Автор: Олег Крохалев, г. Долгопрудный

Отчет о горном спортивном маршруте 1к.с по Кавказу (Гвандра, Приэльбрусье), совершённом группой туристов в период с 6 августа по 18 августа 2022 года.

Справочные сведения о походе

Руководитель

Крохалев Олег Дмитриевич

Контакты руководителя

Сроки активной части похода и полные (от Москвы до Москвы)

06.08.2022-18.08.2022 (04.08.2022 - 22.08.2022)

Протяженность маршрута (по карте)

86.0 км (91.7 км с учётом радиального выхода за заброской для части группы)

Длина маршрута с учётом k = 1.2

103.2 км (110.0 с учётом радиального выхода за заброской для части группы)

Продолжительность активной части

13 дней

Количество днёвок

Количество полуднёвок

Суммарный набор и сброс высоты

Набор/сброс 7567/6887 м

Максимальная высота (и макс. высота ночёвки)

3689 (3195)

Ссылка на трек

https://nakarte.me/m=14/43.25905/42.24217&l=Otm/Wp&nktl=O tYh9fakdK_lqUgA_1XW_w

Ссылка на видео о походе

Нитка маршрута

Нитка маршрута(запланированная) : турбаза «Глобус» - д.р. Гондарай - д.р. Джалпакол - пер. Джалпакол Южный (1А) - пер. Озерковый (н/к) - пер. Нос (1А) - д.р. Мырды - д.р. Узункол - д.р. Киченкол - оз. Турье - пер. Охотничий (1А, радиально) - пер. Доломиты Южный (1А) - д.р. Чунгур-Джар - д.р. Чиринкол - Ворошиловские коши - д.р. Кубань - пер. Тешикауш (1А) - д.р. Уллу-Хурзук - пер. Кольцевой (1А) - д.р. Чайтчесу - бывшая база МЧС - д.р.Битюктюбекол - пер. Балк-Баши (1А) - д.р. Кызылкол - а/л Лакколит - а/л Джилы-Су

Нитка маршрута(пройденная): турбаза «Глобус» - д.р. Гондарай - д.р. Джалпакол - пер. Джалпакол Южный (1А) - пер. Озерковый (н/к) - пер. Нос (1А) - д.р. Мырды - д.р. Узункол - д.р. Киченкол - оз. Турье - пер. Доломиты Южный (1А) - д.р. Чунгур-Джар - д.р. Чиринкол - охотничьи домики на пересечении рек Чиринкол и Кубань - д.р. Кубань - Ворошиловские коши (частью группы, рад.) - пер. Тешикауш (1А) - д.р. Уллу-Хурзук - пер. Кольцевой (1А) - д.р. Чайтчесу - бывшая база МЧС - д.р. Битюктюбекол - пер. Балк-Баши (1А)- д.р. Кызылкол - а/л Лакколит - а/л Джилы-Су

Маршрут пройден с изменениями: отказались от радиального выхода на пер. Охотничий (1А). Совершили радиальный выход в Ворошиловские коши за заброской по д.р. Кубань.

Определяющие препятствия

N43.26558’ E42.09617’

ЧХВ от м.н. 3:10 ч Набор 500м

На спуск до озера ЧХВ 1:45

На подъём со стороны д.р. Джалпаккол осыпь, небольшие снежники. На спуск - травянисто осыпной.

Пер. Озерковый

И ещё до м.н. 1:00

Набор: 20 м

Сброс: 300 м

Со стороны озёр травянисто-осыпные, ниже средняя осыпь. На самом перевале совсем немного скал.

Пер. Нос (3439)

N43.27259’ E42.11082’

Переход от м.н. ЧХВ 2:55

На спуск до озера под пер. Джалпаккол Северный ЧХВ 1:15 И ещё до м.н. ЧХВ

6:30

Набор: 411 м

Сброс: 1375 м

На подъём крутая средняя осыпь, до 30’. Спуск в сторону пер. Джалпаккол Северный пологий, осыпной.

Пер. Доломиты Южный (3350) N43.25956’ E42.22061’

Переход от м.н. ЧХВ 1:16

На спуск до урочища Аэродром ЧХВ 2:00

И ещё до м.н. ЧХВ

3:22

Набор: 366 м

Сброс: 1339 м

На подъём и на спуск средняя осыпь до 30’ с выходами на снежники.

Пер. Тешикауш

(3410)

N43.34679’ E42.29763’

Переход от м.н. ЧХВ 4:43

На спуск до ледника ЧХВ 1:30

И ещё до м.н. ЧХВ

0:35

Набор: 704 м Сброс: 217 м

На подъём и на спуск крутая средняя осыпь (около 35’). Немного скал.

После спуска на сторону д.р. УллуХурзук выход на зачехлённый ледник.

Пер. Кольцевой

(3358)

N43.36647’ E42.35131’

Переход от брода ЧХВ 2:55 На спуск до озера ЧХВ 0:12

И ещё до м.н. ЧХВ 1:53

Набор: 617 м

Сброс: 758 м

Со стороны р. Уллу-Хурзук сначала крутая мелкая осыпь (30’) и немного скал, потом более пологая средняя (20’). На спуск очень пологая средняя осыпь, почти ровно.

Пер. Балк-Баши

(3689)

N43.39206’ E42.40308’

Переход от м.н. ЧХВ 4:08 На спуск до м.н. ЧХВ 1:44

Набор: 1074 м

Сброс: 754 м

И на подъём, и на спуск средняя осыпь (около 15’), тропа.

Состав группы

Лашков Владимир Александрович

2ЛУ

Характеристика района похода

Кавказ отлично подходит для походов невысоких категорий благодаря транспортной доступности и густонаселённости. Приэльбрусье, помимо этого, привлекает туристов и альпинистов большим количеством вершин и перевалов различной сложности, поэтому в сезон сложно найти удалённое от людей место. Практически все перевалы ходят каждый год, и в интернете можно найти множество материалов для подготовки маршрута.

Примечательные особенности района:

• разнообразный рельеф: в районе встречаются травянисто-осыпные, осыпные, снежные и скальные перевалы
  • несколько крупных альплагерей и большое количество туристов множество горных козлов

Вводная часть и полезные организационные сведения

Общая смысловая идея похода

Цель похода - пройти несложный безопасный маршрут по разнообразному рельефу, получить полезные в дальнейшем базовые походные навыки и высотный опыт. Задачи похода:

1. осмотр достопримечательностей нового района, в основном Эльбруса с различных ракурсов
  2. отработка личной техники передвижения по снежным, осыпным и травянисто-осыпным склонам
  3. отработка бытовых навыков в условиях длительного похода
  4. отработка техники преодоления несложных водных препятствий

Предпоходная подготовка:

В рамках подготовки к походу участники посещали тренировки и лекции, проводимые инструкторами Горной секции МФТИ. Был совершён двухдневный тренировочный поход 1 степени. Группа прошла проверку на местности 22-23.05.22 на склонах канала в г. Долгопрудный. Также участники похода принимали участия в соревнованиях по спортивному туризму «горная весна-2022» на песчаных карьерах г.Икша и чемпионате Московской области 2022 в Полушкино, МО.

Выбор и планирование маршрута

Выбор Приэльбрусья в качестве района похода обусловлен разнообразием рельефа в районе, транспортной доступностью и близостью к Эльбрусу.

На маршруте предусмотрено две заброски: в а/л Узункол и в Ворошиловских кошах. В процессе похода мы выяснили, что место на пересечении рек Кубань и Чиринкол, подписанное на нашей карте как Ворошиловские коши фактически представляет из себя несколько охотничьих домиков. Сами Ворошиловские коши расположены в верховьях реки Кубань. Это стоит учитывать при планировании заброски.

Выбор ключевых точек маршрута обусловлен желанием посетить несколько достопримечательностей района: альплагерь Узункол, Турьи озёра, заброшенную базу МЧС с нарзановыми источниками, и выйти к подножью Эльбруса в конце похода. Нитка маршрута была проложена через эти точки и перевалы с как можно более разнообразным рельефом. Единственным ограничением было время похода, которое не должно было превышать двух недель.

Первое кольцо - разминочно-акклиматизационное (по плану - 4 дня) с двумя перевалами 1А (Джалпаккол Южный и Нос) и одним н/к (Озерковый). От турбазы Глобус к пер. Джалпаккол Южный идёт пологая дорога, возле которой есть несколько удобных мест для ночёвки, что позволяет лимитировать набор в первые дни и провести качественную акклиматизацию.

Второе кольцо (план 4 дня, фактически 3 дня) по плану включает в себя два перевала 1А - Охотничий и Доломиты Южный. В итоге мы отказались от радиального восхождения на пер. Охотничий, т.к. вышли на стоянку под ним в пять вечера и не хотели спускаться с него в сумерках. Пер. Доломиты Южный технически несложен, но под ним есть снежники с обеих сторон, на которых можно попрактиковать индивидуальную технику передвижения по снегу.

Третье кольцо - наиболее технически интересное, включает в себя три перевала 1А: Тешикауш (Куршоу Нижний), Кольцевой и Балк-Баши. Подъём на перевал Тешикауш с юга достаточно утомителен: 1400м крутого (~30 гр.) набора практически без тропы и доступа к воде. Тешикауш отнял у нас три дня вместо запланированных двух (от долины до долины). Пер. Кольцевой часто посещаем туристическими группами и при подъёме с севера технически очень прост. Перевал Балк-Баши - физически тяжёлый перевал, длинный подъём на большую высоту без воды и тени очень выматывает. Данный перевал не рекомендуется брать первым в походах 1к.с.

Запасные варианты маршрута и аварийные пути

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально технически сложных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП:

Запасные пути:

1. Отказ от пер. Озерковый (н/к) и Нос (1А), спуск от перевала Джалпакол Южный в д.р. Мырды - д.р. Узункол
  2. Отказ от пер. Доломиты Южный (1А), спуск от а/л Узункол по д.р. Узункол до пос. Актюбе - д.р. Кубань - Ворошиловские коши
  3. Отказ от пер. Тешикауш (1А) и Кольцевой (1А), обход с востока через пер. Вольный Ветер (1А) - д.р. Киченкол Уллухурзукский - д.р. Битюктюбекол
  4. Отказ от пер. Кольцевой (1А), обход с запада по д.р. Уллу-Хурзук - д.р. Битюктюбекол

Аварийные пути:

1. Спуск к турбазе «Глобус» вдоль р. Джалпаккол и Гондарай
  2. Спуск к а/л Узункол вдоль р. Мырды
  3. Спуск к а/л Узункол вдоль р. Кичкинекол
  4. Спуск к р. Кубань, выход к пос. Актюбе
  5. Спуск к р. Уллу-Хурзук, выход к пос. Хурзук
  6. Спуск в д.р. Кызылкол, выход в а/л Лакколит

Организация безопасности. МЧС. Связь

Группа зарегистрировалась в МЧС на сайте https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups онлайн до начала маршрута. По прибытию к точке старта сообщили о начале маршрута в ПСО по телефону +7(878) 226-60-56.

С собой брали спутниковый телефон Iridium для связи с координатором и МЧС. Мобильная связь не ловит практически нигде, кроме перевалов Джалпаккол Южный (МТС) и Балк-Баши (Билайн, был даже интернет), так что на неё мы не рассчитывали.

Страховку оформляли онлайн в страховой компании Согаз по тарифу спортэкстрим (с возможностью эвакуацией вертолетом) на весь период активной части похода. Копии страховых полисов перед походом были высланы координатору группы.

У группы была с собой групповая и индивидуальные аптечки для оказания первой помощи.

Транспорт, заброски и другие полезные сведения

Заезжали на маршрут мы через Минводы, выезжали через Кисловодск. Трансфер, обе заброски и погранпропуска мы организовали через Бориса, тел. 89289503868. Дорога от вокзала Минвод до турбазы «Глобус» обошлась нам в 12000р, две заброски ещё в 11000р. Городская заброска стоила 3000р сверху. Дорога обратно стоила 15000р. Погранпропуска можно оформить самостоятельно через госуслуги, однако мы решили избавиться от возможной головной боли ещё за 600р/чел. Борис решил все возникшие проблемы с задержкой погранпропусков и потерянными в МЧС заявками, так что мы посчитали это вложение более чем оправданным.

Газ мы везли на поезде из Москвы. Никаких проблем не возникло, хотя опасения, что могут не пропустить в вокзал, были.

В альплагере Узункол есть вайфай, однако работает он не очень и по часам. Так же можно поесть в столовой, помыться.

На бывшей базе МЧС можно заселиться в домик (но в сезон они могут быть заняты), помыться в бане (500р/чел/час), закупиться сахаром и шоколадками,поесть хычинов, айрана и сыра.

В а/л Лакколит можно остановиться, помыться и поесть. В Джилы-Су есть два кафе в которых вполне прилично кормят (хычинов, к сожалению, не было), можно остановиться со своими палатками. Домиков или бани мы там не обнаружили, что нас расстроило. В целом, Джилы-Су не особо впечатляет.

После похода мы остановились в хостеле KS-клуб, тел. 89286386046, в Кисловодске. Вполне приличный хостел за средние по городу деньги. Есть платная стиралка, душ, оборудованная кухня.

Высотный профиль

delta H+/-

События

Погода

Турбаза «Глобус» - д.р. Гондарай - д.р. Джалпаккол - м.н.

4.6

М.н. - пер. Джалпаккол Юж. - пер. Озерковый - м.н. на озере

4.4

520/315

Пер. Джалпаккол Юж. (1А), пер. Озерковый (н/к)

М.н. на озере - пер. Нос - д.р. Мырды - м.н. возле а/л Узункол

8.0

411/1375

Пер. Нос (1А), спуск в долину, заброска

М.н. - д.р. Кичкинекол - м.н. на Турьих озёрах.

5.7

1030/50

Подход под перевал. Турьи озёра

М.н. - пер. Доломиты Юж. - урочище Аэродром - д.р. Чунгур-Джар - м.н. в д.р. Чиринкол

7.7

366/1339

Пер. Доломиты Юж (1А), спуск в долину

М.н. - охотничьи домики - м.н. в д.р. Кубань. Ворошиловские коши (рад.)

10.1 (+5.7 рад. часть группы)

241/361

Итог

86.0

7567/6887

Итого активными способами передвижения с учетом коэффициента: 103,2 км* за 13 дней, из них в зачёт 103,2 км.

*В таблице километраж представлен без учёта коэффициента. Зачётный километраж приведён с коэффициентом k = 1.2.

**При радиальных выходах километраж учитывается при движении лишь в одну сторону. В таблице в скобках указан зачётный километраж, без учёта повторно пройденного пути. При этом перепад высот, преодолённый на радиальных выходах, учитывается полностью.

Техническое описание маршрута

День 1-2. 06.08. - 07.08. Заезд, подход под пер. Джалпаккол Юж (1А)

Турбаза «Глобус» - д.р. Гондарай - д.р. Джалпаккол - м.н. - верховья д.р. Джалпаккол

ЧХВ = 6:00

Пройдено 10.8 км

Набор/сброс: 1262/74

Координаты ночёвок:

N43.303387’, E42.031651’

N 43.268923’, E 42.076285’

Грунтовая дорога, тропа, травянистый склон, курумник

Переменная облачность, иногда лёгкий дождь. Вечером 7.08. небольшая гроза. Ночи ясные.

Группа собралась возле вокзала Минеральных вод в 8 утра. Быстро погрузились в газель и поехали на точку старта - к турбазе «Глобус». В 13:30 прибыли на место, и потратили час на разгрузку и обед хычинами. Пока мы ели, к нам подошёл пограничник, проверил у всех документы и погранпропуска, расспросил нам про маршрут.

Рис. 1.1. Турбаза Глобус. Группа перед стартом. Сытые и довольные

В 14:40 стартовали. От турбазы идёт отличная грунтовая дорога, идти легко. Берём темп 40:10, с первым переходом 20 минут. Через некоторое время переходим реку Махар по прочному автомобильному мосту. В лесу вокруг дороги много малины и есть грибы.

Рис. 1.2. Грунтовая дорога вдоль реки Гондарай

Рис. 1.3. вид на р. Махар с моста

В 15:20 вышли к мосту из брёвен через реку Гондарай, расположенному сразу после автомобильного брода. Координаты моста: N43.301537’, E42.011648’. Переходим и сворачиваем на другую дорогу, круто поднимающуюся по склону (уклон 20-25’).

Рис. 1.4. Начало дороги в лесной зоне за рекой Гондарай

Примерно через час дорога плавно переходит в тропинку, но ненадолго - ещё через двадцать минут снова выходим на грунтовку. Вокруг много земляники, и её потребление нас немного тормозит.

Около пяти часов натыкаемся на калитку, ограничивающую проход скота. Недалеко от неё находим небольшой чистый ручеёк и пополняем запасы воды.

Ещё через десять минут приходим к запланированному месту ночёвки. Недалеко от него протекает широкий ручей, но брать из него воду не решаемся - вокруг множество коровьих лепёшек. Воду берём из реки Джалпаккол. На месте стоянки есть кострище, и вокруг можно найти достаточно топлива, так что мы разводим костёр. Спать ложимся в 20:00, сразу после ужина.

Рис. 1.5. Калитка

Рис. 1.6. Место стоянки

На следующий день встаём в 6 утра и неспеша собираемся. Выходим в 8:25 и идём по дороге темпом 40:10. Довольно быстро выходим из лесной зоны. Солнце уже довольно высоко и становится жарковато. Около 9:00 проходим мимо коша. Дорога постепенно сужается, переходит в тропу.

Рис. 2.1. Кош

Рис. 2.2. Тропа вдоль д.р. Джалпаккол

Реку Джалпаккол пересекаем по брёвнам (координаты моста N43.298878’, E42.042125’). Через некоторое время тропа теряется в курумнике, поросшем травой. Направление движения помечено турами, так что навигация не доставляет проблем. К 12:30 выходим на заболоченное выполаживание, на котором есть места для палаток. Останавливаемся на обед.

Рис. 2.5. Тропа к верховьям р. Джалпаккол

Рис. 2.6. Направление подъёма по курумнику

Рис. 2.7. Небольшое заболоченное плато в верховьях р. Джалпаккол

Пока мы готовим обед, два штурмана направляются на разведку чуть выше - проверить, можно ли там встать на ночь. У нас впереди ещё много времени и мы хотим подойти поближе к перевалу. Как оказалось, чуть выше действительно есть удобная площадка, на которой без проблем можно разместить 4 палатки и есть ручей. Направляемся туда после обеда, в 14:50. В 15:35 мы на месте и ставим лагерь (N43.303387’, E42.031651’). Под вечер на нас спускается облако и небольшая гроза. В 19:30 расходимся по палаткам. Ночь ясная и холодная.

Рис. 2.8. Подъём к месту ночёвки чуть выше заболоченного плато.

Связка перевалов Джалпаккол Южный (1А, 3330) и Озерковый (н/к, 3150)

День 3. 08.08.

М.н. - пер. Джалпаккол Юж. - пер. Озерковый - м.н. на озере

ЧХВ = 7:10

Пройдено 4.4 км

Набор/сброс: 520/315

N43.26750’, E42.11585’

Высота ночёвки: 3060 м

осыпь, тропа, снежник, травянистые склоны

В основном ясно, в обед небольшой дождь. Под вечер плотный туман.

Подъём в 5:00, выход в 7:30. Погода ясная, слегка прохладно. Поднимаемся в сторону перевала по травянистому склону, есть тропа. Примерно через час выходим на осыпь, с которой видно перевал Джалпаккол Южный. Принимаем решение двигаться по левому (ор-ки) склону морены.

Рис. 3.1. Направление движения от м.н.

Рис. 3.2. Путь подъёма на пер. Джалпаккол Южный

По мере подъёма натыкаемся на снежники, на которых отрабатываем битьё ступеней. Перевальный взлёт осыпной, движемся плотной группой. На перевал выходим к 11:40. Снимаем записку группы клуба Юных Туристов из Санкт-Петербурга под руководством Буракова А.В., проходившей перевал 7 августа 2022. Фотографируемся, отдыхаем и в 12:15 выходим в сторону д.р. Мырды.

Рис. 3.3. Группа на пер. Джалпаккол Южный

Рис. 3.4. Вид с пер. Джалпаккол Южный в сторону долины реки Мырды

Рис. 3.5. Начало спуска с пер. Джалпаккол Южный

Рис. 3.6. Примерная траектория спуска с пер. Джалпаккол Южный

Тропы на спуск нет, ориентируемся по треку. За два часа доходим до озера, которое видели с перевала, и встаём на обед. К нам выходит группа горных козлов, но близко они не подходят. Пока мы готовим обед, нас накрывает градом, который заканчивается чуть раньше, чем мы заканчиваем обедать.

В 15:30 выходим дальше. Группа козлов следует за нами на почтительном расстоянии. Мы насчитали 19 голов в стаде.

Около 16:10 на нас спускается облако, видимость сильно падает. Держимся плотной группой, поддерживаем связь с помощью раций. Идём по приборам и к 16:30 спускаемся на пер. Озерковый.

Рис. 3.7. Группа на пер. Озерковый

Время уже позднее, так что надолго не задерживаемся. Снимаем записку группы Петроградского клуба туристов из Санкт-Петербурга под руководством Волкова Ивана, делаем фото и начинаем спуск. Тропы всё ещё нет, идём в тумане в сторону озёр. Только возле первого озера выходим на тропу, которая уводит нас в сторону от запланированного места ночёвки. Сделав небольшой крюк, по приборам выгребаем на стоянку у следующего озера к 18:30. Место ночёвки (N43.26750’, E42.11585’) расположено между двух озёр, но в озере побольше плавают останки козла и воду мы берём из другого. В 20 вечера, сразу после ужина, к нам снова приходят козлы. Нас они совсем не боятся и подходят очень близко к лагерю. Отгоняем их и ложимся спать.

Рис. 3.8. Вид с перевала Озерковый в сторону озёр

Рис. 3.9. Траектория спуска по кулуару под пер. Озерковый. Наверху виден козёл.

Рис. 3.10. Место ночёвки утром следующего дня.

Перевал Нос (1А, 3439)

День 4. 09.08.

М.н. - пер. Нос - озеро под пер. Джалпаккол Северный - д.р. Мырды - м.н. возле а/л Узункол

ЧХВ = 10:40

Пройдено: 8.0 км

Набор/сброс: 411/1375

N43.27535’, E42.16712’

Высота ночёвки: 2092 м

Тропа, осыпь, травянистый склон, дорога

Небо чистое, с утра солнечно. Легкий ветерок. После обеда переменная облачность. Вечером облачно. Ночь ясная.

Встаём в пять утра, собираемся и выходим в 7:25. Обходим озеро, возле которого мы провели ночь, и начинаем подъём по осыпи. Осыпь быстро переходит в травянистый склон, но ненадолго. По дороге находим ручей с чистой водой. Неспеша поднимаемся по сыпухе и к 11:10 выходим на перевал. Перевальная седловина очень широкая, но тур сложно пропустить. Записки в нём, к сожалению, не нашли. Тут же (на 8м ниже) есть озеро с местами под палатки. Так же с перевала открывается отличный вид на Эльбрус.

Рис. 4.1. Озера по пути на пер. Нос и вид на пер. Озерковый

Рис. 4.2. Начало подъёма на пер. Нос

Рис. 4.3. Траектория подъёма на пер. Нос

Рис. 4.4. Осыпь в верхней части пер. Нос

Рис. 4.5. Группа на пер. Нос

Рис. 4.6. Озеро на пер. Нос

Рис. 4.7. Вид на Эльбрус

Рис. 4.8. Снежные занятия

В 11:30 продолжаем движение по курумнику в сторону перевала Джалпаккол Северный. Через полчаса выходим к достаточно крутому снежнику и решаем провести на нём короткие снежные занятия. Учимся бить ступени и спускаться глиссером. На занятия тратим 20 минут, после чего продолжаем спуск к озеру под пер. Джалпаккол Сев. По дороге преодолеваем ещё один снежник, используя свежеприобретённые знания.

В 13:10 останавливаемся на обед возле озера. Погода отличная, и пока дежурные готовят остальная группа купается в озере. Так же мы замечаем другую группу, спускающуюся с пер. Джалпаккол Северный.

Рис. 4.9. Спуск к озеру под пер. Джалпаккол Северный

В 14:25 продолжаем спуск. Тропы всё ещё нет, но спуск в долину очевиден и не вызывает вопросов. В начале спуска преодолеваем небольшой технически простой скальный участок. В дождливую погоду он может быть неприятен. В остальном спуск представляет собой среднюю осыпь.

Примерно через час осыпь переходит в травянистый слон. Дальнейший спуск представляется огромными ступенями с чередованием каменистого и травянистого склонов.

Ещё через час находим тропу. Она хорошо видима, и в хорошую погоду потерять её сложно. Так же она местами отмечена турами. Другая группа обгоняет нас.

В пять часов выходим на серпантин, спускающийся к реке. Сверху видно мост, но непонятно, есть ли тропа с другой стороны реки. Мы предположили, что раз другая группа смогла спуститься и уверенно шла вниз, собираясь попасть в а/л Узункол - значит и мы сможем.

Рис. 4.10. Скалистый участок спуска

Рис. 4.11. Спуск от озера в д.р. Мырды

Рис. 4.12. Тропа, идущая по склону.

Рис. 4.13. Серпантин и мост через р. Мырды

По правому (ор-ки) берегу реки идёт хорошо утоптанная тропа, переходящая в дорогу, ведущая к а/л Узункол. Движение на ней достаточно активное - мы встретили несколько альпинистов, несмотря на довольно позднее время.

Пока мы шли по этой тропе, солнце уже село. К месту стоянки мы вышли только к 20:30. Местные встретили нас очень дружелюбно: предложили нам нарзан и хычины. Часть группы сходила в а/л за заброской, пока остальные разбивали лагерь и готовили ужин. За хранение заброски с нас взяли 100 р/день.

Лагерь разбили на огороженной территории (N43.27535’, E42.16712’), денег за это никто не берёт. Забор поставлен в основном от коров, которых вокруг в избытке. Спать легли только в 23:00.

пер. Доломиты Южный (1А, 3350)

День 5. 10.08

М.н. - д.р. Кичкинекол - Турьи озёра

ЧХВ: 7:50

Пройдено: 5.3 км

Набор/сброс: 1030/50

N43.265801’ E42.209236’ Высота ночевки 3070 м

Дорога, тропа, средняя осыпь

Переменная облачность, небольшой ветер. Без дождя.

Решили поспать подольше, потому что прошлый день был длинным и спуск дался тяжело. Встали только в семь и три часа потратили на сборы и распределение заброски. Вышли в 10.

Первая часть пути проходит по дороге. Реку Узункол пересекаем по автомобильному мосту.

Через 40 минут дорога переходит в тропу. Сворачиваем налево и начинаем подъём вдоль реки Дорбунчат.

Рис. 5.2. Начало подъёма вдоль реки Дорбунчат

Рис. 5.3. Водопад и место обеда возле него

Тропа хорошая, но подъём достаточно крутой и погода жаркая. Идём достаточно медленно, к часу набираем до высоты 2700 и встаём на обед в стороне от тропы возле водопада. Обедаем и отдыхаем до 14:30.

После обеда возвращаемся на тропу и продолжаем подъём. Группы альпинистов регулярно ходят на Турье озеро, так что тропа надёжная и удобная. По мере подъёма встречаем альпинистов в кроссовках и с лёгкими рюкзачками. Завидуем.

Рис. 5.4. Тропа к Турьему озеру

В 17:25 добираемся до озёр и встаём лагерем возле второго, считая снизу. Свободное место найти оказалось тяжело: вокруг множество альпинистов - тренируется горная школа «Категория трудности» имени А.М. Ставницера. Помимо альпинистов озёра окружают козлы, и людей они практически не боятся. Проблем, впрочем, ни те, ни другие не доставляют.

Так как время уже позднее, принимаем решение отказаться от восхождения на пер. Охотничий, чтобы не рисковать спускаться в темноте. Ужинаем и в 20:00 ложимся спать.

Рис. 5.5. Место ночёвки у озера

Рис. 5.6. Вид на пер. Доломиты Южный от м.н.

Рис. 5.7. Вид на пер. Охотничий от м.н.

День 6. 11.08

Турье озеро - пер. Доломиты Южный (3400, 1А) - д.р. Чунгур-Джар

ЧХВ = 6:38

Пройдено: 7.7 км

Набор высоты: 366 Сброс высоты: 1339

N43.27555’ E42.25456’

Высота ночевки: 2107м

Осыпной склон, снег, тропа

Утром дождь, днем облачно, ночью гроза

Подъем в 5:00. Погода была облачная. За 10 минут до старта начался небольшой дождь. Выходим в 7:00. Через один переход поднимаемся до верхнего озера, оттуда начинается перевальный взлет. Дальше подъем идет по осыпному склону крутизной 25°-30°, по пути встречаются снежники. Средняя осыпь плавно переходит в мелкую. Отчетливо читается тропа, по которой недавно прошла группа. Через еще один переход делаем остановку возле ручья и набираем воду, дождь почти закончился.

Рис. 6.1. Подъем на перевал Доломиты Южный

На перевале видим группу альпинистов. Продолжаем подъем, следы упираются в небольшой снежник, идем по нему. Тем временем группа альпинистов начинает спускаться вниз (в сторону Турьего озера), пропускаем их и идем вверх. Финальный участок подъема проходит по мелкой подвижной осыпи. Идем плотной группой и стараемся не скидывать камни.

Рис.6.2. Перевал Доломиты Южный

Рис.6.3. Группа преодолевает снежник

В 8:39 поднимаемся на перевал (N 43.26011’ E 42.21987’). Облачно, дует сильный ветер. Снимаем записку группы туристов клуба «Шторм» г. СанктПетербурга под руководством Буракова А.В. и Борозняк С.В.

Рядом с туром лежат вещи второй группы альпинистов. К нам спускается инструктор этой группы. Узнаем, что это альпинисты, которые проходят сборы в альпшколе «Категория трудности». В обмен на сигареты инструктор угощает нас чаем и шоколадным батончиком. Делаем вывод, что даже если вы не курите, берите с собой сигареты (это неплохая валюта в горах).

ЧХВ от места ночевки 1:16

Рис 6.4. Группа на перевале Доломиты Южный

В 9:00 начинаем спуск с перевала. Спуск идет по средней осыпи, чередующийся со снежниками. Уклон 20’-30’. Через два перехода спускаемся к пологому месту около снежника и устраиваем 27 минутный привал.

Рис. 6.5. Группа на спуске

Рис. 6.6 Спуск с перевала Доломиты Южный в сторону долины реки Чунгур-Джар

Рис. 6.7 Спуск с перевала Доломиты Южный

Делаем мороженое из снега, сухого молока, сгущенки и сублимированной клюквы. Настроение группы сразу поднимается. Погода облачная и безветренная. Дальше склон становится травянисто-осыпным с крутизной около 25’. Пытаемся найти удобное место для обеда.

Рис. 6.8. Мороженое из снега

В 12:15 встаем на обед рядом с ручьем до 13:30. Место не очень удобное, но других вариантов не было. В 13:45 продолжаем спускаться по хорошо читаемой тропе орографически слева от ручья. Находим удобное место для его брода. В 13:55 переходим ручей. Через 25 минут спустились в долину реки Чунгур-Джар на урочище Аэродром, где по плану должна быть ночевка. Вода в реке очень мутная. Однако решили еще спуститься вниз, чтобы облегчить завтрашний день. Дальше спуск проходил по хорошо читаемой тропе, местами отмеченной турами, по пологому травянистому (местами осыпному) склону.

Рис. 6.9 Обед

Рис. 6.10 Брод ручья

Рис. 6.11 Долина реки Чунгур-Джар

В 15:15 потеряли тропу. Она уперлась в скальные сбросы и просто обрывалась. Вернувшись немного назад и проведя разведку, нашли тропу, которая ведет вниз. В 15:38 продолжили спускаться. В начале этой тропы небольшой скальный спуск крутизной 35’. Стараемся двигаться плотной группой. Дальше тропа идет траверсом и выходит к ручью. В 16:10 вышли на курумник рядом с ручьем. Стоит отметить, что возможно есть еще одна тропа, которая обходит эти скальные сбросы левее.

Рис. 6.12. Уперлись в скальные сбросы

Рис.6.13. Скальные сбросы (фото снизу)

После ручья тропа теряется в высокой траве, но с помощью GPS ее удается найти. По пути встречается много малины и черники, что сильно тормозит группу. Иногда встречаются туры. Через переход начинается редколесье. Спустились до слияния рек Чунгур-Джар и Танышхан в Чиринкол. В этом месте тропу размыли ручьи, приходилось переходить их по камням.

В 18:12 вышли на полянку, которая отмечена на карте как неплохое место для стоянки (N 43.27555’ E 42.25456’). Есть много мест под палатки, и есть кострище. Решили ставить лагерь здесь. Вода в реке Чиринкол мутная с быстрым течением. Ручей с питьевой водой находится под небольшой скалой в 100 метрах ниже по реке, рядом с ним есть место под две палатки. Около стоянки есть малинники, также много черники и брусники, которая еще не успела дозреть.

Рис. 6.14 Стоянка

Рис. 6.14. Скала, под которой идет ручей

В 18:45 разожгли костер. Солнце скрылось, ветра нет. В 19:30 сделали ужин, отбой в 21:00. Ночью началась гроза.

День 7. 12.08

д.р. Чиринкол - д.р Кубань

ЧХВ = 3:00

Пройдено: 10.1 км

Набор высоты: 241 Сброс высоты: 361

N43.32643’ E42.26746’

Высота ночевки: 1995

Лесная тропа, дорога

Облачно, солнечно

Подъем в 6:00. Выползаем из палаток и видим, что погода облачная и безветренная. Завтракаем, сжигаем мусор и в 8:05 выходим. Через переход начинается автомобильная дорога, и лес становится гуще.

Рис.7.1 Спуск по дороге

Рис. 7.2. Автомобильная дорога

Двигаемся по дороге, на обочине много малины, что сильно тормозит группу. По пути встречаются лагери машин и туристов. Выглянуло солнце. Дорогу пересекают ручьи, переходим их по камням. Доходим до слияния рек Чиринкол и Кубань. В этом месте находится несколько домов (которые, как мы думали, называются Ворошиловскими кошами), где должна быть наша заброска. Однако после разговора с местными жителями выясняется, что это дома охотников и заброску сюда никто не привозил. Узнав, что мы ходим по горам без еды, хозяева насильно заставляют нас взять с собой несколько пакетов еды.

Рис. 7.3. Охотничьи домики на пересечении рек Кубань и Чиринкол

Пока большая часть группы рассматривает свежие фрукты и овощи, руководитель, штурман и логист пытаются выяснить информацию о заброске. В домиках охотников есть интернет (wifi - 34370131), к которому хозяева разрешают подключиться. По спутниковому телефону узнаем у организатора заброски телефон водителя. Связываемся с водителем и узнаем, что Ворошиловские коши находятся на 8 км выше по течению реки Кубань.

Покидаем охотничьи домики, переходим по мосту реку Кубань, выходим на дорогу и идем вверх по долине. Дорога отмечена трейловскими метками.

В 13:15 доходим до запланированного места ночевки (N43.32643’ E42.26746’), оно находится чуть выше пересечения дороги и ручья. В ручье есть небольшая запруда, где можно помыться и постираться. Воду нельзя считать полностью пригодной для питья, поскольку выше пасутся коровы. Ставим лагерь, обедаем. Поскольку дальше продолжать поход без еды невозможно, в 14:20 четыре человека (включая руководителя и штурмана) с пустыми рюкзаками отправляются за заброской.

От места стоянки до настоящих Ворошиловских кошей идти около 6 км по дороге. За два перехода доходим до кошей. Там встречаем хозяина Мажира. Узнаем, что заброска у него. Забираем заброску, раскидываем ее по рюкзакам и идем обратно. Около 17:00 возвращаемся к лагерю. Распределяем продукты по участникам и готовим ужин. Ближе к вечеру начинается моросящий дождь. В 20:00 ложимся спать.

Рис. 7.4. Трек радиального выхода к Ворошиловским кошам

Рис. 7.5. Дорога на Ворошиловские коши

Рис. 7.6. Место ночёвки

Перевал Тешикауш (Куршоу Нижний) (1А, 3410)

День 8. 13.08

М.н. - д.р. Кубань - зимние коши - стоянка под пер. Тешикауш. Полуднёвка.

ЧХВ: 5:20

Пройдено 4.6 км

Набор/сброс: 926:209

N43.33947’ E42.27948’

Высота ночевки 2710

Тропа (в т.ч. коровья), травянистый склон

Солнечно

Встаём в 4:30, чтобы как можно больше пройти до жары. Небо чистое, лёгкий ветер. В 6:35 стартуем. Решили не подниматься напрямую к пер. Тешикауш, так как путь среди скал снизу не просматривается. Немного проходим по дороге назад, и поворачиваем направо сразу за зимними кошами, на подъём в сторону перевала Вольный ветер. Мы планируем выйти на траверсную тропу на высоте примерно 2500 м. Ранний подъём выиграл нам всего полчаса прохлады, за которые мы не успели далеко уйти.

Рис. 8.1. Примерный путь до начала подъёма от зимних кошей

Тропа рядом с зимними кошами теряется, но на склоне появляется снова. Подъём через некоторое время приводит к ограждению из проволоки и цветных ленточек, вероятно от коров. Перелазим через него и ещё немного поднимаемся вдоль протекающего слева от тропы ручья. На карте тропа пропадает ближе к истоку этого ручья, поэтому решаем напрямую подниматься к траверсной тропе. Только поднявшись выше, мы увидели, что тропа на самом деле не обрывается и доходит до нужного нам траверса. Рекомендуем выбирать подъём по ней, потому что крутой травянистый склон отнимет существенно больше сил и времени.

Рис. 8.2. Ограда от коров

Рис 8.3. Траектория подъёма после схода с тропы. Тропа идёт левее вдоль ручья.

К сожалению, возвращаться на тропу уже поздно, и мы продолжаем подъём в лоб, держа курс на скалы. По дороге встречаем в траве змею, старательно её обходим.

Рис. 8.4. Подъём по травянистому склону на траверсную тропу

Выходим на траверсную тропу в 10:50 на изолинии 2490 м. Тропа отличная, заметная и удобная. Через некоторое время натыкаемся на стадо коров, которое умудряется вклиниться в нашу группу, в результате чего мы ненамеренно гоним их вдоль склона примерно 500 м, до выхода в минидолинку реки, текущей из-под пер. Тешикауш.

Рис. 8.5. Выход на тропу

Рис. 8.6. Коровы на траверсной тропе

Тропы, по которой можно было бы пройти прямо от места ночёвки, сверху мы не увидели, так что вероятно предпринятый нами обход наиболее удобен. При спуске с перевала Тешикауш в д.р. Кубань стоит быть внимательным и уйти на траверс на высоте примерно 2500 м., иначе можно уткнуться в сбросы.

Тропа пересекает несколько ручьёв, только один из которых не пересох. Пополняем в нём запасы воды. Вскоре после ручья тропа пропадает, и мы решаем снова подниматься в лоб, целясь по примерным координатам предполагаемого места ночёвки.

В час дня встаём на обед. С водой туго, поэтому он сухой. В 14:15 продолжаем движение и уже в 15:00 выходим к запланированному месту ночёвки. От основного направления подъёма на перевал его отделяет овраг с довольно крутыми стенками. Мы надеялись найти на его дне ручей, но нам не повезло - он тоже пересох. За водой мы ходим до реки - 600 м траверса. С кастрюлями столько идти не улыбается, и мы решаем принести воду в гермах, захватив сразу и на завтрак, и в личные бутылки. Крутые склоны возле реки делаю доставку воды не самым приятным приключением, повторять его дважды нет никакого желания.

Само место ночёвки представляет из себя несколько выровненных каменных площадок с парочкой ветрозащитных стен. Наши четыре палатки - две двушки и две трёшки - мы разместили без проблем. Вероятно, в начале сезона, когда ручей ещё не высох или даже лежит снег, это место отлично подойдёт для стоянки большой группы. Ужинаем в 19:10 и в 20:00 ложимся спать.

Рис. 8.7. Примерная траектория подъёма к м.н.

Рис. 8.8. Одно из мест под палатку

День 9. 14.08

М.н. - пер. Тешикауш - м.н. на морене под перевалом

ЧХВ: 6:05

Пройдено: 2.9 км

Набор/сброс: 704/217

N43.34721’ E42.30647’

Высота ночевки 3195

Травянистый склон, средняя осыпь, пологие скалы, зачехлённый ледник, морена

С утра переменная облачность, потом ясно и жарко

Встаём в 4:30, в 6:30 выходим. Движемся по крутому травянистому склону, около 40’. В 6:50 выходим на более пологую осыпь, около 30’. На высоте 2790 есть несколько площадок под палатки на расстоянии примерно 150 м. от реки (N43.34029’ E42.28426’). Чуть выше, на высоте 2915 м. есть ещё несколько площадок с доступом к воде (N43.34159’ E42.28709’).

Рис. 9.1. Траектория подъёма от м.н.

Одному из участников поплохело: кружится голова, тошнит и сильно болит живот. Медик с руководителем останавливаются, чтобы оказать ему первую помощь. Возможно, причиной была вода или слишком плотный рацион прошлым вечером. Установив, что серьёзных причин волноваться нет, разгружаем его и двигаемся дальше.

Рис. 9.2. Траектория подъёма к пер. Тешикауш

После осыпи выходим на более пологий травянистый склон, ~25’. Идти становится легче. Изредка попадаются туры, но чёткой тропы нет. К 9 часам выходим на высоту 3000м. В 10:50 выходим на выполаживание перед перевальным взлётом.

Рис. 9.3. Выход на выполаживание перед перевальным взлётом

По выполаживанию мы зашли слишком далеко и проскочили поворот на наиболее удобный подъём. Следует держаться левой стороны сразу после выхода на выполаживании и обходить группу перистых скал (см. рис. 9.4.) с левой стороны.К сожалению, мы это поняли уже только при взгляде на подъём с перевала, и избрали неоптимальный маршрут подъёма. Из-за этого мы вышли слегка в стороне от перевала и перешли на него траверсом по крупной осыпи вдоль скал. В итоге на перевале мы оказываемся в 13:05.

Рис. 9.4. Выбранный нами и оптимальный маршруты подъёма на пер. Тешикауш.

Рис. 9.5. Траверс к перевалу Тешикауш

Рис. 9.6. Группа на пер. Тешикауш (Куршоу Нижний)

Рис. 9.7. Вид с перевала в сторону д.р. Кубань и д.р. Уллу-Хурзук

В 14:00 начинаем спуск. Целимся на снежник под перевалом, в надежде найти воду для обеда. Позднее при близком рассмотрении снежник оказывается краем зачехлённого ледника. К 15:00 мы наконец спускаемся к нему и устраиваемся на обед на зачехлённой части. Один участник сломал треккинговую палку при движении по морене. Травм удалось избежать.

В 16:25 продолжаем движение. В 17:00 достигаем удобного места для ночёвки. До запланированной ночёвки ещё далеко, и мы понимаем, что не успеем до темноты. Несколько камнепадов, скатившихся по правой стороне морены, не добавляют желания двигаться дальше. Решаем остановиться на ночь здесь (N43.34723’ E42.30640’). Есть места под 5 палаток, ручей, очень удобное место для кухни. Спать ложимся в 20:00.

Рис. 9.8. Перевальный взлёт пер. Тешикауш со стороны д.р. Уллу-Хурзук

Рис. 9.9. Место стоянки под пер. Тешикауш

День 10. 15.08

М.н. под пер. Тешикауш - д.р. Уллу-Хурзук - исток р. Уллу-Хурзук. Полуднёвка.

ЧХВ: 3:55

Пройдено: 4.9 км

Набор/сброс: 260/678

N43.35176’ E42.34860’

Высота ночевки 2775 м

Морена, средняя осыпь, травянистый склон, тропа

Переменная облачность, в основном солнечно

Подъём в 5:00, выход в 7:00. Мы не надеемся перебродить Уллу-Хурзук после обеда, поэтому сильно не спешим. Перебродим её завтра. Погода отличная. Время от времени по ходу движения находим туры, идём по ним и по треку. Под ногами в основном осыпь, изредка попадается трава, ближе к долине травы становится куда больше. Около 9 утра проходим мимо потенциально удобного места для ночёвки: есть вода и ровные площадки (N43.35278’, E42.32491’).

К 10:55 вышли к реке Уллу-Хурзук. Возле тропы находим красивую голубую заводь и решаем искупаться и постираться, раз уж всё равно не сильно торопимся, да и погода благоприятствует. Тратим на это почти час. До планируемого места ночёвки возле удобного для брода места нам остаётся два километра по тропе вдоль реки. Тропа отличная практически везде, немного мешают пасущиеся на ней коровы и один небольшой смытый весенним полноводьем участок - его мы обходим по осыпи вдоль реки.

Рис.10.1. Траектория движения на спуск от м.н.

Рис.10.2. Траектория движения по травянистым и каменистым склонам

Рис. 10.3. Спуск к реке. Тропа помечена красными стрелочками.

Рис.10.6. Заводь притока реки Уллу-Хурзук

Рис. 10.7. Тропа вдоль р. Уллу-Хурзук

Рис. 10.8. Смытый участок тропы и его обход

Рис. 10.9. Тропа неподалёку от первого притока и планируемого м.н.

В 13:50 наконец-то доходим до запланированного места ночёвки (N43.35176’ E42.34860’). Здесь есть места под 4 палатки, и при желании можно разровнять пляж. К сожалению, чистой воды на этом месте нет, только глинистая взвесь из притока. Отфильтровать её у нас не получается, и мы грустно готовим обед с песком. С другой стороны притока есть чистый ручей, так что лучше стоять там. Нашли мы его только на следующий день. Один из рукавов можно перебродить уже сейчас, но места под палатки одинаковы с обеих сторон, а дальше мы всё равно не перебродим. Наблюдаем движение двух групп через пер. Кольцевой: одна наверх и одна вниз. Спать ложимся в 20:00.

Рис. 10.10. Разведка брода первого рукава р. Уллу-Хурзук

Перевал Кольцевой (1А, 3358)

День 11. 16.08

д/р Уллу-Хурзук - пер. Кольцевой(1А) - д/р Битюктюбекол

ЧХВ: 5:10

Пройдено: 7.2 км

Набор/сброс: 617/758

N43.40241’ E42.35465’

Высота ночевки 2632 м

тропа, осыпь, травянистые склоны

Солнечно

Общий подъём в 4:00, выход в 5:00 (без завтрака). Ранний подъем организован для более безопасного прохождения вброд реки Уллу-Хурзук и ее левого притока. Сначала переходим вброд левый приток реки УллуХурзук. За ночь он сильно обмелел, вода стала гораздо менее мутной, глубина не более 25см. Перешли приток по одному без затруднений. После него по пути обнаруживается ручей с чистой водой, единственный источник не мутной воды неподалеку. Далее подходим к основному потоку реки УллуХурзук, здесь поток гораздо сильнее, вода ледяная, глубина примерно по колено парням. Парни переходят по одному. Принимаем решение провесить перила для остальных участников. Все успешно преодолевают брод, используя перила и с небольшой помощью парней. Руковод возвращается на левый берег, отвязывает веревку и переходит на правый берег ко всей остальной группе. В итоге преодоление двух бродов заняло около часа, выходим на правый берег к 6:00.

Закончив с бродами, организуем завтрак прямо у берега реки. Воду берем из этой же реки, мутная. В 7:05 продолжаем движение, начинается подъем на перевал Кольцевой.

Рис. 11.1 Схема преодоления реки Уллу-Хурзук.

Рис. 11.2. Брод левого притока реки Уллу-Хурзук.

Рис 11.3. Брод реки Уллу-Хурзук.

Рис. 11.4. Траектория подъема на перевал Кольцевой.

Сначала подъем идет по хорошо набитой тропе зигзагами до большого валуна, вышли к валуну в 7:22. Далее начинается подъем по достаточно крутому (около 30 градусов) склону, покрытому мелкой живой осыпью. Движемся по правой границе осыпного склона, это позволяет придерживаться руками за скалы и меньше съезжать вниз.

Рисунок 11.5 Траектория подъема по осыпному участку склона.

Дальше выходим на тропу, идущую траверсом в сторону перевала Кольцевой. Тропа вверх по склону в сторону перевала летчика Машкова также хорошо просматривается. Идем по тропе в сторону перевала Кольцевой. Тропа хорошо набита, уклон не более 20 градусов. Далее начинается перевальный взлет, тропа идет через более крупную осыпь, уклон чуть возрастает, около 22 градусов. В 11:40 мы на перевале. Тур стоит прямо посередине, пропустить невозможно, однако записки в нем не оказалось. Положили в тур свою записку (снята группой туристов Федерации спортивного туризма Крыма 23.08.2022). В 12:00 продолжаем движение.

Рис. 11.6. Траверсная тропа на пер. Кольцевой

Рис. 11.7. Перевальный взлет пер. Кольцевой

Рис. 11.8. Группа на пер. Кольцевой

Движемся по плато, в основном курумник, местами заболочено. В 12:12 подходим к озеру, останавливаемся на обед. Вокруг озера много мест для стоянки, стоит несколько групп. Обедаем, купаемся, отдыхаем и в 14:30 продолжаем движение.

Рис. 11.10. Траектория движения вокруг озера после пер. Кольцевой.

Рис. 11.11. Характерный вид первой половины спуска с пер. Кольцевой.

Обходим озеро слева, но можно обойти и справа. Пройдя озеро, находим тропу и начинается спуск. Тропа хорошо протоптана, на участках, покрытых камнями размечена турами, уклон небольшой (не более 15 градусов, в среднем гораздо меньше). По дороге встречаются места для палаток, не такие удобные как на озере, но с доступом к воде (тропа идет по левому берегу ручья, вытекающего из озера). В 15:45 преодолеваем чуть более крутой участок тропы на спуск и далее тропа выходит на пологий травяной склон крутизной не более 10 градусов.

Рис. 11.12. Характерный вид второй половины спуска с пер. Кольцевой

Рис. 11.13. Мостик через реку Битюктюбекол

Тропа иногда теряется, но идти легко по любой траектории, по траве, вдали видны постройки бывшей базы МЧС на реке Битюктюбекол, направление движения очевидно. В 17:10 выходим на площадку над левым берегом реки Битюктюбекол. Площадка не очень удобна, все места под наклоном, поэтому принимаем решение перейти на другой берег реки к турбазе, рядом с ней через реку перекинута доска.

Рис. 11.14. База отдыха

На турбазе есть несколько домиков (свободных мест не было), небольшой магазинчик. За 400 рублей с палатки предлагают доступ к воде, туалету, а также возможность поставить палатки на поляне неподалеку. Можно заказать хычины, есть связь (wifi, работает только whatsapp). Помимо этого, у местных можно купить сыр и айран. Заказали хычинов (есть только с сыром), в 19:00 поужинали, постирали вещи, в 21:00 отбой.

Перевал Балк-Баши (1А, 3689)

День 12. 17.08

д/р Уллу-Хурзук - пер. Кольцевой(1А) - д/р Битюктюбекол

ЧХВ: 6:36

Пройдено: 9.3 км

Набор/сброс: 1074/754

N43.42093’ E42.43362’

Высота ночевки 2950 м

Осыпные/травянистые склоны, тропа

Солнечно, небольшой ветер. Под вечер переменная облачность. По ощущениям +22-26’С

Встаём в 6:00, выходим в 8:00. Успеваем позавтракать хычинами, что не может не радовать. Движемся вверх по течению реки по грунтовой двухколейной дороге.

Вскоре дорога переходит в тропу, маркированную голубой краской на камнях. Маркировка осталась после проведения фестиваля трейлраннинга Alpindustria Elbrus Race 2022 и вряд ли продержится долго без обновления. В

8:50 пересекаем небольшой ручей. Выше воды уже не будет, так что набираем личные запасы под завязку. Тропа дальше монотонная, но очень хорошая. Потерять её невозможно.

Рис. 12.1. Начальный участок подъема на Балк-Баши по дороге

Рис. 12.2. Тропа на Балк-Баши, нижний участок.

Рис. 12.3. Пересечение ручья.

Рис. 12.4. Средний участок подъема на Балк-Баши.

Рис. 12.5. Привал на подъеме на Балк-Баши.

Рис. 12.6 Граница облаков по хребту.

В 13:06 встаём на сухой обед. Большой ровный участок, покрытый мелкой осыпью. Есть 2 подготовленных места под палатки, отгороженные стенками. Воды нет (возможно есть в более ранние периоды лета, когда тут еще лежат снежники). Дует довольно сильный ветер. С южной стороны нет ни облачка до самого горизонта, с северной небо затянуто. Облака подходят к хребту, но не переходят его.

В 14:10 продолжаем движение по пологой размеченной тропе.

Рис. 12.7. Верхний участок подъема на Балк-Баши.

Рис. 12.8. Группа на пер. Балк-Баши.

В 15:00 вышли на перевал Балк-Баши. Через 10 минут после подъема на перевал набегают облака, закрывая массив Эльбруса (видимую Западную вершину). В перевальном туре записку не находим. Погода немного испортилась, поднялся ветер, Эльбрус затянуло облаками.

Начали спуск в 15:45. Спуск продолжается по маркированной тропе Alpindustria Elbrus Race 2022. Неожиданно облачность, закрывавшая вид на ледник Уллучиран и подножие Эльбруса, рассеивается, и нашему взору открывается путь по тропе вниз. Тропа на спуск размечена еще лучше, уклон чуть больше, примерно 15 градусов.

Рис. 12.9. Начало спуска с Балк-Баши

Через 15 минут тропа выполаживается, справа видны места под палатки около морены ледника Уллучиран. Около них просматривается пересохшее русло ручья (по словам альпиниста с турбазы, вода иногда течет из-под морены). Продолжаем движение по тропе, справа в долине язык ледника. Ледник открытый, видно, как в глубокой проталине течет мощный поток воды - исток реки Кызылкол. Со склона Эльбруса в него впадают другие мутные потоки.

Рис. 12.10. Тропа параллельно языку ледника

В 17:30 выходим к пересохшему притоку р. Кызылкол. Идём по травянистому склону, ориентируемся на разметку на камнях. Спустились облака, видимость ухудшилась.

Рис. 12.11. Участок спуска с Балк-Баши после левого притока реки Кызылкол

В 18:30 выходим к месту ночёвки (). Здесь есть подходящие места под палатки (>7), рядом в 10м прозрачный ручей, поросший мхом. Набранную для питья воду фильтровали. Встали на стоянку до брода. Бродить решили утром. Со стоянки открывается чудесный вид на Эльбрус.

Рис. 12.12. Подход к месту ночёвки

Рис. 12.13. Спуск к реке Кызылкол.

Рис. 12.14. Вид на брод через реку Кызылкол.

Размеченная тропа упирается прямо в реку. На другой стороне реки Кызылкол тоже стоят палатки (мест много и тоже есть чистый ручей). Над рекой натянут трос, видимо для трэйлраннеров.

Рис. 12.15. Вид на Эльбрус с берега реки Кызылкол.

День 13. 18.08

д.р. Кызылкол - а/л Лакколит - а/л Джилы-Су

ЧХВ: 4:25

Пройдено: 10.2 км

Набор/сброс: 156/757

Координаты ночёвки: нет

Тропа по травянистому/осыпному склону, грунтовая дорога

Ясно. По ощущениям +22-28’С

Встаём в 4 утра и быстро сворачиваем лагерь В 4:40 начинаем бродить реку. При переправе для подстраховки используем трос, натянутый там для соревнований Alpindustria Ebrus Race 2022. Река бурная, но вполне переходима, и мы преодолеваем её за 20 минут. Ещё 15 минут отогреваемся, переодеваемся и разговариваем с группой альпинистов.

В 5:15 продолжаем движение по трейлраннерской тропе. В 5:40, слегка размявшись, решаем позавтракать. Завтракаем до 7:15, после чего отправляемся дальше.

Поднимаемся на плато Ирахит Сырт. На тропе встречаем группу местных туристов на лошадях, 18 человек. Они направляются через пер. Балк-Баши в д.р. Битюктюбекол. Несколько человек поинтересовались у нас как мы идем, есть ли у нас вода.

Рис. 13.2 Траверс склона (вид сверху с квадрокоптера).

В 7:50 останавливаемся, чтобы сделать фотографии на фоне Эльбруса, после чего продолжаем путь. Под ногами двухколлейная дорога, идти по ней просто. Плавно спускаемся к верховьям поляны Эммануэля, внизу видно большое количество палаток туристов. По дороге видели непонятный заржавевший агрегат, похожий на насос. Спускаемся по грунтовой дороге, крутизна склона примерно 25 градусов. К 9:30 подходим к ручью, текущему со стороны лед.Уллукол, и переходим его по камням (хотя справа есть доска, но она начинается не от берега ручья). Ручей очень мелкий. Вода прозрачная. Дальше двигаемся по натоптанной тропе вверх по травянистому склону, а затем чуть вниз к поляне и выходим в а/л Лакколит. Тут есть кофе и горячий душ, но мы уже хотим завершить маршрут и двигаемся дальше.

От Лакколита в Джилы-Су проходим по так называемой Каменке - естественному каменному мосту через реку Кызылкол. С обеих сторон от него виднеются водопады, но вода в них грязная и коричневая, и после кристально чистых водопадов выхе в горах они уже не впечатляют.

В 11:15 мы наконец выходим в Джилы-Су. Изначально предполагалось, что мы проведём тут одну ночь, но толпы людей и общая антисанитария нас крайне расстраивают и мы решаем уехать сразу же.

Ждём трансфер в небольшом кафе с маленьким (но довольно вкусным) меню по не самым демократичным ценам. Хычинов в нём, к сожалению, не было. Отсюда открывается вид на ущелье Кала-Кулак, также известное как Долина Замков и острые скалы «Зубы Дракона» (самые большие «клыки» высотой 15 метров).

В 17:30 мы выезжаем из Джилы-Су и направляемся в Кисловодск. Активная часть похода закончена, впереди тюленьи дни и покупка сувениров.

Рис. 13.3 Вид на поляну Эммануэля.

Рис 13.4 Группа на финише. На заднем плане ущелье Кала-кулак (Долина Замков).

Выводы и рекомендации

В целом, получился отличный поход 1 к.с. практически без отклонений от намеченного маршрута. Не смотря на все опасения, ни один из двух запасных дней нам не пригодился. Погода была неожиданно хорошей для Кавказа, и дождём нас почти не поливало. С другой стороны, такая необычная засушливость привела к пересыханию многих ручьёв и нехватке воды на маршруте. Особенно это было заметно во время третьего кольца.

Все пройденные перевалы, по нашему мнению, соответствуют

присвоенной им категории и рекомендуются для прохождения в походах 1 к.с. Хочется также обратить внимание на несколько немаловажных моментов:

1. Ворошиловские коши находятся у истока реки Кубань. Домики на пересечении рек Чиринкол и Кубань не имеют к ним никакого отношения, хотя на некоторых картах и подписаны как «Ворошиловские коши».
  2. Зачехлённый ледник под пер. Тешикауш может быть камнеопасен в вечерние часы. Рекомендуется держаться подальше от правой его стороны.
  3. Реку Уллу-Хурзук стоит бродить ранним утром. Однако, если группа достаточно хорошо подготовлена, скорее всего получится и в послеобеденные часы.
  4. Перевал Балк-Баши не рекомендуется для прохождения в качестве первого препятствия в походах 1 к.с. Затяжной подъём без воды и возможных стоянок может быть проблемой для неакклиматизированной группы.
  5. Река Кызылкол под перевалом Балк-Баши бродится исключительно в утренние часы. После 9:00 перебродить её трудно, после 12:00 практически невозможно. Впрочем, удобные места ночёвки с чистой водой есть с обеих сторон

Литература, использованная при подготовке к походу

Были использованы отчёты с сайта https://westra.ru, а именно:

1. Отчёты по пер. Джалпаккол Южный
  2. Отчёты по пер. Озерковый
  3. Отчёты по пер. Нос
  4. Отчёты по пер. Охотничий
  5. Отчёты по пер. Доломиты Южный
  6. Отчёты по пер. Тешикауш
  7. Отчёты по пер. Кольцевой
  8. Отчёты по пер. Балк-Баши

Выбирались отчёты по походам, пройденным не позднее 2015 года. Нитка маршрута составлена с опорой на отчёт о походе 2019 года группы под руководством Елены Умниковой.

Фото перевальных записок

Записка с пер. Джалпаккол Южный

Записка с пер. Озерковый

Записка с пер. Доломиты Южный

Записка с пер. Тешикауш (Куршоу Нижний)

Записка с пер. Кольцевой

На перевалах Нос и Балк-Баши записок найдено не было.