Полезное > Справочная информация >

Автор: Владимир Молодожён, СПб

Срывы в скалолазании и альпинизме: риски, механика и тренировки

Давненько мы не расчехляли наш методический баян. Надо исправляться, а поэтому сегодня по плану разговор о срывах.

Введение
Отношение к срывам в сообществе очень разное. Альпинисты справедливо считают, что срываться в горах — это моветон, ибо пока веревка тебя остановит на маршруте в реальных горах, ты настолько обстучишься об рельеф, что хорошо тебе уж точно не будет. Скалолазы менее категоричны и, зачастую, более привычны к срывам при лазании, но и у них боязнь срыва нередко настолько ухудшает координацию движений, что может являться реальной проблемой для прогресса.

Illustration: SingingRock

Объединяя эти два сильно пересекающихся сообщества, можно сформулировать общую задачу — необходимо всегда помнить об опасностях срывов (степень которой будет различаться в зависимости от внешних условий), но в тоже время, важно убрать парализующий страх перед падением. Это важно и для прогресса при лазании с нижней страховкой в зале, и для надежного лазания в больших горах.

Как этого добиться? Тут ничего нового - тренировками и пониманием механики процесса, а так же осознанием основных принципов, которые нам помогут избежать травм при срывах. Вот об этом и поговорим.
Экспозиция
Что говорит нам статистика?

На примере Германии: в недавнем отчете DAV за 2022 год по ЧП на скалодромах зафиксировано 39 происшествий с травмами, которые случились при лазании с нижней страховкой. В основном они связаны именно с неконтролируемыми срывами и ошибками страховки при срывах. Половина из них приводила к падению на пол. Причем, за последние 7 лет зарегистрировано около 50 случаев травм, полученных при попытках тренировок срывов. Так что и в сухих данных можно увидеть актуальность вопроса.

Illustration: kletterszene.com
Завязка
Прежде чем переходить к структуре тренировки, давайте рассмотрим основные опасности, с которыми мы сталкиваемся при срывах.

1. Падение на землю

Чаще всего это происходит из-за срыва на небольшой высоте. Попробуем понять, как нам оценить безопасную высоту срыва на тренировках.

Есть несколько факторов:
- растяжение веревки. Современные динамические веревки имеют статическое (упрощенно, под нагрузкой свободно висящего человека) растяжение в 5-10 процентов, и динамическое (при срыве и сильном динамическом рывке) до 40 процентов. Это означает, что даже при срыве на верхней страховке лидер может «просесть» почти на три метра только за счет этого эффекта (высота скалодрома 15м, веревка идет до верхней базы и вниз — всего 30м, 10 процентов от 30м — 3м просадки).

- разница в весе. Мы часто можем недооценивать силу рывка, и более легкий страхующий при срыве подлетит вверх, увеличивая глубину падения лидера.

- расстояние от стены скалодрома до страхующего. Эту картину можно наблюдать во многих скалодромах во всех странах: страхующий отходит от стены на десяток метров (а иногда и больше), потому что так удобнее следить за лидером, или просто выбирая веревку таким методом. В этом случае возникает значительная горизонтальная составляющая силы, действующей на страхующего, и часто это приводит к потере контроля за страховочной веревкой, и неконтролируемо увеличивает глубину падения лидера.
При организации тренировок мы должны учитывать все эти факторы, и обычно минимальной условно безопасной высотой можно считать уровень 6-8 оттяжки (не менее 10 метров над землей).

2. Нарушение коммуникации

Очень частая проблема, сам несколько месяцев назад чуть не долетел до земли на тренировке, когда на мою сдавленную команду «закрепи» страхующий выдал побольше веревки.

Эта проблема может усугубляться несколькими дополнительными моментами:
- большое кол-во людей на скалодроме или скале. Большое количество команд и постоянный гул голосов просто не даст возможности страхующему правильно понять и услышать команду.

- невнимательность страхующего. Это может быть и горячий диалог в соцсетях, и приятели, обсуждающие недавний Октоберфест, и прекрасная незнакомка, подмигнувшая и убежавшая лазать свою восьмерку. Все мы люди, все грешны, но важно не терять свежесть понимания того, что при страховке мы буквально держим в руках жизнь нашего напарника.

- языковой барьер. Причем, это может быть как и реальный языковой барьер, так и просто привычка к разным командам (держи или закрепи, Zu! oder Take!, и проч). Мораль проста, о командах договоритесь заранее перед тем, как друг друга страховать.

Illustration: Petzl

3. Ошибки при работе со страховочным устройством

Тут есть простая рекомендация — не ленитесь внимательно читать инструкцию к страховочным устройствам. Самая частая ошибка, приводящая к травмам — это потеря контроля за свободным концом веревки. И да, этот контроль необходим даже на Gri-Gri и аналогичных устройствах (я бы не стал это тут писать, считая это самоочевидным, если бы несколько дней назад в очередной раз не столкнулся с мнением «ачетакова?).

Популярные в последнее время Assisted braking belay devices (типа Smart, MegaJul, Rama) тоже имеют свои тонкости при работе, например, плохо срабатывают при неправильно положении рук (при развороте устройства).

В общем, читаем инструкцию, практикуемся, и стараемся с дополнительной осторожностью относиться к новым для нас устройствам.

4. Удар об стену

Самая частая, по статистике, причина травм при срыве. Как и в предыдущих пунктах, есть несколько факторов, на которые тут надо обращать внимание:
- жесткое закрепление веревки страхующим. Особенно часто такая проблема возникает в паре «тяжелый страхующий — легкий лидер». Из-за отсутствия протравливания лидер летит по траектории чистого маятника, и в нижней точке приобретает значительную горизонтальную составляющую скорости — как следствие, он влетает в стену со всем своим импульсом. Особенно опасна ситуация, когда срыв происходит на переходе с вертикали на нависание, а оттяжка остается под карнизом.

Illustration: Georg Sojer

Уменьшить этот эффект поможет динамическая страховка. Сама механика динамической страховки может несколько отличаться, в зависимости от типа страховочного устройства, но общие принципы похожи: в случае автоблокантов вы обеспечиваете динамику за счет движения корпуса, в случае классических девайсов добавляете еще к этому небольшое протравливание веревки.

Для уменьшения эффекта маятника и значительного смягчения срыва для лидера достаточно выдать (протравливанием или движением корпуса, подпрыгиванием) метр-два веревки, этого вполне достаточно для обеспечения безопасности. Более глубокое протравливание и менее эффективно, и ведет к другим рискам.
- позиция и действия лидера в момент срыва.
В случае дополнительного «отпрыгивания», с сильным отталкиванием от стены, шансы в нижней точке прийти маятником в стену повышаются. Нужно учиться правильно спрыгивать вниз, без мощного отталкивания.

Illustration: Georg Sojer

Чаще всего, при анализе ЧП, мы видим, что причинами является не один отдельный фактор, а совокупность нескольких.

В целом, опыт срывов помогает избежать и многих других ошибок: тут важна и правильная позиция тела при лазании, чтобы избежать зацепления ногой веревки при срыве, и развороты спиной к стенду при падении, и рефлекторная попытка схватиться за оттяжку или веревку, и много другое. Именно поэтому поэтапная, от простого к сложному, отработка действий лидера и страхующего при срывах так важна для профилактики ЧП и для более уверенного прогресса в скалолазании и альпинизме.

Развитие
Итак, каковы общие принципы при организации тренировок срывов?

1. Периодичность. Даже опытным скалолазам и альпинистам полезно время от времени освежать подобные навыки. Наша мышечная память требует регулярных напоминаний, и поэтому часто в преддверии скального сезона не лишним будет потратить некоторое время на такую подготовку, не только техническую, но и ментальную.

2. От простого к сложному, от известного к неизвестному, от более комфортного — к менее комфортному. Эти общие методические постулаты здесь особенно важны. Так как помимо технических моментов, на таких тренировках очень важна ментальная подготовка, нужно следить за тем, чтобы у участников не возникало избыточного стресса. Страх падения естественен, и поэтому борьбу с ним не стоит вести кавалерийским наскоком. При излишне быстром движении по этому пути мы можем поставить в голове участников такие психологические блоки, что они будут заметно ухудшать и результаты в лазании.

Поэтому и общая комфортная обстановка, и полное доверие страхующим, и поэтапное усложнение упражнений будут принципиально важны.

Так же, при подобных тренировках нельзя забывать про постоянное проговаривание — что мы делаем, и для чего. Постоянная обратная связь позволит не «передавить» психологически (борьба со страхами у всех проходит по разному и с различной скоростью).

3. Безопасность. ЧП в процессе тренировки — это то, что мы не можем себе позволить, поэтому отнестись к времени и месту тренировки нужно крайне серьезно. Наша задача заключается в выработке навыков и энграмм, которые люди будут автоматически задействовать в случае реальных срывов, а делать это эффективнее в максимально безопасных условиях.

Если мы проводим тренировку на скалодроме, то нам нужно выбрать время с минимальным количеством посетителей (см пункт про опасности плохой коммуникации). Линия лазания (и падения) — рельеф должен быть слегка нависающий (ни в коем случе не положительный), с отсутствием больших зацепов или рельефов.

Внимательно следить за лазающими рядом — мы не должны им мешать, а срывающиеся или эмоционально кричащие участники не всегда позитивно влияют на концентрацию и тренировочный процесс.

Обувь на страхующих. Несмотря на любовь скалолазов к шлепанцам, это не самая удачная обувь для страхующего. Обувь должна быть с закрытым носком, и хорошо сидящая на ноге.

Высота, на которой происходит срыв — не менее 10м (см факторы риска выше)

Соотношение весов лидера и страхующего. На первых этапах лучше всего подбирать пары, примерно равные по весу, на более продвинутом полезно разнообразить пары. Причем, при возможности, важно побыть и более легким, и более тяжелым в паре, так как в каждом варианте есть свои тонкости и проблемы.

Кульминация
Какие упражнения можно рекомендовать на тренировках срывов?

Список может быть довольно разнообразным, постараемся привести самые классические варианты.

1. Тренировка позы при падении

Выше я писал, что одним из факторов риска является поза лидера при срыве.

Это базовое движение, которое имеет смысл отрабатывать. Его можно тренировать в болдеринговом зале, или на нижней части высокого скалодрома. В любом случае, нужно обратить внимание на наличие матов (или амортизирующего пола).
- спрыгивание со стены из статичного положения (и руки, и ноги на зацепках).

- повиснуть на руках, стабилизировать положение (не качаться), спрыгнуть вниз.

- сделать пару перехватов, коснуться заранее отмеченной зацепки (или зацепки выше заранее оговоренной и отмеченной линии) и спрыгнуть сразу после касания.

Illustration: Georg Sojer

Во время всех этих упражнений необходимо сохранять вертикальное положение тела, не отпрыгивать далеко от стены, следить за дыханием и напряжением мышц кора. Спрыгивания лучше делать на выдохе.

2. Имитация нижней страховки и рывка

Веревка прощелкивается в первую или вторую оттяжку, оба участника стоят на земле. Лидер неравномерно, с рывками, выбирает веревку (имитация выдавания веревки при нижней страховке), потом резко отбегает от стены, имитируя срыв.

Сначала можно делать с коммуникацией участников, потом вслепую.

3. Срывы на верхней страховке
- лидер делает несколько движений от земли, и нагружает веревку. Необходимо помнить о растяжении веревки (см факторы риска). На этом упражнении страхующий получает представление о разнице весов и необходимых усилиях для удержания стабильной позы. Поучительным будет проверить стабильность позиции при большом расстоянии от стенда (страхующего будет сносить к стенке).

- подготовительное упражнение к динамической страховке. Лидер поднимается наверх, нагружает веревку. Страхующий динамически сдвигает корпус в направлении нагрузки, даже «взбегает» ногами на первые зацепки. Далее, разблокируя страховочное устройство, опускается в первоначальное положение, и повторяет. Спуск происходит рывками, страхующий привыкает компенсировать нагрузку движением корпуса.

- нагружение веревки при лазании. Лидер лезет, страхующий выбирает веревку без провисов, у определенной заранее зацепки (или выше заранее оговоренной линии) лидер нагружает веревку, спрыгивая. Высота линии определяется исходя их соотношения весов и растяжения веревки (см факторы рисков).

=- срыв на верхней страховке с провисом. Лидер лезет, после достижения безопасной высоты страхующий перестает выбирать веревку. При достижении провиса лидер спрыгивает, одним из способов, отработанных в на этапе 1. Глубина провиса вначале минимальна (несколько десятков сантиметров), потом можно плавно увеличивать, не забывая об обратной связи с участником. На этой стадии важно дать участнику ощущение безопасности при срыве, не переводя естественный страх в парализующую панику. Нагрузка на страхующего так же должна повышаться плавно.
Для всех срывов на начальном этапе хорошей практикой будет работа в тройках: один лидер, один страхующий, один контролирует свободный конец веревки за страховочным устройством.

Так же, для уменьшения стресса на начальном этапе, внимательно относитесь в коммуникации страхующего и лидера, чтобы избегать неожиданных падений.

4. Срывы на нижней страховке

Только после успешного этапа срывов с верхней страховкой можно переходить к срывам с нижней страховкой. Быстрый переход может закрепить страх перед падениями, и борьба с ним станет уже серьезной проблемой.

Срывы с нижней страховкой так же лучше разделять на этапы:
- срыв сразу после вщелкивания, оттяжка на уровне головы лидера.

- срыв с оттяжкой на уровне груди

- срыв с оттяжкой на уровне пояса

- срыв с оттяжкой на уровне колена

- срыв с оттяжкой на уровне ступней
Варианты спрыгивания так же можно чередовать, как на первом этапе.

Самые типичные внешние проявления ошибок при страховке срывов обычно такие:
- при срыве слышен громкий звук удара об стену

- остановка падения происходит в два этапа 1)удар об стену 2)спуск лидера после удара на 1-2 метра
5. Продвинутый уровень
- срыв с нижней страховкой без предупреждения. Оговариваете, что после определенной безопасной высоты лидер спрыгивает в любой момент, не предупреждая заранее страхующего.

- многократные срывы. Выше определенной высоты лидер срывается на каждой оттяжке, прощелкиваясь у пояса (можно подбирать разные варианты). Зависает, возвращается на стену, лезет, вщелкивает следующую, опять срывается. Таким образом страхующий получает целую серию рывков за одну трассу, а лидер минимизирует ментальную напряженность при падении.

- лазание до срыва. Лидер лезет сложную для себя трассу, не прося закрепить для отдыха, а лезет до предела и падения.
В заключение, несколько общих мыслей
Занимаясь альпинизмом или скалолазанием, к сожалению, мы не всегда можем абсолютно исключить все факторы риска. Но обучение и постоянный анализ опасностей заметно понижает вероятность попадания в эту печальную статистику.

Поэтому учеба — одна из важных составляющих тренировочного процесса, о чем будем стараться не забывать.

Ну и — лазайте безопасно, коллеги.

Полезные материалы на тему:

• Читайте на Mountain.RU:

Самоспасение скалолазов подручными средствами

Срыв при организации станции

Веревка. Несколько советов по совместному проживанию

Грани подготовки альпиниста

Мунтер или УИАА? Что в имени...

Длина веревки в связке - что выбираем?