Автор: Сергей Кузин, Ростов

Эльбрусские страдания или Ростов жжот

"Геликоптер нихт. Попи…хали!"

Из походного фольклора

История с прологом и эпилогом о поездке группы ростовских туристов в Приэльбрусье.

Пролог

В прошлом году группой молодых и не очень (телом, душой-то абсолютно молодых!) людей была предпринята попытка покорить высшую вершину России и Европы – Эльбрус. Несмотря на хорошую акклиматизационную программу этого сделать не удалось из-за плохой погоды. 2 дня мы простояли на склоне великой горы на высоте около 4300 м. и вынуждены были ретироваться. Но не так просто сломить дух настоящих туристов и вот практически в том же составе мы собираемся померяться силами с седым великаном.

Мы это:

- Литвиненко Светлана Николаевна – руководитель мероприятия и проекта , уже в шестой год проводящего подобное мероприятие.
- Кузин Сергей – аффтар этого труда, системный администратор.
- Двадненко Константин – кандидат мед. наук, временно (до лучших времен) работающий инструктором фитнесс-центра.
- Попова Людмила – юрист.
- Шевченко Анастасия (Ася) – инженер компании "Мегафон".
- Гацура Дмитрий – программист, футболист и штангист.
- Стрелков Александр – преподаватель АСУ и ПО, широко известный в узких кругах, не в последнюю очередь благодаря своему фундаментальному труду "На полях Эльбруса"
- Пестряков Александр – спортивный обозреватель газеты "Жизнь", турист со стажем.
- Стасенко Николай – инженер завода "Роствертол".
- Иоанис – гость из Греции, из города побратима Волос, сотрудник компании "Coca-Cola Bottlers", член добровольной Службы спасения.
- Александрис, друг Иоаниса, также член добровольной Службы спасения.

Литвиненко Светлана

Стасенко Николай

Иоанис

Александрис

Начиная с момента окончания неудавшейся прошлогодней экспедиции я начал готовиться к следующей. В основном в плане снаряжения: купил альпинистские ботинки, легкую теплую куртку, кошки, страховочную систему и прочие мелочи. Физической подготовкой практически не занимался, побегал пару недель незадолго до поездки да гантелями побаловался вот и все. За несколько недель до отъезда, нас собрала Светлана Николаевна, ввела в курс дела, написали заявление, сдали деньги и т.п. И вот наступило время отъезда. Рюкзак собран, провизия закуплена, аккумуляторы фотоаппарата заряжены, завещание написано… Пора.

День 0 (30.06.2006)

Отпросившись на полчаса раньше с работы, я побежал домой доукомплектовывать рюкзак. Пришел Костя, и мы с ним взгромоздив на плечи 40-килограммовые рюкзаки пошли на остановку. Сели на автобус и поехали на ЖД-вокзал. Времени было в обрез, и мы боялись опоздать. Поезд №62 "Ростов-Нальчик" (время отправления 18:46) стоял на положенных ему 5 и 6 рельсах. Мы подбежали к нему минут за 5 до отправления. Протиснулись через узкий коридор плацкартного вагона и заняли свои места. Вместе с нами ехали все участники кроме руководителя и греков. Все, кроме Кости, знали друг друга с прошлой (а некоторые еще и с позапрошлой поездки), так что сразу начались интересные беседы, разбавленные умеренным количеством вкусного пенного напитка. Поиграв немного в карты, мы легли спать. Нас ждали великие дела.

День 1 (01.07.2006)

Приехали в Нальчик около 6:30. Выгрузились со всем своим туристическим скарбом. На перроне к нам подошел мужичок, сказал что от Литвиненко, и мы пошли грузиться в его "Газель". Без приключений доехали до места. "Место" находилось в ущелье Адыл-Су, немного дальше лагеря МВТУ им. Баумана "Джантуган" и называлось приют "Очаг". Там в палатках нам предстояло жить все время, исключая двухдневный акклиматизационный выход и непосредственно штурм Эльбруса. К слову жилье в своих палатках стоило по 30 р. с человека, в маленьких домиках без удобств – по 50 р. Включить горячую воду в душе – 25 р. В большом доме находился собственно очаг с большой вытяжкой. Там мы сушили в дальнейшем на основной веревке свою одежду. В общем, нам это место сразу понравилось. Река рядом, сосны, горы, солнце. Красота. Не знали мы тогда, что большую часть времени горы будут скрыты от нас стеной тумана, а солнце очень редко будет радовать своим теплом.

Светлана Николаевна обрадовалась, что хоть с нами все нормально. Оказалось, что с греками в аэропорту возникли какие-то трудности, и им пришлось понервничать. Выбрали место для палаток и поставили их. Позавтракали. Первый день был свободным. Мы (я, Костя, Дима, Ася и Люда) взяли пропуск в погранзону, и пошли в сторону зеленой гостиницы. Маршрут был знакомый. Пограничник переписал наши паспортные данные и отпустил с миром. Шли, фотографировали горы и цветы.

Ближе к зеленой гостинице привлекли внимание рододендроны.

В прошлом году я их здесь не видел. Поднялись на гребень, чтобы посмотреть на озеро.

Немного походили, подошли к двум небольшим постройкам на поляне. Это оказалась база гляциологов какого-то московского ВУЗа.

Немного поговорили и пошли назад, так как небо затягивало тучами, и мог пойти дождь. Пришли в лагерь, попили нарзана, принесенного ребятами с источника. На поляне был сооружен стол из бревна. Натянули над ним тент из полиэтилена, как будто предчувствовали… Ночью шел дождь.

День 2 (02.07.2006)

По плану у нас были занятия на леднике Кашкаташ. Положив в рюкзаки все необходимые альпинистские причиндалы, мы двинулись по мокрой траве вверх по тропе. Вышли на гребень. В прошлом году с него я в первый раз увидел Эльбрус, но сейчас его видно не было из-за облачности. Прошлись по морене, и дошли до ледника. Одели кошки и системы. Светлана Николаевна объяснила и показала, как правильно ходить в кошках. Выбрали ледовую стену, вверху вкрутили ледобуры. Организовав верхнюю страховку, все попробовали спускаться по веревке. Затем лазили вверх по льду.

Очень интересное занятие, только вот с ледорубом ВЦСПС это делать затруднительно. А с ледовым инструментом – сплошное удовольствие. Затем распределились по связкам, и начали отрабатывать движение по перилам способом "связка по связке".

Худо-бедно получалось. В наших планах было восхождение на пик Вуллея (сложность 2А), а это 3 дня движения по закрытому леднику, так что подобные знания нам не помешали бы. Слегка перекусив, мы пошли в лагерь. Во второй половине дня наши греки стали проситься в кафе. Мы хотели посмотреть в прокате альплагеря "Шхельда" кое-какое снаряжение, так что я, Костя, Дима и греки вскоре выдвинулись в нужном направлении. Дошли до кафе. Нам рассказали, что есть в меню.

Дима начал по-английски объяснять грекам, что из себя представляют разные блюда. У него неплохо получалось, но вот как будет на английском основа многих национальных кавказских блюд – баранина, он не знал, но не растерялся и изобразил звук "Бе-е-е-е". Греки поняли. Шорпу он назвал "Бе-е-е-е with potato" и это словосочетание надолго стало предметом наших шуток. Разобравшись с заказом, мы с Костей пошли в прокат, узнать на счет зажимов, прусиков и каски для Дмитрия. Были только каски, выбрали что получше, оставили залог и пошли назад. Греки к тому времени пообедали, и мы вместе пошли назад в лагерь. Оставшаяся часть дня прошла по стандартному сценарию: перекусы, шутки, ужин, сетование на не очень хорошую погоду и сон. Ночью шел дождь.

День 3 (03.07.2006)

Вообще то в этот день мы должны были выдвинуться в сторону пика Вуллея, но погода этому никак не способствовала и поэтому мы налегке решили пройтись до ледника Шхельда, посмотреть что там и как. Сверху немного капало, поэтому мы оделись соответствующе. Дошли до пограничной заставы, разрешение, паспорта, все как обычно и вот мы прыгаем по камням в сторону "Улыбки Шхельды". Часа через три с момента выхода были на месте.

Смотреть особо было не на что, так как все было в тумане. Зато с ледника не падали камни, как в прошлом году. Передняя граница ледника имеет наклон градусов в 70-80. Ледник под действием солнца тает и камни лежащие на краю скатываясь разгоняются до приличной скорости, и если близко подойти, то можно отхватить…

В прошлом году я подошел близко чтобы пофотографировать, камень почти долетел до меня, разбился на осколки, которыми меня слегка задело. Поэтому в этот раз я стоял на всякий случай подальше. В общем, картина не произвела на руководство хорошего впечатления, и выход на Вуллея было решено отменить. Вот так вот, а я возлагал такие надежды. Новые места, новые виды, новые фотографии. Да какие там виды в таком тумане.

Кроме того, идти в таком тумане по леднику было просто опасно. Начали придумываться новые варианты. Самыми вероятными были поход на плато Джантуган (как в прошлом году) или на перевал ВЦСПС (как в позапрошлом). Отдали предпочтение второму. Но это было позже, а пока миновав блокпост и дойдя до кафе мы ввалились внутрь, развесили мокрые вещи, поставили в угол ледорубы и палки и принялись заказывать блюда. В кафе было тепло и уютно. Нам разожгли камин.

Было очень просто и по-домашнему. Шутки лились бесконечным потоком. Александр Стрелков заказал 3 хычина, 2 съел, а один решил забрать с собой, на что Дима сразу адаптировал фразу из "Места встречи изменить незьзя": "Он мне сердце греть будет, когда я на Курмычи пойду!".

Разморенные теплом, вкусной едой и пивом "Терек" мы начали узнавать, как заказать такси. Сотрудница кафе дала нам телефон, мы позвонили, и вскоре приехала тентованная "Газель". Греки удивленно спрашивали "It's Taxi?" Не "Yellow Cab" конечно, но лучше чем пешком. Светлана Николаевна и греки залезли в кабину, все остальные в кузов. Заехали вначале на КСС узнать на счет ледобуров. Дело в том, что в планах было восхождение на вершину Курмычи (2Б, ледовый склон градусов 70) и нам нужны были еще несколько ледобуров.

Зашли в здание КСС. Спустился какой то здоровый мужик и сказал: "Вот что ребята, а ледобуров я вам не дам". Но пообещал на завтра помочь с этим вопросом. Впрочем, мы обошлись без его помощи, взяли ледобуры у новочеркасской группы. Вечером собирались к выходу. Нам предстояло провести 2 ночи на высоте около 3800 м. (перевал ВЦСПС) и одну ночь немного ниже. Немного не доехали до "Джантугана", т.к. кончился бензин (!!!). В оставшееся время распределяли снаряжение, прикидывали необходимое количество продуктов и т.д. Ночью шел дождь.

День 4 (04.07.2006)

Утром сняли палатки и примерно в 11:00 начали подниматься на ВЦСПС. Подъем был прямо рядом с нашим приютом. Погода была получше, чем в предыдущие дни, облака на небе были, но не было сплошного тумана. Подъем был очень крутой и тяжелый.

Один из греков, Иоанис, начал отставать. Меня поставили замыкающим, так что я тоже шел не спеша. Пользуясь улучшившейся погодой, фотографировал горы, цветы и участников похода.

Часа через 4 дошли до места первой ночевки (примерно 3100 м).

Наиболее шустрые участники вырвались вперед, так что им пришлось спускаться вниз. Место было удобное и красивое. Ровная поляна, зеленая трава и цветы всевозможных оттенков.

Нашим грекам этот переход дался довольно тяжело. Они шли в пластиковых ботинках, не совсем соответствующих травянисто-каменному склону, и сильно растерли ноги. Справедливости ради надо сказать, что проблемы с ногами в той или иной степени были у всех участников, независимо от типа ботинок. Но греки пострадали больше всех. Кстати говоря, после спуска с ВЦСПС Александрис с помощью подручных материалов и инструментов ремонтировал свои ботинки "Dachstein", у него отслоилась подошва, и он притянул ее к пластиковому носку проволокой.

Вот так вот, дорогое снаряжение еще не значит качественное. Рядом с нами поставил палатку еще один товарищ. Его звали Славик. У него был огромных размеров штатив. Он сказал, что работает учителем, и у него много времени но не очень много денег. Через несколько дней должен был приехать его приятель юрист, у которого много денег, но не очень много времени. Еще он спросил, нет ли у нас фотоаппарата "Minolta", у него была пленочная зеркалка и по его словам, удобно было бы обмениваться объективами. Мы сказали, что у нас цифровики, поговорили немного на тему фотографии. В дальнейшем мы еще несколько раз пересекались со Славиком.

Было довольно прохладно. Значительную часть вечера посвятили наблюдению за температурой. Стрелка ближе к ночи опустилась ниже 0. Ночью разбудил Дима. Посмотрели на звезды. Внизу был туман, и он красиво светился из-за огней то ли нашего приюта, то ли лагеря "Джантуган".

День 5 (05.07.2006)

Проснулся утром около 6:00. Увидел красивое зрелище. Внизу была сплошная пелена облаков, похожих на вату. Над ними возвышались горы, в том числе и Эльбрус.

Сегодня он впервые открылся в эту поездку. Снял панораму со штатива и пошел опять в палатку спать. Спешить нам было некуда, до перевала оставалось около 600 м по вертикали. Вышли около 10:00. Примерно в 12:00 на перевал первым вышел Костя, затем я. Ждали остальных, я фотографировал виды с перевала, пики МНР, а также крест с иконами установленный на перевале.

Позже выяснилось, что подобные кресты стоят на вершинах Андырчи и Курмычи. В течение следующих 30-60 минут подтянулись остальные участники, и Литвиненко сказала спуститься немного на ту сторону перевала и выбирать места для палаток. Знали бы не стояли б на продуваемом всеми ветрами перевале. "Та сторона" перевала состояла из камней разного размера. Среди этих камней было около 6-8 относительно ровных площадок, огороженных невысокими каменными стенами от ветра. Выбрали что получше и что успели, поставили палатки.

Попили чаю, перекусили и примерно в 15:30 выдвинулись на вершину Андырчи. Она некатегорийная, ничего сложного из себя не представляла. Так, часовая прогулка. Пошли не все, 2 года назад некоторые участники уже были на ней.

Поднявшись на вершину, начали фотографироваться и обсуждать предстоящий на завтра подъем на Курмычи (2Б).

Стена, по которой нам надо было подниматься, была довольно крутой, просматривался лед, была возможность схода камней.

По словам Светланы Николаевны, мероприятие должно было занять около 10-14 часов. Около 17:00 начали спускаться, и через полчаса были в лагере.

Ближе к вечеру все заволокло туманом.

Ночью шел…нет не дождь, а крупа. Стучала по палатке, из-за чего я часто просыпался.

День 6 (06.07.2006)

Проснулся, как и договаривались в 4:00. Услышал за палаткой голоса и копошение, понял, что все в силе и мы идем на Курмычи. Зажег в тамбуре палатки горелку и начал варить кашу. Но вскоре услышал слова Литвиненко о том, что идет снег и вообще погода не благоприятствует нашей задумке. Вот такой облом-с. Выключил горелку и снова лег спать. Второй раз проснулись уже кто когда захотел. Настроение было не очень, т.к. реально хотелось технично полазить, а не просто ходить по пологим гребням. От нечего делать народ решил еще раз сходить на Андырчи, вместе с теми, кто не был вчера. Я решил не идти, т.к. видимости не было, значит сюжетов для фотографирования тоже.

После того как участники ушли, Светлана Николаевна зашла в палатку к грекам и минут через десять спросила меня, не хочу ли я пойти на Курмычи по гребню (достаточно простой маршрут (1А или 1Б), но, тем не менее, из-за непогоды мы его тоже отменили). Похоже, умеют греки убеждать. Я, конечно, согласился, надел систему, каску, взял веревку и мы в количестве 6 человек (я, Литвиненко, Пестряков, Стасенко, Иоанис и Александрис) выдвинулись в путь. Шлось достаточно легко. Греки навесили на себя весь свой альпинистский арсенал, карабины, восьмерки, всякие разные спусковухи-тормозухи и даже ножи. Примерно в середине маршрута началась гроза. Вторая группа была как раз на Андырчах, и по их рассказам от молний у них аж волосы электризовались и трещали, и они начали быстро спускаться. Молнии сверкали над нами.

Мы сели под камнем, отложили железо в сторону и ждали улучшения погоды. Светлана Николаевна спросила у греков "Up or Down?", на что те уверенно ответили "Up". Ну это понятно, за все ведь "уплочено". Погода немного улучшилась и мы, связавшись веревкой, двинулись дальше. Николай Стасенко пошел вниз. Примерно в 16:10 были на вершине.

Несколько раз сфотографировались, поздравили друг друга с вершиной и также в связках начали спуск. В одном месте снег подо мной поехал, я попытался ухватиться за камень, но рука соскользнула, ухватился за другой. Саша Пестряков меня страховал через камень, так что мне ничего не грозило, но все-таки пару неприятных моментов я испытал. Примерно за час с небольшим спустились вниз. Участники, ходившие на Андырчи, были немного обижены на нас, так как тоже хотели на Курмычи, а им это уже не светило, так как завтра мы должны будем спускаться вниз. Около 19:00 к нам в палатку на огонек зашел Дмитрий.

У меня в фляжке был крымский коньяк "Кара-Даг" и я предложил по 50 капель. Наши кружки были чем-то заняты, и мы сняли крышку от упаковки горелки "Kovea" и пустили ее по кругу.

Потом еще несколько раз повторили эту процедуру. Чего не сделаешь ради акклиматизации. В 20:30 пошли на перевал прогуляться.

На небе были красивые облака, были видны горы.

Там же гулял наш новый знакомый Славик. Посетовал на то, что его друг пока не приехал. Альпинизм и туризм это здорово и романтично, но вот так в одиночку я бы этим не занимался. Пофотографировались, посмеялись и пошли вниз.

Дальше как обычно, ужин и сон. Ночью сыпалась крупа и не давала нормально спать.

День 7 (07.07.2006)

Утром сняли палатки и около 10:00 начали спускаться с перевала в базовый лагерь на приюте "Очаг". Акклиматизационная программа была выполнена и перед нами стояла главная задач: восхождение на Эльбрус. Спуск с перевала ВЦСПС это особое "удовольствие". Вначале по камням, по снегу, затем по траве, мокрой траве и грязи. Во время спуска встречали поднимающихся людей. У одного их них из рюкзака торчала клюшка для гольфа. Каждый сходит с ума по-своему. Позже я видел этого товарища на косой полке Эльбруса. Спустились достаточно быстро.

Около 12:00 я уже был внизу. Но нагрузка на ноги и суставы была колоссальной. В последующие пару дней у всех очень сильно болели ноги, особенно когда спускаешься вниз. Словно и не было никаких тренировок и акклиматизационных выходов. Погода внизу была все такой же безрадостной. Туман, дождь, холодно.

По словам бабушки из проката в альплагере "Шхельда", в это время такой погоды она не помнит с 1965 года. Во второй половине дня оделись потеплее и пошли в кафе.

В принципе, продуктов у нас было достаточно, но поход в кафе был особым, радостным и объединяющим моментом, так что никто не отказывался от этого.

Все было примерно так, как и раньше. Шорпа, лагман, солянка, плов, шашлык, хычины, яичница, айран и пиво.

Много приколов и немного танцев.

Звонок "другу". Приезд "друга" со словами "Кто заказывал такси на Дубровку?" На этот раз бензина было много, и мы доехали до нужного места.

Ехали быстро, т.к. водитель спешил на свадьбу или какое то другое мероприятие. Подпрыгивали на неровной дороге, что только прибавляло нам веселья.

Вечером сушились у очага. Ночью шел дождь.

День 8 (08.07.2006)

Сегодня у нас день отдыха. Завтра трансфер в Азау. Погода все такая же холодно-дождливо-туманная. После ночного дождя наша палатка стояла в луже воды, так как находилась в низине. Наверное, каждый второй участник подошел к нам и предложил переставить палатку на более сухое место. Даже Иоанис по-английски спросил у нас, почему мы не переставим палатку, на что я ответил что-то типа "I'm Russian Mariner. I'm Like a Water" и показал на свою тельняшку. Но судя по выражению его лица он меня или не понял или не поверил.

Нам лень было вытаскивать все из палатки, вокруг было мокро и не было сухого места, чтобы сложить вещи. Вместо этого я нашел лопату и выкопал небольшую яму рядом со своим входом в палатку, а к ней небольшой канал от тамбура. Вода стекла в яму, стало немного суше. Такой же дренаж сделал и Костя. В первой половине дня приехала еще одна партия восходителей на Эльбрус, вместе с ростовским клубом "Планета" под руководством Глеба Албула. Александр Стрелков обрадовался этому факту, так как сам ходит в "Планету", и некоторое время помогал им выгружать рюкзаки и прочее снаряжение. Николай Стасенко и Саша Пестряков собрались уезжать в Ростов.

Через некоторое время к ним хотел присоединиться Александр Стрелков и начал было собираться, но после нашего предложения передумал и остался. Да, скверная погода способна любого сбить с правильного пути. В середине дня пошел град. Мы были подавлены. Хоть у нас и было много дней в запасе для штурма Эльбруса, это мало утешало. На поляне, где мы стояли, рядом с костром, еще в день приезда, мы нашли корягу, очень напоминающую то ли коня, то ли морского конька. Мы тогда привязали его к дереву и решили, что это наш тотем и он обеспечит нам хорошую погоду.

Это было в день приезда, и последующую неделю погода показывала нам свой крутой нрав. Поэтому мы отвязали нашего идола и вернули на место, к кострищу. И знаете, это похоже подействовало. Вечером сушили у очага вещи. Сварили на костре глинтвейн. Угостили греков, им понравилось. Сидели за столом и разговаривали на разные темы. Многие из нас неплохо знали английский, но некоторые не очень и иногда общение напоминало сцены из "Особенностей национальной охоты".

Кстати греки наши оказались довольно умными и эрудированными людьми, так что от общения все получали большое удовольствие. Обсудили русских царей и античных богов, работы и семьи, ну и конечно горы. Апофеозом стал вопрос Александриса, что-то типа "А не хотели ли бы вы сходить в горы в других странах", на что Саша Пестряков с пониманием посмотрел на часы и сказал "Ну да конечно уже поздно, пора спать".

Еще немного посидев, разошлись по мокрым палаткам и залегли спать. Ночью шел дождь. Наверное. Нам все равно, так как ничто не способно нас сдержать в нашем главном порыве.

День 9 (09.07.2006)

Сняли палатки, ненужные вещи закрыли в кладовке и примерно в 10:00 погрузились в "Газель" и выехали в сторону Азау. Немного не доезжая "Шхельды" увидели Славика идущего со штативом и в жилетке. Наверное, так и не дождался своего друга. Без происшествий доехали до Азау, заехав по пути в Терскол чтобы отметиться в КСС. Погода была немного облачной, но тумана уже не было. На канатке было много народу. Было воскресенье, и повсюду тусовались лыжники, сноубордеры и прочие экстремалы типа нас. Мы в этот день подниматься не собирались, т.к. хотели высушить палатки и одежду. Поселились рядом с канаткой, в гостинице "Freeride". О бронировании номеров и ценах мы договорились заранее по телефону. Нас поселили на мансарде, в двухместных номерах. Стоило это по 200 р. с человека (без белья, с ним на 50 р. дороже). Сразу же мы начали сушить свои вещи. На площадках стояли ботинки, на перилах и крыше висели палатки, спальники, рюкзаки и одежда. Было тепло и все быстро просыхало. В номерах нам запретили разжигать горелки, и поэтому мы готовили еду во дворе. Там было довольно приятно, было сооружено некоторое подобие фонтана.

После обеда походили по местному рынку, купили сувениры домой, в основном изделия из шерсти.

Особенно увлекся шопингом Александрис. Покупал он детские вещи в магазине альпинистского снаряжения. Покупал, звонил домой, возвращался в магазин и менял на другое. После нескольких таких эксчейнджей продавец начала спрашивать у нас, когда мы уедем. Времени было достаточно, и мы решили сходить посмотреть на стену из какого-то черного камня, название я забыл. Мы это хотели сделать еще в прошлом году, но что-то нам тогда помешало, кажется, не было пропуска в погранзону. На этот раз все прошло нормально, пограничники переписали паспортные данные и пропустили нас.

Шли вдоль реки, по камням и сыпухе. Прошли довольно большой водопад.

Фотографировали все, что было интересно.

Примерно в 15:00 подошли к искомой стене. Довольно красиво и внушительно.

Прошли немного дальше, сделали групповые снимки.

К 16:30 вернулись в отель.

Договорились с хозяевами, что они пустят нас вечером в бар. Там был телевизор, и мы хотели посмотреть финал чемпионата мира по футболу. Так и сделали. За одну минуту до окончания матча отключился свет.

Тогда мы думали, что недосмотренный футбол это наша единственная потеря. Завтра в 9:00 нам надо подниматься на канатной дороге на высоту примерно 4400 м., откуда будем выходить на штурм Эльбруса. Спалось хорошо. Сухая мягкая постель лучше мокрой палатки.

День 10 (10.07.2006)

Проснулись, позавтракали. Собрали рюкзаки. Ненужные вещи сложили все в том же баре, мы собирались их забрать после возвращения с Эльбруса. Электричества все также не было, а значит, и канатная дорога не работала. В прошлом году нам с ней не повезло. Первая очередь не работала, и мы шли пешком (за исключением некоторых участников, которые подъехали на тягаче). Вторая очередь к счастью работала, но третья, кресельная, тоже не подавала признаков жизни. Снова пешком, до "Бочек", затем до "Приюта 11" и наконец мы дошли до места нашего штурмового лагеря на высоте примерно 4300 м.

Сил потеряли немало, но как я писал вначале, из-за плохой погоды от восхождения на Эльбрус отказались. Я не верю в бога и приметы, но верю в теорию вероятностей. Я был уверен, что в этом то году все будет нормально. Наивный. Мы ждали, одетые по полной программе, когда дадут электричество. Вскоре узнали, что поврежден какой-то высоковольтный провод, а у местных электриков нет допуска на его ремонт, и они ждут бригаду из Нальчика. В общем, мы ждали почти до 15:00. Электричество так и не дали.

Народ слонялся с места на место, кто-то разулся и разделся, а кто-то терпеливо ждал в походном облачении.

Тяжелее всех, наверное, было грекам. Они нервничали и не понимали, почему все происходит так, как происходит. Александрис сидел на асфальте в своих восстановленных ботинках " Dachstein ".

Иоанис стоял с какой-то бутылкой в руках и смотрел в никуда. Светлана Николаевна пошла и договорилась с водителем тягача, что он нас поднимет примерно до середины второй очереди, а дальше пешком. Невеселая перспектива, а что делать. Погрузили сначала рюкзаки, а потом себя в кузов тягача типа "МТ-Т" и тронулись. Ехать было довольно страшновато.

Это было заметно по лицам многих пассажиров. Подъем достаточно крутой, тягач ревет и трясется.

В одном месте он почти встал вертикально, а в другом наоборот резко опустился вниз, так что двое из четырех человек сидевших в передней части кузова на козырьке слетели на кабину, и за малым не слетели под гусеницы.

Вот такой вот альпинизм. Немного не доезжая до станции "Мир" тягач остановился.

Было 15:30. Мы выгрузили рюкзаки, он выгрузил камни, снова загрузили рюкзаки и продолжили путь.

Примерно в середине второй очереди дорога закончилась, мы десантировались с нашего танка и, надев рюкзаки, пошли пешком.

Времени было 16:00. Было круто и тяжело, но ВЦСПС нас многому научил, так что вся наша группа без потерь поднялась к началу кресельной очереди. Во время подъема мы заметили, что вагончики канатной дороги начали двигаться. Это значило, что дальше мы поедем. Дождались руководителя и отставших участников, пока ждали, сделал снимок Эльбруса, он был во всей красе, практически без облаков.

Повесили рюкзаки особым образом на правое плечо, сели в кресла и примерно в 17:10 начали подъем.

Поднялись. Поступило предложение нанять ратрак до места штурмового лагеря. Ну что ж, гулять, так гулять. Договорились по 400 р. с человека до высоты 4400 р. Погрузились в ратрак "Pisten Bully 210" производства немецкой фирмы "Kaess Bohrer" и в 17:55 стартовали.

Чувствовали себя если уж не иностранцами, то, как минимум, москвичами. В 18:20 поднялись до оговоренной высоты, разгрузились и начали ставить палатки. Было довольно тепло, ветра почти не было. Стрелка термометра не опустилась ниже -4 градусов. Поужинали и приготовили все для выхода. Из продуктов решили взять кусок лаваша с колбасой, немного конфет, немного кураги с орехами, по паре шоколадных батончиков, по четверти лимона и по литру воды. Еще я взял 2 двухсотграммовых «тетрапака» напитка "Нутридринк". Большую часть этих продуктов я принес назад.

Спать легли около 21:00. Подъем назначили в 3:00, а выход в 4:00. Ночью было довольно тепло и тихо, ветер не трепал палатку как в прошлом году. Но, несмотря на это я спал плохо, точнее я думал, что так и не заснул за всю ночь, но утром припомнил один приснившийся сон, так что формально все-таки спал.

Day D (11.07.2006)

Проснулись вовремя. Сварили кашу, позавтракали. Погода была так себе, облака и туман то рассеивались, то снова накрывали. Народу было много, ратраки ездили взад и вперед, на скалах Пастухова светились фонарики. Мы решили идти. Вышли ровно в 4:00.

Было не сильно ветрено и не очень холодно. Подходя к скалам Пастухова, одели кошки. И тут Александр Стрелков решил отказаться от восхождения сославшись на то, что у него замерзли руки и ноги. Как потом выяснилось дело еще было в том, что он съел не очень свежую тушенку, и у него болел живот. Обидно конечно из-за такой ерунды отказаться от восхождения, но что делать, со всеми может быть. Так что, господа туристы и альпинисты, употребляйте свежую и качественную тушенку.

Александр не сильно расстроился, так как уже был 2 года назад на Эльбрусе, кроме того, ему еще предстояли скитания по горам в этом сезоне. Примерно в 6:10 минут мы втроем (я, Костя и Дима) отделились основной группы и понемногу ушли вперед.

Светлана Николаевна разрешила нам это сделать, так как видела, что общий темп движения немного сдерживает нас, да и восходителей было много, так что мы бы вряд ли потерялись в тумане. К тому же у нас был компас, мы брали азимут и запоминали показания.

Шлось вполне нормально, главное не торопиться. Мы шли близко друг к другу, иногда останавливались и отдыхали, иногда садились на снег.

Сидеть было хорошо, но после сидения тяжело было начинать идти, болели ноги. Иногда ко мне подкатывала легкая тошнота, но я боролся с ней таким образом: начинал глубоко и быстро дышать ртом, обогащая кровь кислородом. Простой и эффективный способ. По пути фотографировались.

Где-то ближе к концу косой полки у Кости начала болеть голова. Он был хмур и зол, но шел.

За время подъема мы обогнали немало групп и одиночных восходителей.

В 8:30 были на седловине в районе разрушенного приюта "Хижина".

Там сидела большая группа то ли корейцев, то ли китайцев, но мы их почему-то называли между собой не совсем политкорректно "вьетконговцами".

Было похоже, что дальше они идти не хотят. Потом, уже спустившись с вершины, мы увидели их сидящими на том же месте. Чуть дальше "вьетконговцев" расположилась другая группа иностранцев, по виду скандинавы. Один из них продемонстрировал не очень хорошую акклиматизацию и содержимое своего желудка. Что ж, обычное дело на Эльбрусе.

Посидели немного, отдохнули. Я пытался съесть лаваш с колбасой, но Дима меня от этого отговорил. Поели немного кураги с орехами и съели часть апельсина. Попили немного воды. Начали подъем на западную вершину. К 9:45 вышли к каменному поясу. Присели отдохнуть.

Вдруг почувствовали запах табачного дыма. Я громко сказал "No Smoking!". В ответ услышал "Why No Smoking?". Поскольку мои познания в языке Шекспира были не велики, попросил ответить Диму, что, мол, курить на такой высоте очень вредно.

Дима выполнил мою просьбу, на что курящий товарищ по-русски сказал: "Ну, так меня этому еще в школе учили". Вот такая вот вавилонская башня. Как позже выяснилось эти ребята – гиды и они вели шведскую группу. В 10:20 мы вышли на вершину.

Подъем занял у нас 6 ч. 20 минут. На вершине фотографировались сами, фотографировали открывшиеся на время горы.

Народу было человек тридцать.

У всех были счастливые, просветленные лица. Один восходитель полусидел-полулежал в коленно-локтевой позе, то ли молился, а может, не очень хорошо себя чувствовал. Примерно в 11:00 начали спуск. Сил было много, и мы подумывали, а не сходить ли и на восточную вершину. Но от этой мысли пришлось отказаться.

На восточную ходят мало, так что тропы там нет, и в условиях недостаточной видимости (которая имела место быть) можно заблудиться. При спуске встретили одного дедушку, которого обогнали на подъеме. Он был достаточно просто одет, шел с бамбуковыми (!!!) палками. Он нас поздравил с вершиной, мы пожелали ему удачи.

Еще одну интересную картину увидели, точнее как потом выяснилось, видел только я. Из-за недостаточной видимости некоторые восходители шли в связках. Такую пару мы и встретили. Они шли вверх немного в стороне от основной тропы. Шел второй, а первый полз на четвереньках впереди. Связаны были веревкой метра 3 длиной. Я что-то сказал на эту тему ребятам, они что-то невнятное ответили, в общем, они эту картину пропустили. Еще немного ниже встретили нашу группу. Они шли все вместе и выглядели довольно хорошо. Немного поговорили и разошлись в своих направлениях.

Спускались мы чуть больше 2-х часов и в 13:08 были у палаток. Общее время подъема и спуска – 9 ч. 08 минут. Попили чаю и заварили чай в термосе для остальной нашей группы. В 15:20 подошли и они. Они были связаны веревкой.

Все дошли до вершины. Попили чаю, обсудили восхождение и разошлись по палаткам.

Поужинали и легли спать. Спал я опять не очень хорошо, но это уже было не важно.

День 12 (12.07.2006)

Сегодня мы спускаемся с покоренных вершин, в суету городов и потоки машин… Погода прекрасная, на небе ни облачка.

Все облака внизу словно слои ваты (синтепона, холлофайбера, тинсулейта, кому что больше нравится).

Наши девушки довольно сильно обгорели, т.к. был туман, и они не мазались кремом от загара. Ася обильно нанесла на лицо спрей "Пантенол" и выглядела, словно заляпанная монтажной пеной.

Я решил немного спуститься вниз, чтобы сфотографировать "Приют 11".

Перевалил через бугорок и увидел палатки наших друзей под руководством Айзиковича Сергея Михайловича. До них было метров 70 по горизонтали, а мы их не видели. Около 11:00 сделали последние групповые снимки на фоне Эльбруса и Главного кавказского хребта и начали спуск вниз.

В 12:00 были около "Бочек".

В целях экономии решили кресельную очередь пропустить и спускаться пешком. Вниз не вверх. Оставшиеся 2 очереди ехали, как и положено, в вагончике канатной дороги. Переночевать решили в той же гостинице, только другие номера достались. Забрали вещи из бара. Нужно было как-то отметить наше удачное восхождение.

Азау – поселок маленький, там нет даже нормального продуктового магазина. Мы решили сходить в Терскол за пивом, т.к. в местных кафе оно стоило дороговато. От идеи пожарить шашлыки пришлось отказаться. Мясо реально можно было купить только в Тырнаузе или в Нальчике. В прошлом году нам здорово помог Альберт из "Шхельды". В этот раз ничего подобное не улыбалось. Решили обойтись колбасой, сыром и прочими оставшимися продуктами. Спросили греков на предмет их участия в нашем банкете, они согласились, заказали нам пиво, удивившись, что мы так много собираемся покупать. Взяли рюкзаки и пошли.

Отойдя немного от Азау, увидели землянику и начали собирать. Уходить не хотелось, земляники было много, но надо было идти.

Прошли еще немного. Рядом с нами остановилась машина, вышла женщина и начала предлагать разные продукты. Мы купили 2 полуторалитровых бутылки айрана, одиннадцатикилограммовый арбуз и немного местного сыра (Local National Cheese, как мы называли его нашим грекам). Прошли немного вперед и спрятали все это добро в лесочке недалеко от дороги. Приметили место, и пошли дальше.

Дошли до Терскола, зашли в КСС чтобы сняться с учета. Спросили у спасателей, где можно купить пива. Магазинчик был рядом. Мы купили ящик и еще 3 бутылки. Начали запихивать ящик в мой рюкзак и уронили его. Раздался характерный пенно-стеклянный хлопок. Посмотрели друг на друга и начали извлекать ящик. К счастью разбилась только одна бутылка. Весь 100-литровый объем рюкзака заполнил чарующий аромат пива "Терек".

Выгребли осколки и повторили попытку, на этот раз более удачно. Сбегали на местный рынок (1 торговая точка) купили 3 таранки к пиву. Пошли назад. Нашли и забрали арбуз и айран. Вернулись в гостиницу. Искупались в душе и примерно в 20:30 сели отмечать восхождение.

Как и раньше было очень весело и интересно. Снова общение на английском на самые разнообразнейшие темы. Разошлись около полуночи.

День 13 (13.07.2006)

Утром, около 9:00 за нами приехала "Газель". Она должна была довести нас до Минеральных Вод, заехав предварительно в наш дождливый приют, чтобы забрать вещи из кладовки.

Все шло по плану. Около 14:00 мы были на ЖД вокзале Минеральных Вод. Пошли брать билеты, а Светлана Николаевна повезла греков подтверждать их авиабилеты и селить в гостиницу. Мы взяли плацкартные билеты на поезд №61 "Нальчик-Москва", отправление 19:57, прибытие в Ростов 04:14.

Сдали рюкзаки в камеру хранения. Походили немного по окрестностям. Зашли в магазин и купили баночку красной икры как презент грекам. Во время наших вчерашних бесед во время банкета мы затронули тему икры, и греки рассказали нам, что не едят ее практически, т.к. очень дорого. Ну, мы от широты русской души и решили им сделать подарок. Наши девушки сбегали в отдел подарков и купили бантик, мы прилепили его на банку с икрой. Вскоре приехала Светлана Николаевна и "передала" нам греков. Мы договорились, что они поедут с нами в Пятигорск (с целью экскурсии), а затем мы посадим их на такси до аэропорта. Узнали, как доехать до Пятигорска и что там можно посмотреть.

Сели на маршрутное такси №223 (обычный огромный автобус) и минут за 40 доехали до ЖД вокзала Пятигорска. Оттуда на маршрутке №1 добрались до нижней станции канатки. Поднялись на канатке вверх. Вагончик ехал значительно быстрее, чем в Азау, и этот факт пробудил в нас восторг и уважение.

Сфотографировались на смотровой площадке и начали спускаться по асфальтированной дороге вниз.

Минут через 30 нас начали терзать сомнения, а стоило ли подниматься. Никаких достопримечательностей не было, дорога и деревья вокруг. К тому же мы могли опоздать на электричку до Минеральных Вод. Мы хотели посмотреть знаменитый "Провал" и узнать почем сейчас там билеты (шутка). Из-за разницы скоростей наша группа разделилась. Я, Дима, Костя и Александр вырвались вперед. Мы таки дошли до "Провала", но времени уже не были.

Позвонила Ася и сказала, что они едут на маршрутке на ЖД вокзал. Мы тоже залезли в маршрутку и ждали отправления. Быть рядом с "Провалом" и не зайти внутрь…

Я узнал у водителя, что еще 2-3 минуты он постоит, и мы с Димой побежали внутрь. Пронеслись по темному коридору, я сделал снимок, и бегом назад.

В принципе, этого хватило, особо смотреть там нечего. Сели в маршрутку, минут через 5 поехали. Ася по телефону рассказала нам, что они уже в электричке и дала указания куда бежать. Наша высадка из маршрутки напоминала высадку рэйнджеров. Остановка, бегом через площадь, вверх по лестнице и … видим отъезжающую электричку. Ну и … с ней. Узнали у таксистов о стоимости до Минвод – 300 р., отошли на 100 метров дальше, нашли такси за 250 р., сели и поехали.

Приехали, забрали рюкзаки из камеры хранения, дождались остальных участников. Наш поезд уже стоял. Вручили грекам презент, запечатлели этот момент.

Простились с ними по-доброму, с объятиями и поцелуями. Мы с Димой пошли сажать греков на такси, остальные понесли грузить рюкзаки в поезд. Отправив греков в аэропорт, вернулись к поезду и заняли свои места. Дальше ничего интересного. Подвыпивший проводник. Легкая грусть, так как все закончилось. На одной станции купили две бутылки пива. В поезде докопались два милиционера и начали составлять акт за распитие в общественном месте. Попросили наши паспорта и начали переписывать данные.

Не знаю, что помогло, то ли убеждения наших девушек что поезд – не общественное место, то ли их же рассказ о наших нелегких испытаниях, но штраф с нас не взяли. Мы посидели еще немного и легли спать. Поезд прибыл по расписанию. Нас подвез знакомый Аси, немного прошлись пешком. Наш славный поход окончен!

Эпилог

Несмотря на погодные и организационные трудности, мы добились своей цели - покорили высшую точку России и Европы – Эльбрус, западную его вершину 5642 м. Огромное спасибо за это нашему организатору и руководителю – Литвиненко Светлане Николаевне.

Надеюсь не в последний раз мы собирались в этом составе, и еще много будет вершин, может быть менее высоких, но не менее прекрасных.

Кузин Сергей (aka Sandman) 15-16.07.2006 г.

ПЕСНЯ АЛЬПИНИСТОВ

Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб!
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру.