Обзорный снимок цирка, сделанный с холма, расположенного западнее озера.

Фото 4.2.: Современный вид перевала Муруджу.

Фото 4.3.: Место выхода на скальную полку.

Фото 4.4 Скальная полка.

Фото 4.5.: Закрытый ледник по перевалом Муруджу.

Фото 4.6 Подъём в связках.

Фото 4.7.: Группа на перевале Муруджу 2А.

Фото 4.8 Спусковой кулуар в долину реки Кичи-Муруджу.

Фото 4.9.: Спуск по левому борту кулуара.

Фото 4.10.: Попытки начать траверс раньше запланированного.

Фото 4.11.: Вид снизу на проделанный путь.

Фото 4.12.: Снежник в спусковом кулуаре.

Фото 4.13.: Траверс по плановому пути. Встречаются крупные осыпи.

Фото 4.14.: Лагерь на озере под перевалом Миронова. Группы Кошевенко и Грашина.

День пятый, 21.07.2021 г. Перевал Миронова 2А. Переход от оз. под лед. Ю-З Даут до истока р. Джелсуг-Чаей.

НОЧ.4

8:49

+662 -831

5,20

Перевал Миронова описан в значительно более свежих отчетах, чем перевал Муруджу. Из того что можно найти в интернете: последнее упоминание отчет М.Федина о походе 4 кс от 2020 года (прохождение перевала навстречу нашему) предпоследнее упоминание отчет В.Чугунова о походе 3 кс от 2017 года (прохождение как у нас). И несмотря на то, что описания перевала в отчетах сильно отличаются наши ожидания оказались довольно близкими к реальности. Хотя мы очень надеялись, что в нашем случае граница снега на перевале будет повыше.

Принципиальным моментом было то, что проходить перевал мы должны были большим коллективом (13 человек) в рамках взаимодействия двух групп. Другая особенность этого дня заключалась в том, что накануне наш координатор внезапно предупредил нас о предстоящем ухудшении погоды. Мы уже привыкли к жаре и даже временами роптали на слишком жаркую погоду, а тут внезапно «завтра с обеда погода начнет портиться, а послезавтра с полудня дождь».

Вышли из лагеря в 7:00.

Ледник Юго-Западный Даут ведущий на перевал Миронова отгорожен от места нашей ночевки высокой стеной бараньих лбов. Выходить на ледник удобно и логично поднимаясь по осыпи, обходя бараньи лбы слева ПХД. Чтобы не набирать слишком круто, имеет смысл начинать подъём практически от самого лагеря, двигаясь в направлении скал зигзагом. Травянисто-каменистый склон по мере подъёма постепенно превращается в осыпь со средней крутизной не более 15-20 градусов. Мы поднялись почти под самые скалы, остановились на привал, а отдохнув начали траверсировать склон в направлении ледника. Тут склон кажется круче и осыпные участки склона периодически чередуются участками конгломерата. Через 300 метров траверс пошел с понижением и через некоторое время мы вышли на открытый ледник, где снова остановились чтобы надеть кошки (фото 5.2, 5.3).

Далее подъём идет уже по открытому леднику. Полоса скальных выходов, являющаяся продолжением ребра вершины, склоны которой ограничивают юго-западный край седловины перевала Миронова (в некоторых источниках имеет название пик МГСУ) визуально делит ледник на два яруса нижний и верхний. Нижний ярус ледника, существенно больше верхнего по размерам, представляет из себя довольно пологий, преимущественно открытый ледник. Верхний ярус главным образом закрытый ледник, визуально имеет несколько большую крутизну, и выходит непосредственно на перевал.

Мы поднялись по открытому леднику до границы льда и снега, где остановились для организации связок. В это время группа Грашина двигалась с небольшим отставанием от нас. Организовав три связки, мы поднялись до полосы скальных выходов, по снежному языку между скалами и осыпью вышли на верхний ярус ледника и повернули направо, в направлении перевала. В 10:26 мы вышли на перевал (фото 5.4).

Седловина перевала представляет из себя широкий обломанный снежный карниз, толщиной метров 5-7, лежащий на скальном основании. Спуск с карниза на скальную седловину возможен с юго-восточной стороны (п. МГСУ). Скальная седловина представляет из себя полку, по которой нам удалось переместиться в центральную часть седловины туда где находится «спусковой валун», а оттуда подняться выше до площадки где находится перевальный тур (фото 5.7). В туре обнаружили записку группы туристов т/к «Муми-тролль» под руководством А.Кузнецовой от 22.08.2020 г.

Пока мы осматривали седловину, подошла группа Грашина и мы обсудили наши совместные действия. Прежде всего определили первую связку, которая будет провешивать перила. Содержимое рюкзака лидера раскидали между участниками, чтобы не жумарить за лишним рюкзаком. Собрали с обеих групп крючья и всё необходимое. Настроили рации обеих групп на одну частоту. Вся эта суета так нас увлекла, что мы забыли сделать на перевале общее фото.

Параллельно с этими приготовлениями участники незадействованные в процессе были заняты организацией перил для спуска на скальную седловину с карниза. Основная цель данного мероприятия тренировочная. Ни у кого из участников не было опыта спуска по отвесной стене со снежной станции. Станцию сделали на ледорубном кресте, и все участники по очереди стояли на нём, чтобы почувствовать, как он дергается под нагрузкой. Рюкзаки на всякий случай спустили на веревке отдельно. Один из инструкторов контролировал действия участников непосредственно на станции, другой наблюдал за процессом со стороны, расположившись таким образом, чтобы видеть происходящее и за перегибом тоже (фото 5.8).

Первыми спустились технические лидеры и в 11:35 приступили к организации станции и провешиванию перил для спуска с перевала. Станцию R0 организовали на

«традиционном спусковом валуне», продублировав старые петли своим расходником.

Кулуар для спуска очень камнеопасен: камни летят насквозь до самого дна, поэтому одновременно в кулуаре может спускаться только один человек. В нашем случае потребовалось провесить три веревки: две полностью и третья частично (около 7 метров). По сравнению с 2017 годом, когда перевал проходила группа В.Чугунова, уровень снега понизился по нашим оценкам на 8-10 метров.

Рис. 5.1.: Высота снежного покрова в сравнении с 2017 годом.

Вторая станция (R1) была организована в нише по правой стене кулуара на скальном выступе. Люди находившиеся на этой станции были надежно укрыты от камней. На станции могло находиться одновременно до 4-х человек с рюкзаками.

Третья станция (R2) была организована так же на скальном выступе, который находился «за углом», т.е. за пределами кулуара и так же была защищена от камнепада, как и перила провешенные с этой станции (фото 5.9 5.12).

После того, как лидеры сообщили по рации, что весь коридор провешен, вниз по перилам уехал инструктор Грашин, чтобы оценить надежность станций и занять под склоном позицию с хорошим обзором. После этого начался поэтапный спуск участников. Первым этапом мы загружали вторую станцию доводили количество участников на станции до четверых, после чего трое из них спускались до снежника, а четвертый оставался «хозяином станции». Оставаясь на станции, он поддерживал радиосвязь и принимал на станции следующих троих участников, передавал им рацию и уезжал вниз, сменяясь кем-то из вновь прибывших. Последними спускались инструктор Кошевенко и штурман из нашей группы мы сняли все веревки, оставив на расходных петлях 1 и 2 станций по одному маленькому карабину для уменьшения трения.

В 16:24 все участники обеих групп собрались на осыпи, расположенной под снежником, где последним спустившимся был предложен чай и печеньки. Весь спуск занял почти 5 часов. Такой большой временной показатель обусловлен большой численностью сдвоенной группы и высокой камнеопасностью в кулуаре, которая исключает возможность одновременной работы на первой и второй веревках.

Попив чайку и смотав верёвки, мы поспешили вниз. Погода, как и обещал наш координатор, начала портиться стало пасмурно и казалось, что с минуты на минуту должен пойти дождь. Быстро по пятнам осыпей и снежнику пересекли выполаживание, смещаясь к левому борту долины спустились по снежнику обходя слева бараньи лбы и вышли на скалы левого борта. Дальше решили разведать варианты спуска. Если судить по картинкам из отчетов, то в этой точке нужно уходить еще левее, пересекая скальные выходы в основании юго-восточного склона пика Даут с тем, чтобы выйти почти под скалы на гребень старого моренного вала. Но у нас возникло ощущение, что несложным лазанием можно пройти по бараньим лбам прямо вниз. Посмотрели и решили идти «как положено»: сняли кошки и пошли траверсировать подножье пика Даут.

Данный участок пути запомнился как довольно неприятный: травянисто-осыпные участки то и дело заканчивались скальными выходами. Достаточно крутые конгломератные склоны то и дело вызывали опасения накидать друг на друга камней: старались идти плотной группой, траверсом, или по гребням. В итоге спустились на снежник, пересекли его и вышли на гребень моренного вала, где остановились на привал (фото 5.14 5.15).

После привала быстро скинули оставшиеся меры идти по гребню морены было очень удобно и вышли на плоское плато, где сливаются два ручья, образуя полноценную речку Джелсуг-Чаей. Место для лагеря достаточно много, стоянки удобные (N43,27900 E41,91470). Начинаем ставить лагерь в 18:47.

Миронова

2А* по каталогу ФСТР

3550 м. по данным каталога ФСТР

Соединяет

долины рек Кичи-Муруджу и Джелсуг-Чаей (лев. приток реки Махар)

N 43’17.057' E 41’53.654' по каталогу ФСТР

СЗ ЮВ

из дол. р. Кичи-Муруджу в дол. р. Джелсуг-Чаей

Характер склонов

СЗ склон снежно-ледовый, крутизной до 20 ‘.

ЮВ склон снежный карниз до 90’, скальный кулуар до 70’, снежно-ледовое поле до 25 ‘

Меры безопасности

На открытом леднике движение в кошках, на закрытом леднике связки, (необходимость не очевидна).

На скальном участке движение по перилам по одному в кулуаре из-за высокой камнеопасности.

Время прохождения

ЧХВ подъема от оз. под лед. Ю-З Даут до перевала 2:40. ЧХВ спуска до осыпи под снежным склоном 4:50 (группа 13 человек).

Ф.: фотоматериалы к 5-му дню.

Фото 5.2.: Начало подъёма от лагеря.

Фото 5.3.: Траверс осыпных склонов и выход на ледник.

Фото 5.4.: Подъём в верхнюю часть ледника, над скальными выходами.

Фото 5.5.: Движение в связках.

Фото 5.6.: Встречаем группу Грашина на седловине.

Фото 5.7.: Проходимая часть скальной полки. Выход на нее с юго-восточного края седловины (напротив пика Даут).

Фото 5.8.: Спуск с карниза по перилам с ледорубного креста.

Фото 5.9.: Спуск участника по первой веревке. Вид от станции R1.

Фото 5.10.: Первая веревка.

Фото 5.11Вторая веревка.

Фото 5.12.: Вторая веревка. Вид снизу.

Фото 5.13 Вид на спуск с перевала.

Фото 5.14.: Нижняя часть спуска до места ночевки. Невидимый участок см. фото 5.14.

Фото 5.15 Невидимый на фото 5.13. участок пути к месту ночевки.

День шестой, 22.07.2021 г. Переход от истока р. Джелсуг-Чаей до т/б «Глобус».

НОЧ.5

3:57

-1049

11,45

Накануне вечером координатор подтвердил прогноз: в полдень должен начаться затяжной дождь. Поэтому в этот день мы поставили себе цель оказаться в палатках до дождя. Сделали общее фото (т.к. не сделали его на перевале) и начали движение в 6:43.

Покинули место стоянки немного раньше группы Грашина, перешли по камням речку на левый берег и начали движение по травяному склону вдоль реки. Практически сразу же пошел дождь. Видимость так же ухудшилась. Стараясь быстрее сбросить высоту спустились с холма ближе к реке, но быстро поняли, что непосредственно вдоль реки прохода нет там узкий каньон и прижимы. Привал под дождём дело скучное стоять и мокнуть довольно холодно. Поэтому постояли 5 минут и начали вылезать по зёленому склону обратно наверх, забирая влево от реки (6.3-6.4). Через некоторое время подрезали тропу.

Дальнейший спуск по тропе примечателен лишь несколькими моментами, а именно. В точке П.2 тропа выходит на уверенно выходит на лысый бугор и внезапно теряется (N43,27436 E41,93490) (см. фото 6.5). В этом месте тропу нужно искать справа от бугра в густой траве. Существенно ниже, уже практически в самом конце спуска, есть технически сложное место, особенно когда идет дождь (N43,27275 E41,93630) (см. фото 6.6 и 6.7). Мы преодолели этот спуск как смогли, а внизу обнаружили какие-то ступени, идущие по дну кулуара. Но как этими ступенями пользоваться мы не поняли: возможно склон можно было обойти левее, спустившись по дну кулуара. Но это не точно.

Спустились до дороги к 9:00 и сделали привал. Дождь начал периодически прекращаться. Дальше пошли по дороге и тут так же есть всего два момента заслуживающие упоминания. В точке (N43,27627 E41,94094) дорога уходит на правый берег реки. Это место штатного брода, и тут в воду лезть не обязательно. Если продолжить движение по левому берегу, то в точке (N43,27888 E41,94170) можно воспользоваться мостиком, а в точке (N43,28995 E41,95220) можно воспользоваться мостом, чтобы вернуться обратно. На картах есть и другие варианты троп, но мы их не проверяли.

Второй момент, заслуживающий внимания кордон пограничников (N43,30000 E41,96410). Тут происходит стандартная проверка документов.

Кроме этого по пути мы зашли попробовать нарзанов и в 11:38 достигли турбазы Глобус. Все вещи, а главное обувь у нас были мокрые, и мы решили, что наша главная задача _ высушить вещи и обувь. Постепенно вышло солнце, мы разложили и развесили вещи и решили, что на ночевку останемся тут, на территории турбазы. Тут есть душ, электричество для телефонов, хычины и наша заброска. Сотовой связи правда нет есть только какой-то местный вай-фай, но именно на территории турбазы Глобус он слабый, а выяснять откуда он раздаётся и как к нему подключаться мы не стали только позавчера всем позвонили со стоянки под Миронова. Размещение в палатках на территории турбазы 100 рублей с человека.

Фото 6.1.: Общее фото под перевалом Миронова перед спуском в долину реки Махар.

Ф.: фотоматериалы к 6-му дню.

Фото 6.2.: Начало спуска в долину реки Махар.

Фото 6.3.: Тут нужно было продолжать траверсировать склон, но мы начали активно сбрасывать высоту.

Фото 6.4.: В итоге спустились до ручья, уперлись в прижим и начала набирать высоту обратно.

Фото 6.5.: Это бугор на котором теряется тропа. Нужно искать тропу справа.

Фото 6.6.: Это единственное сложное место на спуске.

Фото 6.7.: То же самое место вид снизу (снимаем группу Грашина).

День седьмой, 23.07.2021 г. Переход от т/б «Глобус» до озёр хребта Куршо.

НОЧ.6

1,21

6:06

13,46

В этот день нам предстояло много пройти и еще больше набрать. Тем более что со вчерашнего дня за нами остался должок один переход. На всякий случай мы держали в голове запасные варианты более ранней остановки, но это был бы плохой вариант. Если не сможем дойти по плану, то с большой вероятностью потеряем день. В итоге выходим в 6:30. Погода снова плохая мелкий дождик с самого утра.

За один переход дошли до места, где планировалась вчерашняя стоянка. Там как раз кто-то стоял с машиной и кемпинговой палаткой. Отдыхали недолго перешли реку по мосту, после чего нашли нужную нам дорогу и углубились в лес. На карте отмечена только одна тропа, а на местности их оказалось несколько наша та что правее. Набор довольно крутой, дорога идет серпантином, за первый переход мы набрали почти 200 метров.

После привала еще какое-то время продолжался интенсивный набор, но постепенно стало не так круто. В 8:22 перешли речку Джалпаккол по мостику из бревен, присыпанных грунтом. Лес постепенно поредел и кончился с 9:00 мы идем по травяным склонам долины. Из-за дождя время переходов самопроизвольно увеличивается (стоять под дождем холодно), и нам по-прежнему удается набирать за переход по 200 метров.

В 9:40 набор закончился, а вместе с ним и дождь, и мы остановились на привал в начале большой зеленой поляны. Перед нами лежал финишный участок долины, которая упирается в скальный массив, образованный северо-запарными отрогами группы вершин, из которых название имеет только одна г. Джалпаккол южный, да и та находится на задней линии и скорее всего не видна. У подножия этих скал река Джалпаккол принимает воды своего правого притока Кичкинекол-Джалпаккольский, в ущелье которого нам необходимо свернуть (фото 7.3, 7.4).

После поворота тропа снова пошла в серьезный набор. Набрав 250 метров двигаясь правым бортом ущелья, мы вышли на более пологий участок, перешли реку по камням, после чего набрали еще 100 и вслед за тропой повернули направо (фото 7.5). Вскоре мы вышли на следующий относительно плоский участок пути, который встретил нас «каменным лабиринтом». Пересекая поле больших и очень больших камней, мы потеряли тропу и преодолев лабиринт были вынуждены остановиться для поиска тропы. Проблема заключалась в том, что мы нашли два варианта одна шла прямо, а другая шла направо и зачем-то лезла на склон. Здесь, кстати, можно встать лагерем есть место и вода. Мы подумали и выбрали второй вариант тропы. Получилось хорошо, но судя по всему можно было бы выбрать и первый.

Поднялись на склон и попали в долину неспешно текущего и довольно полноводного ручья, который течет с озёр, к которым мы стремимся. Прекрасное место для лагеря. В некоторых источниках это место называют «Верхними Джалпаккольскими ночёвками» (фото 7.8). Кстати, тут как раз стояла какая-то группа. Мы прошли мимо лагеря, поздоровались с людьми, но останавливаться не стали. Дальше тропа завела нас под скалы, которые снова потребовали от нас элементарного лазания. Пролезли нижний пояс скальных выходов, поднялись по краю осыпи под приметный разрушенный скальный выход темносерого цвета и обошли его справа по ходу нашего движения (фото 7.7, 7.9). Здесь тропа снова предложила нам выбор, но в этот раз мы выбрали немного не то.

Судя по всему, на осыпи, где тропа читалась плохо, мы проглядели левый поворот и пошли по тропе, ведущей на перевал Джалпаккол Северный. Низкая облачность скрывала окрестные вершины, не позволяя использовать их как ориентиры, и пока мы не поднялись на верх моренного холма и не накопили заметного отклонения от планового трека, у нас сохранялась надежда, что тропа приведет куда нужно. Но с моренного вала дальнейший путь открылся и стало ясно нам необходимо повернуть налево и подниматься на зеленый холм, где судя по всему и находятся наши озера. Спустившись с моренного вала встали на привал, после чего продолжили движение через осыпь в сторону зеленых склонов.

К первому озеру подошли в 14:45, но решили пройти еще немного. В итоге определились со стоянкой и начали ставить лагерь у подножия в. Черенколбаши в 15:10 (фото 7.10). Итоги дня нам понравились. Группа конечно довольно сильно устала, но у нас хватило сил до ужина потаскать камни, чтобы сложить ветрозащитные стенки. На завтра запланирован ранний подъем, потому что нам нужно пораньше выйти на перевал.

Ф.: фотоматериалы к 7-му дню.

Фото 7.1.: Подъём в долину реки Джалпаккол.

Фото 7.2.: Долина реки Джалпаккол: направление движения в долину реки КичкинеколДжалпаккольский.

Фото 7.3.: Долина реки Джалпаккол: направление движения в ущелье реки КичкинеколДжалпаккольский.

Фото 7.4.: Долина реки Джалпаккол вид с правого борта ущелья реки КичкинеколДжалпаккольский.

Фото 7.5.: Выполаживание над ущельем реки Кичкинекол-Джалпаккольский.

Фото 7.6.: Начало «каменного лабиринта».

Фото 7.7.: Проход через скальный пояс над «Верхними Джалпаккольскими ночёвками».

Фото 7.8.: Вид на «Верхние Джалпаккольские ночёвки» со скального пояса.

Фото 7.9.: Приметный разрушенный скальный выход темно-серого цвета обходится справа по ходу движения. Поле него нужно искать тропу левее.

Фото 7.9.: Лагерь у подножия в. Черенколбаши.

День восьмой, 24.07.2021 г. Перевал СК МИФИ 2А. Переход от озёр хребта Куршо до истоков реки Мурсалы.

НОЧ.7

5:35

+448 -580

4,27

Подъем на перевал начали в 6:08. Верхняя часть долины, по которой идёт подъём на перевал от нижних озёр Куршо, условно разделена скальным выходами на две относительно пологие ступени: нижнюю, преимущественно травянистую и верхнюю осыпную. Нижнюю часть прошли, пересекая травянисто-каменистый склон по диагонали, двигаясь от лагеря под скалы в направлении в.Куршо (по ходу движения влево). Цель смещения на правый борт долины обход скальных выходов. Поднявшись на первую ступень левее скальных выходов начали подниматься по средней осыпи, смещаясь по ходу движения вправо (на левый борт долины), в направлении под скалы в.Мурсалы (под самыми скалами приметный треугольный снежник). Достигнув верхнего снежника поворачиваем под скалами налево и начинаем траверсировать с набором склон средней и крупной осыпи (фото 8.2, 8.3). В общей сложности на перевал вышли за три перехода в 8:56. Общее ЧХВ подъёма от места ночевки составило 2ч.07м.

Седловина широкая, осыпная. Тур находится в западной части седловины. Сняли записку группы туристов из г. Иваново под руководством В.Мельникова от 08.07.21 г.

Перед вылетом в район похода мы получили свежую информацию о состоянии перевала от участников группы В.Ремеза из Горного Турклуба МГУ, посетившей перевал в начале июля. Нас предупредили о камнеопасности и о том, что перевал в этом году сохраняет значительный снежный покров. Выйдя на седловину первым делом пошли осматривать склон: как мы и предполагали, камни, падающие со склонов в.Мурсалы, пролетают в правой части склона. Склон по-прежнему снежный трещины ещё не открылись, только в левой части появилась зона открытого льда. Принимаем решение спускаться примерно по центру склона достаточно далеко от траектории падения камней и в зоне наиболее толстых снежных мостов (фото 8.9).

В 9 утра седловина находится в тени в.Мурсалы, но склон уже освещен солнцем. Тем не менее забить ледоруб в снег глубже чем на 15 см у нас не получилось. Пришлось срубать мороженый слой и только после этого делать станцию. Со второй и последующими станциями таких проблем не было. Первую станцию сделали на ледорубном кресте практическое применение полученных в школе навыков. Сразу же провесили вторую веревку на этом веревки кончились (третья нужна для снятия ледорубного креста). Ледорубный крест сдернули с проблемами он несколько раз пытался застрять на склоне, утыкаясь клювом. Решили его больше не использовать, а принимать последнего с нижней страховкой.

После снятия ледорубного креста и принятия решения о снятии перил последним участником, спуск сразу пошел быстрее, т.к. освободилась третья веревка. Нам в короткое время удалось провесить третьи, а затем и четвертые перила. Четвертые перила позволили пройти нижнюю трещину, которая в нашем случае в середине склона имела надежный снежный мост. Остальные трещины, видимые на спутниковом снимке, на местности вообще не просматривались, кроме самой верхней. После четвертых перил, спускались до выполаживания на личной технике (фото 8.5-8.8).

Фото 8.1.: Примерное расположение станций относительно трещин, (наложение трека на спутниковый снимок).

В 11:46 собрались на выполаживании под перевалом: убрали веревки, поделились впечатлениями, обсудили, как лучше пройти к месту стоянки у озера под перевалом Плевако. Решили попытаться срезать по возможности не сбрасывая высоты. После привала спустились по открытому леднику и вышли на скалы справа. Тут решили пообедать и пока готовится еда провести разведку склона. Разведка показала, что напрямую на озеро пройти не получится впереди нас ждал выход на бараньи лбы. Поэтому решили спуститься к левому озеру и встать там, т.к. погода начала ухудшаться и нам казалось, что вот-вот может пойти дождь (фото 8.10-8.11).

Для спуска нам пришлось вернуться обратно на ледник, перескочив ручей, и по нему выйти на моренные валы. По осыпи слежавшейся морены спустились в широкую пойму ручья и остановились на краю поймы для поиска стоянки. Налегке дошли до озера, но сколько не искали не нашли там ничего подходящего. В итоге решили ставить лагерь в удобном месте, на неподготовленных площадках: пришлось провести практическое занятие по теме «благоустройство долговременного лагеря». Выровняли места под палатки, организовали полноценную кухню и растянули над ней тент все это очень пригодилось вечером и утром, т.к. погода испортилась. Координаты стоянки - N43,315949’, E42,113203’.

Ближе к вечеру дня показалась группа Грашина они остановились на моренном валу, несколько в стороне и немного повыше нас. Вместе с темнотой и дождиком на лагерь опустился и туман.

СК МИФИ

2А* по каталогу ФСТР

3570 м. по данным нашего GPS

Соединяет

долины рек Мурсалы и Кичкинекол-Джалпаккольский (р. Джалпаккол, р. Гондарай, р. Махар)

N 43’18.155' E 42’06.579' по каталогу ФСТР

С Ю

Из дол. реки Кичкинекол-Джалпаккольский в дол. реки Мурсалы

Характер склонов

Ю склон осыпной, в верхней части до 30-35 град. С склон снежно-ледовый склон до 40 град.

Меры безопасности

Осыпной склон каски, самостраховка ледорубом, иногда движение плотной группой

Снежно-ледовый склон перила в зоне трещин, движение по центру или ближе к левому краю склона.

Время прохождения

ЧХВ подъема от лагеря на нижних озерах Куршо 2ч.07м. ЧХВ спуска до пологой части ледника 2ч.10м.

Ф.: фотоматериалы к 8-му дню.

Фото 8.2.: Путь подъёма на перевал. Снимок с седловины.

Фото 8.3.: Подъём на осыпном склоне в направлении снежника под скалами в. Мурсалы

Фото 8.4.: Группа на перевале (без фотографа).

Фото 8.5.: Фотограф на спуске с перевала (без группы).

Фото 8.6.: Немногочисленные фото на группы склоне (фотограф увлекся технической работой).

Фото 8.7.: Немногочисленные фото группы на склоне, часть 2.

Фото 8.8.: Конец перил ниже нижней трещины-берга.

Фото 8.9.: Северный склон перевала СК МИФИ. Правая часть склона камнеопасна, левая область открытого льда.

Фото 8.10.: Спуск с ледника с заходом на обед. Разведка показала, что напрямик на плановую стоянку прохода нет.

Фото 8.11.: Спуск с перевала вид снизу. После обеда пришлось вернуться на ледник.

День девятый, 25.07.2021 г. Перевал Плевако 2А + перевал Черенкол 1А. Переход от истоков реки Мурсалы до стоянки «футбольное поле» под перевалом Черенкол.

НОЧ.8

7:31

+632 -678

5,62

В соответствии с прогнозом, полученным от нашего координатора, до обеда должен был пойти дождь. Утро было облачное, но сквозь облака проглядывало голубое небо и принимая во внимание скальный характер перевала Плевако, нас это радовало.

Вышли из лагеря в 7:50. По пологому травянисто-осыпному склону, заваленному большими каменными обломками, между скальной грядой и моренным валом поднялись в направлении в.Мурсалы (фото 9.2). Наконец скальная гряда слева по ходу нашего движения открыла вид на цирк и подъем непосредственно под перевал. За один переход мы подошли под ледник и остановились на привал, где надели кошки и спланировали траекторию подъёма (фото 9.3).

Решили подниматься по снежнику, пройти по снегу под бараньи лбы и по осыпной пробке выйти на верхнюю часть снежника. Далее пересечь пояс открытого ледника в самой узкой его части и подойти по снегу непосредственно под перевал.

В 9:02 группа собралась под бараньими лбами правее осыпной пробки (здесь и далее, при описании подъёма на перевал Плевако, стороны право и лево указываются по ходу нашего движения). Осыпь проходили по одному, чтобы не накидать друг на друга камней (фото 9.4). Выше пробки короткий участок довольно крутого снега около 35 град. Крутой снежник прошли на три такта. На выполаживании собрались, отдохнули, а затем в самом узком месте открытого льда поднялись еще выше на верхний снежник под перевалом. На снежнике часть группы осталась отдыхать, а тройка лидеров пошла провешивать перила.

В основании скал, за большим выступом оставили рюкзаки в этом месте впоследствии участники будут надежно защищены от камней, падающих из кулуара. Далее без рюкзаков, взяв с собой только необходимое снаряжение, по крутому снежному языку на три такта поднялись выше и вышли на скалы левее кулуара, ведущего на перевал. Используя косую скальную полку крутизной до 45-50 градусов, проходимую легким лазанием, подошли к кулуару на 8-10 метров выше снежника, возле приметного ориентира «квадратного грота» (фото 9.5). Здесь же нашелся надежный скальный выступ для организации станции. Для правильной работы станции при рывке вверх потребовалась организовать контроттяжку, в роли которой выступил руководитель.

С этой станции выпустили технического лидера. Подъём по скальному кулуару крутизной до 60-65 град потребовал несложного лазания. Использовав в качестве промежуточных точек страховки три крюка, лидер поднялся под скальное нависание, где обнаружил косую полку (или возможно правильнее назвать это даже кулуаром), идущую вправо, прямиком под большой станционный валун на седловине (9.6). На валуне была обнаружена свежая станционная петля из двойной основной веревки, которую технический лидер подстраховал расходным репшнуром и использовал в качестве станции.

Первый вариант перил был провешен со станционного валуна непосредственно на склон, немного по диагонали, т.к. перила были разделены на два участка и имели точку промежуточного крепления на крюке. Таким образом, было удобно подниматься на первом участке до крюка и не очень удобно на втором от крюка до верхней станции. Если бы перила висели без промежуточной точки на крюке (т.е. по линии падения воды), то часть подъёма проходила бы по вертикальным перилам, возможно даже с нависанием. После прохождения первых двух участников с рюкзаками было решено переделать перила и провесить дополнительную веревку в верхнем кулуаре, повторяя путь подъёма лидера, как наиболее простой и удобный (фото 9.7, 9.8).

К нижней страховочной станции были организованы двое подводящих перил. Первые перила были провешены по линии падения воды до скал, где участники прятались от камней. Подниматься по этим перилам до самой станции слишком трудоёмкое дело, но за них можно было придержаться на снегу, поднимаясь под скальную полку, по которой прошла первая тройка. Вторые подводящие перила были организованы из свободного конца перильной веревки для подстраховки на при движении по этой самой подводящей полке, т.к. с рюкзаком тут было идти гораздо сложнее. В целом подъём в кулуаре довольно камнеопасен, поэтому во время движения в кулуаре все остальные участники должны быть надёжно укрыты от камней.

Полностью вся группа вышла на перевал в 13:05, затратив на подъем от края ледника 4 сама и 11 минут. Седловина довольно узкая не самое удобное место для складывания рюкзаков. Поэтому мы собираем веревки, фотографируемся, спускаемся с седловины на юго-восточный склон и уже внизу под склоном приводим себя в порядок и готовимся к продолжению движения. На перевале сняли записку группы туристов ТК МГТУ под руководством А.Чаплыгина от 13.07.2021 г.

Фото 9.1.: Группа на перевале Плевако.

Спуск с перевала Плевако не сложный, но подниматься на него было бы проще, чем слезать. Как-то соскреблись, стараясь не бросать камни, парни помогли снести вниз часть девичьих рюкзаков, но веревок тут вешать конечно незачем (фото 9.9).

Далее нам нужно было пересечь относительно пологий снежно осыпной цирк в направлении перевала Черенкол, немного спуститься к истоку реки и из верхней части долины подняться на перевал (фото 9.10). Начав движение почти сразу попали в каменный лабиринт. Камни здоровые, тропа не читается: возможно это как-то обходится, поэтому и туров мы не увидели. Но кое как преодолели, прошли большой переход до жидкой воды и остановились на обед.

После обеда продолжили спуск и за переход полностью закончили спуск. Отдохнув внизу на снежнике, начали подъем по пологому снегу на перевал Черенкол (фото 9.12, 9.13). Через некоторое время склон стал круче настолько, что мы сочли целесообразным надеть кошки. После этого, мы продолжили движение по снегу под осыпной перевальный взлет и за один переход от начала набора вышли на перевал в 17:15. Сняли записку группы туристов МВТУ под руководством А.Чаплыгина от 14.07.2021 г. Осыпная седловина, значительно более просторная, чем на Плевако, но долго задерживаться мы не стали.

Спуск по осыпному склону в направлении долины реки Мырда начали в 17:28. Спустились по осыпи траверсируя склон вправо, чтобы камни летели вниз по склону, внизу под осыпью вышли на снежник. Двигаясь по снежнику прошли вдоль склона моренного вала, как бы огибая его, перешли со снега на осыпь и далее вышли на травянистый склон. По травянистому склону спустились на большую ровную площадку «дно высохшего озера» (фото 9.15). Тут много места и судя по вытянутой форме многочисленных площадок (под палатки с одним тамбуром), огороженных внушительными ветрозащитными стенками это и есть излюбленная стоянка альпинистов, с которой ходят на вершины Узловая, Джалпаккол и Куршо. Стоянок достигли в 18:04 довольно уставшие, но довольные днем и тем, что дождя так и не случилось.

Плевако

2А по каталогу ФСТР

3391 м. по данным каталога ФСТР

долины рек Мурсалы и Черенкол

N 43.30570’ E 42.11702’ данные нашего GPS

СЗ ЮВ

Из дол. реки Мурсалы в дол. реки Черенкол

Характер склонов

СЗ склон скальный, крутизной до 60-65 град. ЮВ склон осыпной, крутизной до 35 град.

Меры безопасности

Высокая камнеопасность! Движение в кулуаре исключительно по одному!

Время прохождения

ЧХВ подъема от нижней кромки ледника 4ч.11м. (группа 7 человек) ЧХВ спуска к истокам реки Черенкол 1ч.30м.

Черенкол

1А* по каталогу ФСТР

3280 м. по данным каталога ФСТР

долины рек Мырды и Черенкол

N 43’17.284’ E 42’07.807' по каталогу ФСТР

СВ ЮЗ

из дол. реки Черенкол в дол. реки Мырды

Характер склонов

СВ склон снежно-осыпной, крутизной до 35 град. ЮЗ склон осыпной, тропа, до 30 град.

Меры безопасности

На СВ склоне на снегу движение в кошках, самостраховка ледорубом на осыпном взлете в касках, плотной группой.

На ЮЗ осыпном склоне спуск плотной группой.

Время прохождения

ЧХВ подъема из-под пер. Плевако 2ч.10м.

ЧХВ спуска до стоянок на «футбольном поле» 0ч.36м.

Ф.: фотоматериалы к 9-му дню.

Фото 9.2.: Направление движения от лагеря.

Фото 9.3.: Путь подъёма под перевал Плевако.

Фото 9.4.: Подъём по «осыпной пробке». Вид из укрытия под скалами.

Фото 9.5.: Путь подъёма тройки лидеров для организации перил. Место организации страховочной станции.

Фото 9.6.: Траектория подъёма технического лидера. Места организации промежуточных точек страховки и крепления перил на станционном валуне на седловине.

Фото 9.7.: Вид на верхнюю скальную полку с седловины. Перила удобнее провешивать по этой полке.

Фото 9.8.: Подъём по новым перилам, провешенным по скальной полке.

Фото 9.9.: Южный склон перевала Плевако.

Фото 9.10.: Путь к перевалу Черенкол вид с перевала Плевако.

Фото 9.11.: Каменный лабиринт под южным взлетом перевала Плевако.

Фото 9.12.: Путь подъёма на перевал Черенкол.

Фото 9.13.: Путь подъёма на перевал Черенкол. Вид в долину реки Черенкол из-под перевала.

Фото 9.14.: Группа на перевале Черенкол.

Фото 9.15.: Спуск к месту ночевки под перевалом Черенкол на пути в долину реки

Мырда.

День десятый, 26.07.2021 г. Переход от стоянки «футбольное поле» под пер. Черенкол до а/л Узункол.

НОЧ.9

2:23

-914

6,10

Предстоящий день представлялся нам довольно несложным, поэтому мы позволили себе поспать подольше и вышли только в 8:20. Несмотря на очевидную частую посещаемость стоянок под перевалом Черенкол чёткой, хорошо набитой тропы мы не обнаружили и начали спускаться по травяному склону в соответствии со своим плановым треком.

Спуск до реки Мырда проходит в два этапа: ступень большого выполаживания разделяет склон на два участка таким образом, что одновременно они не просматриваются. Первый склон мы прошли условно по центру, спустившись до выполаживания между ручьём и сухим руслом. Далее, в соответствии с нашим плановым треком мы перешли на правый край склона, перебродили ручей и после небольшого привала продолжили спуск по правому борту долины (фото 10.2). Ручей перешли в ботинках условно «по камням», но сошлись во мнении, что возможно это стоило сделать раньше и возможно тропу стоило активнее искать на правом берегу ручья (фото 10.3). Но это только догадки. Из того что известно точно: после выполаживания ручей сливается в глубокий каньон и на второй части спуска по правому берегу ручья идёт приличная тропа. Подрезав тропу, мы сбросили оставшиеся 400 метров за один переход (фото 10.4, 10.5).

Отдохнув на пологом склоне над поймой реки Мырда мы пересекли пойму, перейдя два рукава реки по мостикам, вышли к кошу и продолжили путь по правому берегу реки. Судя по всему, пойму регулярно заливает (недаром река называется Мырда, что переводится как «болото»), поэтому тропа проложена через большие камни и в отдельных местах требует некоторой ловкости. Но камни длятся не долго, а через полчаса пути тропа переходит обратно на левый берег. Вскоре мы оказываемся на поляне с постройками тут есть какая-то инфраструктура для отдыха, магазин, но больше в глаза бросается колючая проволока пограничного кордона. Впрочем, документы тут никто не проверяет.

Еще через полтора километра мы оказываемся в альплагере Узункол. Лагерь переполнен палатки стоят даже на «линейке» и волейбольной площадке. Размещение в палатке 300 рублей в день с человека! Попытки встать на ночевку за территорией лагеря были пресечены местными жителями, заявившими, что эта территория является частной собственностью. С трудом нашли места под палатки на территории лагеря. Получили заброску, хранение которой обошлось нам в 100 рублей в сутки за каждую отдельную сумку. Из позитивного в лагере можно бесплатно мыться в горячем общественном душе и пользоваться вай-фаем после 19:00. Главная неприятность координатор сообщил нам о предстоящих проблемах с погодой: в течение всего предстоящего дня ожидался сильный дождь и ветер. Альпинисты так же имели плохой прогноз и отменили все восхождения, запланированные на завтрашний день. Дождь и гроза начались уже вечером.

Ф.: фотоматериалы к 10-му дню.

Фото 10.1.: Стоянки «футбольное поле» или «дно высохшего озера».

Фото 10.2.: Первая часть спуска. Травяной склон без тропы до выполаживания.

Фото 10.3.: Брод по камням, но хотелось бы попроще.

Фото 10.4.: Второй этап спуска тропа зарастающая молодыми соснами.

Фото 10.5.: Это фото для тех, кто будет искать тропу наверх.

День одиннадцатый, 27.07.2021 г. Переход из а/л Узункол в долину реки Кичкинекол.

НОЧ.10

0,56

1:07

3,63

Основная часть осадков выпала ночью. Дождь был действительно сильный, но уверенности в том, что в течение дня не будет продолжения, у нас не было. Поэтому утром мы решили, что этот день потерян и мы останемся в Узунколе до завтра. Кроме того, дождь периодически снова начинался, усиливая нашу подозрительность.

Позже мы решили переехать на другое место, чтобы не платить лишних денег за ночлег. А к обеду погода практически наладилась, и мы уже жалели, что не вышли утром по плану. В итоге мы покинули лагерь только после обеда и прошли совсем не много. До ближайшей стоянки под перевалом необходимо было набрать около 800 метров. Учитывая нестабильность погоды, попытка дойти до стоянки стартовав после обеда с большой долей вероятности могла бы закончиться ночным финишем. Поэтому мы решили ограничиться переходом в долину реки Кичкинекол и остановиться там, где тропа начинает набор.

Сначала мы немного задержались у моста через реку Узункол: съели много черники и немного переоделись. Потом прошли слияние рек Мырда и Кичкинекол и по каменистой дороге вдоль правого берега реки Кичкинекол за полчаса достигли её притока реки Дорбунчат. Здесь мы остановились, провели разведку и выбрали место для стоянки в пойме реки неподалеку от места, где тропа уходит в набор на наш завтрашний перевал. Стоянка оборудована прекрасным видом на ледник Большой Кичкинекол. Начали ставить лагерь в 16:16. Потратили много времени на поиски и переноску камней, чтобы растянуть все палатки, тент и т.д.

Ф. фотоматериалы к 11-му дню.

Фото 11.1., 11.2.: Долина реки Кичкинекол.

День двенадцатый, 28.07.2021 г. Перевал Малый Кичкинекол 1А. Переход из дол. реки Кичкинекол до слияния рек Чиринкол и Кубань.

НОЧ.11

7:20

+1102 -1413

19,40

Выходим в 9:30. Выйти раньше нам не позволили условия видимости. Во время завтрака нас накрыло облаком и видимость упала до 100 метров. Пришлось дожидаться, когда видимость улучшится.

На перевал ведет хорошо читаемая тропа (фото 12.1). Даже в условиях плохой видимости у нас только один раз возникли вопросы с тем чтобы ее правильно прочитать. Сначала тропа идет траверсом крутого склона, проходит небольшой участок редкого леса, после чего начинает заворачивать левее в проход между скальными выходами. Выйдя на склон над скалами тропа поворачивает в прежнем направлении и через 160 м. набора выходит на большую ровную поляну. Это и есть место стоянки на высоте 2810 м. Примечательно это место тем, что на краю поляны со скал водопадом сбегает ручей Таллычат. На этой поляне мы увидели группу туристов. Нам показалось, что они спустились с перевала и встали лагерем из-за плохой видимости.

Отдохнув на краю поляны, мы продолжили путь, но вначале немного сбились с пути пошли по более натоптанной тропе через поляну к водопаду вместо того, чтобы начать подниматься левее, траверсом склона. По отклонению от трека быстро поняли, что идем не туда и начали подниматься на склон в лоб, стараясь подрезать тропу. Кроме этого случая проблем с выбором направления уже не было, но и эта история связана исключительно с недостаточной видимостью. После возвращения на тропу вышли на скалы с которых стекает водопад и продолжили движение с незначительным набором в направлении цирка перевала.

Примерно через половину перехода мы вышли в зону осыпей, но и на осыпи тропа читалась уверенно. Двигаясь вдоль правого берега ручья Таллычат мы поднялись до цирка, в котором пересекли пологий снежник, забирая левее, под склон. Выйдя со снежника на склон, мы практически сразу подрезали тропу, которая траверсировала склон с плавным набором в направлении на перевал. Поднявшись повыше присели отдохнуть. Внизу склона в тумане был виден край ледника Малый Кичкинекол.

В 13:26 вышли на перевал (фото 12.2, 12.3). Седловина осыпная, широкая, сняли записку группы Грашина. На восточном склоне седловины обнаружили остатки снежного надува. В тумане нам даже показалось, что нас ждёт спуск по снежному склону, но этот снежник обходится справа по осыпи. Где-то под снежником практически сразу нашлась тропа, которая увела нас на левый борт долины, оставляя справа скальные выходы. Спускаясь по левому борту кулуара вдоль левого берега ручья, мы постепенно вышли из зоны облачности и вскоре нашим взорам открылась залитая солнцем верхняя часть долины реки Чунгур-Джар, называемая «урочище Аэродром».

За один большой переход сбросили более 500 метров и вышли на равнину. Большие традиционные стоянки, обнесенные бастионом ветрозащитных стенок, были заняты группой Краснодарского клуба туристов, совершавших поход 2 кс. Мы прошли немного дальше, до ручья и остановились на обед. За обедом обсудили ситуацию и приняли решение продолжить движение и постараться войти в график.

Обед продлился чуть менее полутора часов, после чего мы продолжили спуск, двигаясь левым бортом долины. Верхняя часть долины протяженностью менее 2х километров заканчивается скальными сбросами, ниже которых начинается интенсивный спуск в долину более крупной реки Чиринкол. Спускаемся с борта долины на зеленый пойменный луг и подходим к скалам (фото 12.8). Перед скалами тропа раздваивается. Мы выбираем вариант тропы, обходящий скальный пояс слева. Спустившись со скал в направлении водопада перешли ручей по камням и по высокой, неудобной траве вернулись к реке Чунгур-Джар: в этом месте отдохнули и продолжили спуск по левому берегу реки.

Спуск достаточно интенсивный: высокая трава сменяется кустарником, а к концу перехода мы уже оказываемся в зоне леса (фото 12.9). За один переход спускаемся до слияния с рекой Танышхан, которое даёт начало реке Чиринкол достаточно широкой и полноводной. Вода в реке мутная и малопригодная для питья. Первые полтора километра по долине реки Чиринкол двигались по тропе. В 18:00 вышли на поляну с деревянной постройкой, надпись на которой гласит: «Лагерь Гвандра». Еще через 5 минут подошли к пешеходному мосту на правый берег Чиринкола (нам туда не надо): на том берегу видны постройки. От моста уже началась дорога. В долине много прекрасных мест для лагеря, довольно больших и некоторые даже сильно замусорены сюда приезжают люди на всякого рода пикники.

День постепенно близился к завершению, но мы были решительно настроены до темноты наверстать наш график и встать на ночевку по плану в долине реки Кубань. По опыту прежних лет мы знали, что к пограничникам, стоящим на Ворошиловских кошах, очень желательно явиться не позже обеда: тогда будут все шансы ночевать под Хотютау. Пришлось нам как следует постараться и пройти остаток пути за три перехода в очень высоком темпе.

К плановым стоянкам на реке Кубань вышли засветло. Запланированные нами стоянки оказались заняты группой Грашина. Едва мы успели найти приемлемое место под палатки, как начали сгущаться сумерки. В результате долгого перехода группа конечно устала, но этот опыт является исключительно ценным: физические кондиции к походу нужно готовить с запасом.

Кичкинекол малый

1А по каталогу ФСТР

3206 м. по данным каталога ФСТР

Соединяет

Долины рек Таллычат (р.Кичкинекол) и Чунгур-Джар (р.Чиринкол)

N 43’14.651' E 42’13.162' по каталогу ФСТР

З В

Направление прохождения

из дол. реки Таллычат в дол. реки р.Чунгур-Джар

Характер склонов

СЗ склон осыпной, тропа крутизной до 25 град. В склон снежно-осыпной, тропа, до 25 град.

Каски, леборубы/треккинговые палки

Время прохождения

ЧХВ подъема из долины р. Кикинекол 2ч.52мин. ЧХВ спуска до ур. Аэродром 0ч.53м.

Ф. фотоматериалы к 12-му дню.

Фото 12.1.: Начало подъёма из долины реки Кичкинекол на перевал Кичкинекол Малый.

Фото 12.2.: Группа на перевальном взлете.

Фото 12.3.: Групповое фото на седловине перевала (без фотографа).

Фото 12.4.: Начало спуска к урочищу Аэродром.

Фото 12.5.: Урочище Аэродром. Вид со спуска от перевала Кичкинекол Малый.

Фото 12.6.: Вид на спуск с перевала снизу.

Фото 12.7.: После обеда продолжаем движение в долину реки Чиринкол.

Фото 12.8.: Спуск на пойменный луг и направление подъема на скалы (выбранная нами тропа увела нас влево, к водопаду).

Фото 12.9.: Спуск в долину реки Чиринкол, вид снизу.

Фото 12.10.: В верхней части долины реки Чиринкол.

День тринадцатый, 29.07.2021 г.

Переход от слияния рек Чиринкол и Кубань до стоянок под пер. Хотютау на реке Уллукам.

НОЧ.12

3:45

+858

12,90

Учитывая рекорды дня предыдущего, подъём был не слишком ранний. К тому же спешить теперь стало незачем к пограничникам мы успевали гарантированно. Поэтому вышли в 8:37.

Первые три перехода по грунтовой дороге ничем не примечательны (фото 13.1). Дорога идет по правому берегу бурной реки Кубань, периодически пересекая притоки с прозрачной водой. Луга чередуются редколесьем и нам удавалось найти места для привалов с тенью практически по графику: шли примерно по 30 минут за переход. Солнце жарило довольно сильно, поэтому тень была особенно важна.

Около 11 часов прошли Ворошиловские коши и подошли к Погранпосту. Постройки пограничников находятся на другом берегу Кубани. Обычно все группы, проходящие мимо, заходят туда зарегистрироваться из опасений что если этого не сделать, то пограничники могут догнать и вернуть группу на КПП для проверки документов. Но нам повезло мост смыло паводком, и мы с чистой совестью прошли мимо (фото 13.2).

Начали движение в направлении перевала по зеленому пастбищу. Луговина местами заболочена. В 11:40 прошли место с которого официально начинается река Кубань слияние рек Уллукам и Уллу-Езень. Спустя еще несколько минут перешли на левый берег Уллукама по мосту (N43,297279’, E42,345379’). К полудню подошли к подножию зеленого склона вершины 3213, заслоняющей собой вершину Уллукам-баши. Дальше должен начаться интенсивный набор подъём на склон этой горы, поэтому мы решили, что нам пора остановиться как следует отдохнуть и пообедать. Место хорошее и логичное для обеда, но тут есть определенные проблемы с водой и с тенью. Вода в Уллукаме очень мутная, поэтому мы решаем отправить двоих участников набрать воды в Уллу-Езене. Там вода чище, правда в ней купаются коровы так что эту воду только кипятить.

Пока ребята бегали за водой оставшаяся группа растянула тент, чтобы было где прятаться от солнца. Обед получился долгим почти два часа. Пересидев под тентом самое пекло засобирались в путь. Начали подниматься на склон левого борта долины реки Уллукам. По травяному склону идет набитая тропа, предлагающая несколько вариантов пути. Выбранный нами вариант увёл нас сильно вправо. В итоге через некоторое время мы поняли, что идем не туда и полезли вверх по склону, пока не подрезали нужную тропу, после чего начали быстро продвигаться в нужном направлении. Погода постепенно испортилась и наконец начался дождь.

Преодолев интенсивную часть набора, мы вышли участок относительно пологого траверса и за два перехода от обеденной стоянки в 15:05 достигли нижних стоянок под перевалом Хотютау (фото 13.4, 13.5). Состояние стоянки разочаровало: поголовье яков, пасущихся в долине Уллукам значительно возросло и вся стоянка сильно загажена этими прекрасными, но крупными животными. Принимая во внимание продолжающийся дождь, мы не захотели подниматься на верхние стоянки и начали ставить лагерь, расчищая авгиевы конюшни. Но в следующий раз если пойдем через Хотютау будем заранее планировать стоянку выше, на камнях где нет травы и, следовательно, не бывает пасущихся яков.

День закончился под тентом, картошкой с жареными лисичками, собранными накануне в долине реки Чиринкол.

Ф. фотоматериалы к 13-му дню.

Фото 13.1.: Подъём по грунтово-каменистой дороге в направлении Ворошиловских кошей.

Фото 13.2.: Движение от Ворошиловских кошей в долину реки Уллукам.

Фото 13.3.: Переход реки Уллукам по мосту.

Фото 13.4.: Движение траверсом левого борта ущелья реки Уллукам.

Фото 13.5.: Лагерь в долине Уллукам под перевалом Хотютау.

День четырнадцатый, 30.07.2021 г. Перевал Хотютау 1Б. Переход от стоянок на реке Уллукам под пер. Хотютау до поляны Азау.

НОЧ.13

+778

-1145

12,00

Погода налаживается. Вышли с места стоянки в направлении перевала в 7:32, дав группе Грашина маленькую фору. Перешли приток реки Уллукам на правый берег и начали подниматься вверх по течению по правому борту кулуара вдоль зеленого склона отрога. Путь отмечен голубыми метками на камнях организаторы из Альпиндустрии разметили трассу для проведения забега. Вскоре нам на встречу начали появляться первые участники забега. Мы регулярно уступали им тропу, желали удачи, но постепенно их становилось всё больше и это медленно, но верно стало нам надоедать.

Средняя крутизна подъема не превышает 20 градусов. В середине третьего перехода на подходе к снежнику прошли подготовленные стоянки (N43,29780’, E42,39430’). Из-под снежника здесь вытекает небольшой ручей, дающий воду. Яки сюда не добегают.

После снежника осыпь постепенно увеличивается до средних размеров с участками довольно крупных камней. На перевальном взлете крутизна склона возрастает градусов до 30-35, осыпь становится еще крупнее. Толпа бегунов протоптала тропу везде где можно было её протоптать, а на камнях, где не тропа топчется, путь отмечен синей краской. На перевал вышли в 10:12 с ЧХВ подъема 2ч.06м., что почти не отличается от результатов прежних лет. Лидеры группы Грашина вышли на перевал первыми.

На седловине стояла палатка организаторов гонки Альпиндустрии, ожидавших второй волны спортсменов. Сняли записку группы туристов Федерации спортивного туризма Дмитровского района МО под руководством А.Севидова от 28.07.21г. Оставили общую записку с группой Грашина, сделали общее фото (фото 14.2).

Начали спуск в 10:34. На ледник ведут две тропы мы выбрали ту, что левее. Выбранная нами тропа местами достаточно крута, поэтому спускались плотной группой. Кошки не надевали, учли тот факт, что бегуны буквально недавно пробежали тут в обычных кроссовках. На леднике путь движения бегунов был размечен маленькими красными флажками. Этот путь предложил нам более ранний сход с ледника, чем мы планировали, что означало подъём на моренные валы левого борта. Наш план предполагал дальнейший спуск по леднику и поворот у подножия вершины 3440 (левее перевала Эхо войны) в этом случае нам практически не пришлось бы набирать лишней высоты. Но оценив состояние ледника, а по нашему субъективному ощущению ледник сильно отступил за последние несколько лет, мы решили не испытывать судьбу, а довериться организаторам забега. Тем более, что мы были уверены, что трасса забега была проложена в обход трещин на леднике.

После привала возле большой мульды (точка П.4) мы перешли с ледника на склон отрога, разделяющего ледник Большой Азау на две части (фото 14.2, 14.3). Набрав по склону около 40 метров, мы пересекли этот отрог, покрытый породами вулканического происхождения, и вышли на другую часть ледника. Двигаясь по пути, размеченному организаторами гонки, мы пересекли вторую часть ледника Большой Азау миновав зону трещин и вышли в зону моренных валов (фото 14.4-14.6), после чего быстро достигли Эльбрусского озера, где остановились на обед. Известно, что на Эльбрусском озере много стоянок, но нет чистой воды. Нам удалось набрать талой воды, сочившейся из-под остатков снежника.

Через час с четвертью начали спуск по конечной морене ледника Малый Азау. Тропа на спуск идет по осыпям и конгломератным склонам. В одном месте тропа проходит по разрушенным бараньим лбам. Этот довольно крутой участок, видимо достаточно сложен в дождливую погоду. Через 20 минут подошли к мутному и бурному ручью левому притоку реки Баксан, берущему свое начало на леднике Малый Азау. Ручей перешли условно «по камням», т.е. в ботинках из которых далеко не все остались сухими. Переход не самый простой.

От ручья продолжили движение по тропе в направлении канатной дороги и вышли на горнолыжную трассу несколько выше станции Кругозор. После привала начали спуск на поляну Азау по грунтовой дороге «под канаткой» (фото 14.7). За 35 минут без остановок сбросили высоту и остановились в конце склона сделать фото на фоне финишного портала гонки. Немного подождали отставших, сфотографировались и завершили спуск, а вместе с ним и наш поход на поляне Азау без лишней помпы на парковке возле магазина. ЧХВ спуска с перевала до поляны Азау составило 2ч.41м.

Хотютау (южный)

1Б по каталогу ФСТР

3501 м. по данным нашего GPS

Соединяет

долины рек Уллукам и Азау (р.Баксан)

N 43’17.808' E 42’24.024' данные каталога ФСТР

З В

Характер склонов

З склон: мелкая, средняя осыпь крутизной до 30 град. В склон: скально-осыпной до 30 град., пологий открытый ледник до 15 град.

Меры безопасности

Cамостраховка ледорубом, движение плотной группой, на леднике движение в кошках.

Время прохождения

ЧХВ подъема от р.Уллукам до перевала по кулуару 2ч.06м. ЧХВ спуска с перевала до п.Азау 2ч.41м.

Ф. фотоматериалы к 14-му дню.

Фото 14.1.: Путь подъёма на перевал.

Фото 14.2.: Группы Кошевенко и Грашина на перевале Хотютау.

Фото 143.: Движение по открытому леднику до большой мульды.

Фото 14.4.: Выход на левый борт языка после большой мульды и подъём по срединным моренным валам на второй язык ледника Большой Азау.

Фото 14.5.: Выход на моренные валы, разделяющие ледники Большой и Малый Азау.

Фото 14.6.: Путь по моренным валам, разделяющим ледники Большой и Малый Азау к Эльбрусскому озеру.

Фото 14.7.: Спуск по грунтовой дороге «под канаткой».

Фото 14.8.: Фото в финишном створе гонки Альпиндустрии.

Рекомендации и выводы.

Район Гвандры нам очень понравился, и мы рекомендуем всем хотя бы один раз его посетить.

По нашему мнению, район Гвандры очень хорош для проведения спортивных походов 1-3 кс, а также УТП 2 и 3 кс. К очевидным достоинствам района для проведения УТП относятся разнообразие препятствий и форм рельефа, возможность плавной акклиматизации, развитая инфраструктура (организация забросок), возможность организовать поход без посещения 5-ти километровой зоны (при необходимости). В районе удобно планировать занятия и взаимодействие учебных групп.

Важным достоинством района очевидно является и возможность быстрого выхода с маршрута в населенные пункты, хотя и не такая простая, как в соседнем Архызе.

Планируя поход в Гвандре, необходимо принимать во внимание, что при одинаковой категории трудности практически все препятствия в районе существенно сложнее, чем в Архызе и некоторые сложнее чем в Приэльбрусье.

В Гвандре отсутствуют посты МЧС непосредственно на местности, поэтому страховку лучше оформлять такую, чтобы позволяла использовать вертолёт.

Из неприятного только влияние Тебердинского заповедника, ограничивающего возможности района. Для линейных маршрутов 3 кс места в районе впритык. Для большего нужно вылезать в Приэльбрусье, либо накручивать нелогичные круги и петли.