Автор: Виктор Байбара, СПб

Женский альпинизм в Альпийском музее Швейцарии

В августе 2024 года –
50 лет трагедии
с женской группой на пике Ленина.

Я давно обещал приехать в гости к моим друзьям – альпинистам, живущим недалеко от Берна. Политическая ситуация в мире сейчас такова, что логистика поездки, которая включает в себя временные и экономические факторы, заставляет вспоминать школьную географию и валюты разных стран. Именно поэтому в середине августа этого года я оказался в норвежском городе Киркенесе, откуда я мог быстро и бюджетно добраться до Швейцарии. Киркенес поразил меня чистотой, красотой окрестностей и ухоженностью памятника советским солдатам, освободившим город в 1944 году.

Авиакомпанией SAS из Киркенеса я улетел в Осло и далее без долгих пересадок самолетами этой же компании через Копенгаген прилетел во Франкфурт-на-Майне. Карта с 50-процентной скидкой для поездки поездом позволила мне сэкономить на пути Франкфурт – Берн. Обычно меня встречает Francis, муж Heidi Ludi, но в этот раз уже на пути к Берну я узнал, что он задерживается в горах (лазил с испанскими альпинистами) и вернется только к вечеру. Меня это обеспокоило, так как незадолго до моего приезда Heidi сделали серьезную операцию на руке, и я подумал, что она не сможет вести машину.

Heidi Ludi известна у нас по трагедии Памир – 1974, а Francis Tomas в составе французской команды приезжал на Кавказ и в связке в Павлом Чочиа поднимался на Шхельду. В юбилейный год альплагеря «Безенги» в 2019 году специально для Фрэнсиса мы сделали вот это фото в лагере.

В. Байбара и П. Чочиа

И все же Хейди встречала меня на машине. Очень волевая, лидер по характеру, уже в зрелом возрасте она заменила оба коленных сустава и после этого поднялась на Аконкагуа. Все в доме Хейди и Фрэнсиса дышит горами. Много фото вершин, книг о горных районах Земли и книг по медицине. Удивительно, что Хейди – врач по профессии, по возрасту уже не практикующая – продолжает посещать конференции, связанные с медициной. Из панорамных окон их дома открывается панорама Альп…

Мы заранее договаривались, что поедем в Alpines Museum der Schweiz, Bern. После утреннего созерцания мною альпийских красот и поедания мною большого количества швейцарского сыра (Хейди и Фрэнсис, зная, что я очень люблю сыр, всегда пишут «Виктор, приезжай… СЫРА МНОГО!!!») мы поехали в Берн в музей.
Сейчас там в отдельном помещении организована выставка «ЖЕНЩИНЫ В ГОРАХ».

Вот как музей анонсирует ее – даю сразу в переводе с немецкого:

«Бюро находок воспоминаний №2
ЖЕНЩИНЫ В ГОРАХ
Женщины всегда были столь же полны энтузиазма, виртуозны и бесстрашны в восхождении на горы, как и мужчины. Они планируют туры, поднимаются на вершины, фотографируют и пишут отчеты о своем опыте. Однако долгое время это практически не документировалось, и о воспоминаниях женщин мало что известно.

В коллекции Швейцарского альпийского музея также есть пробелы. Пробелы, которые, оглядываясь назад, уже невозможно закрыть. Но мы можем сделать так, чтобы женщин, занимающихся скалолазанием и альпинизмом, заметили. Совместный коллекционный проект «Бюро находок воспоминаний №2» демонстрирует предметы и фотографии около 40 женщин-альпинисток из коллекции Альпийского музея и предлагает платформу для воспоминаний современных женщин-альпинисток: будь то отчеты о путешествиях или селфи на вершинах – нам интересно, что испытывают и думают женщины в горах, что они могут себе позволить. Вы тоже можете поделиться с нами тем, что вы пережили в горах. И способствовать тому, чтобы женский взгляд на горные виды спорта стал более заметным.

Прямо в бюро находок или онлайн на fundbuero.alpinesmuseum.ch».

Перед входом в выставочный зал – фото Heidi Ludi. Это снимок из далекого 1974 года на Памире

В интернете можно прочитать, что Академический горный клуб Берна стал принимать в члены женщин только в 1984 году. И Хейди Люди стала его первой участницей.
В музее много информации фактической – помимо фотографий, писем, отчетов о совершенных женщинами восхождений есть и снаряжение, и одежда, использованная в разные годы.

Скрупулезно показана история швейцарского женского альпинизма. Дамы Швейцарии в 1918 году создали Швейцарский клуб женщин-альпинисток, который просуществовал до 1980 года.

В музее можно послушать и посмотреть на видеокассетах рассказы женщин-альпинисток.

Очень большой стенд личных вещей Хейди, которые она использовала при восхождениях и, в частности, на Памире в 1974 году.

В. Байбара и Хейди Люди
Я обратил внимание на то, что, пока мы были в этом зале, было много посетителей – при том, что на улице была погода, при которой хочется на пляж, на природу. Что-то из фрагментов этой выставки есть в интернете. Я давно связан с этим музеем и знаю, что выставки у них готовятся по несколько лет. Именно поэтому их интересно смотреть. Конечно, меня очень интересовало в музее все, что было связано с поездкой швейцарских альпинисток Heidi Ludi и Eva Isenschmidt в МАЛ «Памир» в 1974 году. Прилагаю несколько фотографий из музея.

Эти фотографии Heidi Ludi сделаны ее подругой Eva Isenschmidt, которая погибла в том 1974 году на пике Ленина

Справа налево – Heidi Ludi и Eva Isenschmidt, 1974 год

Вернувшись из музея в дом моих друзей, я оказался в ситуации, которая мне напомнила наши советские МАЛ. За одним столом сидели, попивая красное вино со швейцарскими сырами альпинисты: швейцарка, француз, три испанца и русский (не иностранный агент). Не хватало только директора советских МАЛ Монастырского М. В. Хейди уговаривала меня привезти для музея горные лыжи. Оказывается, у меня модель, которой нет в коллекции музея.

Я уезжал из Швейцарии ночным поездом Цюрих – Вена и, засыпая, думал о том, что было бы здорово организовать у нас выставку, подобную той, которую посетил в Берне. И было бы логично организовать при этом семинар-дискуссию о психологическом климате в чисто женских альпинистских группах.

P.S.

Не всегда друзья по увлечению альпинизмом становятся и друзьями по жизни. Мне повезло. С 1977 года и по сей день Heidi Ludi и Francis Tomas – это мои друзья, и между нами полное взаимопонимание и доверие. И, конечно, я рад, что Хейди, представленная на выставке женского альпинизма – мой БОЛЬШОЙ ДРУГ.

V. Baybara, Heidi Ludi и Francis Tomas

Анализ несчастных случаев в горах в 1974 г.

Памяти восьми

Труженик гор и тренер спасатель — Спасатель Юрий Бородкин

Миура. Эльбрус. Олимпиада

Пол, права и женский альпинизм. Вспоминая Памир 1974-го

О тех кто никогда не вернется