Автор: Елена Умникова, г.Долгопрудный

Отчет о горном спортивном маршруте 1 к.с. ( с элементами 2) по Кавказу (Домбай), совершённом группой в период с 7 августа по 18 августа 2022 года.

Справочные сведения о походе

Руководитель

Умникова Елена Андреевна

Контакты руководителя

Сроки активной части похода и полные (от Москвы до Москвы)

5.08.2022-20.08.2022

7.07.2022-18.08.2022

Протяженность маршрута (по карте)

101,2

Длина маршрута с учётом k = 1.2

121,44

Продолжительность активной части

11 дней

Количество днёвок

Количество полуднёвок

Суммарный набор и сброс высоты

5190/-5246

Максимальная высота (и макс. высота ночёвки)

Ссылка на трек

https://nakarte.me/m=14/43.43852/41.48124&l=Otm&nktl=FK_e cnZuijpts0CBQDbFzw

Нитка маршрута

Нитка маршрута(запланированная) Пос. Теберда- д.р. Джемагат-д.р. Назалькол-пер.Назлыкол(н/к, 3250) д.р. Улу-Муруджу-0з Чёрное Муруджинское - пер. Межозёный(3000)+пер. Межпупырный(3100)+пер. Рыжее седло(2984) =связка (1Б)- д.р Кичи-Муруджу-оз.Туманлыгель - д.р. Улу-Муруджу-пер. Кичи-Муруджу Южный(1а,3150)-0з Клухор-д.р. Северный Клухор- д.р.Буульген-пер.чучхур(н/к, 2712)-ур Домбай-Ульгенпос.Домбай-д.р Алибек-оз. Турье -л.Двуязыкий - пер. Джалаучат (1б, 3050)- л.Сунахет -д.р. Джаловчат- пер. Алибек(3168)+пер Кичи-Тедерда(3110) = связка 1а*-д.р Кичи-Теберда -оз под пер.Хутый В. - пер Хутый В(3250)+пер. Бадук Хутый(3150) = связка 1б*-д.р. Бадук -д.р. Теберда

Нитка маршрута(пройденная): Пос. Теберда- д.р. Джемагат-д.р. Назалькол-пер.Назлыкол(н/к, 3250) д.р. Улу-Муруджу-0з Чёрное Муруджинское - пер. Межозёный(3000)+пер. Межпупырный(3100)+пер. Рыжее седло(2984) =связка (1Б)- д.р Кичи-Муруджу-пос.Теберда- пос.Домбай-д.р Алибек- пер Алибек (1А,)- д.р. Аксаут - пос. Красный Карачай - пос. Хасаут-Греческое

Маршрут пройден с изменениями:

Был использован запасной маршрут: отказ от второй части первого кольца. Изменение второго кольца полностью. Прошли пер. Алибек (1А) вместо запланированного Джалаучат(1б), далее по аварийному пути спустились в пос. Хасаут-Греческое.

Все изменения связаны с трудностями посещения заповедника. Проблемы с первой частью, были для нас ожидаемы, а вот невозможность посещения пер. Джалаучат оказалось сюрпризом. В этом году маршрут на Турье озеро закрыт из-за обрушения части ледника Алибек годом ранее. В связи с этим и проход на пер. Джалаучат невозможен. Говорят, что информация об этом есть на сайте. Однако мы нашли статью, где говорится, что в мае маршрут был открыт (что оказалось ложным). Мы договорились с заповедником, что нас пропустят через пер. Алибек. От дальнейшего пути решили отказаться, чтобы не играть с судьбой и лишний раз не нервировать работников заповедника.

Определяющие препятствия

Препятствие

К.т.

Время прохождения, перепад высот

Характер склонов

Перевал Назалыкол N43°20,930 E41°47,935

ЧХВ 2:15 от начала морены до выхода на перевальный взлёт набор высоты 30 м. правым бортом мопены ЧХВ на перевальный взлет 0:32 набор 120м по осыпи в обход снежника Спуск до места обеда 300м ЧХВ 40 мин

С востока на запад. Подъём по осыпи не превышает 30 на перевальном взлёте снежник, который мы обходим справа Спуск начинается осыпью, затем сменяется травой, в которой тропа теряется. До места обеда 20-25 далее склон становится круче. Спускаемся через лес.

Перевал Межозёрный (3014) N: 43 ° 19 ' 28.2 E 41 ° 45 ' 55.4

ЧХВ от начала траверса над озером Чёрное Муруджинское: 40 мин. ЧХВ на спуск до места стоянки на северной оконеч ности озера Голубое Муруджинское: 30 мин.

С запада на восток. Подъём по траверсу по хорошей тропе от оз. Чёрное Муруджинское. Склон травянистый, со средними осыпями. Предперевальный взлёт до 45°, выход на элементы скальных пород.

Перевал Межпупырный (3174) N 43°18’57.6» E 41°46’58.6»

ЧХВ от юговосточной оконечности озера Голубое Муруджинское: 1:35 ЧХВ на спуск к озерцу у начала перевального взлёта: 35 мин.

С запада на восток. Подъём по средней осыпи, уклон не вревышает 15°. Затем - подъём по снежнику, улон варьируется от 20° (в начале) и доходит до 45° (в конце). Перед самим перевалом снег неглубокий, обнажаются скальные породы, могут быть живые камни. Последние несколько метров до выхода на перевал проходятся по скалам и камням. Спуск - средняя осыпь, перемежающаяся с травянистым склоном.

Уклон не превышает 30°.

Перевал Рыжее седло (2984) 43 ° 18 ' 26.94 " N 41 ° 47 ' 30.12 " E

ЧХВ 14 часов подъём 50м. спуск очень длинный

С - средне осыпной, 20-30° Ю - травянисто-скально-осыпной взлёт 35-45°2 верёвки, основная часть подъема 30-40° очень длинный склон.

Перевал Алибек N 43 ° 19 ' 31 E 41 ° 31 ' 34

ЧХВ подъём от ночёвок до пер. 3:36 ЧХВ с пер. до места обеда 0:45

С запада на восток. До мн подъём пот тропе. Тут в траве тропу легкого потерять, надо придерживаться правой стороны. Тропа выходит на осыпь и приводит на перевал. Спуск по осыпи, после перевального взлёта выводит на короткий участок снега, далее появляется тропа, которая ведёт до дороги через осыпь, затем траву, затем лес

Состав группы

Завснар, реммастер, летописец

ПВД

Характеристика района похода

Домбай красивейшей район Кавказа, включает в себя большое количество перевал и вершин разной категории сложности. Сюда легко добраться, до самого посёлка ведёт хорошая асфальтированная дорога. Однако вместе с этим, район является труднодоступным для спортивных групп. Связано это с тем, что практически весь район находится на территории Тебердинского заповедника (с 2022 года - Национального парка). В связи с этим. Администрация готова предоставлять доступ только на определённые короткие маршруты . В связи со сменой статуса, количество этих маршрутов должна увеличиться, однако в 2022 году этого ещё не произошло. Надеемся, в ближайшем будущем это случиться, и появятся возможности для реализации спортивных маршрутов в этом районе.

Интересные места

Ущелье Джамагат славится своими природными источниками - Джамагатские нарзаны. Места красивые, водичку обязательно стоит попробовать, и совершенно бесплатно.

Поселок Теберда - можно прогуляться, зайти в местные кафешки, купить сувениры и посетить зоопарк при заповеднике - вход 100 руб./чел.

Многие местные также предлагают разные пешие экскурсии и на джипах.

Поселок Красный Карачай - вдоль р. Аксаут есть т/б Аксаут (http://лагерь-гренада.рф/).

База отдыха Кишкет (http://kishket09.ru/?ysclid=l9tyowpw3615104704).

Можно найти все для отдыха на природе вдали от цивилизации от крытого бассейна до рыбалки и охоты.

Село Хасаут-Греческое. Маленькое поселение в д.р. Аксаут. В центре находится дом культуры/музей, напротив практически единственный «большой» магазин и столовая со свежей выпечкой.

Вводная часть и полезные организационные сведения

Общая смысловая идея похода

Цель похода - знакомство с красивым горным районом , получить навыки передвижения по разнообразному рельефу, отработать передвижение в связках и навыки работы с веревкой.

Задачи похода:

• осмотр достопримечательностей нового района
  • отработка личной и командной техники передвижения
  • совершенствование техники передвижения по снежным и осыпным склонам
  • отработка техники передвижения по перилам в условиях гор

Предпоходная подготовка:

В рамках подготовки к походу участники посещали тренировки и лекции, проводимые инструкторами Горной секции МФТИ. Был совершён двухдневный тренировочный поход 3-степени. Группа перед походом прошла проверку на местности на соревнованиях Чемпионат Московской области 21-22.05.22 на склонах в Полушкино: работа с веревкой, взаимодействие связок, работа на скалах. Также участники похода принимали участия в соревнованиях по спортивному туризму «горная весна-2021» на песчаных карьерах г.Икша .

Выбор и планирование маршрута

Северо-Чуйский хребет в качестве района похода был выбран в связи с желанием познакомиться с красивым горным районом Домбай, узнать новый район, посмотреть на местные достопримечательности. На маршруте была предусмотрена одна заброска в альплагере Алибек.

Первое кольцо - включало в себя в основном препятствия категории 1А, а так же частые ночёвки на небольшой высоте, и лишь одно препятствие категории 1Б (пер. Рыжее Седло)

Вторая часть по плану включала в себя два перевала 1б, один из которых 1Б*. Однако от наших планов пришлось отказаться.

Запасные варианты маршрута и аварийные пути

В целях повышения потенциальной манёвренности и безопасности нашей группы, на маршруте были предусмотрены запасные варианты для потенциально технически сложных участков маршрута, а также аварийные пути на случай ЧП:

Запасные пути:

Пер-Панорама(1а*3160) -0з. Туманлыгёль вместо пер Рыжее седло 1Б

Оз Турье - Сулахатские ночевки- пер. Алибек (1А, 3169 - радиально) вместо пер Джаловчат 1Б Пер.Хутый(1а, 3150) - д.р Хутый-оз под пер. Бадук - Хутый вместо пер. Хутый В.

Аварийные пути:

• Д.р Улу-Муруджу
  • Д.р.Гоначхирь
  • Д.р. Аксаут

А также в любой момент в обратном направлении

Организация безопасности. МЧС. Связь

Группа зарегистрировалась в МЧС на сайте https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups онлайн до начала маршрута. По прибытии к точке старта сообщили о начале маршрута в ПСО по телефону

С собой брали спутниковый телефон Turaya для связи со связным, однако он не пригодился. Регулярно на маршруте была мобильная связь.

Страховку оформляли онлайн в страховой компании Югория по тарифу спортэкстрим (с возможностью эвакуацией вертолетом) на весь период активной части похода. Копии страховых полисов перед походом были высланы связному группы.

У группы была с собой групповая и индивидуальная аптечка для оказания первой помощи.

Транспорт, заброски и другие полезные сведения

Для трансфера от ж/д вокзала г. Минеральные Воды до начальной точки маршрута в п. Теберда (КПП у р. Джемагат) и от конечной точки маршрута с. Хасаут-Греческое до г. Пятигорск мы воспользовались услугами компании Бориса Саракуева. Трансфер 5 туристов на микроавтобусе до п. Теберда обошелся в 9500 руб., а заброска до а/л Алибек (п. Домбай) - 5000 руб. Трансфер до г. Пятигорск стоил 13000 руб.

Часть маршрута проходила в 5-километровой пограничной зоне. Для нахождения в пограничной зоне необходимо заранее оформить групповые или индивидуальные пропуска. Есть вариант делать через сайт гос.услуг (http://www.gosuslugi.ru), обратиться к пограничникам напрямую или воспользоваться услугами фирм, которые этим занимаются. В нашем случае мы также обратились к Борису. Стоимость одного пропуска в 2022 году составила 300 рублей. Срок оформления - 1 месяц, поэтому стоит максимально заранее заняться этим вопросом.

Вход на территорию Тебердинского заповедника является платным. Оплата и выписывание пропуска происходит на КПП (мимо не пройти и не обойти).

Поскольку мы шли с ночевкой, то за вход мы отдали 2800 руб. за группу (девушкам сделали скидку). Проход на перевал Алибек (второе кольцо) на три дня обошелся в 4500 руб.

Дневка первого кольца прошла в а/л Кель-Баши (п. Теберда) у сотрудника заповедника Хусея. Стоимость 300 руб./чел. В домиках комнаты с кроватями, кухня, туалет и душ.

В п. Домбай мы воспользовались услугой местного отделения почты России (ул. Пихтовый мыс, 2), чтобы отправить часть вещей и снаряжения, в том числе ледорубы, в Москву. Максимальный вес одной картонной коробки/пластикового пакета с вещами - 20 кг. Общая стоимость посылки составила 3421 руб

Заброска - а/л Алибек. Сейчас здесь небольшая гостиница и несколько отдельных домиков, 2- 3 кафе. Также можно остановиться со своими палатками за 300 руб./чел. и воспользоваться душем с теплой водой.

По дороге в с. Хасаут-Греческое последнюю ночевку маршрута провели в б/о Кишкет. Стоимость проживания 1000 руб./чел. В комнатах есть туалет и душ. Готовили себе сами. Связь отсутствовала, но был wi-fi и спутниковая связь (при необходимости).

Высотный профиль

613/-1030

Пер.Назалыкол(1А)

Переменная облачность

Д.р. Улу-Муруджу - Чёрное Муруджинское озеро - пер. Межозёрный (1А, 3014) - Голубое Муруджинское озеро

3,2

3:35

800/-180

Пер.Можозёрный(1А)

3,9

8:05

370/-610

Пер.Межпуп ырный(1А)+пер.Рыж ее седло(1Б)

гребень кулуара на спуске с пер. Рыжее седло -д.р. КичиМуруджу

101,2(121,44)

54:51

5190/-5246

Итого активными способами передвижения с учетом коэффициента: км* за дней, из них в зачёт км.

*В таблице километраж представлен без учёта коэффициента. Зачётный километраж приведён с коэффициентом k = 1.2.

**При радиальных выходах километраж учитывается при движении лишь в одну сторону. В таблице в скобках указан зачётный километраж, без учёта повторно пройденного пути. При этом перепад высот, преодолённый на радиальных выходах, учитывается полностью.

Техническое описание маршрута

Перевал Назалыкол (1А, 3302)

День1.6.08. Д.р. Джемагат

Др. Джемагат

ЧХВ = 1:00

Пройдено 1,4 км

Набор высоты: 39

Координаты ночёвки N 43°27.729’ E 41°47.780’Высота ночёвки 1555

Дорога

солнечно

В 6:17 приезжаем на вокзал Минеральные воды. Где нас уже ожидает водитель. Грузимся в машину и выезжаем в Домбай. Дорога занимает около 4 часов. Некоторое время уходит на то, чтобы разобраться с проходим в заповедник. Водитель предлагает обойти КПП вдоль реки, а потом вернуться на дорогу и продолжить маршрут, по мы решаем честно договориться с сотрудниками. Однако пропустить нас по нашему маршруту сотрудники отказываются, предлагая пойти на пер. Эпчик. Не тратя много времени на споры, получаем пропуск на 2 дня на пер. Эпчик, а сами решаем пройти немного и встать на ночевку недалеко от нужного нам поворота и уйти наверх завтра пораньше.

Рис 5. Дорога в сторону пер. Эпчик

В 11:10 уходим с КПП. Двигаемся по дороге вдоль р. Джемагат. Встаём на привал в 11:40 у моста через р. Джемагат. Через 15 минут продолжаем движение по дороге в сторону перевала Эпчик. Вскоре проходим наш поворот, проходим ещё чуть-чуть и встаём в 12:20 у второго моста через р. Джемагат на обед. После обеда метров через 200 нашли полянку у реки, где встали на стоянку. Ставим палатку. Времени ещё много, поэтому решили прогуляться на нарзанные источники по маркированному маршруту (по дороге на перевал Эпчик), оставив одного человека в лагере. Вернулись около 17:30. Легли спать в 19:00

День 2.7.08. Д.р. Джемагат- д.р. Назалыкол

Др. Джемагат-др. Назалыкол

ЧХВ = 6:52

Пройдено 15 км

Набор высоты: 1225

Координаты ночёвки N 43°22.388’ E 41°48.106’Высота ночёвки 2655

Дорога,трока

Солнечно, к вечеру набегают тучи

Общий подъём в 3:10 выходим в 4:45. Немного возвращаемся назад, к повороту в д.р. Назалыкол, начинаем подъём по дороге по левому берегу реки Назалыкол. Первый отдых в 5:05. Идём в темпе 30/10. Вышли в 5:15 поднимаемся по дороге, по которой может проехать внедорожник. Подъём достаточно плавный.Через 2 перехода доходим до деревянного забора с воротами для скота(рис.6,7,8).

Рис. 6,7. Дорога в др Назалыкол

Рис. 8. Привал возле забора для скота

В 8:20 подходим к месту брода через р. Назалыкол. На другом берегу видим группу туристов. Это оказалась группа тк «Странник» (коммерческая)(рис.9). Ребята рассказали нам что спускаются с перевала Назалыкол. До этого они были в др реки Улу-Луруджу и на перевалах Межозёрный и Межпупырный, а потом пойдут на пер. Эпчик. В долине Улу-Мурудру постов заповедника нет, егеря там не ходят. А вот на этом берегу ребята уже встретили их сегодня.

Рис. 9. Брод через р. Назалыкол. Группа тк «Странник» на исходном для нас берегу.

В 8:50 отправились дальше вдоль правого берега реки Назалыкол по дороге. Нас сопровождает жеребёнок. В 9:25 снова решили перейти на левый берег (увидели машину лесника на поляне). Около 9:48 отправляемся дальше. Двигаемся практически по бездорожью, по лесу с курумником, поросшим мхом. Идти не просто, однако шансов встретиться с лесниками значительно меньше, чем на правом берегу на дороге. В 10:04 встаём на обед.

Рис. 10. Движение группы по левому(ор-ки) берегу, без тропы

С обеда выходим в 12:05. Подъём достаточно пологий. Двигаемся по исчезающей коровьей тропе, выходили на курумник в лесу. Через 2 перехода в 13:10 - встаём на отдых. Отдыхая, наблюдаем, как по противоположному берегу с небольшим перерывом проходит 3 егеря, которые не замечают нас. Чтобы не выдать своё место положения, немного задерживаемся на привале и дальше отправляемся лишь в 13:30. Исчезающая коровья тропа продолжается под конец тропа пропала, пропали и следы коров.

В 14:25 решаем перебродить реку, т.к. на правом берегу идти явно легче (там идёт тропа) и предполагаем, что вверх лесники уже явно не пойдут, т.к. погода начинает портиться, на небе появляются тучи, похоже, что будет дождь.

В 14:48, перебродив реку, отправляемся дальше. 15:13 - встали на отдых. Двигаемся по правому берегу по егерской тропе. Местность, в основном, травянистая. Изредка мелкие курумнички и болотца.

Рис. 11. Движение по тропе по провому (ор-ки) берегу

В 16:30 встаем на ночёвку на альпийском лугу. Не дошли пару переходов до запланированного места ночёвки, т.к. группа сильно устала (всё-таки в 3 часа встали) и потому что опасались не найти воды выше. Легли спать примерно в 8:30

Рис. 12. Поляна м.н.

День 3. 8.08. пер. Назалыкол (1а,3302 ) - д.р. Улу-Муруджу

Д.р. Назалыкол-пер. Назалыкол(1А,3302)- д.р. Улу-Муруджу

ЧХВ = 7:53

6,5

Набор высоты: 613 Сброс высоты:1031

Координаты ночевки: N4320.308’ E4146.429’Высота ночёвки: 2240

осыпь, травянистые склоны, тропа

Ясно

Общий подъём в 5 утра вышли в 6:42, двигаемся по альпийскому лугу с камнями, отдых в 6:57. Выходим в 7:10 встали в 7:39 перед курумником, из которого вытекает р. Джемагат, пополнили запасы воды.

Рис 13. Подъём в сторону пер. Назалыкол

Рис 14. Подъём в сторону пер. Назалыкол

Далее поднимаемся по курумникам, лугам с камнями и форсируем реки. Наклон не превышает 10°.

Рис 15. Подъём в сторону пер. Назалыкол

В 8:40 начинаем подъем по курумнику (осыпи) из крупных камней, изредка с травой. Склон около 20-25°. Затем путь проходит по равнине перед мореной, после которой начинаем подъём по карману морены (слева от морены, если смотреть сверху неё вниз)(рис 16). Периодически видны туры, отмечающие путь на перевал.

Рис.16 Путь перед мореной и направление пути по карману морены.

В 11:15 Сворачиваем с кармана направо по ходу движения, поднимаемся по травянистому склону с камнями. Уклон склона местами до 30°. Далее двигаемся по курумнику (изредка трава) в сторону перевала. Пытаемся зайти на него справа, траверснув склон. Уклон до 20°, местами мб больше.

Подъём на перевал начинается по крупной осыпи или курумнику. Склон на предперевальном взлёте около 25. Начался небольшой дождь. Перед перевалом обходим справа небольшой снежник(рис 17).

Рис 17. Подъём на пер Назалыкол

Рис 18. Траверс склона при подъёме на пер Назалыкол

Рис 19. Обход снежника на пер. Назылкол

В 13:58 вся группа оказывается на пер. Назалыкол(1А, 3302). Нашли записку от ТК Вестра от 26 июня 2022 под руководством А.Будько 2кс. Как и товарищи из Вестры, считаем, что перевал 1А, хотя в классификаторе заявлен как нк. Па перевале есть мобильная связь.

Рис 20. Группа на пер Назалыкол

В 14:35 начинаем спуск по травянистому склону, изредка всречаются камни. Встаём на обед в 15:15, около ручья, где начинается выполаживание склона(рис 22). Со спуска хорошо просматривается путь подъёма на наши следующие перевалы и сами перевалы. Вид шикарный.(рис.21)

Рис 21. Вид на Муруджинские озёра, и перевалы Межозёнпый (1А) и Межпупырный (1А)

Рис 22. Характер спуска с пер. Назалыкол в д.р. Улу-Муруджу до места обеда

В 16:55 отправляемся дальше вниз по травянистому склону. Уклон не превышает 15°. Встаём на отдых в 17:47. Группа устала, и минут на 10 успела растянуться на склоне.

Рис. 23 Спуск с пер Назалыкол в д.р. Улу-Муруджу. Первая часть спуска

Следующий переход спускаемся по травянистому склону, местами уклон превышает 30°, который сменяется лесом. В 18:54 встаём на короткий отдых в деревьях на склоне

В 19:30 вышли на правый берег реки Улу-Муруджу, делаем разведку. Отмеченное на карте место для ночёвки нам не понравилось, поэтому решаем дойти до моста(так же отмечен на карте) и перейти на другую сторону реки. Мост оказался больше похож на наваленные деревья. Переходим на левый берег.(рис 24) В 20 часов встали на стоянку. В 22:10 ложимся спать. По плану, сегодня мы должны были подняться к голубому Муруджинскому озеру, и завтра пройти аж 3 перевала. Уже сейчас понятно, что всего этого мы завтра сделать не сможем. Решаем ориентироваться на план минимум(т.к. группа достаточно устала) и завтра подняться к озеру, а уже там принять решение, подниматься ли на перевалы, исходя из своего состояния.

пер.Межозёрный+перМежпупырный+пер.Рыжее седло = связка 1б

пер.Межозёрный

День 4. (09.08) д.р. Улу-Муруджу - Чёрное Муруджинское озеро - пер. Межозёрный (1А, 3014) - Голубое Муруджинское озеро.

ЧХВ = 3.35

Пройдено: 3,2

Набор высоты: 800

Сброс высоты: 180

Координаты ночёвки: N 4319.538’ E41 46.254’Высота ночёвки: 2856

Осыпной склон, травянистый склон, бараньи лбы, тропа

Ясно, вечером переменная облачность

Общий подъём в 6 утра. Завтракаем, собираем лагерь. Первоначально никуда не торопимся, поскольку со вчерашнего вечера решили дальше Чёрного Муруджинского озера не ходить. Однако, хорошая погода и хорошее настроение участников своё дело сделали - и в плане-максимум на сегодня уже преодоление перевалов Межозёрный и Межпупырный. Отправляемся в 8:27. Как обычно, день ясный, солнечный. Начинаем подниматься по тропе из долины реки Улу-Муруджу в сторону Чёрного Муруджинского озера. Склон, по которому мы поднимаемся, местами представляет собой среднюю осыпь, местами травянистый (рис. 25). Уклон не превышает 25°. Попадается древестно-кустарниковая растительность. На осыпях тропа обозначена турами - читается хорошо, сбиться с маршрута сложно.

Рис. 25. Подъём к Чёрному Муруджинскому озеру из долины реки Улу-Муруджу.

Рис 26. Подъём к озеру Черное Муруджинское

В середине третьего перехода, около 9:50 характер подъёма меняется - тропа проходит по бараньим лбам (рис. 26), уклон которых достигает местами 45-50°.

Группа успешно преодолевает препятствие, используя элементы свободного лазания.

После бараньих лбов вновь происходит выполаживание рельефа (подъём 2025°), древестно-кустарниковая растительность окончательно пропадает. Склон - осыпной и травянистый. В середине четвёртого перехода (минутах в 25 от бараньих лбов) встречаем родник, где можно пополнить запасы воды на подъёме. Отдыхая после четвёртого перехода (11 часов утра) имеем возможность наблюдать сверху озёра «Анютины глазки» (рис. 27), которые мы тщетно пытались встретить на подъёме.

Рис. 27. Озёра «Анютины глазки». Группа отдыхает.

Тем временем, туры и какие-либо иные признаки присутствия тропы постепенно пропадают. Впрочем, никаких сложностей для восхождения это не создаёт - последние два перехода (пятый и шестой) проходят по открытому травянистому склону (рис 28), уклон которого не превышает 25°.

Рис. 28. Заключительная часть подъёма к Чёрному Муруджинскому озеру

В 12:30 выходим к Чёрному Муруждинскому озеру (рис. 29). Здесь делаем сухой обед, некоторые из участников купаются. Настроение группы прекрасное, светит солнышко, пока всё идёт по плану.

Рис 29. Вид на Чёрное Муруджинское озеро с обеденного места

Рис. 30. Траверс на перевал Межозёрный.

В 13:45 снимаемся с обеда. Начинаем двигаться по траверсу (над озером) в сторону перевала Межозёрный. Двигаемся по хорошей набитой тропе, склон - травянистый, с камнями (рис. 30), двигаться легко и приятно. Некоторые трудности начинаются лишь на предперевальном взлёте - тропа идёт вверх между скал, попадаются живые камни (рис. 31). Уклон местами достигает 45°. Чтобы не пускать камни на снизуидущих товарищей, растянувшаяся на траверсе группа собирается вместе.

Рис. 31.Перевальный взлёт на перевал Межозёрный

В 14:25, за один переход от края Чёрного Муруджинского озера, мы выходим на перевал Межозёрный (1А, 3014) (рис. 32, рис. 33). Солнечно, переменная облачность. Снимаем записку ТК МАИ, ребята прошли неделю назад (02.08.2022).ЧХВ от места ночёвки: 3:05

Рис. 32. Группа на перевале Межозёрный

Рис33. Вид с пер. Межозёрный на Голубое озеро

Утренние наполеоновские планы решили подкорректировать и встать на стоянку на Голубом Муруджинском озере - перевал Межпупырный издали казался не самым приятным (рис. 33), и брать его вечером казалось несколько самонадеянным.

В 15:00 начали спускаться с перевала (рис. 34). Склон травянистый, идём по хорошей тропе (умудрившись, тем не менее, один раз с неё сбиться). Встали на стоянку в 15:30 на перешейке между Голубым Муруджинским озером и ущельем, которое спускается в долину реки Улу-Муруджу (рис. 35). Вечером к нам приходило знакомиться стадо горных козлов (рис. 36).ЧХВ за день: 3:35

Рис. 34. Голубое Муруджинское озеро.

Рис. 35. Егор и туры

Рис. 36. Место нашей стоянки

Перевал Межпупырный (1А, 3174)

День 5. (10.08) Голубое Муруджинское озеро. - перевал Межпупырный (1А, 3174).- перевал Рыжее седло (1Б, 2982) - гребень кулуара на спуске с пер. Рыжее седло («в гостях у медведя»)

Голубое Муруджинское озеро. - перевал Межпупырный (1А, 3174).- перевал Рыжее седло (1Б,2982) - гребень кулуара на спуске с пер. Рыжее седло («в гостях у медведя»)

ЧХВ =8:05

Пройдено: 3,9

Набор высоты: 370

Сброс высоты: 610

Высота ночёвки: 2700

Средняя осыпь. Крупная осыпь, снег

Ясно, вечером переменная облачность

Встаём в 3 утра, затемно. Ясно, небо звёздное. Ветрено, но, что удивительно, ветер весьма тёплый. Пока завтракали, рассвело. Хорошо отдохнув в предыдущий день, с вечера решили попробовать взять два перевала за один день - Межпупырный, а затем Рыжее Седло (отчасти, так оно и получилось).

С грустью замечаем, что наш GPS-навигатор garmin eTrex-30 отказывается работать. Он включается, но через несколько секунд снова выключается. В течение для пробовали включить его, но ничего не изменилось. В качестве второго новигатора использовался телефон штурмана. Использовать его для определения пути вполне комфортно. Но трек он записывать не может, т.е. может, но на это уходит много энергии и за день от полностью разряжается. Поэтому дальше трек не записываем. Приведённый далее трек - восстановелен с помощью сервиса nakarte.me

Отправились на штурм перевала Межпупырный в 5:05 (рис. 37). Вначале идём вдоль берега озера, по исчезающей тропе, без подъёма, преодолевая курумнички и травянистые склоны. В 5:21 (20 минут ходьбы от места нашей ночёвки) выходим на юго-восточную оконечность озера. Около самой воды там травка, слегка заболочено, однако чуть повыше есть места для стоянок (примерно 5м. над уровнем озера, 15 м. до воды) (см. рис. 37).

Рис. 37. Вид с перевала Межозёрный на перспективу восхождения на пер. Межпупырный

Рис. 38. Подъём на пер. Межпупырный от юго-восточной оконечности озера Голубое Муруджинское. Видно место для возможной стоянки под перевалом.

Рис. 39. Снежник перед перевалом Межпупырный

Около 5:30 начинаем, собственно, подниматься по склону от оконечности озера. Склон - осыпной (мелкая и средняя осыпь), изредка попадается трава. Уклон не превышает 15°. Тропа окончательно исчезла. Около 5:50 встречаем ровную песочную площадку недалеко от небольшого снежника, которую можно использовать как стоянку (рис. 38, рис. 39). Около 6:30 (полтора перехода от озера) подошли к основному перевальному снежнику (рис. 40). Слышим и видим как справа от нас по ходу движения начинают падать камни, там, где солнце уже начало освещать склоны, поэтому при подъёме придерживаемся левой снежной стороны. Снег ещё плотный. Надеваем кошки, достаём ледорубы.

В 6:55 начинаем движение по снегу. Оснований для опасений трещин нет (т.к. совершенно очевидно, что это снег, а не ледник), поэтому двигаемся не в связке, а по отдельности. (рис. 40) Сначала уклон снежника небольшой, около 20°, однако постепенно подъём становится круче (30°). В конце, перед самим перевалом, уклон достигает 40°. Кроме того, перед самим перевалом снег частично стаял, обнажив горные породы, что доставило дополнительные хлопоты - приходилось в кошках преодолевать малоснежные скалистые участки, что требует дополнительного внимания и осторожности.

Рис. 40. Подъём по снежнику на перевал Межпупырный

При подъёме несколько раз слышали звук от падающего камня - перевал бросал камни, однако где-то правее нашего пути подъёма. Летящих камней мы не видели, т.к. место падения осталось он нас ниже и правее (руководитель, шедший последним, внимательно следил, за возможными источниками падения, до того момента, пока мы их не прошли)

Вышли на перевал Межпупырный (1А, 3174) в 7:55 (рис. 41, рис. 42). Солнечно, переменная облачность. Настроение группы отличное (рис. 17). Впереди уже виден перевал Рыжее Седло (рис. 41) (и он кажется таким маленьким и простым), а позади нас провожает перевал Межозёрный, который мы преодолели вчера (рис. 42). Нашли записку туристов из Брянска и Кирово-Чепецка, они забыли указать дату прохождения перевала.ЧХВ от места ночёвки: 1:55

Рис. 41. Вид с перевала Межпупырный на перевал Рыжее седло. Пока все радуются и все довольны

Рис. 42. Вид с перевала Межпупырный назад, в сторону Голубого Муруджинского озера и перевала Межозёрный

В 8:38 начали спускаться с перевала по кулуару. Склон травянисто-осыпной, уклон не превышает 25-30° (рис. 43). В 9:13 встали на отдых у озерца под самым перевальным взлётом (рис. 44).

Рис. 43. Начало спуска с перевала Межпупырный

Рис. 44. Спуск с перевала Межпупырный. Завершающая стадия спуска

Рыжее седло (1Б)

В 9:40 начинаем подъем на перевал Рыжее седло с северной стороны. Подъем очень короткий по средней осыпи, сложностей не вызывает.

В 10:00 выходим на седловину. Снимаем записку группы Тюрина Дениса (турклуб НИЯУ МИФИ, маршрутная книжка №1/3-202, 1 августа 2020). Для данного перевала был предусмотрен маршрут обхода через соседний перевал Панорама (1А). поэтому сразу оцениваем ситуацию. На спуск осыпной склон около 40. Предполагаем, что можно повесить одну или две верёвки, дальше путь выглядит более пологим. Опасность самостоятельного падения камней не наблюдается, но есть опасность самим сбрасывать их. Исходя из всего этого, спуск с перевала кажется нам возможным. Поэтому, принимаем решения спускаться в эту сторону. Едим перевальные шоколадки, надеваем системы.

В 11:10 начинаем спуск, погода ясная. Выбираем для спуска левый кулуар (если смотреть на юг - в сторону спуска) - он кажется немного проще. Делаем станцию R1 на камне в 15 метрах влево от центра седловины (рис. 45).

Рис. 45 станция 1 на спуск с пер. Рыжее седло(1Б)

Первый спускающийся участник расчищает спуск от камней. По окончании веревки делаем станцию в безопасном месте за скалой, собираемся на ней.

Преодолеваем несколько десятков метров придерживаясь за скалы. Делаем следующую станцию R2 для спуска (рис 46).

Рис.46. Станция 2 на спуске с пре Рыжее седло 1Б

Рис.47. Станция 2 на спуске с пре Рыжее седло 1Б

Рис.48. Спуск участника с пер. Рыжее седло

После второй веревки склон становится немного более пологим. Стараемся идти максимально близко друг к другу. Также стараемся придерживаться травянистых участков - на них камни меньше летают. Если травы нет, идем по дну каменного ручья. Скорость перемещения очень низкая. Примерно за поворотом ущелья (рис.46) появляется вода.

Несмотря на меры предосторожности, Полина спускаясь скатывает на себя камень и получает удар (полёт камня не более 30 см, однако камень большой). Сразу же разгружаем её рюкзак. Незадолго до этого ещё один камень скатывает ещё один участник, но без серьёзных последствий. Очевидно, что сегодняшний путь пока заканчивать, однако подходящих мест нет. К 19 часам преодолена только половина спуска.

Примерно в это время встречаем у ручья медведя. Он приближается к нам до 30 метров, но услышав свисток убегает. Пройдя еще немного решаем останавливаться на ночлег. В ущелье места под палатку нет.

Набираем воды и залезаем на небольшой травянистый гребень. Сверху он положе, суше и безопаснее, чем дно ущелья. Боковой склон у гребня крутой, поэтому поднимаемся на него по веревке R* на жумаре .Места под палатку на гребне также нет, поэтому организовываем холодную ночевку, пристраховавшись к скале (рис 49). По очереди половина участников спит, половина дежурит. Погода ночью хорошая - тепло и ясно. Во время дежурства наблюдаем мириады звезд и практически полную луну на небе. Спать мешает мошкара, которая непрерывно лезет в глаза и кусает.

Рис 49. Место ночёвки на гребне.

День 6. (11.08) гребень кулуара на спуске с пер. Рыжее седло («в гостях у медведя»)- р.р. Кичи-Муруджу

гребень кулуара на спуске с пер. Рыжее седло («в гостях у медведя»)-д.р. Кичи-Муруджу

ЧХВ =3:00

Пройдено: 2,3

Набор высоты: Сброс высоты: 800

Высота ночёвки:

Осыпь, трава

Рис 50. Спуск с пер. Рыжее седло

Поднимаемся в 4:30, быстро собираемся и в 5:40 выходим.

Спускаемся дюльфером с гребня обратно в ущелье к ручью. Трава немного влажная и скользкая, поэтому делаем станцию на камне и спускаемся по веревке R3 (рис 50). Далее также, как и в прошлый день, идем по траве, если не получается, то по дну ручья. Стараемся делать небольшую разведку, чтобы понимать, как лучше идти.

Примерно в 10:00 добираемся до водопада. Метров за 50 от него уходим влево по травянистому склону и таким образом обходим его. Спускаемся по крутому травянистому склону, придерживаясь за траву.

Рис 51. Петя на фоне кулуара по которому проходит спуск

Встречаем двух егерей, которые нам сообщают, что эти места для посещения запрещены и внизу нас ожидает наряд. Заметили они нас ночью по фонарям на склоне. Егеря вполне дружелюбно помогают девушкам нести рюкзаки и за 3 часа препровождают нас до дороги.

По окончании крутого склона начинается лес, тропы нет. Большую часть пути идем вдоль ручья, но иногда приходится отклоняться от него.

Также от егерей узнаем, что в ущелье недавно прошёл сель. Это объясняет сложность перемещения по нему и камнеопасность.

Итого по перевалу:

• перевал крутой (30-40 градусов) на протяжении большой части спуска (~800 метров)
  • повешено 3 верёвки ( две на спуске с перевала, одна уже в кулуаре)
  • станции на камнях делать легко на репшнурах
  • камнепадов не замечено
  • друг на друга камней накидать очень легко
  • мест для палаток нет
  • вода есть
  • медведи есть

Перевал очень не рекомендуется к прохождению с определяющей стороны.

Внизу, как и обещано нас ожидает наряд и несколько машин, записывают наши данные, составляют протокол, выносят предупреждение. Сажают в машину и отвозят на базу в Теберде. По дороге спутники рассказывают, что на самом деле любят туристов, и часто помогают им преодолеть трудности связанные с прохождением по заповеднику, однако пустить нас не пер. Чучхур и в Домбай отказываются.

Преодолев на машине около 30 мин. Вы оказываемся на базе. Здесь есть кухня душ, кровати. Понимаем, что пройти маршрут 2кс у нас не выйдет. Прикидываем варианты. От МЧС приходит смс, о штормовом предупреждении в горах и возможности выхода рек из берегов. Мы теперь обладаем достаточным временем, чтобы не ходить в такую погоду, даже есть второе кольцо будем проходить в полном объёме. Поэтому завтра объявляется днёвка.

День 7. (12.08) Дневка. Пос Теберда.

Сегодня отдыхаем. Выясняем с хозяином базы возможность продолжить маршрут. Договариваемся, что нас пропустят через пер. Алибек (1А). Таким образом, мы сможем пройти маршрут хотя бы 1кс. Так же, у нас просят фотки перевала Рыжее седла, аргументируя, что планируют сходить на него (т.е. кому-то можно, а нам нет). Пытаемся восстановить GPS- бесполезно. После обеда решили прогуляться в зоопарк заповедника. Начинают сгущаться тучи. Когда возвращаемся, начинается ливень, который продолжается не менее чем до середины ночи

пер. Алибек (1А, 3168)

День 8. (13.08) пос. Домбай-д.р. Алибечка

Пос. Домбай - а.л. «Алибек»-д.р. Алибечка

ЧХВ =4:08

Пройдено: 8,6

Набор высоты: 880 Сброс высоты: 40

Высота ночёвки: 2433

Дорога, тропа

Ясно

Около 9:10 приехали из «альплагеря» в Домбай, снарягу, которая нам больше не пригодится, отправили по почте в Москву. Оставили 2 комплекта систем, 2 кошек, 2 ледоруба, в основном тех ребят, которые не смогли полностью довериться почте России (а зря, всё добразось домой в целости и сохранности даже раньше, чем мы).

В 10:30 стали подниматься (от почты) до альплагеря Алибек. Идём по дороге. В 11:00 прошли через КПП, там немного отдохнули, пока сотрудники пытались выяснить, стоит ли нас пропускать на перевал. Поднимаемся по дороге, где машины ездят, уклон не превышает 10°.

Рис 51. Дорога до а.л. Алибек

В 12:20 пришли в альплагерь Алибек, здесь должна быть наша заброска. Найти её удалось не сразу, по поиски увенчались успехом. Забираем заброску, перепаковываемся. Стоит отметить, что это место трудно называть альплагерем. Альпинистов здесь нет, да и спортивных туристических групп тоже. Максимум кого здесь можно встретить это коммерческих туристов, которых привлекает прогулка до водопада Алибек. Раньше отсюда хотя бы можно было прогуляться до турьего озера, посмотреть на озеро и, если подняться чуть выше, на ледник. Сейчас маршрут на Турье озеро закрыт из-за обрушения ледника Алибек в прошлом году.

В общем, одни разочарования.

Рис 52. Красавица г.Сулахат. слева домики а.л. Алибек

В 13:30 вышли дальше, в 13:50 подошли к погранзаставе. Сотрудники очень приветливые. Без труда пропустили нас. Пока мы ждали подтверждения, что нас пропустят, мимо спустилась группа без пропусков. Убедились, что гулять без припуска в погран зоне дешевле, чем по заповеднику минимум в 10 раз. Мир не справедлив.

Рис 54. Идём по тропе через лес в направлении Турьего оз. и пер Алибек

В 14:30 примерно отправились дальше. Идём по хорошо набитой лесной тропе. Остановились около небольшого ручья на обед около 15 часов. Обед сухой. В 15:45 отправились дальше. Продолжаем идти по лесной набитой тропе, изредка камни. Идём по этой тропе до места развилки. Вправо тропа ведёт к турьему озеру и запланированному перевалу Джалавчат 1Б, а мы уходим влево мимо развалин хижины Визбора к перевалу Алибек (1А) по запасному маршруту.

После выхода из леса поднимаемся по луговой местности с ручьём. Немного сзади открывается вид на великолепную г.Белалакая, а впереди уже виднеется седловина. Она то появляется, то скрывается за облаками. (рис 55,56,57). Здесь располагается 2 перевала: Сулахат 1А* и наш Алибек 1А. Пока мы наблюдаем только одну. Группа предполагает, что это именно Алибек. Выглядит приятно.

рис.55. Движемся по тропе

рис 56. Вид на г. Белалакая

Рис. 57 последние метры перед ночевкой под перевалами Сулахат и Алибек

В 18:25 встаём на нижних стоянках под Алибеком на ночёвку. Напротив видны горнолыжные склоны Домбая. Есть мобильная связь. В том числе билайн. Легли в 20:45

День 9. (14.08) д.р. Алибечка-пер.Алибек(1А,3168)-д.р.Джалавчат

д.р. Алибечка-пер.Алибек(1А,3168)-д.р.Джалавчат

ЧХВ =5:41

Пройдено: 5,2

Набор высоты: 870 Сброс высоты: 700

Высота ночёвки: 2575

осыпь, тропа, иногда снег

Ясно

Общий подъем 5 утра. Любуемся тем, что вчера считали перевалом. Возникает небольшие разногласия. Руководитель утверждает, что этот перевал - Сулахат. Однако штурман утверждает, что это Алибек. Забегая вперёд, скажем, что руководитель оказался прав, номы принимаем решение идти в сторону пер. Сулахат, все таки штурман единственный владеет средством навигации, с тех пор, как GPS руководителя грустно выключается сразу после включения. В 7:10 выходим. Угол не превышает 10-15° Местность - трава и камни, идти легко. Через какое-то время тропа начала исчезать. Пока поднимаемся по правому берегу ручья. Прижимаемся к левой стороне долины между гребнями. Обходим снежник уклон до 20°. Продолжаем подниматься по траве с камнями, изредка сыпухи, изредка по бараньим лбам. Немного выходили на снежник. (рис 58, 59) В 11 встали на отдых. В этот момент штурман признаёт свою ошибку.

Рис. 58 ошибочная траектория пути

Рис. 59 ошибочная траектория пути

Приходится несколько спуститься(рис 60,61), после чего продолжаем поднимаемся на перевал по мелкой плоской осыпи, камни не катятся, идти удобно.

Выходим на тропу, уклон около 20°.Изредко появляются следы туристов в виде мусора. Собираем то, что возможно нести с собой(например, бутылки)

Рис 60. Возвращаемся на тропу на пер Алибек

Рис 61. Возвращаемся на тропу на пер Алибек

Вернувшись к подножью нужно перевала мы с удивлением замечаем две седловины. Принимаемся изучать имеющиеся у нас описания(а их было несколько) и убеждаемся, что нигде об этом не сказано, и, как ни странно, фотографий тоже нет. Вероятно, потому что перевал обычно проходят в обратную сторону, и такая мелочь как вторая седловина для них оказывается не значительной. (рис 62)

рис 62. Подъём не пер.Алибек.

Внимательно изучаем фотографии, определяем, с какой стороны должен оказаться пик между седловинами и выбираем правую походу движения. Мы правы и в 12:38 вышли на перевал Алибек. Нашли записку екатеринбуржцев, которые сняли записку дружественной нам из Дмитнова по руководством А.Севидова. Саша обещал оставлять нам послания на перевалах, но мы ничего не нашла. Расстроились. Погода хорошая, переменная облачность. Видно много ледников.

Рис 63. Вид в сторону подъёма. Сзади г.Белалакая

Ещё немного про вторую седловину. Nakarte она обозначена как перевал Сулахат.(обозначение т.к. «Вестра» верное) . Но это точно не он. 1. Спуск с другой стороны с этого перевала мы не обнаружили. Конечно, опытные туристы скорее всего смогли бы оттуда спуститься пользуясь специальным снаряжением. Но разве это 1А, пусть и со *. 2) в описаниях подъёма на в. Голова Сулахат говорится, что подъём начинается с пер. Сулахат. А это там, куда мы шли первоначально(рис 58,59)

Рис 64. Спуск с пер. Алибек.

В 13:15 начинаем спускаться. Спуск - по осыпи с плоскими камнями, иногда выходим на снежники. Уклон не превышает 15°(рис 64). В целом, сразу как заканчивается снег, начинается хорошо натоптанная тропа по осыпи. По ней быстро спускаемся. Садимся обедать у озера под перевалом в 14:00

Рис. 64. Спуск с пер Алибек

В 15:50 примерно выходим дальше. Идём по хорошей тропе, она идёт по траверсу, хотя уклон травянистого склона, кажется, до 45° доходит. Тропа идёт зигзагом, и спускаться легко. Встали в 17:30 в низинке в разливе реки. Там было достаточно много коровьих лепёшек. Решили встать на ночлег. Вечером рядом с нами появилось стадо коров, где было и утром. Подходили коровы достаточно близко, метров на 10, но в основном оставались за одним из рукавов р. Джаловчат, боялись, видимо.

Рис. 65 место ночёвки в д.р. Джаловчат

День 10. (15.08) д.р.Джалавчат-др.Аксаут

д.р.Джалавчат-др.Аксаут

ЧХВ =6:38

Пройдено: 24,3

Набор высоты:300 Сброс высоты: 1030

Высота ночёвки: 1638

тропа, грунтовая дорога

Ясно

Общий подъём в 5 утра, выход в 7:18. В 7:44 встали на отдых на склоне долины р. Джаловчат, открывается вид на ущелье, откуда мы должны были прийти с ледника Джаловчат. Идём по тропе на травянистом склоне, в высоте почти не теряем.

Рис.66. Вид на л. Джаловчат

Сам по себе склон до 45°, но мы в высоте теряем мало. Начинает встречаться растительность. Первой встречаем малину, приходится немного задержаться Через несколько переходов более крутого спуска выходим на дорогу (вполне может проехать условный уазик), которая ведёт к погран.заставе (она ведёт со старых молибденовых шахт.

рис. 67. Идём по дороге

Проходим заброшенные коши. Здесь много оборудованных мест под стоянки. На карте здесь отмечен погран пост, номы как искали, не смогли найти его. Т.к. от кошей сначала пошли не по той дороге, пришлось перелезать через лес. Дальше - хорошая дорога (грунтовка) почти без уклона. По краям дороги растут малина и земляника. В 12:07 сели обедать в месте, где сейчас пограничный пункт. Весь обед внимательно следили за домиком, хотели сказать кому-то что мы уходим, но так и не дождались. Место расположено в 4 км от старого пограничного пункта.

Рис.68. место обеда у погран.поста.

В 13:55 пошли дальше. Идём по хорошей грунтовке по Аксаутской долине, делаем около 4 км/ч. По пути дорога пересекала реку Аксаут с правого берега на левый по мосту.

рис 69. Мост через р. Аксаут

Уклона дороги почти нет. В 17:22 встаём в небольшом леске рядом с полем на ночёвку. Стоянка оборудована, много места, здесь явно часто бывают туристу.

Рис.70. Одно из мест стоянок. Справа видна стена походной бани

День 11. (16.08) др.Аксаут-заброшеный пос. Красный Карачай-д.р.Аксаут- тб Кишкет

др.Аксаут-заброшеный пос. Красный Карачай-д.р. Аксаут- тб Кишкет

ЧХВ =5:19

Пройдено: 22,7

Набор высоты:

Сброс высоты: 300

Высота ночёвки: 1255

грунтовая дорога

Ясно

Подъём в 5 утра. В 7:20 вышли, продолжаем двигаться по дороге. Погода хорошая, солнышко светит. В 8:45 сели на отдых возле турбазы «Аксаут». Решили зайти и узнать, когда появится мобильная связь, чтобы связаться с трансфером. Узнали, что связь будет только на подходе к Хасаут-Греческое и что. до заброшенного села Красный Карачай осталось 2 км. Прошли через заброшенное село Красный Карачай, где опять перешли по мосту на правый берег. В целом весь день так и движемся по дороге периодически переходя с одного береги реки на другой. С периодичностью раз в 5 км встречаются ручьи. Возле одного из них мы обедаем.

Рис. 71. Один из мостов через р. Аксаут

Рис. 72 Дорога, по которой мы идём в Хасаут-Греческое

В 16:30 пришли в на базу Кишкет. В целом можно было бы дойти до ХасаутГреческое сегодня, но неизвестно, нашли бы мы где переночевать, а с трансфером связаться нам так и не удалось. Можно было бы встать по дороге. Но таких мест где рядом есть и вода и место под палатку не масса. К тому же все они вдоль дороги, по которой регулярно ездят машины. А вывеска «кафе» так и манит. (к сожалению, оказалось, что оно не работает). Ещё одной причиной остаться стало наличие интернета на базе, благодаря которому мы смогли связаться с водителем и сказать, что будем чрезмерно благодарны, если завтра он нас заберёт из ХасаутГреческое. Те кто больше всего скучает по родным, начали искать билеты, чтобы уже завтра улететь домой. Так, в непринуждённой обстановке ужинаем, принимаем душ, ложимся спать.

День 12. (17.08) тб Кишкет-др Аксаут- пос.Хасаут-Греческое

тб Кишкет-др Аксаут- пос.Хасаут-Греческое

ЧХВ =2:20

Пройдено: 9,1

Набор высоты:

Сброс высоты: 130

Высота ночёвки:

Дорога

Рис 72. Утро на тб Кишкет

Встали утром в 5 утра в отеле. В 7:45 утра отправились. Идем по дороге. Недалеко от места отдыха, на берегу р. Аксаут, в 4,5 км от Хасаута-Греческого есть стоянки. Около 10:20 пришли в центр села. Хасоут-Греческрое - маленикий посёлок. В центре есть музей, магазин и маленькое кафе, но сейчас они не работают. Поэтому мы зашли в магазин, купила вкусную выпечку, сок, лимонад, айран, и стали дожинатьсь, пока нас заберут. Около 12 за нами приехала машина, и мы уехали в Пятигорск дожидаться каждый своего самолёта.

Рис 73. Дорога в Хасаут-Греческое

Рис.74. Ждём машину в пос. Хасаут-Греческое

Выводы и рекомендации

Район Домбай-Теберда - красивый район, имеющий большое количество препятствий различной категории сложности, добраться сюда очень просто, но, не смотря на это труднодоступен для посещения из-за заповедника.

Договориться с заповедником можно, но надо быть богатым

Лучше выбрать другой район для прохождения маршрута

Пер. Назалыкол имеет категорию 1А, а не нк

Пер. Рыжее седло соответствует категории 1Б. на спуск с самого перевала мы повесили 2 верёвки, ещё 2 верёвки непосредственно в кулуаре и ещё одну, чтобы подняться на гребень, где ночевали. Однако спуск с перевала длинный и физически трудный, есть большой риск не преодолеть его за один ходовой день. Есть большая вероятность скидывать камни в кулуаре, даже при условии большой аккуратность. Тут гуляют медведи. В связи с этим перевал Рыжее седло крайне не рекомендуется для прохождения

Расход у бензина больше, чем у газа