Автор: Юрий Титов, г.Москва

Отчет о горном походе ТК МАИ 3 к.с. Киргизский Ала-Тоо (Тянь-Шань) с 24.07-13.08 2021 год. Часть 2

Рис 13.14. Вид на первую точку для спуска с перевала Грязнова

Рис 13.15. Вид на перила и движение группы на спуске с перевала Грязнова. Синяя линия движение по осыпи. Красная линия движение по перилам.

Рис 13.16. Вид на перила и движение группы на спуске с перевала Грязнова. Синяя линия движение по осыпи. Красная линия движение по перилам.

Рис 13.17. Вид на путь спуска с перевала Грязнова с д.р. Топ-Карагай Синяя линия движение по осыпи. Красная линия движение по перилам.

Рис 13.18. Вид на станции 1 и 2 и перильные веревки 1 и 2. Красная линия движение по перилам. Вид с 3-ей станции.

Рис 13.19. Вид с перевала Грязнова в д.р. Топ-Карагай. Красная линия движение по перилам. Зеленые линии кулуары.

Рис 13.20. Вид с 4-ой станции на станции 1, 2 и 3. Перильные веревки 1, 2 и 3. Выделены места крепления станций.

Рис 13.21. Вид с 5-ой станции на станцию №4. Перильная веревка №4.

Рис 13.22. Вид на перевал Грязнова с д.р. Топ-Карагай.

Рис 13.23. Спуск с перевала Грязнова в д.р. Топ-Карагай. Синим отмечен путь группы по осыпи. Красным отмечены места движения группы по перилам. Зеленым отмечены кулуары.

Рис 13.24. Место ночевки в долине реки Топ-карагай.

Рис 13.25. Вид на перевал Грязнова и нижнюю точку хребта с д.р. Топ-карагай.

Рис 13.25. Вид на перевал Грязнова и нижнюю точку хребта с ледника Туюк.

07.08.21 л.Топ-Карагай, Полудневка.

После 3-х хороших перевалов 2А категории сложности решили устроить полудневку и немного отдохнуть. За два часа сходили за заброской. Остальное время отдыхали и обсуждали прохождение перевалов. Решили, что идти перевал Правды (2А, 4200), который был запланирован в 3-ем кольце, не стоит. Для подъема на перевал в 2013 году повесили 5 веревок, а в 2018 8. При условии, что группа была не очень сильная, а отсутствие снега увеличивало количество веревок, и что на спуск с перевала в 2013 году повесили еще 5 веревок, прохождение данного перевала за один день затруднено и достаточно опасно. Запланировали сходить по запасному маршруту на вершину 4400. С утра погода была хорошая, но к вечеру опять пошел снег.

Пройдено 2 км, радиально. Общий подъем 50м., общий спуск 50м. ЧХВ 1 час

Максимальная высота 3650м., высота лагеря 3650м.

Координаты лагеря: N42.487640 E074.518620 08.08.21 л.Топ-Карагай.

Подъем дежурных в 5:30. Очень холодно, много замерзших, за ночь, вещей. Замерз даже водопад с ледника. Разбираем заброску и выходим в 8:20. Идем по моренам и выходим на открытый ледник. Постепенно солнышко прогревает, и по леднику начинают течь ручьи. К 12:30 по открытой части ледника дошли до снега. Далее двигались в связках. В 14 часов дошли до цирка перевала Инструментальщик. Есть замерзшие, занесенные снегом следы, ведущие, предположительно, на перевал Топ-Карагай. На северной части ледника около осыпи есть ручей, вытекающий с ледника. N42.490830 E074.568350 Так как газа оставалось немного, а наличие площадок за перевалом под вопросом, то решили встать лагерем здесь. Зато самая высотная ночевка. После обеда устроили небольшую ледовую тренировку на ледопаде безымянного перевала.

Пройдено 5,5 км. Общий подъем 570м., общий спуск 5м. ЧХВ 3,5 часа

Максимальная высота 4220м., высота лагеря 4220м. Координаты лагеря: N42.489340 E074.568200

Рис 14.1. Движение по леднику Топ Карагай.

Рис 14.2. Движение по леднику Топ Карагай.

Рис 14.3. Вид на перевалы в верховьях ледника Топ-Карагай

09.08.21 л. Топ-Карагай перевал Инструментальщик (2А, 4450) л.Приток.

Подъем дежурных в 5:30. Солнце здесь будет поздно, на улице холодно. Разносим еду по палаткам. Вышли в 8:05. Надели системы и кошки в лагере, но не связывались. За 30 минут добрались до верхнего бергршрунда. До верхнего бергшрунда снежный склон крутизной 300. С утра двигаться не сложно. Далее крутизна снежного склона увеличивается до 350. За счет наличия снега можно двигаться дальше, но нужно двигаться в связках, дабы иметь возможность остановить участника. Мы же решили быстро провесить перила. До перевала провесили 85 метров перил. К перевалу крутизна постепенно выполаживается. В 10:00 добрались до седловины перевала.

На перевале сильнейший ветер. Седловина перевала достаточно узкая, палатку можно поставить, но придется скапывать часть снежной мульды. N42.489960 E074.575240 Воды нет, но можно топить снег. В сторону ледника Приток весит карниз. Сняли записку группы туристов «ОО Союз Пешеходного Туризма», г. Томск от 17.09.2015, руководитель Тян А.Д.

Спуск с перевала на ледник Приток осуществляется с южной части седловины. Там есть старая станция, которую мы укрепили своей петлей из реп-шнура (станции минимум 6 лет). Спуск по ледовому склону крутизной 30-400. Слева от ледового склона скальные выступы, по которым подниматься на перевал должно быть проще. После одной веревки перил, 50 метров, собираемся на скально-осыпных полочках и движемся вдоль ранклюфта на запад. Двигаться вдоль ранклюфта сложно, но небольшое количество снега позволяет делать ступени. Фактически траверсируем склон крутизной 300. Собираемся на скальном выносе в 130 метрах от веревки. Связываемся и уходим на юго-запад, на более пологую часть, где переходим бергшрунд по ледовому мостику. Далее спускаемся в связках в цирк. Там собираемся к 12:00 на высоте 4270 метров. В цирке можно поставить палатки, воды нет, но можно топить снег.

Далее на спуске необходимо преодолеть две ступени ледопадов ледника Приток. Верхняя ступень небольшая, проходится по южной части. Но необходимо отойти метров на 100 от стены, чтобы не упереться в зону разломов. На спуске один из участков проходили со страховкой через скользящий карабин. N42.486990 E074.582090 4178м. Далее ушли влево по ходу движения и после спуска на полку между ледопадами (4050м.) пересекли ледник приток, дойдя до южного ранклюфта. N42.483450 E074.586860 3960м. Вторая ступень ледопада и больше и сложнее для ее преодоления. Пройти ступень по центру, или северной части в походе 3-ей категории сложности нецелесообразно. Вдоль южной части двигаться просто, обходим трещины. Необходимо прижиматься к ледовым стенкам, так как с южного склона постоянно летят камни. Постепенно, с высоты 3880 метров появляются большие разломы и на южной части ледопада. По полочкам смещаемся на север, где вешаем 40 метров перил. Руководитель снимал веревку свободным лазанием. В 14 часов устроили обед в месте стыка ледопадов Приток и Кара-Тоо. Развязались. Далее еще раз пересекли ледник Приток до южной части и вышли на морены. К 16:30 дошли до отмеченных точек на моренах и встали там лагерем. В данном месте мы разместили 3 палатки, и проблем с водой не было.

Рекомендации по перевалу Инструментальщик (2А, 4450)

По найденным отчетам перевал ходили в 2015, 2014 и 2013 годах. В 2013 и 2014 годах на перевальный взлет повесили по отчетам 4 и более веревок со стороны ледника ТопКарагай и 2 веревки со стороны ледника Приток выше ледопадов. Со стороны ледника Топ-Карагай в нашем случае снега было больше, и до бергшрунда подъем не составил труда. Карниза в отчетах и фото не было, а вот со стороны ледника Приток у нас было меньше снега, из-за чего пришлось траверсировать склон, а не спускаться вниз. Ледопады, хоть и проходятся примерно одинаково, но могу меняться. Веревки вешали как на верхнем, так и на нижнем ледопаде. Без ледопадов сложность перевала даже в самых неприятных условиях 2А, но на перевал и ледопады можно повесить более 8 веревок, что сильно увеличивает сложность. При этом достаточно сильная группа при хороших условиях может не провесить ни одной. Стоит также упомянуть сложный спуск по долине реки Топ-Карагай.

Видео с рассказом руководителя о прохождении перевала.

Пройдено 4,5 км. Общий подъем 290м., общий спуск 950м. ЧХВ 5,5 часов

Максимальная высота 4450м., высота лагеря 3580м. Координаты лагеря: N42.480640 E074.597340

Рис 15.1. Путь подъема на перевал Инструментальщик со стороны ледника Топ-Карагай. Красная линя 100 метров перил. До перилл группа поднялась в кошках.

Рис 15.2. Провешивание первой веревки на перевал Инструментальщик со стороны ледника Топ-Карагай. Провешивание начали от верхнего берга.

Рис 15.3. Путь спуска группы с перевала Инструментальщик на ледник Приток. Красная линия движение по перилам. Синяя линия движение в связках.

Рис 15.4. Вид с перевала Инструментальщик на ледопады ледника Приток. Синяя линия путь группы в связках

Рис 15.5. Группа на перевале Инструментальщик. Рома снимает веревки на подъем

Рис 15.6. Перильная веревка спуска с перевала Инструментальщик на ледник Приток.

Рис 15.7. Путь спуска группы с перевала Инструментальщик на ледник Приток. Красная линия движение группы по перилам. Синяя линия движение группы в кошках.

Рис 15.8. Путь спуска группы с перевала Инструментальщик на ледник Приток. Красная линия движение группы по перилам. Синяя линия движение группы в связках и кошках.

Рис 15.9. Путь группы по преодолению ледопадов ледника приток.

Рис 15.10. Преодоление первой ступени ледопада ледника Приток. Группа находится в месте спуска через скользящий карабин с одновременной страховкой.

Рис 15.11. Вид с начала прохождения второй ступени ледопада ледника Птриток. Правая часть ледника, по кторой идет дальнейшее движение группы.

Рис 15.12. Вид на ледник Приток с морен. Синяя линия движение группы в связках.

Красная линяя - провешенные пирила.

Рис 15.13. Спуск по моренам ледника Приток в д.р. Кара-Тоо. Отмечено место ночевки.

Рис 15.14. Вид с места ночевки на ледники Кара-Тоо.

10.08.21 д.р. Алтын-Тор.

Подъем дежурных в 5:30. Вышли в 8:05. Спуск осуществляли вдоль реки. Через 30 минут добрались до бараньих лбов. Еще через 30 минут спустились с моренных валов до зелени. Палатку в этих местах поставить сложно, но возможно, но до воды далековато. Дальше шли вдоль реки. Начался кустарник. При попытке забраться в кустарник сильно застряли.

Идем, заворачивая влево. Склон практически полностью исчезает на высоте 2700 метров. Там уже можно поставить палатки. В 12:15 устроили обед N42.483250 E074.635880.

Двигаться вдоль реки Атын-Тор просто, иногда проглядывается тропа. Есть следы людей и места под палатки. Далее движение усложняется. Появляются прижимы крупноблочной морены. После крупноблочной морены в 15:00 подошли к прижимам правого берега долины реки Алтын-Тор. После прижимов начинается густой лес, по которому двигаться не проще, чем по камням. Поэтому стараемся двигаться по большим камням осыпного склона. В 16:20 мы вышли к месту слияния рек Алтын-Тор и Аламетдин. Алатметдин течет прямо по деревьям, но в месте слияния все еще можно поставить палатки.

Пройдено 7 км. Общий подъем 50м., общий спуск 1270м. ЧХВ 5,5 часов

Максимальная высота 3580м., высота лагеря 2350м. Координаты лагеря: N42.490520 E074.652790

Рис 16.1. Спуск группы в д.р. Кара-Тоо. Синяя линия путь движения группы.

Рис 16.2. Движение группы в д.р. Кара-Тоо.

Рис 16.3. Прохождение прижимов д.р. Кара-Тоо

Рис 16.4. Место слияния рек Кара-Тоо и Аламетдин.

11.08.21 д.р. Аламетдин. Теплый ключ.

Встали в 6:00. Сегодня необходимо перейти вброд Аламетдин. Как мы узнали позже, пару месяцев назад из долины Аламетдинских зубьев, ледника Пастухова, сошла сель, которая перекрыла долину реки Аламетдин. Решили переходить в 8:00 Руководитель перешел реку вброд, но поток очень сильный и глубже, чем по пояс. Ниже слияния в разливах реки брод по пояс и предположительно ниже. Решили повесить навесную переправу. Нашли удобный камень и кусты для крепления веревки. N42.490470 E074.653570 Получилась практически идеальная навесная переправа, так как камень левого берега был немного выше кустов на правом берегу. Ширина реки около 15 метров, поэтому одной веревкой сделали двойные перила. Концы веревки просто перекинули. Крепили карабинной удавкой и штыком. Сначала переправили рюкзаки, чтобы веревки растянулись. После, перетянули переправу и начали спускать участников. Идеальность переправе добавляла еще полка, которая была ниже крепления веревки, которую залило водой к 12 часам. Переправа 8 человека с рюкзаками и сдергиванием веревки заняла 1,5 часа. К 12 часам собрались на моренах. Разведка места подъема на вершину показала, что для подъема (и последующего спуска) потребуется пройти ледопад, что за оставшееся время (2 дня) достаточно проблематично. Решили спускаться в Теплый ключ.

Дойдя до разлива реки и обойдя небольшие прижимы, вышли на тропу. По тропе идется легко, больших сбросов высоты нет. На плоских участках тропа разделяется. В долине есть выпас скота. В 15 часов (за 3 часа) дошли до моста через реку Салык. Тут тропа резко забирает вверх, до большого камня, и начинаются прижимы. По прижимам идти практически до Теплого ключа. Начинают встречаться люди. Еще 2 часа необходимо, чтобы дойти до Теплого ключа. Тропа достаточно резко переходит в грунтовую дорогу, но вызвать такси отсюда не получается. Такси, с помощью приложения, можно вызвать от начала асфальта (2-3 км по грунтовой дороге). Мы же договорились с местными жителями.

Видео навесной переправы через р. Алламетдин. https://youtu.be/e86DpTmMvCQ Пройдено 17 км. Общий подъем 200м., общий спуск 730м. ЧХВ 5,5 часов Максимальная высота 2350м., высота лагеря 1700м.

Рис 17.1. Река Аламетдин, текущая по лесной части.

Рис 17.2. Навесная переправа через реку Аламетдин

Рис 17.3. Сель, сошедшая и перекрывшая русло реки. Аламетдин

Рис 17.4. Мост через реку Салык на правом берегу реки Аламетдин

Фото других перевалов и вершин.

Рис 18.1. Вид на перевал Адыгене и пик Адыгене с д.р. Тестор.

Рис 18.2. Вид на перевал Электро с д.р. Тестор

Рис 18.3. Вид на перевал Агитатор с д.р. Тестор.

Рис 18.4. Вид на перевал Фрунзе с перевала Майда-Адыр (д.р. Тестор).

Рис 18.5 Вид на перевал Значкист с перевала Майда-Адыр (д.р. Тестор). 26.07.2021

Рис 18.6 Вид на перевал Панфилова З. с д.р. Джаламыш

Рис 18.16. Вид на ледник Обрывистый 04.08.2021

Рис 18.17. Вид на перевал Ак-Дувал Ложный с ледника Голубина 05.08.2021

Рис 18.18. Вид на перевалы Жаркий и Алтын-Тор-Ашу с перевала Медик 05.08.2021

Рис 18.19. Вид на перевалы Тарановой и Туюк-Суу Вост. с перевала Медик 05.08.2021

Рис 18.20. Вид на перевал Жаркий с ледника Топ-Карагай 08.08.2021

Рис 18.21. Вид на перевал Войтихова с ледника Топ-Карагай 08.08.2021

Рис 18.22. Вид на перевал Орлиный с перевала Инструментальщик 09.08.2021

Рис 18.23. Вид на перевалы Снежный и Ветеранов туризма с перевала Инструментальщик 09.08.2021

Рис 18.24. Вид на перевал Литва с перевала Инструментальщик 09.08.2021

Фото вариантов первопрохождений

Рис 19.1. Перевал из долины реки Тестор в долину реки Атжайлоо (Джаламыш)

Рис 19.2. Перевал из долины реки Кульджатор (Джаламыш) в долину реки Сокулук

Рис 19.9. Перевал из д.р. Баш Алла-Арча в д.р. Дон-Джаламыш

Рис 19.10. Перевал из д.р. Топ-Карагай в д.р. Алтын-Тор

Перевальные записки

Рис 20.1. Перевальная записка с перевала Майда-Адыр (1А, 4150)

Рис20.2. Перевальная записка с перевала XXX лет ВЛКСМ (2А, 4050)

Рис 20.3. Перевальная записка с перевала Манас (2А, 4150)

Рис20.4. Перевальная записка с перевала Ак-Дувал (2А, 4100) и отчет данного подхода.

Рис 20.5. Перевальная записка с перевала Грязнова (2А, 3900)

Рис 20.6. Перевальная записка с перевала Инструментальщик (2А, 4450)