Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Сергей Романенков, Москва

Траверс Джигит — Каракольский 2023

Состав: Сергей Романенков, Иван Артёмов (Москва), Дмитрий Бабий, Артём Жданов (Новосибирск) и Денис Жидков (Брест).

Нитка: р. Каракол – лед. Онтор - радиально пер. Джигит (3А, 4767) (занос заброски) – лед. Онтор – пер. Онтор (1Б, 4030) – пик Джигит (по м-ту Пенчука 5Б к.с. по серпам С стены, 5172) – траверс (пик Джигит (5172) - Фестивальная (4695) – пик Слоненок (4797) – пик Каракольский (5281))(5Б) - спуск на ледник Айланыш через пер. Плечо Каракола (3А) и ледопад пер. Васильева - р. Джеты-Огуз

Основным горным мероприятием в этом году был выезд с детьми в поход по западной части хребта Терскей-Алатау с последующим отдыхом на Иссык-Куле. Но спортивным родителям без “взрослых” гор в сезоне остаться было обидно. Поэтому каникулы решили продлить за счет восхождения на пик Джигит с севера и траверса основных вершин хребта. В официальный альпинизм мы безразрядные совсем не вписывались, поэтому оформили мероприятие как горную туристскую единичку (с эл. 6 к.с.).

Определяясь с маршрутом подъема на Джигит, выбирали между 6А Рябухина (по быкам) и 5Б Пенчука (по серпам). Остановились на более простом варианте. Ввиду сильной жары начала лета боялись (как оказалось, напрасно), что ледовые речки на Рябухина могли растаять. К тому же, не очень логичным было тащить с собой на траверс ненужное после скальной части железо. Маршрут Пенчука быстрый и снежно-ледовый нам подходил куда лучше. Его состояние мало зависит от погоды.

По дальнейшему траверсу ориентировались на описания одесской команды под руководством Александра Павлова, ходившей от Каракольского до Джигита в обратном направлении летом 2011 года, и на отчет сборной команды Киргизской ССР под руководством Анатолия Тустукбаева от 1969 года.

Подход и отход к главному хребту запланировали по двум, на мой взгляд, самым живописным долинам Терскея – Каракольской и Джеты-Огузской.

Чтобы не лезть на Джигит с тяжелыми чувалами решили закинуть заброску на пер. Джигит (3А*). Дополнительный выход должен был помочь лучше акклиматизироваться перед горой. Этот перевал я уже ходил на спуск 18 лет назад, тогда мы группой провесили 14 перильных веревок. В этот раз, чтобы успеть туда-обратно за световой день, нужно было выйти пораньше. Но этому помешал утренний дождь. Смогли выйти только в 8. Ошиблись в ориентировании и залезли необязательный 300-метровый крутой взлет в нижней части подъема. На седловине были только в 15:30. На спуске поймали грозу со сверкающими молниями и горизонтально летящим по ветру градом. Но аккурат с последними лучами солнца были на леднике и у палатки. Перила старались вешать только при крайней необходимости, предпочитая более быстрое одновременное движение. Ничего не может быть лучше сделанной по плану работы! День, определенно, удался и команде понравился!

Утром перевалили через перевал Онтор в соседний цирк. Полетали немного над Джигитом на дроне, пытаясь разглядеть тонкости будущего маршрута. Играли в карты и точили кошки.

Веревки по кулуару маршрута Пенчука начали вешать в 5:20 утра и уже в 14 были на гребне Джигита, провесив 19 штук по 60 м. Эта часть маршрута напомнила нам северную стену Уллуауза в Безенги, только уклон чуть больше и лед жестче. Первым работал Артем, смело крутя по 1 промежуточному буру на веревку, что на 40-ка, что на 60-ти градусах.

Дальше гребня в первый день уйти не успели. Задуло, пошел снег и налетели черные тучи. Ещё в детском походе мы поняли, что погода в этом году на Терскее отличается понятной, но не приятной закономерностью - к обеду почти каждого дня в долинах начинает лить дождь, а повыше сыпать снежная крупа. Выходить на маршрут и вставать лагерем здесь нужно рано. Мы подстроились, и на гребне во время траверса нас всего пару раз присыпало снежком. Очень неприятными стали сильные ночные северные ветры. Треккинговая палатка с толстыми дугами, хоть и хлопала на ветру как яхтенные паруса, не давая уснуть, но напор стихии выдержала. Мы ей как могли помогали, подвязывая дополнительные оттяжки и строя ветрозащитную стенку из снега и камней.

После выхода на гребень Джигита легкость от простой и быстрой технической работы на маршруте закончилась. Дальше один за другим шли острые карнизные участки, державшие в напряжении и заставлявшие постоянно думать об их оптимальном и безопасном прохождении. Карнизов мы не боялись и через какое-то время к ним привыкли. Страшно было обходить некоторые из них. Хорошо, если удавалось это сделать по льду, пусть даже крутому. В таких местах, двигаясь одновременно, крутили буры. Но иногда приходилось выходить на почти вертикальные склоны, покрытые толстым слоем смороженного и неплотного снега. Кошки и инструменты разрезали поверхность, а мы рисковали съехать ниже на стену.

Все вершины на траверсе показались разнообразными и интересными. Джигит запомнился тем, что на нём мы встретились с первыми карнизами. Нужно было почувствовать их и понять границы дозволенной линии движения. Фестивальная - сначала карнизная, к западу превратилась в груду живых камней, доставляя этим кучу неприятностей людям и веревкам. Карнизы на Слоненке были совсем не похожи на “джигитовcкие”. Небольшие, но зубастые с торчащими сосульками они оказались сложны для обхода. Пришлось много лезть одновременно на передних зубьях кошек, регулярно меняя сторону гребня, а в паре мест вешать перила. Крупные карнизы Каракольского после пройденного ранее проблем не доставляли. По восточному гребню пика от перевала Металлург до вершины поднялись одновременно в связках.

Перевалив через пик Каракольский, единогласно решили спускаться вниз. Здесь я не согласен с Артемом в его замечании о не пройденном траверсе (впечатления тут). Как можно не пройти то, что даже не пытались? К моменту подхода под массив Огуз-Баши мы оценили оставшееся до самолёта время, прогноз погоды, трудоёмкость маршрута и свою удовлетворённость от уже пройденных препятствий. В тот момент всё говорило за спуск. А такого стимула, как участие в соревнованиях или прохождение нового маршрута у нас не было. Не хотелось рисковать отдыхом и превращать мероприятие в спорт и экстрим.

В долину Джеты-Огуза спустились через перевалы Плечо Каракола и Васильева. Отдельный кайф доставило прохождение этих перевалов без описания на руках. Просто видишь под собой ледопад, читаешь путь и идешь. Перед нижним ледопадом ледника Айланыш сделали небольшую паузу и запустили дрон, с которого посмотрели оптимальный путь обхода больших разрывов и трещин.

На ночевку остановились в потрясающем еловом лесу с видами на Джеты-Огузскую стену. Приятно заканчивать поход лагерем на травке с костром. Летний отдых удался!

Спасибо команде за отличную компанию, а Спорт-Марафон. Магазин снаряжения за надёжное снаряжение, которое помогает не напрягаться в горах.

Более подробно о походе по Терскею расскажу вечером 1 сентября в лектории Спорт-Марафона. Приходите послушать и пообщаться.