Автор: Один Олег, г. Москва

3. Сводная таблица препятствий
4. Сводная таблица по дням
5. Высотный график
6. Погранпропуска, заброски, транспорт, цены.
7. Техническое описание по дням
8. Приложение

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ (Продолжение)

16 августа 2005. 7 день
Долина реки Кошайком-дон. Подъем к перевалу Урусти.

8.00 – выходим.

Фото 070. Подъём по реке Кошай-
дон на перевал Урусти
Поднимаемся по руслу реки в лоб. Сворачиваем на слиянии в левый по ходу приток. При впадении следующего левого притока (орограф.) мы не идем за рекой – там начинается каньон, поднимаемся в лоб на склон вдоль маленького ручья. Обходим каньон левым бортом, входим в лес. Склон в лесу крутой (до 40 град.), почва и трава влажные – скользко. За 1 переход выходим на менее заросший пятачок. Ещё 2 небольших перехода, и мы доходим до скал. Идти дальше плохо. Принимаем решение немного вернуться, спуститься к реке и продолжить движение по ее руслу. Занимаемся каньонингом фото 070, поднимаемся по водопадам по уши в воде. Через 1 переход доходим до снега река подмыла его снизу, и снег может обвалиться. Приходится лезть по скалам левого борта вверх до травянистого пологого склона. Через некоторое время выходим к ручью. За ним есть две достаточно ровные “полочки”. строим площадки, ночуем.

2ч. – до начала каньона
1ч. 35мин. + 1ч. – через лес до реки.
3ч. – до ночёвки.

17 августа 2005. 8 день
Подъем к перевалу Урусти (2А, 3625).

10.55 Выходим со стоянок у ручья. Идем траверсом по левому берегу выше русла реки, затем спускаемся к реке и идём вдоль неё несколько раз переходим реку попадается снежник - идём по нему вдоль берега. Проходим 2 маленьких притока с левого и правого бортов. Далее реку оставляем чуть левее (по ходу), т.к. русло становится малопроходимым, а сами в лоб местами лазаньем по простым скалам поднимаемся на крутой склон. И далее идём косым траверсом вверх по левому берегу. Останавливаемся на перекус под большим камнем (скалой). Здесь сверяемся с описаниями и выбираем для продолжения пути средний кулуар с достаточно большим снежником. Левее (по ходу) есть еще один кулуар – он уже и похоже ведет на соседнюю седловину перевала. С этой стороны перевалы Урусти и Цмиаком совершенно не читаются. Со времени описаний, насколько можем судить, снежный покров значительно уменьшился. Совершаем 1 переход и надеваем кошки перед снежником. 40мин. по снегу выходим на скалы, снимаем кошки. Ещё минут 20 передвигаемся лазаньем по завалам камней и выбираемся на полочку. Туман сгущается, видимость в кулуаре падает до 20-100м. Строим площадки под две палатки на полке, становимся на ночь.

(Высоту GPS врет – за время ожидания (сидения на месте) поднялись на 30м.=>2890м.) До перевала, примерно 746м по высоте.

2ч. + 45мин. – до большого камня.
50 мин. – до снежника.
40 мин. – по снежнику
30 мин. – до места ночёвки.

18 августа 2005. 9 день
– Перевал Урусти (2А, 3625) –

8.00 – выходим. От места ночёвки небольшой подъём по снежнику в кошках, затем ещё отрезок по скалам. Далее 2 перехода по скалам, привал. Попадались участки скал средней сложности, очень мешали тяжелые рюкзаки фото 080. Кулуар камнеопасен фото 090. Затем преодолеваем 2 перехода по скалам и средней осыпи. За 1 переход до перевала наконец определилась седловина фото 100.

Фото 080. Подъём на перевал

вал Урусти с того же
места.

Фото 110. Группа на перевале Урусти
14.30 На перевале фото 110.

Седловина узкая. Тура нет, но люди здесь бывали – это определяется по наличию консервных банок, кинопленки.

Складываем тур, оставляем на нём найденную под перевалом оранжевую строительную каску.

Спускаемся с перевала плотной группой, траверсируя осыпной склон вправо. фото 130, 160, 180.

Фото 130. Вид на спуск с перевала
Урусти на восток

Фото 160. Перевал Урусти
с востока

Фото 180. Вид на перевал Урусти
с востока чуть выше места ночёвки

Перед снегом забираем правее под скалы. Сверху летят камни. Вешаем 1 верёвку по крутому снегу, крепим петлю-станцию на скалах. По ней доходим до края бергшрунда.

Фото 140. Бергшрунд на спуске
с перевала Урусти

Фото 150. Бергшрунд на спуске и
сам перевал Урусти. (Вид
с востока)

По 2-й верёвке преодолеваем 1 бергшрунд фото 140, 150: спускаемся по верёвке на пробку в бергшрунде (глубиной около 5м, ширина – 3м) и выбираемся по противоположной стороне наверх, на снег ближе к скалам – станция на ледобуре.

Сдергивание осуществили посредством ледорубного креста.

Ещё одну верёвку вешаем через второй меньший бергшрунд, метра 2 глубиной, ширина около 1м. Несколько участников его перепрыгивают, остальные спускаются на дно и поднимаются по другой стороне. Последние уходят с попеременной страховкой.

Фото 170. Вид на перевал Урусти
с востока

Фото 120. Вид на восток в сторону
спуска с перевала Урусти
В связках спускаемся по леднику фото 170 местами открытому слева и справа он сильно разорван, но примерно в центре ледника есть проход. Доходим до морены. Снимаем кошки.

По большим камням доходим до озера. Здесь среди камней есть песчаный пятачок, где и встаём на ночёвку. Фото 120.

6ч. – до перевала.
30мин. – до снега.
4ч. – до места ночёвки.

19 августа 2005. 10 день
Перевал Бад (1Б, 3514) – в. Корона (1А, 3631).

Фото 190. Вид на ледник к
перевалу Бад с места ночёвки
9.10 – выходим. Поднимаемся по склону до заброшенной шахты у левого борта ледника. Надеваем кошки, вяжемся в связки и выходим на ледник фото190. Крутизна около 20 градусов. Через переход выходим на мокрую покровную морену, рядом с невысоким широким порогом ледниковой реки. Далее поднимаемся метров 20 по осыпи и снова выходим на ледник ледник разорваный, широкие трещины. Они достаточно легко обходятся или переходятся по мостам.

Фото 200. Вид в сторону перевала
Бад с ледника
Ледник закрывается, идём по просторному белому полю фото 200, придерживаясь направления на перевал Бад. За два перехода достигаем его: выходим на седловину, траверсируя склон влево от большой трещины, где крутизна склона возрастает до 25 градусов.

Фото 210. Вид на юг с перевала Бад

Фото 220. Снежный гребешок на
подъёме на западный
гребень вершины Корона
Перевал имеет несколько седловин. Мы вышли на самую левую по ходу. Седловина перевала широкая, скально-осыпная, воды нет, но есть снег фото 210. На соседней седловине можно поставить палатки. Тура ни на одной седловине мы не нашли, оставили свой.

Отсюда начинаем движение по узкому снежному гребешку фото 220, выводящему на западный гребень в. Корона в обход первого жандарма.

Гребень скальный, разрушенный фото 230, 240. Снимаем кошки, развязываемся. Один преход пешком, с участками простого лазанья, и мы на вершине Корона. Гребень в этом месте широкий. В. Корона представляет собой два скальных останца высотой метров 6. Тура нет, строим свой. Далее гребень суживается один переход по нему и мы спускаемся на понижение в гребне, и встаём на нём на ночлег фото 250. Дует сильный ветер.

Фото 230. Вид на перевал Бад с
гребня вершины Корона

Фото 240. Восточный гребень
вершины Корона

Фото 250. Место ночёвки на гребне

30мин. – до ледника.
45мин. – до “водопадика”
1ч. 20мин. – до перевала Бад.
40мин. – до вершины Корона.
30 мин – до места ночёвки.

20 августа 2005. 11 день
Перевал Встречный (1Б, 3578).

Фото 260. Вид на гребень с места
ночёвки. На заднем плане
вершина Тепли.
8.00 – выходим. Траверсируем гребень, обходя жандарм слева по ходу. Доходим до участка льда, вниз уходит крутой снежно-ледовый склон крутизной градусов 40 фото 260.

Фото 270. Участок траверса со
страховкой между двумя
понижениями гребня
Вешаем перила метров на 20 по горизонтали фото 270. Далее – короткий дюльфер на следующее понижение.

Гребень расширяется фото 280. Небольшой переход и мы выходим ещё на одну седловину. Седловина широкая, осыпная, представляет из себя чашеобразное углубление между несколькими жандармами. Здесь хорошее место для ночёвки:практически не дует. Тура нет, но мы предполагаем, что это есть пер. Встречный. Строим тур.

Фото 280. Вид на восток на
гребень с перевала Встречный
Гребень здесь скальный, сильно расчленённый, однозначный путь не просматривается, много крупных жандармов. Пройдя по гребню 100 метров, начинаем вешать верёвку в обход очередного жандарма (слева по ходу), но погода портится, видимость падает до 10 метров, начинается мокрый снег. Возвращаемся на седловину пер. Встречный, строим площадки, ставим палатки. Погоды нет, тренируемся бить крючья на ближайшем скальном выступе. Идёт мокрый снег, видимости нет.

1,5 ч. – до пер. Встречный.

21 августа 2005. 12 день
Спуск с перевала Встречный (1Б, 3578) – долина реки Цмиком-дон – долина реки Ляй-дон – с.Ецна.

8.30 – выходим. Погода плохая, вдоль гребня видимости нет. Просматривается спуск в сторону р. Цмиком-дон. Дальше ждать погоды у нас нет времени, запасных дней больше нет. Решаем спускаться и идти на следующее препятствие, пер. Сталь Юж.

Начало спуска с перевала представляет собой крутой скально-осыпной кулуар, местами камннеопасный. Кулуар проходим за один переход и попадаем на осыпной склон, по нему спускаемся до снежника.

Склон постепенно выполаживается, появляется трава. Внизу пасутся коровы. Доходим до ручья, переходим его по камням.

Фото 290. Вид на зеленый отрог
(см. описание), на заднем
плане гребень с перевалом
Встречный
Путь в долину реки Ляй-дон перегораживает длинный зелёный отрог фото 290, решаем перевалить через него. Сверившись с картой и выбрав место поположе, поднимаемся по травянистому некрутому склону вдоль обрыва, на дне которого течёт ручей. Склон становится осыпным, вскоре переваливаем через гребень. Видимости нет, идёт непрерывный дождь. Отсюда просматривается начало травянистого гребня, полого спускающегося в сторону с. Ецна. Идём по компасу и GPS. Вымокаем до нитки. Ночуем у местных жителей: сушимся, греемся.

Пройти запланированный траверс полностть помешала погода. Трудность пройденного участка пер. Бад – в. Корона – пер. Встречный оцениваем как 1Б ск-сн-ос.

35мин. – до снежника.
20мин. – до реки.
1ч.10мин. – до перевала н/к (понижения в гребне).
3ч. – до селения.

22 августа 2005. 13 день
Долина реки Ляй-дон. Подход под перевал Сталь.

9.00 – выходим. Идём по правому берегу р. Ляй-дон. За селом переходим реку по мосту и продолжаем подъём по левому берегу сначала по тропе, затем тропа теряется, и идем по склону местами попадаются остатки тропы. Река после дождей приобрела бежевый цвет. За один переход доходим до ручья с чистой водой. Через два небольших перехода переходим вброд левый приток и продолжаем путь. Ещё переход, и мы на осыпи у начала подъема в висячую долину. Чуть дальше по ходу видна красная осыпь, на неё мы ориентировались по нашим описаниям. Перекусываем и начинаем подъём. Подъём очень неприятный – осыпь живая. Затем выходим на травянистый склон. Пересекаем осыпь и выходим на левый по ходу склон. Можно идти по травянисто-каменистому склону, а можно по камням чуть правее. Выше все переходим на камни. Камни большие и лежат достаточно устойчиво, только приходится по ним залезать.

Один переход и перед нами цирк. Начинается дождик. Преимущественно по камням, местами по снегу, забирая чуть вправо, выходим на пологое место. Мы уже нашли воду, вырубив во льду под камнями отверстие, но тут мы замечаем на склоне выше людей. Мы снова встретили отделение Наталии Котоминой. Забираемся к их лагерю уже в облаках и под дождём, сначала по снежному склону, а затем по камням. Достраиваем площадки под наши палатки, и скорее греться и сушиться. Видимость нулевая.

2ч. – до речки.
2ч. 20мин. – до начала подъема на перевал – до осыпи.
35 мин. – до висячей долины.
30 мин– до места ночёвки.

23 августа 2005. 14 день
Перевал Сталь (2А, 3698)

Фото 300. Перевал Сталь со
стороны долины реки Ляй-дон.
Утро встречает нас прекрасной погодой. Перевал хорошо просматривается фото 300. 9.00 – выходим.

Фото 320. Вид вниз с подъёма на
перевал Сталь со стороны
долины реки Ляй-дон
За 1 переход по снежному склону крутизной 20 - 25 градусов фото 320 подходим под скалы фото 330.

Скалы крутые, средней сложности и покрыты тонким слоем натёчного льда – вешаем верёвку на петле фото 340.

Выше верёвки ещё метров 50 по заснеженной осыпи и мы на перевале. Седловина узкая, завалена большими камнями. Сняли записку группы туристов т/к “Крокус”, г. Краснодара от 21.08.2004, рук. А. Фалин.

Фото 330. Перевал Сталь со
стороны долины реки Ляй-дон.

Фото 340. Участок подъёма по
верёвке на перевал Сталь
По описаниям, правильный путь спуска фото 350 лежит не прямо вниз, но траверсом влево, по скальным полкам. С седловины этот путь спуска полностью не просматривается. Предполагая комбинированный характер спуска, одеваем кошки прямо на седловине.

Фото 350. Вид с перевала Сталь
на спуск в сторону долины
реки Бугульта-дон
Первая верёвка по скалам на расходной петле, вторая на расходной петле траверсом через снежный кулуар под скалы его левого борта, третья верёвка на скальном крюке по комбинированному рельефу, четвёртая верёвка аналогично, пятая верёвка на скальном крюке из под скал по снежному склону до бергшрунда, шестая верёвка на ледорубе через бергшрунд. 1 -5 веревки сдёргиваем.

6 веревку снимает последний участник с нижней страховкой фото 360. После бергшрунда связываемся и за 1 переход по постепенно выполаживающемуся закрытому леднику доходим до морены. Много трещин – обходим их или переходим по мостам.

Фото 360. Вид на перевал Сталь
со стороны долины реки
Бугульта-дон

Фото 370. Ледник на спуске с
перевала Сталь
Спускаемся по моренным валам фото 370 до озера где находим ровные площадки под палатки. Здесь нас встречают местные егеря. Мы узнаём, что наша организация должна была запросить разрешение на пребывание в заповеднике ещё из Москвы. Настоятельно советуют спуститься на зелёные стоянки к минеральным источникам. Прочитав лекцию, представители местной власти удалились, пригласив нас в гости.

1ч. до скал.
2ч. до седловины.
4ч.20мин спуск до пологого закрытого ледника.
30мин. до морены.
40мин до стоянок у озера.

24 августа 2005. 15 день
Долина реки Бугульта-дон – долина реки Дзамараш-дон.

Выходим в 10.00. Спускаемся по каменисто-травянистому склону. Дальше спускаемся к реке и идем по её левому берегу. Привал у минеральных источников. Тут всю красоту портит свалка бутылок. Проходим мимо машины, загруженной бутылками, и людей, набирающих в эти бутылки нарзан на этикетках замечаем различные названия минеральных вод. У минеральных источников начинается грунтовая дорога. Через переход бродим реку и продолжаем движение по её правому берегу (так идёт дорога). Три длинных перехода и мы доходим до слияния долин. Поворачиваем направо по ходу и идём уже вверх по долине р. Дзамараш-дон. От поворота совсем недалеко до коша, в котором мы оставили заброску.

Забираем заброску. В это время к кошу приезжает вчерашний егерь. Запрещает нам идти дальше и требует, чтоб руководитель ехал оформлять пропуска. Затем появляется местный пограничник, советует нам не обращать внимания, отойти подальше и не попадаться на глаза егерю. Говорит, что он хозяин долины. Отходим от коша и встаем на ночёвку.

30мин. – до привала.
35мин. – до мин. источников
2ч. – до коша в долине р. Дзамараш-дон.
15мин. – до стоянок.

25 августа 2005. 16 день
Долина реки Дзамараш-дон – подход под перевал Реси Юж. (2А, 3606).

9.30 – выходим. Идем по дороге правым берегом реки. Через 10-15 минут бродим 2 рукава реки и идем дальше по дороге уже по левого берега. За 1 переход подходим ко 2-му броду. Бродим оба рукава (русла) реки и вновь мы на правом берегу. По чуть заметной тропе подходим под склон. Здесь начинается хорошо набитая тропа, которая крутым серпантином поднимается в висячую долину. По ней выходим на выполаживание здесь тропа теряется в высокой траве. Привал. Пройдя чуть дальше находим не очень заметную тропу. Еще переход и тропа выводит к реке. Здесь радостно стираемся и обедаем. За пару небольших переходов доходим до прижимов и поднимаемся вверх по склону. Траверсируем склон. Пережидаем дождь под тентом и идём дальше. Немного поднимаемся здесь возможно поставить палатки. Дальше на правом склоне замечаем тропу местами она теряется, и мы идем траверсом переходим ручей правого борта затем переходим на левый берег, немного поднявшись, находим площадки. Ещё маленький переход и встаём лагерем. Перевал Динамо заменён запасным вариантом, во избежание последовательного прохождения камнеопасного перевала двумя группами (нашей и группой Н.Котоминой).

10мин. – до 1 брода.
40мин. – до 2 брода.
45мин. – до ригеля висячей долины.
1ч. – до реки и обеда.
40 мин – до прижимов.
40 – прохождение прижима.
1ч – до места ночёвки.

26 августа 2005. 17 день
Перевал Реси Юж. (2А, 3606) – вершина Реси-узловая (3777) – перевал Реси вост. (2А, 3750).

Фото 380. Перевал Реси Юж. со
стороны долины реки
Дзамараш-дон
8.30 – выходим. Идем по моренным валам в сторону видимой седловины перевала Реси Юж. фото 380. Через 15 минут выходим к озеру.

Фото 383. Вид вниз с гребня в
долину реки Дзамараш-дон
Позже, поднимаясь на перевал, мы заметили, что оно здесь не одно фото 383. За 1 переход от ночёвок выходим к снежнику. Надеваем системы, кошки и каски. Со снежника и начинаем подъем на перевал. Идём сначала по снегу с участками льда, крутизной до 40 градусов, затем по мелкой осыпи, конгломерату и скалам. Скалы очень неприятные – долго приходится искать крепкие уступы и зацепы один человек проходит и второму приходится искать новый путь, крутизной до 50 градусов. Из-за опасности падения камней невозможно движение всех участников одновременно. На гребень выходим восточнее седловины. И вот мы на перевале Реси Юж.

Гребень узкий фото 390, просматривается спуск в сторону Грузии: крутая осыпь, выводящая на ледник фото 385. На седловине огромный тур и большое количество гильз. Снимаем записку группы туристов т/к “Меридиан”, г. Луганска от 12.08.1991, рук. С. Чекурной.

Фото 385. Вид с перевала Реси
Юж. в сторону долины реки
Ресикоми-дон

Фото 390. Гребень и вершина
Реси-узловая с перевала
Реси Юж.

Фото 400. Вид на место стоянки с
ледника на пути спуска с
перевала Реси Вост. в
сторону долины реки Мидаграбин

Продолжаем движение в сторону в. Реси-узловая. Один переход по гребню, несколько метров по слоистым скалам вверх на Узловую вершину. Тур есть, записки нет. С вершины до пер. Реси вост. рукой подать. Седловина широкая, возможно поставить палатки. Находим нечто напоминающее тур, но записки и здесь нет. Погода очень быстро портится, и мы почти сразу начинаем спуск. От седловины 15 мин. по конгломерату, выводящему на ледник, подрезанный бергшрундом фото 410, 420, 430 - одеваем кошки и связываемся.

Фото 410. Ледник и бергшрунд
на спуске с перевала Реси Вост.

Фото 420. Вид на перевал Реси
Вост со стороны долины реки
Мидаграбин

Фото 430. Вид на перевал Реси
Забираем левее, здесь бергшрунд значительно уже и забит снегом аккуратно переходим его и мы уже на леднике. Вначале ледник покрыт снегом, через некоторое время лёд и трещины открываются. Трещины широкие, но везде есть хорошие мосты, выбираем удобный путь. Лёд кончается и начинается конгломератная мокрая, засасывающая полоса. Нам удается найти более твердый грунт, и мы выходим на моренные валы.

Развязываемся и спускаемся на площадки близи реки и маленького озера фото 400. Река через насколько метров обрывается вниз водопадом сейчас он грязевой, а утром пока не взойдёт солнце и не растаит грунт водопад чистый. Здесь и встаём на ночлег.

Фото 440. Место ночёвки
Воду берём в озере фото 440. Озеро маленькое и любое загрязнение в нём будет очень заметно, но есть ещё маленький ручеёк, в котором можно мыться и стираться.

50мин – до начала подъема на перевал.
3ч. – подъем на перевал Реси Юж.
30 мин – до узловой вершины.
7 мин. – до седловины пер.Реси Вост.
35 мин. – до ледника.
30 мин. – по леднику.
15 мин. – до стоянок.

27 августа 2005. 18 день
Днёвка.

Радиальный выход на Мидаграбинский ледник. Погода хорошая.

28 августа 2005. 19 день
Спуск по Мидаграбинскому каньону.

Выходим в 8.00. Перевал Камчатский и перевал Шелестенко были единственным логичным выходом к в.Казбек, заявленной как н/к с элем. 4к.с. К этому времени пройденный маршрут был достаточен на 3к.с. и всем очень хотелось на Казбек. Вняв общим пожеланиям попасть на Казбек, решено закончить поход Мидаграбинским каньоном.

Фото 450. Ледник Мидаграбин
(вид с правого борта)
Доходим до ледника, он здесь открыт и даже не зачехлён, трещин нет фото 450. Пересекаем его и по правому борту по камням начинаем спуск в долину. Путь среди камней местами обозначен турами. За один большой переход доходим до скальной ступени (высотой метра 4). Здесь находим вбитый крюк. Вешаем веревку, и спускаемся спортивным способом. Совсем маленький переход и мы у второй скальной ступени. Здесь возможно 2 пути: спускаться сразу вниз по небольшому “кулуару”, а затем по скальному склону или чуть подняться и пройти вдоль правых скал и спускаться там. Спуск выводит на пологий зелёный склон. Дальше идём по тропе, местами по камням. Через 1 переход спускаемся по серпантинной тропе. Траверсируем обрывистый склон вдоль скал. Здесь тропа кончается. Вниз уводит осыпь, по которой мы и спускаемся. За один переход по заросшим доходим до реки, переходим её по камням. Затем выходим на серпантинную дорогу, спускаемся по ней, переходим ещё раз реку. И дальше прямая дорога выводит нас в с. Джимара. Затем ещё час до с.Фазикау. И ещё 1,5 часа до с.Даргавс.

Приложения

• Пассатижи
    • Надфиль
    • Маленький напильник
    • Набор отверток + шило с одной ручкой (Спутник 2)
    • Проволока (сталь Æ 0,8мм и Æ 0,5мм)
    • Леска 1ммࡨм
    • Полоса стальная 30 см࡮ мм
    • Пила, ножовка по металлу

Прочее:

• Заклепки-крючки 4шт
    • Клей полиуретановый
    • клей моментальный 5 тюб.
    • холодная сварка 60гр.

ледоруба

каски

рюкзака

Лавинная лента 10-12 м (с маркировкой)