Автор: Землянников Максим, г. Москва

Отчет
о н/к походе с элементами V категории сложности группы туристов турклуба МГТУ им. Н.Э.Баумана в районе Центральный Кавказ

пос. Азау – а/л “Джантуган” (на автомобиле) – л. Джанкуат – пер. Гумачи (2А, 3580)– в. Гумачи (1Б альп, 3797) – пер. Джантуган Зап.– вер. Джантуган по Юж. ребру (3А альп., 4012)– пер. Джантуган Зап. (2А, 3460) – а/л Джан-Туган – л. Карабаши – вер. Чегеткарабаши по СЗ-ребру (3Б альп., 3753) – п. Гермогенова по сев. стене (2Б-3А альп.(по прохождению, 3962) – а/л Джан-Туган – г. Нальчик (на автомобиле).

Руководитель Землянников М.В.

S , м

сброс

дневка

а/л “Джантуган” – Зеленая Гостиница – лед. Джанкуат – пер. Гумачи (2А, 3580)– вер. Гумачи(1Б альп, 3797) – плато Джантуган

8.7

вер. Джантуган по Юж. ребру (3А альп., 4012)– пер. Джантуган Зап. (2А, 3460) – лед. Джанкуат – а/л “Джантуган”

Турьи озера – лед. Карабаши – вер. Чегеткарабаши по СЗ-ребру (3Б альп., 3753) – перемычка между вер. Чегеткарабаши и пиком Гермогенова

4.1

дневка

пик Гермогенова по сев. стене (2Б-3А альп.(по прохождению, 3962)– место ночевки – лед. Карабаши – Турьи озера – а/л “Джантуган”

4.3

г. Нальчик

Итого

28.1

Общий километраж с учетом коэффициента 1.2 – 34км

27 августа. 23й день.

…, где взяли свежие описания и устные инструкции, докупили 50 м веревки, доехали до а/л Джантуган, поставили палатки на поляне (20.00) и заснули как убитые.

28 августа. 24-й день.

Место ночевки – Зеленая Гостиница – лед. Джанкуат – пер. Гумачи – вер. Гумачи – плато Джантуган

Вышли в 8.00. К 11.00 на Зеленой гостинице. 13.00 – под взлетом пер. Гумачи. 14.15 – перевал, обед.

После нашей ассенизации мусора немного, поэтому наскоро перекусываем и в связках выходим на гребень (15.30). Кошки не одели, хотя, наверное зря – хороший снег быстро кончился и пришлось выбивать ступеньки в 35-40° фирне. Склон сужается в узкий снежный гребень метров 50 длиной, затем 25-30 метров вверх по простым скалам.

С перевала до вершины – 1 час. Весь путь с одновременной страховкой. Записку не нашли. Спуск на плато по сильно разрушенным скалам, в нижней части – осыпь. Перед осыпью провесили 15 метров перил слева по льду в обход скальных сбросов. Из-за того, что выступ не обработали, острый край почти перерезал петлю, к счастью, вовремя заметили.

В 18.00 встаем на ночь в снежной мульде, не доходя седловины пер. Джантуган метров 700.

Итого: ходовое время – 6 часов, общее время – 10 часов

км – 8.7 набор – 1600 сброс – 300

29 августа. 25-й день.

Место ночевки – вер. Джантуган – пер. Джантуган. – лед. Джанкуат – а/л “Джантуган”

Вышли в 8.00. К 8.50 дошли по плато вдоль Восточного ребра вер. Джантуган до взлета на перемычку с вер. Башкара. Одели кошки и, обойдя приличной берг, минут за 30 поднялись на гребень. Убираем кошки, достаем крючья, закладки, в 10.00 выходим. Перила не вешали, в основном с попеременной, иногда с одновременной страховкой к 13.30 поднялись на вершину. Лазанье не сложное, сильно забирать с гребня вправо в кулуары не стоит, чтобы не попасть под камнепады.

На вершине задержались – пережидали грозу. Побросав все железо на вершине, приспустились метров на 30 и сидели, слушали треск разрядов.

Спуск по Восточному ребру до лагеря занял 2 ч 15 мин. Сначала 4 дюльфера (по левой стороне кулуара есть петли), дальше ногами по границе снега и скал. С последнего широкого осыпного плеча спуск вправо на плато по осыпному кулуару.

Итак, 16.30 – лагерь, обед, 17.30 – выход, 18.30 – под взлетом пер. Джантуган. Две связки спустились без кошек (пару раз сорвались - зарубились), третья одела кошки и спустилась спокойно. Основной берг протаял до скальной подложки и обходится справа, по его нижнему краю влево, пока трещина, которая ниже метров на 30, не закончится, и прямо вниз (есть место потренироваться в самозадержании).

Как и 24 августа приходим в Джан в 10 часу вечера, встаем в палатках на левом берегу. поужинав в шашлычной, оставляем у хозяина небольшую заброску. Спать ложимся во втором часу.

Итого: ходовое время – 8 часов 30 минут, общее время – 12 часов 20 минут

км – 11 набор – 500 сброс – 1750

30 августа. 26-й день.

Место ночевки – Турьи озера – лед. Карабаши – вер. Чегеткарабаши – перемычка между вер. Чегеткарабаши и пиком Гермогенова

Вышли в 6.00, хотя планировали на час раньше. Накануне вечером в шашлычной чем-то отравились сразу двое, это очень тормозит движение. Тропа от поляны наверх промаркирована краской, до камня, на котором написано “Турьи озера” 45 минут. Поворот налево не доходя метров 50 до гребня правой морены ледника Кашкаташ. Дальше хорошо набитая тропа идет по крутому лесистому склону, местами просто лазание. В общем, спускаться в темноте или под дождем здесь не стоит. До выполаживания с большими травянистыми площадками – Турьи озера – 45 мин. подъема. Здесь отличные стоянки, ручей с очень вкусной водой. Влево вверх уходит тропа, часто промаркированная туриками. По ней один час до площадок на гребне левобережной морены ледника Чегеткара. В нашем специфическом состоянии мы добрались сюда только к 11.00. По-хорошему, надо бы здесь встать на ночь, но тогда не остается запасного дня и, пообедав, в 12.15 выходим на ледник.

Схема восхождения на Чегеткарабаши, полученная нами в Шхельде у спасателей, приведена в приложении 2.

Пересекаем ледник в направлении снежного кулуара на стене Чегеткары – 20 минут. Бергшрунд в нижней части кулуара обходим слева по скалам. Чтобы попасть на скалы приходится перепрыгнуть через метровый ранклюфт. По кулуару поднимаемся, прижимаясь к правому (по ходу) борту, так менее камнеопасно. Склон снежный ~ 40°. Метров через 150 уходим вправо на осыпные полки СЗ ребра. Далее 2 веревки по простым скалам (I-II к.тр.), две веревки по внутреннему углу справа от жандарма “Нос” (III+ к.тр.). Метров через 20 вверх-влево на жандарме контрольный тур (16.30). По простым скалам с одновременной страховкой (можно по снегу вдоль скал) выходим к жандарму левее вершины. Дальше двигаемся по полке с восточной стороны вершины метров 60. Отсюда вверх 40 метров перил (III к.тр.) до тура на вершине вер. Чегеткара (19.00). Мы уже некоторое время в ”молоке”. В какой-то момент образовалось окно и мы увидели северную стену пика Гермогенова, которая показалась нам отвесной. Брррр… Вот фотография того, что мы увидели, сделанная, правда, не нами и в ясную погоду.

Дюльферяем на перемычку следующим образом: 50 м, 15 м ногами, 25 м (темнеет), 50 м, 20 м ногами, 40 м. Сами вешали только последнюю петлю, да и то, наверное, потому что не нашли ее в темноте. Первый спустился в 21.00, последний в 22.00. Сил нет совсем, но пришлось долго ровнять площадки на льду, правее скального гребня – это единственное место, где можно встать, и вполне безопасное (ни один камень туда не прилетел). Вода журчит где-то далеко, лезть за ней в темноте не хочется, в результате поужинали глубокой ночью.

Итого: ходовое время – 9 часов 20 минут, общее время – 15 часов 30 минут

км – 4.1 набор – 1550 сброс – 200

31 августа. 27-й день.

Дневка

Рано встать не смогли. Проснулись в 5.00, посмотрели на грозу над Эльбрусом, и, поскольку сил все равно нет, легли спать обратно. Тратим последний запасной день: изучаем камнепады по предстоящему пути и устраиваем скальную тренировку на стене Чегеткарабаши.

1 сентября. 28-й день.

Место ночевки – пик Гермогенова – место ночевки – лед. Карабаши – Турьи озера – а/л “Джантуган”

Первая связка в 2.00 выходит провешивать перила, дежурные готовят завтрак. В 5.20 выходим все. Путь подъема - в лоб по середине между выходами скал. Склон ледовый, от 25° в нижней до 45° в верхней части. Семь веревок по 50 метров до гребня (из них 3 провешено) пробегаем за 40минут. Порадовались нашей оперативности и преждевременно расслабились – полчаса любуемся живописным восходом солнца. На гребне оставляем все, что можно, включая пуховки. Подъем по гребню до вершины (6.30-6.50) не представляет сложности, за исключением вершинной башни, здесь вешаем 10 метров перил.

Перед вершиной можно ночевать. Спуск по пути подъема занял больше времени, чем подъем.

В лагере на перемычке все собрались в 10.00, а первые маленькие камешки начали лететь с 9.00. В 9.40, когда последний сматывал веревки, сошел первый серьезный камнепад. Повезло…

Не торопясь, поздравляем друг друга с окончанием маршрута, не торопясь обедаем, не торопясь спускаемся. Ледник сильно разорван, лавируем между трещинами, придерживаясь правой стороны. Выходим на точку, откуда позавчера стартовали, и спускаемся к Турьим озерам. 10 лет назад существовала другая тропа от Турьих озер почти без перепада высоты к леднику Кашкаташ. Спускаемся по ней, хотя сейчас она заросла и не используется, а жаль – в итоге получается крюк, зато полого. Ночуем на старом месте на поляне.

Итого: ходовое время – 6 часов 30 минут, общее время – 14 часов 30 минут

км – 4.3 набор – 400 сброс – 1800

2 сентября. 29-й день.

Место ночевки – г. Нальчик

Соболь до Нальчика – 1800 руб. В Нальчике забираем заброску с ул. Чайковского, заезжаем на Центральный почтамт отправить телеграмму об окончании маршрута и в 15.25 садимся в поезд. Ура!!

Выводы и рекомендации.

1. Тентик 3х4 м оказывается настолько кстати, что даже непонятно, как мы раньше ходили без него. Очень рекомендуем.
  2. Как правило, при организации точки “петля на выступ” проверяется, во-первых, надежность выступа и, во-вторых, не соскочит ли петля. И все. Не забывайте по необходимости скалывать острые края выступа молотком.
  3. Подъем на п. Гермогенова по нашему пути следует закончить на перемычке не позже 9.00 утра. Нам повезло, но не факт, что Вам тоже повезет.
  4. Рации – вещь не обязательная, но приятная, как в случае любого разделения группы, так и при взаимодействии связки, если один ушел за перегиб.

Приложение 1.

Маршрут 102 восхождения на пик Канкашева (4A альп.)

102. Пик Канкашева по Восточному гребню 4А к./тр. (А. Наумов, Е. Варфоломеев, И. Кудинов, Е. Соколовский, В. Шутин и В. Шутов – 17 июля 1961 г.).

От альплагеря “Безенги” тропою вниз по ущелью, затем по дороге до фермы. От фермы по мосту через реку Черек-Безенгийский и по тропе подъем в ущелье Думала. И тропою правой стороны ущелья Думала выход на поляну у верхнего коша под концом правобережной морены ледника Уллуауз. От альплагеря “Безенги” – 8-10 час.

С поляны подъем по морене и через 300—400 м спуск влево на ледник Уллуауз, пересечение его в направлении перевала Коштан. С ледника подъем по заросшим травой склонам и осыпям. Затем по снежному склону выход на плато под перевалом Коштан. С плато по снежному склону, обойдя бергшрунд справа, выход на перевал Коштан. На перевале Коштан – бивуак. От поляны – 4-5 час. От альплагеря “Безенги” – 13-15 час.

С перевала вправо и вверх по широкому снежному гребню. Первый жандарм обойти по снегу справа, второй сначала 10-15-метровым траверсом справа, затем 10 м прямо вверх по плите (крючьевая страховка!) и 30 м по скалам средней трудности, выйти на перемычку жандарма. С нее 40-метровый траверс по полкам левой стороны жандарма с выходом на плечо Южного контрфорса (крючья!). По крутым скалам средней трудности контрфорса 30 м вверх на жандарм. Далее 60-70 м по острому снежному гребню выход под стены третьего жандарма.

Жандарм сначала обходят справа по границе льда и скал и 12-15-метровой полке. С полки 50 м вверх по плите (крючьевая страховка!) и под стеной 4-5-метровый траверс вправо в кулуар. По ледово-снежному, затем осыпному кулуару 70-80 м вверх на перемычку. С перемычки по 15-метровой расщелине подъем на жандарм. С него через 20-25 м спуск по простым скалам на гребень.

Далее вверх по простым и средней трудности скалам гребня. Три жандарма “Палец” обходят по полкам левой стороны (“живые” камни! крючьевая страховка!). В 40 м выше третьего “Пальца” скальный гребень переходит в острый, местами широкий снежный гребень. Небольшой жандарм обойти по снегу справа и за ним по скальному гребню выйти в провал. Из провала 100-120 м вверх по острому снежному гребню (карнизы!) и небольшому взлету к четвертому жандарму.

По стене жандарма 40 м прямо вверх (“живые” камни! крючьевая страховка!), затем обход его 60-70-метровым траверсом слева по полкам и скалам средней трудности через Южный контрфорс с выходом за жандармом на перемычку под скальный взлет пика Канкашева.

С перемычки прямо вверх 15 м по трудным скалам контрфорса (крюк!), далее 40 м по 4-метровой расщелине подъем на Восточную вершину пика Канкашева. От перевала Коштан до вершины – 10-12 час.

С вершины вниз по снежному кулуару между вершинами на юг тремя 40-метровыми спортивными спусками и далее по снежному склону (лавины!) на ледник Герты. По леднику вниз в обход Южного гребня пика Канкашева. За гребнем влево и вверх на перевал Коштан.

От пика Канкашева – 4-5 час.

Рекомендации восходителям

1. Количество участников – 4-8 чел.

2. Исходный бивуак – перевал Коштан.

3. Время выхода – 3-4 час. ночи.

4. Снаряжение: веревка основная – 2х40 м репшнур расходный – 5 м скальные крючья – 8-10 ледовые крючья – 2-3 карабины – 10-12 молоток скальный – 2 кошки – 4 пары палатка – 1.

5. Места бивуаков – на снежном гребне, перед вторым и третьим жандармами, на гребне перед и за жандармами-пальцами, на вершине.

Приложение 2.

Схема восхождения на вер. Чегеткарабаши по северо-западному ребру (3Б альп.)

Хронометраж восхождения на вер. Чегеткарабаши (3Б).

1. От левобережной морены (орографически) лед. Чегеткара до бергшрунда снежно-ледового кулуара, находящегося слева от СЗ ребра вершины – 30 минут.
  2. Прохождение бергшрунда и выход на скалы гребня – 15 минут.
  3. По гребню под жандармом “Нос” – 1 час 15 минут.
  4. Справа по внутреннему углу (“ключ”) ~ 150м и выход к контрольному туру – около 1 часа.
  5. От контрольного тура по гребню до снега – 20-30 минут.
  6. По снегу до жандарма (можно по скалам) – около 1 часа.
  7. От жандарма до вершины – 25 минут.
  8. Спуск по маршруту 2Б к./тр. по южному ребру на перемычку к пику Гермогенова – 6 дюльферов, 3 часа 30 минут.
  9. По леднику – 1 час 30 минут.