Скалолазание > Соревнования >

Чемпионат Украины по скалолазанию

Смотрите на Mountain.RU: Фотоочерк о соревнованиях

Автор: Малярова Анна, г. Одесса

Время летит незаметно, особенно в хорошей компании, а компания подобралась, скажу я вам, достойная! К тому же Макс Петренко снова в строю! И хоть в рацион скалолазов не включаются алкогольные напитки и плотная пища, особенно перед соревнованиями, никто из вновь прибывших болельщиков и просто зевак не мог пожаловаться на меланхолию или заунывную обстановку.

Диджей из местного радио, после вчерашнего ликбеза за бокалом вина (ему можно) в небольшой тусовке скалолазов, проникся идеей высокого и, после просмотра свежих роликов про клаймберов, привезенных Зилей, настроился испытать сие искусство на себе.

Музыкальная подборка была записана за полчаса после ночного прослушивания всей имеющейся фонотеки. Но зараза проигрыватель на стенде категорически отказался лопать диски и просто игнорировал всех и все. Через компьютер музыка выходила с простуженным осипшим басом. «Катастрофически тебя не хватает» …дядя электрик… по первому зову прибыл на место происшествия и, перерезав провода легким движением руки, все исправил. Звук собран, трассы накручены, спортсмены едут, зрители, надеюсь, придут сами, что бы собрать такое мероприятие нужно всего то…раз…два…три… четыре…девять…пиво тоже едет…

Солнце светит, море плещется, звук динамиков перекрикивает крики чаек, соревнования начались…
Трассы для скорости были зеркальным отражением одна другой 6С, но вот правая давалась ребятам тяжелее, были срывы.
«На старт приглашается… мастер спорта …»- голос одного из судей произносит фамилию…
«А теперь небольшое объявление…скалолазание…трудность…тут важно… это состоялось…спасибо…друзьям…подготовщикам…спонсорам…и лично Горбенко…» подхватывает диджей
«…и судьям, без них данное мероприятие не состоялось бы…», - кто-то из судейской коллегии не выдержал, крик души, но с улыбкой на лице.

Второй день привнес оживление. Одновременно стартовало три человека: девушки на одной трассе и на двух других (А и Б) мужчины.

Неожиданно, во время перерыва между полуфиналами, за каких-то полчаса небо стало свинцовым, поднялся шквалистый ветер. Следом ливень обрушился на землю. Положение спасло достаточное нависание стенки стенда, где проходили полуфинальные трассы и то, что ветер был с тыльной стороны.

С зонтиками на перевес группа поддержки, задрав головы, не переставая, следила за каждым движением участников. Сами же спортсмены ютились внутри конструкции. На верхнем балконе остались только непоседы - фотографы. Стихия бушевала всю ночь и стихла рано утром. Финальные трассы готовили на рассвете, из-за чего старт был перенесен на 11-00. Пришлось вспомнить, как из пластиковых бутылок сделать совочки для вычерпывания скопившейся внутри стенда воды. Размялись, вынеся порядка 8-ми ведер дождя. Немного не хватило времени на опробование и корректировку трасс.

Ребятам было нелегко. У Салавата провернулась зацепка на трассе, и была дана перестартовка. Но видно времени для восстановления было недостаточно, и ему не удалось пролезть выше. Михаил Шалагин, несмотря на травмированный локоть, вошел в тройку, это довольно хороший результат после почти четырехлетнего перерыва в выступлениях на Чемпионате. Лидером стал Максим Петренко, порадовавший своим выступлением. У девушек вышел суперфинал. Одесситы переживали за Ольгу Шалагину. После уверенной победы к ней тут же подбежали для интервью… Зрители ликовали.

Живая музыка группы Dabitt расслабила обстановку и зарядила её позитивным настроем.
Уже никто никуда не торопился, даже на поезд не особо хотелось бежать.

На церемонии награждения победителей поздравили представители альпклуба «Одесса», компании «Марсон», экипировочного центра «Экстрим», радиостанции «Новая волна» и FM-1 которые вручили призы и подарки.

Одесса. Украина. Апрель 2007. Место встречи на Кубке Украины.
А впереди Екатеринбург, вопрос только, как туда экономичнее добраться. ))

***

Чемпионат Украины. Шоу для избранных

Автор: Мельник Людмила, г. Одесса

Интересная у нас страна: можно не только, практически бесплатно, слушать классическую музыку, но и любоваться скальными выступлениями звезд мирового уровня в узком кругу самих участников и организаторов действа. Конечно, «шоу» это еще не назовешь: слишком длинные перерывы на подготовку трасс, и постоянная отсрочка стартов. Но те, кто проявил терпение, получили большое эстетическое удовольствие от выступления чемпионов и призеров мировых и Европейских первенств.

Почему соревнования прошли так скромно и ненавязчиво для широкого зрителя, комментирует М.Горбенко, ЗМС, один из основных организаторов Чемпионата: «Мы не делали массированной рекламы, потому что тут бы все затоптали… Но если серьезно, то главная причина в том, что скалолазание популярно в более развитых странах, люди еще должны созреть для восприятия красоты этого спорта. Проблема еще и в том, что нет скалолазов-организаторов высокого уровня, а нагружать альпинистов, - это уже несерьезно. Лучший в Украине стенд построен, и я надеюсь, что в Одессе и в Киеве появятся хорошие организаторы».

Что ж, пока скалолазание у нас остается достоянием горстки эстетов. Хорошо бы только, чтоб к моменту «созревания» зрителей не перезрели спортсмены. Ведь от зрителя зависит не только появление спонсоров и финансирование, но и динамика развития скалолазания как спорта.

Комментирует С.Казбеков, МСМК: «Оценивая ситуацию, которая происходит в мире, могу сказать, что глобальных изменений в скалолазании не будет, но произойдут изменения в сторону зрелищности. Зрители диктуют правила, и они состоят в том, чтоб это было коротко, ясно и азартно. Наиболее зрелищные виды – болдеринг и скорость, сложные и короткие трассы. Уровень участников, тренажер – все позволяет сделать массовое шоу».

В пользу зрелищности высказался и двукратный чемпион мира и Европы, победитель Чемпионата в скорости, ЗМС, М.Стенковой: «Трасса на скорость должна быть явно такой, чтобы зритель видел, что это скоростное лазание, и спортсмен не должен на ней корячиться или застревать, должно быть зрелищно. А кому уж из участников понравится трасса или нет - не важно. За границей стараются крутить так, чтобы это было интересно смотреть. Хотя здесь мне трассы понравились, и я не чувствовал себя выше других, мы все шли, буквально, рядом».

И это не удивительно, потому что Чемпионат просто пестрел знаменитостями от скалолазания: трехкратная чемпионка мира и двукратная чемпионка Европы, победительница и призер Кубка мира Е.Репко, призер мировых первенств по скалолазанию и трижды чемпион мира по ледолазанию Е.Кривошейцев, победительница Кубка мира и призер мировых чемпионатов Н.Перлова, призер Кубка мира, победитель и призер этапов Кубка мира С.Казбеков, чемпионка мира в болдеринге, многократная чемпионка и призер молодежных первенств мира О.Шалагина, призер чемпионата мира и этапов Кубка мира М.Петренко, другие известные и титулованные спортсмены. Поэтому борьба была довольно напряженной.

Мы уже публиковали результаты Чемпионата, и с ними можно ознакомится на сайте. Следует отметить, что из молодых участников, ребята, которых консультирует С.Казбеков, показали хорошие результаты: А.Шульга стал первым в суммарном зачете - 4-е место в скорости и 6-е в трудности, В.Крюков занял 2-е место в трудности. А победительница молодежного чемпионата мира О.Бежко, которую тренируют В. Куршакова, Н.Перлова и С.Казбеков, выступила на Чемпионате в обоих видах, показав 2-й результат в скорости и 3-й в трудности, также стала первой в суммарном зачете.

Настоящим праздником было чемпионское лазание О.Шалагиной, ее тренирует брат, М.Шалагин, также занявший призовое 3-е место в трудности. Он действующий спортсмен высокого уровня, дипломированный специалист по спорту и очень популярен среди скалолазов как тренер. М.Шалагин, МС: «У нас большая нехватка специалистов именно для этого вида спорта, нет такой специализации как «скалолазание» и этому не учат в институтах. Но есть общая теория спорта, и есть мой личный опыт спортсмена, выступающего на международных соревнованиях. Его я перекладываю на общую теорию спорта и вырабатываю концепцию, на основе которой тренирую многих спортсменов. Это и различные трассы, искусственный и естественный рельеф, тренажерный зал, вспомогательные виды спорта – плавание и игровые, бег, общефизическая подготовка».

О.Шалагиной повезло с тренером и, возможно, это одна из составляющих ее успеха. Многие же наши спортсмены мирового класса вынуждены тренироваться самостоятельно. Хотя, уже есть все предпосылки, что скалолазание вскоре станет олимпийским видом спорта. И уже сейчас необходимо формировать группы поддержки спортсменов или хотя бы сборной команды, включающие современных тренеров, менеджеров, докторов, специализирующихся именно в скалолазании. Пока все держится на энтузиазме. Хотя в свое время в Украине благодаря энтузиазму скалолазов-альпинистов появились современные тренажеры, и была создана тренировочная база для нынешних чемпионов. И до сих пор, именно таким людям мы обязаны тем, что этот праздник спорта состоялся.

Организатор Чемпионата альпклуб «Одесса», главный судья Герасимова Л.В., главный секретарь Мелещенко А.Д., судьи: Самсонова Л.Н., Славинский П.Ф., Киселева О.В., Попова В.Г., Кудренко Н.М., Кипоренко Г.В., Побережец Н.И., Сосновских М.А., Филенко Г.М., Альперин В.М., Окучинский Е.И., Шепилова Е.
Подготовщики трасс: Веденмеер Андрей, ЗМС, чемпион мира по скалолазанию (Ялта), Лось Александр, КМС, (Никополь).